Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова О.Г.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие при внедрении дистанционного образования и современного электронного обучения. Основной задачей статьи является выявление недостатков дистанционных образовательных технологий. Сделан вывод что дистанционное обучение, как самостоятельная форма обучения имеет потенциал стать либо дополнительной формой обучения, либо сочетаться с классическим образованием, дополняя посленднее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубцова О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

педагогический журнал «Педагогика культуры». - 2008. - № 7 // www.pedagogika-cultura.narod.ru. 10.Секачева И.Н. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа плюс до и после. -2012. - № 11. - С. 15-18.

© Курбатова Ю.В., 2020

УДК-37

Рубцова О. Г.

к.б.н., доцент

Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный медико-стоматологический

университет им. А.И. Евдокимова Москва, РФ

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие при внедрении дистанционного образования и современного электронного обучения. Основной задачей статьи является выявление недостатков дистанционных образовательных технологий. Сделан вывод что дистанционное обучение, как самостоятельная форма обучения имеет потенциал стать либо дополнительной формой обучения, либо сочетаться с классическим образованием, дополняя посленднее.

Ключевые слова

Дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, цифровизация,

электронное обучение

Вследствие распространения новой коронавирусной инфекции (С0УГО-2019) и введению мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, появилась потребность в обеспечении реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возникшая непредвиденная ситуация максимально мобилизовала профессорско-преподавательский состав для обеспечения необходимых и безопасных условий обучения.

Срок становления дистанционного обучения в РФ считается 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России «О проведении эксперимента в области дистанционного образования», создающий условия для претворения в жизнь проекта дистанционного обучения в сфере образования. В российском законодательстве сейчас применяется определение «дистанционные образовательные технологии». Федеральный закон от 01.07.2002 №110819-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» впервые определяет понятие «дистанционные образовательные технологии». Описание порядка реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий находит объяснение в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3.

В настоящий момент в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ) [1 с.63].

Дистанционное обучение позволяет обучающимся получать образование в наиболее комфортном порядке. При этом предусматривается сочетание интенсивной и контролируемой самостоятельной работы

обучающегося по освоению образовательных стандартов и систематическое сотрудничество с преподавателями с использованием возможностей современных информационных технологий [3 с. 106].

Ключевыми трудностями дистанционного образования являются следующие:

- полностью не проработана нормативно-правовая база, на деле существуют лишь отдельные документы, обозначающие существование и работу данной системы;

- дистанционным образованием называют любое образование, кроме очной системы;

- образовательно-педагогические аспекты данной системы отступают на второй план перед коммерческой составляющей данного вопроса [2 с. 164].

В структуре дистанционного образования преподаватель выполняет функции, отсутствовали в традиционной системе. В их деятельности, с точки зрения личностно-ориентированного и деятельностного подходов, реализуются следующие функции: организаторская - преподаватель организует учебную деятельность обучающегося; информационная - уделяет внимание усвоению студентами предоставленного теоретического материала; коммуникативная - предоставляет возможность коммуникации студентов с преподавателем; развивающая - стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует их личностному развитию [3 с.109]. Одной из серьезных проблем дистанционного обучения как раз и является выполнение коммуникативной функции. Недостаточная компьютерная грамотность преподавателей, чьи молодые годы прошли до эпохи появления интернета и компьютеров в каждой семье, это одна из проблем, которую необходимо решать. Следует отметить, что это проблема отдельных преподавателей, которые не хотят и не могут обучиться новому. Они до сих пор не хотят понять, что эпоху цифровизации уже не повернуть вспять, а известная фраза К. Д. Ушинского, что учитель «остается учителем до тех пор, пока учится» - это основополагающий принцип современной педагогики. Именно поэтому, подготовка преподавателей к использованию современных информационных технологий при дистанционном обучении может помочь модернизации российской системы образования в ходе изменения технологий, методов и характера коммуникации учителя и ученика, повышая ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг [3 с.113].

Необходимо учитывать и форму общения обучающихся с преподавателями. Учитывая выше сказанное коронавирусная инфекция «выявила» недостатки качества работы образовательных веб-сервисов. В то время, когда онлайн-платформы применяло малое число пользователей они неплохо себя проявили, но как только выросла загруженность сервисов, тотчас же стали поступать жалобы на их работу.

Невозможно не упомянуть о том, что не каждая семья может позволить отдать компьютер ребенку в полное распоряжение. Необходимо учитывать то, что многие родители вынужденно перешли на дистанционный режим работы. Не готовы к новой форме обучения оказались, и жители небольших городов , т.к. до сих пор некоторые населенные пункты не имеют качественной интернет- связи, следствием чего является недоступность доступа к онлайн-сервисам.

Несмотря на перечисленные проблемы, возникающие при дистанционном обучении, возможно выделить и ряд преимуществ. Прежде всего это технологичность, т.е. преподавание с использованием современных технических средств, что позволяет сделать электронное образование продуктивным. Визуальная информация при помощи современных технологий становится яркой и динамичной. Применение мультимедийных технологий позволяет сделать учебный процесс дистанционного обучения более привлекательным для обучающегося. Студент благодаря ДО получает возможность обучаться, находясь в любом месте, где есть компьютер и Интернет, не оставляя место проживания, т.е. обучение открыто и доступно. Дистанционное обучение имеет индивидуальный характер обучения, оно более приспособляемое, т.е. обучающийся самостоятельно определяет скорость обучения. Немаловажно, что скорость и длительность занятий регулируется своими силами в зависимости от способности освоить материал. Еще одно преимущество ДО - объективность, т.е. оценка будет более объективная, вследствие того, что не возникает субъективного отношения преподавателя к обучающемуся. Данная форма обучения удобна для людей, имеющих некоторые физические особенности. Современные технологии ДО позволяют им изучать любую дисциплину, не покидая собственного жилья. В большинстве случаев, дистанционное обучение более доступно (дешевле обычного обучения) за счет снижения затрат на переезды, проживание

в другом городе. Внедрение такой формы обучения снижает беспокойство обучающихся при сдаче промежуточной аттестации.

Система дистанционного образования имеет потенциал стать наиболее эффективной формой обучения как самостоятельная единица либо в сочетании с фундаментальным образованием. Список использованной литературы:

1. Алешкина О.В., Миналиева М.А. Дистанционные образовательные технологии - ключ к массовому образованию XXI века// Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С.63

2. А. И. Белоусов, Громова, Т. В. Готовность преподавателя к использованию дистанционных технологий как условие модернизации образования// Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета, №3(19), 2009. С. 106

3. Голованова Ю.В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения//Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С.163

4. Корепанов, И. В., Беленкова И. В. Дистанционные образовательные технологии в школе/Московский Комсомолец. №25781 от 26 октября 2011 г. - с. 4

5. Рачевский, Е. Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего/Е. Л. Рачевский // Директор школы. - 2010. - №1. - с. 55

© Рубцова О.Г., 2020

УДК 373.31

И.Н.Съедина

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №42 г.Белгорода

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Творчество - это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя.

Самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь, можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей.

Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает не только их учет, но и введение системы специальных познавательных задач, при решении которых у школьников должен появиться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Необходимо отметить, что не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

•открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

• соответствие условия выбранным методам творчества;

• возможность разных способов решения;

•учет актуального уровня развития;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.