ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2019. № 2
проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу на юридическом факультете мгу (итоги круглого стола)
9 апреля 2019 г. в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019» состоялся круглый стол «Проблемы адаптации студентов первого курса к учебному процессу», организованный лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ.
В работе круглого стола приняли участие студенты 1—2 курсов, преподаватели и сотрудники факультета. С вступительным словом об актуальности заявленной темы и исследованиях, проводившихся на факультете, посвященных вопросам образовательного процесса на 1 курсе, выступила заведующая лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения кандидат социологических наук А. в. Клочкова. Участники круглого стола обсудили наиболее актуальные проблемы адаптационного характера, возникающие у первокурсников в процессе обучения в связи с переходом на новый уровень образования.
Наибольший интерес вызвали вопросы: оптимизации учебного процесса в течение семестра (Чебан Сергей — студент 1 курса, младший научный сотрудник Т. П. Корчагина), подготовки студентов к сессии (Карпова Евгения — студентка 2 курса), посещаемости лекций (Ахеев Вадим — студент 2 курса), влияния инфраструктурного комплекса на успеваемость студентов (Поварнин Максим — студент 1 курса), распределения студентов по группам и потокам (Попова Полина — студентка 2 курса).
Сообщение о работе с первокурсниками наставников и кураторов сделал начальник 1 и 2 курсов кандидат юридических наук, доцент А. л. Корнеев.
С предложением о разработке комплексной программы адаптации первокурсников и возрождении практики проведения методических семинаров для преподавателей, ведущих занятия на 1 курсе, выступила доцент кафедры криминалистики кандидат юридических наук м. А. лушечкина.
Информацию о тенденциях количественного состава и качества подготовки первокурсников за 2009—2018 гг., а также анализ итогов зимней сессии участникам круглого стола представила специалист учебного отдела Е. в. Норина.
Ключевые моменты, на которые обратили внимание участники круглого стола, связаны с изменившимся за последние годы портретом первокурсника, в связи с чем возникает потребность как в повышении эффективности, так и в переориентировании работы отдельных подразделений факультета для помощи первокурсникам в адаптации к учебному процессу.
Работа по адаптации может быть организована по нескольким направлениям. Первое и самое технически легко решаемое — это улучшение информационной инфраструктуры. Представляется необходимым обобщить весь наработанный информационный материал, касающийся организации работы факультета (и университета) и разместить его в удобном для первокурсников формате. Также назрела необходимость унификации многочисленных личных кабинетов студентов, создаваемых на разных платформах, что мешает их использованию.
Второе направление работы связано с институтом наставников. Работа наставников может быть эффективна при условии постоянного их взаимодействия с подопечной группой и преподавателями, ведущими в ней семинарские занятия. Роль наставника не должна сводиться к формальному исполнению обязанностей. На должности наставников следует подбирать неравнодушных студентов, которые имеют ресурсы для налаживания контакта с группой. Первоочередной целью работы наставников следует считать помощь в адаптации первокурсников в новой учебной среде и организационно-методическую поддержку слабым студентам.
Третье направление в работе с первокурсниками заключается в вовлечении студентов в научную жизнь факультета. Для этого на факультете действуют студенческие научные кружки при кафедрах, в работе которых наблюдаются некоторые недочеты. В частности, первокурсники довольно поздно получают информацию о работе кружков, они не знакомы с форматом их работы. Зачастую складывается ситуация, когда на 1 курсе кружок посещают студенты тех групп, где семинары ведет руководитель кружка. Это связано с тем, что плохо проводится работа по информированию студентов, не составляется календарный план-график работы кружков. Необходимо активнее привлекать к работе студенческих кружков магистрантов и аспирантов, поручая им делать первые доклады в начале учебного года, чтобы первокурсники имели возможность понять, как именно организована работа кружка.
четвертое направление работы связано с формированием у студентов 1 курса стрессоустойчивости во время устных экзаменов. В связи с тем что все экзамены в школе учащиеся сдают в письменной форме, при этом имея возможность многократной отработки навы-
ков заполнения бланков тестирования, у первокурсников возникают проблемы с устным форматом экзаменов. В качестве предложения для устранения данной преграды можно рекомендовать проводить в середине первого семестра коллоквиум по изученному материалу. Проведение коллоквиума с привлечением аспирантов даст возможность студентам гораздо лучше подготовиться к предстоящей сессии, настроиться психологически, повторить материал и выявить свои слабые места.
Таким образом, предложенные меры смогут качественно улучшить адаптацию студентов 1 курса и, как следствие, повысить их успеваемость и вовлеченность в научную жизнь.
Т. П. Корчагина, младший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ