Международно-правовое регулирование охраны климата: вопросы взаимодействия политики, права, экологической безопасности
БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ,
ведущий научный сотрудник
Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ,
доцент кафедры экологического и природоресурсного права МГЮУ им. О. Е. Кутафина,
доцент, кандидат юридических наук
Контакты: г. Москва, ул. Проспект мира, д.22, АНО «Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ» E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Выбросы парниковых газов во всем мире достигли исторических максимумов в связи с деятельностью человека. Причина быстрого роста выбросов газов - экономический рост и увеличение численности населения. Все страны оказывают негативное воздействие на климат. Поэтому увеличилась температура воздуха, что, привело к таянию ледников и снежников. Энергетическая отрасль - как крупнейший источник выбросов парниковых газов - заслуживает пристального внимания в рамках климатической политики государств. Анализ законодательства об охране климата предполагает прежде всего необходимость определить понятие климата. Климат можно определить как статистический ансамбль состояний климатической системы за достаточно продолжительный (30-летний) интервал времени. При этом учитывается не только среднее значение климата, но и распределение различных их вариаций.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на сравнительно-правовом анализе российских и международных нормативно-правовых актов в области защиты климата. На основе метода теоретического анализа в праве рассматриваются актуальные вопросы международного экологического права, климатической безопасности, связанные с регулированием защиты климата международными, социально-экономическими, политическими, финансовыми методами, что позволяет продемонстрировать современные тенденции поиска баланса интересов развития и охраны климата. Анализируется международно-правовой режим охраны климата, рассматриваются механизмы его правовой охраны, международное право в данной области, исследуются научные точки зрения. В работе с правовых позиций рассматриваются понятия «климат», «охрана климата», «экологическая безопасность климата», подчеркивается, что для охраны климата наиболее эффективными являются административные и международные методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ. По результатам исследования сделано обобщение научных позиций об эволюции мер ООН по охране климата. Инструментарии! ООН состоит из общих и специальных механизмов регулирования, когда выбор тех или иных механизмов отражается на эффективности международных нормативно-правовых мер, касающихся защиты климата, а государства должны определять степень их внедрения во внутреннее право согласно принятым на себя обязательствам в области охраны климата. Отмечено, что системные мероприятия ООН с 2019 года жестко направляют политику государств на реализацию как минимум девяти направлений ограничений деятельности промышленности, транспорта,
сельского хозяйства, энергетики для предотвращения антропогенного изменения климата главным образом путем снижения выбросов парниковых газов
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Совместными усилиями, направленными на сокращение выбросов углекислого газа в биосферу Земли, достигается не только защита климата, но и экономическая стабильность государств, которые подписали и ратифицировали Парижское Соглашение по климату 2015 г. Выражая волю своих народов к пониманию значения охраны климатической системы от антропогенного разрушения, государства на международном уровне активнее интегрируются в межгосударственные и транснациональные программы развития, понимая, что экономический и экологический факторы составляют единство с точки зрения безопасности государства и его будущего развития. Меры, направленные на сокращение выбросов углекислого газа, не должны приводить к дискриминации или каким-либо открытым ограничением международной торговли.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: защита климата, международно-правовые нормы Парижского соглашения по климату, международное экологическое право, Всемирная метеорологическая организация ООН
International legal regulation of climate protection: issues of the interaction of politics, law, environmental safety
BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH,
Leading Researcher, Research Institute of Problems CIS Security Associate Professor,
PhD in Law Associate Professor of the Department of Environmental and Environmental Law Moscow State Law University them O. E. Kutafina
Contacts: Moscow, st. Prospect Mira, d.22, ANO «Research Institute for Security Problems of the CIS» E-mail: [email protected]
ANNOTATION
INTRODUCTION. Greenhouse gas emissions worldwide have reached historic highs due to human activities. The reason for the rapid increase in gas emissions is economic growth and population growth. All countries have a negative impact on climate. Therefore, the air temperature increased, which led to the melting of glaciers and snowfields. The energy industry, as the largest source of greenhouse gas emissions, deserves close attention within the framework of the climate policy of states. Analysis of climate protection legislation implies, first of all, the need to define the concept of climate. Climate can be defined as a statistical ensemble of states of the climate system over a fairly long (30-year) time interval. This takes into account not only the average climate, but also the distribution of their various variations.
MATERIALS AND METHODS. This study is based on a comparative legal analysis of Russian and international regulatory acts in the field of climate protection. Based on the method of theoretical analysis, the law considers current issues of international environmental law, climate security related to the regulation of climate protection by international, socio-economic, political, financial methods, which allows us to demonstrate current trends in the search for a balance of development interests and climate protection. The international legal regime for climate protection is analyzed, the mechanisms of its legal protection, international law in this area are examined, and scientific points of view are investigated. In working from a legal perspective, the concepts of "climate", "climate protection", and "environmental safety of the climate" are considered, it is emphasized that administrative and international methods are the most effective for climate protection.
RESULTS. Based on the results of the study, a synthesis of scientific positions on the evolution of UN climate protection measures has been made. The UN toolkit consists of general and special regulatory mechanisms, when the choice of various mechanisms affects the effectiveness of international regulatory measures related to climate protection, and states must determine the degree of their implementation in domestic law in accordance with their obligations in the field of climate protection. It has been noted that since 2019, UN systemic measures have strictly guided the policy of states to implement at least nine areas of restrictions on the activities of industry, transport, agriculture, energy to prevent anthropogenic climate change, mainly by reducing greenhouse gas emissions
DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Together, aimed at reducing carbon dioxide emissions into the Earth's biosphere, not only climate protection is achieved, but also the economic stability of the states that signed and ratified the 2015 Paris Climate Agreement. Expressing the will of their peoples to understand the importance of protecting the climate system from anthropogenic destruction, states at the international level are more actively integrating into interstate and transnational development programs, understanding that economic and environmental factors make up unity from the point of view of the state's security and its future development. Measures aimed at reducing carbon dioxide emissions should not lead to discrimination or any open restriction on international trade.
KEYWORDS: climate protection, international legal standards of the Paris Climate Agreement, international environmental law, United Nations World Meteorological Organization.
Введение
В настоящее время выбросы парниковых газов во всем мире достигли исторических максимумов. Это все связано с деятельностью человека. Причина быстрого роста выбросов газов заключается в экономическом росте и в увеличении численности населения. Каждая страна оказывает негативное воздействие на климат. Из-за этого увеличилась температура воздуха, что впоследствии привело к таянию ледников и снежников. По расчетам ученых, в течение XXI века температура поверхности земли будет постепенно увеличиваться1.
Энергетическая отрасль является, пожалуй, крупнейшим источником выбросов парниковых газов и поэтому заслуживает пристального внимания в рамках климатической политики государств. Анализ законодательства об
охране климата предполагает прежде всего необходимость определить понятие климата.
Само слово «климат» произошло от французского «climat», а также от латинского «clima» - область, климат, от греческого кАфа. Понятие «климат» обозначает многолетнюю совокупность погодных условий, наблюдаемых в конкретной области, статистику погод.
Термин «климат» был введен Гиппархом еще во II веке до нашей эры. Он считал, что погодные условия местности зависят от среднего, зависящего от широты наклона солнечных лучей к поверхности планеты. На этом основании он смог выделить полярные, умеренные и тропические широтные зоны. В более поздних работах в понятие климата он включил влияние на атмосферу поверхности морей и суши.
1 Сайт ООН // https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/ Дата просмотра сайта 15.08.2019.
Земная климатическая система согласно последним научным обобщениям в этой области состоит из атмосферы, гидросферы (океана), слоя суши, криосферы (снежного покрова, ледников, морского льда, многолетней мерзлоты), а также биосферы. Климат можно определить как статистический
ансамбль состояний климатической системы за достаточно продолжительный интервал времени (обычно используют данные за 30-летний период). При этом учитывают не только среднее значение климатических характеристик, но и распределение различных их вариаций1.
Девять направлений реализации Парижского соглашения по климату 2015 года как новые механизмы охраны климата
Саммит, организованный 29 сентября 2019 года Всемирной метеорологической организацией ООН (ВМО ООН) по мерам в области изменения климата, стал еще одним международным форумом, нацеленным на «мягкое принуждение» государств - членов ООН принять эффективные и незамедлительные меры защиты климата.
Генеральным секретарем ООН Антониу Гу-терришом проблема изменения климата названа самой значимой и актуальной темой современности XXI века, отражающей цивили-зационный поворот в истории человечества. От ее решения зависит существование человечества как биологического вида. Он подчеркнул, что будут необходимы беспрецедентные, многосторонние и решительные усилия всех государств и всех слоев общества для выполнения Парижского соглашения по климату 2015 года и других документов ООН для противодействия климатическим вызовам2.
Саммит ВМО ООН 2019 года определил для государств девять направлений повышения уровня задач и ускорения принятия мер по реализации Парижского соглашения по климату 2015 года3.
Первое направление касается предоставления государствами, имеющими крупные источники выбросов, гарантий расширения своих обязательств по смягчению последствий изменения климата, включающих организацию фондов содействия защите климата, долгосрочные стратегические планы по достижения нулевого уровня выбросов и т.д.
Следующее направление включает социальные и политические факторы, содействующие решению вопросов здравоохранения, повышения уровня жизни, обеспечению безопасности, которые решаются совместно Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), Международной организацией труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Третье направление охватывает меры по мобилизации молодежи и общественности на решение проблем защиты климата. Важно вырабатывать у молодежи осознание необходимости участвовать в решении глобальных социальных и экологических проблем, связанных с защитой климата. Государства в стратегиях развития молодежной политики отражают принятые в рамках ООН междуна-
1 ООН - Изменение климата. https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/climate-change/index.html
2 Саммит ООН по мерам в области изменения климата 23.09.2019 г. https://www.un.org/ru/climatechange/
3 Меры ООН по борьбе с изменением климата: Повышение уровня задач https://www.un.org/ru/climatechange/ climate-action-areas.shtml (дата обращения 24.11.2019).
родные нормы о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения, взаимопонимания между народами во имя мира и спасения планеты от уничтожения загрязнением и иными средствами массового разрушения1.
Четвертое и пятое направления относятся к преобразованию систем энергоснабжения, они связаны с переходными процессами в промышленности, когда государства обязуются ускорить преобразования энергетических систем, поддерживать использование возобновляемых источников энергии, повышать энергоэффективность, обеспечивать стимулы к инновациям при ужесточении экологических требований в секторах по производству стали, цемента, сфере транспорта, поддерживать экологически безопасное судоходство.
Шестое направление посвящается распространению требований и стандартов по устойчивости развития инфраструктуры с низким уровнем выбросов, в частности - на наземный транспорт, здания, системы водоснабжения и удаления отходов, а также по необходимому финансированию этих проектов частными и многосторонними банками развития. Кроме того, это направление касается ориентации социальной и финансовой политики городов, субъектов федерации и местного самоуправления на поддержку выделения бюджетных ресурсов для разработки и финансирования, согласованных с Парижским соглашением проектов и планов.
Седьмое направление касается охраны лесов и наземным экосистем, обеспечения экологической и продовольственной безопасности аграрного сектора, цифрового управления сельским хозяйством, мер, обеспечивающих
регенерацию живых организмов в реках, озерах и океанах при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Восьмое и девятое направления включают обеспечение устойчивости и адаптации к рискам, связанным с климатом, когда государственный и частный сектор отвечает за устойчивость доставки продовольствия, водоснабжения, занятость населения, предотвращение стихийных бедствий и обеспечение защиты наиболее уязвимых групп населения. Сюда входят также меры по финансированию деятельности для борьбы с изменениями климата и определению уровня цен на выбросы углерода. До 2020 года государства должны определить размеры государственных и частных финансовых средств, направляемых для сокращения выбросов парниковых газов при поддержке Всемирного банка и Программы развития ООН (ПРООН).
Под климатом понимается большая совокупность различных характеристик окружающей среды. Он обеспечивает существование и поддержание жизни на Земле. Климат является охраняемым благом. Значительную угрозу устойчивому развитию представляют неоднозначные последствия изменения климата. Поэтому особую важность имеют правовые механизмы его охраны. Без них невозможно обеспечить охрану климата.
К числу главных характеристик климата относятся следующие: «температура (в первую очередь приповерхностная, определяемая на высоте 2 м от поверхности Земли), атмосферное давление, скорость и направление ветра, облачность, количество выпадающих осадков, влажность воздуха и др. Эти величины характеризуют ключевые климатообразующие
1 Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Резолюция 2037 (ХХ) Генеральной Ассамблеи ООН 07.12.1965 г.; Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», 1985; Всемирная программа действий для молодежи до 2000 года и далее, принятая на Генеральной Ассамблее ООН 14.12.1995 г.; Стратегия UN-Habitat расширения участия молодежи, 2005.
процессы; перенос тепла и влаги, циркуляцию атмосферы»1. Современная наука климатология исследует взаимодействие всех составляющих климатической системы Земля между собой.
Как верно отмечает В.А. Семенихина, «механизмы правовой охраны климата должны иметь комплексный характер». Это связано с комплексным воздействием деятельности людей на климатическую систему. «Современное международное право по вопросам охраны климата и практика его применения предоставляют обширный инструментарии! для дальнейшего развития и реализации национальной климатической политики на уровне отдельных государств. Такой инструментарии! состоит как из общих, так и из специфич-
ных правовых принципов и механизмов регулирования. Следует учитывать, что выбор тех или иных механизмов влияет на эффективность эколого-правового регулирования по вопросам охраны климата, а также определяет эффективность достижения государствами принятых на себя обязательств по охране климата»2.
В настоящее время международное право в области охраны климата имеет обширный инструментарий для охраны климата для реализации национальных климатических политик в различных государствах. Кроме того, международное экологическое право учитывает практику применения национального законодательства в области экологической безопасности.
Основные направления правовой охраны климата
Следует выделить два основных направления охраны климата: охрана озонового слоя и охрана климата в узком смысле.
Основные нормативные правовые акты на международном уровне, регулирующие охрану климата (в хронологическом порядке), следующие:
• Венская конвенция об охране озонового слоя - 1985 г.,
• Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слои! - 1987 г.,
• Рамочная конвенция ООН об изменении климата - 1992 г.;
• Киотский протокол к ней - 1995 г. Первоначально на международном уровне
были урегулированы вопросы сохранения озонового слоя, а не охраны климата. Лишь позже государства пришли к выводу о необходимости охраны климата.
Первым очень значимым нормативным актом, направленным на охрану климата, является Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, которая была принята 09.05.1992 г. Согласно ст. 2 Конвенции целью ее заключения является уменьшение концентрации парниковых газов в атмосфере. Допустим такой уровень концентрации, при котором бы отсутствовало вредное воздействие на климатическую систему.
В соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата сокращение выбросов парниковых газов в атмосфере должно быть достигнуто в достаточные сроки. При этом сокращение выбросов не должно носить ущерба выращиванию продуктов питания и обеспечить дальнейшее экономическое развитие на основе устойчивого развития.
1 Большая российская энциклопедия // https://bigenc.ru/physics/text/2624409 (дата обращения 03.09.2019).
2 Семенихина В.А. Правовое регулирование охраны климата: сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2010. С. 11-12.
Рамочной конвенцией ООН, касающейся изменения климата, установлены специальные международно-правовые принципы по охране климата, которые включают обязанности государств по оказанию защитных мер спасения климатической системы планеты для обеспечения законного и справедливого права ныне живущих и будущих поколений населения Земли на здоровую окружающую среду, что обеспечивается общей ответственностью международного сообщества и стремлениями каждого государства к достижению этой цели.
Развитые страны, играя ведущую роль в осуществлении мер борьбы по спасению климата, несут большую ответственность за преодоление отрицательного воздействия выбросов парниковых газов в атмосферу. Но при этом возникает дисбаланс интересов, когда промышленность развитых стран, размещаемая в развивающихся странах, перекладывает бремя ответственности на правительства развивающихся стран, в то время как их собственные транснациональные корпорации уклоняются от выплат за ущерб окружающей среде. ООН призывает к справедливому возложению бремени на фактических загрязнителей, учитывая доли участив в промышленности развивающихся стран, особенно тех, которые уязвимы к отрицательному фактору изменения климата.
Участниками Соглашения применяются механизмы предупредительных мер для того, чтобы прогнозировать неблагоприятные климатические изменения и быстро реализовать нейтрализующие меры противодействия для сведения на минимум неблагоприятных последствий изменения климата и устранить их полностью в будущем.
Приминая во внимание существующие угрозы необратимости вреда климату, такие
факторы как недостаточность научных исследований, неопределенность критериев расчета выплат за выбросы, не могут служить основанием изменения сроков принятия мер по спасению климата на более длительные.
Однако защита климата, как установлено Конвенцией ООН, не должна снижать экономическую эффективность национального производства государств для социально-экономического развития и роста благосостояния народов мира при снижении затрат на энергетику, промышленность, сельское хозяйство1.
Внедряя в международно-правовое регулирование защиты климата принципы взаимной выгоды государств по сохранению климата, при понимании роли всестороннего международного сотрудничества в этой сфере, государства смогут достичь устойчивого экономического роста при сохранении качественной окружающей среды.
Но путь к реализации этих глобальных задач трудный и противоречивый, поскольку развитие стран мира неоднородно, особенно это относится к развивающимся странам, поэтому участникам соглашения придется по-разному реагировать на проблемы изменения климата в зависимости от своих национальных приоритетов и возможностей.
В развитие положений Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата в 1995 году странами был принят Киотский протокол2.
Согласно ст. 2 Протокола каждая сторона соглашениям из состава развитых стран при выполнении взятых количественных обязательств по уменьшению выбросов в целях устойчивого развития должна разработать и осуществить ряд мероприятий, в частности, обеспечить охрану и повысить качество поглотителей накопителей парниковых газов, ко-
1 Ст. 3 Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 29.05.1992 г.
2 Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 11.12.1997 г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения 05.09.2019 г.).
торые не урегулированы Монреальским протоколом. Должны учитываться при этом обязательства по соответствующем международным экологическим соглашениям.
Также стороны договорились обеспечивать содействие рациональным методам ведения лесного хозяйства, проводить мероприятия по лесовосстановлению и лесовозобновлению на устойчивой основе. Государства должны будут постепенно сократить или устранить рыночные диспропорции фискальной политики, в необходимых случаях освобождать от налогов и сборов (это необходимо для реализации данной конвенции).
Конвенцией поощряется применение рыночных механизмов, а также проведение соответствующих реформ в соответствующих сферах экономики в целях ее реализации. Особо внимания требуют сектора, в которых происходит наибольшие выбросы парниковых газов.
Теперь сторонам будет необходимо ограничить или сократить выбросы метана путем использования технологии рекуперации, например, в области обращения с отходами. Также требуеется сократить выбросы метана при производстве, транспортировки и распределении энергии.
Кроме того, стороны Соглашения договорились сократить выбросы парниковых газов транспортом и поощрять устойчивые формы
ведения сельского хозяйства в целях снижения негативного воздействия на климат.
Государства должны проводить исследовательские работы, содействовать внедрению возобновляемых видов энергии, широко их использовать, а также использовать технологии поглощения диоксида углерода и инновационные экологически безопасные технологии.
Пожалуй, главной договоренностью является обязательство повысить эффективность использования разных видов энергии в различных областях и секторах национальной экономики.
Одним из важных результатов Соглашения является усиление международного сотрудничества в области совместной разработки эффективной политики в области предотвращения негативных изменений в климате. Стороны взяли обязательства распространять свой опыт и обмениваться информацией о мерах, направленных на снижение выбросов парниковых газов атмосферы.
К сожалению, США не подписали данный Протокол. Между тем, это государство является крупным источником выбросов углекислого газа в атмосферу. Данное обстоятельство значительно снижает эффективность Соглашения. В настоящее время на общемировом уровне система торговли квотами не работает. Это связано в том числе и с тем, что в 2012 году истек срок действия Киотского протокола.
Парижское соглашение по климату в контексте баланса целей концепции устойчивого развития ООН и задач обеспечении защиты климата
В Париже на Конференции сторон РКИКО-ОН, состоявшейся в Париже 12 декабря 2015 года в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 196 государствами было заключено Парижское соглашение по климату.
Согласно Соглашению все страны обязуются обеспечить глобальное повышение температуры значительно ниже 2 °С, и, учитывая серьезность рисков, стороны стремятся ограничить повышение температуры до 1,5 °С. По состоянию на апрель 2018 года 175 сторон
ратифицировали Парижское соглашение по климату и 168 сторон представили свои национальные планы в секретариат РКИКООН.
Соглашение требует от всех стран принятия мер наряду с признанием, что их положение и условия различны. В соответствии с этим Соглашением страны несут ответственность за принятие мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему.
Поскольку изменение в климате оказывает значительное воздействие на экономический рост, природные ресурсы и борьбу с нищетой, решение этой проблемы стало неотъемлемой частью достижения устойчивого развития. Разработка ее недорогих решений позволит избежать дестабилизации достижений в последние десятилетия в данной сфере и позволит странам в будущем осуществить переход к низкоуглеродной экономике на основе концепции устойчивого развития1.
В соответствии со ст. 2 Соглашение направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилии! по искоренению нищеты, в том числе посредством:
удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх до-индустриальных уровней и приложения усилии! в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;
b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия; и
c) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении раз-
вития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата»2.
Статьей 5 Парижского соглашения по климату предусмотрены обязанности государств предпринять меры охраны и повышения качества функционирования очистных сооружений, улавливающих парниковые газы через специальные поглотители и накопители. ООН в этой связи обязала стороны Соглашения поддержать мерами бюджетного, межгосударственного и иного финансирования создание экологически чистых инновационных технологий по производству оборудования для улавливания опасных выбросов, приводящих к уничтожению или деградации лесов, лесных биосистем, увеличению накоплении! углерода в лесах, находящихся на территориях развивающихся стран.
Государствами - участниками Соглашения предпринимаются меры по предотвращению климатических изменений путем осуществления комплексного контроля за состоянием лесов. Также в обязательном порядке ими вводятся национальные меры регулирования в целях смягчения негативных последствий трансформации климата, что позволит осуществить планы ООН по остановке роста прогнозируемого глобального потепления.
Таким образом, Соглашением устанавливается формализованная процедура реализации национальных программ и методик, связанных с обязательными требованиями государств по оценке и контролю процесса исполнения Соглашения, что обеспечит эффективность его реализации.
Парижское соглашение по климату является четким сигналом готовности правительств разных стран к реализации концепции устойчивого развития на период до 2030 года. Кроме того, оно является правовым документом,
1 Сайт Секретариата РКИКООН по изменению климата. http://newsroom.unfccc.int/paris-agreement (дата обращения 22.08.2019).
2 Парижское соглашение. https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_. pdf (дата обращения 22.08.2019).
который будет направлять процесс универсальных действий по изменению климата, поскольку содержит как юридически обязательные, так и не имеющие обязательной юридической силы положения.
Анализируемый нормативный правовой акт состоит из основного соглашения, регулирующего международный процесс, и будет
иметь обязательную силу для сторон после его ратификации, а также элементов, которые не являются юридически обязательными. Эти части (например, для сметных взносов, определяемых на национальном уровне) могут иметь обязательную силу на национальном уровне в случае принятия в странах соответствующих нормативных правовых актов1.
Заключение
Для эффективной охраны климата наиболее эффективными являются административные методы охраны климата.
К административным, традиционным механизмам регулирования в сфере охраны климата можно отнести следующие:
• установление запретов;
• возложение обязательств - нормирование;
• стандартизация;
• техническое регулирование;
• лицензирование;
• экспертиза и оценка воздействия;
• отчетность и мониторинг;
• осуществление надзора и административного принуждения (включая, например, систему платы за загрязнение).
Все эти механизмы весьма широко используются в сфере охраны климата2.
Следует отметить, что Российская Федерация достаточно медленно ратифицирует меж-
дународные правовые акты по вопросам охраны климата. Например, поправки к Монреальскому протоколу, принятые на четвертом (Копенгаген, 1992), девятом (Монреаль, 1997) и одиннадцатом (Пекин, 1999) совещаниях Сторон, были ратифицированы Российской Федерацией только 27 августа 2005 г. Другим примером является Рамочная конвенция ООН об изменении климата; она была ратифицирована РФ в 1994 году и вступила в силу для России 28 марта 1995 года. Ратификация Киотского протокола Россией произошла через пять лет после его подписания - в ноябре 2004 года, а вступление в силу для России произошло еще позже - 16 февраля 2005 года. Можно сделать вывод, что Российская Федерация неохотно принимает обязательства по снижению эмиссии парниковых газов, по причине необходимости дополнительных затрат, будущий их эффект оценивается недостаточно.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Саммит ООН по мерам в области измене- 2. Венская конвенция об охране озонового слоя ния климата 23.09.2019г. https://www.un.org/ru/ от 22.03.1985 г. https://www.un.org/ru/documents/ climatechange/ decl_conv/conventions/ozone.shtml
1 Сайт ООН // https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/ (дата обращения 27.08.2019).
2 Семенихина В.А. Правовое регулирование охраны климата: сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2010. С. 11-12.
3. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слои! 1987 г. https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ тотгеа1_рго^^т1
4. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 11.12.1997 г. https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/kyoto.shtml
5. Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 29.05.1992 г. https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
6. Парижское соглашение об изменении климата от 22.04.2016 г. https://www.un.org/sustainable development/ru/climate-change/
7. Меры ООН по борьбе с изменением климата: Повышение уровня задач. https://www.un.org/ru/ climatechange/climate-action-areas.shtml
8. Семенихина В.А. Правовое регулирование охраны климата: сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2010. С. 11-12.
Normative legal acts and literature
1. UN Summit on Climate Change Measures 23. 09.2019 https://www.un.org/en/climatechange/
2. Vienna Convention for the Protection of the Ozone Layer of March 22, 1985 //https://www.un.org/ en/documents/decLconv/conventions/ozone.shtml
3. Montreal Protocol on Substances that Deplete the Ozone Layer - 1987 // https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/montreal_prot. shtml
4. Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change, December 11, 1997 // [https://www.un.org/en/documents/decl_conv/ conventions/kyoto.shtml]
5. UN Framework Convention on Climate Change of May 29, 1992 // https://www.un.org/en/documents/ decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
6. Paris Agreement on Climate Change April 22, 2016 // https://www.un.org/sustainabledevelopment/ en/climate-change/
7. UN Climate Change Action: Raising the Goal https://www.un.org/en/climatechange/climate-action-areas.shtml
8. Semenikhina A. V. Legal regulation of climate protection: a comparative legal analysis. Diss. ... to jur. n. M., 2010.