Научная статья на тему 'Состояние ядерной и радиационной безопасности в Арктическом регионе. Проблемы противорадиационной защиты населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера в Арктическом регионе России'

Состояние ядерной и радиационной безопасности в Арктическом регионе. Проблемы противорадиационной защиты населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера в Арктическом регионе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
604
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ядерная и радиационная безопасность / арктический регион / защита населения / реактор / ядерные установки / Атомная станция / nuclear and radiation security / Arctic region / people protection / Reactor / nuclear facility / nuclear station

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Игорь Дмитриевич, Борисова Людмила Робертовна, Голосов Андрей Валерьевич

На примере состояния ядерной и радиационной безопасности в Арктическом регионе поднята крайне актуальная масштабная проблема противорадиационной защиты населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Проанализированы все типы ядерных установок и другие радиационно опасные объекты, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций радиационного характера в Арктическом регионе. Проанализированы документы по радиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On an example of a condition of nuclear and radiating safety in the Arctic region the extremely actual scale problem of antiradiation protection of the population in zones of possible emergency situations of radiating character is lifted. All types of nuclear installations and others radiation dangerous objects which can be sources of emergency situations of radiating character in the Arctic region are analysed. Documents on radiating safety are analysed.

Текст научной работы на тему «Состояние ядерной и радиационной безопасности в Арктическом регионе. Проблемы противорадиационной защиты населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера в Арктическом регионе России»

УДК 614.8

Состояние ядерной и радиационной безопасности в Арктическом регионе. Проблемы противорадиационной защиты населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера в Арктическом регионе России

И. Д. Петров, Л. Р. Борисова, А. В. Голосов

Аннотация

На примере состояния ядерной и радиационной безопасности в Арктическом регионе поднята крайне актуальная масштабная проблема противорадиационной защиты населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Проанализированы все типы ядерных установок и другие радиационно опасные объекты, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций радиационного характера в Арктическом регионе. Проанализированы документы по радиационной безопасности.

Ключевые слова: ядерная и радиационная безопасность, Арктический регион, защита населения, реактор, ядерные установки, атомная станция.

Nuclear and Radiation Security in Arctic Region. Antiradiation Protection of People in Zones of Possible Emergency Situations of Radiation Character in Arctic Region of Russia

I. Petrov, L. Borisova, A. Golosov

Abstract

On an example of a condition of nuclear and radiating safety in the Arctic region the extremely actual scale problem of antiradiation protection of the population in zones of possible emergency situations of radiating character is lifted. All types of nuclear installations and others radiation dangerous objects which can be sources of emergency situations of radiating character in the Arctic region are analysed. Documents on radiating safety are analysed.

Key words: nuclear and radiation security, Arctic region, people protection, reactor, nuclear facility, nuclear station.

Состояние ядерной и радиационной безопасности в Арктическом регионе

Арктический регион России является опасным регионом с точки зрения максимального насыщения этого региона ядерно опасными и радиационно опасными объектами, которые могут стать и неоднократно становились источниками чрезвычайных ситуаций радиационного характера.

Для единства понимания ниже приведены необходимые термины и определения.

Ядерно опасный объект (ЯОО) — радиационно опасный объект, независимо от назначения и форм собственности, включающий в свой состав ядерную установку, на которой может произойти ядерная авария.

Ядерная установка — сооружение или комплекс с ядерным реактором, в том числе атомные станции,

суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и под-критическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов.

Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Радиационно опасные объекты (РОО) — все объекты, являющиеся объектами применения «Норм радиационной безопасности» и являющиеся возможными источниками радиационного воздействия на население, окружающую среду, территории, инфраструктуру, флору и фауну.

Ядерная авария — авария, связанная с повреждением ядерных материалов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и/или облучением персонала, превышающим разрешенные пределы, вызванная:

— нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией деления ядерных материалов;

— возникновением критичности при перегрузке,

транспортировке и хранении ядерных материалов;

— нарушением теплоотвода от ядерных материалов;

— другими причинами, приводящими к повреждению

ядерных материалов.

Радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды [1].

Административно-территориальный состав Арктической зоны Российской Федерации определен решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 года. В эту зону полностью или частично включены территории Мурманской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Чукотского автономных округов, Республики Коми и Республики Саха (Якутия), Красноярского края, а также земли и острова, указанные в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», прилегающие к северному побережью Российской Федерации внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Характеризуя Арктический регион в целом, необходимо отметить, что в этом регионе имеются практически все

типы ядерных установок, вошедших в определение термина «ядерные установки». Кроме ядерных установок в регионе имеются и другие радиационно опасные объекты, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций радиационного характера.

Основными такими объектами в регионе являются:

1) четыре энергоблока Кольской атомной электростанции (всего восемь РОО в Мурманской области);

2) четыре энергоблока Билибинской атомной электростанции на полуострове Чукотка;

3) несколько десятков атомных подводных лодок, выработавших срок службы и подлежащих утилизации; они находятся в различном техническом состоянии от начального состояния утилизации, начинающейся с выгрузки ядерного топлива из ядерных реакторов, до состояния готовности к полной утилизации, заканчивающейся утилизацией корпусов подводных лодок и всего демонтированного оборудования;

4) два действующих тяжелых атомных крейсера Северного флота ВМФ России;

5) действующая плавучая атомная электростанция «Северное сияние»;

6) атомные ледоколы и морское сухогрузное транспортное судно-лихтеровоз «Главсевморпуть», осуществляющие интенсивные перевозки грузов в порты на всем побережье Северного Ледовитого океана;

7) Северное машиностроительное предприятие в г. Северодвинске Архангельской области, осуществляющее огромный объем работ по строительству, испытаниям и вводу в эксплуатацию атомных подводных лодок и других атомных судов;

8) объекты и предприятия для ремонта и обслуживания вышеперечисленных объектов и сооружений, расположенные по всему побережью Кольского полуострова, а также в других местах региона;

9) хранилища ядерных и радиоактивных материалов, отработанного ядерного топлива, радиоактивных жидких и твердых отходов и т. д. Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате испытаний ядерного оружия, интенсивного использования ядерных установок и интенсивного массового обращения радиоактивных материалов.

Скорбную историю тяжелых ядерных аварий в мире открыла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) с тактическим номером «К-19» Северного флота ВМФ СССР в 1961 г., прозванная «Хиросимой», информация о которой стала достоянием всего мира вплоть до создания в США художественного кинофильма. До аварии на АПЛ «К-19» на атомных энергетических установках всех типов не предусматривалось применения резервных средств охлаждения активных зон реакторов. После этой аварии в обязательном порядке стали широко применять в целях безопасности принцип резервирования не только в атомной энергетике, но и на других потенциально опасных объектах техносферы.

В газете «Версия» 5—11 декабря 2000 г. в рубрике «Секретная политика», в статье директора программы по ядерной и радиационной безопасности объектов атомной энергетики, члена Высшего экологического совета Государственной Думы Российской Федерации

Владимира Кузнецова «Атомный эксперимент. Чем грозит России новый проект Минатома» отмечается, что в зоне Арктического региона, а также и примыкающего к нему Дальнего Востока сложилась крайне неблагоприятная радиологическая обстановка [2].

Конечно, большинство ядерных и радиационных инцидентов, аварий и катастроф было связано с интенсивной эксплуатацией атомных подводных лодок в годы «холодной войны», когда атомные подводные флоты СССР, США, Англии и Франции по сравнению с другими объектами атомной энергетики развивались опережающими темпами, и основное количество атомных энергетических установок в сумме было установлено именно на атомных подводных лодках. Интенсивная их эксплуатация и большое количество являются причиной общей повышенной аварийности, связанной с этими объектами.

Но было также немало ядерных и радиационных инцидентов, аварий и катастроф, не связанных с атомной энергией подлодок. Вследствие многих причин тонули АПЛ с ядерным оружием на борту, обрывались и падали во время погрузочных работ боевые ракеты и торпеды с ядерными зарядами; возникали пожары от разлива ракетного топлива и окислителя, вплоть до последующих взрывов стратегических ракет, вылета головных частей с кассетами ядерных зарядов и падением их рядом с крупными населенными пунктами; также разбился в Гренландии стратегический бомбардировщик США с водородными бомбами на борту, терялись водородные бомбы во время полетов с длительным боевым патрулированием в воздухе и т. д.

Надо отдать должное всем ученым и конструкторам ядерного оружия, которые основательно поработали над обеспечением его безопасности, предусмотрев целый последовательный ряд ступеней предохранения. В результате до настоящего времени при всех инцидентах, авариях и катастрофах с носителями ядерного и термоядерного оружия и самим оружием не произошло ни одного ядерного взрыва.

Все инциденты, аварии и катастрофы произошли во время проведения огромного количества потенциально опасных работ и потенциально опасной деятельности ядерно опасных и радиационно опасных объектов вследствие военного противостояния и сложных природных, политических, навигационных и многих других условий их эксплуатации и использования. В том числе произошло большое количество столкновений атомных подводных лодок как между собой в подводном положении, так и с надводными кораблями и гражданскими судами. В отдельные годы «холодной войны» происходило более десяти столкновений в год атомных подводных лодок в подводном положении. Ряд таких столкновений привел к гибели подводных лодок [3].

На настоящее время на дне Северной Атлантики находятся АПЛ «К-8» и «К-219» (СССР), АПЛ «Тре-шер» и «Скорпион» (США). В Северной Атлантике течение воды направлено в сторону Северного Ледовитого океана. В Баренцевом море на дне находится АПЛ «Комсомолец» «К-278» (СССР) и первый отсек

АПЛ «Курск» (Россия), затонувшие в районах интенсивного лова рыбы. На указанных АПЛ, кроме АПЛ «Трешер», находится ядерное оружие [3].

Ядерное оружие затонувших АПЛ представляет экологическую опасность: ядерные заряды изготовлены из плутония-239, являющегося исключительно токсичным радиоактивным веществом с периодом полураспада 1450 лет. Кроме того, при затоплении АПЛ не исключается разгерметизация ядерных реакторов, что чревато выходом в окружающую среду различных радионуклидов.

Проблема обеспечения радиационной безопасности населения в Арктическом регионе

Высокая степень радиационной опасности в Арктическом регионе требует безотлагательного комплексного решения проблемы ядерной и радиационной безопасности в этом регионе.

Произошедшая 26 апреля 1986 г. ядерная катастрофа на Чернобыльской АЭС, самая тяжелая и глобальная по масштабам катастрофа в техносфере, захватившая Швецию, Норвегию, Великобританию, Исландию, Гренландию и Канаду, северную часть акватории Северной Атлантики, акватории Норвежского и Гренландского морей Арктического региона, показала, что современная цивилизация может оказаться у последней черты своего существования, если не принять экстренных мер по кардинальному повышению уровня безопасности потенциально опасных объектов техносферы и уровня безопасности проведения на них потенциально опасных работ. Необходимо кардинальное повышение уровня безопасности всех субъектов безопасности: населения, территорий, окружающей среды, инфраструктуры, флоры и фауны, в которых абсолютный приоритет принадлежит обеспечению безопасности населения, в чьих интересах создана и продолжает развиваться вся техносфера.

В настоящее время в решении проблем создания безопасной атомной энергетики достигнуты наибольшие успехи как в научном, так и в практическом плане, применительно к самим атомным электростанциям, являющимся мощными источниками ионизирующих излучений и радиоактивных загрязнений — главной опасности радиационного риска для населения и других субъектов радиационной безопасности. То есть в первую очередь обеспечение безопасности самих объектов — АЭС и всех субъектов безопасности — осуществляется через обеспечение необходимого уровня безопасности источников ионизирующих излучений и радиоактивных загрязнений, через так называемую «безопасность в источнике».

При таком подходе приоритетности обеспечения радиационной безопасности — через обеспечение, в первую очередь, безопасности самих АЭС, являющегося концептуальным подходом, сохраняется их работоспособность в течение всего срока эксплуатации, а вероятность облучения населения — абсолютно приоритетного субъекта безопасности, в интересах которого создается вся техносфера, является минимальной. Население за весь период эксплуатации АЭС по-

лучает минимальные индивидуальные и коллективные дозы, а предотвращаемые указанные дозы являются максимальными. Радиационное воздействие на окружающую среду, территории, инфраструктуру, флору и фауну является минимальным.

Не исключаются тяжелые радиационные аварии, так как по современной идеологии обеспечения безопасности АЭС, заложенной в основу нормативной базы России и международных органов и организаций (Международного агентства по атомной энергии и др.) по обеспечению безопасности АЭС после чернобыльской катастрофы, безопасность должна обеспечиваться лишь при учитываемых единичных исходных событиях аварий, не приводящих к так называемым «запроектным авариям», характеризуемым тем, что при их возникновении за пределы АЭС выбрасываются радиоактивные вещества в количествах, требующих дополнительных специальных мер по защите населения и всех остальных субъектов безопасности.

К запроектным авариям могут приводить неучитываемые при проектировании и модернизации АЭС дополнительные исходные события, когда технических средств на АЭС недостаточно для предотвращения за-проектных аварий, как это и случилось на Чернобыльской АЭС, приведшие к глобальной катастрофе. Исходными событиями аварий могут быть ошибки при проектировании и ошибки персонала в процессе управления — человеческий фактор. Большинство исходных событий чернобыльской катастрофы как раз и связано с человеческим фактором.

В настоящее время в научном и практическом плане в проблеме повышения безопасности АЭС в России и в международной кооперации достигнуты определенные успехи. Но следует помнить, что обеспечение безопасности АЭС осуществляется лишь согласно действующим в настоящее время нормативным требованиям обеспечения безопасности, при единичном учитываемом отказе возникновение запроектных аварий не исключается в принципе. Поэтому обеспечение эффективной противорадиационной защиты населения остается одной из актуальнейших научных и практических проблем безопасности, требующей дальнейшей разработки и развития комплексной защиты человека при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного характера.

Решение всех проблем современности возможно только на правовой основе. Такой правовой путь решения проблем наметился во всем мире со второй половины прошедшего столетия, единственно приемлемый, успешный в настоящее время путь, в том числе и для решения проблем безопасности всех объектов в Арктическом регионе и всех субъектов безопасности. К сожалению, необходимо констатировать, что нормативная база, регламентирующая защиту населения в России, не соответствует современным требованиям, в том числе требованиям мировых органов и организаций — Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), органов Организации Объе-

диненных Наций (ООН), координирующих проблемы безопасности.

В последние годы в России много вопросов уделяется проблемам Крайнего Севера.

Были разработаны и приняты основополагающие документы по развитию Арктической зоны Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № Пр-1969 от 18 сентября 2008 г. утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. № 731 утверждена подпрограмма «Освоение и использование Арктики» федеральной целевой программы «Мировой океан». Утвержден Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного воздействия в Арктическом регионе РФ. Подготовлен проект стратегической программы действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации.

Вопросы состояния Арктической зоны рассматривались Советом Безопасности РФ. 17 сентября 2008 г. проведено расширенное заседание по вопросу «О защите национальных интересов РФ в Арктике».

В апреле 2008 г. МЧС России и Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов организована научно-практическая конференция «Обеспечение комплексной безопасности северных регионов Российской Федерации».

Анализ распространения радиоактивных выбросов во время реально произошедших радиационных аварий и катастроф показывает, что это распространение может происходить на большое расстояние, исчисляемое тысячами километров, как это произошло во время чернобыльской катастрофы. В случаях возникновения запроектных аварий на Кольской и Билибин-ской АЭС, а также на других ядерных и радиационно опасных объектах в Арктическом регионе возможны трансграничные переносы радиоактивных веществ, что требует тесного взаимодействия в рамках Арктического совета, а также его сотрудничество с международными и мировыми органами и организациями: ООН, МАГАТЭ, МКРЗ, ВОЗ.

Отметим, что такое сотрудничество ведется. Например, зарубежные наблюдатели принимали участие в учениях «Арктика-2005» на базе ФГУП «Атомфлот», на Кольской АЭС в 2005 г.

В заключение отметим, что основными законами, регламентирующими состояние выполнения основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, являются Законы РФ «О радиационной безопасности населения» — ФЗ от 9 января 1996 г. [4] и «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ [5]. Особенно требуется переработка статьи 6 Закона «Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии», поскольку на основании данной статьи невозможно сформировать Единую федеральную систему правил и норм в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности, которая до настоящего времени отсутствует. Отмечаем

также многочисленные недостатки в содержании закона, начиная с терминов и их определений.

Другим основным недостатком этого закона является следующее. Федеральные нормы и правила (ФНП) в области использования АЭ в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» разрабатываются совместно органами управления использованием АЭ и органами регулирования безопасности при использовании АЭ, а утверждаются и вводятся в действие лишь органами регулирования безопасности.

По существующему же законодательству отметим следующее.

Существующая отечественная система нормативных документов полностью соответствует международной практике и состоит из 5 групп документов:

1. Законодательные акты (Конституция, международные договоры, федеральные законы).

2. Нормативные правовые акты президента и правительства.

3. Федеральные нормы и правила.

4. Нормативно-технические документы органов регулирования безопасности (руководства по безопасности, руководящие документы, инструкции, положения).

5. Нормативно-технические документы органов управления использованием атомной энергетики (СНИПы, ГОСТы, ОСТы, ТУ и т. п.).

Документов последней группы тысячи, именно они составляют основу этой пирамиды и являются нормативно-технической базой ядерной технологии. Обязательность документов первых трех уровней установлена законодательно, остальных — устанавливается в текстах самих документов или в распорядительных документах о введении их в действие [6].

Исходя из всего вышеизложенного, отметим, что проблемы радиационной безопасности в Арктическом регионе являются как никогда актуальными и требуют дальнейших исследований и практических мер в совершенствовании и развитии этого направления, в том числе и в совершенствовании законодательства в области радиационной безопасности и защиты населения.

Литература

1. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). М.: Минздрав России, 1999.

2. Газета «Версия», 5-11 декабря, 2009.

3. Газета «Военно-промышленный курьер», 17-23 мая 2006. № 18 (134).

4. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г

5. Закон РФ «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г № 170-ФЗ.

6. Малышев А. Б., Гордон Б. Г. «Отступление» ответственности в области использования атомной энергии // Право и безопасность. 2004. № 1 (10).

Сведения об авторах

Петров Игорь Дмитриевич: Герой Советского Союза, чл.-корр. Академии геополитических проблем. Борисова Людмила Робертовна: к.ф.-м.н., доцент, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.

Голосов Андрей Валерьевич: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского направления. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.

Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/25

На основе экспертно-прогностической оценки потенциально опасных источников ЧС, с учетом статистического анализа за последние 10 лет, определена степень риска возникновения ЧС на территории всех 83 субъектов РФ.

Материалы монографии могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами защиты населения и территорий от Чс. Она может представлять большой интерес для специалистов и сотрудников администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также для инвесторов, предпринимателей и руководителей страховых компаний в процессе их профессиональной деятельности на территории России.

© МЧС России, 2009

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009

© Оформление ИПП «Куна», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Опасности возникновения чрезвычайных ситуаций

1.1. Виды опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций

1.2. Оценка опасностей в техносфере

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3. Природные опасности

1.4. Оценка экологической обстановки

1.5. Степень риска чрезвычайных ситуаций

2. Северо-Западный регион

3. Центральный регион

4. Южный регион

5. Приволжский регион

6. Уральский регион

7. Сибирский регион

8. Дальневосточный регион

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УДК 351.861 (470+571)

ББК 68.9 (2 Рос)

O-93

Р.Х. Цаликов, В.А. Акимов, К.А. Козлов. МЧС России. Оценка природной, техногенной и экологической безопасности России. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 464 стр.

ISBN 978-5-93970-040-5

В монографии впервые в отечественной литературе системно изложены проблемы оценки природной, техногенной и экологической безопасности России.

При разработке монографии авторы руководствовались принципом «предвидеть и предупредить», в соответствии с которым методология анализа риска возникновения чрезвычайных ситуаций направлена на оценку уровня опасности для населения и территорий.

В монографии представлены фактические материалы по анализу основных опасностей и угроз кризисного характера, изложены новые подходы к прогнозированию возникновения чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов и регионов Российской Федерации.

При этом использован обширный статистический материал по чрезвычайным ситуациям за последние 10 лет. Большое внимание уделено оценке опасностей в техносфере и экологическим последствиям.

ЛИТЕРАТУРА

Настоящий труд включает в себя восемь глав и содержит уникальные по своей значимости информационно-справочные материалы с прогностическими оценками степени опасности по 7 регионам России и 83 субъектам Российской Федерации (в работе учтены все объединения в регионах по состоянию на 1 марта 2008 г.).

В первой главе рассматриваются потенциальные источники опасности в природе и техносфере. Определены прогностические оценки степени потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории субъектов (регионов) Российской Федерации.

Главы вторая — восьмая посвящены оценке безопасности субъектов РФ в разрезе федеральных округов. Все главы структурно идентичны. В каждой из них дается краткая характеристика региона, которая сопровождается схемами районирования территории субъектов. Раскрываются общие данные, природные условия, экономика, потенциальные источники ЧС. Дается оценка экологической безопасности. Приводятся результаты расчетов сравнительной оценки природных и техногенных опасностей субъектов Российской Федерации по федеральным округам.

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=15017860

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.