Научная статья на тему 'Проблемы активизации государственной политики протекционизма отечественных товаропроизводителей зерна'

Проблемы активизации государственной политики протекционизма отечественных товаропроизводителей зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of activation of state policy of protectionism of domestic commodity producers of grain

Reviewed are positive and negative sides of such way of regulation of economy as protectionism as well as instruments of protectionism realization (customs duties, state monopoly on foreign trade etc.), general direct

Текст научной работы на тему «Проблемы активизации государственной политики протекционизма отечественных товаропроизводителей зерна»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Проблемы активизации

государственной политики протекционизма отечественных товаропроизводителей зерна

Е.В.Минаева

Московский государственный университет технологий и управления

Reviewed are positive and negative sides of such way of regulation of economy as protectionism as well as instruments of protectionism realization (customs duties, state monopoly on foreign trade etc.), general directions of state regulation in transition period.

Протекционизм - это теоретическое направление развития производства определенных товаров, реализация которого на практике при определенных обстоятельствах дает положительные результаты. В то же время протекционизм - произвольная сторона практического регулирования экономики. Последние изменения в международных экономических отношениях указывают на тенденцию к оживлению мотивов и условий использования протекционистских механизмов.

Протекционизм может быть эффективен в течение короткого срока, на период организованной перестройки производства, и существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.

Защита сельскохозяйственного производства и новых отраслей промышленности может быть эффективным средством стимулирования развития отраслей, значительно увеличивающих благосостояние страны, которые не смогут начать развиваться, если не будут защищены от импортной конкуренции.

Только с помощью временного равенства условий конкуренции эти отрасли способны достичь той стадии развития, которая позволит им в полной мере использовать свой потенциал. Поэтому применение методов протекционизма, особенно при переходе от одного общественного строя к другому, остается важным инструментом развития экономики и отдельных ее отраслей.

Протекционизм напрямую связан с социальными проблемами, используется для защиты продовольственной безопасности государства, существование которого в случае конфликта могло бы оказаться под угрозой в связи с тем, что на его территории не про-

изводится достаточное количество необходимой продукции.

Отрицательными сторонами протекционизма считается ограждение промышленности от иностранной конкуренции, протекционизм одновременно ослабляет давление, необходимое для развития предпринимательской инициативы. Политика протекционизма заставляет потребителя дороже платить за приобретаемые товары, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за отечественную продукцию в случае отсутствия методов надлежащего государственного регулирования. В такой ситуации некоторые виды иностранной продукции по себестоимости становятся дешевле аналогичной национальной, но из-за действующих ограничений они не поступают в рыночную среду данной страны. Протекционизм необоснованных отраслей промышленности в стране способствует сохранению слабых производственных структур в течение длительного времени. Вот почему к протекционизму следует прибегать лишь в крайнем случае, а принимаемые меры должны носить временный или даже исключительный характер.

Инструментами протекционизма во всем мировом хозяйстве признаны таможенные пошлины, которые используются между странами в тех случаях, когда эффективно ограничение притока импортных товаров или необходимо поддерживать собственное производство. Другим способом использования протекционизма считается автаркия (контроль, или общий запрет внешней торговли), к которой прибегают в крайних случаях. Контроль внешней торговли в сочетании со строгим регулированием валютных операций ведет к установлению количественного ограничения импорта. Самая строгая форма контроля - установление государственной монополии на внешнюю торговлю. Внедрение принципов свободной торговли между развитыми государствами и снижение таможенных пошлин расширяют сферу использования административного протекционизма - сово-

купность мер, позволяющих сдерживать импорт путем применения таможенных правил.

Еще один метод защиты отечественного производства, который считается запрещенным, - практика неправомерных ссылок на национальные санитарные и технические нормативные документы, которым якобы не соответствует импортный товар. Исключительные временные меры по сдерживанию импорта часто могут применяться с целью исправления положения в какой-то одной конкретной области. В рамках общей политики восстановления платежного баланса или мер защиты той или иной отрасли национальной экономики в период кризиса возможно принятие решений

0 сверхналоге на импорт, о предварительном депозите и др. В ряде случаев протекционистские меры используются в качестве средства давления на другие страны для того, чтобы заставить их устранить препятствия, мешающие экспорту национальной продукции.

К протекционизму прибегают не только по внутренним политическим и экономическим соображениям, но и в ответ на протекционистские меры стран-партнеров и применяют его как инструмент переговорного процесса для достижения взаимных уступок и расширения доступа на рынки других государств.

В США действует система субсидий фермерам. Так, в 1988 г. субсидии государства фермерам составили почти одну треть стоимости товарной продукции (табл. 1).

В странах ЕЭС субсидии на производство зерновых культур различных видов составляют от 18 до 30 % (табл. 2).

Как видно из таблицы, экспортные субсидии достигают значительных размеров (более 30 %). Таким образом, фермеры стран ЕЭС получают возможность сбывать на мировой рынок неконкурентоспособную, по существу, продукцию. При этом фермерам гарантируется выручка не ниже, чем на внутреннем рынке.

Выделение государственных средств на производство зерна зависит также от природно-климатических условий. По данным Минсельхоза РФ, в Австралии, где среднегодовая температура находится на уровне 17 °С и при минимуме осадков, в 2000 г. выделялось 3 долл. США в год на 1 га сельскохозяйственных угодий. В Норвегии при среднегодовой температуре ниже 3 °С и максимальном уровне осадков на

1 га сельскохозяйственных угодий выделяется 3500 долл. США. Россия, как известно, находится в основном в зоне рискованного земледелия, как по тем-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Таблица 1

Удельный вес прямых платежей государства (субсидий) в чистом доходе ферм США при возделывании пшеницы

Год Стоимость товарной продукции, млрд долл. США Прямые платежи государства (субсидии), млрд долл. США Всего денежных поступлений, млрд долл. США Всего денежных затрат, млрд долл. США Чистый доход, млрд долл. США Удельный вес прямых платежей в чистом доходе, %

1981 10,28 0,79 11,06 7,67 3,40 23,23

1982 9,54 0,77 10,31 7,44 2,87 26,83

1983 10,42 1,31 11,73 7,43 4,30 30,46

1984 9,13 1,73 10,86 7,54 3,32 52,11

1985 7,37 2,35 9,72 6,01 3,71 63,34

1986 5,04 3,86 8,90 5,12 3,78 102,12

1987 5,42 3,61 9,03 4,82 4,21 85,75

1988 6,77 2,03 8,80 5,39 3,42 59,36

пературе воздуха, так и по количеству осадков, на 1 га угодий выделяется 15 долл. США.

Важнейшими методами протекционистской политики служат государственное регулирование цен, в частности на производимые высококачественные, стратегические виды, и дотирование этих направлений деятельности аграрного сектора.

В переходный период необходима активизация государственного регулирования экономических процессов по следующим направлениям: формирование новой системы отношений собственности; распределение материальных благ в соответствии с принципами рыночной экономики, ориентированной на полное обеспечение малоимущих слоев населения; увеличение экономического потенциала на основе развития малого и среднего предпринимательства, включая фермерство; разработка новых принципов установления цен и регулирования их уровня; обеспечение взаимодействия науки и производства; отражение в бюджете всех расходов и всех доходов государства; полный учет по каждой статье бюджета всех затрат и поступлений; обязательное информирование населения об основных статьях расхода и источниках доходов; развитие производственной инфраструктуры - энергетики, транспорта, связи, строительства дорог; поддержание отраслей с низкой рентабельностью, имеющих большое значение для национальной экономики; участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом.

Долгосрочная экономическая политика протекционизма основана на координации разнонаправленных действий государства в различных сферах экономики. Эта координация оформляется в виде средне- и долгосрочных планов и общехозяйственных программ развития, дополненных системой финансовых и кредитных стиму-

Таблица 2 Субсидирование экспорта основных зерновых культур

Культура Закупочная внутренняя цена, фр./т Субсидия, фр./т Субсидия, %

Пшеница 1257 382,9 40,4

Ячмень 1240 506,9 40,8

Кукуруза 1470 2660,0 18,2

лов. Главными задачами государства считаются преодоление затяжного кризиса экономики, отказ от идеологических критериев и ориентация на объективные тенденции и особенности переходного состояния российской экономики. Государство играет определенную роль в ценообразовании, осуществляя регулирующую функцию. Цена в условиях рынка должна использоваться государством как экономический рычаг воздействия на экономику предприятий.

С помощью цен, особенно в период перехода к рынку, государство может придать нужную направленность товарно-денежным отношениям и производству, гибко и активно реагировать на складывающуюся конъюнктуру внутреннего и мирового рынков на высококачественные товары. В условиях рынка необходимость государственных методов протекционизма в области ценообразования усиливается.

Государственное регулирование в условиях рынка использует экономические методы протекционизма, которые осуществляются в виде нормативного регулирования, рекомендаций, координации направлений, оказания помощи и т. д., что приводит к ослаблению зависимости предприятий от вышестоящих организаций.

Система государственного регулирования предполагает установление государством общих и специальных правил для всех участников рыночных отношений, их корректировку в зависимости от изменяющихся условий, кон-

троль за исполнением этих правил, содействие осуществлению нужных для общества форм деятельности, а также определение приоритетов в ценовой политике.

Отрицать значение федерального воздействия в условиях становления рыночной экономики означает непризнание роли государства в этой важнейшей сфере общественной жизни. Методы и способы государственного воздействия на механизм ценообразования реализуются через систему институтов федерального значения. В условиях трансформации социально-экономических систем проблема институциональных преобразований приобретает особое значение.

Одной из черт рыночной концепции регулирования механизма образования цен выступает принцип постепенного внедрения локальных реформ. Социальная революция должна представляться в виде процесса, имеющего кумулятивный характер, когда воздействия на федеральном уровне вызывают производные изменения на последующих уровнях. Этот взаимообусловленный процесс обеспечивает эффективное регулирование цен и механизма их создания.

В условиях формирования и развития рыночных отношений государство должно использовать следующие меры воздействия на механизм образования цен: протекционизм сельскохозяйственного производства; осуществление прямого контроля за использованием и учетом всех видов ресурсов и регулирование рыночных цен на них; контроль за паритетом цен и его установление на различные виды ресурсов; регулирование общественного потребления путем взимания налогов на материальные блага, которыми пользуются все члены общества; сосредоточение государственной собственности на наиболее значимых для всей экономики отраслях промышленности; социальное обеспечение населения, повышение его покупательной способности независимо от государственных компенсаций.

Направлениями государственного регулирования цен и воздействия на механизм их образования могут быть определены следующие: расширение сферы деятельности государства в области контроля за использованием механизма цен; увеличение части национальной продукции, расходуемой на коллективное потребление; усиление процесса перераспределения государственных расходов по социальному обеспечению. Через механизм налогообложения все большая часть национального дохода должна расходоваться малоимущими слоями населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.