Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ АРКТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
346
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ / АРКТИКА / РОССИЯ США / СОПЕРНИЧЕСТВО / БЕЗЪЯДЕРНАЯ ЗОНА / NUCLEAR WEAPONS / NUCLEAR DISARMAMENT / ARCTIC / RUSSIA USA / RIVALRY / NUCLEAR FREE ZONE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлопов Олег Анатольевич

В статье обсуждаются действия и политика, способствующие стратегической стабильности, деэскалации угроз и развитию регионального сотрудничества в Арктике. В ходе анализа рассматриваются вопросы по снижению ядерных рисков и уменьшению роли ядерного оружия в арктическом регионе, включая предложение о создании в Арктике зоны свободной от ядерного оружия. Автором утверждается, что для стабильности и создания зоны, свободной от ядерного оружия в Арктике требуется международный форум или многосторонний институт, в рамках которого государства региона могут решать общие проблемы региональной безопасности и не допускать возникновения региональных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SECURITY AND A NUCLEAR FREE ZONE IN THE ARCTIC

The article analyzes actions and policies that contribute to strategic stability, de-escalation of threats and the development of regional cooperation in the Arctic. The author examines how to reduce nuclear risks, and the role of nuclear weapons in the national security policy of the United States and Russia including a possibility to create a nuclear-weapon-free zone in the Arctic. The author argues that stability and the creation of a free nuclear zone require an international forum or multilateral institution, within which the states of the region could solve common problems of regional security and prevent the emergence of regional conflicts.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ АРКТИКИ»

БЕЗОПАСНОСТЬ И ГЕОПОЛИТИКА

УДК 327

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ АРКТИКИ

© Хлопов Олег Анатольевич1

'кандидат политических наук, доцент Российский государственный гуманитарный университет, Москва

В статье обсуждаются действия и политика, способствующие стратегической стабильности, деэскалации угроз и развитию регионального сотрудничества в Арктике. В ходе анализа рассматриваются вопросы по снижению ядерных рисков и уменьшению роли ядерного оружия в арктическом регионе, включая предложение о создании в Арктике зоны свободной от ядерного оружия. Автором утверждается, что для стабильности и создания зоны, свободной от ядерного оружия в Арктике требуется международный форум или многосторонний институт, в рамках которого государства региона могут решать общие проблемы региональной безопасности и не допускать возникновения региональных конфликтов.

Ключевые слова: ядерное оружие, ядерное разоружение, Арктика, Россия США, соперничество, безъядерная зона.

На протяжении всей «холодной войны» Арктика была критически важной ареной ядерного противостояния между СССР и США - глобальными соперниками и соседями по Арктике. После 1989 года озабоченность в основном сместилась на вопросы окружающей среды, экономики и общественной безопасности, но

внутрирегиональные отношения и

традиционные проблемы мира и безопасности явно никогда полностью не выходили из повестки дня.

Изменение климата, таяние льдов, перспективы развития трансарктического судоходства и расширение доступа к ресурсам -все это приводит к усилению внимания к Арктике со стороны арктических государств, и государств, находящихся далеко за его пределами.

Конкурирующие претензии на континентальный шельф, продолжающиеся

пограничные споры, неуклонно

увеличивающиеся морские перевозки, а также и возобновление военных учений и инфраструктуры снова выдвигают на передний план вопросы национальной обороны арктических государств и региональной безопасности.

В Илулиссатской декларации 2008 г. Арктические государства официально обязались избегать применения силы и вместо этого полагаться на существующее международное право, в частности, на Морское право, для «упорядоченного урегулирования» споров в их быстро меняющемся регионе [1]. Это важное обязательство, которое побудило некоторых региональных лидеров подтвердить, что Арктика может рассматриваться как регион мира и стабильности, приверженный диалогу и сотрудничеству.

Ядерное оружие в современной Арктике. Ядерное оружие и объекты противоракетной обороны в Арктике имеют глобальные, а не арктические задачи, а это означает, что они вряд ли будут удалены или существенно сокращены без каких-либо серьезных изменений в динамике глобальной безопасности.

Другие государства, обладающие ядерным оружием морского базирования - в частности, Китай, Франция, Индия и Соединенное Королевство - имеют, по крайней мере, теоретические возможности для развертывания подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами стратегической дальности (ПЛАРБ) в Арктике. Но у них есть несколько географических или стратегических стимулов для этого. Некоторые страны видят в Китае возможного участника арктической конкуренции. Его формирующиеся подводные силы с ядерным вооружением начинают патрулировать за пределами своих родных вод, они теоретически могут попытаться вывести свои баллистические ракеты морского базирования в пределах досягаемости прилегающих к территории Соединенных Штатов. Так, в недавнем отчете Пентагона выражается обеспокоенность по поводу того, что Китай потенциально может развернуть ядерное оружие силы сдерживания в Арктике [11].

Пока Соединенные Штаты и Россия сохраняют крупные ядерные арсеналы, географическое положение гарантирует, что, по крайней мере, некоторые из этих сил и противодействующих сил будут по-прежнему

6

присутствовать в Арктике. Ни Соединенные Штаты, ни Россия не размещают в Арктике стратегические ядерные бомбардировщики или межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, ядерное оружие находится на подводных лодках.

Основной российский ядерный арсенал морского базирования базируется в Арктике на Кольском полуострове, а патрули ее подводных лодок с ядерными вооружениями в настоящее время в основном ограничиваются акваторией Баренцева моря. Россия продолжает искать надежный выход в Атлантический океан для своих военно-морских силы арктического базирования.

В настоящее время Россия эксплуатирует до 12 подводных лодок, единственная задача которых - нести межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным вооружением (ПЛАРБ). Каждая субмарина несет по 16 ракет, лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность [2].

У США есть 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, ни одна из которых не развернута в Арктике. Каждая американская ПЛАРБ может нести 24 баллистических ракеты межконтинентальной дальности (Trident II D5), но они были модифицированы в соответствии с новым Договором СНВ, и, таким образом, в настоящее время они несут до 20 ракет каждая. Обычно две из этих лодок находятся на капитальном ремонте и не считаются действующими, поэтому обычно насчитывается 12 действующих американских ПЛАРБ, несущих до 240 ракет (хотя не все 12 всегда находятся в патрулировании, а те, что находятся в патрулировании, не обязательно имеют полный комплект ракет [8].

В настоящее время у США насчитывается 1090 боеголовок на 12 развернутых ПЛАРБ. У каждой субмарины также есть возможность запуска торпед. Считается, что из восьми-десяти подлодок, находящихся в море в любой момент времени, четыре или пять находятся в состоянии повышенной боевой готовности», а остальные могут быть переведены в состояние боевой готовности в течение нескольких часов или дней.

Американская ядерная модернизация флота ПЛАРБ включает модернизацию существующих ракет с новыми системами наведения на цель. Более последовательная

модернизация предполагает, что Пентагон заменит существующие субмарины 12 новыми версиями, которые, по оценкам Бюджетного управления Конгресса, будут стоить более $128 млрд. [3], или коло $10 млрд. каждая, и это не включает затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию, а также стоимость их ядерного оружия.

Стоит отметить, что Китай, имеющий глобальные стратегические интересы, включая Арктику, также приобретает значительный флот из шести атомных подводных лодок с баллистическими ракетами[12]. Каждая из них предназначена для перевозки до 12 межконтинентальных баллистических ракет с одной ядерной боеголовкой каждая. Считается, что ракеты имеют дальность действия от 7000 до 7400 км, а это означает, что в результате патрулирования в водах вблизи Китая ракеты могут достичь Аляски и Гавайев, но не прилегающих к ней Соединенных Штатов. Нынешняя ПЛАРБ класса Jin считается «очень шумной», и аналитики предполагают, что Китай продолжит разработку ПЛАРБ следующего поколения [9] и может получить возможность патрулировать в Арктике.

Ударные подводные лодки, которые следуют за ядерными подводными лодками, в том числе в Арктике, в настоящее время не имеют ядерного оружия с момента подписания соглашения между США и СССР в 1991 г. Они несут обычное вооружение, предназначенное для атаки других подводных лодок, в том числе ПЛАРБ, а также надводных кораблей.

В настоящее время Россия имеет около 50 ударных подводных лодок. Некоторые из них имеют атомные двигатели различных классов, оснащены торпедами,

противокорабельными и противолодочными ракетами и могут быть оснащены крылатыми ракетами наземного нападения. Соединенные Штаты эксплуатируют 54 ударные подводные лодки с атомными двигателями. Все они вооружены тяжеловесными торпедами, а у большинства также есть крылатые ракеты тактической дальности. Около 60% американских ударных подводных лодок работают в Тихом океане и 40% - в Атлантике.

Американские ударные подводные лодки совершают регулярные походы в арктическую зону. Например, в 2013 г. американский вариант ударной подводной лодки "Seawolf" проследовал из штата Вашингтон на западном побережье США в Норвегию через Северный Ледовитый океан; а

7

в 2015 г. "Seawolf' провел два месяца под арктическим льдом [10]. В отчете Пентагона за март 2018 г. описывается «основная роль» ударных подводных лодок США как «удержание стратегических средств противника под угрозой из-под моря», в частности, включая патрульные ПЛАРБ [7], и эти стратегическое противолодочное патрулирование включают в себя зону Арктику.

Каждые два года, начиная с 1940-гг гг. ВМС США проводят ледовые учения (ICEX) в Арктике в рамках программы подводных действий в Арктике. Помимо этого американские подводные лодки регулярно патрулируют под льдами Арктики, иногда всплывая у Северного полюса, и все эти формальные учения и регулярные патрули являются основными средствами, с помощью которых флот атакующих подводных лодок приобретает опыт работы в Арктике [13].

Очевидно, что видение Арктики свободной от ядерного оружия должно согласовываться с реальностью проведения там крупных операций, связанных с ядерным оружием.

Наличие ядерного оружие, его модернизация и концентрация в условиях нынешнего ухудшения отношений между США и Россией и обострение отношений США с Китаем, может привести к милитаризации арктического региона. Международное сообщество неоднократно предпринимало шаги по созданию безъядерных зон. В 1955 г. учеными, выступившими за мир, безопасность и разоружение было образовано Пагуошское движение. К настоящему моменту зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО), по большей части созданы там, где ядерное оружие уже отсутствует.

Коренные народы арктического региона неоднократно предлагали и одобрили создание ЗСЯО в Арктике (в 1977, 1983 и 1998 гг.), также как и различные группы гражданского общества за пределами региона. Около десяти лет назад этому вопросу уделялось значительное систематическое внимание. В 2007 и 2010 гг. канадская национальная группа организации лауреатов Нобелевской премии мира Пагуошского движения опубликовала документы, призывающие к созданию в Арктике зоны, свободной от ядерного оружия [5]. В марте 2012 г. датская национальная группа Пагуоша провела встречу, чтобы обсудить

содержащееся в программном документе датского правительства обязательство о том, что «в диалоге с партнерами Дании правительство будет проводить политику превращения Арктики в зону, свободную от ядерного оружия» [4].

ЗСЯО являются средством уменьшения географического влияния ядерного оружия и, таким образом, являются важным механизмом для достижения цели разоружения, запрещения размещения ядерного оружия в этих зонах. Расширение ЗСЯО - это стратегия, продвигаемая в Договоре о нераспространении ядерного оружия ДНЯО.

В настоящее время существует девять таких зон или юрисдикций. Пять формальных ЗСЯО: Латинская Америка и Карибский бассейн (Тлателолко-1967); Южная часть Тихого океана (Раротонга-1985); Юго-Восточная Азия (Бангкок-1995); Африка (Пелиндаба-1996); и Центральная Азия (Семипалатинск-2006).

Еще четыре зоны запрещают ядерное оружие договорами или декларациями: Монголия провозгласила свой статус страны, свободной от ядерного оружия, в 1992 г.; Договор об Антарктике 1959 г. запрещает любые военные операции там; Договор 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрещает вывод ядерного оружия на орбиту вокруг Земли, установку или испытание этого оружия на Луне и других небесных телах, а также размещение ядерного оружие в космическом пространстве любым другим способом. Договор о морском дне 1971 г. запрещает размещение ядерного оружия на дне океана или в недрах. Таким образом, ядерное оружие запрещено в космосе, на всем морском дне мира, в Антарктике, на 99% площади суши в Южном полушарии и почти 60% суши в мире, включая 114 государств (около 60%), в которых проживает 1,9 млрд. человек

Статья VII Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает «право любой группы государств заключать региональные договоры, чтобы гарантировать полное отсутствие ядерного оружия на их соответствующих территориях». Для получения официального статуса ЗСЯО требует признания их Генеральной Ассамблеей ООН, и в пределах таких зон запрет на владение обычно подкрепляется запретами на развертывание и

8

использование и подкрепляется средствами проверки соблюдения. Запреты могут включать исследования, разработки, испытания, приобретение, производство, владение, развертывание, накопление, использование и/или контроль над ядерным оружием. Около 186 государств, не обладающих ядерным оружием, независимо от того, входят они в ЗСЯО или нет, связаны этими же запретами в силу того, что они являются участниками ДНЯО.

Хотя ДНЯО не конкретизирует длинный список запрещений, включенных в ЗСЯО, его положения являются широкими, и были приняты на практике и одобрены решениями на конференциях по рассмотрению действия ДНЯО, чтобы по существу включить весь спектр запретов.

Однако статья II ДНЯО запрещает государствам, не обладающим ядерным оружием, получать ядерное оружие путем «передачи от любого передающего лица» или от производства «или иного приобретения» ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. Соответственно, конференции по рассмотрению действия ДНЯО регулярно содержат требования о том, чтобы государства, обладающие ядерным оружием в НАТО, убрали ядерное оружие США со своей территории.

Государства, входящие в ЗСЯО, обычно стремятся получить от государств, обладающих ядерным оружием, гарантии того, что они не будут подвергнуты нападениям, целям или угрозам со стороны ядерного оружия. Протоколы к договорам обычно (хотя и не во всех случаях) подписываются пятью ядерными державами в ДНЯО (Китай, Франция, Россия, Великобритания, США), уважая ЗСЯО и предоставляя странам в зоне такие негативные гарантии безопасности.

Статья III ДНЯО предусматривает гарантии, цель которых - предотвратить переключение ядерной энергии с мирных целей на ядерное оружие. Дополнительные положения могут включать запрет на атаки на ядерные объекты и на испытания. Последнее должно быть достигнуто путем ратификации всеми государствами в зоне Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который еще не вступил в силу из-за отказ некоторых государств, обладающих ядерным потенциалом, ратифицировать его (включая Соединенные Штаты и Китай, которые подписали, но не ратифицировали; а

также Северная Корея, Индия и Пакистан, которые не подписали и не ратифицировали).

Проблемы денуклеаризации Арктики. Предложения о создании зоны, свободной от ядерного оружия, на всей территории Арктики разнятся. Одно из них и том, что ЗСЯО может охватывать только часть национальных территорий ее членов. Некоторые предлагают зону, ограниченную всей наземной, морской и воздушной территорией, национальной и международной, за Полярным кругом, но не включая территории государств к югу от Полярного круга. Другие предлагают, чтобы зона включала все национальные территории всей СЗЯО Арктики, включая арктические территории СЗЯО России и США.

География зоны, которая во всех предложениях включает международный Северный Ледовитый океан, также поднимает вопрос о том, имеют ли арктические государства возможность или юрисдикцию самостоятельно решать, что ядерное оружие должно быть запрещено в Северном Ледовитом океане. У них явно нет такого мандата, но эта цель может быть достигнута без обязательного заключения глобального договора.

Государства, обладающие ядерным оружием, могут сами согласиться на коллективное обязательство не размещать какое-либо из своих ядерных вооружений где-либо в пределах международных вод Арктики.

Для государств Арктики, не обладающих ядерным оружием, уже действуют основные положения, связанные с ЗСЯО. Шесть арктических из восьми государств-членов Арктического совета - Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия -запрещено в силу ДНЯО исследовать, разрабатывать, испытывать, приобретать, производить, владеть, накапливать,

развертывать ядерное оружием в Арктике или где-либо еще.

Таким образом, имеет смысл в первую очередь призвать государства региона, не обладающие ядерным оружием, поощрять и формализовать де-факто денуклеаризацию своих юрисдикций. Эти усилия могут соответствовать преобладающей модели ЗСЯО, а именно, политически и юридически укреплять безъядерный статус-кво государств-участников ДНЯО, не обладающих ядерным оружием.

Сегодня в Арктике мы наблюдаем чрезвычайному стечению геостратегических факторов: 1) проблемы, связанные с

9

10

уязвимостью окружающей среды региона и меняющимся климатом, пересекаются с императивами прав человека его коренных народов; 2) территориальные притязания определяют эволюционное применение Морского права; 3) традиционные стратегическое соперничество ядерных держав; 4) взаимный и интерес к сотрудничеству в решении общих проблем. В то же время увеличение объемов морского транспорта и новые доступные границы создают новые условия для увеличения военного присутствия и возможностей освоения природных ресурсов региона.

Возрождающаяся военная активность становиться реальной. Если в годы, последовавшие сразу после "холодной войны", наблюдался резкий спад, за которым последовало затишье в военном и стратегическом внимании к Арктике, но теперь в регионе увеличилось количество патрулей атомных подводных лодок и

бомбардировщиков, объектов противоракетной обороны и наращивания обычного военного потенциала.

Россия, безусловно, расширяет свою военную инфраструктуру в регионе. Однако оценки западных экспертов относительно ее целей разделились - является ли цель России в первую очередь улучшением управления и потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации, особенно в связи с северным морским путем, или Москва снова рассматривает Арктику в первую очередь через призму геополитической конкуренции [6].

Однако путь к арктической зоне, свободной от ядерного оружия, не будет легким и быстрым. Такая цель вряд ли будет достигнута отдельно от прогресса в более широком глобальном стремлении к ядерному разоружению. Перспективы состоят в том, что арктический ядерный арсенал России и в дальнейшем будет соответствовать тенденциям развития ядерного оружия во всем мире. Если действие нового Договора СНВ не будет продлено после истечения срока его в феврале 2021 г., тенденция может измениться.

Шансы на продвижение к арктической ЗСЯО остаются низкими, при этом рассмотрение Россией возможности создания ЗСЯО в Арктике неразрывно связано с глобальной динамикой ядерного разоружения.

Таким образом, повестка дня арктической безъядерной зоны ясна: снизить ядерные риски и роль ядерного оружия в

политике безопасности США и России, согласившись сделать Арктику зоной отчуждения для ударных подводных лодок; сохранить существующую демилитаризацию поверхности Северного Ледовитого океана посредством официального договора; создать арктический институт, уполномоченный вести постоянный диалог по вопросам безопасности между арктическими государствами; уделять первоочередное внимание укреплению глобальных стратегических отношений, которые будут способствовать дальнейшему сокращению ядерных арсеналов, в том числе в Арктике; и побудить государства, обладающие ядерным оружием, в Арктике официально закрепить свой де-факто статус зоны, свободной от ядерного оружия.

Как свидетельствует Илулиссатская декларация, существует выражаемое

ожидание, что государства Арктики не будут прибегать к войне или открытому военному запугиванию в решении спорных вопросов. Императивы кооперативной безопасности в Арктике существенны и актуальны. Арктика может быть примером региона для совместной деятельности в области безопасности: от трансграничного сотрудничества в поисково-спасательных операциях и ликвидации разливов нефти до создания системы береговой охраны. Арктика может быть регионом, где возможно укреплять доверие на пути к формированию надежной и устойчивой региональной системе безопасности на основе сотрудничества и создания безъядерной зоны.

Список источников и литературы:

1-1. Илулиссатская Декларация. Конференция по Северному Ледовитому океану, Илулиссат, Гренландия, 27-29 мая 2008 г. // Арктическая идея/Arctic Idea. 2008. Август. С. 12-13. - URL: https://textarchive.ru/c-2532371.html (дата обращения 09.08.2020).

2-3. Погружение в будущее: какие новые подлодки создаются в России // ТАСС. 19.03.2018. - URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/5034813 (дата обращения 10.08.2020).

3-5. Arms Control Association. U.S. Nuclear Modernization Programs. August. 2018 / -URL:

https://www.armscontrol.org/factsheets/USNuclea rModernization (дата обращения 14.07.2020).

4-12. Axworthy Th.S. A Proposal for an Arctic Nuclear Weapon-Free Zone. Interaction

11

Counsil. 2018. - URL:

https://www.interactioncouncil.org/publications/pr oposal-arctic-nuclear-weapon-free-zone (дата обращения 04.08.2020).

5-11.Canadian Pugwash Group. Statement on an Arctic Nuclear Weapon-Free Zone. August 24. 2007. - URL: https://pugwash.org/2007/08/24/statement-on-an-arctic-nuclear-weapon-free -zone (дата обращения 19.07.2020).

6-13.Canadian House of Commons Standing Committee on Foreign Affairs and International Development. Nation-Building at Home, Vigilance Beyond: Preparing for the Coming Decades in the Arctic. 42nd Parliament, 1st Session, April. 2019. - URL: https://www.ourcommons.ca/Content/Committee/4 21/FAAE/Reports/RP10411277/faaerp24/faaerp24 -e.pdf (дата обращения 02.08.2020).

7-9.Commander. Submarine Forces. Commander's Intent for the United States Submarine Force and Supporting Organizations. Washington, DC: US Navy. March 2018,

8-4.Kristensen H. M., Norris R.S. United States Nuclear Forces 2018. Bulletin of the Atomic Scientists. 2018, № 74 (2), рр. 120-131.

9-7.Kristensen H. M., Norris R.S. Chinese Nuclear Forces, 2018. Bulletin of the Atomic Scientists. June 28. 2018. - URL: https://thebulletin.org/2018/06/chinese-nuclear-forces-2018 (дата обращения 21.07.2020).

10-8.Starr B. US Submarine Returns from Arctic Mission. // CNN. August 31, 2015. - URL: https://www.cnn.com/2015/08/31/politics/uss-seawolf-submarine -navy- (дата обращения 29.07.2020).

11-2.Stewart P., Ali I. Pentagon Warns on Risk of Chinese Submarines in Arctic // Reuters, 2019. May 3. -URL: http://news.trust.org/item/20190502212503 -a6q9n (дата обращения 18.07.2020).

12-6.Patrick T. China Has More Nuclear Subs Than the West Believed // DefenseOne. November 20. 2018. - URL: https://www.defenseone.com/technology/2018/11/ china-has-more-nuclear-subs-west-believed/152984 (дата обращения 12.07.2020).

13-10.Wezeman S. T. Military Capabilities in the Arctic: A New Cold War in the High North?. SIPRI Background Paper. October. 2016. - URL: https://www.sipri.org/publications/2016/sipri-background-papers/military-capabilities-arctic (дата обращения 04.08.2020).

THE PROBLEMS OF SECURITY AND A NUCLEAR FREE ZONE IN THE ARCTIC

Khlopov Oleg Anatolyevich

Candidate of Political Science, Associate Professor Russian State University for the Humanities, Moscow

Abstract. The article analyzes actions and policies that contribute to strategic stability, de-escalation of threats and the development of regional cooperation in the Arctic. The author examines how to reduce nuclear risks, and the role of nuclear weapons in the national security policy of the United States and Russia including a possibility to create a nuclear-weapon-free zone in the Arctic. The author argues that stability and the creation of a free nuclear zone require an international forum or multilateral institution, within which the states of the region could solve common problems of regional security and prevent the emergence of regional conflicts.

Keywords: nuclear weapons, nuclear disarmament, Arctic, Russia USA, rivalry, nuclear free zone.

Рукопись поступила: 14 август 2020 г. Submitted: 14 august 2020

Источник иллюстрации «Мурманский вестник» 28 июня, 202013:39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.