Научная статья на тему 'ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ, ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА И МИРОВОЙ ОКЕАН'

ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ, ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА И МИРОВОЙ ОКЕАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ОКЕАН / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / ПОГЛОЩЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА / ЗАКИСЛЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА / КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ / РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН О КЛИМАТЕ / WORLD OCEAN / GREENHOUSE GASES / CARBON DIOXIDE ABSORPTION / WORLD OCEAN ACIDIFICATION / LAW OF THE SEA CONVENTION / THE UN FRAMEWORK CLIMATE CONVENTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шинкарецкая Галина Георгиевна

Актуальность исследования определяется тем, что Мировой океан является основным поглотителем углекислого газа из атмосферы, однако эта его очистительная функция находится под угрозой в силу накопления содержания в нем углерода. Воздействие углекислого газа на сам Мировой океан также вредоносно, поскольку происходит закисление воды, что приводит к гибели некоторых живых организмов, в частности фитопланктона, который является главным поглотителем углерода так же, как растения на суше. Решение этой проблемы возможно только соединенными усилиями всех государств. Целью исследования был анализ существующих норм международного права, которые регулировали бы всеобщие меры борьбы с потеплением климата и загрязнением Мирового океана. Проанализирована нормативная база в сочетании с решениями международных организаций и выявлены тенденции, действующие в данной области. Установлено, что имеющиеся, испытанные и опробованные подходы к проблеме «Мировой океан - парниковые газы» недостаточно эффективны; имеющиеся договоры действуют в отдельных сферах - в морском праве, в области борьбы с загрязнением воздуха или в отдельных географических регионах. Кроме того, есть отставание и в естественнонаучном плане - не разработаны пока новые, более того - инновационные и надежные методы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREENHOUSE GASES, CLIMATE WARMING AND THE WORLD OCEAN

Actuality of the article is based on the fact that the World ocean is the main absorber of carbon dioxide gas from the atmosphere, but its cleaning function is in danger now, because of the hoarding of carbon in it. The impact of the carbon dioxide on the ocean itself is harmful as well since it leads to the acidification of the water which leads to the death of some living organisms, phytoplankton in particular which is the main absorber of carbon dioxide gas even as the plants of the Earth are. The decision of the problem is possible only by combine efforts of all nations. The purpose of the present article was to analyze the existing rules of the international law, which regulate comprehensive measures to struggle the climate warming and the World ocean pollution. The normative basis in conjunction with the activity of international organizations is analyzed as well as the trends in the sphere. The existing tested and proven approaches to the problem of “World ocean - greenhouse gases” are defined as insufficient while the existing treaties are active only in separate spheres, like the law of the sea, anti-pollution of the air, or in separate geographical regions. A backlog in natural scientific methods also is there, since new or more over innovatrive methods are not yet elaborated

Текст научной работы на тему «ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ, ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА И МИРОВОЙ ОКЕАН»

ШИНКАРЕЦКАЯ Галина Георгиевна,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права РАН

e-mail: gshink@yandex.ru

12.00.10 — международное право; европейское право

ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ, ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА И МИРОВОЙ ОКЕАН

Аннотация. Актуальность исследования определяется тем, что Мировой океан является основным поглотителем углекислого газа из атмосферы, однако эта его очистительная функция находится под угрозой в силу накопления содержания в нем углерода. Воздействие углекислого газа на сам Мировой океан также вредоносно, поскольку происходит закисление воды, что приводит к гибели некоторых живых организмов, в частности фитопланктона, который является главным поглотителем углерода так же, как растения на суше. Решение этой проблемы возможно только соединенными усилиями всех государств. Целью исследования был анализ существующих норм международного права, которые регулировали бы всеобщие меры борьбы с потеплением климата и загрязнением Мирового океана. Проанализирована нормативная база в сочетании с решениями международных организаций и выявлены тенденции, действующие в данной области. Установлено, что имеющиеся, испытанные и опробованные подходы к проблеме «Мировой океан - парниковые газы» недостаточно эффективны; имеющиеся договоры действуют в отдельных сферах - в морском праве, в области борьбы с загрязнением воздуха или в отдельных географических регионах. Кроме того, есть отставание и в естественнонаучном плане - не разработаны пока новые, более того - инновационные и надежные методы.

Ключевые слова: Мировой океан, парниковые газы, поглощение углекислого газа, закисление Мирового океана, Конвенция ООН по морскому праву, Рамочная конвенция ООН о климате.

SHINKARETSKAIA Galina Georgievna,

PhD in Law, Principal research fellow at the Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

GREENHOUSE GASES, CLIMATE WARMING AND THE

WORLD OCEAN

Annotation. Actuality of the article is based on the fact that the World ocean is the main absorber of carbon dioxide gas from the atmosphere, but its cleaning function is in danger now, because of the hoarding of carbon in it. The impact of the carbon dioxide on the ocean itself is harmful as well since it leads to the acidification of the water which leads to the death of some living organisms, phytoplankton in particular which is the main absorber of carbon dioxide gas even as the plants of the Earth are. The decision of the problem is possible only by combine efforts of all nations. The purpose of the present article was to analyze the existing rules of the international law, which regulate comprehensive measures to struggle the climate warming and the World ocean pollution. The normative basis in conjunction with the activity of international organizations is analyzed as well as the trends in the sphere. The existing tested and proven approaches to the problem of "World ocean - greenhouse gases" are defined as insufficient while the existing treaties are active only in separate spheres, like the law of the sea, anti-pollution of the air, or in separate geographical regions. A backlog in natural scientific methods also is there, since new or more over innovatrive methods are not yet elaborated.

Key words: World ocean, greenhouse gases, carbon dioxide absorption, World ocean acidification, the Law of the Sea Convention, the UN Framework Climate Convention.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

Мировой океан играет решающую роль в том, как влияет на нашу Землю изменение климата. Если бы океаны не поглощали избыточное тепло из атмосферы и не собирали в своей толще углекислый газ из атмосферы, климат менялся бы гораздо быстрее. К сожалению, пока неясно, как долго Мировой океан сможет играть эту роль. Согласно Пятому докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата [14] за период с 1971 по 2010 г. океаны абсорбировали более 90% всего тепла на Земном шаре. С другой стороны, океаны оказываются некими накопителями и хранителями тепла, их способность накапливать тепло в тысячу раз мощнее, чем у атмосферы [12]. Океаны не отдают тепло назад в атмосферу и в космос, и тепло остается на Земле. Кроме того, океаны поглощают около 30% углекислого газа, производимого человечеством, что искажает все химические процессы, происходящие в них [13].Таким образом, можно констатировать отсутствие равновесия между поступлением в атмосферу газа, создающего парниковый эффект, и способностью земной природы поглощать и перерабатывать его.

В настоящее время нет специального международного соглашения по вопросу о борьбе с парниковыми газами. Лишь некоторое отношение к данному вопросу имеют Киотский протокол [3] и Конвенция ООН об изменении климата [7].

В Киотском протоколе сделана попытка решить проблему эмиссии парниковых газов с территории промышленно развитых стран, перечисленных в Приложении I к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, и соотношения количества этих газов с методами борьбы с этой эмиссией, разработанными индустриальными странами. Но это одна сторона проблемы. Другая - это то, что за пределами Протокола остались океаны. Международное морское право пока не содержит норм, которые бы регулировали описанные процессы, поскольку они происходят в основном в атмосфере, а порождаются изменением климата.

Между тем и сами океаны, и деятельность человека в океанах оказывают разнообразное воздействие на концентрацию парниковых газов в атмосфере и тем самым - на глобальное потепление. Этот последний феномен, в свою очередь, влияет на биологические процессы в Мировом океане. Сложное взаимодействие между океанами и атмосферой пока не вполне изучено.

Эта проблема была поставлена перед Генеральной Ассамблеей ООН в рамках общей темы о борьбе с загрязнением Мирового океана, и была принята специальная резолюция «Океаны и

морское право» [19]. К сожалению, хотя резолюция содержит интересный анализ состояния проблемы, никаких мер к ее решению или хотя бы способов координации действий в ней нет. Другие органы ООН также обращались к данной проблеме, особенно, ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде [25], а также специализированные учреждения, для которых охрана окружающей среды не составляет главную функцию, как ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования и культуры или ИМО -Международная морская организация [16].

Сотрудничество государств координируется также в рамках некоторых договоров, как, например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [4], Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов [5] или Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. [8]. Созданы и некоторые координирующие институты: Межправительственная группа экспертов по изменению климата [11] или группа GESAMР -Объединенная группа по научным аспектом охраны морской среды [17].

Центральное место в этой системе занимает ИМО - Международная морская организация. Хотя уже наработаны некоторые обычно используемые методы координации между институтами и их деятельностью, здесь еще очень много проблем. Нельзя не принимать во внимание и различия в договорных режимах, зачастую относящихся к одному и тому же предмету регулирования.

Подойдем теперь к отдельным проблемам, существующим в данной сфере.

Одна из главных проблем - способность Мирового океана к поглощению диоксида углерода. Это поглощение определяется двумя процессами - растворением газа в воде и усвоением его живыми организмами. Углекислый газ попадает в воду и опускается до глубины примерно 100 м. Есть зависимость между растворимостью диоксида углерода и температурой воды: растворимость тем выше, чем ниже температура. Значит, потепление климата воздействует на этот процесс негативно, и парниковый эффект саморазвивается.

Биологическим поглотителем является в основном фитопланктон. Этот процесс сходен с тем процессом поглощения углекислого газа растениями, который наблюдается на суше. В верхних слоях морской воды фитопланктон перерабатывает диоксид углерода в органические соединения под воздействием солнечного света. Около 20% органического углерода опускается в более глубокие слои и, таким образом, углекислый газ хотя бы на время изымается из

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

атмосферы. И этот процесс тоже затрагивается процессом потепления климата. Усиление скорости ветра под воздействием потепления препятствует вертикальному перемещению водных масс, так что уже поглощенный углерод постепенно поднимается вверх, а не абсорбируется водой.

Описанные процессы серьезно снижают способность океанов очищать атмосферу [1]. Поиск способов как-то содействовать повышению очищающей способности Мирового океана пока не привел к грандиозным успехам. Один из предложенных путей - это активирование биологических резервов путем так называемого удобрения океанов, т.е. своеобразные подкормки фитопланктона [26].

Впрочем, специалисты считают этот путь по меньшей мере спорным [27].

Возможно ли воздействие на данную проблему юридическими методами? Сначала поставим вопрос в самом общем виде. Допускает ли Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. такой вид деятельности, как «удобрение» океана? Содержащееся в Конвенции перечисление свобод открытого моря в ст. 87 не является исчерпывающим. Правомерны не только судоходство, рыболовство и т.д., но и другие виды деятельности, с единственной оговоркой, что они не должны препятствовать уже осуществляемым.

Однако здесь следует сделать еще одну оговорку: традиционные виды использования морей осуществляются во благо только того, кто их осуществляет, будь то государство или юридические или физические лица, в то время как охрана морской среды и через нее - сохранение климата на нашей планете - это деяние во благо всего человечества. Но тогда логично предположить, что деятельность по сохранению климата не может осуществляться одним субъектом. Если одно государство в пределах своей исключительной экономической зоны будет принимать меры, повышающие поглотительную способность океана, вряд ли это почувствует весь океан. Но правомерно ли вторгаться в чужие зоны юрисдикции, например, в исключительную экономическую зоне или на континентальный шельф другого государства? По Конвенции прибрежное государство обладает исключительными правами, нацеленными на экономическую эксплуатацию живых и минеральных ресурсов (ст. 56 (1) (а). Меры по «удобрению» океана будут воздействовать на живые ресурсы, а потому -подпадать под юрисдикцию прибрежного государства.

Если мы обратимся к Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, то возникнет затруднение в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

связи с возможностью толковать внесение удобрений в океан как сброс. Участники конференции 2012 г. государств - участников Конвенции приняли резолюцию о том, что современные научные знания о возможных последствиях воздействия внесения удобрений на океан и живые организмы, обитающие в нем, пока недостаточны, чтобы прибегать к данной мере, и потому следует опираться на принцип предосторожности, предусмотренный в ст. 4 Протокола к Конвенции.

Конечно, можно поставить под сомнение и толкование самого принципа предосторожности, поскольку в резолюции этот принцип предстает как исключающий любые исследования. Хотя резолюция не является обязывающим документом, она нашла некоторых последователей. Например, германское Министерство образования и науки оценило эксперимент, проводившийся в Юго-Восточной Атлантике, как правомерный и соответствующий всем стандартам предосторожности [29].

Обратим также внимание на режим Антарктики [2], поскольку именно у побережья Антарктиды в южной части Индийского океана обнаружилось большое разнообразие как животных, так и фитопланктона. В связи с этим в 1991 г. был принят Протокол об окружающей среде к Договору об Антарктике [6]. Статья 4 Приложения IV к Протоколу содержит запрет сброса в море любых химических или иных веществ в таких количествах или такой концентрации, которые вредят морской среде. Здесь точно не обозначено, подпадает ли «удобрение» под этот запрет. С точки зрения принципа предосторожности, очевидно, запрет распространяется и на «удобрение». Примерно в том же духе составлены и другие региональные конвенции, например, Протокол о предотвращении и борьбе с загрязнением Средиземного моря с судов и летательных аппаратов и сжигания мусора [23] или Конвенция ОСПАР о защите морской среды Северо-Восточной Атлантики [20].

Исследования показывают, что возрастающее поглощение углекислого газа Мировым океаном вызывает закисление, которое оказывает на морские ресурсы вредное воздействие [18], например, нарушаются пищевые цепи кораллов, которые лишаются способности вырабатывать кальций, необходимый им для роста. Другими словами, борясь против потепления климата, формально в полном соответствии со ст. 4 (1)^) Рамочной Конвенции о климате, мы можем нанести ущерб морскому биоразнообразию. Таким образом, возникает противоречие между двумя режимами, - противоречие, уже знакомое специалистам по решению подобных

же задач на суше. Это один из практических примеров того, что такая теоретическая проблема, как фрагментация международного права, препятствует решению насущной задачи.

Однако необходимо разделять функцию Мирового океана как накопителя и хранилища углерода от функции очищения атмосферы от углекислого газа путем его поглощения [24]. Если вторая функция - это природное явление, то первая - это намеренное погружение углекислого газа в глубокую толщу воды для предотвращения возвращения этого газа в атмосферу. При этом возможно простое растворение газа в воде или намеренное формирование «лужиц» жидкого углекислого газа на глубине [21].

Вообще в том, что касается накопления и удержания углекислого газа, возникает вопрос, который уже ставился в отношении «удобрения» океана: допустимы ли эти действия в рамках свободы открытого моря? Некоторые авторы утверждают, что на сброс отходов не распространяется свобода моря, поскольку это вредоносная для океанов деятельность [28]. Можно возразить, что иногда свободы моря здесь не применимы. Если такая деятельность осуществляется в пределах исключительной экономической зоны, она может быть истолкована в смысле ст. 56 (1) (а) Конвенции ООН по морскому праву как деятельность по экономической эксплуатации зоны, на каковую деятельность распространяются исключительные суверенные права прибрежного государства.

Выбросы углекислого газа, производимые водным транспортом, примерно в два раза больше, чем воздушным и объемы их значительны. Согласно данным Международной морской организации, они составляют от 3.3 до 4.5 % от всех выбросов парниковых газов [22]. И нужно учесть, что в условиях интенсивной глобализации мировой экономики объем морских перевозок возрастает. На эти выбросы положения Киотского протокола не распространяются, они входят в сферу действия Международной морской организации. Переговоры о распространении на них действия Киотского протокола пока не увенчались успехом, и некоторые публикации ИМО показывают, что в рамках этой организации ведется мониторинг выбросов морского транспорта. Последний доклад был подготовлен в 2017 г. [9]. ИМО проявляет решимость развивать регулирование выбросов [10]. Однако с технической точки зрения выясняется, что углекислый газ труднее зафиксировать в выбросах, чем другие загрязнители. Разработанная в рамках ИМО система индексации по видам выбросов пока находится в стадии испытаний [15]. И пока неясно, какое государство должно прини-

мать меры к сокращению выбросов, улучшению топлива и т.п. Логично было бы предположить, что это должно быть государство флага, которое отвечает за конструкцию судов вообще. Но в условиях универсализации перевозок такая формула может быть недостаточно эффективной.

Таким образом, имеющиеся, испытанные и опробованные подходы к проблеме «Мировой океан - парниковые газы» недостаточно эффективны. Попытки применить к решению данной проблемы новые методы, как, например, «удобрение океана», очевидно, пока еще являются достаточно спорными и недостаточно разработанными.

Список литературы:

[1] Гарафова Д.И. Сохранение климата Земли: международно-правовое регулирование и особенности имплементации в национальном законодательстве отдельных государств: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2018. - 29 с.

[2] Договор об Антарктике, Вашингтон, 1 декабря 1959 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2018).

[3] Киотский протокол - принятый в 1997 г. дополнительный документ к Конвенции ООН об изменении климата // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 01.10.2018).

[4] Конвенция ООН по морскому праву. Принята в Монтего-бэй 10 декабря 1982 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2018).

[5] Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (London Dumping Convention). Заключена в гг. Вашингтоне, Лондоне, МехЬко, Москве 29декабря 1972 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2018).

[6] Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4 октября 1991 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2018).

[7] Рамочная конвенция ООН об изменении климата принята в 1992 г. // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 01.10.2018).

[8] Convention on Biological Diversity. Принята в Рио-де-Жанейро в 1992 г. // International Legal Materials. 1992. - Р. 75.

[9] Greenhouse gas emissions from global shipping, 2013-2015. URL: http://www.imo.org/ environ ment/mainframe.asp?topic_id=233 (дата обращения: 01.10.2018).

[10] IMO Assembly Res.A.963(23) of 5 December 2013.

[11] Intergovernmental Panel on Climate Change создана совместным решением Всемир-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

ной метеорологической организации и ЮНЕП в 1988 г. // https://www.ipcc.ch/organization/ organization.shtml (режим доступа: 01.10.2018).

[12] Intergovernmental panel on climate change, climate change 2007: the physical science basis (IPCC fourth report). 2007.

[13] IPCC sixth report, 2013.

[14] Intergovernmental Panel on Climate Change, Climate Change 2014: Synthesis Report (2014).

[15] Interim Guidelines for Voluntary Ship CO2 Emission Indexing for Use in Trials, issued in 2005.

[16] International Maritime Organization // imo.org (дата обращения: 01.10.2018).

[17] Joint Group of Experts on the Scientific Aspects of Marine Environmental Protection // http ://www.un.org/earthwatch/about/docs/ scpGESAMP.htm (дата обращения: 01.10.2018).

[18] Ocean Acidification, Wikipedia, available at <http://en.wikipedia.org/

wiki/Ocean_acidification> (дата обращения: 01.10.2018).

[19] Oceans and the Law of the Sea. GA Res. 63/111 of 5 December 2008.

[20] (OSPAR) Convention for the Protection of the Marine Environment of the North-East Atlantic, 22 September 1992, Art. 1 (g)(ii), 32 ILM 1069(1993).

[21] Panel on Climate Change. Special Report on Carbon Dioxide Capture and Storage. 2014.

[22] Prevention of Air Pollution from Ships, Second IMO GHG Study 2009, Doc. MEPC 59/4/7.

[23] Protocol for the Prevention and Elimination of Pollution of the Mediterranean Sea by Dumping from Ships and Aircraft or Incineration at Sea, 16 February 1976, revised 10 June 1995, Art. 3 (4)(b), 34 ILM 1542 (1995).

[24] Report of the Thirtieth Consultative Meeting and the Third Meeting of Contracting Parties to the 1996 Protocol on the Prevention of Marine Pollution by Dumping of Wastes and Other Matter 1971, LC 30/16, 9 December 2008.

[25] United Nations Environmental Programme // http ://web.unep.org/ru (дата обращения: 01.10.2018).

[26] Wikipedia, Iron fertilization, available at <http://en.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 10.10.2018).

[27] Will Ocean Fertilization to Remove Carbon Dioxide from Atmosphere Work?, Science Daily, April 2003, URL: http://www.sciencedaily. com (дата обращения: 01.10.2018).

[28] Vitzthum W. Graf. Raum und UmweltimVölkerrecht // Völkerrecht. Graf Vitzthum (ed.) 2007.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

[29] Wolfrum R. Zusammenfassung der Gutachtenzumdeutsch-indischen LOHAFEX-Experiment im Südwestatlantiksowieabschließendes Votum. URL: http://www.bmbf.de/_media/ press/Univ_Heidelberg_zu_LOHA FEX.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

Spisok literatury:

[1] Garafova D.I. Sohranenie klimata Zemli: mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie i osoben-nosti implementacii v nacional'nom zakonod-atel'stve otdel'nyh gosu-darstv: dis. ...kand. yurid. nauk. Kazan', 2018. - 29 c.

[2] Dogovor ob Antarktike, Vashington, 1 dekabrya 1959 g. // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[3] Kiotskij protokol - prinyatyj v 1997 g. dopolnitel'nyj dokument k Konvencii OON ob izmenenii klimata // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[4] Konvenciya OON po morskomu pravu. Prinyata v Montego-bej 10 dekabrya 1982 g. // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[5] Konvenciya po predotvrashcheniyu zagryazneniya morya sbrosami othodov i drugih ma-terialov (London Dumping Convention). Zakly-uchena v gg. Vashingtone, Londone, Mekhbko, Moskve 29dekabrya 1972 g. // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[6] Protokol ob ohrane okruzhayushchej sredy k Dogovoru ob Antarktike ot 4 oktyabrya 1991 g. // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrash-cheniya: 01.10.2018).

[7] Ramochnaya konvenciya OON ob izmene-nii klimata prinyata v 1992 g. // SPS «Kon-sul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[8] Convention on Biological Diversity. Prinyata v Rio-de-Zhanejro v 1992 g. // Interna-tional Legal Materials. 1992. - R. 75.

[9] Greenhouse gas emissions from global shipping, 2013-2015. URL: http://www.imo.org/ environ ment/mainframe.asp?topic_id=233 (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[10] IMO Assembly Res.A.963(23) of 5 December 2013.

[11] Intergovernmental Panel on Climate Change sozdana sovmestnym resheniem Vse-mirnoj meteorologicheskoj organizacii i YuNEP v 1988 g. // https://www.ipcc.ch/organization/ organization.shtml (rezhim dostupa: 01.10.2018).

[12] Intergovernmental panel on climate change, climate change 2007: the physical science basis (IPCC fourth report). 2007.

[13] IPCC sixth report, 2013.

[14] Intergovernmental Panel on Climate Change, Climate Change 2014: Synthesis Report (2014).

[15] Interim Guidelines for Voluntary Ship CO2 Emission Indexing for Use in Trials, is-sued in 2005.

[16] International Maritime Organization // imo.org (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[17] Joint Group of Experts on the Scientific Aspects of Marine Environmental Protection // http ://www.un.org/earthwatch/about/docs/scp-GESAMP.htm (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[18] Ocean Acidification, Wikipedia, available at <http://en.wikipedia.org/

wiki/Ocean_acidification> (data obrash-cheniya: 01.10.2018).

[19] Oceans and the Law of the Sea. GA Res. 63/111 of 5 December 2008.

[20] (OSPAR) Convention for the Protection of the Marine Environment of the North-East Atlantic, 22 September 1992, Art. 1 (g)(ii), 32 ILM 1069(1993).

[21] Panel on Climate Change. Special Report on Carbon Dioxide Capture and Storage. 2014.

[22] Prevention of Air Pollution from Ships, Second IMO GHG Study 2009, Doc. MEPC 59/4/7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[23] Protocol for the Prevention and Elimination of Pollution of the Mediterranean Sea by

Dumping from Ships and Aircraft or Incineration at Sea, 16 February 1976, revised 10 June 1995, Art. 3 (4)(b), 34 ILM 1542 (1995).

[24] Report of the Thirtieth Consultative Meeting and the Third Meeting of Contracting Parties to the 1996 Protocol on the Prevention of Marine Pollution by Dumping of Wastes and Other Matter 1971, LC 30/16, 9 December 2008.

[25] United Nations Environmental Programme // http://web.unep.org/ru (data obrash-cheniya: 01.10.2018).

[26] Wikipedia, Iron fertilization, available at <http://en.wikipedia.org/wiki (data obrash-che-niya: 10.10.2018).

[27] Will Ocean Fertilization to Remove Carbon Dioxide from Atmosphere Work?, Science Daily, April 2003, URL: http://www.science-daily.com (data obrashcheniya: 01.10.2018).

[28] Vitzthum W. Graf. Raum und Umwel-timVölkerrecht // Völkerrecht. Graf Vitzthum (ed.) 2007.

[29] Wolfrum R. Zusammenfassung der Gutachtenzumdeutsch-indischen LOHAFEX-Ex-periment im Südwestatlantiksowieabschließendes Votum. URL: http://www.bmbf.de/_media/ press/Univ_Heidelberg_zu_LOHA FEX.pdf (data obrashcheniya: 01.10.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.