© Д.Б. Сыромятников, Е.Б. Гридина, К Н. Ястребова, 2012
УДК 622.8(447)
Д.Б. Сыромятников, Е.Б. Гридина, К.Н. Ястребова
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ И ТРАВМАТИЗМА НА ОБЪЕКТАХ ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТ В РОССИИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Представлены статистические данные по количеству профессиональных травм и несчастных случаев при ведении открытых горных работ за период 2004—2009 гг. на объектах горной промышленности России. На основе детального анализа выявлены основные причины травматизма и предложены пути их устранения. Ключевые слова: горная промышленность, открытые горные работы, травматизм, безопасность.
Анализ причин несчастных случаев на объектах горной промышленности России свидетельствует о том, что до 90 % травм и аварий происходит вследствие неправильных действий персонала, в том числе до 60 % вызваны ошибочными представлениями о реальном уровне опасности [1]. При этом человеческий фактор является главной причиной возникновения несчастных случаев со смертельным исходом.
В этой ситуации приоритетной задачей обеспечения безопасности производства является снижение уровня риска возникновения травм и аварий на горных предприятиях путем управления влиянием человеческого фактора на безопасность производственных процессов. Наиболее серьезные нарушения рабочих — это отступление от требований безопасности и должностных инструкций, а руководителей и специалистов — отклонения от требований безопасности в управлении производственным процессом в целом, что по масштабам последствий возможных аварий делает «цену» их ошибки более высокой. Риск аварий и травм на производстве формируется при отклонениях от
требований безопасности при ведении горных работ.
Как свидетельствуют статистические данные, наибольшее количество случаев травматизма происходит на подземных работах, где имеют место наиболее тяжелые и опасные условия ведения работ, в связи с усложнением горно-геологических условий, появлением горного давления и горных ударов [2]. Однако следует отметить, что на открытых горных работах также существует проблема, связанная со снижением уровня технологической и производственной дисциплины, что приводит к возникновению аварий, следовательно, и к травматизму на производстве.
Следует отметить, что в период 2004—2009 гг. произошло наращивание объемов производства с увеличением глубины разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом (в 2004 г. объем выемки составил 1329,2 млн т, в 2009 г. — 1532,8 млн т). В то же время за указанный период наблюдается некоторое снижение количества аварий и смертельного травматизма (рис. 1).
Результаты анализа статистических данных табл. 1 показывают, что за период
Рис. 1. Динамика аварийности и смертельного травматизма на открытых горных работах за период 2004—2009 гг.
Таблица 1
Распределение смертельного травматизма на объектах открытых горных работ по причинам их возникновения_
Травматизм за год Обрушения Транспорт Пожары, взрывы Механизмы Электротравмы Отравления, ожоги Падения Прочие Итого
2004 8 30 6 13 8 2 8 7 82
9,8 % 36,6 % 7,3 % 15,8 % 9,6 % 2,4 % 9,8 % 8,5 % 100 %
2005 17 14 1 24 7 2 14 2 81
22 % 17 % 1 % 30 % 9 % 2 % 17 % 2 % 100 %
2006 12 18 - 13 9 25 13 10 100
12 % 18 % - 13 % 9 % 25 % 13 % 10 % 100 %
2007 18 28 1 12 8 - 11 3 81
22 % 35 % 1 % 15 % 10 % - 13 % 4 % 100 %
2008 17 16 - 9 6 1 7 7 63
27 % 25,4 % - 14,3 % 9,6 % 1,6 % 11,2 % 11,2 % 100 %
2009 18 20 - 13 6 - 13 1 71
25,4 % 28,2 % - 18,3 % 8,4 % 18,3 % 1,4 % 100 %
2004-2009 гг. наиболее травмоопасным процессом в карьере является технологическое транспортирование. Значительное количество аварий (42,6 %) происходит в местах концентрации основных грузопотоков, где размещены автомобильно-железнодорожные и автомобильно-конвейерные перегрузочные пункты. Глубинная часть карьера характеризуется наименьшим числом аварий — 13,4 %, поскольку здесь наблюдается уменьшение интенсивности движения автосамосвалов, разделение грузопотоков по забоям и сокращение числа конфликтных участков. Автодороги поверхностного комплекса и отвалы являются местами совершения 26,7 % дорожно-транспортных происшествий на открытых горных работах. Происшествия, обусловленные нарушениями правил движения, составляют 38,6 % из общего количества аварий на технологическом автотранспорте карьеров. Из них наибольшее количество (13,9 %) происходит вследствие превышения скорости движения. Из-за технических неисправностей автосамосвалов происходит в среднем 10,4 % аварий. В основном это вызвано отказами систем и механизмов, непосредственно влияющих на безопасность движения (рулевого управления, тормозной системы, карданной передачи и шин), а также возгораниями на автомобилях [3].
Основными причинами травматизма, связанного с транспортированием, являются:
1) падение (опрокидывание) автотранспорта и бульдозеров с уступов, отвалов, перегрузочных пунктов и карьерных автодорог;
2) наезд автомобилей, бульдозеров и железнодорожного транспорта на персонал из-за несоблюдения элементарных правил безопасности, как водителями, так и пострадавшими;
3) выпуск на линию технически неисправного карьерного транспорта (большегрузных автосамосвалов);
4) пренебрежение индивидуальными средствами защиты и элементарными требованиями безопасности;
5) работа при отсутствии ограждений;
6) нарушение требований и правил при разгрузке карьерных автосамосвалов на перегрузочных пунктах при отсутствии предохранительных валов.
В настоящее время, горнодобывающие предприятия, стремясь сохранить и расширить свою рыночную нишу, увеличивают объемы выпускаемой продукции, однако, зачастую, это не сопровождается обеспечением безопасности производства. Более того, происходит увеличение количества инцидентов, травм и аварий [4]. За период 2004—2009 гг. органами Ростехнадзора было зарегистрировано значительное число аварий. Аварии произошли по организационным причинам, из-за неэффективности или отсутствия производственного контроля над соблюдением требованиями промышленной безопасности, вследствие прямого нарушения правил безопасности, низкой технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительного инженерного обеспечения горных работ. Следует отметить, что ни одна из аварий не была связана с неисправным состоянием технических устройств. Наибольшее количество смертельно травмированных работников было отмечено в 2004 году (рис. 1), причиной чему послужили отравления, технологический транспорт, а также нарушения, связанные с эксплуатацией технологического оборудования [5].
В числе основных причин возникновения аварий и смертельных травм остаются:
6,409-, 10,997
7,12
290,86 22,406
-1109,808
□ 2004г. □ 2005г. □ 2006г. □ 2007г. □ 2008г. □ 2009г.
Рис. 2. Материальный ущерб от аварий 2004—2009 гг., млн руб.
1) низкий уровень инженерной культуры производства;
2)слабая трудовая и технологическая дисциплина;
3) недостаточная эффективность функционирования системы производственного контроля на опасных производственных объектах.
Величина ущерба, причиняемого горной промышленности различными видами аварий за 2004-2009 гг., приведена на рис. 2.
Сравнивая результаты, представленные на рис. 2, можно сделать вывод, что в различные годы экономический ущерб, причиняемый отдельными видами аварий и инцидентов, существенно изменялся. На протяжении рассмотренных лет наименьший экономический ущерб в горной промышленности России относится к 2009 году. Наибольший экономический ущерб зарегистрирован в 2006 году, что характеризуется большой степенью разрушений сооружений и выхода из строя технических устройств, возникших в результате допущенных аварий [5].
Таким образом, в целях профилактики смертельного травматизма и аварийности на горных предприятиях необходимо:
1) ужесточить контроль над выполнением мероприятий, изложенных в актах расследований;
2) осуществлять проведение на рабочих местах выборочных проверок знаний правил и действующих инструкций у рабочих основных профессий (машинисты экскаваторов, машинисты буровых станков, проходчики);
за период 3) создавать целевые проверки работы служб производственного контроля поднадзорных предприятий по профилактике нарушений правил безопасности;
4) проводить целевые проверки ведения работ в опасных зонах.
В заключение, следует отметить, что снижение уровня травматизма и аварийности является одной из основных задач, стоящих перед горной промышленностью в целом. Решение этой задачи вполне осуществимо за счет внедрения новых методов и средств предупреждения аварий, улучшения условий жизни и труда работников, законодательного закрепления на федеральном уровне главенствующей роли жизни человека и лишь затем — результатам его труда.
Меры предупреждения аварийности и травматизма должны сводиться к устранению непосредственных или способствующих причин их возникновения. Поэтому этих мер так же много, как и самих причин. На предприятиях необходимо проводить тщательное расследование каждого случая аварийности и травматизма с выявлением причин, их вызывающих, и принятием соответствующих мер по устранению. Кроме того, нужно систематически за определенные периоды (месяц, квартал, год) анализировать все случаи травм по характеру и
причинам. Такой анализ позволяет установить наиболее частые и характерные для данного предприятия
1. Могилат В.Л. Основные причины возникновения и развития опасных производственных ситуаций на горнодобывающих предприятиях / Горный информационно-аналитический бюллетень. — М.: МГГУ. — 2005. — №1. — с.70-72.
2. Павлов И.А. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: учебное пособие — СПб.: СПГГИ, 2001. — с. 17.
3. Яковлев В.Л., Могилант В.Л., Тарасов П.И. Причины аварийности на технологическом автотранспорте карьеров и пути ее снижения / Горный информационно-аналитический бюллетень, 2009, № 1, с. 211-217.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
причины травматизма, аварийности и сосредоточить основные усилия на их устранении.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Гусев А.И. Снижение травматизма и аварийности на горнодобывающих предприятиях на основе интеграции системы управления промышленной безопасностью / Горный информационно — аналитический бюллетень, 2007, № 12, с. 51-55.
5. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору / Колл. авт. — Под общ. ред. К.Б. Пуликовского. — М.: Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2007. — 508 с. ГГТТг!
Сыромятников Дмитрий Борисович — директор по персоналу и администрации ОАО «СУЭК», Гридина Елена Борисовна — кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected], Санкт-Петербургский государственный горный университет, Ястребова Карина Намидиновна — студент, e-mail: [email protected], Санкт-Петербургский государственный горный университет.
- РУКОПИСИ,
ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ГОРНАЯ КНИГА»
МАРКИРОВКА ВЗРЫВОЗАЩИТЫ И ИСКРОЗАЩИТЫ ОБОРУДОВАНИЯ,
ПРИМЕНЯЕМОГО В ПРОМЫШЛЕННОМ УЧЕТЕ ГАЗА (№886/05-12 от 14.02.12, 8 с.)
Волошиновский К.И. — кандидат технических наук, ассистент, Московский государственный горный университет, e-mail: [email protected].
Приводятся маркировки датчиков и первичных преобразователей учета расхода и рабочих параметров природного газа производства России и Украины, а также совместного производства России и Европейских фирм. Приводятся фотографии маркировок для ротационных и турбинных счетчиков, датчиков давления, первичных и промежуточных преобразователей, датчиков утечки метана и угарного газа, предназначенных для эксплуатации в соответствии с правилами безопасности ПБ12 в помещениях категорий А,Б,В,Г, т.е. в соответствии с европейским стандартом a, b, c.
Ключевые слова: маркировка датчиков, природный газ, метан, угарный газ.
MARKS EXPLOSION PROTECTION AND SPARK PROTECTION THE EQUIPMENT
APPLIED IN THE INDUSTRIAL ACCOUNT GAS
Voloshenovskey K.I.
In th article adduced the marking of sensors and primary converters produced in Russia, Ukraine and by joint Russian Europe stock for gas consumption volumes and parameters accounting. Also adduced photos of spark safeguard marking for rotor and turbine gas-meters, pressure sensors, primary converters, methane concentration sensors, carbon monoxide sensors aimed for exploitation according to safety rules ПБ12 in isolated buildings indoor categorized as A to Г or A to C for Europe.
Key words: marking of sensors, natural gas, methane, carbon monoxide.