Научная статья на тему 'Проблемы актуализации адресной информации в государственном кадастре недвижимости'

Проблемы актуализации адресной информации в государственном кадастре недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
362
51
Поделиться
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР / КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ / АДРЕСНАЯ СИСТЕМА / АДРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / LAND CADASTRE / CADASTRE OF REAL PROPERTY / REGISTRATION OF LAND PARCELS TITLES / ADDRESS SYSTEM / ADDRESS INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Варламов Анатолий Александрович, Обыночная Т.В.

В статье анализируются причины снижения качества современного кадастрового производства в Российской Федерации. Рассматриваются конкретные субъективные и объективные факторы возникновения кадастровых и технических ошибок, к которым, в частности, относится наличие двух адресных систем. Авторами рассчитана стоимость экономических и временны́х потерь государства вследствие большого количества возвращаемых на доработку кадастровых дел. Предложены пути решения выявленных проблем.

THE PROBLEMS OF UPDATING ADDRESS INFORMATION IN STATE LAND CADASTRE

The article analyzes the reasons for the decline of quality of modern cadastral production in the Russian Federation. Addresses specific objective and subjective factors of inventory and technical errors, which, in particular, to address the existence of two systems in the country. The authors calculated the cost of economic and time losses of the state due to the large amount of inventory returned for revision cases. The ways of solving the problem identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы актуализации адресной информации в государственном кадастре недвижимости»

№ 8 (167) 2015

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Проблемы актуализации адресной информации в государственном кадастре недвижимости

А.А. Варламов профессор федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, доктор экономических наук (г. Москва) Т.В. Обыночная начальник отдела предоставления сведений № 4 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, соискатель федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва)

Анатолий Александрович Варламов, kaf@zemcad.ru

Среди муниципальных образований есть «лидеры» непривязанных адресов, с количеством ошибок более 200 процентов (эти сведения касаются только земельных участков), что свидетельствует о невыполнении норм Закона № 443-Ф3. Динамика роста ошибок адресов за год составляет примерно 30 процентов.

Напомним, что согласно Закону № 443-Ф3 адресная информация должна предоставляться в ФИАС в соответствии с соглашениями об организации информационного взаимодействия, заключенными между органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (далее - Соглашение об организации информационного взаимодействия) (см. [2]).

При наличии Соглашения об организации информационного взаимодействия органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют актуализацию адресной информации в ФИАС на основании документов о присвоении наиме-

нований муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, районам, населенным пунктам, а также улицам, площадям и иным территориям в населенных пунктах, об установлении нумерации домов. При отсутствии Соглашения об организации информационного взаимодействия актуализацию адресной информации в ФИАС осуществляют налоговые органы.

Итак, в настоящее время ОМС может, но не обязан, актуализировать информацию обо всех адресообразующих элементах. По нашему мнению, ОМС необходимо обязать вносить адресную информацию в ФИАС для актуализации и обновления КЛАДР в течение трех дней.

Необходимо учесть и то, что процесс актуализации и адресной информации ОМС подразделяется на два этапа:

1)создание, редактирование и архивирование адреса;

2) внесение адреса, воспроизводство из ГФДА и актуализация в ФИАС.

Работа отделов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в период 2013-2014 годы по верификации и

* Окончание. Начало см.: Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 8.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ

вопросы имущественной политики

гармонизации сведений ГКН, в том числе в части актуализации, структурирования и верификации адресной информации ГКН, была выстроена в прямой связи с ОМС.

В органы местного самоуправления только по районам Московской области было отправлено порядка 280 000 запросов, на которые в течение месяца не был получен ни один ответ с положительным результатом.

Анализ этой работы показал, что в большинстве ОМС отсутствуют регламент, порядок и информационное обеспечение по формированию муниципального адресного реестра. Присвоением адресов занимаются «землеустроители», в то время как это - прерогатива архитектурного отдела ОМС и частично градостроительного кадастра.

Также проблемой интеграции ФИАС в базы данных информационных систем, в том числе ГКН, является отсутствие общих правил присвоения адресов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и наличие двухвариантной системы адресации.

Необходимо отметить, что регион «<Московская область» внес весомый вклад в процесс формирования адресной информации по следующим направлениям:

1) наименование административно-территориальных или территориальных единиц;

2) образование новых населенных пунктов, установление и изменение типа или категории населенных пунктов, упразднение населенных пунктов;

3) образование, преобразование и упразднение административно-территориальных и территориальных единиц;

4) учет административно-территориальных и территориальных единиц и т. д.

Вместе с тем необходимо учитывать, что изменения, внесенные на региональном уровне адресации, редко приводят к изменению учетных данных АТЕ, то есть уровни адресации с 1 по 7 являются, как правило, постоянными.

Таким образом, единоразовое внесение данных о 6,5 тысячи элементов адресной системы Московской области в новый Адресный план ГКН для государственного бюджета составит (без учета инфляции за 4 года) примерно 3 тысячи рублей за 2 недели работы (см. табл. 3). Вместе с тем необходимо эпизодически (в течение трех дней) вносить соответствующие изменения в базы данных информационных систем. В течение года на региональном уровне таких изменений будет производиться примерно не более 100 единиц.

В этой работе обязательно должен участвовать Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФКЦ «Земля»). Основным направлением его деятельности является создание автоматизированной информационной системы ГКН, включая разработку ее нормативного правового, программного и информационного обеспечения, проведение исследований,разработок и внедрение систем и подсистем. По нашему мнению, ФКЦ «Земля» обязан в ежегодный план работ или в рамках государственного контракта на обслуживание АИС ГКН закладывать следующие работы:

1)обновление Адресного плана подсистемы ГКН (примерная стоимость - 500 тысяч рублей);

2) создание скриптов автоматического обновления адресной информации до 7 уровня (населенные пункты), общая стоимость которых с учетом рыночной стоимости одного скрипта от 3 000 рублей (от 2 100 рублей с 30-процентной скидкой на объем) и примерного обновления населенных пунктов в количестве до 50 единиц в год составит примерно до 150 тысяч рублей.

Таким образом, общий расход ФКЦ «Земля» на обновление и дальнейшее обслуживание Адресного плана ГКН составит около 650 тысяч рублей, а расход на обслуживание, связанное с оперативным созданием скриптов по изменению адресной информации, будет составлять от 150 тысяч рублей в год.

№ 8 (167) 2015

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Действия органа кадастрового учета в части актуализации, верификации и гармонизации адресной информации в массовом порядке зависит от актуальности Адресного плана ГКН и наполненности префиксов 8 уровня в ФИАС.

ОКУ проводит учетные действия по объектам недвижимости с 2007 года. Последние изменения адресного плана ГКН (КЛАДР) происходили без существенных исправлений в 2009 году. Соответственно, даже при наличии в базе данных ФИАС всех типовых префиксов адресной информации в ГКН до модернизации Адресного плана количество адресных ошибок не уменьшится, и динамика роста этих ошибок будет сохраняться. В связи с этим ОКУ необходимо принять следующие меры:

• модернизация Адресного плана ГКН в соответствии с Законом № 443-ФЗ;

• создание типовых скриптов по автоматизации массового обновления (актуализации) префиксов адресной информации ГКН и их внедрению в ГКН;

• заключение Соглашения об организации информационного взаимодействия в части воспроизводства и актуализации элементов адресной информации ФИАС;

• организация рабочего места ФИАС;

• организация отдела по выполнению задач в рамках Соглашения об организации информационного взаимодействия в части воспроизводства и актуализации элементов адресной информации ФИАС и т. д.;

• организация обучения сотрудников отдела актуализации адресов требованиям ФИАС (в рабочем порядке);

• организация плановой отчетности в ФГБУ «ФКП по Московской области» по устранению ошибок адресации, в том числе ошибок непривязанных адресов.

При условии выполнения этих задач возможны автоматическая настройка скриптов обновления адресной информации в ГКН и сокращение динамики роста ошибок непривязанных адресов и в конечном счете сведение их количества к минимуму.

Стоимость работ по актуализации адресной информации в ОКУ составляет примерно 60 тысяч рублей в месяц из расчета количества сотрудников отдела актуализации адресной информации (3 человека) и среднего уровня заработной платы сотрудника отдела (20 000 рублей) согласно штатному расписанию.

Координатором, ответственным за актуализацию адресной информации в ГКН является Росреестр. Для определения приоритетов в этом секторе необходимо проанализировать объем исследуемой информации и стоимость ее получения.

В таблице 3 указана стоимость получения адресной информации на основе двух вариантов адресации в ГКН по уровням адресации согласно Единым требованиям к описанию адресов при ведении ведомственных информационных ресурсов [4] (на примере Московской области). Данные, приведенные в таблице 3, свидетельствуют о том, что начиная с третьего уровня адресации появляются существенные различия в форме и структуре элементов адресов.

Напомним, что в ГКН и базе регистраторов адресная информация хранится в формате ОКАТО.

При условии единовременного внесения всех значений элементов адресов Московской области или обновлений этих адресов затраты из государственного бюджета по КЛАСТР 1 составят 2 919,66 рубля, по КЛАСТР 2 - 3 207,37 рубля (без учета инфляции за 4 года). Стоимость воспроизводства символов взята за основу из диссертационной работы В.Ф. Приходько 1.

1 Приходько В. Ф. Экономическая эффективность формирования информационно-аналитической системы кадастра недвижимости муниципальных образований Московской области : дис. ... канд. эконом. наук. М., 2010 (на правах рукописи).

Таблица 3

Стоимость воспроизводства адресной информации в ГКН на основе двух принципов адресации по уровням согласно Единым требованиям к описанию адресов при ведении ведомственных информационных ресурсов на примере Московской области

о Элемент адреса

с I ^ с «С «g о е И <5 sT на основе административно-территориального деления Российской Федерации на основе территориальных принципов организации местного самоуправления

КЛАСТР1 КЛАСТР 2

ОСНОВНЫЕ АДРЕСООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

i 1 Q) 3. й Й о о. £§! Наименование уровня адресации Количество единиц АТД, ед. Количество символов АТД, ед. Стоимость воспроизводства символов АТД, р. Наименование уровней адресации Количество единиц АМД, ед. Количество символов АМД, ед. Стоимость воспроизводства символов АМД, р.

1 Московская область 1 18 0,522 Московская область 1 18 0,522

2 Округ 0 0 0 Округ 0 0 0

3 Административные 36 615 17,835 Муниципальные районы 36 1 119 32,451

районы Городские округа 36 915 26,535

4 Не используется 0 0 0 Городские поселения 111 3 190 92,51

Сельские поселения 177 5318 154,22

5 Города или поселки городского типа 147 2 829 82,041 Города, населенные пункты 5 981 100 045 2 901,1305

6 Внутригородские районы, округа, города республиканского, краевого, областного подчинения 0 0 0 Не используется 0 0 0

7 Населенные пункты 5 834 97 216 2 819,264 Не используется 0 0 0

Итого 6 017 100 678 2 919,662 - 6 342 110 605 3 207,369

8 Элементы планировочной структуры и улично-дорожной сети города, населенного пункта 17 333 * 327 104 * 9 486,016 Элементы планировочной структуры и улично-дорожной сети города, населенного пункта 17 333 * 327 104 * 9 486,016

Итого 23 350 427 782 12 405,68 - 23 675 437 104 12 693,38

*

КЛАСТР1

КЛАСТР 2

10

11

12

11.1

Наименования(названия) садовых товариществ, гаражно-строительных кооперативов, промышленных зон, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, пространственно протяженных объектов и прочих адресных элементов

Код по ОКАТО административно-территориального образования объекта адресации

Номер или литера объекта (номер дома, владения, домовладения, корпуса, строения, сооружения, участка и т. д.)

Номер помещения (при адресации помещений)

Индекс отделения почтовой связи, координаты адресной точки, местоположение

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АДРЕСООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Количество единиц и символов АТД равнозначно количеству единиц и символов АМД (const)

Наименования (названия) садовых товариществ, гаражно-строительных кооперативов, промышленных зон, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, пространственно протяженных объектов и прочих адресных элементов

Количество единиц и символов АМД равнозначно количеству единиц и символов АТД (const)

СПРАВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Формируется автоматически

Код по ОКТМО муниципального образования по принадлежности объекта адресации

Формируется автоматически

ЭЛЕМЕНТЫ АДРЕСА, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩИЕ АДРЕСУЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ

Количество единиц и символов АТД равнозначно количеству единиц и символов АМД (const)

Номер или литера объекта (номер дома, владения, домовладения, корпуса, строения, сооружения, участка и т. д.)

Номер помещения (при адресации помещений)

Количество единиц и символов АМД равнозначно количеству единиц и символов АТД (const)

ЭЛЕМЕНТЫ АДРЕСА, УТОЧНЯЮЩИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ АДРЕСУЕМОГО ОБЪЕКТА

Количество единиц и символов АТД равнозначно количеству единиц и символов АМД (const)

Индекс отделения почтовой связи, координаты адресной точки, местоположение

Количество единиц и символов АТД равнозначно количеству единиц и символов АМД (const)

05

№ О

Количество единиц административно-территориального деления (АТД) равно количеству единиц административно-муниципального деления (АМД).

Внесение значений до седьмого уровня позволит создать условия для формирования Реестра префиксов 2 адресов по Московской области, позволяющих с разного уровня заполнить сразу все вышестоящие и нижестоящие по иерархии значения. Создание полноценного Реестра префиксов обеспечит условия для полной верификации и гармонизации адресной информации ГКН с адресной информацией Федеральной

налоговой службы (далее - ФНС России), в том числе в части признания объектов недвижимости объектами налогообложения и их идентификации.

В таблице 4 указана стоимость воспроизводства адресной информации на основе двух принципов адресации (для сравнения количественных показателей КЛАСТР 1 и КЛАСТР 2 использованы данные таблицы 3).

Таблица 4

Сравнительный анализ и соотношение итоговых показателей КЛАСТР 1 и КЛАСТР 2

Наименование показателя КЛАСТР1 КЛАСТР 2 Соотношение графы 3 и графы 2, %

1 2 3 4

Количество адресных элементов до восьмого уровня адресации 6 017 6 342 105,4

Количество адресных элементов с учетом восьмого уровня адресации 100 678 110 605 109,9

Стоимость воспроизводства символов адресных элементов по ОКАТО, р. 2 919,662 3 207,369 109,8

Стоимость воспроизводства символов адресных элементов по ОКТМО, р. 12 405,68 12 693,38 102,3

Соотношение количества неравнозначных по подходу заполнения элементов адресов КЛАСТР 1 и КЛАСТР 2 составляет 33 процента (как отношение 12* / 4** * 100%)

* Количество не равнозначных по подходу к заполнению уровней адресации КЛАСТР 1 и КЛАСТР 2

(в том числе 3, 4, 5, 7 уровни адресации).

** Общее количество уровней адресации по иерархии.

Итак, возможность двухвариантного ведения адресации с 30-процентной разницей в подходах к заполнению структуры адреса, отсутствие обязательности для ОМС ведения ФИАС, единообразных адресных планов в базах данных информационных систем могут привести к росту социальной напряженности населения из-за ухудшения качества государственных услуг. Двухвари-антная адресация полностью перечеркивает архив адресных данных, уже имеющихся в ГКН по Московской области.

В таблице 5 приведены результаты анализа примерных доходов и расходов участников актуализации адресов на примере Московской области.

Из данных таблицы 5 видно, что типовой скриншот на один адрес в восемь раз дешевле затрат правообладателя. Скриншот (на примере «сельское поселение») позволит внести изменения сразу во все адреса с одноименным названием в течение нескольких минут, а не за 154 дня.

Также необходимо обязать сотрудников

2 Префикс - это упорядоченная последовательность географических объектов, определяющая участок территории, в пределах которого обеспечивается уникальная нумерация объектов недвижимости.

№ 8 (167) 2015

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Таблица 5

Результаты сравнительного анализа расходов участников актуализации адресов на

примере Московской области

Участник адресации Срок актуализации адреса Затраты на актуализацию одного адреса, р. Примерные общие затраты на актуализацию адреса

Правообладатель: услуга ОМС за предоставление справки о присвоении адреса * 154 дня 19 150-29 600 201 075 млн р.

1-20 дней В рабочем режиме

ФКЦ «Земля»: обновление Адресного плана ГКН 1 месяц 650 000 650 000 р.

типовой скриншот по обновлению адреса 3 дня 2 100-14 000 150 000 р.

Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области (территориальные отделы) 15-40 минут (по двум вариантам адресации) В рабочем режиме

ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области (центральный аппарат) 1 неделя при обновленном Адресном плане ГКН и при наличии типовых скриншотов по обновлению адреса 0,47-0,51 2 919, 66-3207,37 р.

* Для правообладателя стоимость услуги ОМС по предоставлению такой справки составляет примерно от 1 500 рублей.

территориальных отделов в целях актуализации адресов при обработке поступающей информации вместо устаревших вводить актуальные наименования элементов адресов в рабочем режиме.

Не стоит забывать, что вся адресная информация, содержащаяся в учетно-регистрационных системах, имеет следующие особенности:

1) это адресная информация, воспроизведенная в ГКН за весь период, в том числе структурированная и неструктирированная, кладрированная и некладрированная в соответствии с ФИАС;

2) другая адресная информация, которая находится на ретроспективном хранении в государственном фонде данных (далее - ГФД) объектов недвижимости (все документы, содержащие адреса объектов недвижимости и

не воспроизведенные в АИС ГКН, находящиеся на централизованном хранении в архивах филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», Росте-хинвентаризации и муниципальных архивах). Общее количество документов, по которым сформирован ГФД (начиная с 1990 года), содержащих адресную информацию объектов недвижимости, подсчитать невозможно;

3) вся адресная информация до вступления в силу Закона о кадастре в 99 процентах случаев была сформирована во всех правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на основе административно-территориального деления - ОКАТО;

4) большое количество участников актуализации адресной информации и ее потребителей. Число последних достигает 40 тысяч заявлений в день по Московской области (см. табл. 6).

Таблица 6

Примерное общее количество и состав организационно-структурных подразделений участников адресации в Московской области

Наименование источников и участников актуализации адресной информации Количество структурных подразделений участников адресации Количество рабочих мест для осуществления адресации в структурных подразделениях Общее (примерное) «количество участников адресации (в том числе сотрудников подразделений)

Администрации ОМС 360 1 360

Участники ведения адресной информации в ГКН: ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области 1 3 3

территориальные отделы, отделы по вводу информации ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области 64 3 192

ФКЦ «Земля» 1 3 3

кадастровые инженеры, чел. Около 3 000 1 3 000

правообладатели - - 40 000 *

Итого 43 426 - 43 558

* Среднее количество обращений заявителей в день при условии однократного изменения адреса.

Выводы и предложения

Анализ системы адресации ГКН на примере Московской области показал необходимость внесения следующих дополнений в Закон № 443-ФЗ и другие нормативные правовые акты для устранения следующих системных недостатков:

1) отсутствие общих правил присвоения адреса на территории Российской Федерации и ее регионов;

2) отсутствие муниципальных адресных реестров;

3) отсутствие обязательности деятельности ОМС по вводу данных в ФИАС;

4) неактуальность Адресного плана ГКН;

5) наличие двухвариантной системы адресации;

6) запрет на актуализацию и ретроспективное воспроизводство адресов в рамках кадастровых процедур и т. д.

По нашему мнению, дополнительно необходимо следующее:

1) установить общие правила присвоения элементов восьмого уровня адресации;

2) редактировать Адресный план ГКН;

3) составить в обязательном порядке муниципальные адресные реестры (далее -МАР) на основе двух принципов адресации;

4) организовать во всех ОМС рабочие места для операторов ФИАС;

5) на основе обязательности вносить в ФИАС все адресообразующие элементы муниципального образования в течение трех дней с момента формирования, изменения или актуализации адресных элементов;

6) обеспечить актуализацию всех «устаревших» и некорректных адресов МАР в плановом порядке и т. д.;

7) реализовать «дорожную карту» актуализации адресной информации объектов недвижимости (см. табл. 7).

Таблица 7

Схема реализации Плана мероприятий («дорожная карта») по актуализации адресной информации в системе государственного

кадастра недвижимости на примере Московской области

Задачи

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

со

со и

оо со

1

1. Организационно-правовые мероприятия по актуализации адресной информации в государственном кадастре недвижимости

Принятие федеральных и региональных законов в части актуализации адресной информации в рамках обеспечения исполнения государственных функций по организации Единой федеральной информационной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета (далее - ЕФИСН)

Принять проекты нормативных актов

Сентябрь 2015 года-март 2016 года

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета (далее - УМО)

Правовое управление (далее -ПУ)

2. Материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности органов государственной власти (Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», ФНС России, в том числе их филиалов и территориальных органов) и местного самоуправления, кадастровых инженеров, участвующих в процессе формирования и актуализации адресной информации ГКН (и, как следствие, ЕФИСН), в обязательном

порядке (далее - участники актуализации адресной информации ГКН)

Кадровое обеспечение участников актуализации адресной информации ГКН

Создание подразделений, ответственных за формирование, развитие, внедрение и модернизацию адресного плана ГКН и ЕГРП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Внесение изменений в штатное расписание сотрудников - участников актуализации адресной информации ГКН

Декабрь 2015 года

Сентябрь 2015 года

Росреестр

ФГБУ «ФКП Росреестра» ФНС России

Территориальные органы Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», ФНС России и органов местного самоуправления (далее - территориальные органы)

Филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее - филиалы)

ФКЦ «Земля»

1 2 3 4

Формирование общих списков обучающихся сотрудников филиалов, территориальных органов и кадастровых инженеров, планируемых к участию в формировании и актуализации адресной информации ГКН в обязательном порядке Октябрь 2015 года Территориальные органы Филиалы Кадастровые инженеры

Издание приказа об обучении сотрудников -участников актуализации адресной информации ГКН Сентябрь 2015 года Управление государственной службы и кадровой политики

Организация обучения Принятие квалификационного экзамена - аттестации сотрудников участников актуализации адресной информации ГКН Территориальные органы Филиалы

Организация обучения кадастровых инженеров в части актуализации адресной информации ГКН посредством использования заключения кадастрового инженера при учете изменений характеристик объекта недвижимости, в том числе учете изменений характеристик адресной информации как обязательного компонента кадастровых работ Постоянно Росреестр ФГБУ «ФКП Росреестра» Кадастровые инженеры

Обеспечение деятельности участников актуализации адресной информации ГКН Проведение работ по внедрению, технической поддержке, эксплуатации общесистемного и прикладного программного обеспечения, комплекса вычислительных средств, необходимых для эффективного функционирования информационных и аналитических систем филиалов (АИС ГКН, системы электронного документооборота (СЭД), ВМЮТиЗЫОТЕЗ, системы контроля и управления доступом (СКУД), системы технической поддержки (Не1р0езк) и других) Постоянно Управление информатизации и развития электронных услуг Росреестр ФГБУ «ФКП Росреестра» ФНС России Территориальные органы Филиалы

Организация методологической и консультационной помощи по использованию и внедрению информационных технологий участникам актуализации адресной информации ГКН и других подсистем

а

Администрирование и сопровождение системы электронного документооборота (СЭД), консультирование пользователей по вопросам использования СЭД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях актуализации адресной информации

05

№ о

Осуществление мероприятий по защите информации с использованием программно-технических средств

3. Обеспечение возможности осуществления участниками актуализации адресной информации ГКН

Проведение работ по заключению соглашений об организации информационного взаимодействия между органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъ- 1 месяц ектов Российской Федерации и ФНС России (далее - Соглашения об организации информационного взаимодействия) в обязательном порядке

Обеспечение доступа к базам данных ФИАС и актуализация адресной информации ГКН и ЕГРП в соответствии с ФИАС

Осуществление установки клиентской части программы базы данных ФИАС, автоматизирующих процедуры актуализации адресной информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Подготовка проектов лицензионных договоров на право использования программы базы данных ФИАС, автоматизирующих процедуры актуализации адресной информации

Создание учетных записей для специалистов -участников актуализации адресной информации в информационных системах, в том числе в ГКН

Администрирование клиентской части программы баз данных информационных систем, установленных у участников актуализации адресной информации, включая организацию доступа пользователей и учет информационных ресурсов, защита информации от потерь и несанкционированного доступа

Постоянно

По мере необходимости

Постоянно

Росреестр

ФГБУ «ФКП Росреестра» ФНС России

Территориальные органы Филиалы

ФКЦ «Земля»

1 2 3 4

Организация тестовых испытаний клиентской части актуализации адресной информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях Постоянно ФКЦ «Земля»

Контроль за заключением лицензионных договоров на право использования программы базы данных ФИАС, автоматизирующих процедуры актуализации адресной информации Росреестр

Контроль за соблюдением условий лицензионных договоров на право использования программы базы данных ФИАС, автоматизирующих процедуры актуализации адресной информации

Передача в ФИАС разделов адресной информации от участников актуализации адресной информации Создание реестров адресообразующих элементов на федеральном уровне по двум способам адресации: 1) на основе административно-территориального деления субъектов Российской Федерации (далее - Вариант 1); 2) на основе территориальных принципов организации местного самоуправления (далее -Вариант 2) В соответствии с за ко нодател ьство м Росреестр ФКЦ «Земля» ФГБУ «ФКП Росреестра»

Создание реестров адресообразующих элементов на региональном уровне по двум способам адресации Постоянно ФКЦ «Земля» Росреестр Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»

Создание реестров адресообразующих элементов на муниципальном уровне с учетом адресации в границах населенных пунктов и межселенной территории Органы местного самоуправления Территориальные органы

Передача и актуализация реестров адресообразующих элементов по двум способам адресации в ФИАС 3 месяца Росреестр Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» Органы местного самоуправления Территориальные органы

Передача в ФИАС разделов адресной информации от участников актуализации адресной информации

Проведение работ по модернизации Адресного плана ГКН на основе принципов единства технологии формирования адресов, обеспечения общедоступности и актуальности содержащихся в нем сведений, сопоставимости хранящейся в нем информации со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и актуализации адресной информации с привлечением участников актуализации адресной информации

Обеспечение передачи реестров и актуализации адресообразующих элементов адресов

Контроль за реализацией обеспечения передачи актуализации адресообразующих элементов адресов

Размещение информации о порядке актуализации адресной информации ГКН:

• на официальных сайтах территориальных органов в сети «Интернет»;

• в средствах массовой информации;

• на информационных стендах территориальных органов, филиалов

4. Актуализация адресной информации

Модернизация адресного плана в модуле ведения адресного классификатора ГКН и ЕГРП в соответствии с пунктом 11.2 Порядка ведения адресной системы [2] (с учетом двух принципов адресации)

Постоянно

Росреестр

Росреестр ФКЦ «Земля»

Учет изменений структуры административно-территориального и муниципального деления Московской области в адресном плане модуля ведения адресного классификатора ГКН и ЕГРП

Воспроизводство и передача адресной информации государственного фонда данных адресов (ГОДА) из ГКН, ЕГРП, МОБ БТИ

Воспроизводство и учет изменений адресообразующих элементов, в том числе ГФДА, на федеральном уровне

Воспроизводство и учет изменений адресообразующих элементов, в том числе ГФДА, на региональном уровне

Постоянно

ФКЦ «Земля»

Росреестр

ФКЦ «Земля»

ФГБУ «ФКП Росреестра»

Росреестр

ФГБУ «ФКП Росреестра»

№ О

Окончание таблицы 7

Проведение работ по модернизации адресного плана ГКН на основе принципов единства технологии формирования адресов, обеспечения общедоступности и актуальности содержащихся в ней сведений, сопоставимости хранящейся в ней информации со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и актуализации адресной информации с привлечением участников актуализации адресной информации

Формирование муниципального адресного реестра (МАР) адресообразующих элементов 8 уровня - элементов планировочной структуры и улично-дорожной сети населенного пункта, 9 уровня - наименование (названия) садовых товариществ, гаражно-строительных кооперативов, промышленных зон, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, пространственно протяженных объектов, и прочих дополнительных адресообразующих элементов Требований [4] актуального и архивного статуса

3 месяца

Органы местного самоуправления Территориальные органы

Воспроизводство и учет изменений адресообразующих элементов, в том числе гФДА, на муниципальном уровне

Постоянно

Контроль исполнения работ по воспроизводству и учету изменений адресной информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

5. Осуществление контрольных мероприятий и методическое обеспечение

Росреестр

ФГБУ «ФКП Росреестра»

Осуществление контроля (мониторинга) исполнения настоящего Плана мероприятий

Организация электронного межведомственного информационного взаимодействия

Ежемесячно - до 5 числа месяца, следующего за отчетным

Территориальные органы

Филиалы

Росреестр

ФГБУ «ФКП Росреестра»

№ 8 (167) 2015

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Без такой карты сложно оперативно включить в процесс адресации ключевые звенья этого проекта - органы местного самоуправления и ФКЦ «Земля», и обеспечить возможность остальным его участникам провести работы по верификации и гармонизации адресной системы ГКН Московской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 443-Ф3.

* *

2. Об утверждении Порядка ведения адресной системы и предоставления содержащейся в ней информации : приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2011 года № ММВ-7-6/529@.

3. Приходько В. Ф. Экономическая эффективность формирования информационно-аналитической системы кадастра недвижимости муниципальных образований Московской области : дис. ... канд. эконом. наук. М., 2010 (на правах рукописи).

4. Об утверждении Единых требований к описанию адресов при ведении ведомственных информационных ресурсов : приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2011 года № ММВ-7-1/525@.

НАДЕЖДА КОСАРЕВА ТАТЬЯНА ПОЛИДИ АЛЕКСАНДРПУЗАНОВ

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В РОССИИ:

РЕЗУЛЬТАТЫ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем вашему вниманию издание национального исследовательского института «Высшая школа экономики» - монографию «Жилищная политики и экономика в России: результаты и стратегия развития», подготовленную руководителями Фонда «Институт экономики города» Надеждой Косаревой, Татьяной Полиди и Александром Пузановым

В монографии представлен анализ развития жилищного сектора экономики и государственной жилищной политики в Российской Федерации в период с 1991 по 2014 год. Проведена систематизированная оценка достигнутых результатов по основным направлениям преобразований в жилищной сфере России, обобщены основные тенденции развития жилищного сектора экономики.

По результатам проведенного анализа сформулированы предложения по новой жилищной стратегии, направленной на повышение эффективности функционирования жилищной сферы и государственной жилищной политики в Российской Федерации, оптимизацию государственных и частных расходов в жилищной сфере в целях повышения благосостояния граждан.

В работе использован обобщенный и систематизированный материал, полученный из официальных информационных ресурсов, иных официальных источников информации, в том числе отчетов государственных институтов развития в жилищной сфере, нормативных правовых актов, материалов толкования нормативных правовых актов, анализа практики, применены методы математического моделирования и эконометрического анализа, обобщены результаты исследований отдельных подсистем жилищной сферы, проведенных авторами в 2009-2013 годах в рамках программы фундаментальных исследований Лаборатории исследования отраслевых рынков Экспертного института национального исследовательского института «Высшая школа экономики».

Заказать и приобрести издание можно в библиотеке Фонда «<Институт экономики города» по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института www.urbaneconomics.ru в режиме онлайн или по электронной почте: books@urbaneconomics.ru