Научная статья на тему 'Проблемы безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных работах'

Проблемы безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных работах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
237
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Яковлев В. Л., Могилат В. Л., Ковалев М. Н., Гусев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных работах»

-------------------------------------------- © В.Л. Яковлев, В.Л. Могилат,

М.Н. Ковалев, А. И. Гусев,

2004

УДК 658.382.2:656.13

В.Л. Яковлев, В.Л. Могилат, М.Н. Ковалев, А.И. Гусев

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ

Семинар №16

~П течение последних десяти лет в горно-

JJ добывающей отрасли страны произошли серьезные структурные изменения, которые существенно повлияли на состояние промышленной безопасности. С одной стороны, в результате резкого снижения объемов производства и реструктуризации отрасли снизился общий травматизм со смертельным исходом. С другой - в течение длительного периода не в полной мере решались вопросы, являющиеся ключевыми для обеспечения безопасных условий труда на горнодобывающих предприятиях: отставание реконструкции и технического перевооружения предприятий горнодобывающей отрасли; сокращение научных разработок по обеспечению безопасного ведения горных работ и безаварийной эксплуатации сложной горнотранспортной техники. При этом основной показатель состояния промышленной безопасности - травмы различной степени тяжести или со смертельным исходом - снижается (рис. 1).

Анализ причин возникновения аварий и несчастных случаев на горнодобывающих предприятиях показывает, что основная часть их зависит от человеческого фактора. Так, в 2002 году на угольных предприятиях России органами Госгортехнадзора России выявлено более 177 тыс. нарушений правил и норм по безопасности. При этом в горнодобывающей промышленности практически прекратила свое существование система подготовки и переподготовки рабочих кадров и руководящего состава, программы обучения не обновляются, отсутствует информация по охране труда и безопасным методам работы.

Как следствие этого, анализ причин смертельного травматизма по актам формы Н-1 показывает, что в среднем около 70% составляют

нарушения организационного плана, напрямую зависящие от действий персонала. Это свидетельствует о том, что существующая система промышленной безопасности не исключает возможности работы с нарушениями правил безопасности, а используемое информационное обеспечение не позволяет своевременно вскрывать причины этих нарушений для принятия адекватных мер.

Выполненный анализ статистических данных свидетельствуют, что причины аварийности на карьерном автомобильном транспорте можно условно разделить на четыре основные группы: неудовлетворительные горнотехнические и дорожные условия, нарушение правил движения, нерациональная организация работы автотранспорта, технические неисправности автосамосвалов

Экспертная оценка, проведенная институтом НИИОГР на ОАО “Комбинат Магнезит”, показывает, что наиболее опасным рабочим местом на карьерах является карьерный автосамосвал, самой опасной профессией - его водитель, а самой опасной технологической операцией - перевозка горной массы (рис. 2).

Список наиболее опасных производственных ситуаций, приведших к инцидентам, травмам и авариям, по тем же экспертным оценкам, также возглавляют ситуации, связанные с заносом автомобиля при превышении скорости движения на технологических перевозках (до 40 %), падение автосамосвалов при разгрузке (15 %), аварии и инциденты вследствие неудовлетворительного состояния дорог (12 %), столкновения в условиях недостаточной видимости (11 %). По сезонам среднее количество аварий распределяется следующим образом: зимой-46.2 %; осенью и весной 28,7 %; летом - 25,1 % (рис. 3).

карьер;

травм;

травм.

Анализ статистических данных свидетельствует, что по зонам работы автотранспорта в карьере и на поверхности, аварии распределяются следующим образом: в глубинной зоне карьера - 13,4 %; в средней зоне наибольшей концентрации грузопотоков - 42,6 %; а в верхней зоне карьера и на отвалах - соответственно 17,3 и 26,7 %.

Основной причиной сохраняющегося высокого уровня аварийности на карьерном автотранспорте является неэффективная система управления безопасностью, при которой действия управляющего звена направлены на решение неотложных текущих задач, что связано главным образом с недостатками в системе информационного обеспечения приемлемого уровня безопасности работы. Это выражается в использовании неполной или дезориентирующей информации, непригодной для принятия стратегических (а зачастую и тактических) решений; и, как следствие - неспособности лиц, принимающих решения, адекватно реагировать на динамичное изменение производственной ситуации.

Существующая система управления промышленной безопасностью горнодобывающих предприятий не в полной мере реализует имею-

Рис. 1. Динамика коэффициентов

частоты (Кч) и тяжести (Кт) травм в ОАО «Комбинат Магнезит» за период с 1998 г. по 2002 г. (по данным ОАО):

Карагайский карьер; Мельнично-Паленихинский

Цех ремонта горного автотранспортного оборудования;

Коэффициенты частоты

Коэффициенты тяжести

Рис. 2. Наиболее опасные профессии в ОАО «Комбинат Магнезит»:

арагайский карьер;

Мельнично-Паленихинский карьер;

Рис. 3. Распределение аварий на карьерном автотранспорте в течение года:

Стойленский ГОК;

-------Михайловский ГОК;

......£арбайское РУ;

• - Бакалъское РУ.

щиеся возможности по снижению уровня травматизма и аварийности. Для улучшения ситуации на предприятиях, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», был введен производственный контроль для мониторинга действенности системы обеспечения промышленной безопасности в процессе эксплуатации опасных производственных объектов. Однако практика показала его неэффективность, так как инциденты, не приведшие к авариям и несчастным случаям, оказываются вне зоны внимания производственного контроля. С другой стороны, именно они могли с большей точностью оценить состояние вопросов безопасности, поскольку свидетельствуют об увеличении вероятности возникновения аварии или несчастного случая в зависимости от наличия или отсутствия основных элементов системы управления промышленной безопасностью. В связи с этим одной из целей деятельности системы производственного контроля должно стать информационное обеспечение промышленной безопасности.

Для эффективного управления про-

мышленной безопасностью предприятия необходима адекватная складывающейся обстановке информация, которая должна фор-

мироваться в системе информационного обеспечения, иметь собственную внутреннюю структуру и использоваться системой управления для формирования управляющих воздействий. При эффективность функцио-

нирования систем информационного обеспечения следует оценивать ее способностью влиять на процесс управления безопасностью предприятия.

— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------------------------

Яковлев Виктор Леонтьевич - чл.-корр. РАН, доктор технических наук, профессор, директор ИГД УрО РАН.

Могилат Виталий Лазаревич - кандидат технических наук, доцент, директор Автомобильно-дорожного института, г. Екатеринбург.

Ковалев М.Н — кандидат технических наук, нач. горного управления, ОАО «Магнезит».

Гусев А.И — кандидат технических наук, зав. лаборатории безопасности НИИОГР.

---------------------------------------------- © В.Л. Могилат, 2004

УДК 658.382.2:656.13 В.Л. Могилат

МЕТОДОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ КАРЬЕРНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Семинар №16

Уровень аварийности на отечественных горнодобывающих предприятиях в 10-12 раз превышает соответствующие показатели зарубежных компаний. Во многом это объясняется неадекватностью управляющих решений при возникновении и развитии опасных производственных ситуаций. Большинство аварий и травм происходит в результате того, что время, отведенное на реакцию и выработку решения становится малым по сравнению с психофизиологическими возможностями человека. Усилия по его снижению направлены в основном на создание различных инструкций и правил, совершенствование достаточно сложной и дорогой техники, что не дает значительного эффекта. Так, доля экономических потерь от аварий и травм в себестоимости добычи угля, например, достигает по отрасли 4,5%.

На сегодняшний день недостаточно исследованы закономерности возникновения и формирования опасных производственных ситуаций с

точки зрения информационного обеспечения, играющего важную роль в их предотвращении и минимизации отрицательных последствий. Это касается, прежде всего, определения целевой функции и структуры системы информационного обеспечения приемлемого уровня безопасности работы, а также методологии формирования и совершенствования информационных моделей и алгоритмов действий в опасных ситуациях, так как имеющийся аналитический материал, разработанный на основе результатов зафиксированных отклонений неэффективен.

Для снижения аварийности необходимо распознавать опасную производственную ситуацию на ранних стадиях ее формирования, где затраты на ее ликвидацию еще не велики. Вероятность возникновения опасной производственной ситуации должна быть заранее спрогнозирована, и с помощью информационной системы адекватные алгоритмы действий по ее предотвращению доведены до всех уровней управления. Для этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.