Научная статья на тему 'Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области'

Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДОРОЖНАЯ КАРТА" / "ROAD MAP" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / STATE CADASTRE OF REAL ESTATE / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ПРАВ / THE UNIFIED STATE REGISTER OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова Наталья Олеговна, Сухарникова Яна Валерьевна

О ходе исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»), «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова Наталья Олеговна, Сухарникова Яна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF QUALITY AND AVAILABILITY OF STATE SERVICES IN STATE CADASTRAL REGISTRATION AND STATE REGISTRATION OF REAL PROPERTY RIGHTS IN NOVOSIBIRSK REGION

The process of execution of R.F. government decree of 01.12.2012 #2236-p “On the approval of measures (“road map”) and “Improvement of state services in cadastral registration of real property and state registration of real property rights and transactions” is described.

Текст научной работы на тему «Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области»

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

УДК 528.44

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Наталья Олеговна Митрофанова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант 2-го года обучения, тел. 8(923)246-18-88, e-mail: [email protected]

Яна Валерьевна Сухарникова

Управление Росреестра по Новосибирской области, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, главный специалист - эксперт отдела контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере, тел. 8(913)704-29-86

О ходе исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»), «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ключевые слова: «дорожная карта», государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр прав.

IMPROVEMENT OF QUALITY AND AVAILABILITY OF STATE SERVICES IN STATE CADASTRAL REGISTRATION AND STATE REGISTRATION OF REAL PROPERTY RIGHTS IN NOVOSIBIRSK REGION

Natalya O. Mitrofanova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., A postgraduate student, tel. (923)246-18-88, e-mail: [email protected]

Yana V. Sukharnikova

Department of Control and Coordination of Registration Records, 630108, Russia, Novosibirsk, 28 Derzhavina St., Administration of ROSREESTR, Main expert, tel. (913)704-29-86

The process of execution of R.F. government decree of 01.12.2012 #2236-p “On the approval of measures (“road map”) and “Improvement of state services in cadastral registration of real property and state registration of real property rights and transactions” is described.

Key words: “road map”, state cadastre of real estate, the unified state register of rights.

Правительство Российской Федерации распоряжением от 01.12.2012 № 2236-р утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - «дорожная карта»).

44

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Реализация «дорожной карты» призвана оптимизировать процедуры государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также повысить качество оказания государственных услуг в этой сфере.

За счет создания единой учетно-регистрационной системы, реализации комплекса организационно-правовых, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав до 7 дней, а также увеличить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления. При этом затраты заявителей сохраняются на существующем уровне (в размере государственной пошлины) [1].

Меры, предусмотренные «дорожной картой», позволяют существенно повысить достоверность сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости и созданного в будущем путем их объединения Единого государственного реестра недвижимости. В результате этой деятельности к 2018 г. будет создан единый государственный информационный ресурс в сфере недвижимости. Это позволит снизить риски операций на рынке недвижимости и повысить капитализацию активов, что неизбежно улучшит инвестиционный климат в Российской Федерации [1].

На территории Новосибирской области Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление) и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новосибирской области (далее - Филиал) активно реализуются мероприятия, предусмотренные «дорожной картой».

В целях оптимизации внутриведомственного взаимодействия и организации работы по совместному приему документов на государственный кадастровый учет земельных участков, объектов капитального строительства, а также на государственную регистрацию прав на них, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, исправления в нем технических ошибок, а также для обеспечения надлежащего взаимодействия, качества совместного приема, обработки и прохождения документов Управлением и Филиалом совместным приказом от 30.08.2012 № 210-88 утвержден порядок организации взаимодействия Управления и Филиала, в том числе в части приема документов в режиме «одного окна».

Приказом Минюста Российской Федерации от 03.12.2004 № 185 созданы регистрационные округа, в границах которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - Росреестр) [2].

В соответствии с письмом Управления от 29.04.2013 № 01-16-2159/13, заявления на государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества могут быть поданы в любое из структурных подразделений Управления,

45

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Филиала, любой из офисов многофункциональных центров (предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации прав), действующих в Новосибирской области, на территории которой расположен соответствующий объект недвижимости.

Государственная регистрация прав на основании такого заявления может быть проведена как в аппарате Управления, так и в территориальном отделе по месту расположения данного объекта недвижимого имущества. Документы могут быть выданы заявителю в месте их приема на государственную регистрацию, если иное не указано в заявлении о государственной регистрации прав.

Аналогичный порядок установлен для подачи заявлений на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества.

Территориальные органы Росреестра, в соответствии с решением Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, при оказании государственных услуг направляют межведомственные запросы посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в базовые государственные информационные ресурсы (запросы в ФНС России -выписки Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; запросы в ФМС России - проверка паспортных данных), в том числе в случае, если заявитель самостоятельно представил документы, содержащие сведения из указанных информационных ресурсов.

В целях получения необходимых документов при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачи информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сотрудники Управлением запрашивают такие документы (сведения, содержащиеся в них) путем направления межведомственного запроса в ФНС России и в ФМС России.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрен порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП, утвержденный приказом Минэкономразвития от 27.12.2011 № 766 [2].

Управлением осуществляется предоставление выписок из ЕГРП в сети Интернет www.rosreestr.ru, а также через портал услуг Росреестра (portal.rosreestr.ru) в электронном виде.

Обеспечена возможность предоставления сведений из ЕГРП в форме одного документа одновременно о характеристиках объекта и правах на этот объект на основании одного запроса.

Возможность просмотра и копирования сведений, содержащихся в информационных ресурсах ЕГРП, разработана и функционирует. Просмотр и копирование сведений, содержащихся в информационных ресурсах государственно-

46

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

го кадастра недвижимости (далее - ГКН) (без формирования электронного документа), в настоящее время в процессе разработки.

В настоящее время Минэкономразвития Российской Федерации проводит работу по оптимизации форм и способов предоставления сведений из ГКН об охранных и о защитных зонах, установленных ограничениях прав на объекты недвижимости, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов.

Во исполнение приказа Росреестра от 20.02.2013 № П/55 «Об организации предоставления государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в 2013 году» [3] утвержден совместным приказом Управления и Филиала от 15.03.2013 № 53/15 план-график организации предоставления государственных услуг Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Новосибирской области по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2013 г. [5].

Соглашение о взаимодействии между государственным автономным учреждением Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области» (далее - МФЦ), Управлением и Филиалом заключено 27.03.2013.

В целях повышения качества и доступности государственных услуг утверждена Методика рейтинговой оценки деятельности структурных подразделений Управления (Приказ Управления № 65 от 01.04.2013) и Методика расчета значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей структурных подразделений Управления (Приказ Управления № 64 от 01.04.2013).

Данные методики разработаны для составления рейтинговых оценок деятельности структурных подразделений, а также объективной оценки эффективности деятельности руководителей структурных подразделений Управления. Результаты рейтингов используются для принятия решений руководителем Управления по проведению необходимых мероприятий, направленных на повышение качества и доступности государственных услуг

На данный момент в Управлении установлена автоматическая система взаимодействия с заявителями «электронная очередь», поставленная в рамках государственного контракта № 2012.102618 от 30.08.2012 по адресам: г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ул. Блюхера, 55, ул. Мусы Джалиля, 15 (по государственному контракту № 69 от 21.12.2009), Бердский, Венгеровский, Дово-ленский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Коченевский, Кочковский, Краснозерский, Куйбышевский, Купинский, Маслянинский, Мош-

47

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

ковский, Обской, Татарский, Тогучинский, Чановский, Черепановский отделы Управления.

В указанных выше пунктах приема документов смонтированы камеры (по государственному контракту № 69 от 21.12.2009), однако трансляция в Интернет не организована, так как отсутствуют соответствующие инструкции Рос-реестра.

Для обработки запросов по государственным услугам, а также предоставления справочной информации о государственных услугах создан Ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра на базе Курского Управления Росреестра (далее - ВЦТО). ВЦТО обеспечивает в круглосуточном режиме прием и обработку обращений граждан для получения государственных услуг.

Для эффективного обеспечения деятельности ВЦТО в целях надлежащего информирования заявителей приказом Управления от 22.10.2012 № 261 назначены ответственные лица за обновление и поддержание в актуальном состоянии информации в базе знаний ВЦТО, в том числе утвержден список должностных лиц Управления, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов с учетом функций ВЦТО с возложением на них ответственности за обеспечение взаимодействия с ВЦТО.

В целях повышения качества и доступности государственных услуг Управлением ежемесячно ведется мониторинг оказания государственных услуг. Ввод основных показателей, характеризующих качество обслуживания заявителей, осуществляется в подсистеме мониторинга оказания государственных услуг.

Мониторинг проводится в целях:

- выявления, анализа и оценки отклонений фактических значений показателей деятельности территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» (от нормативных или средних);

- контроля за соблюдением административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственные услуги);

- последующего определения и реализации мер по улучшению выявленных значений исследованных показателей качества и доступности государственных услуг;

- контроля последующей динамики исследованных показателей качества и доступности государственных услуг, результативности мер по их улучшению;

- построения системы мотивации руководителей территориальных органов Росреестра и директоров филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», направленной на эффективную организацию их деятельности и достижение наилучших результатов.

С целью проведения эксперимента по предоставлению услуг и с целью доставки заявителям документов, подготовленных по итогам оказания услуг, Филиалом утверждены тарифы на оказании услуг по выезду к заявителям с це-

48

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

лью доставки документов к месту оказания государственных услуг и доставки заявителям, подготовленных по итогам оказания государственных услуг (приказы Филиала от 11.02.2013 № П/019, от 24.04.2013 № П/067).

Для наполнения территориального информационного ресурса актуальными сведениями о земельных участках и объектах капитального строительства организована работа по приведению баз данных ЕГРП и ГКН в соответствие с Методикой повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН, утвержденной распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.09.2011 № 102.

Для выработки оптимально удобных механизмов взаимодействия управления Филиалом, мониторинга выполненных работ, выявления проблем, связанных с осуществлением работ по верификации и гармонизации, создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Управления и Филиала (совместный приказ Управления и Филиала от 25.01.2013 № 17/2 «О создании рабочей группы»).

Также Управлением начата работа по верификации и гармонизации баз данных ЕГРП и ГКН в отношении объектов капитального строительства. В настоящее время определен объем работ, которые необходимо провести в отношении объектов капитального строительства.

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2011 № 608-п «О введении в действие местной системы координат Новосибирской области» на территории Новосибирской области введена в действие местная система координат Новосибирской области (далее - МСК НСО) [4].

Однако наличие ошибок, допущенных при пересчете координат характерных точек границ земельных участков, расположенных на территории Новосибирской области, в систему координат МСК НСО, препятствовало осуществлению государственного кадастрового учета в МСК НСО.

С января 2013 г. организована работа по пересчету векторных слоев кадастровой информации в МСК НСО. Данную работу осуществляет открытое акционерное общество «Сибирский научно-исследовательский и производственный центр геоинформации и прикладной геодезии» (ОАО «Сибгеоинформ»).

На подсайте Управления в сети Интернет (www.to54.rosreestr.ru) в разделе «Новости» размещена информация о графике перехода на МСК НСО кадастровых районов Новосибирской области (интервал, с которым осуществляется переход кадастровых районов к МСК НСО, составляет неделю). О предстоящем переходе соответствующего кадастрового района на МСК НСО Управление также информирует заинтересованных лиц в разделе «Новости» подсайта Управления в сети Интернет с указанием реквизитов приказов Управления о введении МСК НСО. Полный переход на МСК НСО при ведении государственного кадастра недвижимости планируется завершить в 2013 г.

В соответствии с п. 3 Приказа от 18.02.2013 № П/51 «Об организации работы по ведению публичной кадастровой карты» (далее - Приказ) поддержку

49

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

организации технического сопровождения Публичной кадастровой карты обеспечивает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) [5].

В соответствии с п. 2 и п. 4 Приказа выгрузка сведений государственного кадастра недвижимости для обновления Публичной кадастровой карты осуществляется Филиалом ежедневно в режиме online.

Периодичность обновления публичной кадастровой карты не регламентирована. Согласно сайту Росреестра www.rosreestr.ru, сведения государственного кадастра недвижимости по Новосибирскому кадастровому округу содержатся по состоянию на 11.04.2013.

Предположительно, после полного перехода на МСК НСО актуализация данных о границах объектов недвижимости будет осуществляться Росреестром на регулярной основе.

В настоящее время в Минэкономразвития Российской Федерации вопрос относительно повышения эффективности кадастровой деятельности находится на стадии разработки законопроекта.

Деятельность Управления по информированию граждан и организаций о порядке и способах предоставления государственных услуг Росреестра осуществляется по следующим направлениям:

- размещение информации в пунктах взаимодействия с заявителями;

- работа консультантов в пунктах взаимодействия с заявителями;

- информирование через средства массовой информации (в том числе электронные);

- работа официального сайта Управления;

- работа телефонных консультаций, «горячих линий».

Управлением обеспечено доступное и полное информирование заявителей в залах приема Управления о его деятельности, оказываемых государственных услугах и иной доступной для восприятия информации, необходимой заявителю при обращении в Управление. Размещаемая информация на стендах, информационных щитах в залах Управления структурирована, в каждом блоке имеет свою нумерацию.

В целях повышения эффективности работы по освещению деятельности Управления в рамках реализации концепции долгосрочного взаимодействия Управления со средствами массовой информации ежегодно утверждается план тематики выступлений руководителя Управления и заместителей руководителя Управления, также сотрудников Управления (приказ Управления от 30.11.2012 № 285). По всем актуальным вопросам информация незамедлительно размещается в сети Интернет, в местных и региональных СМИ.

В соответствии с распоряжением Росреестра от 30.09.2011 № Р/102 «О повышении качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости», Управлением проведена работа по верификации и гармониза-

50

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

ции сведений о земельных участках, содержащихся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, на территории Новосибирской области активно реализуются мероприятия [6-12], предусмотренные «дорожной картой», вследствие чего оптимизируются процессы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, повышается качество предоставления государственных услуг, оказываемых Росреест-ром.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты) "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Приказ Росреестра от 20.02.2013 № П/55 «Об организации предоставления государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в 2013 году» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Постановление правительства Новосибирской области от 28.12.2011 № 608-п «О введении в действие местной системы координат Новосибирской области» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Приказ Росреестра от 18.02.2013 № П/51 «Об организации работы по ведению публичной кадастровой карты» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Рягузова С.Е. Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 3. - С. 23-29.

7. Труханов А.Э. Анализ современного состояния государственного кадастрового учета

объектов недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 3. -

С.124-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Митрофанова Н.О. Современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства на территории Новосибирской области // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 3. - С. 137-142.

9. Карпик А.П., Портнов А.М. Геопортальные решения в сфере предоставления услуг государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 2 (13). - С. 46-49.

51

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

10. Ветошкин Д.Н., Ивчатова Н.С., Пархоменко И.В. Реализация принципа «Единого окна» в системе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на примере Новосибирской области» // Вестник СГГА. - 2011. -Вып. 1 (14). - С. 40-48.

11. Ветошкин Д.Н. Повышение качетсва и доступности государственных услуг в сфере ведения кадастра недвижимости путем организации государственно-частного партнерства // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 3 (16). - С. 66-74.

12. Луговская Л.Н. Совершенствование технологии государственной регистрации прав с использованием возможностей многофункционального центра // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 3 (19). - С. 62-68.

Получено 24.05.2013

© Н.О. Митрофанова, Я.В. Сухарникова, 2013

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.