Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В 10-11 КЛАССЕ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В 10-11 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фисенко Полина Игоревна

В статье раскрываются основные проблемы, с которыми приходится сталкивать ученикам 10-11 классов, а также учителям в условиях реализации дистанционного обучения. Акцентируется внимание на теоретизирование дисциплины в методических пособиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фисенко Полина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" IN GRADES 10-11

The article reveals the main problems faced by students of grades 10-11, as well as teachers in the implementation of distance learning. Attention is focused on the theorizing of the discipline in methodological manuals.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В 10-11 КЛАССЕ»

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В 10-11 КЛАССЕ

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN GRADES 10-11

Фисенко Полина Игоревна

студент

Волгоградский социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Fisenko Polina Igorevna student

Volgograd Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы, с которыми приходится сталкивать ученикам 10-11 классов, а также учителям в условиях реализации дистанционного обучения. Акцентируется внимание на теоретизирование дисциплины в методических пособиях.

Abstract. The article reveals the main problems faced by students of grades 10-11, as well as teachers in the implementation of distance learning. Attention is focused on the theorizing of the discipline in methodological manuals.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные ресурсы физическая культура, физическое воспитание, подростки

Keywords: distance learning, electronic resources physical culture, physical education, teenagers

XXI век - время компьютерных технологий и развития искусственного интеллекта, время расхождения с классическими принципами и способами обучения, время поиска новых форм и источников знаний. Огромное развитие получило такое явление как дистанционное обучение. Оно подразумевает получение знаний без посещения специальных учебных заведений, без личного контакта с преподавателем. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации [5]. Форм и проявлений дистанционного обучения существует великое множество: от использования специальных ресурсов, с помощью которых можно выйти на связь с преподавателем в режиме реального времени, до разработки целого курса, итогом прохождения которого будет являться полноценное освоение нового знания, повышение квалификации и тому подобное.

В условиях обучения 2020 года, а конкретно из-за риска распространения коро-навирусной инфекции, дистанционные технологии стали незаменимой частью

жизни как учащихся, так и работающих людей. Большинство уроков было перемещено в онлайн формат, работы выполнялись либо учениками самостоятельно, либо при помощи различных ресурсов. Однако определенная сложность состоит в проведении уроков физической культуры. Классическая форма проведения данных уроков строится на личном взаимодействии учителя и ученика, поскольку учитель своим примером может показать, как выполнить то или иное упражнение, следить за состоянием здоровья учащегося, объективно оценивать его индивидуально-физиологические особенности. Таким образом, очные занятия - это практические занятия, которые были направлены на укрепление и развитие физической составляющей ученика. Дистанционная же форма работы демонстрирует как занятия физической культуры переходят в форму освоения теоретических знаний.

Для учащихся 10-11 классов уроки физической культуры в очном формате были «разгрузкой» от тяжелых нарешиваний задач, чтения литературы и подготовки к Единому государственному экзамену. Для юношей и девушек в возрасте от 16 до 18 характерно бурное проявление эмоций, связанное с психофизиологическими изменениями, переживаниями кризисов идентичности и самоопределения [7]. Подвижные игры и физические упражнения способствуют не только улучшению физической формы ученика, но и эмоциональной разгрузке, тренировке концентрации и внимания. Проведя небольшой опрос среди учеников 11 класса школы №32 «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области, было выяснено, что больше половины опрашиваемых считают полноценными уроками физкультуры - только очные занятия.

Физическая культура в 10-11 классе в дистанционном формате представляется, как правило с уклоном в теоретическую направленность. Изучая методические рекомендации, мы видим задания такие как: «составьте конспект прочитанного параграфа» или «подготовьте доклад про летние виды спорта» [4]. Несомненно, это способствует овладению знаний физической культуры, однако, практическая составляющая в таких рекомендациях зачастую теряется. Нельзя сказать, что нет разработок, которые призывают к физическому развитию. Использование таких ресурсов как Skype, Zoom, Microsoft Times и другие позволяют видеть учеников и следить за выполнением упражнений. Здесь могут быть свои камни преткновения в виде недостатка спортивного инвентаря, неустойчивого интернет соединения, отсутствие специального оборудования для таких занятий. Также есть формы заданий, которые в качестве формы отчетности просят снимать видеоролики и прислать их на проверку. Здесь тоже кроются трудности в виде отсутствия оборудования, интернета, а также невозможности преподавателя контролировать технику выполнения упражнения, чтобы ученик не навредил своему здоровью. В результате опроса, упоминаемого ранее, ученики более треть учеников приветствует работу с гаджетами через специальные приложения, однако, не у всех такая возможность имеется.

Учитывая все возможные проблемы, которые могут возникнуть при работе учителя физической культуры в дистанционной форме, ему необходимо быть готовым к бурной подростковой реакции на задания как теоретические, так и практические. Согласно небольшому опросы большинство учеников старшей школы понимает значение уроков физкультуры, однако повышенная эмоциональность, которая

для них характерна, может в протестной форме реагировать на новые условия, с которыми пришлось столкнуться. В теоретическом плане учитель должен стараться разрабатывать задания с оглядкой на интересы учащихся, чтобы они смогли проявить инициативу, раскрыть себя в творческом плане. Практические же задания должны учитывать обстановку, в которой могут находится ученики. Старше классы очень насыщены как освоением самой программы, так и подготовкой к поступлению в другие учебные заведения, поэтому полная отдача может быть далеко не всегда и не сразу. Для оценки качества выполняемой педагогом деятельности не мало важное значение имеет получение обратной связи от субъектов образовательного процесса - учеников. От того, как выстроит свою работу учитель с классом будет зависеть эффективность самого освоения предмета «Физическая культура».

Литература

1. Волженина Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения : учебное пособие. Барнаул : Изд-во Алтайского университета, 2008. 59 с.

2. Вучева В. В., Мещерякова О. Н., Соколова Л. А. Использование дистанционной технологии с целью активизации познавательной деятельности студентов в системе профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 46-49.

3. Кремнева В. Н., Неповинных Л. А., Солодовник Е. М. Актуальные проблемы организации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №6-1. С. 133-137.

4. Методические рекомендации по реализации программы учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / сост. : Б. В. Беглов, И.В. Новикова. Саратов : ГАУДПО «СОИРО», 2020. 19 с.

5. Усачев Н. А., Сурнин Д. И., Сапоженков В. А. Инновационная система физического воспитания студентов Тольяттинской академии управления // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 339-342.

6. Щенкова И. П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-3. С. 190-193.

7. Фролова О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестник КГЭУ. 2009. № 1. С. 59-68.

References

1. Volzhenina N. V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v protsesse distantsionnogo obucheniya [Organization of independent work of students in the process of distance learning]. Barnaul, Altai University Publ., 2008, 59 p.

2. Vucheva V. V., Meshcheryakova O. N., Sokolova L. A. Ispol'zovanie distantsionnoy tekhnologii s tsel'yu aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti studentov v sisteme professional'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya [The use of remote technology to activate the

cognitive activity of students in the system of professional physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2002, no. 9, pp. 46-49.

3. Kremneva V. N., Nepovinnykh L. A., Solodovnik E. M. Aktual'nye problemy organizatsii distantsionnogo obucheniya po distsipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» [Actual problems of organization of distance learning in the discipline "Physical culture and sport"]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk - International journal of Humanities and natural Sciences, 2020, no. 6-1, pp. 133-137.

4. Beglov B. V. (comp.), Novikova I. V. (comp.). Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii programmy uchebnogo predmeta «Fizicheskaya kul'tura» v obshcheobrazovatel'n ykh organizatsiyakh v usloviyakh ispol'zovaniya elektronnogo obucheniya i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [Methodological recommendations for the implementation of the program of the educational subject "Physical culture" in General education organizations in the conditions of using e-learning and distance educational technologies]. Saratov, GAU DPO "SOIRO" Publ., 2020, 19 p.

5. Usachev N. A., Surnin D. I., Sapozhenkov V. A. Innovatsionnaya sistema fizicheskogo vospitaniya studentov Tol'yattinskoy akademii upravleniya [Innovative system of physical education of students of the Togliatti Academy of management]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2019, no. 4 (170), pp. 339-342.

6. Shchenkova I. P. Problemy distantsionnogo obucheniya po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» [Problems of distance learning in the discipline "Physical culture"]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk - International journal of Humanities and natural Sciences, 2020, no. 5-3, pp. 190-193.

7. Frolova O. V. Osobennosti razvitiya detey podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Features of development of children of adolescent and youth age]. Vestnik KGEU - Bulletin of the Kazan state power engineering University, 2009, no. 1, pp. 59-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.