Научная статья на тему 'Безъядерная зона в Северной Европе: идеи и реальность'

Безъядерная зона в Северной Европе: идеи и реальность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
666
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СКАНДИНАВСКАЯ БЕЗЪЯДЕРНАЯ ЗОНА В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ / ПЛАН КЕККОНЕНА / ИНИЦИАТИВА ПАЛЬМЕ / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / РАЗОРУЖЕНИЕ / ЗОНЫ / СВОБОДНЫЕ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ЗСЯО)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутнаева Нурия Асылбековна

На основе некоторых рассекреченных архивных документов периода “холодной войны” в статье рассматривается история выдвижения инициатив о создании безъядерной зоны в Северной Европе, а также реакция США, Англии и СССР на эти предложения. Автор анализирует возможность становления безъядерной зоны в Северной Европе и препятствия на этом пути в настоящее время. Ключевые слова: Скандинавская безъядерная зона, ЗСЯО в Северной Европе, план Кекконена, разоружение, ядерное оружие, зоны, свободные от ядерного оружия, безъядерные зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безъядерная зона в Северной Европе: идеи и реальность»

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

Нурия КУТНАЕВА

БЕЗЪЯДЕРНАЯ ЗОНА В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ: ИДЕИ И РЕАЛЬНОСТЬ

Одним из больших разочарований для международного сообщества в 2012 году стала отмена (или перенос) конференции по созданию зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ), на Ближнем Востоке, запланированной на декабрь 2012 года1.

23 ноября 2012 года США на правах одного из соучредителей конференции (совместно с Великобританией, Россией и ООН) выступили с односторонним заявлением о переносе конференции, при этом не уточнив, на какой срок она откладывается. В качестве официальной причины были названы «нынешние условия на Ближнем Востоке и тот факт, что государства региона не достигли соглашения о приемлемых условиях для проведения конференции». Кроме того, Вашингтон обратил внимание, что не может позволить какому-либо государству Ближневосточного региона (имея в виду, разумеется, своего главного союзника на Ближнем Востоке) быть подвергнутым на конференции давлению или изоляции2. Следует отметить, что принципиальной предпосылкой проведения конференции было участие всех ключевых игроков региона, включая Иран и Израиль. Однако, если Иран в конце концов заявил о своём участии, то Израиль, придерживающийся «политики двусмысленности» (заключающейся в не-

1 Заявление пресс-секретаря Госдепартамента Виктории Нуланд (Victoria Nuland). 2012 Conference on a Middle East Zone Free of Weapons of Mass Destruction (MEWMDFZ), November 23, 2012, http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2012/11/200987.htm

2 Таким государством действительно мог оказаться Израиль как единственное государство региона, имеющее ядерное оружие (ЯО) и не подписавшее Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

© Нурия Асылбековна Кутнаева - вице-президент Международного университета

в Центральной Азии (МУЦА), Кыргызстан, г. Бишкек. E-mail: kutnaeva@gmail.com Ключевые слова: Скандинавская безъядерная зона в Северной Европе, план Кекконена, инициатива Пальме, ядерное оружие, разоружение, зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО).

отрицании и неподтверждении наличия ядерного оружия), решил не участвовать в этом мероприятии. Перспектива участия Израиля до его парламентских выборов в кнессет в январе 2013 года и соответственно формирования правительства, а также ввиду очередной эскалации напряжённости вокруг сектора Газа в октябре-ноябре 2012 года, гражданской войны в Сирии, и ядерного прогресса Ирана, была призрачной. Кроме того, имеется существенная разница в подходах к цели организации конференции, которой для большинства региональных и внешних игроков (включая РФ, ООН и ЕС) является стабилизация ситуации в регионе. Для Израиля же фундаментальной предпосылкой создания зоны, свободной от ОМУ, является мир на Ближнем Востоке и решение вопроса с ядерным потенциалом Ирана. Но осуществление этих условий в нынешнее время представляется трудновыполнимой задачей. В случае провала созыва конференции, режим Договора о нераспространении ядерного оружия оказывается под угрозой, поскольку рекомендация об установлении ЗСОМУ на Ближнем Востоке была принята в рамках договорённостей, достигнутых на Обзорной конференции ДНЯО 2010 года.

Как известно, в 2011 году Финляндия была назначена ООН принимающим государством данной конференции, а заместитель госсекретаря Министерства иностранных дел Финляндии Жаакко Лаажава ^аакко Laajava) - в качестве содействующей стороны-фасилитатора1. В резолюции Европарламента относительно ЗСОМУ на Ближнем Востоке от 20 декабря 2012 года, кроме прочего, с глубоким сожалением отмечается факт переноса конференции, а также высоко оценивается посредник "за его неустанные усилия" для успешного проведения конференции.2

Закономерен вопрос: если возникла сама идея создания зоны, свободной от оружия массового уничтожения в таком неспокойном регионе, где небезосновательно подозревается наличие ядерного, биологического и химического оружия, и если представитель скандинавской страны назначается координатором-переговорщиком, а сама Финляндия выбирается местом для проведения подобной конференции, то возможно ли создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО3) в таком традиционно безмятежном и мирном регионе, как Скандина-

1 Secretary-General, SG/2180, DC/3307, 14 October 2011 Finland Appointed as Host Government, Facilitator for 2012 Conference on Middle East as Zone Free of Nuclear, All Mass-Destruction Weapons, http://www.un.org/News/Press/docs/2011/sg2180.doc.htm

2 European Parliament resolution on the Non-Proliferation Treaty Review Conference regarding the establishment of a Middle East free of weapons of mass destruction (2012/2890(RSP)) http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=M0TI0N&reference=B7-2012-0535&format=XML&language=EN

3 В данной статье термины "безъядерная зона" и "зона, свободная от ядерного оружия", или "ЗСЯО", будут использоваться как взаимозаменяемые понятия, поскольку в первичных документах - архивных письмах, декларациях, выступлениях партийных лидеров на конференциях до конца 1980-х гг. использовались оба названия. Однако необходимо учесть, что более корректное название - зона, свободная от ядерного оружия. В некоторых странах региона к середине 1980-х гг. имелись программы по разработке "мирного атома", поэтому ратовать за безъядерную зону скандинавским странам не имело смысла. Речь шла именно о создании зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО).

вия1, где ядерного оружия нет (по данным открытых источников)? Были ли ранее попытки создания ЗСЯО в странах Северной Европы, и если были, то что помешало их реализовать? И, наконец, каковы перспективы такой инициативы в Северной Европе? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Середина XX века в международных отношениях характеризуется разделением стран на два военно-политических лагеря (НАТО и ОВД), идеологическим противостоянием и активизацией гонки вооружений. Особую озабоченность у мировой общественности вызывала возможность распространения ядерного оружия (ЯО). Это и стало причиной того, что многие государства в конце 1950-х годов стали выдвигать инициативы по созданию безъядерных зон в соответствующих регионах. Не осталась в стороне и Северная Европа, прежде всего скандинавские страны.

Немного о послевоенной геополитике в Северной Европе

После Второй мировой войны правительства стран Северной Европы - Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция - столкнулись с необходимостью выбора внешнеполитических ориентиров. На повестке дня остро стоял вопрос, стоит ли присоединяться к какому-либо блоку - НАТО или ОВД - или можно будет обеспечить безопасность своих стран, сохраняя внеблоковый статус? Собственные усилия, такие как создание трёхстороннего оборонного союза, результата не дали. В конечном счёте под давлением и НАТО, и США ряд северных стран сделал выбор в пользу Североатлантического альянса. Норвегия, Дания и Исландия стали членами Североатлантического альянса в 1949 году2. Исландия после вступления в НАТО заключила в 1951 году с США соглашение. Согласно ему, в исландском городе Кефлавик (в 50 километрах от Рейкьявика) была установлена военная база, которая включала системы наблюдения за подлодками, наземные станции системы радиолокационной и спутниковой связи, а также самолеты Орион и Фантом. Все это было важным элементом военного компонента НАТО в Северной Европе3.

Норвегия и Дания при вступлении в Североатлантический альянс специально оговорили, что не будут брать на себя никаких обязательств по предоставлению своих территорий для военных баз в мирное время4. Мало того, эти две страны оставили за собой право самим определять, в каких случаях им необхо-

1 В данной статье обозначения "Скандинавские страны" и "Скандинавия" будут трактоваться расширительно, и использоваться в качестве синонимичных с термином "страны Северной Европы". Под странами Северной Европы будут пониматься следующие государства: Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия и Исландия и автономные территории Дании - Гренландия и Фаррерские острова.

2 Padelford 1957: 602.

3 См. Duke 1989: 184. Военная база просуществовала до 30 сентября 2006 г., когда она была официально закрыта (Grimsson 1985: 28). В 1985 г. Парламент Исландии объявил Исландию безъядерной зоной (Piano 2009: 321).

4 См. Einhorn 1975: 507. При этом нельзя забывать, что США настояли на том, чтобы Дания разрешила использовать Гренландию в военных целях НАТО. См. US Department of State. S/S-NSC Files: Lot 63 D 351, NSC 6006 Series. Secret. NSC 6006/1. 300. National Security Council Report, Statement of U.S. Policy Toward Scandinavia (Denmark, Norway And Sweden). April 6, 1960.

димо "усиление" в виде военной помощи со стороны НАТО1. Во второй половине 1950-х годов Норвегия и Дания заявили о том, что ЯО не будет базироваться на их территориях2. Советский Союз в лице председателя Совета министров Николая Булганина приветствовал эти заявления, указав, что вместе с безъядерными Финляндией и Швецией они открыли возможность создания ЗСЯО в Северной Европе3.

Необходимо отметить, что главной причиной вступления в НАТО для скандинавских стран была их вера в существование непосредственной угрозы для их безопасности4. Социологический опрос, проведённый институтом Гэллапа в Дании, Норвегии и Швеции в конце 1940-х годов показывает, что около половины населения трёх скандинавских стран ожидали войну между двумя сверхдержавами в ближайшие 5-10 лет5. Вне НАТО остались Финляндия и Швеция.

Финляндия, несмотря на свой статус нейтрального государства, была вынуждена в 1948 году подписать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР6. Согласно его условиям, она должна была "оставаться вне конфликтующих интересов великих держав"7, что ей с успехом удавалось. Она старалась не вмешиваться ни в политические, ни в военные конфликты, происходящие на мировой арене8.

Швеция - единственное государство в Скандинавии, которое сохранило внеблоковый статус, не будучи связанным ни с кем никакими договорными обязательствами. Для обеспечения своей безопасности Швеция в 1960-е годы развернула свою ядерную военную программу9. Однако без внешней помощи Швеция вряд ли смогла бы в сжатые сроки разработать ЯО. По оценкам военных дипломатов США, "(...) без какой-либо помощи извне, (...) этот процесс будет длительным и дорогостоящим"10. И даже приобретение Швецией в 1959 году у США за 10,2 млн долларов управляемой ракеты малой дальности "Сайдвиндер"

1 Holst 1984: 198.

2 Iceland. Официальный сайт Freedom House.

3 Grimsson 1985: 25.

4 Krosby 1964: 73.

5 В 1947-1948 гг. 45% датчан и 53% норвежцев ожидали войну в течение 10 лет. В апреле 1948 г. 32% шведов были уверены, что война произойдёт в течение ближайших 5 лет, в августе 1950 г. их количество увеличилось до 40% (Zartman 1954: 144).

6 В 1970 г. договор был обновлён и продлён ещё на 20 лет. Хотя Финляндия и была связана с СССР этим договором, Запад был единодушен в том, что она не является сателлитом в Восточноевропейском смысле (Pick / Wiseman 1959: 389).

7 Memorandum from the President's Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon. Secret. Sent for information. Washington, July 22, 1970.

8 Как с сожалением комментирует ассистент президента по национальной безопасности США в 1970 г., Финляндия на тот момент "не признала ни одно из разделённых государств (Германию, Корею или Вьетнам)". См. Memorandum From the President's Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon. Secret. Sent for information. Washington, July 22, 1970.

9 US Department of State. S/S-NSC Files: Lot 63 D 351, NSC 6006 Series. Secret. NSC 6006/1. 300. National Security Council Report, Statement of U.S. Policy Toward Scandinavia (Denmark, Norway And Sweden). April 6, 1960.

10 Там же.

не слишком помогло ей реализовать свои намерения. Поэтому программа Швеции по разработке ЯО была свёрнута1.

Рижский план Хрущёва 1959 года

После того как НАТО в 1959 году заявила о размещении ядерного оружия на территории своих стран-членов Турции, Италии и Греции, СССР отреагировал на это многочисленными предложениями о создании "зон мира", безъядерных зон и зон, свободных от ядерного оружия и ракет на Балканах, в Адриатике, в Средиземноморье и в Центральной Европе. Не была обойдена вниманием и Северная Европа. В выступлении Н.С. Хрущёва в Риге 11 июня 1959 года он заявил, что СССР поддерживает идею о создании зоны, свободной от ядерного оружия и ракет на Скандинавском полуострове и в районе Балтийского моря. Он подчеркнул, что отсутствие военных баз третьих государств на их территориях, пойдёт на пользу всем народам Северной Европы2. Хрущёв надеялся, что его предложения будут широко поддержаны населением стран Северной Европы, и никак не соглашался осознать, почему " (...) датчане, норвежцы и политики в других вовлечённых странах (...) могли отреагировать неблагосклонно на миролюбивые предложения, очевидные для всех, - о создании зоны мира (...). Ведь если возникнет война на этой территории, они будут стёрты с лица земли, и много миллионов человек этих стран будут уничтожены"3.

Скандинавские страны не могли принять эту идею потому, что воспринимали СССР в качестве своего возможного врага. Они опасались, что в случае установления ЗСЯО в Северной Европе, положение СССР будет таким же сильным, как и прежде, в то время как страны Северной Европы останутся и без нейтралитета в своём неудавшемся Оборонном союзе4, и без надежды на помощь со стороны НАТО.

Реакция Швеции на предложение Хрущёва в 1959 году о создании ЗСЯО в Северной Европе заключалась в следующем: у Осло нет никаких возражений относительно создания ЗСЯО, но единственная ядерная держава на этой территории, то есть СССР, также обязана убрать ЯО со своей территории5. Дания и Норвегия выступили с аналогичным предложением: зона, свободная от ядерного оружия и ракет, будет иметь смысл только если СССР тоже возьмёт на себя обязательство демонтировать свои ядерные объекты на берегах Балтийского моря6. В ответ на это 17 июля 1959 года Н. С. Хрущёв заявил в городе Штеттин, что включение определённой территории Советского Союза в безъядерную зону не предоставило бы никаких гарантий скандинавским странам из-за большой дальности действия ракет, имеющихся у СССР. Он также заявил, что своим предложением он хотел сделать так, чтобы скандинавские страны не попали в сферу действия ядерного оружия в будущей войне, и ограничить таким

1 Birnbaum 1965: 298 ff, Orvik 1966: 389.

2 Pick / Wiseman 1959: 388.

3 Речь Хрущёва в Штеттине. Цит. в: Killham 1993: 171.

4 Pick / Wiseman 1959: 389.

5 Killham 1993: 177.

6 Pick / Wiseman 1959: 389.

образом масштабы катастрофы1. "Известия" повторили суть плана в двух больших статьях 15 июля и 14 августа 1959 года2.

Правительства Швеции, Норвегии, Дании, отвергнув план Хрущёва, дали понять, что не будут вступать в переговоры по этому вопросу во время планировавшегося официального визита Хрущёва в скандинавские страны летом 1959 года3.

План Ундена

В 1961 году премьер-министр Швеции Остен Унден (Osten Unden) представил на Генеральной Ассамблее ООН предложение для анализа условий, при которых государства могли бы запретить ядерное оружие на своей территории. В резолюции 1664, принятой по инициативе Швеции, говорится:

"(■■■) принимая к сведению предложение о выяснении условий, на которых страны, не обладающие ядерным оружием, были бы готовы принять конкретные обязательства воздержаться от производства или приобретения иными способами такого оружия и отказываться допускать в будущем на свою территорию ядерное оружие в интересах какого-либо государства, предлагает Генеральному Секретарю возможно скорее выяснить эти условия и представить Комиссии по разоружению доклад о достигнутых результатах не позднее 1 апреля 1962 г. (■..) "4

В соответствии с планом Ундена безъядерные зоны не должны нарушать существующий военный баланс. ЗСЯО в Северной Европе должна охватывать как можно большую территорию в Центральной и Северной Европе. План также требовал от ядерных держав прекратить гонку вооружений, заморозить ядерное статус-кво, существующее на то время, а также прекратить ядерные испытания. Кроме того, государства, обладавшие на тот момент ЯО, должны были уважать безъядерный статус зоны и взять на себя обязательства не применять ядерное оружие против зоны5. Необходимо отметить, что в самой Швеции Унден не смог добиться широкого признания своей идеи6. СССР же поддержал инициативу и вновь повторил своё предложение о создании ЗСЯО в Северной Европе7.

План Кекконена

28 мая 1963 года президент Финляндии Урхо Кекконен (Urho Kekkonen)8 выступил с речью, в которой инициировал идею о придании юридического статуса фактически безъядерным государствам - Дании, Финляндии, Норвегии и

1 Pick / Wiseman 1959: 389.

2 Pick / Wiseman 1959: 389.

3 Впоследствии визит был отменён.

4 Генеральная Ассамблея, 16-я сессия, Резолюция 1664 (XVI).

5 Vesa 1975: 43.

6 Maude 1975: 406.

7 Grimsson 1985: 25, Hakovirta 1983: 576.

8 Урхо Кекконен был избран президентом в 1956 г. и дважды переизбирался в 1962 и 1968 годах.

Швеции и создании, таким образом, безъядерной зоны в Северной Европе1. Он отметил, что, несмотря на различия в их политике безопасности, ни одна из стран Северной Европы не приобрела ядерное оружие и не разрешила разместить ЯО другого государства на своей территории. Соответственно, де-факто территория уже представляет собой безъядерную зону. Далее Кекконен предлагал укрепить положение дел принятием на себя взаимных обязательств без ущерба для безопасности стран Северной Европы или баланса сил в мире2.

Поскольку Исландия, Гренландия, Фарерские острова и Балтийское море также входят в Северную Европу, то и их присоединение к зоне представлялось бы логичным шагом. Однако ни в плане Ундена, ни в инициативе Кекконена об этих территориях речь не шла. Дело в том, что в Исландии, в Гренландии и на Фарерских островах на тот момент уже были расположены американские военные объекты в целях обеспечения безопасности стран НАТО. Соответственно, Балтийское море было стратегически важным для советских подводных лодок. Включение этих территорий, несомненно, усложнило бы создание ЗСЯО.

В связи с тем, что Кекконен выдвинул свою инициативу спустя два дня после призыва Н. С. Хрущёва о создании ЗСЯО на Балканах, многие заявили, что "голос был Кекконена, но руки принадлежали Москве"3. Однако президент Финляндии заверил западные дипломатические круги, что его речь никак не связана с предложением Хрущёва4. Он осознавал, что, по мнению некоторых, "(...) его речь доказывает факт тайной договорённости с русскими". По его словам, он отдавал себе отчёт о нереализуемости плана по созданию ЗСЯО в Северной Европе. Своим предложением он дал понять обеим супердержавам, что Финляндия не желает становиться хранилищем ядерного оружия какой-либо страны. В Хельсинки имелись опасения, что в ответ на многосторонние ядерные силы НАТО или на новый Берлинский кризис "советская власть может потребовать от Финляндии разместить советское ЯО на финской земле, таким образом провоцируя политический кризис, как в 1961 году или даже хуже". Как уверял Кекконен, его речь была "предупреждением" для русских"5. Хотя в 1965 году в своём повторном обращении к мировой общественности относительно установления ЗСЯО в Северной Европе, Кекконен высказал опасения относительно западногерманского участия в многосторонних ядерных силах НАТО, и это уже был реверанс в сторону Москвы.

В 1970-х годах идея Кекконена ещё несколько раз была озвучена с высоких трибун. Например, представители Финляндии заявляли о ней в рамках XXVI, XXVII, XXVIII сессий Генеральной Ассамблеи ООН в 1971-1973 годах, а также на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1973 году. В 1978 году в своём выступлении в Швеции Кекконен вновь заявил о необходимости

1 Pitt, Thompson 1987: 111. С поддержкой данной инициативы Н.С. Хрущёв выступал в Норвегии во время своего скандинавского тура летом 1964 г. (Krosby 1964: 76).

2 Kekkonen 1970: 143-145.

3 Killham 1993: 177.

4 US Department of State, Central Files, POL 15 - 1 Fin. Secret; Priority; Limit Distribution. 241. Telegram From the Embassy in Finland to the Department of State. Helsinki, May 30, 1963.

5 US Department of State, Central Files, POL 15 - 1 Fin. Secret; Priority; Limit Distribution. 241. Telegram From the Embassy in Finland to the Department of State. Helsinki, May 30, 1963.

разработки договора, преобразующего статус безъядерных скандинавских государств из де-факто в де-юре. Помимо этого, сверхдержавы должны были дать гарантии не использовать ядерное оружие против стран Северной Европы. Президент Финляндии попытался включить и северные части СССР в будущую зону. В 1983 году уже следующий президент Финляндии, Мауно Койвисто (Маипо Koivisto) сделал предложение о создании ЗСЯО в Скандинавии основным пунктом в своих переговорах с руководителем СССР Ю. Андроповым1.

В целом можно сказать, что план Кекконена обсуждался на протяжении 19601980 годов и стал визитной карточкой финской внешней политики тех лет.

Реакция скандинавских стран

Другие затрагиваемые планом Кекконена государства отнеслись прохладно к этой идее. Дания и Норвегия были удовлетворены своим статусом государств, де-факто не обладающих ЯО, но в случае войны имеющих возможность получить ЯО от НАТО. Оборона их государств зиждилась на том, что, в случае военного кризиса в Европе, они смогут быть защищены военными силами НАТО, в том числе, ядерными. В связи с этим официальные Осло и Копенгаген заявили, что для того, чтобы стать приемлемым, план Кекконена должен быть не отдельным договором, а частью всеобъемлющего договора о разоружении и контроле над вооружениями. Как заявил, Пер Хаеккерап, министр иностранных дел Дании в феврале 1964 года,

"Страны Северной Европы уже являются безъядерным регионом. Ни одна из этих стран не имеет ядерного оружия, и ни одна из этих стран не планирует его приобретать. (...) Соглашение о странах Северной Европы как о постоянном безъядерном регионе может рассматриваться только как часть общеевропейской структуры "2.

Правительство Швеции пошло ещё дальше и поставило ряд условий, обязательных для выполнения, перед тем, как любой план по созданию Североевропейской безъядерной зоны будет рассмотрен. Прежде всего речь шла о включении Кольского полуострова (и, следовательно, Мурманска) в подобную зону.

Таким образом, все скандинавские государства в 1960-х годах отрицательно отнеслись к инициативе Кекконена. Как отмечает в своих мемуарах президент Финляндии Мауно Койвисто,

"Идея становления зоны, свободной от ядерного оружия, в Северной Европе, выдвинутая Урхо Кекконеном в 1963 году, на долгие годы нарушила наши взаимоотношения с другими скандинавскими странами, но ситуация изменилась в начале 1980-х годов"3.

По словам М. Койвисто, Швеция стала придерживаться более позитивного взгляда в 1974 году, а Норвегия и Дания - только в начале 1980-х годов. В Дании, которая на протяжении долгого времени была противником идеи безъядерной зоны, наблюдалось наиболее сильное изменение политики по отношению к ЗСЯО в

1 Grimsson 1985: 26.

2 КПШат 1993: 177.

3 Koivisto 1997: 7.

Северной Европе. "Социальные демократы Дании изначально были очень сильно настроены против этой инициативы, но когда они изменили своё мнение, они пошли дальше всех остальных"1. В рамках НАТО в 1980-х годах Дания стала "государством с особым мнением, указанным в сносках" (Footnote state): Копенгаген добавлял примечания к коммюнике Североатлантического альянса в знак несогласия с развертыванием ракет средней дальности и стратегической оборонной инициативой США2. Так случилось, например, когда датский парламент фолькетинг потребовал "чётко подчеркнуть несогласие" Дании с планами её союзников по НАТО о развертывании новых ядерных ракет в Европе3.

Начиная с середины 1983 года премьер-министр Швеции Улоф Пальме (Olof Palme) стал активно продвигать идею превращения Северной Европы в безъядерную зону. Независимая комиссия по разоружению и безопасности, основанная им и более известная как Комиссия Пальме, стала пропагандистом этого предложения.

Что касается отношения населения рассматриваемых государств к созданию ЗСЯО, то можно с уверенностью говорить об усилении антиядерных настроений в обществах Скандинавии в 1980-х годах. К 1984 году в Швеции было более 30 групп-участников движения за мир с общим количеством членов в 25 тысяч человек4. Кампания против ядерного оружия в Швеции собрала 750 тысяч подписей под соответствующей петицией. Масштабные демонстрации в этой стране против размещения ЯО в Европе и за создание зон, свободных от ЯО, собирали от 50 тыс. до 100 тыс. человек. В сентябре 1983 года Социал-демократическая партия Швеции победила на выборах благодаря призывам о создании ЗСЯО5. В Финляндии 1,2 млн человек подписали петицию за установление ЗСЯО в Северной Европе. В ноябре 1983 года около 215 тыс. человек вышли на демонстрации против ЯО по всей Финляндии одновременно. В Норвегии идея Северной ЗСЯО пользовалась большой популярностью. Социологические опросы в 1981 году показали, что от 14 до 69% норвежцев высказались в её пользу . В Дании в опросе, проведенном в мае 1984 года, 43% высказались против использования ядерного оружия НАТО при любых обстоятельствах7. В социологическом опросе 1983 года датчане отвергли предположение в пропорции два к одному, что антиядерное движение в одностороннем порядке выступало в пользу СССР8.

Однако активизация гражданского общества стран Северной Европы не привела к становлению ЗСЯО в скандинавских странах. С течением времени,

1 Koivisto 1997: 9.

2 Van Dassen, Wetter 2006: 258.

3 The Associated Press, "Denmark voices objections to missiles", Ocala Star-Banner. Декабрь 2, 1983, стр 2.

4 Причём 19 из этих организаций были организованы по профессиональному признаку. Например, движение "Терапевты против ядерного оружия" охватило более половины врачей страны (Wittner 2003: 152).

5 Небезынтересно, что новый премьер-министр - Улоф Пальме в своей инагурационной речи произнёс тезис о ЗСЯО в первую минуту своего выступления (Wittner 2003: 152).

6 Wittner 2003: 153.

7 Wittner 2003: 153.

8 Wittner 2003: 154.

контраргументом создания ЗСЯО стало то, что многолетнее существование Скандинавских государств с фактически безъядерным статусом показывает, что юридическое оформление зоне абсолютно не нужно.

Это не помешало, однако, парламенту Исландии в 1985 году в одностороннем порядке единодушно принять решение об объявлении Исландии "безъядерной зоной", запретив НАТО размещать любое ядерное оружие на острове.

Некоторые авторы утверждают, что существовали планы сужения Зоны до Финляндии и Швеции (до так называемой "мини-зоны")1, поскольку именно у них наблюдался наибольший прогресс по этому вопросу, к тому же они не являлись членами НАТО. На самом деле, речь шла не об уменьшении зоны, а о том, что начало становления такой зоны может быть положено двумя странами -Финляндией и Швецией. Как объясняет автор идеи Альва Мюрдаль2, "Швеция может попробовать сделать первый шаг, и почти моментально за ней последует Финляндия. Другие основные страны неприсоединения в Центральной Европе могут быть вдохновлены этим примером". Смысл инициативы был в том, чтобы "испытать на практике желание супердержав уважать безъядерный статус этих стран, не нападая на них с этим видом оружия"3. Это же мнение высказывал в 1979 году и У. Кекконен: о создании мини-зоны, включающей Швецию и Финляндию, в качестве пробного шара4. С этим, однако, не был согласен следующий после Кекконена президент Финляндии, М. Койвисто, считая, что, кроме Финляндии и Швеции, в зону как минимум должна входить Норвегия5. В идеале, по мнению М. Койвисто, зона, кроме этих трёх скандинавских стран, должна быть дополнена прилегающей территорией с советской стороны, на которую бы распространялись некоторые ограничения6. В марте 1987 года министры иностранных дел назначили группу высших должностных лиц пяти скандинавских стран для изучения предварительных требований для становления такой зоны7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1990-е годы в Швеции, Норвегии и Финляндии тема ядерного нераспространения оставалась в повестке дня. В Дании же, напротив, тема о ядерном оружии исчезла из общественного и политического дискурса8.

Реакция СССР

Советский Союз в основном всегда поддерживал планы по становлению ЗСЯО в Северной Европе с обещаниями гарантий9. Однако Москва была категорически против включения в данную зону Кольского полуострова, как это предлагалось скандинавскими странами, из-за большого количества военных объектов, расположенных там. Действительно, Кольский полуостров был

1 Grimsson 1985: 28, Delupis 2000: 180.

2 Альва Мюрдаль - политик и дипломат Швеции, делегат от Швеции на конференции ООН по разоружению в Женеве с 1962-1972 гг., лауреат Нобелевской премии мира в 1982 г.

3 Myrdal 1982: 61.

4 См. Koivisto 1997: 8.

5 См. Koivisto 1997: 8-9.

6 Там же.

7 Koivisto 1997: 9.

8 Van Dassen, Wetter 2006: 257.

9 Pravda, 16 October 1974.

ключевым форпостом для советской обороны. К началу 1980-х годов на нём было размещено около 65% советских стратегических подводных ракетоносцев и 60% атомных подводных лодок СССР1. Кроме того, Кольский полуостров являлся важной зоной раннего предупреждения и зоной ПВО. Именно там располагался Северный флот - самый мощный из четырех флотов Советского Союза. В связи с этим включение Кольского полуострова в планы создания Североевропейской ЗСЯО было нереально, что, разумеется, осознавали и скандинавские политики и изначально учитывали такую реакцию СССР.

В 1960-1970-х годах скандинавские страны поднимали вопрос и о включении Балтийского моря в такую зону. Ответ СССР был однозначен:

"Необходимо иметь в виду, что Советский Союз - является ядерной державой и поэтому ни его территория, ни какая-либо часть его не может быть включена в зону, свободную от ядерного оружия или так называемый "пояс безопасности", примыкающий к зоне, свободной от ядерного оружия; точно так же положения договора о зоне не могут быть препятствием для навигации советских судов в проливах Балтийского моря, вне зависимости от типов оружия у них на борту "2.

Настроения относительно включения в безъядерную зону Балтийского моря изменились в 1980-х годах. В 1981 году в финской газете была опубликована статья, где Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев заявил, что частью предлагаемой безъядерной зоны, охватывающей Швецию, Норвегию, Данию и Финляндию, может стать определённая территория Советского Союза. Он отметил, что СССР гарантирует странам-членам такой зоны, что советское ядерное оружие не будет направлено на их территории3. В июне 1983 году Ю. Андропов объявил, что Советский Союз готов обсудить возможность включения Балтийского моря в безъядерную зону.

"Мы не только взяли бы на себя обязательство уважать статус таких зон, но мы также были бы готовы изучить вопрос о некоторых мерах, причём существенных, относительно нашей собственной территории, прилегающей к зоне, которая будет способствовать укреплению безъядерного статуса. (...) Советский Союз также может обсудить с заинтересованными сторонами вопрос о предоставлении безъядерного статуса Балтийскому морю "4.

В конце 1980-х годов предложение о создании ЗСЯО в Северной Европе и включении в неё Балтийского моря высказывалось новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачёвым. К примеру, 1 октября 1987 года в Мурманске в своём выступлении5 он выдвинул предложение о создании ЗСЯО на Балтике, где Советский Союз будет готов выступить в качестве гаранта. Он заявил, что

1 Holst 1981: 66.

2 "Правда", 7 октября, 1987.

3 Mosey Chris, Nordic enthusiasm for nuclear-free zone pleases USSR, but not US. The Christian Science Monitor / July 3, 1981.

4 Reuter. Andropov offers to discuss Baltic Nuclear-Free Zone. Toledo Blade. Jun 7, 1983.

5 М.С. Горбачёв участвовал в церемонии вручения городу Мурманску ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

от стран-участниц будет зависеть способ формализации этой гарантии на основе многосторонних или двусторонних соглашений, правительственных заявлений или другим методом. "Советский Союз одновременно подтверждает свою готовность обсудить с каждым из заинтересованных государств или групп государств, все проблемы, связанные с созданием безъядерной зоны, в том числе, возможные меры, применимые к советской территории"1. В своих мемуарах М. С. Горбачёв вспоминает:

"В Мурманске я предложил вновь вернуться к идее, выдвинутой в своё время президентом Финляндии Кекконеном, о создании безъядерной зоны в Северной Европе. Причём мы были готовы пойти достаточно далеко, в частности, в качестве первого шага вывести из состава Балтийского флота подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами. Сказал я и о нашем позитивном отношении к инициативе Койвисто об ограничении военно-морской активности в прилегающих к Северной Европе морях и распространении на них мер доверия. Среди таких мер, по моему мнению, могли быть договоренности об ограничении соперничества в сфере противолодочного оружия, уведомлении о крупных учениях ВМС и ВВС"2.

Даже относительно Кольского полуострова были определённые подвижки. Как отмечает М. Горбачёв в мемуарах, к концу 1980-х годов "(...) мы уже демонтировали в одностороннем порядке пусковые установки ракет средней дальности на Кольском полуострове и большую часть таких ракет на остальной территории Ленинградского и Прибалтийского военных округов. Было принято решение об ограничении военных учений во всех районах, близких к нашим северо-западным границам"3.

Руководитель СССР возвращался к идее создания ЗСЯО в Северной Европе и позже. К примеру, в рамках официального визита в Финляндию 27 октября 1989 года он заявил, что Советский Союз в одностороннем порядке убрал все тактические ядерные ракеты, которые могли бы ударить по региону и намеревался удалить определённые виды ядерного оружия морского базирования из Балтийского моря, в том числе, субмарины с ядерным вооружением4. По поводу ЗСЯО на Балтике М. Горбачёв отметил: "Мы готовы прийти к соглашению со всеми ядерными державами и странами Балтии по поводу эффективных гарантий безъядерного статуса Балтийского моря" 5.

Продолжение статьи предполагается опубликовать в одном из последующих номеров журнала.

1 Mikhail Gorbachev's Speech in Murmansk at the Ceremonial Meeting on the Occasion of the Presentation Of The Order Of Lenin and the Gold Star to the City of Murmansk. Murmansk, 1 Oct. 1987.

2 Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

3 Там же. 1995.

4 Cawley 1989.

5 Cawley 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.