Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ INDUSTRY 4.0 (ЧАСТЬ 1)'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ INDUSTRY 4.0 (ЧАСТЬ 1) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / СИСТЕМНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ INDUSTRY 4.0 И INDUSTRY 5.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудик Елена Владимировна

Пандемия коронавируса определила ускоренное и расширенное применение дистанционного обучения в системах среднего (общего и специального) и высшего образования. Проявились характерные (общие) проблемы вынужденного перехода. Их преодоление оказалось возможным, но сложным. Цель исследования: изучение проблем в их связи с целенаправленным совершенствованием дистанционного обучения на современной технологической базе (технологиях Industry 4.0). Основной результат - рекомендации, которые полезны для дальнейшего системного совершенствования обучения в удалённом режиме, но при условии сохранения или повышения качества образования и формирования компетенций, необходимых работнику в новой технологической среде (в технологической среде Industry 4.0, постепенно сменяемой технологической средой Industry 5.0). В первой части работы основное внимание уделено анализу проблем ДО и перспективам их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING AND PROSPECTS FOR THE USE OF INDUSTRY 4.0 TECHNOLOGIES (PART 1)

The coronavirus pandemic has defined the accelerated and expanded use of distance learning in secondary (general and special) and higher education systems. There were characteristic (common) problems of forced transition. Overcoming them turned out to be possible, but difficult. The purpose of the study: to study the problems in their connection with the purposeful improvement of distance learning on a modern technological basis (Industry 4.0 technologies). The main result is recommendations that are useful for further systemic improvement of learning in remote mode, but subject to maintaining or improving the quality of education and the formation of competencies necessary for the employee in the new technological environment (in the technological environment of Industry 4.0, gradually replaced by the technological environment Industry 5.0). In the first part of the work, the main attention is paid to the analysis of the problems of DO and the prospects for overcoming them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ INDUSTRY 4.0 (ЧАСТЬ 1)»

УДК 37.02:378.1

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ INDUSTRY 4.0 (ЧАСТЬ 1)

ЕВ. Рудик

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING AND PROSPECTS FOR THE USE OF INDUSTRY 4.0 TECHNOLOGIES (PART 1)

E.V. Rudik

Аннотация. Пандемия коронавируса определила ускоренное и расширенное применение дистанционного обучения в системах среднего (общего и специального) и высшего образования. Проявились характерные (общие) проблемы вынужденного перехода. Их преодоление оказалось возможным, но сложным. Цель исследования: изучение проблем в их связи с целенаправленным совершенствованием дистанционного обучения на современной технологической базе (технологиях Industry 4.0). Основной результат -рекомендации, которые полезны для дальнейшего системного совершенствования обучения в удалённом режиме, но при условии сохранения или повышения качества образования и формирования компетенций, необходимых работнику в новой технологической среде (в технологической среде Industry 4.0, постепенно сменяемой технологической средой Industry 5.0). В первой части работы основное внимание уделено анализу проблем ДО и перспективам их преодоления.

Ключевые слова: дистанционное обучение; электронное обучение; проблемы; системное совершенствование; технологии Industry 4.0 и Industry 5.0.

Abstract. The coronavirus pandemic has defined the accelerated and expanded use of distance learning in secondary (general and special) and higher education systems. There were characteristic (common) problems of forced transition. Overcoming them turned out to be possible, but difficult. The purpose of the study: to study the problems in their connection with the purposeful improvement of distance learning on a modern technological basis (Industry 4.0 technologies). The main result is recommendations that are useful for further systemic improvement of learning in remote mode, but subject to maintaining or improving the quality of education and the formation of competencies necessary for the employee in the new technological environment (in the technological environment of Industry 4.0, gradually replaced by the technological environment Industry 5.0). In the first part of the work, the main attention is paid to the analysis of the problems of DO and the prospects for overcoming them.

Key words: distance learning; e-Learning; problems; system improvement; technology Industry 4.0 and Industry 5.0.

Введение

Пандемия (2019 - 2022 гг.) потрясла весь мир, инициировала ускоренный переход системы образования к дистанционным методам обучения и проявила неготовность отечественной системы образования к дистанционному обучению (ДО). Плавного перехода не получилось. ДО в школах и вузах то вводилось, то отменялось. Проявилось множество проблем, с которыми столкнулось подавляющее большинство участников процесса образования. Часть проблем удалось в определённой мере преодолеть. Этот груз в основном лёг на преподавателей, педагогов, учителей, но со значительными трудностями столкнулись и обучающиеся. В авральном режиме осуществлён поиск и внедрение новых моделей, методики средств обучения, но проблемы не исчезли.

Влияние этих проблем многогранно, но главное - это снижение качества обучения.

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

Внедрение технологий ДО нельзя увязывать с пандемией. Такое образование существует уже более века и включает множество методов, методик и средств их реализации, но технологическое развитие общества существенно меняет технологическую основу и возможности такого обучения. Технологические средства постепенно сменялись: почта радио телевидение интернет. Особое место в ДО занимают интерактивные технологии. Например, история интерактивного доказательства теорем начинается в 50-е годы прошлого столетия (см., например, [1]). Автоматизированное доказательство теорем опиралось на машинные технологии и инициировало создание значительного разнообразия методов и подходы, но внимание было уделено созданию и развитию технологий искусственного интеллекта (ИИ).

В настоящее время особое внимание уделяется созданию и развитию технологий искусственного интеллекта (ИИ), в том числе для персонализации электронного обучения (ЭО) - e-Learning [2].

Видимо, ни у кого не вызывает сомнения, что настоящее и будущее технологическое развитие ДО неизбежно связывается с технологиями Industry 4.0 и (далее) Industry 5.0. В большей мере используется интернет и мобильная связь. В этом контексте цель настоящей работы: разработать рекомендации по развитию ДО в средней (общеобразовательной и специальной) и высшей школе именно в свете совершенствования и распространения в образовательной системе технологий Industry 4.0.

В исследовании решались задачи:

- качественного и количественного анализа трудностей (барьеров) и проблем ДО, которые особым образом проявились с началом пандемии короновируса и в связи с решением российских федеральных и региональных властей (в марте 2020 г. и последующие периоды) о переводе образовательных учреждений на ДО для предотвращения распространения инфекции;

- оценки значимости проблем, выявления их взаимосвязи и перспектив преодоления;

- выбора путей решения проблем, в том числе анализа современных возможностей (технологий Industry 4.0 и 5.0) для повышения качества и производительности (улучшения)

- системного синтеза рекомендаций, применимых в системе образования. Предположительно результаты исследования могут представлять интерес для образовательных учреждений, федеральных и региональных органов управления образованием, а также стейкхолдеров, заинтересованных в развитии и повышении качества образования в России.

Переход к дистанционному образованию только частично можно связывать с цифровыми технологиями и оказанием образовательных услуг с использованием искусственного интеллекта (Industry 4.0) или активным взаимодействием человека (обучающегося, преподавателя, педагога, учителя, других стейкхолдеров) с передовыми технологиями (Industry 5.0), поскольку методологическая, методическая, процессная, технико-технологическая, аппаратная, кадровая база образования осталась прежней (традиционной). Плохо это или хорошо? Это исторически сложившаяся реальность. Всегда можно найти плюсы и минусы. Был ли такой переход к массовому, всеохватывающему дистанционному образованию эффективным? Естественно, нет. Проявились ли какие-то проблемы? Да и достаточно множественные. Могут ли они служить основанием для отказа от дистанционного образования? Конечно, нет. Анализ проблем поможет перейти к множеству новых решений и технологий. Это неизбежно в условиях расширяющегося применения технологий Industry 4.0 и 5.0.

Для многих (возможно, для большинства) сегодняшние проблемы ДО связаны именно с ускоренным (можно сказать - мгновенным и не подготовленным) и вынужденным переходом к этой непривычно форме.

ДО;

http://vestnik

-nauki.ru

ISSN 2413-9858

Преподавательское сообщество и учёные, исследующие проблемы образования, уделяли и продолжают уделять внимание ДО. Названы его положительные и отрицательные стороны. Например, О.В. Кузнецова приводит семь доводов «за» и девять - «против» ДО [3], Е.В. Игнащук с соавторами описывают пять преимуществ и три недостатка ДО [4], А.Г. Кумохин и Р.И. Качаев уделяют преимущественное внимание проблемам ДО [5], подобный анализ выполнен Д.Р. Вахитовым и его соавторами [6], Ю.В. Голованова не только анализирует проблемы ДО, но и предлагает некоторые пути решения проблем и выделяет направления ДО [7], а О.В. Алешкина с соавторами считают ДО ключом к массовому образованию XXI века [8], Ю.В. Вайнштейн проанализировала взгляды учёных и практиков на сущность и содержание ДО, выделила тринадцать проблем этой формы образования, разделила их на группы и уделила внимание проблеме несоответствия принципов образовательного процесса современному уровню образовательных технологий [9]. Интересный и многогранный опыт реализации онлайн-обучения в России представлен в сборнике статей [10], в том числе некоторые рекомендации по кастомизации образовательных траекторий [11]. Результаты обширного исследования опубликованы институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Особое внимание уделено анализу использования онлайн-платформ, нагрузки учителей при проведении видеоуроков, практики коммуникации между учителями и учениками, оснащения школ техническими средствами, проблем ДО. Представлен структурированный фактологический материал [12].

Справедливо считается, что особое внимание требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. На эту категорию детей рекомендуют обратить особое внимание Д.И. Сапрыкина и А. А. Волохович [12, с.19].

Следует отметить, что ДО удобно или единственно доступно для некоторых обучающихся и преподавателей, педагогов (в силу разных обстоятельств). В этом смысле для некоторых групп граждан «удалёнка» важна и жизненно необходима. Такой вид образования удобен для повышения квалификации. Удалённое обучение экономит силы и ресурсы (деньги, время и т.д.) людей и организаций (образовательных учреждений), может обезопасить от заражения вирусами (карантин и принудительное социальное дистанцирование). Образовательный процесс может быть весьма комфортным и гибким, следовательно, менее напряжённым и не утомительным. В условиях роста внимания государства и общества к экологическим проблемам ДО создаёт новые возможности для экономии электроэнергии и других видов топлива, уменьшает загрязнение окружающей среды и т. д. Положительных сторон много.

Следует отметить, что ДО имеет много общего с электронным самообразованием. Существует множество сайтов, блогов (например, https://4brain.ru/blog/) и онлайн-программ, в которых предлагается ознакомиться с эффективными техниками e-Learning (например, онлайн-программа «Лучшие техники самообразования»). Ими можно успешно пользоваться в виртуальной образовательной среде, выбрать полезное для каждого преподавателя и обучающегося. Нужно только поставить перед собой цель саморазвития и потратить на это личное время и энергию, силы.

ДО, e-Learning и самообразование - один из путей повышения квалификации. Это ещё трамплин в будущее, а также своеобразный отдых, позволяющий «отключиться» от повседневных проблем и работ, от привычной работы.

К сожалению, не у всех есть возможности учиться on-line. Причин много: бедность; отсутствии высококачественной связи во многих регионах России; состояние здоровья и другие. Для части населения России ДО остаётся затруднённым или недоступным. Часто обучающийся остается один на один с непривычными проблемами. Система не предусматривает оказание помощи.

Недостатки теории и практики ДО остаются уже долгое время. Преподаватели, обучающиеся, их родственники, другие стейкхолдеры сталкиваются с барьерами

(трудностями), проблемами, выявление и устранение которых необходимо. Но дело не только и не столько в проблемах дня. Речь должна идти:

во-первых, о ясном понимании путей системного совершенствования ДО и его технологическом преобразовании и системном обеспечении (техническом, технологическом, кадровом, организационном, управленческом, социально-психологическом и др.);

во-вторых, о целенаправленной и программной работе, затрагивающей разные уровни системы образования и государственного управления, бюджета и быта домохозяйств (семей).

Материалы и методы

В исследовании использованы известные методы наблюдения, статистики, анкетирования, опроса и интервью (подобные методы известны и использовались другими авторами, например [13]), а также методы Парето и парных сравнений (с последующим расчётом относительных приоритетов и их ранжированием). Пример матрицы парных сравнений проблем (проблемы пронумерованы в разделе «Результаты»), составленной одним из опрошенных (в 2022 г.) обучающихся, приведён в таблице 1. В ячейках матрицы приведены значения парных сравнений. При сравнении проблемы с собой значение приоритета равно 1, например, р11=1. Проблемы последовательно сравнивались по строкам и в ячейки записывали результаты парных сравнений. При это, если проблема i оказывалась менее значимой, чем проблема j, то р^=0 (например, р12=0), если же более значимой, то р^=2 (например, р19=2). Если проблемы оценивались респондентом как одинаково значимые, то р^=1 (например, р17=1). Затем рассчитывался суммарный приоритет (сумма по строке) и вычислялся относительный приоритет как отношение суммарного приоритета проблемы к общей сумме приоритетов по матрице. На этапе заполнения выполнялись проверки: суммы парных сравнений относительно диагонали равны 2 (например, р13+р31=0+2=2 или р17+р71=1+1=2); сумма приоритетов равна квадрату числа сравниваемых проблем (102=100), а сумма относительных приоритетов равна 1,00. Расчёты выполнялись с помощью программы, специально созданной в электронных таблицах Microsoft Excel.

Таблица 1 - Матрица парных сравнений проблем (составлено автором)

j (номер столбца - номер проблемы) Суммарный Относительный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 приоритет приоритет

i (номер строки -

номер проблемы) 1 1 0 0 0 0 0 1 1 2 0 5 0,05

2 2 1 2 2 0 0 1 2 2 1 13 0,13

3 2 0 1 1 0 0 1 2 2 1 10 0,10

4 2 0 1 1 0 0 0 2 2 0 8 0,08

5 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 19 0,19

6 2 2 2 2 0 1 2 2 2 1 16 0,16

7 1 1 1 2 0 0 1 1 2 0 9 0,09

8 1 0 0 0 0 0 1 1 2 0 5 0,05

9 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0,01

10 2 1 1 2 0 1 2 2 2 1 14 0,14

Сумма приоритетов 100 1,00

Основной этап исследования охватывает период с конца 2019 г до марта 2022 г. Хотя можно согласиться с мнением о массовом использовании ДО в российском образовании в XXI веке [5], но, поскольку ДО существовало и применялось задолго до пандемии (см., например [14]), то библиографический поиск и анализ осуществлялись на глубину до 1950 г. Однако основное число проанализированных публикаций относились к периоду с 2011 по 2022 гг.

Основные материалы получены на территориях Краснодарского и Ставропольского краёв и Ростовской области, преимущественно в городах Краснодаре, Армавире,

http://vestnik

-nauki.ru

ISSN 2413-9858

Ставрополе, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Шахтах. Полевые исследования проводились в вузах и школах. Базовым учреждением был выбран Армавирский государственный педагогический университет.

Результаты

На начальном этапе проблемы ДО (преимущественно характерные для периода 20192022 гг.) были выявлены, сформулированы и охарактеризованы.

Проблема адаптации (П1) к новому формату обучения имеет множественные проявления. Социально обучающийся (на дому) и преподаватель отделён от привычной социальной коммуникативной среды. Его жизнь и труд не организованы в привычных и понятных формах. От него требуется применять новые компетенции, которые он ранее не использовал или не имел. Многие обучающиеся с трудом воспринимают информацию в формате ДО. Причин много (не сформировались новые привычки и навыки, трудно сохранить внимание в отсутствии привычных социальных контактов, легко отвлечься и потерять логические связи информационных блоков, трудно запоминать материал в нудной форме повествования и т.д.).

Обучающийся и преподаватель (педагог, учитель) столкнулись с обострившимися проблемами и противоречиями ДО (техническими, технологическими, процессными, методологическими, методическими, организационными, экономическими, социальными, психологическими и другими), о которых ранее не знали, не догадывались, к которым не были подготовлены.

Обучающийся или преподаватель не обращал внимания на проблемы (ранее мифические, незначимые). Они были для него незначимыми.

Дистанционный формат не приобрёл характер индивидуального обучения. Просто процесс обучения стал другим по форме. Никакой ожидаемой активности обучающегося в новой форме традиционного процесса не возникло, но в конкретных реалиях проявилась пассивность. Почему? Дело не только в привычке к традиционным формам обучения в классе, аудитории, учебной лаборатории. В ДО не был реализован индивидуальный подход к обучающемуся, что предполагает активное дистанционное образование. Не подготовлены средства и технологии активизации обучения в новом формате и виртуальной среде с удалённым (фактически обезличенным) контактом. В результате - трудности адаптации обучающихся и преподавателей (педагогов). Можно добавить, что педагог обязан выполнять воспитательную функцию. Как это реализовать дистанционно, виртуально? Следует упомянуть и о существенном росте затрат времени преподавателя и учителя на проведение дистанционных занятий и подготовку к ним.

Как показали результаты исследования, проблема адаптации не рассматривается многими обучающимися как значимая. Это объясняется тем, что они освоили мобильные телефоны и приложения, тратят много времени на общение в виртуальном пространстве. В результате ДО рассматривается ими скорее как неудобная и непривычная форма, к которой надо приспособиться.

Можно предложить множество рекомендаций, которые в той или иной мере позволят разрешить адаптационные проблемы и противоречия, помогут повысить продуктивность дистанционного образования. Однако дело не в этом. Новое поколение обучающихся и преподавателей неизбежно будут окружены технологиями Industry 4.0 и 5.0. Нужна система подготовки к технологическим переменам и новым реалиям образовательной деятельности по множеству направлений: технико-технологическому; методологическому и методическому; процессному; социальному и психологическому; организационному; экономическому; кадровому; компетентностному и другим.

Проблема сужения и обеднения социальных коммуникаций и социального взаимодействия (П2) ощущается как значимая, но является частью более общей проблемы адаптации. Участники образовательного процесса - социальные существа с

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

индивидуальными характеристиками, которые из реальной среды переносятся в среду виртуального общения. Возможна психическая напряженность, стрессовые ситуации. Человек лишается привычного общения, контактов с друзьями и недругами, привычных контактов. Он физически изолирован. Групповой чат или ведение блога на заменяет полноценного социального общения. Иллюзия общности в виртуальной среде не равноценна фактической общности группы. Отсутствие живого общения отражается на психоэмоциональном состоянии обучающегося, затрудняет реализацию способностей, заставляет тратить силы и энергию на адаптацию к новым условиям и обязанностям. Обучающийся лишается привычного сравнения успехов членов группы, следовательно, теряются некоторые моменты мотивации к успешному обучению.

И в этом случае существует набор рекомендаций по преодолению проблемы, которая, возможно, для молодого поколения, привыкшего к виртуальным формам общения, не столь остра как для более старших участников образовательного процесса. Но проблема имеет ещё одну сторону. В отсутствии реальных контактов обучающийся лишается возможности приобретать коммуникативные навыки, навыки живого общения. Следовательно, в процессе ДО не формируется полноценный процесс социализации школьников и студентов. Это обедняет их жизнь. Они не приобретают необходимые для будущей жизни коммуникативные компетенции. Существует опасность воспитания неполноценного члена социального общества, «потерянного» в реальной социальной среде. Это может выражаться в непонимании сторон-участников процесса ДО и приводить к стрессовым ситуациям и негативным результатам обучения.

Можно рекомендовать и ожидать в ближайшем будущем продолжения исследования профессиональными педагогами, психологами, социологами этой особой проблемы (проблемы социальных коммуникаций) в условиях реализации технологий Industry 4.0 и 5.0 в системе российского образования.

Проблема компетенций (П3), возможно, самая острая. Её нельзя сводить к компьютерной грамотности. Конечно, не следует умалять компетенцию, связанную с владением необходимыми для пользователя компьютерными технологиями. Нельзя отрицать, что проблема компьютерной грамотности проявляется во всём мире, затрагивает обучающихся и преподавателей (педагогов, учителей). Действительно, обучающийся и преподаватель должен освоить персональный компьютер, смартфон, планшет, овладеть необходимыми (стандартными и отраслевыми) приложениями, образовательными онлайн-платформами системами видеоконференций и т. п. - инструментами дистанционного обучения и виртуальных коммуникаций. Нужны новые навыки и умения, чтобы исключить неоправданные потери времени в ходе образовательного процесса. Важно наработать методический материал для успешных виртуальных занятий, например, создать библиотеки дисциплинарных и междисциплинарных виртуальных занятий. Однако не это главное. Следует готовиться к новому уровню компетенций для реализации образовательных процессов с применением искусственного интеллекта. Кадры среднего и высшего звена системы образования должны приобрести компетенции, позволяющие применять технологии Industry 4.0 и 5.0. Это более сложные технические и технологические инструменты. Здесь нельзя обойтись курсами повышения компьютерной грамотности.

Проблема технического и технологического отставания (П4). Нет особого смысла останавливаться на этом аспекте проблематики, но важно подчеркнуть, что не во всех российских регионах и районах доступен высокоскоростной интернет, следовательно, значительно усложняется процесс ДО. Множественны факты технических неполадок и других технико-технологических препятствий нормальному ходу обучения. Технико-технологическая оснащенность образовательных учреждений и обучающихся остаётся слабой в большинстве случаев. Вместе с введением санкций наша образовательная система может столкнуться с обострением проблемы совместимости платформ, используемыми в ДО, с операционными системами, браузерами, смартфонами и т.д.

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

В образовательной системе страны пока существуют только технологические зачатки Industry 4.0 и 5.0. Есть надежда на исправление ситуации. Но в настоящее время ярко проявились проблемы доступа обучающихся и преподавателей (педагогов, учителей) к быстрому и надёжному интернету, совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, доступности таких платформ и др. Они препятствовали реализации дистанционных процессов. Такое положение может стать непреодолимым препятствием для перевода образования на новую технологическую базу.

Проблема низких доходов населения и недостаточное финансирование образовательных учреждений (П5) препятствуют созданию и обновлению технической, технологической, методической и компетентностной базы дистанционного образования. Существует множество примеров недостаточности средств у образовательных учреждений, обучающихся и преподавателей, которые необходимо потратить на приобретение необходимых устройств, технологического и методического обеспечения, оплату обучения (повышения квалификации) и т.п. Можно говорить о необходимых характеристиках техники, своевременном апгрейде, качестве услуг того или иного провайдера, о высокой скорости Интернета, но на оплату всего этого у многих семей нет средств. В подобно положении находятся и многие школы, которые не могут оплатить услуги провайдеров, закупить новую технику и образовательную платформу, создать рабочие места для качественной реализации ДО и т.д.

Две последние проблемы взаимосвязаны. Недостаточные финансовые возможности препятствуют оплате больших объемов услуг высокоскоростного интернета. Семьи с низкими доходами, в том числе неполные и многодетные семьи, не могут обеспечить обучающихся всем необходимым набором технических и технологических средств, своевременно оплачивать услуги связи, следовательно, автоматически генерируются угрозы успешной учёбе.

Проблема недостаточной (слабой) мотивации (самомотивации) (П6) обучающихся и преподавателей, которая проявлялась на фоне технико-технологических и других препятствий (об этом уже упомянуто выше), мешающих полноценному процессу обучения. Во-первых, проблема в разной мере характерна для всех обучающихся и преподавателей. Выпадая из привычного процесса, каждый должен опираться на дополнительные волевые усилия, самодисциплину, самомотивацию для достижения вполне понятных целей. Во-вторых, люди по-разному заинтересованы в реализации процесса и достижении цели. Они по-разному ведут себя при отсутствии внешнего контроля и относительной свободе действий. В-третьих, самомотивация оказывается низкой в связи с ошибочным выбором профессии и специальности, который делает обучающийся (иногда за него это делают родители).

Методы и средства повышения заинтересованности каждого участника процесса известны, поэтому можно найти индивидуальные подходы, реализовать их. Соответствующие рекомендации существуют. Однако такие действия требуют дополнительных усилий и затрат времени. Важно отметить и действенность взаимной мотивации участников коммуникаций. Особенно отрицательно влияет на результативность процесса обучения низкая мотивация преподавателя. Следовательно, необходимы целевые, программные, продуманные и осознанные воздействия на участников процесса дистанционного обучения для повышения их мотивации и успешного приближения к поставленным целям. Отметим, что эту задачу и функцию можно возложить на искусственный интеллект.

Проблема самоорганизации и самостоятельного планирования (П7), возможно, в большей степени затрагивает обучающихся. ДО позволяет экономить время, которое можно потратить на учёбу, за счёт расходов на подготовку к выходу на занятия, транспорт или пеший переход и т.д. Однако не все умеют оценивать необходимые затраты времени,

ограничивать непродуктивные затраты, планировать свой рабочий день и управлять своей жизнью в реальном времени.

Для некоторых обучающихся трудности возникают в связи с более строгой регламентации учебного процесса при недоступности преподавателя в иное время. Необходимо выполнять действия в строго определённые сроки. Обучающийся в большей мере ограничен в отдельных действиях, например, сложнее задавать вопросы преподавателю (в ходе виртуального занятия или после урока) или несвоевременно выполнять (сдавать) индивидуальные задания и т. п.

Самодисциплина у многих школьников и студентов оказывается низкой. Они нуждаются во внешнем контроле и помощи. Недостаточно воли, мешает лень. Отсутствие желания преодолевать трудности, которое заменяется стремлением использовать сложности и проблемы в качестве оправдания невыполнения запланированных действий.

Самоорганизация и самодисциплина должна поддерживаться внутренними усилиями обучающегося. Самодисциплина не может быть заменена регулярным контролем преподавателя и родителей. Самодисциплине надо обучать. Силу воли воспитывать.

Существует множество рекомендаций, помогающих преодолевать проблему недостаточной самоорганизации, например, методы тайм-менеджмента. Отметим, что функцию самоорганизации можно частично возлагать на искусственный интеллект как на помощника, который заодно выстроит рациональный план труда и отдыха.

Проблема оценки и самооценки (П8) - это многоаспектная проблема. С одной стороны, дистанционное обучение преимущественно формализованный процесс, в котором преподавателю сложно или даже невозможно в полной мере обеспечить достаточную точность оценки способностей и результатов освоения дисциплины обучающимся. Многие преподаватели испытывают затруднения при оценивании результатов понимания и усвоения учебного материала (в триаде: знания, умения, навыки). Часто наблюдается отстраненная оценка результатов усвоения учебного материала. Преподаватель не может достоверно, в полной мере оценить понимание и усвоение материала обучающимся, в том числе его невербальные показатели. В значительной степени преподаватель и обучающийся обезличены.

Сложность оценки обстановки в процессе ДО связана с затруднённым восприятием информации (как преподавателем, так и обучающимся). Преподаватель транслирует информационный поток, но практически не имеет обратной связи с обучающимся. Поэтому сложно корректировать действия обучающихся и подачу учебного материала, стимулировать учеников, побуждая к активному участию в процессе и непрерывно отслеживая их работу и успехи. В результате - снижение эффективности и качества обучения.

Безусловно, контроль (представлений, знаний, умений и навыков) остаётся частью процесса дистанционного обучения. Но он является слабым звеном в связи с отсутствием тесных контактов преподавателя с обучающимися, обеднением арсенала методов и средств контроля, недостаточностью времени на выполнение контроля и другими препятствиями. С другой стороны, самооценки обучающихся редко бывают объективными (если таковое вообще возможно). Если в привычном общении противоречия преодолеваются сравнительно легко в коммуникативном процессе на занятии или в дополнительное время общения обучающегося и преподавателя, то в структурированном и формализованном дистанционном процессе это сделать сложнее или невозможно. В дистанционном процессе обучающемуся также сложно оценить успехи других студентов (учеников).

ДО (с затруднённым визуальным и иным контролем) сопровождается списыванием и другими махинациями (преподаватель часто не видит (не контролирует) самостоятельность выполнения заданий (работы), следовательно, возникают сложности в оценивании результатов обучения. Дистанционно преподавателю трудно оценивать способности и возможности обучающегося, как следствие, затруднён процесс обучения, вероятны конфликтные ситуации, в том числе порождённые существенными различиями в оценке

http://vestnik

-nauki.ru

ISSN 2413-9858

преподавателя и самооценке обучающегося. Со стороны преподавателей иногда проявляются подозрительность, предвзятое отношение к обучающемуся, а результат - нежелательные, спорные, конфликтные трудноразрешимые ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить ещё один важный момент, связанный с оценкой времени на отдельные элементы процесса обучения. По оценкам обучающихся и преподавателей (педагогов, учителей) затраты времени возросли на подготовку к занятию (у преподавателя и обучающегося), наполнение заданий и самостоятельное освоение или закрепление учебного материала (у обучающегося) и т.д. В этом направлении целесообразно проводить дополнительные исследования и учитывать их результаты при совершенствовании ДО на новой технологической базе.

Можно надеяться, что технологии Industry 4.0 и 5.0 позволят в определённой степени решить эту проблему, но исследования в этом направлении пока не нашли отражение в научных публикациях и учебной или методической литературе (это только перспективы).

Проблема обмана (П9) сопутствует дистанционному образованию. Хорошо известны множественные примеры мошенничества: подмена обучающегося другим лицом; использование поисковых систем в процессе занятия для сокрытия истинного уровня приобретённых знаний для получения незаслуженных высоких оценок; выполнение заданий (контрольных работ, проектов, курсовых работ и т. д.) за обучающегося и другое. Преподаватель (в отсутствии личного контакта) не имеет достаточных возможностей, чтобы пресечь несамостоятельную учебную работу обучающегося, и, возможно, не очень заинтересован в этом. Он часто не может достаточно качественно контролировать и оценивать результаты работы обучающихся (учеников, студентов). Обучающиеся хорошо осведомлены о подобных «методах» и недостатках образовательного процесса. Некоторые из них не видят смысла и ценности в честном труде, самоорганизации, дисциплине и самостоятельном выполнении учебной работы. В пространстве интернета легко найти множество сайтов, которые торгуют контрольными работами, курсовыми и дипломными проектами и т.п. Бывали случаи, когда ленивые ученички (для них лень не имеет границ) сдавали (в режиме on-line) чужие работы с титульными листами, на которых обозначены фамилии, имена и реквизиты истинных авторов. Следует отметить, что преподаватель может симулировать занятие, в том числе, ссылаясь на технические или иные проблемы. Однако это не означает, что все прибегают ко лжи и махинациям, и не отвергает on-line обучение (e-Learning), не перечёркивает его возможности и не уничтожает достоинства.

Проблема здоровья обучающихся и преподавателей (П10) проявляется весьма остро. Они много времени проводят за компьютером, планшетом, смартфоном. Повсеместно нарушаются рекомендации медиком по поводу рациональной организации труда и отдыха. В результате ДО негативно сказывается на зрении участников процесса, возникают угрозы сколиоза, наблюдается перенапряжение нервной системы (учащаются головные боли, проявляется раздражительность, нарушается сон и т. д.), малоподвижный образ жизни повышает риск многих заболеваний, в том числе ожирения. Считается, что детский и юношеский организм в большей мере подвершен негативному воздействию компьютеров и гаджетов, но взрослые преподаватели также находятся в опасности.

Количественная оценка проблем выполнялась в разные годы (2020, 2021 и 2022 гг.). Определялась частота проявления проблему по результатам анкетирования и опроса студентов, преподавателей, школьников и педагогов (учителей). Опрос примерно в трети случаев дополнялся интервью, по некоторым проблемам производился пересчёт в относительные единицы, затем результаты усреднялись и частоты выражались в (привычных для восприятия) процентах. По ряду проблем (П5, ) оценки выполнялись с использованием метода парных сравнений. В исследование было вовлечено 328 респондентов из разных учебных заведений. При этом на начальном этапе был составлен перечень проблем, а затем были собраны и обработаны статистические данные. Общий результат представлен на рисунке 1. Тренды проблем разняться, но можно говорить о высокой остроте проявления

проблем в 2020 г. и постепенном снижении остроты для большинства проблем. В начале широкомасштабного перехода на «удалёнку». Например, проблема адаптации (П1) оказалась самой острой, но в последующие годы оценки существенно снизились (видимо, привыкли, адаптировались). Для большинства проблем наблюдалось снижение остроты проблем, но для проблемы П5 (обучающиеся) оценки ежегодно повышались (финансовые проблемы обострились). Для проблемы «Недостаточная (слабая) мотивация (самомотивация)» (П6) значения в 2021 г. снизились, но в 2022 г. возросли (респонденты устали от ДО). Тренд проблемы П10 показал ежегодный рост (всё большее число респондентов жаловалось на проблемы здоровья, связывая их с ДО).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Проблема П1

□ Проблема П2

□ Проблема П3

□ Проблема П4

□ Проблема П5 Обучающиеся

□ Проблема П5 Учреждения

2020

2021

2022

I I

2020

2021

б

■ Проблема Пб

□ Проблема П7 Обучающиеся

■ Проблема П7 Преподаватели

■ Проблема П£ Обучающиеся

□ Проблема ПК Преподаватели

□ Проблема П9

■ Проблема П10

Рисунок 1 - Динамика проблем, % (составлено автором)

а

Рейтинги проблем представлены в таблице 2. Следует особо отметить повышение рейтинга проблемы «Низкие доходы населения и недостаточное финансирование образовательных учреждений» (П5), которая связана с финансовыми затруднениями учреждений и домохозяйств, а также сохранение высокого рейтинга проблемы «Сужение и обеднение социальных коммуникаций и социального взаимодействия» (П2). Интересно и то, что проблема «Обмана» (П9) в интервью отмечалась всеми респондентами, но не рассматривалась как ключевая.

Диаграмма Парето также менялась по годам. Для её построения выполнялось нормирование оценок значимости проблем, проблемы выстраивались в ряд по убыванию значений (для обучающихся в 2022 г. это следующий ряд: П5=15,73; П2=13,58; П6=12,72; П10=12,72; П3=10,99; П4=10,56; П7=8,19; П8=6,25; П1=6,25; П9=3,02) и вычислялись накопленные суммы. На рисунке 2 приведена диаграмма 2022 г. (для обучающихся).

Таблица 2 - Динамика рейтингов проблем (составлено автором)

Рейтинг Проблема

проблемы П1 П2 П3 П4 П5 (об.) П5 (уч.)

2020 г. 1 4 3 5 7 2

2021 г. 8 3 2 5 4 1

2022 г. 9, 10 3 6 7 2 1

Рейтинг Проблема

проблемы П6 П7 (об.) П7 (преп.) П8 П9 П10

2020 г. 8 9 6 11 12 10

2021 г. 6 9 10 11 12 7

2022 г. 4, 5 8 11 9, 10 12 4, 5

□ П5

□ П5+П2

□ П5+П2+П6

□ П5+П2+П6+П10

□ П5+П2+П6+П10+П3

□ П5+П2+П6+П10+П3+П4

□ П5+П2+П6+П10+П3+П4+П7

□ П5+П2+П6+П10+П3+П4+П7+П8

□ П5+П2+П6+П10+П3+П4+П7+П8+П1

□ П5+П2+П6+П10+П3+П4+П7+П8+П1+П9 Рисунок 2 - Диаграмма Парето: 2022 г., обучающиеся (составлено автором)

Диаграмма позволяет утверждать, что, решая проблемы ДО, не получается сосредоточиться на 2-4 ключевых проблемах, которые имели бы суммарную значимость, равную или более 80%. Даже после успешного и частичного решения проблем к 2022 г. уровень значимости 80% набирается при суммировании оценок П5, П2, П6, П10, П3, П4 и П7. Следовательно, в будущем необходимо одновременно уделять внимание решению значительной группе проблем.

Обсуждение результатов

Описанные проблемы в той или иной мере согласуются с результатами исследований многих авторов [3, 5-7, 9, 10, 15]. Исследовались и отмечались низкий уровень организации ДО на специальных платформах [15], угрозы здоровью обучающихся [16], возросшая нагрузка на учителей, усложнённые образовательные коммуникации, недостаточное оснащение техническими средствами и качество сигнала Интернета [12] и многое другое.

Не все проблемы можно преодолеть в ближайшем будущем. Например, вместе с расширяющейся цифровизацией, видимо, всё сложнее будет создавать условия, которые поддерживают здоровье обучающихся. Остаются опасения, связанные с высокой нагрузкой на зрение, стрессами, плохими бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями, социально-психологическими нагрузками и отклонениями. На значимость подобных негативных факторов обращали внимание исследователи задолго до пандемии (например, [16]).

Особую озабоченность вызывают проблемы технического и технологического (в том числе программного) обеспечения ДО. Такая форма обучения требует, во-первых, улучшения каналов связи (для многих населённых пунктов это острая и пока не решаемая проблема), во-вторых, устойчиво функционирующих образовательных платформ, которые

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

Накопленная сумма, %

0

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

поддерживают on-line общение больших групп преподавателей с ещё большим множеством обучающихся, в-третьих, хорошо оборудованных рабочих мест (что также остаётся скорее мечтой, нежели ближайшей перспективой). По-сути многие преподаватели в вузах и педагоги в школах не имели специально оборудованных рабочих мест. Приходилось вести занятия в домашних условиях или использовать вместо компьютера смартфон. Каждый «выкручивался» как мог. Такое положение с 2020 г. практически не изменилось. Это удручающая картина, если исходить из того, что страна должна ускоренными темпами и во всех сферах деятельности переходить на технологии Industry 4.0.

Финансовые ограничения с введением санкций против России и ростом курса доллара США, видимо, останутся. Платность образовательных ресурсов, дороговизна трафика, компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, необходимых гаджетов - всё это будет сдерживать переход ДО на новую техническую и технологическую базу (технологии Industry 4.0). Не следует забывать об эффективных средствах коммуникаций с родителями учеников и другими заинтересованными лицами. Эта проблема усугубляется в связи с нарастанием санкционного давления на Россию. Вместе с ростом курса доллара США выросли цены на все элементы компьютерного оснащения ДО (для многих семей такой рост критический, не позволяющий обновлять технику).

Можно и нужно преодолеть компетентностью ограничения, которые ощущают многие преподаватели и большая часть учителей (педагогов). Следует помочь им с освоением новых методик преподавания и соответствующего типового методического обеспечения. Необходимы и могут быть разработаны меры специального обеспечения социальной и психологической поддержки, внедрены и освоены методы, методики и средства мотивации преподавателей и обучающихся. Однако, в этом направлении целесообразно ориентироваться на будущее состояние экономики, следовательно, вести подготовку кадров (в том числе преподавателей всех специальностей) с прицелом на технологии Industry 4.0.

Проблема повышения эффективности ДО рассматривались другими авторами (например, [15]), разрабатывались стратегические аспекты развития ДО [17], предлагались шаги по кастомизации (персонализации) образовательных услуг [2, 11], предпринимались попытки прогнозирования обучения с применением информационных технологий [18]. Но в настоящей статье сделана попытка проанализировать проблемы ДО с точки зрения перспектив и выгод технологического развития этой форма образования (на базе технологий Industry 4.0).

Следовательно, необходимы программные решения, предусматривающие создание действенного комплексного обеспечения ДО (технического, технологического, программного, кадрового, методического, финансового, организационного, социально-психологического и т.д.). В условиях ускоренной цифровизации всех сторон жизни ДО должно опираться на технологии Industry 4.0. Такая федеральная программа или национальный проект - платформа, на которой может быть организована работа на региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Результаты этой части исследования будут более подробно изложены во второй части статьи.

Заключение: выводы и рекомендации

Ускоренный и масштабный переход на ДО выявил множество недостатков и проблем, характерных для средней и высшей школы. Эти проблемы сформулированы, оценены, ранжированы, охарактеризованы.

Полученные результаты обладают новизной в части фактологического материала, оценки трендов проблем и прогнозов их преодоления в будущем.

Представлены некоторые рекомендации по выбору путей совершенствования ДО, которое сохранят свою значимость в развивающейся экономике, общественной жизни и быту.

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2022, Т.8, №1

- http://vestnik-nauki.ru -^ 213-9888

Перспективы всестороннего совершенствования ДО целесообразно увязывать с переходом на технологическую базу Industry 4.0.

ЛИТЕРАТУРА

1. John Harrison, Josef Urban, Freek Wiedijk. History of Interactive Theorem Proving. Editor: Jörg H. Siekmann. Handbook of the History of Logic. North-Holland. 2014, vol. 9, pp. 135214. DOI: 10.1016/B978-0-444-51624-4.50004-6.

2. Паскова Анна Александровна Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №3 (42). С. 113-122. DOI: 10.24411/2078-1024-201913010.

3. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. C. 362-364.

4. Игнащук Е.В., Кириченко В.И., Кобылянская И.Н. Особенности внедрения дистанционных технологий в учебный процесс // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1(2). С. 63-67.

5. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №4. C. 304-307.

6. Вахитов Д.Р. и др. Анализ некоторых проблем современного онлайн-обучения // Мир науки, культуры, образования, 2021. № 3 (88), C. 15-17.

7. Голованова Ю.ПВ. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. C. 163-167.

8. Алешкина О.ПВ., Миналиева М.ША., Рачителева HD А. Дистанционные образовательные технологии - ключ к массовому образованию XXI века // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. C. 63-65.

9. Вайнштейн Ю.В. Проблемы развития дистанционного образования // Science Time. 2014. №10 (10), С. 64-70.

10. Опыт и перспективы онлайн-обучения в России // Сб. ст. Всероссийской научной конференции с международным участием, г.Севастополь, 15-16 ноября 2018 г. / отв. ред. И.С. Кусов. Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2019. 89 с.

11. Рябцовский Г.В., Кузьмич А.В. Кастомизация образовательных траекторий государственных и муниципальных служащих по программам дополнительного профессионального образования в электронной системе обучения Брянского филиала РАНХИГС. Опыт и перспективы онлайн-обучения в России // Сб. ст. Всероссийской научной конференции с международным участием. г. Севастополь, 15-16 ноября 2018 г. / отв. ред. И.С. Кусов. Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2019. С. 13-26.

12. Сапрыкина Д.И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

13. Кузнецова О.В., Соболева Е.Н. Опыт внедрения в учебный процесс элементов дистанционного обучения // Наука, инновации и образование в современном АПК: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Ижевск, 11-14 февр. 2014. Ижевск, 2014. Т. 2. С.119-123.

14. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41.

15. Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 34-47.

16. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78-85

17. Дегтярева А.П., Загорский В.В. Стратегии и эффективность работы в системах дистанционного образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 1. С. 67-74.

18. Вайнштейн Ю.В., Помазан В. А., Жуков Л. А. и др. Прогнозирование результатов обучения с применением современных информационных технологий // Материалы XXI международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии» - М.: ООО «Международный центр науки и образования», 2013. С. 123-127.

REFERENCES

1. John Harrison, Josef Urban, Freek Wiedijk. History of Interactive Theorem Proving. Editor: Jorg H. Siekmann. Handbook of the History of Logic. North-Holland. 2014. Vol. 9, pp. 135214, https://doi.org/10.1016/B978-0-444-51624-4.50004-6.

2. Pаskоvа А.А. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v personalizacii elektronnogo obucheniya [Artificial Intelligence Technologies in The Personalization of E-Learning]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019. No. 3 (42), pp. 113-122. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13010.

3. Кuznеcоvа О^. Distancionnoe obuchenie: za i protiv [Distance Learning: Pros and Cons] International Journal of Applied and Basic Research. 2015. No. 8. pp. 362-364.

4. Ignashuk E.V., Кirichеnkо V.I., Коbilyanskaya I.N. Osobennosti vnedreniya distancionnih tehnologiy v uchebniy process [Features of the introduction of distance technologies in the educational process]. Elektronnoe obuchenie v neprerivnom obrazovanii [E-learning in continuing education] 2015. No. 1(2), pp. 63-67.

5. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Aktualnii problem distancionnogo obucheniya [Actual problems of distance learning] Obrazovanie. Nauka. Nauchnie kadri [Education. Science. Scientific Personnel]. 2020. No. 4, pp. 304-307.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Vаhitоv D.R. et al. Analizis nekotorih problem sovremennogo onlayn-obucheniya [Analysis of some problems of modern online learning]. Mir nayki, kulturi, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education] 2021. No. 3 (88), pp. 15-17.

7. Golovаnоvа Yu.V. Problemi i puti resheniya distancionnoy formi obucheniya [Problems and ways to solve distance learning] Aktualnii zadachi pedagogiki [Actual tasks of pedagogy] Materials VI International Scientific Conf. (Chita, January 2015). Chita: Publishing House Young Scientist. 2015, pp. 163-167.

8. Аlеshkina О.□V., Мinаliеvа М.ПА., Rаchitеlеvа N. □А. Distancionnie obrazovatelnie tehnologii - klyuch k massovomu obrazovaniyu XXI veka [Distance educational technologies are the key to mass education of the XXI century]. Aktualnii zadachi pedagogiki [Actual tasks of pedagogy] Materials VI International Scientific Conf. (Chita, January 2015). Chita: Publishing House Young Scientist. 2015, pp.63-65.

9. Vаynshtеyn Yu.V. Problemi razvitiya distancionnogo obrazovaniya [Problems of development of distance education]. Science Time. 2014. No. 10 (10), pp.64-70.

10. Opit i perspektivi onlayn-obucheniya v Rossii [Experience and prospects of online learning in Russia]. Collection of articles of the All-Russian Scientific Conference with international participation. Sevastopol, November 15-16, 2018: Executive Editor I.S. Kusov. Sevastopol: Branch of Moscow State University in Sevastopol, 2019. 89 p.

11. Ryabcovskij G.V., Kuz'mich A.V. Kastomizaciya obrazovatelnih traektoriy gosudarstvennih i municipalnih slujashih po programmam dopolnitelnogo obrazovaniya v elektronnoy sisteme obucheniya Bryanskogo filial RANHIGS. Opit i perspektivi onlayn-obucheniya v Rossii [Customization of educational trajectories of state and municipal employees under the

programs of additional professional education in the electronic training system of the Bryansk branch of the RANHIGS. Experience and prospects of online learning in Russia]. Collection of articles of the All-Russian Scientific Conference with international participation. Sevastopol, November 15-16, 2018: Executive Editor I.S. Kusov. Sevastopol: Branch of Moscow State University in Sevastopol, 2019, pp. 13-26.

12. Sаprikina D.I., Vоlоhоvich А.А. Problemi perehoda na distancionnoe obuchenie v Rossiyskoy Federacii glazami uchiteley [Problems of transition to distance learning in the Russian Federation through the eyes of teachers]. Moscow: NIU VSE, 2020. 32 p.

13. ^znecova О.^, Sоbоlеvа ЕЖ Opit vnedreniya v uchebniy process elementov distancionnogo obucheniya [Experience of introducing elements of distance learning into the educational process]. Science, innovations and education in the modern agro-industrial complex: materials of international. nauch.-prakt. conf., Izhevsk, 11-14 Feb. 2014. Izhevsk, 2014. Vol. 2, pp.119-123.

14. Husyainov Т.М. Istoriya razvitiya i rasprostraneniya distancionnogo obrazovaniya [History of development and dissemination of distance education]. Pedagogy and enlightenment, 2014. No. 4, pp. 30-41.

15. Grinshkun V.V. Problemi i puti effektivnogo ispolzovaniya tehniligiy informatizacii v obrazovanii [Problems and ways of effective use of informatization technologies in education] Bulletin of Moscow University. Series 20: Pedagogical Education, 2018. No. 2. pp. 34-47.

16. Маrchuk N.Yu. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti distancionnogo obucheniya [Psychological and pedagogical features of distance learning]. Pedagogical education in Russia. 2013. No. 4, pp. 78-85.

17. Degtyarеvа АР., Zаgоrskiy V.V. Strategii i effektivnost raboti v sistemah distancionnogo obrazovaniya [Strategies and efficiency of work in distance education systems] Bulletin of Moscow University. Series 20: Teacher Education. 2016. No. 1, pp. 67-74.

18. Vаynshteyn Yu.V. et al. Prognozirovanie rezultatov obuchenia s primeneniem sovremennih informacionnih tehnologiy [Predicting Learning Outcomes Using Modern Information Technologies] Materials of the XXI International Scientific and Practical Conference "Scientific Discussion: Issues of Pedagogy and Psychology". Moscow: International Center for Science and Education LLC, 2013. pp. 123-127.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Рудик Елена Владимировна

Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Россия, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,

E-mail: rudik-elena@mail.ru

Rudik Elena Vladimirjvna

Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russia, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management,

E-mail: rudik-elena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.