Научная статья на тему 'Проблемы административных методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции Российской Федерации'

Проблемы административных методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА / АКЦИЗНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз А.А.

В статье рассмотрены проблемы регулирования административных методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на рынок алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мороз А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы административных методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Мороз А.А.*

Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск

В статье рассмотрены проблемы регулирования административных методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на рынок алкогольной продукции.

Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, административные методы государственного регулирования, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, акцизная политика.

Современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции определяются мировой ситуацией и общемировыми тенденциями. Это связано как и открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, так и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка.

Рынок алкогольных напитков - один из наиболее сложных и многообразных потребительских рынков. Алкогольный рынок тесно связан с различными отраслями. Алкогольный сектор представляет большое значение как для Российской экономики в целом, так и для социальной среды в частности. Алкогольный сектор занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров).

Будучи составной частью экономической системы страны, алкогольный рынок характеризуется двумя особенностями:

- удовлетворяет потребности населения в специфичном продукте, чрезмерное потребление которого, в том числе фальсифицированного продукта, приводит к негативным последствиям;

- формирует значительную долю доходов бюджета.

Во многом по этой причине алкогольный рынок является объектом жесткого государственного регулирования, сочетающего административные и экономические инструменты регулирования на определенных этапах развития российской экономики. Это дает возможность государству в лице его

* Магистрант кафедры «Маркетинг». Научный руководитель: Вингерт В.В., доцент кафедры «Маркетинг», кандидат экономических наук, доцент.

федеральных и региональных органов решать множество проблем, связанных с развитием алкогольного рынка. Устанавливает правовые основы производства, оборота и потребления алкогольной продукции в России Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Происходящие процессы на рынке алкогольной промышленности требуют отслеживания и анализа изменений рыночной ситуации. Развитие рынка алкоголя связано с тремя тесно взаимосвязанными основными проблемами его функционирования, которыми и обуславливается обязательность вмешательства государства в процесс формирования предложения и цен на алкогольную продукцию и в процесс распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации.

- Фискальная - поступление акцизов в федеральный и региональный бюджеты не в полном объеме.

- Производственная - сохранение спиртовой отрасли и обеспечение эффективной работы спиртовых заводов;

Объектами государственного регулирования являются предприятия-производители этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприятия оптовой и розничной торговли данным видом продукции независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Государственный орган, который призван регулировать деятельности на рынке алкогольной продукции - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР). Она является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений. РАР была создана в 2009 году Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка». Согласно Положению о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, на РАР сконцентрированы все контрольные функции в данной сфере: выдача лицензий, установление минимальных цен, формы деклараций, порядок их заполнения, порядок и форма расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции, порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок и др.

Государственные органы, осуществляющие регулирование рынка алкогольной продукции не имеют точных данных об общем объеме производст-

ва алкогольной продукции в стране. По опубликованным данным в пресс -релизе Росстата только в январе 2014 года производство легальной водки в стране сократилось на 28, 9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2013 года до 2, 2 миллиона декалитров. Lenta.ru пишет, что производство коньяка сократилось на 33, 4 процента до 284 тысяч декалитров. При этом, сырьевая база для производства спирта и водки не уменьшилась, а производственные мощности имеют ярко выраженную тенденцию к росту и составляют по последним отчетным данным более 465 млн дал. при востребованности для потребления и экспорта порядка не более 300 млн дал.

Не способствуют росту налоговых платежей существенно осложнившееся за последние годы финансовое положение предприятий спиртовой и ликероводочной промышленности - производителей легальной продукции, а также значительное увеличение недоимки по налоговым платежам данных предприятий. При этом рост задолженности бюджету во многом связан с недостатками существующего механизма взимания акцизов на алкогольную продукцию.

Акциз - федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового кодекса РФ. Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями, включаются в цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Они устанавливаются преимущественно на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить. Устанавливает правовые основы деятельности органов власти Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 01.01.2010, были внесены изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ.

Уплата акцизов производится по факту отгрузки продукции (с отсрочкой до 45 дней), а не по фактическому поступлению средств на счета предприятий. В этих условиях несвоевременное поступление средств за отгруженную алкогольную продукцию приводит к образованию недоимки, погасить которую зачастую не представляется возможным, так как единственным источником погашения может служить только прибыль. Прежде всего, это связано с тем, что принимаемые меры носят в основном административный характер, решают лишь текущие проблемы рынка алкогольной продукции, являются непоследовательными и незавершенными, а также направлены на создание дополнительных экономически неоправданных ограничений для легальных предприятий - производителей, которые платят налоги. Одновременно отдельные из указанных мер, по существу, фактически способствуют росту объемов нелегального производства и оборота ликеро-водочных изделий.

Одним из важнейших инструментов государственного административного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в настоящее время является лицензирование.

Лицензирование - это мероприятия, связанные с выдачей лицензии, с приостановлением и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.Стоимость за предоставление лицензий предусмотрена Налоговым кодексом РФ (п. 94 ст. 333.31 НК РФ в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 218-ФЗ).

Цель взыскания государственной пошлины за предоставление лицензий состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина, в данном случае платеж производится в пользу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Этот принцип не соблюдается в практической деятельности: размер пошлины должен быть экономически обоснован и оправдан целям, ради которых сбор установлен, т.е. стоимость услуги должна быть ровна расходам, понесенным учреждением при оказании услуги. В этом наблюдается нарушение пошлинного принципа - платеж установлен не ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.

Еще одним из инструментов государственного регулирования и ликвидации производства и оборота нелегальных спиртных напитков должна была стать, введенная с 1 января 1997 г., обязательная маркировка и регистрация наименований продукции, которые производятся в целях предотвращения производства фальсифицированной и нелегальной продукции, а также контроля за соответствием готовой продукции государственным стандартам и техническим условиям на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащий продукции. Требования к образцам федеральных специальных марок и региональных специальных марок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 212 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» (вместе с «Требованиями к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации»).

Однако получение специальных марок, выдача которых также относится в компетенции Росалкогольрегулирования, на практике усложнилось, в связи с чем даже те предприятия, которые имеют действующие лицензии, загружены не в полную мощность. Вместе с тем, как показал опыт маркировки, вместо регулятора она стала еще одним тормозом в развитии легального производства. По действующему порядку увеличить количество марок можно только при увеличении объемов производства и снижении долгов бюд-

жету. В результате сформировалась экономически негативная ситуация - предприятия не имеют возможности погасить задолженность перед бюджетом из-за ограничения в выдаче специальных марок, а производство немаркированной продукции запрещено и объемы легального производства сокращаются.

Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсы административного воздействия на упорядочение алкогольного рынка в значительной степени исчерпаны, и не могут обеспечить существенного повышения уровня легального производства алкоголя, снижения социальных издержек, связанных с потреблением фальсифицированной продукции, сокращения налоговых потерь.В связи с этим для достижения радикального оздоровления ситуации необходимо перейти от преимущественно административных мер к, главным образом, экономическим методам регулирования алкогольного рынка.В числе первоочередных мер следовало бы коренным образом пересмотреть проводимую в последние годы акцизную политику.

Думается, что стратегически не продуманная, экономически не обоснованная акцизная политика является основным недостатком действующей системы государственного регулирования алкогольного рынка. С одной стороны, эта политика носит чисто фискальный характер и угнетающе воздействует на развитие легального производства алкогольной продукции, а с другой стороны - способствует созданию более благоприятных экономических условий для нелегального производства и насыщения алкогольного рынка более дешевой и фальсифицированной продукцией.

В связи с этим одним из основных направлений решения проблем повышения доходной базы бюджетов всех уровней за счет роста производства и оборота алкогольной продукции видится в приостановлении повышения ставок акцизов, то есть во введении временного моратория на повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию, а возможно - и в их снижении. Конкурент у легального производителя, хотя всего и один - теневой сектор, но имеет весьма широкий простор для развития.

Весь опыт развития алкогольного рынка в России свидетельствует, что нелегальное производство алкогольной продукции нельзя сократить, применяя лишь административные методы регулирования ее производства и оборота. Требуется использование и экономических методов.

Одновременно с этим следовало бы обсудить и другие меры по ликвидации условий функционирования нелегального производства и оборота алкогольной продукции и повышению на этой основе доходов бюджета.

В частности, представляется целесообразным обсудить вопрос о переносе уплаты акциза с алкогольной продукции на спирт, который фактически и при действующей системе является подакцизным товаром, поскольку ставка акциза на алкогольную продукцию в настоящее время жестко привязана к содержанию спирта в алкогольной продукции.

Установление объектом обложения акцизом спирта ставит со всей неизбежностью вопрос о переходе к государственной монополии на оборот этилового спирта. Для его реализации потребуется создание единого федерального органа с передачей ему всех функций, связанных с государственным регулированием производства и оборота этилового спирта, вырабатываемого из всех видов сырья, а также алкогольной и другой спиртосодержащей продукции, в том числе лицензирование, квотирование производства и закупок спирта, осуществление единой технической политики, контроля за качеством, составление баланса о производстве и потреблении, подготовке предложений по уровню ставок акцизов.

Поскольку закупка спирта у производителей в этом случае будет производиться по оптовым ценам, а продажа потребителям - по отпускным ценам с учетом перенесенного акциза, то уполномоченное федеральное унитарное предприятие в этих условиях стало бы единственным плательщиком акциза.

Сумму единого налога следовало бы установить исходя из экономически обоснованного для нормальной рентабельной деятельности уровня использования производственных мощностей (35-40 %), но не ниже фактического уровня их использования за последние 2-3 года. При этом указанные предприятия должны быть освобождены от уплаты большинства уплачиваемых ими в настоящее время налогов по аналогии с предприятиями, переводимыми на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Реализация указанного предложения в существенной мере позволит решить проблему теневого оборота в этой отрасли. Отпадет необходимость в налоговых постах, действующих в настоящее время на предприятиях, производящих ликероводочную продукцию, что обеспечит, кроме резкого увеличения поступлений в государственную казну налогов, также и дополнительное снижение государственных затрат на содержание контролирующих органов. Думается, что введение единого налога для предприятий этой отрасли автоматически сократило бы количество претендентов на получение новых лицензий.

Вполне возможны и другие варианты решения назревших проблем. Важнее другое. Указанная отрасль экономики в силу ее специфики обязана обеспечивать исключительно доходы государства, которые в конечном итоге должны быть использованы в интересах всего общества. И решать их необходимо как можно быстрее.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

2. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».

3. Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Налоговый кодекс РФ п. 94 ст. 333.31 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ.

5. «Rasurgut News» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novo-sti.rasurgut.ru/user/rasurgut/news.

6. ЦИФРРА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cifrra. info/articles.

7. Маркетинговое агентство FDFgroup [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fdfgroup.ru.

8. «International Wine and Spirit Research» («IWSR») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iwsr.co.uk.

9. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/archive/2013.

10. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mavriz.ru.

11. Пансков В.Г. // Финансы. - 2002. - N 2.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЕЛАРУСИ

© Уварова А.А.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье рассматриваются вопросы регулирования государственных закупок в Беларуси и их эффективность, электронная система государственных закупок, даются рекомендации по совершенствованию системы регулирования государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, государственное регулирование, эффективность, система электронных государственных закупок, единое экономическое пространство.

Практика экономически развитых стран в настоящее время свидетельствует о возникновении важной тенденции в развитии механизма экономического роста - происходит процесс институционализации национальной экономики, социальной сферы.

Актуальность темы статьи определяется тем, что в отечественной экономической науке и практике не решен целый ряд проблем организационного и законодательного обеспечения закупок для государственных нужд. Пред-

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.