УДК 332.142.6:340.1
Ошовская Наталия Владимировна Nataliya V. Oshovskaya
кандидат экономических наук candidate of economic sciences
siriusl [email protected] siriusl [email protected]
Конвенции рационального Conventions of
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
Аннотация. В данной статье рассматривается эволюция концепций рационального природопользования в контексте охраны окружающей среды. Представлены международные конвенции по охране водной среды, конвенции по охране воздушной среды, озонового слоя и климата, а также конвенции по охране флоры, фауны и экосистем. Определено, что первой мировой концепцией рационального природопользования является Парижская конвенция 1902 г. по защите птиц. Итоговым этапом в формировании современного видения обеспечения экобаланса окружающей среды является принятие документа «Будущее, которого мы хотим» в 2012 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20. Результаты исследований могут быть использованы в процессе разработки концепции, основанной на рациональном использовании природных ресурсов и сохранении экоядра (осо-бо-охраняемых природных зон), как основного условия восстановления элементов природы.
Ключевые слова: конвенция, концепция, рациональное природопользование, природные ресурсы, охрана окружающей среды, водная среда, воздушная среда, озоновый слой, климат, флора, фауна, экосистема, особоохраняемые природные зоны.
Annotation. In this article the evolution of conceptions of environmental management is examined in the context of guard of environment. International conventions on the guard of water environment, conventions on the guard of air environment, ozone layer and climate, and also convention on the guard of flora, fauna and ecosystems are presented. It is certain that the first world conception of environmental management is Parisian convention 1902 on defence of birds. The final stage in forming of modern vision of providing of ecological balance of environment is an acceptance of document the "Future that we want" in 2012 in Rio de Janeiro at Conference of the UNO on steady development of Rio+20. The results of researches can be drawn on in the process of development of the conception based on the rational use of natural resources and maintenance of ecological kernel (especially-guarded natural zones), as basic condition of renewal of elements of nature.
Keywords: convention, conception,
environmental management, natural resources, guard of environment, water environment, air environment, ozone layer, climate, flora, fauna, ecosystem, especially-guarded natural zones.
Тенденции развития социально-
экономических процессов, а также поляризационный характер взаимодействия экологической и социально-экономической систем предопределяют необходимость формирования новой идеологии в отношении развития теоретических основ рационального природопользования, позволяющих обеспечить достаточный уровень воспроизводства природных ресурсов для сохранности окружающей среды, удовлетворения потребностей общества и сохранения генофонда населения. Своевременность данных исследований обусловлена существующей нестабильной эколого-социально-экономической обстановкой в Российской Федерации, сформировавшейся в результате нарушения динамического равновесия взаимодействия общества и природной среды, результатом которого является снижение продолжительности жизни населения, увеличение показателей естественной убыли населения, низкий уровень рождаемости, снижение уровня трудоспособности населения, отрицательный прирост населения и др.
В начале XX в. впервые в мировой практике с целью решения проблем сохранения окружающей среды была разработана Парижская конвенция, которая составила основу подписанной в 1950 г. и вступившей в силу в 1963г. Международной конвенции по защите птиц. Следует отметить, что Парижскую конвенцию отказались подписать практически все государства Европы, что обусловлено конфронтацией социальноэкономических интересов стран с существующим международным регламентом по охране птиц.
Следующим этапом формирования концепций по защите окружающей среды является принятие в Женеве в 1958 г. на I-ой Конференции ООН по морскому праву Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, нормы которой в 1982 г. были дополнены положениями Конвенции по морскому праву, посвящёнными защите биологических систем. Вместе с этим в 1963 г. с целью обеспечения экобаланса атмосферы и Мирового океана был заключен Московский договор о запрете испытаний ядерного оружия в
309
атмосфере, космическом пространстве и под водой, депозитариями которого стали СССР, США и Великобритания. Регламент данного договора предусматривал ввод ряда ограничений на испытания ядерного оружия. Данный договор был расширен до безусловных рамок на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН посредством принятия Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, согласно которому каждое государствоучастник обязуется предотвращать любой ядерный взрыв на территории, находящейся под его юрисдикцией. Интересным является тот факт, что Договор подписали 182 государства (кроме «молодых» ядерных государств Индия, Пакистан, КНДР), а ратифицировали 157 государств (кроме США, КНР, Израиля, Ирана, Египта и др.).
Следует акцентировать внимание на Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, принятой в 1971 г., которая рассматривается как первый глобальный договор в международной практике, направленный на сохранение одного типа экосистем (леса, пресные озёра, реки и др.). При этом согласно данной конвенции особой охране подлежат водно-болотные угодья, являющиеся местами обитаний водоплавающих птиц. В настоящее время участниками конвенции являются 160 государств, территории которых характеризуются наличием 1926 водно-болотных угодий международного значения общей площадью 187 984 550 га [1].
Значительным этапом в формировании международной системы охраны окружающей среды следует считать проведение ООН в 1972 г. Стокгольмской конференции и разработки Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), главной целью которой является координация реализации природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение рационального природопользования. При этом ЮНЕП предусматривает разработку проектов по охране атмосферы Земли, наземных и морских экосистем, а также реализацию международной конвенции в области экологии и охраны окружающей среды [2]. Также, в 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия в контексте сохранения природных комплексов, имеющих особое значение, и мест обитания исчезающих видов животных и растений, которая вступила в силу в 1975 г. Таким образом, страны-участники конвенции, на территории которых расположены объекты культурного и природного наследия, обязуются обеспечить полную сохранность данных объектов посредством придания им «статуса объектов Всемирного наследия». Данный документ способствует развитию альтернативных видов природопользования и экологического туризма, обеспечивает приоритетность финансирования мероприятий, направленных на сохранение объектов всемирного культурного и природного наследия, а также предусматривает мониторинг и контроль за состоянием объектов природной среды.
В 1974 г. государствами Балтийского региона Дания, Финляндия, ГДР, ФРГ, Польша, Швеция и СССР) была разработана Хельсинкская конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, которая вступила в силу в 1980 г. Однако, учи-
тывая геополитические изменения территориальных границ государств-участников, в 1992 г. был разработан новый вариант конвенции, вступивший в силу в 2000г. Согласно данной конвенции, страны региона Балтийского моря обязуются обеспечивать экологическую безопасность акватории моря посредством предотвращения и ликвидации загрязнения морской среды.
В 1976 г. Советом Европы была принята Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры, подписание которой произошло на 3-ей Европейской конференции министров окружающей среды в Берне в 1979 г., которая вступила в силу в 1982 г. Так, в данной конвенции разработаны положения в отношении охраны мест обитания и видов флоры и фауны посредством запрета использования определенных методов охоты и орудий лова. При этом в 1998 г. в рамках Бернской конвенции была создана «Изумрудная сеть» особо охраняемых территорий, расположенных в границах государств-участников конвенции, что позволяет осуществлять мониторинг состояния видов флоры и фауны, которые находятся на стадии исчезновения. Данный документ предусматривает совершенствование законодательных основ и проведение научных исследований, направленных на сохранение элементов природной среды. Отметим, что конвенцию подписали 40 государств, включая страны Европейского союза, Марокко, Тунис и Сенегал.
С целью введения запрета преднамеренного управления природными процессами (цунами, землетрясения, ураганы, изменение направления русла рек и др.) в 1977 г. в Женеве была подписана конвенция о запрете военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.
Важным этапом в эволюции концепций рационального природопользования является создание в 1984 г. Международной комиссии по окружающей среде и развитию, которая была инициирована Генеральной Ассамблеей ООН. Это связано с тем, что в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» была представлена концепция устойчивого развития, целью которой является сохранение состояния защищенности природной среды для осуществления жизненно важных интересов человека посредством нейтрализации негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние экосистем окружающей среды
В 1985 г. в Вене была подписана Конвенция по защите озонового слоя, целью которой является сокращение выбросов в атмосферу галогениро-ванных углеводородов. При этом отметим, что данная Конвенция послужила основой для подписания в 1987 г. Монреальского договора, главной целью которого является сокращение использования хлорфторуглеродов, посредством расчёта временного периода для каждой группы химических веществ, в течение которого галогенирован-ные углеводороды должны быть ликвидированы в результате снятия их с производства и изъятия из использования. Поэтому согласно мнению Кофи Аннана (Генеральный секретарь ООН 19972006 гг.) при условии ратифицирования Монреальского договора всеми странами-участниками (196
310
стран ратифицировали базовый Монреальский договор, из них 191 государство подписало Пекинскую поправку) к 2050 г. возможно восстановление озонового слоя Земли [3].
С целью защиты природных комплексов Антарктики в Мадриде в 1991 г. был подписан Договор об Антарктике, согласно которого данной территории присвоен статус природного заповедника, что предполагает соблюдение регламента особой охраны в отношении использования данной территории. Это предполагает использование данной территории в научных целях и осуществление строгого контроля деятельности стран в отношении реализации антарктических экспедиций. При этом с целью сохранения баланса жизнедеятельности животного мира Антарктики в настоящее время реализуются Конвенция о сохранении антарктических тюленей, и Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов. Вместе с этим в
1991 г. в Эспо была подписана Европейской Экономической Комиссией ООН Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая вступила в силу в 1997 г. Реализация данной концепции предполагает осуществление оценки воздействия на природную среду, учитывая тренды социально-экономического развития государства, а также акцентируя внимание мировой общественности на реализации потенциально опасных проектов не только в рамках страны-исполнителя, но и в государствах, находящихся в зоне непосредственного воздействия результатов реализации данного проекта.
Важным этапом в развитии международного правового обеспечения экологической устойчивости природной среды является подписание в
1992 г. Декларации по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН. Целью данного документа является разработка экологических принципов реализации социально-экономической деятельности мирового сообщества, направленных на обеспечение экобаланса окружающей среды. При этом, в числе основных принципов рассматриваются принцип осуществления заботы о людях, принцип развития нынешнего и будущих поколений, принцип обеспечения сохранности окружающей среды, принцип искоренения бедности, принцип соблюдения экологических стандартов и др. Именно поэтому Декларация является базовым документом мирового экологического права, который определяет Долгосрочную программу дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век») посредством разработки нормативно-правовых норм, регламентирующих социально-экономические отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Одной из важных мировых проблем является изменение климата, что побудило мировое сообщество подписать в 1992 г. на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро Рамочную конвенцию ООН об изменении климата [4]. В дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 1997 г. был разработан Киотский протокол, направленный на ограничение количества выбросов парниковых газов в атмосферу Земли посредством сокращения в среднем на 5,2 % (Евросоюз - на 8 %, США - на
7 %, Япония и Канада - на 6 %, Страны Восточной Европы и Прибалтики - в среднем на 8%, Россия и Украина - сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 гг. на уровне 1990 г.) по сравнению с 1990 г. совокупного среднего уровня выбросов таких типов газов как углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота и гексафторид серы. Для этого предлагалось осуществлять торговлю квотами, согласно которой страны или отдельные субъекты хозяйствования могут реализовывать или приобретать квоты на выбросы парниковых газов на региональном, национальном или международном уровне, а также осуществлять проекты по уменьшению количества выбросов парниковых газов, реализуемых в границах одной из стран-участниц договора, финансируемых за счет инвестиционных вложений государства. Таким образом, Киотский протокол (период действия 2008-2012 гг.) является первым документом в мировой практике, предусматривающий сохранение экобаланса окружающей среды, и основанный на использовании рыночного механизма регулирования социально-экономической деятельности стран-участниц.
Также, в 1992 г. была подписана Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (Болгария, Г ру-зия, Россия, Румыния, Турция и Украина), которая вступила в силу в 1994 г. Целью данной Конвенции является сохранение экобаланса морской среды Черного моря посредством реализации мероприятий, направленных на обеспечение защиты морской среды Черного моря от загрязнения из береговых источников, сотрудничества в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в аварийных ситуациях, а также защиты морской среды Черного моря от загрязнения в результате сбросов. При этом каждое мероприятие формализовано в отдельный протокол и является неотъемлемой частью Конвенции. Вместе с этим, в 2002 г. данная Конвенция была расширена посредством подписания Протокола о сохранении биоразнообразия и ландшафтов Черного моря, согласно которому участники Конвенции обязуются обеспечить сохранение экологической устойчивости экосистем акватории Черного моря, а также сотрудничать в научно-исследовательской деятельности с целью разработки системы мониторинга загрязнения Черного моря, функциями которой является определение характера загрязнения, анализ его воздействия на экологическую систему, выявление факторов опасности и разработка мер по их ликвидации [5].
В 2003 г. в Тегеране Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Туркменистаном была подписана Рамочная региональная международная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (дополнена Протоколом в 2011 г.), которая вступила в силу в 2006 г. Целью данной Конвенции является обеспечение экобаланса популяций морских видов экосистем посредством сохранения, восстановления и рационального использования биологических ресурсов Каспийского моря [6].
Значительным этапом в формировании современного видения обеспечения экобаланса окружаю-
311
щей среды является принятие итогового документа «Будущее, которого мы хотим» в 2012 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20, согласно которого страны-участники обязуются содействовать устойчивому развитию будущего посредством экологизации экономики, обеспечения сохранения баланса морских экосистем, ликвидации последствий процессов изменения климата в результате выброса парниковых газов, увеличения масштабов использования возобновляемых источников энергии, реализации эффективного управления лесами с целью сокращения масштабов обезлесения, а также модернизации процессов управления водными ресурсами, направленной на развитие водных ресурсов и защиту территорий от опустынивания [7].
Также необходимо отметить, что в мировой практике охраны окружающей среды существует ряд концепций, направленных на сохранение флоры и фауны природной среды. Так, в 1973 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, которая вступила в силу 1975 г. Целью данной Конвенции является обеспечение экобаланса природных систем Земли посредством осуществления контроля и координации торговли дикими животными и растениями (степень защиты более чем для 33 000 видов животных и растений). Вместе с этим, одним из основных международных договоров в отношении защиты животного и растительного мира является Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), подписанная в 1979 г. в г. Бонне и вступившая в силу в 1983 г. Целью данной конвенции является сохранение наземных и морских мигрирующих животных, мигрирующих птиц, а также восстановление ареалов их обитания и ликвидация факторов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на данные виды. При этом в рамках данной Конвенции было заключено несколько Соглашений (имеющих обязательную силу),
направленных на сохранение определенного вида флоры или фауны и среды его обитания. Так, од-
Литература:
1. www.ramsar.org (дата обращения 26.04.2014).
2. Выстробеи, ЕЛ. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. М. : МН ЭПУ, 2000. 142 с.
3. www.graton.su/kioto.115.htmI (дата обращения
1.05.2014) .
4. unfccc.int/2860.php (дата обращения 21.05.2014).
5. Сорокин ВЛ., Шитарев В.С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право. М. : Издательство Российского Университета дружбы народов, 2009. 156 с.
6. www.tehranconvention.org (дата обращения
22.05.2014) .
7. http://www.ecnc.nI/doc/europe/legislat/strafull.html (дата обращения 26.05.2014).
ним из таких документов является Соглашение по Сохранению Китообразных в Чёрном и Средиземном морях, а также прилегающей Области Атлантики (подписано в 1996 г., вступило в силу в 2001 г.), главная цель которого заключается в ликвидации угроз китообразным в акваториях Средиземного и Чёрного морей, а также повышение уровня осведомленности населения об этих видах животных. Аналогичным международным документом в сфере охраны флоры и фауны морских территорий является Соглашение по сохранению малых китообразных Балтийского моря, северовосточной Атлантики, Ирландского и Северного морей, подписанное в 1991 г. и вступившее в силу в 1994 г.
Вместе с этим, с целью защиты тигров Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики в 1997 г. был подписан Протокол об охране тигра, согласно которого страны-участники обязуются предотвратить исчезновение этого вида посредством реализации мероприятий, направленных на обеспечение их выживания и увеличения численности особей.
Однако, несмотря на многообразие существующих конвенций, главной целью которых является сохранение экобаланса окружающей среды, состояние природных экосистем с каждым годом ухудшается катастрофически, что требует разработки концепции, учитывающей реализацию современных трендов, состояние окружающей среды, недостатки предшествующих природоохранных документов и основанной на рациональном использовании природных ресурсов и сохранении экоядра, как основного условия восстановления элементов природы. В этой связи автор считает необходимым выделение природных зон, подлежащих особой охране (посредством реализации экологического регламента природопользования), главная функция которых состоит в воспроизводстве природных ресурсов экосистем, являющегося необходимым условием обеспечения экобаланса окружающей среды.
Literature:
1. www.ramsar.org (date of appeal 26.04.2014).
2. Vistrobec ЕЛ. There is international cooperation in area of guard of environment and natural resources. M. : MN of EPU, 2000. 142 p.
3. www.graton.su/kioto.115.htmI (date of appeal
1.05.2014) .
4. unfccc.int/2860.php (date of appeal 21.05.2014)
5. Sorokin VЛ., Shitarev V.S. International marine law. Part 6. International marine ecological law. M. : Publishing House of Russian University of friendship of people, 2009. 156 p.
6. www.tehranconvention.org (date of appeal
22.05.2014) .
7. http://www.ecnc.nI/doc/europe/legislat/strafull.html (date of appeal 26.05.2014).
312