УДК 339.5:33.009.12
С. В. Ляшенко,
магистрант Донецкого национального технического университета
ВЛИЯНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОТЕКЦИОНИЗМА И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ СТРАНЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ЕЕ ЭКОНОМИКИ
1. Основные понятия теории конкурентоспособности.
В условиях роста взаимозависимости экономик, конкурентоспособность национальных предприятий стоит на важном месте в политике государства. Его игнорирование может негативно повлиять на национальную безопасность и интересы.
Стимулирование национальной конкурентоспособности во многом зависит от политики защиты внутреннего рынка: протекционизма или либерализации.
Протекционизм — экономическая политика государства, проявляющаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров. Такая политика ставит своей задачей поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров. Также определяется как государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национально -го производства и защиты отечественного производителя, а с другой, может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.
Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, часто цена ее выше цен товаров-конкурентов, а качество — ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут платить более высокие цены, но с надеждой на снижение их в перспективе.
Пошлины и налоги являются источником дохода государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов важна для бюджета.
Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конку-
рентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение рабочих мест, что вызовет дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо для обеспечения национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.
Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.
Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, т. к. он ограничивает конкуренцию.
Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т. п.). Протекционизм препятствует этому, так как приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.
Протекционизм, в частности, одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защи-
ты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.
Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит, и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.
Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это приводит к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров [7].
Либерализация — расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен — переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию) [6].
Конкурентоспособность — способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях [4].
Национальная конкурентоспособность — многозначный термин, который чаще всего обозначает:
— способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
— уровень производительности факторов производства в данной стране;
— способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
В рамках первых двух определений повышение национальной конкурентоспособности отождествляется с ростом жизненных стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано с такими областями экономической теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы к повышению национальной конкурентоспособности зависят от приверженности тем или иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что — нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые
отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран.
Повышение национальной конкурентоспособности на основе третьего определения тесно связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний — «национальных чемпионов» или экспортеров — и политикой поддержания низкого курса национальной валюты.
Между повышением конкурентоспособности в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле — бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.
Известный экономист Пол Кругман указывает, что несмотря на то, что экономическое содержание понятия «национальной конкурентоспособности» сводится к понятию «продуктивности», использование в обсуждении экономической политики термина «национальная конкурентоспособность» ошибочно и даже опасно:
— концентрация на образе конкуренции стран игнорирует то, что большая часть возможных экономических трудностей определяется исключительно внутренними факторами — вне связи с торговлей на каких-либо международных рынках, соответственно уровень жизни растет вместе с ростом производительности, а не с ростом производительности по сравнению с другими странами;
— образ стран-конкурентов на эмоциональном уровне подрывает выводы теории международной торговли — богатство страны связано с международной специализацией и использованием сравнительных преимуществ, а потому следование концепции «национальной конкурентоспособности» может породить протекционизм и торговые войны;
— примененное к государству вместо коммерческой фирмы понятие «конкурентоспособность» является метафорой — ведь в отличие от фирмы у государства нет меры конкурентоспособности — баланса прибылей и убытков — и нет возможности исчезнуть в результате разорения;
— акцент на международной конкурентоспособности может привести к поддержке малопродуктивных отраслей национальной экономики и соответственно снижению её жизненных стандартов [5].
Подводя итог своему анализу, Кругман замечает: «К сожалению, экономисты, которые надеялись использовать риторику конкурентоспособности для {проведения} хорошей экономической политики вместо этого использовали доверие к себе в интересах
плохих идей. И кто-то должен указать, когда интеллектуальное платье императора является не тем, что о нём думают. Поэтому давайте скажем правду: конкурентоспособность является бессмысленным словом, когда прилагается к национальной экономике. И одержимость конкурентоспособностью является одновременно ошибочной и опасной» [8].
2. Механизм госрегулирования международной конкурентоспособности.
Современный механизм госрегулирования международной конкурентоспособности в развитых странах включает стратегию, методологию и методику стратегии развития конкурентоспособности и организационно-экономический механизм реализации—си-стему институтов, методов и инструментов поддержания и увеличения конкурентоспособности.
Стратегическим компонентом, или центральным ядром государственного механизма регулирования конкурентоспособности экономик развитых стран, являются долгосрочные программы конкурентоспособности, которые охватывают все уровни формирования конкурентоспособности — макро-, мезо- и микроэкономический. Координацию действий по разработке и реализации этих программ выполняют специализированные государственные органы (например, Совет по национальной конкурентоспособности в США, Центр внешней торговли во Франции).
Программы основаны на мониторинге национальной конкурентоспособности различными агентствами. Например, может применятся ежегодно публикуемый индекс конкурентоспособности [9].
Цели программ достигаются путем разработки национальной стратегии системы государство-корпорации.
Государственное регулирование международной конкурентоспособности предприятия состоит не в собственно регулировании его деятельности, а в реальном влиянии, которое государство осуществляет на условия формирования, развития и воспроизводства конкурентных преимуществ предприятия как субъекта мирохозяйственных связей.
Организационно -экономический механизм поддержки и стимулирования международной конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную совокупность институциональных, организационных, экономических, социальных, политических и других структур, инструментов и средств государственного влияния на условия формирования и воспроизводства ресурсных, технологических, инновационных, глобальных и социокультурных конкурентных преимуществ предприятия.
Содействие развитию национальной экономики в рамках государственной экономической политики осуществляется путем:
а) разработки и реализации различных вариантов структурной (промышленной) политики;
Таблица 2.1 Индекс национальной конкурентоспособности мирового экономического форума
Country/Economy GCI 2008-2009 rank GCI 20082009 score
United States 1 5,74
Switzerland 2 5,61
Denmark 3 5,58
Sweden 4 5,53
Singapore 5 5,53
Finland 6 5,50
Germany 7 5,46
China 30 4,70
Lithuania 44 4,45
Russian Federation 51 4,31
Philippines 71 4,09
Ukraine 72 4,09
Morocco 73 4,08
б) разработки и реализации научно-технологической политики;
в) формирования и развития эффективной инфраструктуры бизнеса (науки, средств связи, информационного обеспечения);
г) внедрения гибкой налоговой, кредитно-финансовой, ценовой и конкурентной политики;
д) расширения емкости внутреннего рынка за счет роста доходов и покупательной способности субъектов спроса и предложения товаров (услуг) на внутреннем рынке.
Защита национального рынка от иностранной конкуренции осуществляется путем разработки и реализации целенаправленной внешнеторговой политики, важными составляющими которой являются:
а) таможенно-тарифное регулирование внешней торговли страны;
б) режим квотирования и лицензирования импорта;
в) внедрение государственных норм и стандартов относительно потребительских характеристик товаров, которые импортируются, их сертификация;
г) применение специальных инструментов, выполняющих протекционистскую функцию — компенсационных сборов, антидемпинговой, пошлины, тарифной эскалации и т. д.
Поддержка национальных товаропроизводителей на внешних рынках осуществляется на основе применения таких инструментов макроэкономической действия:
а) льготное кредитование;
б) государственное страхование экспортных кредитов;
в) льготное налогообложение экспортной деятельности отечественных предприятий;
г) прямое субсидирование экспортной деятельности отечественных предприятий;
д) информационная, консультативная и рекламная поддержка экспортной деятельности отечественных предприятий;
е) корпоративно-институциональная поддержка экспортной деятельности отечественных предприятий через международные институты и механизм регулирования конкуренции на мировых рынках, заключение двух- и многосторонних договоров и создание интеграционных группировок.
Формирование и развитие эффективного экспортного потенциала страны и ее субъектов внешнеэкономической деятельности основывается на концептуальных положениях современной теории сравнительных преимуществ и международного разделения труда.
Государственное регулирование природоресур-сных, технологических, инновационных, глобальных и социокультурных условий формирования конкурентных преимуществ национальных товаропроизводителей осуществляется за счет:
а) расширения продуктовой специализации первичных секторов экономики, конкурентоспособность которых основывается на ресурсных преимуществах;
б) формирования промышленно-технологического сектора экономики страны (технологического «ромба»), экспортные возможности которого составляют высокотехнологичные конкурентные преимущества;
в) развития инновационного сектора экономики (кластеров, венчурного бизнеса, инновационных центров, аудиторских и консалтинговых фирм), продукция которого имеет короткий жизненный цикл и конкурентные преимущества которого основаны на инновационных усилиях предприятий; г) усиления значимости внеэкономических факторов формирования международной конкурентоспособности предприятия — экономических, социокультурных, политических, этно-национальных, а также безопасности ведения бизнеса за рубежом, что обусловливает «экономизация» внешней политики государства и ее роль в формировании глобальных конкурентных преимуществ национальных товаропроизводителей [3].
3. Соотношение протекционизма и либерализации в переговорах КНР и ВТО.
Длительный характер переговоров по вступлению КНР в ГАТТ/ВТО (1987 — 2001 гг.) был предопределен сложностью и уникальностью экономических преобразований в Китае, а также широтой охвата переговорных позиций. Во второй половине 90-х гг. в повестку дня переговоров были включены сфера услуг (финансы, банки, страхование, информационные технологии, юридические консультации, аудиторские и транспортные услуги, розничная и оптовая торговля, интеллектуальная
собственность и т. д.), нетарифные меры регулирования и общие вопросы экономической политики.
По итогам переговоров Китай расширил доступ на мировой рынок наиболее конкурентоспособных товаров своего экспорта — текстиля, одежды, игрушек, электроники, химической и фармацевтической продукции. Начиная с 2005 г. отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз производимой Китаем текстильной продукции и готовой одежды. Ежегодный китайский экспорт готовой одежды и текстиля, на который приходится 20 — 25% всех товарных поставок КНР за рубеж (в стоимостном выражении во второй половине 90-х гг. он составлял 40 — 50 млрд долларов в год), в результате отмены квот, по оценкам китайских специалистов, может увеличиться до 70 млрд долларов в год, а доля Китая на европейско-американском текстильном рынке может вырасти с 15 до 30%. Полученный Китаем по результатам переговоров статус развивающейся страны дает ему право сохранять в силе в течение трех лет после присоединения к организации импортные таможенные тарифы, лицензирование импорта и другие ограничения в целях защиты молодых отраслей промышленности, обеспечения равновесия платежного баланса. Китай не стал торопиться с присоединением к соглашениям ВТО по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиатехникой (напомним, что на заключении соглашения по авиатехнике настаивают страны
— члены ВТО в переговорах с Россией), с обязательствами, выходящими за рамки переговоров по вступлению в ВТО (приватизация, инвестиционный режим, связывание экспортных тарифов и др.). Ряд ограничений Китай зарезервировал в отношении сектора финансовых услуг, либерализация которого будет по-прежнему проходить поэтапно.
В первые пять-десять лет членства в ВТО экономические потери, по мнению китайских специалистов, превысят валютные и прочие поступления. Предприятия приоритетных отраслей китайской экономики
— автомобильной, текстильной, электронной, химической промышленности, сельского хозяйства — в результате отмены импортных количественных ограничений и снижения ввозных таможенных пошлин столкнутся с жесткой конкуренцией иностранных контрагентов на внутреннем рынке. Так, уровень тарифов на ввоз автомобилей к 2006 г. будет снижен с нынешних 80 — 100 до 25%.
Серьезной уступкой, сделанной Китаем, явилось согласие на то, что его экономика будет рассматриваться в течение пятнадцати лет после присоединения к ВТО в качестве нерыночной при проведении антидемпинговых расследований. Правда, китайская сторона при этом зарезервировала за собой право обратиться с просьбой в соответствующие органы ВТО по разрешению споров об определении «рыночности» отдельных отраслей
своей экономики. Уместно напомнить, что ЕС и Австралия уже отказались от методологии «нерыночной экономики» в антидемпинговых расследованиях с КНР
Китай также взял обязательство присоединиться в полном объеме к Соглашению по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (TRIPS) и Соглашению по торговым аспектам инвестиционных мер (TRIMS), отказавшись от пятилетнего переходного периода, предусмотренного для развивающихся стран. Это означает, что КНР будет вынуждена устранить действующие на ее рынке ограничения по балансированию валютных доходов и расходов, экспорта и импорта, количественным параметрам местной составляющей производства (рабочей силы, сырья, оборудования и т. д.), а контракты, обусловленные наличием такой составляющей, будут считаться недействительными.
Сильным и явно «завышенным» обязательством Китая стал его полный отказ от субсидирования экспорта сельхозпродукции.
Тем не менее в Китае уверены, что экономические потери от неучастия страны в ВТО в среднесрочной и долгосрочной перспективе на порядок выше возможных издержек от членства в ВТО в ближайшие годы. По расчетам Всемирного банка, к 2020 г. внешнеторговый оборот Китая достигнет 10% от общемирового объема и выведет страну на второе место в мире по этому показателю после США. По расчетам Центра исследования проблем развития при Госсовете КНР за счет присоединения к ВТО показатель роста ВВП Китая к 2005 г. увеличится на 1,5 процентного пункта. Прирост потребления в том же году за счет членства в ВТО составит 0,6 процентного пункта, экспорта—26,9%, импорта— 25,8%, инвестиций — 1,8 процентного пункта.
Готовность китайцев к компромиссам и некоторому «перевыполнению» норм ВТО по либерализации рынка в ряде секторов явно нацелена на втягивание американцев и европейцев в программу модернизации КНР и, несомненно, будет активно использоваться Пекином в качестве аргумента в пользу расширения сотрудничества по передовым технологиям и для стимулирования заинтересованности США и ЕС в сохранении внутриполитической стабильности в Китае [10; 11].
Литература
1. Теоретичш основи конкурентно! стратеги тдприемства : монографiя / за ред. проф. 1вано-ва Ю. Б., проф. Тищенка О. М. — Х. : ВД «1нжек», 2006. — 384 с. 2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. — М. : Инфра—М., 2000. — 312 с.
— (Серия «Высшее образование»). 3. Шддубний I. О. Управлiння мiжнародною конкурентоспроможнютю тдприемства : Навч. поаб. / I. О. Шддубний, А. I. Пвд-дубна / за ред. проф. I. О. Шдлубного. — X. : ВД «1НЖЕК», 2004, — 264 с. 4. Конкурентоспособность.
— Режим доступа : ЬйрУ/ш.-тИре&а.ога/^тЫ/Конку-
рентоспособность 5. Национальная конкурентоспособность. — Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/ Национальная конкурентоспособность 6. Либерализация.— Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/ Либерализация 7. Протекционизм. — Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Протекционизм
8. Competitiveness: A Dangerous Obsession. — Режим доступа : http://www.foreignaffairs.com/articles/49684/ paul-krugman/competitiveness-a-dangerous-obsession
9. The Global Competitiveness Report 2008-2009. — Режим доступа : http: //www.weforum.org/pdf/GCR08/ GCR08.pdf 10. Баланс плюсов и минусов для Китая от вступления в ВТО проявится лишь через несколько лет.— Режим доступа : http://www.businesspress.ru/newspaper/ article mid 21960 aid 100106.html. 11. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. — М., 2005.— 647 с.
Ляшенко С. В. Влияние соотношения протекционизма и либерализации в международной торговле страны на конкурентоспособность ее экономики
Современный механизм госрегулирования международной конкурентоспособности в развитых странах включает стратегию, методологию и методику стратегии развития конкурентоспособности и организационно-экономический механизм реализации — систему институтов, методов и инструментов поддержания и увеличения конкурентоспособности.
Ключевые слова: протекционизм, либерализация, международная торговля, конкурентоспособность.
Ляшенко С. В. Вплив сшввщношення про-текщошзму й лiбералiзащТ в мiжнароднiй торгiвлi краТни на конкурентоспроможшсть ТТ економжи
Сучасний мехамзм держрегулювання мiжнародноl конкурентоспроможносп в розвинених кра!нах мютить стратепю, методолопю й методику стратеги розвитку конкурентоспроможносп й оргамзацшно-екожмчний механзм реалiзацii—систему шститупв, методв i шстру-менпв гпдтримки й збшьшення конкурентоспроможносп.
Ключовi слова: протекцюшзм, лiбералiзацiя, мiжнародна торпвля, конкурентоспроможшсть.
Lyashenko S. V. Influence of correlation of protectionism and liberalization in international trade of country on the competitiveness of its economy
The modern mechanism of state control of international competitiveness in the developed countries includes strategy, methodology and method of strategy of development of competitiveness and organizationally-economic mechanism of realization — system of institutes, methods and instruments of maintenance and increase of competitiveness.
Key worlds: protectionism, liberalization, international trade, competitiveness.
Отримано вiд автора 29.04.2009 р.
Прийнято до друку 30.09.2009 р.