Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ТУРИЗМ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИИ ТУРИЗМА / ТИПОЛОГИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / HEALTH RESORT SYSTEM / DIVERSIFIED DEVELOPMENT / TOURISM / TERRITORIAL APPROACH / STRATEGIES OF TOURISM PENETRATION / TYPOLOGY OF THE SANATORIUM-RESORT NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дехтярь Галина Максовна, Королев Алексей Владимирович, Соломина Ирина Юрьевна, Филатова Мария Сергеевна

В современных условиях необходимости реабилитации населения после пандемии COVID-19, а также восстановления отрасли, вопросы расширения и разнообразия деятельности санаторно-курортной сферы имеет важнейшее значение. Статья посвящена актуальной проблеме диверсификации деятельности санаторно-курортных учреждений с позиций территориального подхода. В статье обосновывается необходимость кластерного подхода в функционировании санаторно-курортного комплекса, что выражается в усилении интеграционных связей между его субъектами, тесном взаимодействии и кооперации. Рассмотрены теоретические аспекты трактовки термина «санаторно-курортный комплекс» и проблемы, связанные с этим. В статье проведен анализ возможностей диверсификации деятельности санаторно-курортного комплекса и стратегий проникновения туризма в другие отрасли. Выявлены факторы, влияющих на процесс диверсифицированного развития санаторно-курортного комплекса и его частей. На основе проведенного опроса потенциальных рекреантов разработана типология санаторно-курортных потребностей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дехтярь Галина Максовна, Королев Алексей Владимирович, Соломина Ирина Юрьевна, Филатова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF DIVERSIFIED DEVELOPMENT OF THE HEALTH RESORT SYSTEM

COVID-19 pandemic and associated with it economic crisis created the need to rehabilitate the population, as well as to restore the industry. In this context the issues of expanding and diversifying the activities of the health resort sector are of paramount importance. The article is devoted to the topical problem of diversifying the activities of sanatorium-resort institutions from the standpoint of the territorial approach. The article substantiates the need for a cluster approach in the functioning of a health resort system, which is expressed in the strengthening of integration ties among its subjects, close interaction and cooperation. The authors consider theoretical aspects of the interpretation of the term “health resort system” and the problems associated with it. The article analyzes the possibilities of diversifying the activities of the sanatorium and resort complex and the strategies of tourism penetration into other industries. The factors influencing the process of diversified development of the sanatorium-resort complex and its parts are revealed. On the basis of the survey of potential recreants, the authors develops and present a typology of the sanatorium-resort needs of the population.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10506

ДЕХТЯРЬ Галина Максовна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российский государственный гуманитарный университет (Москва, РФ)

профессор; dekhtyar-gm@ranepa.ru

КОРОЛЕВ Алексей Владимирович

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат экономических наук, доцент; akoroliov@yandex.ru

СОЛОМИНА Ирина Юрьевна

Институт экономики и культуры (Москва, РФ) кандидат философских наук; доцент; siu@bk.ru

ФИЛАТОВА Мария Сергеевна

Институт экономики и культуры (Москва, РФ) кандидат философских наук; доцент; filatova_m@ieac.ru

ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО

КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В современных условиях необходимости реабилитации населения после пандемии COVID-19, а также восстановления отрасли, вопросы расширения и разнообразия деятельности санаторно-курортной сферы имеет важнейшее значение. Статья посвящена актуальной проблеме диверсификации деятельности санаторно-курортных учреждений с позиций территориального подхода. В статье обосновывается необходимость кластерного подхода в функционировании санаторно-курортного комплекса, что выражается в усилении интеграционных связей между его субъектами, тесном взаимодействии и кооперации. Рассмотрены теоретические аспекты трактовки термина «санаторно-курортный комплекс» и проблемы, связанные с этим. В статье проведен анализ возможностей диверсификации деятельности санаторно-курортного комплекса и стратегий проникновения туризма в другие отрасли. Выявлены факторы, влияющих на процесс диверсифицированного развития санаторно-курортного комплекса и его частей. На основе проведенного опроса потенциальных рекреантов разработана типология санаторно-курортных потребностей населения.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, диверсификация, туризм, территориальный подход, стратегии туризма, типология санаторно-курортных потребностей

Для цитирования: Дехтярь Г.М., Королев А.В., Соломина И.Ю., Филатова М.С. Проблемы диверсифицированного развития санаторно-курортного комплекса в современных условиях // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №5. С. 72-83. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10506.

Дата поступления в редакцию: 12 ноября 2020 г. Дата утверждения в печать: 14 декабря 2020 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10506

Galina M. DEKHTYAR

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration;

Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia) Professor; e-mail: dekhtyar-gm@ranepa.ru

Alexey V. KOROLYOV

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: akoroliov@yandex.ru

Irina Yu. SOLOMINA

Institute of Economics and Culture (Moscow, Russia) PhD in Philosophy, Associate Professor; e-mail: siu@bk.ru

Maria S. FILATOVA

Institute of Economics and Culture (Moscow, Russia) PhD in Philosophy, Associate Professor; e-mail: filatova_m@ieac.ru

CURRENT ISSUES OF DIVERSIFIED DEVELOPMENT OF THE HEALTH RESORT SYSTEM

Abstract. COVID-19 pandemic and associated with it economic crisis created the need to rehabilitate the population, as well as to restore the industry. In this context the issues of expanding and diversifying the activities of the health resort sector are of paramount importance. The article is devoted to the topical problem of diversifying the activities of sanatorium-resort institutions from the standpoint of the territorial approach. The article substantiates the need for a cluster approach in the functioning of a health resort system, which is expressed in the strengthening of integration ties among its subjects, close interaction and cooperation. The authors consider theoretical aspects of the interpretation of the term "health resort system" and the problems associated with it. The article analyzes the possibilities of diversifying the activities of the sanatorium and resort complex and the strategies of tourism penetration into other industries. The factors influencing the process of diversified development of the sanatorium-resort complex and its parts are revealed. On the basis of the survey of potential recreants, the authors develops and present a typology of the sanatorium-resort needs of the population.

Keywords: health resort system, diversified development, tourism, territorial approach, strategies of tourism penetration, typology of the sanatorium-resort needs

Citation: Dekhtyar, G. M., Korolyov, A. V., Solomina, I. Yu., & Filatova, M. S. (2020). Current issues of diversified development of the health resort system. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(5), 72-83. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10506. (In Russ.).

Article History

Received 12 November 2020 Accepted 14 December 2020

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

©0®

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Современные условия развития общества, обусловленные пандемией COVID-19, создают новые реалии для функционирования

V л V

санаторно-курортной отрасли. С одной стороны, ограничения, связанные с мерами предотвращения распространения коронави-русной инфекции, привели к снижению количества посетителей санаторно-курортных учреждений, а учитывая тот факт, что основными потребителями санаторно-курортных услуг по-прежнему в большинстве случаем являются люди пожилые или с хроническими заболеваниями, то сокращение количества санаторно-курортных туристов было значительным.

С другой стороны, высокий уровень заболеваемости создает потребность в профилактике и оздоровлении людей, переболевших COVID-19, и таким образом потребителями санаторно-курортных услуг становятся более молодые люди с потребностями, отличными от привычных для традиционных туристов. Кроме того, сама такая потребность формирует дополнительный спрос на санаторно-курортные услуги и способствует снижению сезонности в отдельных туристских дестинациях.

Например, отдых в Крыму с программами по реабилитации COVID-19 стал лидером продаж первого месяца 2021 года. Доля таких программ составила около 40%, а спрос на Крым в межсезонье по сравнению с прошлым годом увеличился почти в полтора раза. При этом туристы чаще всего бронируют путевки на февраль и март, ведь это самый выгодный период с точки зрения цены. По оценкам экспертов, это признаки формирующегося тренда на популярность ЮБК в межсезонье 1.

Все это вынуждает санаторно-курортные учреждения пересматривать пути своего развития, искать новые формы и способы реализации лечебно-оздоровительных услуг, использовать открывающиеся возможности для привлечения гостей и увеличению прибыли.

Санаторно-курортные комплексы играют

важную роль в экономике страны, ведь они не просто приносят прямые доходы, но и обеспечивают физическое и психическое здоровье ее граждан, которые в свою очередь выступают основным достоянием страны и ее трудовыми ресурсами [9]. Санаторно-курортная сфера обеспечивает восстановление здоровья граждан, и как следствие качество трудовых ресурсов, формирует рабочие места, выступает механизмом продвижения территории на туристическом рынке, и поэтому имеет высокую социальную и экономическую значимость.

Именно поэтому вопросы, связанные с состоянием санаторно-курортного комплекса, имеют непреходящую актуальность, и привлекают внимание со стороны исследователей-теоретиков, практиков и представителей власти [7, 8, 10, 12, 15, 18, 19]. Проблемы и перспективы санаторно-курортной отрасли уже давно и достаточно подробно рассматриваются как в отечественных, так и в зарубежных публикациях. Нужно отметить, что лечебно-оздоровительный туризм и вопросы его территориальной организации занимают пограничное место в системе научных дисциплин и попадают в поле зрения как медицинских наук, в том числе рекреалогии, курортологии и пр., так изучаются с позиций рекреационной географии, экономики и управления.

Все это говорит о комплексности и неоднородности функциональной структуры и сущности санаторно-курортного комплекса как объекта исследований. Это в свою очередь создает ряд трудностей в понимании санаторно-курортной сферы как целостного объекта, его функционала, в статистическом учете, в неоднозначности подходов к системе управления и пр.

Именно поэтому разные авторы по-разному определяют содержание и функционал санаторно-курортного комплекса как субъекта лечебно-оздоровительного туризма.

В практике сегодня неоднозначно трактуется термин «курорт» - субъекты туристичес-

1 Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья. URL: https://aotrf.ru/news/krym-stal-liderom-prodazh-putevok-s-programmami-reabilitatsii-covid-19/

кого рынка вольно распоряжаются этим определением и зачастую в целях рекламы отдельных территорий используют его для приукрашивания значимости места. Так появляются «горнолыжные курорты», к категории курортов включаются туристские центры, не имеющие медицинской специализации (например, Прага, Стамбул, Санкт-Петербург и пр.).

В научных публикациях термин «санаторно-курортный комплекс» также трактуется неоднозначно. В научной литературе широко представлен объектный подход [5, 13, 17].

Еще одна точка зрения [6, 8, 9, 11, 14, 16] заключается в понимании санаторно-курортного комплекса как межотраслевого образования организаций, специализирующихся на оказании санаторно-курортных и рекреаци-онно-досуговых услуг, объединенных по территориальному признаку в курортных местностях, работающих в тесной взаимосвязи, но выполняющих свои самостоятельные функции и решающих как важные социальные задачи по рекреации, лечению и оздоровлению населения, так и коммерческие задачи его учредителей.

Другие исследователи [3, 4] рассматривают санаторно-курортный комплекс более расширенно и отмечают, помимо традиционных лечебно-оздоровительных учреждений в санаторно-курортный комплекс входят предприятия инфраструктуры: транспорт, связь, водо-, тепло- и энергоснабжение, и т. п.

Такой географический подход в понимании туристического пространства уже апробирован в ряде научных публикаций в целом по проблематике туризма и туристского пространства [2, 12, 19].

Кроме того, практически все инфраструктурные объекты СКК используются не только гостями санаторно-курортного комплекса, но и местными жителями, которые посещают благоустроенные парки, пляжи, спортивные сооружения, пользуются медицинской базой санаторно-курортного комплекса, что в сумме дает положительный эффект для всей дестина-ции в целом [9].

Эта неоднозначность места санаторно-курортного комплекса в экономической системе территории, а также разница в трактовках очень важна для понимания сущности функций санаторно-курортной сферы в целом. В советские годы сложилась уникальная система лечебно-оздоровительного комплекса, механизмы и технологии которого активно применялись другими странами, и не теряют своей значимости до сих пор. Однако эта система опиралась на широкий спектр медицинских методов лечения и оздоровления, а также на такие составляющие рекреации как душевный покой, размеренное времяпрепровождение, режим дня, диетическое питание и пр.

С другой стороны, была не развита индустрия развлечений, что создало определенный образ санаторно-курортного отдыха.

Хотя при этом именно положительные эмоции, познавательная активность - это те условия, которые обеспечивают успешность лечения и оздоровления. Прогулки по лечебным тропам в Крыму, инициированные С.П. Боткиным во второй половине Х1Х века, которые сочетали в себе умеренную физическую нагрузку, дыхание воздухом, насыщенным фитонцидами и удовольствие от созерцания ландшафтов ЮБК, не теряют своей значимости в реабилитации граждан, страдающих заболеваниями органов дыхания, до сих пор.

Оздоровительная ценность сопутствующих услуг связана с эмоциональным состоянием человека, проходящего лечение или реабилитацию. Традиционным способом снижения веса у людей с заболеваниями выступает диета и реабилитационная гимнастика. Однако, активный отдых (например, скандинавская ходьба в допустимых дозах), игры и анимация будут более успешны при реализации программ по снижению веса. Лечение и реабилитация людей с наркозависимостью проходит легче в сочетании с познавательной активностью. Комфортный психологический климат и разнообразие выбора деятельности не являются лечебным фактором, но выступают важным условием для успешности лечения и

оздоровления.

Сегодня во всем мире происходят трансформационные сдвиги в санаторно-курортной отрасли, которые заключаются в омоложении туристского потока, востребованности услуг в связи с влиянием идеологии здорового образа жизни, красоты и молодости, и при этом усилении позиций экономики впечатлений и внедрение ее во все сферы общества, особенно в туризм. При этом большинство санаторно-курортных учреждений в России продолжает придерживаться традиционных сценарием деятельности, игнорируя потребности в диверсификации своего функционала. В рамках санаторно-курортных комплексов как территориальных образований происходит стихийное развитие отдельных субъектов, снижается степень интеграции между отдельными стейкхол-дерами процесса, что негативно сказывается на функционировании и привлекательности комплекса в целом.

Приведем пример. В советские годы для обеспечения диетического питания рекреан-тов в санаторно-курортных учреждениях в Сочи было основано форелевое хозяйство. Таким образом выполнялись важные функции на уровне территориального комплекса - обеспечение постоянным ресурсом для диетического питания, формирование уникальности комплекса (сочетание природно-лечебных факторов территории и важного пищевого ресурса -радужной форели), создание рабочих мест, снижение антропогенной нагрузки на природный аквальный комплекс. Сегодня в Сочи мы можем наблюдать снижение интеграционных связей между объектами санаторно-курортного комплекса, нарастающую конкуренцию, в том числе ценовую, и как следствие отказ от услуг форелевого хозяйства, которое в свою очередь, уже работает не на обеспечение диетического питания, а на отельно-ресторанную отрасль. С одной стороны, все субъекты данного процесса не утратили выгоды, санаторно-курортные учреждения формируют меню из привозных продуктов, а радужная форель, выращенная в Сочи, стала местным

гастрономическим деликатесом, однако взаимосвязь на уровне территориального комплекса разрушена, и общий фактор уникальности курортных ресурсов утрачен.

Поэтому целью данной статьи является выявление путей диверсифицированного развития санаторно-курортного комплекса на основе кластерного подхода.

Для достижения цели поставлены такие задачи:

-анализ возможностей диверсификации деятельности санаторно-курортного комплекса и стратегий проникновения туризма в другие отрасли;

-выявление факторов, влияющих на процесс диверсифицированного развития сана-торно- курортного комплекса и его частей;

-разработка типологии санаторно-курортных потребностей населения;

-определение условий формирования и функционирования рынка санаторно-курортных услуг.

Рассмотрим возможности применения существующих стратегий диверсификации для санаторно-курортного комплекса и отдельных санаторно-курортных предприятий.

На наш взгляд, для развития санаторно-курортного комплекса наиболее можно использовать стратегию проникновения в новые отрасли (приобретение новых предприятий или создания совместных) и стратегию связанной диверсификации.

Стратегия проникновения в новые отрасли может иметь одну из трех форм: приобретение компании, создание новой компании на основе старой и создание совместного предприятия. Оптимальная форма сотрудничества на сегодняшний день — это создание совместных предприятий. Следуя этой стратегии различные санаторно-курортные предприятия могут сотрудничать между собой и с другими организациями: с торговыми предприятиями (продовольственными и непродовольственными магазинами, аптеками); туристическими (бюро путешествий, турфирмами), средствами размещения, культурно-развлекатель-

ными (тематическими клубами, спортивными организациями, казино и пр.); предприятиями питания, бытового обслуживания; производственными предприятиями (минизаводы по разливу минеральных вод, производству косметических средств, сувенирных изделий); полиграфическими предприятиями и др. Совместные предприятия выступают выгодной организационной формой для осуществления такой деятельности, которая является неэкономичной, слишком рискованной для одного предприятия, зависит от сезонных колебаний. Также совместные предприятия выгодны, в случаях, когда объединение ресурсов и опыта двух или нескольких независимых предприятий создает организацию, обладающую всем необходимым, чтобы стать мощным конкурентом. Именно поэтому подобная стратегия ведет к усилению позиций всех субъектов санаторно-курортного комплекса и обеспечивает его общую устойчивость и привлекательность.

Стратегия диверсификации означает вхождение в бизнес, который имеет определенное стратегическое соответствие (стратегическое соответствие существует, если разные предприятия имеют связанные производственные циклы). Отношения стратегического соответствия могут создать возможности для обмена технологиями, создания совместных профессиональных требований, программ повышения квалификации и переквалификации, использование общих поставщиков, аналогичных производственных методов и управленческих систем, применение одинаковых видов маркетинга и общих систем продвижения товара или услуги. Соответствие или связанность могут оказаться в любой точке цепи расходов. Отношение стратегического соответствия представляют возможности для снижения издержек, переноса технологии или производственного опыта, дополнительной дифференциации или получения преимуществ от использования торговой марки. Все перечисленное создает предпосылки и путь для получения

конкурентного преимущества специализированных предприятий определенного санаторно-курортного учреждения или комплекса в целом перед конкурентами. Для санаторно-курортных предприятий может быть весьма выгодным вхождение в туристический бизнес с целью:

- использования уже существующего персонала, который занимается рекламой и сбытом для реализации туров;

- использование близких технологий по продвижению товара (путевок, туров) перенос опыта, в частности управленческого, из одной отрасли в другую; переноса положительной репутации одного предприятия на другое;

- возможность получения дохода от реализации туров и экскурсионных программ во время сезонного простоя санаторно-курортного предприятия;

- возможность организации делового туризма (конференции, симпозиумы, референдумы) с использованием материальной базы санаторно-курортного предприятия во время его сезонного простоя или незначительного загрузки.

Благодаря централизованному управлению и использованию производственных мощностей, функциональных служб, каналов сбыта санаторно-курортного предприятия можно снизить расходы из-за эффекта масштаба.

При выборе стратегии диверсификации необходимо полагаться на результаты анализа основных факторов, влияющих на данный процесс. Особенно важно определить степень негативного влияния отдельных факторов на процесс диверсификации для прогнозирования дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса и планирование мероприятий по предотвращению последствий такого влияния.

Основные факторы, влияющие на процесс диверсифицированного развития санаторно-курортного комплекса, можно сгруппировать по отдельным признакам (рис. 1).

. Факторы макросреды

Факторы микросреды ,

демографические, экономические, политико-

потребители, посредники, поставщики, конку-

правовые, технологические, экологические,

ренты, контактные аудитории, местные власти

культурные

Рыночные факторы Непредвиденные факторы (например, случив-

спрос, предложение шаяся пандемия COVID-19)

Ресурсные факторы

природные, материальные, человеческие, информационные, инновационно-инвестиционные

Рис. 1 - Основные факторы, влияющие на процесс диверсифицированного развития

санаторно-курортного комплекса

Влияние достаточно широкого спектра факторов на диверсифицированное развитие санаторно-курортного комплекса в условиях рынка санаторно-курортных услуг сопровождается соответствующим спросом и предложением и соотношениями между ними.

Санаторно-курортные потребности современного потребителя являются комплексными. Они предусматривают не только лечение и профилактику, но и ряд сопутствующих потребностей. Классически к основным функциям современных санаторно-курортных комплексов относят: лечение; медицинскую реабилитацию; профилактику; проживание; питание; отдых и развлечение (рекреация, туризм); бытовое и дополнительное обслуживание [1].

Для выявления санаторно-курортных потребностей мы провели опрос потенциальных рекреантов на предмет их заинтересованности в санаторно-курортных услугах. Опрос проводился в социальных сетях в тематических группах, публикующих контент о туризме в курортных регионах РФ (Крым, Краснодарский край, Балтийское побережье Калининградской и Ленинградской областей и пр.). Опрос проводился методом случайной выборки и охватил 537 человек - жителей России из разных регионов. Подробное изучение географической представленности не проводилось.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опрос опирался на такие блоки анкеты.

1. Общие данные (пол, возрастная категория до 18 лет, 19-35 лет, 35-55 лет, 56-65 лет, больше 65 лет).

2. Блок, направленный на выявление

потенциальной аудитории санаторно-курортного комплекса и ее мотивацию. Второй блок приведен в табл. 1.

В итоге из 537 респондентов в потенциальную аудиторию санаторно-курортного комплекса попали 445 (ответы на первый вопрос второго блока «Да», «Нет, но планирую») и также респонденты, которые ответили «Да, но не больше планирую» - их всего 25 - дали ответы на нужные вопросы в анкете.

Возрастная категория респондентов, которые дали отрицательный ответ относительно перспективы пребывания в санаторно-курортном учреждении - от 18 до 35 лет, из тех, кто не планирует больше пребывание в санаторном комплексе - от 35 до 50 лет, и причиной такого ответа стало неудовлетворительное качество услуг, отсутствие результата, высокая цена, отсутствие дополнительных услуг.

Из опрошенных 70% проходили или хотели бы проходить лечение или реабилитацию в связи с основным заболеванием, 25 - для омоложения, отдыха, релаксации, косметоло-гических процедур, детоксикации, и только 5% - с целью профилактики или общего оздоровления. Это связано с тем, что санаторно-курортный комплекс у туристов по-прежнему воспринимается как способ лечения, к которому нужно прибегать только при непосредственной необходимости. Высокий процент желающих сохранить красоту и здоровье отражает тенденцию в обществе к приоритету здорового образа жизни.

Таблица 1 - Вопросы анкеты, направленные на выявление

дополнительных рекреационных потребностей

Вопросы Ответы

Были ли Вы посетителем санатория, профилактория или иного санаторно-курортного учреждения Да Нет Да, но больше не планирую (укажите причину, почему) Нет, но планирую

Какой формат лечебно-оздоровительных услуг Вы получали (хотели бы получать) Оздоровление (общее) Лечение(по основному профилю заболеваний) Реабилитация Другое (укажите)

Что повлияло на выбор Вами санаторно-курортного комплекса Цена Возможность полной или частичной оплаты предприятием Набор услуг Природно- лечебные факторы

Уровень квалификации персонала Дополнительные программы и возможность развлечений и экскурсий Месторасположение Другое (укажите)

Какие дополнительные услуги Вы бы хотели получить, пребывая в санаторно-курортном комплексе (если бы они входили в стоимость путевки) - можно отметить несколько Фитнес и спорт Ночные клубы Кинотеатры и театры Гастрономические удовольствия

Душевные практики (медитации и пр.) Осмотр достопримечательностей, экскурсии, в т.ч. интерактивные Праздничная и анимационная программа Другое (укажите)

Какие дополнительные услуги Вы бы хотели получить пребывая в санаторно-курортном комплексе (если бы они не входили в стоимость путевки) можно отметить несколько Фитнес и спорт Ночные клубы Кинотеатры и театры Гастрономические удовольствия

Душевные практики (медитации и пр.) Осмотр достопримечательностей, экскурсии, в т.ч. интерактивные Праздничная и анимационная программа Другое (укажите)

Какие дополнительные услуги из тех, которые Вы получили, пребывая в санаторно-курортном комплексе, Вы бы отметили как: положительный момент (требовалось перечислить)

отрицательный момент (требовалось перечислить)

На вопрос, что повлияло на выбор санаторно-курортного комплекса, большинство ответили «цена», «возможность оплаты предприятием», «Месторасположение», треть опрошенных отметила уровень персонала и набор услуг, и только 10% отметили уникальные лечебные факторы. Среди других

факторов, повлиявших на выбор санаторно-курортного комплекса, респонденты написали ответы, которые повторяли ранее предложенные вопросы - «недалеко от дома», «друзья посоветовали, там хорошие процедуры» и пр.

Среди дополнительных услуг, которые могли бы быть включены в стоимость путевки,

респонденты отметили почти все перечисленные услуги, меньше всего ночные клубы, в числе других - казино, общение с животными, услуги психолога.

Из дополнительных услуг, которые были бы не включены в стоимость путевки, респонденты больше всего отметили осмотр достопримечательностей, экскурсии, в т.ч. интерактивные (70%), «фитнес и спорт» (50%), кинотеатры и театры (40%), праздничная и анимационная программа (70%), гастрономические удовольствия (30%), душевные практики (20%), ночные клубы (5%).

Респонденты особо отметили такие дополнительные услуги, которые их положительно впечатлили: экскурсии по окрестностям, которые организовали партнеры санаторно-курортного учреждения, праздничная программа, организованный кино-вечер.

Среди отрицательно оцененных дополнительных услуг больше всего некачественно организованных экскурсий и дегустаций местной кухни.

Как видим из ответов респондентов, потребность в дополнительных услугах - такая же рекреационная потребность, как и необходимость лечения и оздоровления. Большинство лечебно-оздоровительных предприятий не оказывает дополнительных услуг и не имеет договорных отношений с партнерами для их оказания. Это сказывается на общем уровне развития санаторно-курортных комплексов как территориальных систем, и снижает их привлекательность. Продуманная стратегия развития современного санаторно-курортного комплекса должна включать в себя механизмы по удовлетворению всего спектра рекреационных потребностей посетителей.

Спрос на санаторно-курортные услуги является специфической формой выражения санаторно-курортных потребностей, детерминируется и обеспечивается уровнем платежеспособности населения. Спрос на санаторно-курортные услуги, как и на рекреационные, можно классифицировать следующим образом: по формам возникновения

(сформированный, спрос на стадии формирования, сезонный) по намерениям потребителя (твердо сформированый, альтернативный, спонтанный) по состоянию рынка (отрицательный, скрытый, полноценный, отложенный) за учетом территориального аспекта (стационарный, мобильный (мигрирующий), по степени удовлетворения (доволен, недоволен) по возможности удовлетворения (действительный и потенциальный платежеспособный).

Функционирование рынка санаторно-курортных услуг предусматривает взаимозависимость спроса на эти услуги и их предложения. Эта взаимозависимость обусловливается: наличием природных ресурсов, необходимых для предоставления санаторно-курортных и сопутствующих услуг; трудовыми ресурсами, способными качественно и квалифицированно оказывать эти услуги; технологиями, в том числе информационными, способными обеспечить адекватное совокупному спросу потребления санаторно-курортных услуг; наличием санаторно-курортных предприятий и объектов рекреационной, социальной, производственной и рыночной инфраструктуры на территории конкретных санаторно-курортных центров.

Таким образом, достаточный санаторно-курортный потенциал стимулирует санаторно-курортную деятельность на определенной территории (санаторно-курортный комплекс) и, одновременно, рост санаторно-курортной деятельности ограничивается объемом природных ресурсов, экологическими возможностями территории в связи с объективно существующими пределами антропогенных нагрузок, а также уровнями трудоресурсного и инфраструктурного обеспечения.

Поэтому именно диверсификация деятельности в пределах санаторно-курортного комплекса на основе стратегий проникновения и связанной диверсификации позволит уменьшить антропогенную нагрузку на территорию, привлечь некурортных посетителей (экскурсантов, местных жителей), снизить фактор сезонности, координировать рекреационные потребности и спрос.

Выводы. Анализ литературы и экспертных мнений позволил сформулировать системное понимание санаторно-курортного комплекса. Санаторно-курортный комплекс - это территориальное образование, которое выполняет функции восстановления моральных и физических сил человека за счет находящихся в его пределах объектах санаторно-курортной отрасли и сопутствующей инфраструктуры (объектов развлечения, историко-культурных достопримечательностей, транспорта, объектов экскурсионной сферы, туристских маршрутов и пр.). При этом объекты санаторно-курортный отрасли - санатории, профилактории, лечебницы и пр. - выполняют прямые функции по лечению и оздоровлению населения, тогда как сопутствующая инфраструктура создает условия для успешной реализации программ реабилитации и лечения.

Функционирование санаторно-курортного комплекса более успешно, если опирается на принципы кластерного подхода, то есть все субъекты комплекса должны находиться в тесной кооперации, что в итоге дает синергети-ческий эффект. Чем интеграционные связи

выше, тем более успешен комплекс в целом, тем более он уникален и привлекателен для туристов.

Деятельность санаторно-курортного комплекса не ограничивается лечебно-оздоровительными услугами для гостей, она распространяется и на местных жителей, что в совокупности дает экономический и социальный эффект.

Сегодня наблюдается тенденция к усилению внимания к санаторно-курортным услугам со стороны туристов, растет количество туристов 30-40 лет с детьми, которые активно бронируют путевки в санаториях. В число потенциальных потребителей санаторно-курортных услуг все чаще попадают миллениалы. Такие туристы более требовательны к набору сопутствующих услуг - возможностям разнообразить свой отдых, сделать его более эмоционально насыщенным, наполнить его познавательной активностью, и данные проведенного опроса это подтверждают. Поэтому в современном санаторно-курортном комплексе важно создавать условия для удовлетворения разнообразных рекреационных потребностей гостей.

Список источников

1. Артамонова М.В. Формирование системы сервисного сопровождения санаторно-курортных услуг: Автореф. ... канд. экон. Новосибирск, 2005. 22 с.

2. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Туристские легенды как составляющая экономики впечатлений и процесса формировании опыта путешествий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. №2. С.7-20.

3. Боков М.А., Ветитнев А.М., Попков В.П. Менеджмент в санаторно-курортных организациях. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 195 с.

4. Быкова О.Н. Разработка организационно-экономической модели управления санаторно-курортным комплексом Сочинского региона // Вестник ТГУ. 2008. №4. С.379-386.

5. Гришина Н.К., Соловьева Н.Б., Гайдук С.В. К вопросу о классификации санаторно-курортных учреждений // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015. №4-5. С.97-106.

6. Зуденкова С.А. Государственное регулирование санаторно-курортного комплекса // Проблемы экономики и менеджмента. 2011. №4(4). С. 35-39.

7. Калмыков Н.Н., Дехтярь Г.М., Попченко Е.Л., Орлянская А.А., Мусин И.У. Об итогах реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» // Московский экономический журнал. 2017. №3. С.98.

8. Калинин Д.И. Программно-целевой подход к формированию и совершенствованию системы управления развитием предпринимательства в санаторно-курортной сфере // Изв. С.-Петерб. гос. экон. ун-та. 2014. № 6. С. 144-147.

9. Левченко Т.П. Система управления инновационным развитием санаторно-курортных комплексов. Казань: Бук, 2018. 140 с.

Ю.Оборин М.С., Плотников А.В., Владимирский Е.В., Каячев А.П. Влияние природных лечебных ресурсов на развитие санаторно-курортной деятельности региона // Фундаментальные исследования. 2014. №9-4. С. 823-827.

11.Оборин М.С. Региональный анализ изучения рекреационных систем// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Естественные науки. 2013. №2. С. 35-42.

12.Оборин М.С. Социально-экономические условия и функции санаторно-курортной системы региона как фактор создания маркетинговой стратегии развития рынка санаторно-курортных услуг // Вестник Астраханского гос. технич. ун-та. Сер.: Экономика. 2015. №2. С. 49-56.

13.Перов Д.В. Интернет-маркетинг в санаторно-курортном комплексе // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2015. №4(2). С. 56-60.

14.Соломина И.Ю., Шушарина В. Проект лечебно-оздоровительного тура выходного дня "Ре-лакс для тела и души в Сергиевских минеральных водах" // В сб.: Наука - сервису: Мат. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. М.: РГУТИС, 2018. С. 232-244.

15.Суров С. Проблемы повышения конкурентоспособности в сфере санаторно-курортных услуг // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 12. С. 32-35.

16.Хайдуков Д.С. Система стратегического управления курортным комплексом// Вестник государственного университета управления. 2009. № 22. С. 214-219.

17.Ширинен Р.П. Состояние санаторно-курортных учреждений в республике Тыва // УЭкС. 2016. №8 (90). С.15-22.

18.Nikolskaya E.Yu., Dekhtyar G.M., Anzorova S.P., Potapov S.V., Lebedev K.A. Methodical Approaches to Estimate Hotel Facilities' Efficiency // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. №8(32). Pp.1274.

19.Nikolskaya E.Yu., Pasko O.V., Dekhtyar G.M., Anikina E.N., Lebedev K.A. The Hotel Sector as an Important Component of Regional Economic Infrastructure // Journal of Environment Management and Tourism 2018. №6(30). Pp. 1178.

References

1. Artamonova, M. V. (2005). Formirovanie sistemy servisnogo soprovozhdenija sanatorno-ku-rortnyh uslug [Formation of the system of service support of sanatorium and resort services]. Cand. of Economics Thesis. Novosibirsk. (In Russ.).

2. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2019). Turistskie legendy kak sostavljajushhaja ekonomiki vpechatlenij i processa formirovanii opyta puteshestvij [Tourist legends as a part of the economy experiences and the process of formation of the travel experience]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Sevice and Tourism: Current Challenges], 2, 7-20. (In Russ.).

3. Bokov, M. A., Vetitnev, A. M., & Popkov, V. P. (2008). Menedzhment v sanatorno-kurortnyh organizacijah [Management in sanatorium-resort organizations]. St. Petersburg: Publ. house SPbGUEF. (In Russ.).

4. Bykova, O. N. (2008). Razrabotka organizacionno-ekonomicheskoj modeli upravlenija sana-torno-kurortnym kompleksom Sochinskogo regiona [Development of an organizational and economic model for managing a sanatorium-resort complex in the Sochi region]. Vestnik TGU [TSU Bulletin], 4, 379-386. (In Russ.).

5. Grishina, N. K., Solov'eva, N. B., & Gayduk, S. V. (2015). K voprosu o klassifikacii sanatorno-kurortnyh uchrezhdenij [On the issue of the classification of health resort institutions]. Bjulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorovja imeni N. A. Se-mashko [Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko], 4-5, 97-106. (In Russ.).

6. Kalmykov, N. N., Dekhtyar, G. M., Popchenko, E. L., Orljanskaja, A. A., & Musin, I. U. (2017). Ob itogah realizacii FCP «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii» [On

the results of the implementation of the FTP "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation"]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 3, 98. (In Russ.).

7. Zudenkova, S. A. (2011). Gosudarstvennoe regulirovanie sanatorno-kurortnogo kompleksa [State regulation of the sanatorium-resort complex]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta [Problems of Economics and Management], 4 (4), 35-39. (In Russ.).

8. Kalinin, D. I. (2014). Programmno-celevoj podhod k formirovaniju i sovershenstvovaniju sistemy upravlenija razvitiem predprinimatel'stva v sanatorno-kurortnoj sfere [Program-targeted approach to the formation and improvement of the business development management system in the health resort sector]. Izv. S.-Peterb. gos. ekon. un-ta [Izvestia St. Petersburg State Economical University], 6, 144-147. (In Russ.).

9. Levchenko, T. P. (2018). Sistema upravlenija innovacionnym razvitiem sanatorno-kurortnyh kompleksov [Management system for innovative development of sanatorium and resort complexes]: A tutorial. Kazan: Buk. (In Russ.).

10. Oborin, M. S., Plotnikov, A. V., Vladimirskiy, E. V., & Kajachev, A. P. (2014). Vlijanie prirodnyh lechebnyh resursov na razvitie sanatorno-kurortnoj dejatel'nosti regiona [Influence of natural medicinal resources on the development of health resort activities in the region]. Fundamen-tal'nye issledovanija [Basic research], 9-4, 823-827. (In Russ.).

11. Oborin, M. S. (2013). Regional'nyj analiz izuchenija rekreacionnyh system [Regional analysis of the study of recreational systems]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Estestvennye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences], 2, 35-42. (In Russ.).

12. Oborin, M. S. (2015). Social'no-ekonomicheskie uslovija i funkcii sanatorno-kurortnoj sistemy regiona kak faktor sozdanija marketingovoj strategii razvitija rynka sanatorno-kurortnyh uslug [Socio-economic conditions and functions of the region's sanatorium-resort system as a factor in creating a marketing strategy for the development of the sanatorium-resort services market]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Ekonomika [Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics], 2, 49-56. (In Russ.).

13. Perov, D. V. (2015). Internet-marketing v sanatorno-kurortnom komplekse [Internet marketing in a health resort complex]. Nauka i turizm: strategii vzaimodejstvija [Science and Tourism: Interaction Strategies], 4 (2), 56-60. (In Russ.).

14.Solomina, I. Yu., & Shusharina, V. (2018). Proekt lechebno-ozdorovitel'nogo tura vyhodnogo dnya "Relaks dlya tela i dushi v Sergievskih mineral'nyh vodah" [The project of a therapeutic and health-improving weekend tour "Relax for body and soul in Sergievskiy mineral waters"]. In coll.: Nauka -servisu [Science - service]: Mat. XXIII Int. scientific-practical conf. Moscow: RSUTS, 232244. (In Russ.).

15. Surov, S. (2016). Problemy povyshenija konkurentosposobnosti v sfere sanatorno-kurortnyh uslug [Problems of increasing competitiveness in the field of spa services]. Problemy teorii iprak-tiki upravlenija [Problems of theory and practice of management], 12, 32-35. (In Russ.).

16. Khaydukov, D. S. (2009). Sistema strategicheskogo upravlenija kurortnym kompleksom [The system of strategic management of the resort complex]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta upravlenija [Bulletin of the State University of Management], 22, 214-219. (In Russ.).

17. Shirinen, R. P. (2016). Sostojanie sanatorno-kurortnyh uchrezhdenij v respublike Tyva [The state of health resorts in the Republic of Tyva]. UEkS, 8 (90). 15-22. (In Russ.).

18. Nikolskaya, E. Yu., Dekhtyar, G. M., Anzorova, S. P., Potapov, S. V., & Lebedev, K. A. (2018). Methodical Approaches to Estimate Hotel Facilities' Efficiency. Journal of Environmental Management and Tourism, 8 (32), 1274.

19. Nikolskaya, E. Yu., Pasko, O. V., Dekhtyar, G. M., Anikina, E. N., & Lebedev, K. A. (2018). The Hotel Sector as an Important Component of Regional Economic Infrastructure. Journal of Environment Management and Tourism 6 (30), 1178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.