Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЗАКИСЛЕНИЕМ МИРОВОГО ОКЕАНА'

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЗАКИСЛЕНИЕМ МИРОВОГО ОКЕАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
473
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ОКЕАН / РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА / КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 Г. / ЗАКИСЛЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА / КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ДОКУМЕНТУ НА ОСНОВЕ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ / WORLD OCEAN / THE UN FRAMEWORK CLIMATE CONVENTION / UN LOS CONVENTION / ACIDIFICATION OF THE WORLD OCEAN / THE UN CONFERENCE ON THE OBLIGATORY DOCUMENT ON THE LAW OF THE SEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шинкарецкая Галина Георгиевна

Мировой океан играет центральную роль в освобождении атмосферы Земли от углекислого газа. Но это ведет к закислению самого океана и к гибели животного и растительного мира. Из существующих международных договоров к данной проблеме применимы Рамочная конвенция ООН об изменении климата, а также Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Рамочная конвенция получила некоторое развитие в Парижских соглашениях и в Киотском протоколе. Однако и эти документы, как и Конвенция по морскому праву, не предусматривают прямо меры, направленные на сохранение Мирового океана от загрязнения из воздуха. Кроме того, поглощение углекислого газа, как и других газов - это естественный природный процесс, хотя к закислению приводит только поглощение углекислого газа. В 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая называется «Формирование международного юридически обязательного документа на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивому использованию морского биологического разнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции». Это - попытка модернизировать Конвенцию ООН по морскому праву. Начала работу специальная Конференция. Однако повестка дня оставляет мало надежды на принятие норм относительно борьбы с закислением океана. Больших успехов можно достичь, развивая механизмы на основе Рамочной конвенции об изменении климата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE STRUGGLE AGAINST ACIDIFICATION OF THE WORLD OCEAN

The World ocean plays a central role in freeing the Earth’s atmosphere from carbon dioxide. But this leads to the acidification of the ocean and to the death of the flora and fauna. The UN Framework Climate Convention and the UN Convention on the Law of the Sea 1982 are applied to the problem of ocean acidification. The Framework Convention was somewhat developed by the Paris Agreement and the Kyoto protocol. But these documents as well as the LOS Convention do not provide measures to protect the World ocean from pollution from the air. Besides, absorption of the carbon dioxide as well as other gases is a natural process though only the absorption of carbon dioxide is guilty in acidification of the ocean. The UN General Assembly took in 2015 a Resolution named “Development of an international legally binding instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction”. This is an effort to modernize the UN LOS Convention. The special Conference began to work. But its agenda leaves just a few hope that norms against the ocean acidification will be provided for. May be bigger success can be achieved trough the development of mechanisms worked out on the basis of the Framework Climate Convention

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЗАКИСЛЕНИЕМ МИРОВОГО ОКЕАНА»

УДК 341.018 ШИНКАРЕЦКАЯ Галина Георгиевна,

ББК 67.91 доктор юридических наук,

главный научный сотрудник Института государства и права РАН

e-mail: gshink@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЗАКИСЛЕНИЕМ МИРОВОГО ОКЕАНА

Аннотация. Мировой океан играет центральную роль в освобождении атмосферы Земли от углекислого газа. Но это ведет к закислению самого океана и к гибели животного и растительного мира. Из существующих международных договоров к данной проблеме применимы Рамочная конвенция ООН об изменении климата, а также Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Рамочная конвенция получила некоторое развитие в Парижских соглашениях и в Киотском протоколе. Однако и эти документы, как и Конвенция по морскому праву, не предусматривают прямо меры, направленные на сохранение Мирового океана от загрязнения из воздуха. Кроме того, поглощение углекислого газа, как и других газов - это естественный природный процесс, хотя к закислению приводит только поглощение углекислого газа. В 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая называется «Формирование международного юридически обязательного документа на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивому использованию морского биологического разнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции». Это - попытка модернизировать Конвенцию ООН по морскому праву. Начала работу специальная Конференция. Однако повестка дня оставляет мало надежды на принятие норм относительно борьбы с закислением океана. Больших успехов можно достичь, развивая механизмы на основе Рамочной конвенции об изменении климата.

Ключевые слова: Мировой океан, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., закисление Мирового океана, Конференция ООН по документу на основе Конвенции ООН по морскому праву.

SHINKARETSKAIA Galina Georgievna,

PhD in Law,

Principal research fellow at the Institute of State and Law,

Russian Academy of sciences

THE PROBLEMS OF THE STRUGGLE AGAINST ACIDIFICATION

OF THE WORLD OCEAN

Annotation. The World ocean plays a central role in freeing the Earth's atmosphere from carbon dioxide. But this leads to the acidification of the ocean and to the death of the flora and fauna. The UN Framework Climate Convention and the UN Convention on the Law of the Sea 1982 are applied to the problem of ocean acidification. The Framework Convention was somewhat developed by the Paris Agreement and the Kyoto protocol. But these documents as well as the LOS Convention do not provide measures to protect the World ocean from pollution from the air. Besides, absorption of the carbon dioxide as well as other gases is a natural process though only the absorption of carbon dioxide is guilty in acidification of the ocean. The UN General Assembly took in 2015 a Resolution named "Development of an international legally binding instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction". This is an effort to modernize the UN LOS Convention. The special Conference began to work. But its agenda leaves just a few hope that norms against the ocean acidification will be provided for. May be bigger success can be achieved trough the development of mechanisms worked out on the basis of the Framework Climate Convention.

Key words: World ocean, the UN Framework Climate Convention, UN LOS Convention, acidification of the World ocean, the UN Conference on the obligatory document on the law of the sea.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

Мировой океан играет центральную роль в поглощении излишков тепла и в избавлении от парникового эффекта благодаря абсорбции углекислого газа. Однако это ведет к закислению Мирового океана.

В настоящее время основной международно-правовой документ, применимый к охране Мирового океана от загрязнения вообще и к борьбе с закислением Мирового океана, в частности, - Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) [18].

Невозможно не признать связь РКИК с Конвенцией ООН по морскому праву. Прежде всего, предмет регулирования обеих конвенций - глобальное явление. Мировой океан, охватывающий 2/3 планеты, является определяющим фактором для тенденций развития климата. Но есть и непосредственная связь между двумя договорами.

Все глубоководное морское дно и его ресурсы согласно Ч. XI Конвенции ООН по морскому праву объявлены общим наследием человечества. Человечество как заинтересованный субъект в предотвращении изменения климата ясно обозначено и в РКИК. В 1988 г., выступая в Генеральной Ассамблее ООН, посол Мальты заявил, что изменение климата - это общая забота всего человечества [11]. Эта идея как часть общей концепции противодействия изменению климата стала идеологической основой работы Всемирной конференции по окружающей среде и развитию 1992 г.

Рамочная конвенция - универсальный договор. Ее главная цель обозначена в ст. 2, которая так и называется «Цель»: «Конечная цель настоящей Конвенции и всех связанных с ней правовых документов, которые может принять Конференция Сторон, заключается в том, чтобы добиться во исполнение соответствующих положений Конвенции стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе».

В ст. 2 на самом деле можно выделить три цели: во-первых, это стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере; во-вторых, стабилизация на таком уровне, который бы не допускал опасного антропогенного воздействия на климатическую систему; в-третьих, постав-

лены временные рамки - период естественной адаптации экосистем к изменению климата.

Пока неясно, как в эту схему вписывается проблема борьбы с закислением океана. Среди ученых идут дебаты относительно того, что является главным для Конвенции об изменении климата: это проблемы состояния атмосферы или комплексный подход к природе как целостности, включающей атмосферу, гидросферу, биосферу, геосферу и их взаимодействие. Ясно, что в гидросферу входит и океан, но высказывается озабоченность тем, что режим, предусмотренный Конвенцией о климате, ориентирован в основном на атмосферу [8]. Эта ориентация на атмосферу отражена в ряде положений Конвенции. Например, в преамбуле сказано, что стороны «озабочены тем, что в результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере».

Теперь остановимся подробнее на отмеченных нами трех целях Конвенции. Первая цель ясно обозначает ориентацию на проблемы атмосферы тем, что связывает принятие Конвенции со стабилизацией концентрации парниковых газов в атмосфере, оценивая этот уровень концентрации как способный предотвратить опасное антропогенное вмешательство в систему климата. Изменение климата в результате такого вмешательства связано именно с потеплением, которое возникает из-за парниковых газов.

Сокращение выбросов двуокиси углерода имеет критическое значение для снижения уровня антропогенного изменения климата, как и закисления океана. Однако к такому же эффекту может привести и сокращение выбросов других газов. Метан, например, может воздействовать на потепление климата очень значительно, хотя сокращение выбросов метана без сокращения выбросов двуокиси углерода не будет иметь решающего значения. Такая ситуация, по нашему мнению, не предусмотрена положениями Конвенции о климате. Правда, с этим многие не согласны и считают, что эти положения как раз охватывают все парниковые газы [14].

Обратимся к Декларации Гонолулу, хотя она и носит не вполне универсальный характер [1]. Согласно Декларации, если концентрация двуокиси углерода достигнет 560 частей на миллион, произойдет 30%-ное сокращение роста скелета кораллов, большая часть рифов перейдет от увеличения к разрушению.

Вторая цель, предусмотренная в ст. 2 Конвенции о климате, продиктована опасностью антропогенного вмешательства в климатическую систему. Поскольку чрезмерные эмиссии

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

антропогенных парниковых газов служат причиной закисления океана, ученые ставят вопрос о том, учитывается ли при этом закисление океана, хотя океаны и составляют часть системы земного климата [8, р. 463, 464]. В параметрах Конвенции о климате главная роль океанов - это участие в замедлении изменения климата, и не очевидно, составляют ли океаны ту часть климатической системы, которая сама является объектом опасного антропогенного влияния.

Третья цель по ст. 2 Конвенции о климате практически состоит из целой системы подцелей, достижение которых обусловлено сроками, достаточными для естественной адаптации экосистем к изменению климата, причем имеется в виду адаптация и природных экосистем, и социально-экономических, например право людей на пищу.

Статья 2 Конвенции как будто основана на презумпции всеобъемлющей и одновременной адаптации всех экосистем. Однако это не очевидно, и пока не подкреплено солидным научным анализом. Например, в том, что касается закисления: какой период требуется коралловым рифам, чтобы приспособиться к этому закислению? Тот же вопрос следует поставить в отношении способности моллюсков продолжать усваивать кальций в условиях закисления. Бейрд, Симонс и Стивенс считают, что трудности приспособления экосистем к закислению почти не преодолимы, хотя при этом может выясниться наличие сокращения других факторов стресса [8, р. 462]. Поэтому вполне возможно, что Конвенция о климате не сможет сыграть эффективную роль в сокращении закис-ления океана.

В ст. 3 Конвенции изложены приоритеты, которыми должны руководствоваться стороны (защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества; учитывать конкретные потребности и особые обстоятельства развивающихся стран; принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата; содействовать устойчивому развитию; сотрудничать в целях содействия установлению благоприятствующей и открытой международной экономической системы, которая приводила бы к устойчивому экономическому росту и развитию всех сторон). Из этих приоритетов однозначно следует вывод о том, что главную роль в борьбе с изменением климата и его неблагоприятными последствиями должны играть развитые страны.

При этом в п. 1 ст. 1 Конвенции установлено, что неблагоприятные последствия изменения климата» означают изменения в физиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

ской среде или биоте, вызываемые изменением климата, которые оказывают значительное негативное влияние на состав, восстановительную способность или продуктивность естественных и регулируемых экосистем или на функционирование социально-экономических систем, или на здоровье и благополучие человека.

Хотя некоторые ученые не относят закис-ление океана к неблагоприятным последствиям [13], с нашей точки зрения, приведенное в п. 1 ст. 1 определение достаточно широкое, так что в него вполне может быть включено и закисление океана. Изменение физического состояния природы вследствие изменения климата охватывает закисление океана, так как оно прямо зависит от поглощения океаном избыточных концентраций антропогенного атмосферного диоксида углерода. Более того, имеются научные данные о разных сторонах вредного влияния закисления океана на продуктивность и сохранение природных и искусственно выращиваемых живых ресурсов, как рыбные запасы, коралловые рифы и ракообразные [16].

Если презюмировать, что закисление океана составляет один из видов неблагоприятных последствий, из Конвенции о климате можно извлечь некоторые обязательства сторон принимать меры в отношении закисления. Это относится, в частности, к обязанности сторон принимать во внимание особые нужды и особые обстоятельства развивающихся стран.

Попыткой осовременить меры борьбы с парниковыми газами стал Киотский протокол [2]. В ст. 3 Протокола целью названо сокращение общего объема эмиссии парниковых газов до уровня ниже 1990 г. В целом Конвенция о климате и Киотский протокол по-прежнему предусматривают сохранение и использование океанов в качестве резервуаров для двуокиси углерода. Однако в Протоколе нет положений, специально относящихся к борьбе с закислением океанов. Во-первых, в нем поставлена скромная цель достичь общего 5%-ного сокращения выбросов парниковых газов и только для тех государств, которые включены в Приложение I Рамочной конвенции и Приложение В Протокола, т.е. относятся только к развитым странам. Во-вторых, фраза о сокращении выбросов газов, которые являются эквивалентами двуокиси углерода, и не сказано прямо о сокращении именно двуокиси углерода, сильно снижает возможный потенциал Протокола в плане сокращения закисления океанов, причиной которого является исключительно углекислый газ. Получается, что в целом в Протоколе принят такой подход, который позволит сторонам даже увеличить эмиссию углекислого газа. Таким образом, регу-

лирование относительно углекислого газа, включенное в Киотский протокол, приносит только случайные и сиюминутные выгоды. Поэтому после короткого четырехлетнего существования Протокол был изменен. Однако эти изменения не затронули океаны. К тому же большинство стран, ратифицировавших Протокол, - это развивающиеся страны, на которые не падала основная нагрузка по исполнению обязательств по Протоколу.

В 2015 г. принято Парижское соглашение [5] в дополнение к Рамочной конвенции об изменении климата, для того чтобы содействовать исполнению Рамочной конвенции. В ст. 2(1) (а) Соглашения закреплена решимость, в частности, удерживать подъем средней глобальной температуры значительно ниже 2 градусов Цельсия против прединдустриального уровня. Не совсем ясно, будет ли это ограничение подъема температуры иметь влияние на ситуацию с закислением океана. Очевидно, требуются новые научные данные.

В Парижском соглашении океаны также упоминаются мимоходом в преамбуле в связи с важностью обеспечения единства всех экосистем, включая океаны. В то же время и в Парижском соглашении, как и в Рамочной конвенции, океанам отводится роль резервуаров для углекислого газа. Следует также отметить, что Парижское соглашение ставит на одну доску адаптацию экосистем к углекислому газу и сокращение концентрации этого газа.

И все же Парижское соглашение можно расценивать как шаг вперед по сравнению с Рамочной конвенцией, потому что, во-первых, требование сокращения выбросов парниковых газов относится ко всем государствам, а не только к группе промышленно развитых; во-вторых, в нем предусмотрен баланс между сокращением концентрации газов и адаптацией к нему экосистем; в-третьих, Парижское соглашение опирается на принцип определения самими сторонами тех мер, которые они будут предпринимать для сокращения подъема глобальной температуры, связывая эти меры с их собственными потребностями развития; в-четвертых, для этого соглашения не обозначен срок действия, и оно может служить некой схемой действий до тех пор, пока стороны не решат по-иному.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. - это главное универсальное соглашение о регулировании всей деятельности в Мировом океане. Ее Ч. XII - это первый в истории глобальный инструмент для защиты и сохранения морской среды. Однако из-за того, что ко времени принятия Конвенции по морскому праву многие проблемы загрязнения Мирового океана еще не про-

явились так остро, в Конвенции регулируются в основном вопросы загрязнения с судов, а изменение климата, и уж тем более закисление океана, не упоминаются вовсе.

Попытаемся оценить, применима ли Конвенция к проблемам борьбы с закислением океана. Внесение углекислого газа в водную среду вполне подпадает под определение «загрязнение» по ст. 1(1)(4) Конвенции («загрязнение морской среды» означает «привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду.., которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека»). Есть научные данные, показывающие, что поглощение углекислого газа в чрезмерных концентрациях оказывает негативное воздействие на морские живые ресурсы. К этой ситуации вполне применима ст. 194: «Государства в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно принимают все совместимые с настоящей Конвенцией меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника». Кроме того, как заявил Международный трибунал по морскому праву в одном из своих решений, в приведенной статье закреплено обязательство соблюдать должную осмотрительность или предосторожность (due diligence). В п. 2 той же ст. 194 государства обязываются принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем осуществлялась таким образом, чтобы она не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Правда, здесь не указано, распространяется ли обязательство должной осмотрительности на предотвращение чрезмерных выбросов углекислого газа, произведенного в пределах юрисдикции государства, или следует относить эмиссию газов к загрязнению с суши, которое не регулируется Конвенцией по морскому праву. Известный специалист по охране морской среды А. Бойл считает, что обязательство должной осмотрительности вынуждает государства регулировать и контролировать деятельность в пределах своей юрисдикции, такую как использование силовых установок, работающих на нефти или угле, добычу нефти, угледобычу или вырубку лесов [9]. К этому следует добавить, что в соответствии с п. 5 ст. 194 принцип должной осмотрительности необходимо и правомерно распространить и на меры, необходимые для защиты и сохранения редких или уязвимых экосистем. Более того, в Конвенции есть обязательство

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

защищать и сохранять морскую среду вне зависимости от загрязнения (ст. 192). Некоторое толкование данной статьи было произведено Постоянной палатой третейского суда (Постоянным международным арбитражем) в решении по делу О Южно-Китайском море (Филиппины против Китая) [17]. Арбитраж заявил, что «защищать» ("protect") морскую среду означает защищать ее от будущих потенциальных повреждений, а «сохранять» ("preserve") означает поддерживать или улучшать существующее положение морской среды. Более того, арбитраж заявил, что эти два элемента в соединении означают обязательство принимать активные меры для предотвращения деградации существующей морской среды. Как это положение можно было бы применить к закислению океана? Поскольку закисление - это по своей сути деградация, государства должны принимать меры для предотвращения дальнейшей деградации, т.е. применять положения Конвенции по морскому праву в полном объеме. Такие мероприятия не могут не быть коллективными. Однако в Конвенции по морскому праву не предусмотрены никакие механизмы для коллективных действий.

В качестве следующего этапа следует сказать о некотором развитии Конвенции ООН по морскому праву. В 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая называлась довольно длинно: «Формирование международного юридически обязательного документа на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивому использованию морского биологического разнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции» [10]. Название очень странное, и объясняется это, очевидно, весьма своеобразным характером Конвенции ООН по морскому праву, к которой не допускаются поправки, а пересмотр возможен только по очень сложной процедуре [4]. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи был создан Подготовительный комитет для рассмотрения всех специальных вопросов и для представления Генеральной Ассамблее рекомендаций по формированию текста юридического документа.

В течение 2015 - 2016 гг. Подготовительный комитет провел четыре сессии, на которых обсуждались проблемы Мирового океана в связи с изменением климата, и, в частности, вопрос о закислении океанов. в Заключительном докладе Подготовительного комитета в качестве рекомендации содержалась ссылка на необходимость сохранения климата [15]. Во время работы Подготовительного комитета вопрос о закислении океанов поднимался в основном в контексте

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

сохранения океанов путем создания морских защищаемых районов.

На основании материалов, разработанных Подготовительным комитетом, было принято решение созвать Международную конференцию под эгидой ООН. Решение о созыве Конференции зафиксировано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 72/249 от 24 декабря 2017 г. [12]. Целью созыва Конференции было рассмотрение рекомендаций, представленных Подготовительным комитетом по поставленным перед ним вопросам и скорейшей по возможности выработки текста юридически обязательного документа на базе Конвенции ООН по морскому праву относительно сохранения и устойчивого использования морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции.

Конференция должна провести четыре сессии; первая из них - 4 - 17 сентября 2018 г. Вторая и третья сессии будут в 2019 г., а четвертая — в первой половине 2020 г.

16 - 18 апреля 2018 г. состоялось организационное заседание Конференции.

Первая сессия Конференции уже состоялась, потому уже можно судить о ее ходе [3]. Эта сессия состояла в основном из общих дискуссий по четырем темам согласованного в 2011 г. пакета, которые изложены в п. 2 резолюции Генеральной Ассамблеи 72/249.

Обращает на себя внимание состав участников Конференции. Как это принято на универсальных международных конференциях в последние годы, и особенно в том, что касается охраны окружающей среды, представительство было довольно широким: кроме дипломатов от разных государств присутствовали также делегаты межправительственных организаций и неправительственных организаций.

В своих заявлениях общего характера делегации вновь подтвердили, что в основе международного юридически обязательного документа будут лежать положения Конвенции ООН по морскому праву. В частности, было отмечено, что разработка этого документа должна привести к осуществлению и укреплению положений Конвенции о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции. Кроме того, было заявлено, что новый документ не затронет прав и юрисдикции, принадлежащих государствам в соответствии с Конвенцией по морскому праву. Данное положение особенно важно для развивающихся стран.

Что касается программы работы, то участники Конференции решили, что после того, как будут выслушаны заявления общего характера,

они создадут четыре неофициальные рабочие группы для рассмотрения четырех тематических блоков пакета, утвержденных в резолюции 72/249:

- неофициальную рабочую группу по морским генетическим ресурсам, включая вопросы совместного использования выгод;

- неофициальную рабочую группу по таким мерам, как зонально привязанные инструменты хозяйствования, включая охраняемые морские районы;

- неофициальную рабочую группу по оценкам воздействия на окружающую среду;

- неофициальную рабочую группу по наращиванию потенциала и передаче морских технологий.

Сформированные по таким параметрам группы обсудили и представили Конференции те параметры, по которым они собираются работать над будущим документом.

К нашей проблеме - изменение климата и связанные с этим вопросы закисления океана -больше всего, как представляется, относится тема неофициальной рабочей группы по оценкам воздействия на окружающую среду. На настоящем этапе рабочие группы занимаются в основном вопросами организационного характера, т.е. намечают подходы к рассмотрению поставленных перед ними вопросов. Группа по оценкам воздействия на окружающую среду считала необходимым уделить внимание следующим вопросам: обязанность проводить оценки воздействия на окружающую среду; связь с процессами оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренными соответствующими инструментами, рамочными документами и механизмами; виды деятельности, в отношении которых требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду; процесс проведения оценок воздействия на окружающую среду [7]. Подход Неофициальной группы к регулированию вопросов, по существу, не обозначен четко, но настораживает упоминание Координатором, с одной стороны, согласия участников Группы о том, что при проведении оценок воздействия на окружающую среду следует учитывать совокупное воздействие. Вместе с тем, говорит он, были озвучены различные варианты выполнения этой задачи на практике; в частности, был затронут вопрос о том, будут ли учитываться процессы, являющиеся следствием деятельности на суше, такие как изменение климата. Таким образом, закисление океана, которое является результатом человеческой деятельности на суше, может вообще не попасть в центр внимания участников Конференции.

Нет никакого сомнения в том, что закисле-ние океана, как и изменение климата в целом, мощно влияющие на живые существа и биологическое разнообразие океана, должны регулироваться будущим документом. Однако создается впечатление, что Конференция, как и Подготовительный комитет, могут остановиться на рекомендации паллиативных мер относительно закисления океана.

Закисление океана как цель для регулирования не предусмотрена ни Рамочной конвенцией об изменении климата и последовавшими за ней Киотским протоколом или Парижским соглашением, ни Конвенцией ООН по морскому праву. Правда, в Конвенции по морскому праву есть обязательство бороться с загрязнением из любых источников, в том числе с суши, что подтверждено решениями ряда арбитражей и Международного трибунала по морскому праву. Но нынешняя Конференция как будто не собирается заниматься загрязнением океана с суши.

Проблема закисления океана пока юридически неясна и находится, так сказать «в серой правовой зоне», и возможно ли ее регулирование потенциально новым документом - тоже неясно. Главная проблема, с нашей точки зрения, состоит в том, что, если будущий документ не выйдет за рамки Конвенции ООН по морскому праву или Рамочной конвенции ООН о климате, попытки бороться с потеплением климата или закислением океана не приведут к успеху, прежде всего потому, что обе эти конвенции построены на принципе полновластия государств. Сколько полномочий будет предоставлено отдельным государствам, для потепления климата не имеет значения, поскольку проблема может быть решена только усилиями всех. Согласно Конвенции по морскому праву, для того чтобы предпринять общие усилия, каждое государство должно имплементировать соответствующее соглашение. С этой точки зрения режим, предусмотренный Конвенцией об изменении климата, кажется более удобным для организации коллективных действий. Во-первых, Межправительственная группа экспертов должна и может предоставить научную информацию, которая показывает необходимость сокращения выбросов углекислого газа и сроки, в которые это нужно сделать. На основе этой информации стороны смогут принять решение о сокращении выбросов. Во-вторых, такое решение может быть принято либо на основе РКИК, либо конференцией государств - участников Парижского соглашения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

Список литературы:

[1] Декларация Гонолулу принята на 19-й встрече лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества 12-13 ноября 2011 г. Национальный координационный центр по развитию экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. URL: http:// aprcenter.ru/component/k2/39.html (дата обращения: 12.11.2018).

[2] Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принят 11 декабря 1997 г. URL: www.un.org (дата обращения: 12.11.2018).

[3] Межправительственная конференция по международному юридически обязательному документу на базе Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции. Первая сессия. Нью-Йорк, 4-17 сентября 2018 г. Заявление Председателя Конференции по случаю закрытия первой сессии. Док. ООН A/CONF. 232/2018/7. URL: www.un.org (дата обращения: 12.11.2018).

[5] Парижское соглашение принято в рамках Рамочной конвенции об изменении климата. Док. ООН FCCC/CP/2015/L.9/Rev.1. URL: www. un.org (дата обращения: 12.11.2018).

[6] Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.) // Система ГАРАНТ // http ://base.garant.ru/2133066/#ixzz5Zf9dXEnl (дата обращения: 12.11.2018).

[7] Устный доклад координатора Неофициальной рабочей группы по оценке воздействия на окружающую среду на пленарном заседании Конференции. Пятница, 14 сентября 2018 г. URL: www.un.org (дата обращения: 12.11.2018).

[8] Baird R., Simons M., Stephens T. Ocean Acidification: A Litmus Test for International Law // Carbon and Climate Law Review. 2009. № 4.

[9] Boyle A. Law of the Sea Perspectives on Climate Change// International Journal of Marine and Coastal Law. 2012. Vol. 27.

[10] Development of an international legally binding instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction. Док. ООН G.A. Res. 69/292 (June 19, 2015).

[11] G.A. Res. 43/53, 1 (Dec. 6, 1988). Protection of global climate for present and future generations of mankind (1988).

[12] General Assembly. International legally binding instrument under the United Nations

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

Convention on the Law of the Sea on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction. Resolution adopted by the General Assembly on 24 December 2017. Док. ООН A/ RES/72/249. URL: www.un.org (дата обращения: 12.11.2018).

[13] Kim R.E., Is a New Multilateral Environmental Agreement on Ocean Acidification Necessary? / / Review of European Community and International Environmental Law. 2012. Vol. 21.

[14] Lamirande H. R., From Sea to Carbon Cesspool: Preventing the World's Marine Ecosystems from Falling Victim to Ocean Acidification // Suffolk Transnational Law Review. 2011. Vol. 34.

[15] Report of the Preparatory Committee Established by General Assembly Resolution 69/292: Development of an International Legally Binding Instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the Conservation and Sustainable Use of Marine Biological Diversity of Areas Beyond National Jurisdiction, U.N. Doc. A/AC.287/2017/PC.4/2, at 9 (July 31, 2017), available at http://www. un.org/ga/search/viewdoc.asp?symbol=A/ AC.287/2017/PC.4/2. (дата обращения: 17.11.2018)

[16] Secretariat of the Convention on biological diversity, an updated synthesis of the impacts of ocean acidification on marine biodiversity. URL: https://www.cbd.int/doc/ publications/cbd-ts-75-en.pdf (дата обращения: 12.11.2018).

[17] South China Sea Arbitration. (Philippines v. China), PCA Case Repository 201319 (Perm. Ct. Arb. 2016).

[18] United Nations Framework Convention on Climate Change, May 9, 1992, S. TREATY DOC. No. 102-38, 1771 U.N.T.S 107 [hereinafter UNFCCC].

Spisok literatury:

[1] Deklaraciya Gonolulu prinyata na 19-j vstreche liderov gosudarstv Aziatsko-Tihookean-skogo sotrudnichestva 12-13 noyabrya 2011 g. Nacional'nyj koordinacionnyj centr po razvitiyu ekonomicheskih otnoshenij so stranami Aziat-sko-Tihookeanskogo regiona. URL: http://apr-center.ru/component/k2/39.html (data obrash-cheniya: 12.11.2018).

[2] Kiotskij protokol k Ramochnoj konvencii Organizacii Ob"edinennyh Nacij ob izmenenii klimata. Prinyat 11 dekabrya 1997 g. URL: www. un.org (data obrashcheniya: 12.11.2018).

[3] Mezhpravitel'stvennaya konferenciya po mezhdunarodnomu yuridicheski obyazatel'nomu

dokumentu na baze Konvencii Organizacii Ob"edi-nennyh Nacij po morskomu pravu o sohranenii i ustojchivom ispol'zovanii morskogo biologich-eskogo raznoobraziya v rajonah za predelami dejst-viya nacional'noj yurisdikcii. Pervaya sessiya. N'yu-Jork, 4-17 sentyabrya 2018 g. Zayavlenie Predsedatelya Konferencii po sluchayu zakrytiya pervoj sessii. Dok. OON A/CONF. 232/2018/7. URL: www.un.org (data obrashcheniya: 12.11.2018).

[5] Parizhskoe soglashenie prinyato v ram-kah Ramochnoj konvencii ob izmenenii klimata. Dok. OON FCCC/CP/2015/L.9/Rev.1. URL: www. un.org (data obrashcheniya: 12.11.2018).

[6] Ramochnaya konvenciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij ob izmenenii klimata (N'yu-Jork, 9 maya 1992 g.) // Sistema GARANT // http://base.garant.rU/2133066/#ixzz5Zf9dXEnl (data obrashcheniya: 12.11.2018).

[7] Ustnyj doklad koordinatora Neoficial'noj rabochej gruppy po ocenke vozdejstviya na okru-zhayushchuyu sredu na plenarnom zasedanii Kon-ferencii. Pyatnica, 14 sentyabrya 2018 g. URL: www.un.org (data obrashcheniya: 12.11.2018).

[8] Baird R., Simons M., Stephens T. Ocean Acidification: A Litmus Test for International Law // Carbon and Climate Law Review. 2009. № 4.

[9] Boyle A. Law of the Sea Perspectives on Climate Change// International Journal of Marine and Coastal Law. 2012. Vol. 27.

[10] Development of an international legally binding instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction. Dok. OON G.A. Res. 69/292 (June 19, 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] G.A. Res. 43/53, 1 (Dec. 6, 1988). Protection of global climate for present and future generations of mankind (1988).

[12] General Assembly. International legally binding instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction. Resolution adopted by the General Assembly on 24 December 2017. Dok. OON A/RES/72/249. URL: www.un. org (data obrashcheniya: 12.11.2018).

[13] Kim R.E., Is a New Multilateral Environmental Agreement on Ocean Acidification Necessary? // Review of European Community and International Environmental Law. 2012. Vol. 21.

[14] Lamirande H. R., From Sea to Carbon Cesspool: Preventing the World\'s Marine Ecosystems from Falling Victim to Ocean Acidification // Suffolk Transnational Law Review. 2011. Vol. 34.

[15] Report of the Preparatory Committee Established by General Assembly Resolution 69/292: Development of an International Legally Binding Instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the Conservation and Sustainable Use of Marine Biological Diversity of Areas Beyond National Jurisdiction, U.N. Doc. A/AC.287/2017/PC.4/2, at 9 (July 31, 2017), available at http://www.un.org/ga/search/ viewdoc.asp?symbol=A/AC.287/2017/PC.4/2. (data obrashcheniya: 17.11.2018)

[16] Secretariat of the Sonvention on biological diversity, an updated synthesis of the impacts of ocean acidification on marine biodiversity. URL: https://www.cbd.int/doc/publications/cbd-ts-75-en.pdf (data obrashcheniya: 12.11.2018).

[17] South China Sea Arbitration. (Philippines v. China), PCA Case Repository 2013-19 (Perm. Ct. Arb. 2016).

[18] United Nations Framework Convention on Climate Change, May 9, 1992, S. TREATY DOC. No. 102-38, 1771 U.N.T.S 107 [hereinafter UNFCCC].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.