ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Мороз А.А.*
Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск
В статье рассмотрены проблемы регулирования административных методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на рынок алкогольной продукции.
Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, административные методы государственного регулирования, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, акцизная политика.
Современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции определяются мировой ситуацией и общемировыми тенденциями. Это связано как и открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, так и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка.
Рынок алкогольных напитков - один из наиболее сложных и многообразных потребительских рынков. Алкогольный рынок тесно связан с различными отраслями. Алкогольный сектор представляет большое значение как для Российской экономики в целом, так и для социальной среды в частности. Алкогольный сектор занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров).
Будучи составной частью экономической системы страны, алкогольный рынок характеризуется двумя особенностями:
- удовлетворяет потребности населения в специфичном продукте, чрезмерное потребление которого, в том числе фальсифицированного продукта, приводит к негативным последствиям;
- формирует значительную долю доходов бюджета.
Во многом по этой причине алкогольный рынок является объектом жесткого государственного регулирования, сочетающего административные и экономические инструменты регулирования на определенных этапах развития российской экономики. Это дает возможность государству в лице его
* Магистрант кафедры «Маркетинг». Научный руководитель: Вингерт В.В., доцент кафедры «Маркетинг», кандидат экономических наук, доцент.
федеральных и региональных органов решать множество проблем, связанных с развитием алкогольного рынка. Устанавливает правовые основы производства, оборота и потребления алкогольной продукции в России Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Происходящие процессы на рынке алкогольной промышленности требуют отслеживания и анализа изменений рыночной ситуации. Развитие рынка алкоголя связано с тремя тесно взаимосвязанными основными проблемами его функционирования, которыми и обуславливается обязательность вмешательства государства в процесс формирования предложения и цен на алкогольную продукцию и в процесс распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации.
- Фискальная - поступление акцизов в федеральный и региональный бюджеты не в полном объеме.
- Производственная - сохранение спиртовой отрасли и обеспечение эффективной работы спиртовых заводов;
Объектами государственного регулирования являются предприятия-производители этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприятия оптовой и розничной торговли данным видом продукции независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Государственный орган, который призван регулировать деятельности на рынке алкогольной продукции - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР). Она является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений. РАР была создана в 2009 году Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка». Согласно Положению о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, на РАР сконцентрированы все контрольные функции в данной сфере: выдача лицензий, установление минимальных цен, формы деклараций, порядок их заполнения, порядок и форма расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции, порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок и др.
Государственные органы, осуществляющие регулирование рынка алкогольной продукции не имеют точных данных об общем объеме производст-
ва алкогольной продукции в стране. По опубликованным данным в пресс -релизе Росстата только в январе 2014 года производство легальной водки в стране сократилось на 28, 9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2013 года до 2, 2 миллиона декалитров. Lenta.ru пишет, что производство коньяка сократилось на 33, 4 процента до 284 тысяч декалитров. При этом, сырьевая база для производства спирта и водки не уменьшилась, а производственные мощности имеют ярко выраженную тенденцию к росту и составляют по последним отчетным данным более 465 млн дал. при востребованности для потребления и экспорта порядка не более 300 млн дал.
Не способствуют росту налоговых платежей существенно осложнившееся за последние годы финансовое положение предприятий спиртовой и ликероводочной промышленности - производителей легальной продукции, а также значительное увеличение недоимки по налоговым платежам данных предприятий. При этом рост задолженности бюджету во многом связан с недостатками существующего механизма взимания акцизов на алкогольную продукцию.
Акциз - федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового кодекса РФ. Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями, включаются в цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Они устанавливаются преимущественно на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить. Устанавливает правовые основы деятельности органов власти Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 01.01.2010, были внесены изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Уплата акцизов производится по факту отгрузки продукции (с отсрочкой до 45 дней), а не по фактическому поступлению средств на счета предприятий. В этих условиях несвоевременное поступление средств за отгруженную алкогольную продукцию приводит к образованию недоимки, погасить которую зачастую не представляется возможным, так как единственным источником погашения может служить только прибыль. Прежде всего, это связано с тем, что принимаемые меры носят в основном административный характер, решают лишь текущие проблемы рынка алкогольной продукции, являются непоследовательными и незавершенными, а также направлены на создание дополнительных экономически неоправданных ограничений для легальных предприятий - производителей, которые платят налоги. Одновременно отдельные из указанных мер, по существу, фактически способствуют росту объемов нелегального производства и оборота ликеро-водочных изделий.
Одним из важнейших инструментов государственного административного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в настоящее время является лицензирование.
Лицензирование - это мероприятия, связанные с выдачей лицензии, с приостановлением и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.Стоимость за предоставление лицензий предусмотрена Налоговым кодексом РФ (п. 94 ст. 333.31 НК РФ в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 218-ФЗ).
Цель взыскания государственной пошлины за предоставление лицензий состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина, в данном случае платеж производится в пользу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Этот принцип не соблюдается в практической деятельности: размер пошлины должен быть экономически обоснован и оправдан целям, ради которых сбор установлен, т.е. стоимость услуги должна быть ровна расходам, понесенным учреждением при оказании услуги. В этом наблюдается нарушение пошлинного принципа - платеж установлен не ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.
Еще одним из инструментов государственного регулирования и ликвидации производства и оборота нелегальных спиртных напитков должна была стать, введенная с 1 января 1997 г., обязательная маркировка и регистрация наименований продукции, которые производятся в целях предотвращения производства фальсифицированной и нелегальной продукции, а также контроля за соответствием готовой продукции государственным стандартам и техническим условиям на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащий продукции. Требования к образцам федеральных специальных марок и региональных специальных марок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 212 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» (вместе с «Требованиями к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации»).
Однако получение специальных марок, выдача которых также относится в компетенции Росалкогольрегулирования, на практике усложнилось, в связи с чем даже те предприятия, которые имеют действующие лицензии, загружены не в полную мощность. Вместе с тем, как показал опыт маркировки, вместо регулятора она стала еще одним тормозом в развитии легального производства. По действующему порядку увеличить количество марок можно только при увеличении объемов производства и снижении долгов бюд-
жету. В результате сформировалась экономически негативная ситуация - предприятия не имеют возможности погасить задолженность перед бюджетом из-за ограничения в выдаче специальных марок, а производство немаркированной продукции запрещено и объемы легального производства сокращаются.
Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсы административного воздействия на упорядочение алкогольного рынка в значительной степени исчерпаны, и не могут обеспечить существенного повышения уровня легального производства алкоголя, снижения социальных издержек, связанных с потреблением фальсифицированной продукции, сокращения налоговых потерь.В связи с этим для достижения радикального оздоровления ситуации необходимо перейти от преимущественно административных мер к, главным образом, экономическим методам регулирования алкогольного рынка.В числе первоочередных мер следовало бы коренным образом пересмотреть проводимую в последние годы акцизную политику.
Думается, что стратегически не продуманная, экономически не обоснованная акцизная политика является основным недостатком действующей системы государственного регулирования алкогольного рынка. С одной стороны, эта политика носит чисто фискальный характер и угнетающе воздействует на развитие легального производства алкогольной продукции, а с другой стороны - способствует созданию более благоприятных экономических условий для нелегального производства и насыщения алкогольного рынка более дешевой и фальсифицированной продукцией.
В связи с этим одним из основных направлений решения проблем повышения доходной базы бюджетов всех уровней за счет роста производства и оборота алкогольной продукции видится в приостановлении повышения ставок акцизов, то есть во введении временного моратория на повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию, а возможно - и в их снижении. Конкурент у легального производителя, хотя всего и один - теневой сектор, но имеет весьма широкий простор для развития.
Весь опыт развития алкогольного рынка в России свидетельствует, что нелегальное производство алкогольной продукции нельзя сократить, применяя лишь административные методы регулирования ее производства и оборота. Требуется использование и экономических методов.
Одновременно с этим следовало бы обсудить и другие меры по ликвидации условий функционирования нелегального производства и оборота алкогольной продукции и повышению на этой основе доходов бюджета.
В частности, представляется целесообразным обсудить вопрос о переносе уплаты акциза с алкогольной продукции на спирт, который фактически и при действующей системе является подакцизным товаром, поскольку ставка акциза на алкогольную продукцию в настоящее время жестко привязана к содержанию спирта в алкогольной продукции.
Установление объектом обложения акцизом спирта ставит со всей неизбежностью вопрос о переходе к государственной монополии на оборот этилового спирта. Для его реализации потребуется создание единого федерального органа с передачей ему всех функций, связанных с государственным регулированием производства и оборота этилового спирта, вырабатываемого из всех видов сырья, а также алкогольной и другой спиртосодержащей продукции, в том числе лицензирование, квотирование производства и закупок спирта, осуществление единой технической политики, контроля за качеством, составление баланса о производстве и потреблении, подготовке предложений по уровню ставок акцизов.
Поскольку закупка спирта у производителей в этом случае будет производиться по оптовым ценам, а продажа потребителям - по отпускным ценам с учетом перенесенного акциза, то уполномоченное федеральное унитарное предприятие в этих условиях стало бы единственным плательщиком акциза.
Сумму единого налога следовало бы установить исходя из экономически обоснованного для нормальной рентабельной деятельности уровня использования производственных мощностей (35-40 %), но не ниже фактического уровня их использования за последние 2-3 года. При этом указанные предприятия должны быть освобождены от уплаты большинства уплачиваемых ими в настоящее время налогов по аналогии с предприятиями, переводимыми на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Реализация указанного предложения в существенной мере позволит решить проблему теневого оборота в этой отрасли. Отпадет необходимость в налоговых постах, действующих в настоящее время на предприятиях, производящих ликероводочную продукцию, что обеспечит, кроме резкого увеличения поступлений в государственную казну налогов, также и дополнительное снижение государственных затрат на содержание контролирующих органов. Думается, что введение единого налога для предприятий этой отрасли автоматически сократило бы количество претендентов на получение новых лицензий.
Вполне возможны и другие варианты решения назревших проблем. Важнее другое. Указанная отрасль экономики в силу ее специфики обязана обеспечивать исключительно доходы государства, которые в конечном итоге должны быть использованы в интересах всего общества. И решать их необходимо как можно быстрее.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
2. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».
3. Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
4. Налоговый кодекс РФ п. 94 ст. 333.31 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ.
5. «Rasurgut News» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novo-sti.rasurgut.ru/user/rasurgut/news.
6. ЦИФРРА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cifrra. info/articles.
7. Маркетинговое агентство FDFgroup [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fdfgroup.ru.
8. «International Wine and Spirit Research» («IWSR») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iwsr.co.uk.
9. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/archive/2013.
10. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mavriz.ru.
11. Пансков В.Г. // Финансы. - 2002. - N 2.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЕЛАРУСИ
© Уварова А.А.*
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск
В статье рассматриваются вопросы регулирования государственных закупок в Беларуси и их эффективность, электронная система государственных закупок, даются рекомендации по совершенствованию системы регулирования государственных закупок.
Ключевые слова: государственные закупки, государственное регулирование, эффективность, система электронных государственных закупок, единое экономическое пространство.
Практика экономически развитых стран в настоящее время свидетельствует о возникновении важной тенденции в развитии механизма экономического роста - происходит процесс институционализации национальной экономики, социальной сферы.
Актуальность темы статьи определяется тем, что в отечественной экономической науке и практике не решен целый ряд проблем организационного и законодательного обеспечения закупок для государственных нужд. Пред-
* Магистрант.