мироваться в системе информационного обеспечения, иметь собственную внутреннюю структуру и использоваться системой управления для формирования управляющих воздействий. При эффективность функцио-
нирования систем информационного обеспечения следует оценивать ее способностью влиять на процесс управления безопасностью предприятия.
— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------------------------
Яковлев Виктор Леонтьевич - чл.-корр. РАН, доктор технических наук, профессор, директор ИГД УрО РАН.
Могилат Виталий Лазаревич - кандидат технических наук, доцент, директор Автомобильно-дорожного института, г. Екатеринбург.
Ковалев М.Н — кандидат технических наук, нач. горного управления, ОАО «Магнезит».
Гусев А.И — кандидат технических наук, зав. лаборатории безопасности НИИОГР.
---------------------------------------------- © В.Л. Могилат, 2004
УДК 658.382.2:656.13 В.Л. Могилат
МЕТОДОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ КАРЬЕРНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Семинар №16
Уровень аварийности на отечественных горнодобывающих предприятиях в 10-12 раз превышает соответствующие показатели зарубежных компаний. Во многом это объясняется неадекватностью управляющих решений при возникновении и развитии опасных производственных ситуаций. Большинство аварий и травм происходит в результате того, что время, отведенное на реакцию и выработку решения становится малым по сравнению с психофизиологическими возможностями человека. Усилия по его снижению направлены в основном на создание различных инструкций и правил, совершенствование достаточно сложной и дорогой техники, что не дает значительного эффекта. Так, доля экономических потерь от аварий и травм в себестоимости добычи угля, например, достигает по отрасли 4,5%.
На сегодняшний день недостаточно исследованы закономерности возникновения и формирования опасных производственных ситуаций с
точки зрения информационного обеспечения, играющего важную роль в их предотвращении и минимизации отрицательных последствий. Это касается, прежде всего, определения целевой функции и структуры системы информационного обеспечения приемлемого уровня безопасности работы, а также методологии формирования и совершенствования информационных моделей и алгоритмов действий в опасных ситуациях, так как имеющийся аналитический материал, разработанный на основе результатов зафиксированных отклонений неэффективен.
Для снижения аварийности необходимо распознавать опасную производственную ситуацию на ранних стадиях ее формирования, где затраты на ее ликвидацию еще не велики. Вероятность возникновения опасной производственной ситуации должна быть заранее спрогнозирована, и с помощью информационной системы адекватные алгоритмы действий по ее предотвращению доведены до всех уровней управления. Для этого
необходимо наладить эффективное информационное обеспечение, чтобы время реакции системы, выработки адекватного управляющего воздействия и его исполнения были значительно меньше времени прогнозирования развития опасной производственной ситуации.
В связи с этим необходима разработка системы информационного обеспечения приемлемого уровня безопасности работы на карьерном автомобильном транспорте, позволяющей снизить социальные и экономические потери от травматизма и аварийности.
Для достижения этого следует изучить закономерности возникновения и развития опасных производственных ситуаций на карьерном автомобильном транспорте, определить сущность, роль и место информационного обеспечения в достижении приемлемого уровня безопасности работы на карьерном автомобильном транспорте, разработать требования к системе информационного обеспечения приемлемого уровня безопасности работы карьерного автомобильного транспорта, определить структуру и функции информационной системы для повышения безопасности карьерного автомобильного транспорта.
Исследованиями установлено, что процесс эксплуатации карьерного автомобильного транспорта характеризуется стохастически возникающими опасными производственными ситуациями. При этом закономерность их возникновения заключается в нарушении информационного обеспечения, а развития - в последовательной смене этапов: штатный режим (продолжительность в среднем 2-5 часа) - опасность (1-1,5часа) -угроза (0,3-0,4 ч) - аварийная ситуация (0,2-1 мин.) - катастрофа (2-5 с). Знание этой закономерности позволяет прогнозировать развитие ситуации, управлять ею и удерживать ее в приемлемых пределах. Следует отметить, что аварийность на карьерном автомобильном транспорте определяется степенью его адаптации к изменениям внешней среды. Для обеспечения приемлемого уровня безопасности работы время реакции системы на изменение условий должно быть значительно меньше горизонта прогнозирования.
Увеличение времени прогноза развития опасных производственных ситуаций достигается с помощью их классифицирования по нескольким типичных группам, а уменьшение времени реакции системы - предварительной разработкой адекватных алгоритмов действий в этих ситуациях и доведения их до персонала. Исходя из сказанного, информационное обеспечение приемлемого уровня безопасности работы на карьерном автомобильном транспорте как система должно включать в себя: информационную модель этапа развития опасной производственной ситуации; алгоритм адекватного поведения; алгоритм доведения этих сведений до персонала.
Потери при авариях следует рассматривать как функцию от степени адекватности системы ,которую можно назвать коэффициентом управляемости. Он представляет собой отношение времени реакции системы ко времени прогноза развития опасной производственной ситуации и должен быть намного меньше единицы.
При этом основные методологические принципы формирования системы информационного обеспечения приемлемого уровня безопасности работы на карьерном автомобильном транспорте будут заключаться в соблюдении баланса требований эффективности и безопасности производства;- упреждающем, адресном и исчерпывающем характер представляемой информации; атакже - адаптивностью системы информационного обеспечения к изменениям в социальноэкономической, технической и технологической сферах.
Эффективность системы информационного обеспечения приемлемого уровня безопасности работы на карьерном автомобильном транспорте может быть достигута только при реализации всей совокупности методологических принципов ее формирования. Это позволяет одновременно в 2-3 раза уменьшить время принятия и реализации управляющих решений, а также в 4-6 раз увеличить время прогнозирования, что реализуется в снижении аварийности на 25-40 %.
Коротко об авторах
Могилат Виталий Лазаревич - кандидат технических наук, доцент, директор Автомобильно-дорожного института, г. Екатеринбург.