Научная статья на тему 'Проблемы качества образования в Российской Федерации'

Проблемы качества образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саакян Р.С., Федорова Н.В.

Рассматривается понятие «качество образования», а также проблемы качества образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF QUALITY OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors consider a concept of quality of education, and also a problem of quality of education in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Проблемы качества образования в Российской Федерации»

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

УДК 669.713.7

Р. С. Саакян, Н. В. Федорова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается понятие «качество образования», а также проблемы качества образования в Российской Федерации.

Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния общества.

Высшее образование является ведущим механизмом воспроизводства образования и кадровой политики государства.

Качество образования - теоретический вопрос, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.

До настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованная система показателей качества подготовки обучаемых также, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования [1].

Одну из основных проблем высшего образования разработчики современной государственной политики России в области образования связывают с необходимостью достижения и превышения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Более того, завершенность процесса стандартизации в вузах напрямую связывают с сертификацией соответствия предоставляемых образовательных услуг указанным государственным стандартам.

В этой связи следует отметить, что требования к выпускникам вузов и критерии их оценки должны содержаться в государственных образовательных стандартах.

Подтверждением приверженности этому методическому несоответствию служат подходы, закладываемые в концепцию создания комплексной системы управления качеством подготовки специалистов. Ее построение ассоциируется с решением трех взаимосвязанных задач: формирование эталона качества; сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном, и на этой основе - оценка качества; выработка управляющих воздействий с целью минимизации обнаруженных отклонений. Очевидно, в этом случае оценка качества системы управления образованием

производится на основе представлений об эталоне качества подготовки специалиста.

В высшем образовании как общественном институте прослеживаются весьма позитивные тенденции, отражающие насущные требования современности, и тенденции коммерциализации, часто снижающие качество образования. К позитивным тенденциям можно отнести ряд количественных и качественных изменений. Сегодня в России на 10 тыс. жителей приходится около 260 студентов вузов для студентов среднего профессионального образования в России этот показатель достиг 400 студентов на 10 тыс. жителей и является одним из самых высоких в мире.

Таким образом, в настоящее время необходима такая методика оценки качества образования, которая не основывалась бы только на оценках в дипломе студента, а объективно оценивала бы действительные знания студентов, их способность реализовать на практике полученные знания. В методику оценки качества образования следует ввести также склонность студента к новациям, стремление к дальнейшему совершенствованию личности.

Системная основа оценки качества образования должна охватывать оценку качества «конечного продукта», причем по нескольким временным срезам после окончания высших учебных заведений; оценку качества самого образовательного процесса; оценку качества подготовки абитуриентов (исходного «материала») для последующего сравнения «того, что получилось» после выхода из высшего учебного заведения с «тем, что было», какой состав и качество подготовки абитуриентов имели место вначале - «на старте».

Методики оценки качества образования в современных условиях должны включать два этапа: этап оценки качества образования на основе отчетной информации о деятельности вуза по всем указанным ранее аспектам; этап оценки качества образования на основе социологической информации о выпускниках вузов и их деловых, творческих и общественных карьерах.

Библиографическая ссылка

1. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2008.

Решетневскце чтения

R. S. Saakyan, N. V. Fedorova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

PROBLEMS OF QUALITY OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors consider a concept of quality of education, and also a problem of quality of education in the Russian Federation

Саакян Р. С., Федорова Н. В., 2011

УДК 629.7

Л. А. Семенова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Сформулированы проблемы подготовки специалистов вуза аэрокосмического направления с учетом требований к профессиональной компетенции. Предложены методы повышения уровня освоения студентами общетехнических дисциплин.

«Космическая отрасль сегодня во многом держится на старых проверенных кадрах, которые постепенно уходят на заслуженный отдых, и, как все машиностроение страны, Роскосмос сталкивается с нехваткой кадров. В рамках системы подготовки кадров для космической отрасли, Роскосмос сотрудничает с ведущими вузами страны: МГТУ им. Баумана, МАИ, МФТИ, МГУ, Южно-Уральским государственным университетом, Сибирским аэрокосмическим университетом, Самарским государственным аэрокосмическим университетом, Санкт-Петербугским политехническим университетом и др.» [1].

Современные запросы инновационной экономики предъявляют повышенные требования к компетент-ностному уровню выпускника вуза, в частности, аэрокосмического направления. Вместе с тем, в последние годы снизился общеобразовательный уровень выпускников средней школы. Эта проблема, с которой сталкивается профессорско-преподавательский состав (ППС) вуза. Особенно она ощутима на технических специальностях, когда для освоения общетехнических и специальных дисциплин необходим хороший базовый уровень знаний по высшей математике и физике.

Дисциплина «Гидравлика» для специалитета читается многим техническим специальностям на втором курсе вуза. Сложными для изучения, как показывает опыт, являются уравнения Рейнольдса и Навье-Стокса (НС), применение численных методов для решения этих уравнений (известно, что уравнения НС имеют точное решение для ограниченного круга задач). Численные методы - это отдельный курс, который студентам или уже должны начитать или читать параллельно с курсом «Гидравлика». Применение конечно-разностных методов при решении уравнений НС -вопросы повышенной сложности. Совершенствование

данных методов для численной реализации на ЭВМ при решении научных задач продолжается.

Для освоения материала студентам предлагается:

1. Углубленное изучение одного из численных методов по дисциплине.

2. Нахождение «ошибок» на лекции при записи формул преподавателем на доске.

3. Сдача электронного теста в среде Noodle на сервере СибГАУ.

4. Составление задания для электронного теста (три типа).

5. Письменный тест на 5-7 заданий на следующей лекции.

Особенности данной методики следующие: количество «ошибок» преподавателя не объявляется в начале лекции и каждая найденная «ошибка» стимулируется определенным количеством баллов, учитываемым в аттестацию. В некоторых учебниках бывают опечатки в формулах (списки опечаток в конце книги в современных учебниках отсутствуют), что затрудняет правильное понимание предмета при самостоятельном обучении. В этом случае преподаватель дает правильный вывод уравнений или системы уравнений на лекции и обращает внимание студентов на опечатку в учебнике.

Выполнение п. 4 невозможно без знания материала по численным методам. Существуют методики по составлению заданий для тестов, но студенту объясняется только кратко их суть. Задания с вариантами ответов «да» и «нет» исключаются.

В тест п. 5 включаются задания, составленные студентами. Корректировка заданий преподавателем исключает заранее заготовленные вопросы с ответами. Может применяться несколько вариантов проведения теста. У преподавателя в настоящее время есть преимущество, так как в Интернете почти нет заданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.