Научная статья на тему 'Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования'

Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОВЗ / SPIRITUALITY / MORALITY / EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зухова Арина Амуровна

В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях инклюзии, т.к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение. Автор указывает на необходимость формирования в младшем школьном возрасте системы нравственных ценностей, моральных принципов, толерантности, уважению к окружающим, доброте, сочувствию и пр. В статье автор указывает на то, что младшие школьники наиболее уязвимая часть общества, которая требует наивысшшего внимания со стороны родителей, педагогов, специалистов по работе с детьми ОВЗ, общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зухова Арина Амуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with such topical issues as spiritual and moral education of younger students in the conditions of inclusion, as in modern conditions of development of society it is of great importance. The author points to the need for the formation of a system of moral values , moral principles, tolerance, respect for others, kindness, compassion, and so on in primary school age. In the article, the author points out that primary school children are the most vulnerable part of society, which requires the highest attention from parents, teachers, specialists in working with children, and society

Текст научной работы на тему «Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF INCLUSIVE

EDUCATION

Зухова Арина Амуровна, магистрант 2 года обучения, КБГУ, по направлению: 44.04.01, Педагогическая психология, Учитель начальных классов (коррекционного класса), МКОУ "СОШ №12" г.о. Нальчик Научный руководитель: Башиева Жанна Дугуевна, доцент института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования кандидат педагогических наук

Zukhova Arina Amurovna e-mail: Tlupova.1993@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях инклюзии, т.к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение. Автор указывает на необходимость формирования в младшем школьном возрасте системы нравственных ценностей, моральных принципов, толерантности, уважению к окружающим, доброте, сочувствию и пр. В статье автор указывает на то, что младшие школьники - наиболее уязвимая часть общества, которая требует наивысшшего внимания со стороны родителей, педагогов, специалистов по работе с детьми ОВЗ, общества.

Abstract: the article deals with such topical issues as spiritual and moral educ ation of younger students in the conditions of inclusion, as in modern conditions of d

evelopment of society it is of great importance. The author points to the need for the formation of a system of moral values, moral principles, tolerance, respect for other s, kindness, compassion, and so on in primary school age. In the article, the author p oints out that primary school children are the most vulnerable part of society, which requires the highest attention from parents, teachers, specialists in working with chil dren, and society

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, инклюзивное образование, младшие школьники, ОВЗ.

Keywords: spirituality, morality, education, inclusive education, primary sch ool children, limited health opportunities.

Современный период в истории Росси и образовании является временем смены многих ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого века в России произошли как очень весомые положительные перемены, так и негативные явления, которые всегда неизбежны во время крупных социальных и политических изменений. Многие из этих явлений, конечно, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское сознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. Во время изменения ценностных ориентиров происходит нарушение и духовного единства народа, и общества в целом, размываются жизненные ориентиры молодых людей, происходит нуллификация ценностей старшего поколения, а также деформируются многие традиционные для страны моральные нормы и привычные нравственные установки. В обществе стал чувствоваться недостаток осознанно принимаемых многими гражданами принципов, норм и правил жизни, согласия по вопросам корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Образованию в России отводится главенствующая роль в духовно-нравственном укреплении российского общества, его интеграций перед различными внутренними и внешними вызовами, в повышении доверия

человека к жизни в России, к жителям страны, государству и обществу в целом, а также настоящему в будущему своей страны. Стоит отметить, что ценности личности развиваются не только в семье, а также еще и в некоторых неформальных сообществах и группах, в сфере отдыха, массовой информации и искусства. Но конечно, наиболее системно, комплексно и последовательно духовно-нравственное развитие, и воспитание личности ребенка ОВЗ происходит в сфере школьного образования, где развитие и воспитание детей обеспечено всем укладом жизни.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в условиях инклюзивного образовании мы рассматриваем как педагогически организованный процесс, осуществляемый в учебной и вне учебной деятельности, направленный на усвоение и принятие обучающимися традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству. Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Были подобраны и реализованы опросник «Духовно-нравственные понятия» и 6 методики диагностики нравственной воспитанности учащихся 14 классов при условии разъяснения учащимся 1-м классам тех вопросов, которые им не ясны.

Сроки проведения: 01.09.2018. - 06.06.2020 г.

В исследовании приняли участие учащиеся 1-4 классов школы в количестве 139 человек.

Из них:

учащиеся 1 К "а" класса - 10 чел.

учащиеся 1 "а" класса - 30 чел.

учащиеся 2 К "а" класса - 9 чел.

учащиеся 2 "а" класса - 32 чел.

учащиеся 3 "а" класса - 28 чел.

учащиеся 4 "а" класса - 30 чел.

Перед проведением опытно-поисковой работы нами была проведена беседа со школьным психологом и ознакомление с учебной программой, УМК «Школа России» для предварительного выяснения уровня знаний и умений детей и подбора необходимых диагностических методик.

В результате нами были использованы адаптированные к данному возрасту методики, позволяющие определить уровень сформированности духовно-нравственных понятий у детей младшего школьного возраста. Методический инструментарий включает набор диагностических методик для детей 6,5-10 лет проводимых в разных формах: индивидуальная, групповая.

Были подобраны соответствующие методики, которые в комплексе позволяют выявить уровень сформированности духовно-нравственных ориентиров у учащихся:

1) Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

2) Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

3) Методики, разработанные О.В.Соловьевым:

- Методика «Магазин»;

- Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»;

- "Приглашение в гости".

4) Методики разработанные сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО:

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

5) Диагностика и исследование нравственной сферы школьника:

- метод «Беседа»;

- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

- Методика «Закончи историю».

6) Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

- Методика «Сюжетные картинки»;

- Методика «Что мы ценим в людях»;

-Методика «Как поступать»;

-Методика «Закончи предложение»;

-Методика «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».

7)Анкета-опросник «Настоящий друг»

8)Опросник «Духовно-нравственные понятия».

Таким образом, можно сделать выводы по нашему исследованию, что у большинства учащихся сформировалась устойчивая духовно-нравственной мотиваций, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении.

Дети анализируют, стремятся объективно оценивать своё поведение и поведение других.

Исследование показало, что у большинства опрошенных учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.

Для учащихся уровень отношения к жизненным ценностям находится на высоком уровне и среднем уровне. Учащиеся уверены в значимости духовно -нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нравственную самостоятельность.

Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, верного друга и иметь доброе сердце.

В целом учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но есть учащиеся, не всегда проявляющие соответствующей активности.

Некоторые ребята не испытывают потребности и интереса заниматься духовно-нравственной деятельностью.

Рекомендации:

• Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

• Развитие опыта нравственного поведения;

• Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, культуру общения;

• Проводить тематические классные часы

• Развивать командные чувства у детей;

• Учить уважать чужое мнение;

• Развивать у учащихся чувство эмпатии по отношению к другим людям.

Список литературы

1. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст]/Л.И. Божович, Л. С Славина. -М.:Питер, 2008.-750с.

2. Контарбаев, И.А. Нравсвтенное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/ И.А. Контарбаев. - М.: Просвещение,1996, -126 с

3. Миронова, И.Ю. Духовно-нарвственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс]//Дети и школа.

4. Неводова, Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст]/Д.П. Неводова// Молодой ученый. -2016. - №8. - С.25-27.

List of references

1. Bozhovich, L.I. Mental development of the student and his education [Text] / L.I. Bozhovich, L. S Slavina. -M.: Peter, 2008.-750s.

2. Kontarbaev, I.A. The development of primary schoolchildren in the process of education [Text] / I.A. Kontarbayev. - M.: Education, 1996, - 126 s

3. Mironova, I.Yu. Spiritual and narcotic education of schoolchildren as a key requirement of the Federal State Educational Standard [Electronic resource] // Children and school.

4. Nevodova, D.P. On the spiritual and moral education of younger students in the process of organizing extracurricular activities [Text] / D.P. Nevodova // Young scientist. 2016. - No. 8. - S.25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.