Научная статья на тему 'Развитие безъядерных зон в контексте нераспространения ядерного оружия: реалии и перспективы'

Развитие безъядерных зон в контексте нераспространения ядерного оружия: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3078
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗЪЯДЕРНЫЕ ЗОНЫ / ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / NUCLEAR ZONE / NON-PROLIFERATION TREATY / INTERNATIONAL LEGAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клюбанова Анна Валерьевна

В статье рассматриваются перспективы сокращения мирового ядерного потенциала в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия. Анализируются предпосылки и последствия подписания Договоров Раротонга и Тлателолко. Особое внимание уделено международно-правовым гарантиям ядерных государств, рассмотрено также развитие новых безъядерных зон как условие международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of nuclear-weapon-free zones in the context of nuclear non-proliferation: realities and prospects

The paper discusses the prospects of reducing the international nuclear potential as stipulated by nuclear non-proliferation treaties. The preconditions and results of the Rarotonga and Tlatelolco treaties are analyzed. Special attention is paid to the international legal rights of nuclear states and the importance of new nuclear-weapon-free zones as a guarantee of international security.

Текст научной работы на тему «Развитие безъядерных зон в контексте нераспространения ядерного оружия: реалии и перспективы»

А. В. Клюбанова

РАЗВИТИЕ БЕЗЪЯДЕРНЫХ ЗОН

В КОНТЕКСТЕ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Предотвращение распространения ядерного оружия стало одной из приоритетных и актуальных задач в деле обеспечения глобальной безопасности в современном мире. По мнению подавляющего большинства экспертов, существующая стратегическая стабильность может быть подорвана в результате появления новых ядерных государств. Источник ядерной опасности явно переместился из зоны развитых стран в страны третьего мира. Одной из важных мер укрепления режима нераспространения ядерного оружия считается создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО). На их территории в договорном порядке запрещено размещение ядерного оружия, средств его доставки к целям, проведение испытаний и производства ядерных боеприпасов. При этом ядерные государства принимают на себя определенные международно-правовые гарантии как в отношении других государств, так и собственных территорий, входящих в безъядерные зоны. Они обязуются не применять ядерное оружие против государств-участниц безъядерной зоны, не вводить в эти страны корабли и части, оснащенные ядерными боеприпасами и ядерными энергетическими установками, не передавать участникам зоны ядерное оружие, не помогать им в создании своего ядерного потенциала. Исследование практики формирования безъядерных зон и ее систематизация представляют большую важность в связи с возросшей в настоящее время угрозой ядерного терроризма и несовершенством Договора о нераспространении ядерного оружия.

Юридически процесс создания безъядерных зон базируется на самой первой резолюции, принятой в 1946 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Резолюция призывала к исключению из арсеналов государств ядерного оружия и иных видов вооружений, которые могут быть применены для целей массового уничтожения. В 1970 г. был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который поддержали практически все страны мира, за исключением четырех — Кубы, Индии, Пакистана и Израиля. Договор декларировал стратегическую цель международного сообщества — уничтожение ядерного оружия.

Следует учесть, что ЗСЯО не стали прямым дополнением или последствием ДНЯО. Наоборот, их создание было обусловлено дополнительным желанием держав в ряде регионов получить взаимные гарантии от ядерной угрозы. По сути, региональные договоры о создании ЗСЯО отчасти дублируют саму идею ДНЯО. На сегодняшний день в мире существует несколько регионов, свободных от ядерного оружия. Многие эксперты придерживаются мнения, что дальнейшее развитие ЗСЯО в перспективе может привести к возникновению в мире ситуации, при которой практически все неядерные державы откажутся от размещения на своей территории ядерного оружия. Характерно, что ДНЯО о размещении ядерного оружия на территории неядерных стран участниц ничего не говорит. Однако у многих исследователей есть сомнения в перспективах и необходимости развития ЗСЯО, так как возникает парадоксальная ситуация, при которой страны, входящие в те или иные блоки с ядерными державами, параллельно

© А. В. Клюбанова, 2010

оказываются участниками договоров о ЗСЯО. Меняются и геополитические интересы региональных лидеров, участвующих в таких договорах. В то же время расширение системы таких договоров продолжается [1].

Международные договоры, регулирующие вопросы создания безъядерных зон, можно, исходя из сложившейся практики, разделить на две группы. К первой группе относятся универсальные международные соглашения, которые кроме безъядерного статуса соответствующих зон включают в себя весь комплекс вопросов, определяющих правовой режим этих международных территорий всеобщего пользования, на которые не распространяется суверенитет отдельных государств. К ним относятся Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., и Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

Ко второй группе необходимо отнести региональные международные соглашения о создании конкретно безъядерных зон на государственных территориях. Однако регио-нальность в данном случае носит особенный характер, поскольку гарантами указанных соглашений выступают ядерные государства, которые географически не входят в зоны. Это соглашения, с помощью которых оформлены безъядерные зоны в Латинской Америке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Африке. Так, в настоящее время существует пять ЗСЯО, решение о создании которых в своих регионах приняли сами страны, входящие в эти зоны. Условия их создания во всех случаях различаются, однако все они запрещают разработку, производство, владение, испытание, приобретение и принятие ядерных вооружений. Первая в мире безъядерная зона была создана в Латинской Америке (Договор Тлателолко) в 1967 г. и вступила в силу в 1968 г. Она распространяется на государства Центральной и Южной Америки, а также Карибского бассейна. В настоящее время его участниками являются 32 государства. Куба — единственная страна, которая подписала договор, но не ратифицировала его.

В 1985 г. был заключен договор (Договор Раротонга), объявивший безъядерной зоной южную часть Тихого океана (вступил в силу в 1986 г.). К настоящему моменту договор подписали 15 государств, в том числе Австралия и Новая Зеландия. США, присоединившиеся к данной конвенции, тем не менее не ратифицировали ее. Кроме традиционных запретов в этой части планеты запрещено проводить ядерные тесты, в том числе и в мирных целях, а также захоранивать радиоактивные отходы.

В 1995 г. была создана безъядерная зона в Юго-Восточной Азии (Бангкокский Договор вступил в силу в 1996 г.). К договору присоединились Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма (Бирма), Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Кроме территорий самих государств-подписантов запрет на ядерное оружие распространяется также на зоны их экономических интересов, которые включают значительные части Тихого и Индийского океанов.

В 1996 г. безъядерная зона появилась в Африке (Договор Пелиндаба). Действие этого соглашения распространяется на весь африканский континент и ряд прилегающих островов (всего 54 государства), однако данная конвенция до сих пор не вступила в силу. Государствам-участницам, кроме всего прочего, запрещено угрожать применением ядерного оружия. Помимо этого введен запрет на любого вида атаки на мирные ядерные объекты, находящиеся на территории данной зоны.

В 1992 г. Южная и Северная Корея подписали декларацию о создании зоны, свободной от ядерного оружия на Корейском полуострове. Обе страны согласились не испытывать, не производить, не владеть, не получать, не хранить, не развертывать

или использовать ядерные вооружения, не разрешать (или закрыть имеющиеся) производства обогащения урана и использовать атомную энергию исключительно в мирных целях. Однако декларация так и не вступила в силу из-за того, что Северная Корея вышла из международного Договора о нераспространении ядерного оружия и активизировала свои усилия по созданию атомной бомбы [2, с. 89-96].

Характерной особенностью всех региональных договоров является отсутствие в них ряда ключевых позиций. Например, известный юрист Альфонсо Гарсиа Роблес, участник разработки Договора Тлателолко, признавал, что полный запрет транспортировки ядерных вооружений сделал бы соглашение о безъядерной зоне более совершенным. Это необходимо учитывать при разработке новых документов о безъядерных зонах. Отдельно хотелось бы отметить декларацию о ЗСЯО на Корейском полуострове, которая просто не вступила в силу в связи с изменением политики Северной Кореи [3, с. 69]. Говоря о Банкогском договоре, надо отметить, что эта безъядерная зона не была признана членами «ядерного клуба», потому что страны-участницы данного соглашения распространили этот договор на свои исключительные экономические зоны и участки континентального шельфа [4, с. 13].

Говоря о первой группе договоров, необходимо отметить Антарктический договор, который был заключен в 1959 г., а в 1961 г. вступил в силу. Его подписали государства, имевшие в тот момент свои объекты на ледовом континенте (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, СССР, США, Великобритания). Антарктический договор декларировал, что континент Антарктида может быть использован лишь в мирных целях. В частности, в Антарктиде запрещено проводить ядерные испытания и хранить радиоактивные отходы. Характерной особенностью этого соглашения стала инициатива ядерных держав, приведшая к его возникновению. Подобное произошло и с договорами 1967 г. о Луне и небесных телах, а также о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов, причем последние два договора лишь условно можно отнести к региональным. В то же время, как мы уже отмечали, именно воля ядерных государств во многом является гарантом всех региональных договоров о ЗСЯО. При этом США, ведущая ядерная держава, даже в таких геополитически спокойных регионах, как Океания, не готовы полностью гарантировать интересы участников «договора Раротонга».

Именно США остаются принципиальными противниками провозглашения отдельных районов земного шара зонами, свободными от ядерного оружия, или безъядерными зонами, в особенности в Европе и морских акваториях, окружающих европейский континент. Так, они отказались от инициатив по созданию безъядерных зон в Центральной Европе и районе Балтийского моря, предлагавшихся соответственно в 1960-х и 1990-х годах Советским Союзом и многими другими странами. Москва даже подготовила постатейный проект договора о безъядерной зоне на Балтике, охватывавший территорию всех государств региона и морскую акваторию Балтийского моря, опубликовав его в эпоху «гласности» в журнале «Мировая экономика и международные отношения» в 1989 г.

США резко выступили против создания зоны мира в Индийском океане, идею которой активно продвигали в 1970-1990-е годы неприсоединившиеся страны, в особенности прибрежные и материковые государства бассейна Индийского океана, в то время как СССР (а затем и Россия) энергично поддержал эту идею. Необходимо отметить, что в 1990 г. Москвой также был подготовлен полный проект международного договора, который предлагал создать такую зону, охватывающую территорию 44 государств бассейна Индийского океана, с приданием ей одновременно и безъядерного статуса [5,

с. 42]. Подобная ситуация складывается и в Арктике, оказавшейся в настоящее время источником противоречий для США, Канады, Дании, Норвегии и России.

Сама идея превращения Арктики в зону, свободную от ядерного оружия, активно не обсуждалась в дипломатических кругах, однако усилия, направленные на практическую реализацию данной идеи, приобретают актуальность именно в нынешней международной обстановке. Преимуществом создания безъядерной зоны в Арктике является исключение самой возможности наличия здесь ядерного оружия, что ликвидировало бы серьезный источник напряженности и недоверия между государствами при решении территориальных вопросов, которые в дальнейшем неизбежны в связи со стратегической важностью региона. Это позволило бы создать более благоприятные условия для дипломатической деятельности, и соответственно Арктика перестала бы входить в число районов, чреватых опасностью вспышки ядерной войны. Ликвидация ядерных объектов на территории безъядерной зоны в Арктике и запрет на захоронение там радиоактивных отходов однозначно привели бы к улучшению экологической обстановки. Факт превращения Арктики в безъядерную зону, представляя собой важный шаг в деле разоружения, укрепил бы режим нераспространения ядерного оружия, ускорил бы принятие других важных мер в области разоружения, а также имел бы огромное значение для процесса укрепления безопасности не только в Арктике, но и в мире в целом.

В качестве первого шага на пути создания такой зоны многие исследователи предлагали активизировать дипломатическую, научную и политическую деятельность по указанному вопросу государств в рамках Арктического Совета, который несет прямую ответственность за укрепление безопасности в регионе и за обеспечение безопасности ядерных установок в Арктике и на прилегающих территориях. Последующими шагами в этом направлении могли бы быть следующие акции и инициативы: научнопрактическая проработка реализации этой идеи на уровне национальных и международных (UNIDIR, SIPRI, IISS) исследовательских центров; подготовка и проведение дипломатических консультаций со всеми заинтересованными государствами региона.

Еще одной перспективной ЗСЯО является территория государств, входивших в состав СССР в Центральной Азии. Как в самом регионе, так и на его границах существуют очаги напряженности. Статус безъядерной зоны позволит обеспечить безопасность, геополитическое равновесие и стабильное развитие в регионе. Возможность расширения зоны в будущем за счет включения граничащих государств потенциально может стать одним из способов решения проблемы существования ОМУ в этой напряженной части мира.

Однако, несмотря на то, что центральноазиатская ЗСЯО отвечает интересам всех стран, имеющих стратегические связи в регионе, процесс ее создания неоднократно сталкивался с определенными трудностями. Тем не менее 8 сентября 2006 г. в Семипалатинске лидеры пяти стран Центральной Азии подписали договор о создании в регионе зоны, свободной от ядерного оружия. Политическая значимость произошедшего события заключается в том, что Центральная Азия из-за своих огромных энергетических ресурсов и удобного географического расположения превращается в арену стратегического соперничества. Зона, свободная от ядерного оружия, становится одним из путей ограничения потенциально опасных эффектов растущей конкуренции за влияние в этом регионе. Запрещение производства, приобретения и развертывания ядерного оружия или его компонентов, а также их транспортировки поможет предотвратить овладение террористическими организациями подобными материалами или использование Центральной Азии в качестве транспортного коридора. Данное событие свидетельствует о

способности мирового сообщества взаимодействовать в деле решения проблем безопасности и нераспространения ядерного оружия [6, с. 65].

Эта зона, свободная от ядерного оружия, обладает рядом уникальных черт, отличающих ее от других аналогичных зон в мире:

- только центральноазиатская зона, свободная от ядерного оружия, представляет собой территорию, полностью окруженную сушей;

- впервые договор о зоне, свободной от ядерного оружия, включает обязательства, по которым страны — члены договора должны строго соблюдать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Дополнительный протокол МАГАТЭ. Кроме того, договор обязывает государства Центральной Азии отвечать международным требованиям относительно безопасности их ядерных установок;

- центральноазиатская зона станет первой зоной, свободной от ядерного оружия, полностью находящейся в Северном полушарии, в котором большую часть занимают ядерные государства;

- Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, призывает поддержать реабилитационные мероприятия в области охраны окружающей среды, пострадавшей в ходе реализации ядерных программ во время «холодной войны».

Еще одним способом создания безъядерных зон является внесение соответствующих изменений в законодательства отдельных государств. Впервые по этому пути пошло государство Палау, расположенное в Тихом океане, которое в 1982 г. внесло подобное положение в свою конституцию. Некоторые страны, такие как Монголия и Австрия, объявили о своем неядерном статусе, не заключая дополнительных соглашений с иными государствами. Другие государства (например, Новая Зеландия и Филиппины) сначала присоединились к подобному региональному международному соглашению и после этого объявили о создании безъядерных зон на своей территории.

Австрия и Монголия декларировали свой безъядерный статус, введя особый закон, запретивший производство, хранение, транспортировку и испытания ядерного оружия. Монголия дополнительно ввела запрет на транспортировку и хранение ядерных отходов. Новозеландское законодательство пополнилось нормой, которая запрещает заход в территориальные воды страны любого судна, имеющего ядерную энергетическую установку или оснащенного ядерным оружием. Новая Зеландия также запрещает приземляться на своих аэродромах самолетам, несущим ядерное оружие. Филиппины дополнили национальную конституцию особой статьей.

Указанный способ многими экспертами признается наиболее действенным, так как конституция любого демократического государства — основополагающий документ для заключения международных договоров. Процесс внесения изменений в конституцию, а тем более отмены ее статей крайне сложен и, как правило, требует всенародного волеизъявления.

Итак, мы видим, что даже в малонапряженных регионах опыт ЗСЯО не всегда был абсолютно успешным из-за столкновения интересов ЯОГ и внерегиональных держав. Процесс ее создания неоднократно сталкивался с определенными препятствиями. Возникли трудности в определении ее статуса со стороны ЯОГ и вопросы о юридической правомочности ранее подписанных договоров.

Тем не менее идея безъядерных зон приобретает все большую привлекательность не только как мера, способствующая ядерному нераспространению и разоружению вообще, но и как существенный фактор разрядки и урегулирования региональных кон-

фликтных ситуаций. При этом безъядерные зоны в определенном отношении дают участвующим в них государствам некоторые преимущества по сравнению с Договором о нераспространении ядерного оружия: они устанавливают полностью безъядерный статус, запрещая присутствие ядерного оружия, принадлежащего ядерным державам (чего ДНЯО не предусматривает); участники зон получают от ядерных держав, в соответствии с уже сложившейся практикой, юридически обязательные гарантии безопасности (чего лишены неядерные участники ДНЯО) [7, с. 44].

Организация Объединенных Наций считает безъядерные зоны одним из действенных методов борьбы с ядерной угрозой, до сих пор они остаются «серой зоной» международного права. Дело в том, что государства-участники, как правило, не определяют отношения к таким вопросам, как, например, транзит ядерного оружия через их территории или появление в воздушном пространстве военных самолетов дружественных держав, оснащенных ядерным оружием. В то же время идет создание юридических прецедентов и единого системного подхода, позволяющего переносить опыт создания ЗСЯО на различные регионы.

Литература

1. Масуд Т. Ответы на вызовы в области ядерного распространения в Южной Азии // Мир и согласие. 2007. № 2(31). С. 106-112.

2. Денисов В. И. Ядерный кризис на Корейском полуострове: возможные пути урегулирования // Эволюция мирового порядка и внешнеполитическая стратегия России. М.: Научная книга, 2003. С. 89-96.

3. Кучин Н. Индия и Пакистан стали ядерными державами // Новое время. 1988. № 52.

4. Прусаков Ю. М. Международно-правовые вопросы создания и функционирования зон, свободных от ядерного оружия: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1987. 42 с.

5. Сотников В. И. Ядерная проблема в индийско-пакистанских отношениях (вторая половина ХХ — начало XXI в.) / Ин-т востоковедения РАН; МГИМО (У) МИД России. М.: Научная книга, 2003. 256 с.

6. Федоров Ю. Ядерный фактор в мировой политике XXI века // Pro et Contra. Т. 7. 2002. № 4. Осень. С. 57-71.

7. Ефремов А. Е. Европа и ядерное оружие. М.: Международные отношения, 1972. 390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.