Научная статья на тему 'Система контроля знаний по неорганической химии на химическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова'

Система контроля знаний по неорганической химии на химическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / РЕЙТИНГ / ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА / ЭКЗАМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев А. Н., Еремина Е. А., Казин П. Е., Третьяков Ю. Д.

Статья посвящена разработке системы рейтинговой оценки успеваемости студентов, действующей на кафедре неорганической химии химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова с 1989 г. Эта система помогает студентам более рационально распределять свои силы в течение учебного года, стимулирует их к более глубокому усвоению материала. Рейтинговая оценка успеваемости студентов складывается из следующих основных пунктов: работа в практикуме, теоретическая подготовка, контрольные работы, зачет, экзамен. Итоговые оценки выводятся из общей суммы баллов (5 не менее 80%, 4 не менее 67%, 3 не менее 47%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев А. Н., Еремина Е. А., Казин П. Е., Третьяков Ю. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система контроля знаний по неорганической химии на химическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова»

ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Т 55 (10) ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 2012

УДК 372.854

А.Н. Григорьев, Е.А. Еремина, П.Е. Казин, [Ю-Д- Третьяков

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ НА ХИМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

(Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) e-mail: grigoriev@inorg.chem.msu.ru; eremina@inorg.chem.msu.ru; kazin@inorg.chem.msu.ru;

yudt@inorg.chem.msu.ru.

Статья посвящена разработке системы рейтинговой оценки успеваемости студентов, действующей на кафедре неорганической химии химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова с 1989 г. Эта система помогает студентам более рационально распределять свои силы в течение учебного года, стимулирует их к более глубокому усвоению материала. Рейтинговая оценка успеваемости студентов складывается из следующих основных пунктов: работа в практикуме, теоретическая подготовка, контрольные работы, зачет, экзамен. Итоговые оценки выводятся из общей суммы баллов (5 - не менее 80%, 4 - не менее 67%, 3 - не менее 47%).

Ключевые слова: неорганическая химия, рейтинг, итоговая оценка, экзамен

Ежегодно на химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова поступают 240 человек. Неорганическая химия - это первая химическая дисциплина, с которой знакомятся студенты - первокурсники. Поэтому преподаватели кафедры неорганической химии должны научить студентов приемам экспериментальной работы в лаборатории, показать, как осваивать большие объемы нового теоретического материала, как работать с научными статьями, как выполнять и защищать свои первые исследования - курсовые работы по неорганической химии.

Работа с таким большим количеством студентов требует оптимальной системы оценки и контроля знаний учащихся. Традиционно на кафедре неорганической химии химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова основной формой промежуточной аттестации студентов была сдача коллоквиумов по основным разделам. Однако с конца 80-х годов появились новые элементы системы контроля знаний студентов: обязательными стали регулярные общекурсовые контрольные работы, а с весны 1989 года - еще и письменные экзамены, включающие по 4 - 6 заданий. Каждый преподаватель проводит проверку только одного задания во всех вариантах работ, что исключает субъективизм в оценке знаний.

Такая проверка способствует постоянному и своевременному теоретическому освоению но-

вого материала. Например, в первом учебном семестре студент сдает коллоквиумы по шести темам:

Первый закон термодинамики, второй закон термодинамики, химическое равновесие.

Правило фаз, растворы, коллигативные свойства растворов, гидролиз.

Окислительно-восстановительные процессы, химическая связь, водород, кислород, перок-сид водорода, кинетика.

Химия элементов 17-й и 16-й групп.

Химия элементов 15-й группы.

Химия элементов 14-й группы и бора.

Наряду со сдачей коллоквиумов в первом семестре, студент пишет четыре контрольные работы. Первая - посвящена основным законам термодинамики и химическому равновесию. Вторая -содержит вопросы, касающиеся окислительно-восстановительных процессов, физико -химических свойств растворов, химической связи и периодического закона. Третья включает задания, связанные с химией элементов 17-й и 16-й групп. Четвертая - посвящена химии элементов 15-й и 14-й групп, а также бора. Задания, представленные в контрольных работах, содержат по нескольку вопросов, что дает возможность студентам с разной степенью готовности проявить себя.

В качестве примеров приведем образцы некоторых заданий:

Задание 1. Для реакции КМп04 + НВг ^ Br2 + MnBr2 + KBr + H2O

а) расставьте коэффициенты методом электронно-ионного баланса;

б) укажите окислитель и восстановитель;

в) используя нижеприведенные данные, рассчитайте (Т=298 К):

- Л^°298;

- константу равновесия (ответ можно дать в виде К = ex);

- E реакции;

- E0 (MnO4"/Mn2+), если Е0 (Br2/Br") = 1.065 В.

Вещество AfH0298, кДж/моль S0298, Дж/(моль-К)

MnO4- (р-р) -543 191

H+ (р-р) 0 0

Br- (р-р) -131 83

Mn2+ (р-р) -223 -75

Br2 (ж) 0 152

H2O (ж) -286 70

Задание 2.

1) Сопоставьте свойства следующих соединений в ряду: H2O, H2S, H2Se, H2Te.

а) Как и почему изменяется tKHn. соединений в этом ряду?

б) Расположите эти соединения в порядке уменьшения их степени диссоциации в 0.1 М водном растворе. Объясните такое изменение свойств.

в) Какое соединение, H2O или H2S, является более сильным восстановителем? Подтвердите Ваш вывод, используя реакцию с одним и тем же окислителем.

г) Какие из соединений приведенного ряда и почему могут быть получены из простых веществ? Напишите уравнения реакций.

2) Используя в качестве единственных источников кислорода и серы H2O и H2S, предложите схему синтеза Na2S2O3.

Особо важным представляется практика введения рейтинговой оценки успеваемости студентов, созданная в 1989 г. сотрудниками кафедры неорганической химии В.А. Сипачевым и Ю.М. Кореневым и затем переработанная в 1992 г. А.В. Давыдовым и А.В. Шевельковым. В последние годы она корректируется, но основы ее сохраняются. Эта система помогает студентам более рационально распределять свои силы в течение учебного года и стимулирует их к более глубокому усвоению материала. Рейтинговая оценка успеваемости студентов складывается из следующих основных пунктов:

1. Работа в практикуме. Оценивается выполнение опытов, 5 синтезов, оформление рабочего журнала, ответы на вопросы, приведенные в Руководстве к практикуму (20% от семестрового рейтинга). Например, в первом семестре препода-

ватели оценивают 6 тем, выполненных в практикуме:

1) очистка веществ, равновесие - 3 балла;

2) растворы - 3 балла;

3) водород, кислород, пероксид водорода, кинетика - 4 балла;

4) химия элементов 17-й и 16-й групп - 7 баллов;

5) химия элементов 15-й группы - 7 баллов;

6) химия элементов 14-й группы и бора - 6 баллов.

Кроме этого, каждый из пяти синтезов оценивается в 4 балла.

2. Теоретическая подготовка. В рамках данного раздела преподаватели оценивают коллоквиумы, содержащие вопросы по теоретическим темам, изучаемым в семестре (темы представлены выше). На кафедре считается, что коллоквиум может быть принятым, если студент уже сдал практикум по этой теме (п. 1) и усвоил не менее 50 % теоретического материала (40 % от семестрового рейтинга). В случае несдачи коллоквиума два раза подряд, третий раз студент сдает его комиссии из трех преподавателей.

3. Контрольные работы. В семестрах выполняются общие контрольные работы (4 - в первом и 3 - во втором семестре), содержащие теоретические вопросы, задачи, цепочки химических превращений, упражнения на распознавание или разделение веществ (40 % от семестрового рейтинга). Контрольные работы являются независимым средством, которое позволяет объективно оценить успеваемость всего курса, проранжиро-вать всех студентов, поскольку все остальные формы отчетности оцениваются только тем преподавателем, который ведет занятия в соответствующей группе студентов.

Наряду с большими контрольными работами, которые студенты всего курса одновременно пишут в течение полутора часов, на кафедре неорганической химии практикуются лекционные контрольные, на выполнение которых требуется не более 10 минут. Их проводят в конце лекции, они содержат вопросы по теме, которая рассматривалась на предыдущей лекции. Основное их назначение - осуществление обратной связи лектора с аудиторией. Проанализировав ответы студентов, профессор понимает степень усвоения лекционного материала студентами и, в случае необходимости, может повторно рассмотреть некоторые вопросы.

4. Зачет. После завершения работы в семестре студенты, выполнившие все темы практикума и сдавшие все коллоквиумы, получают зачет.

5. Экзамен. На кафедре неорганической химии много лет используется практика выставления оценки по результатам работы в семестре: оценка «5» выставляется, если студент в течение семестра набрал 86% общей суммы, в том числе 80% баллов за общекурсовые контрольные, «4» -если студент набрал 76% и 65%, соответственно. Для остальных студентов баллы, полученные в семестре, прибавляются к экзаменационным (30% от общей суммы). Студенты, считающие, что они усвоили курс на «5», а не на «4», как это получается по итогам работы в семестре, могут сдавать экзамен на общих основаниях. Итоговые оценки за семестр выводятся из общей суммы баллов («5» - не менее 80%, «4» - не менее 67%, «3» - не менее 47%). Получившие за экзамен меньше 36% от максимально возможного количества баллов, получают неудовлетворительную оценку.

Важной составляющей учебного процесса является выполнение и защита курсовой работы по неорганической химии (входит в учебный план второго семестра). Это первое научное исследование, которое проводит студент под руководством своего руководителя (в лаборатории или практикуме). Как правило, в ходе выполнения работы студент осуществляет поиск литературы по задан-

Кафедра неорганической химии

ной теме, на основании полученных сведений вместе с руководителем выбирает и использует оптимальную методику синтеза исследуемого вещества, одним или несколькими методами подтверждает состав полученного соединения и, если это необходимо, изучает его физико-химические свойства. Учитывая большое количество студентов-первокурсников, не все из них выполняют курсовые работы на кафедре неорганической химии, однако методическая комиссия кафедры строго следит за тем, чтобы независимо от места выполнения исследования, оно было посвящено проблемам неорганической химии. Защита проходит в присутствии всех студентов группы, комиссии из трех преподавателей и руководителей курсовых работ. Суммарная отметка складывается из 4 позиций: доклад, ответы на вопросы, оформление и оценка руководителя.

Сотрудники кафедры, конечно же, совершенствуют не только формы контроля усвоения студентами изучаемого материала, но и методику преподавания, помогают молодым преподавателям вобрать все лучшее из опыта предшественников и приветствуют их инициативу вносить что-то новое в учебный процесс.

УДК 378.147.88:54

Т.В. Мартынова

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В МГТУ «МАМИ»

(Московский государственный технический университет «МАМИ») e-mail: TVMartinova@rambler.ru

Предлагается методика организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения общей химии в техническом вузе.

Ключевые слова: подготовка бакалавров по химии, задания для самоподготовки

Образовательные стандарты третьего поколения предусматривают увеличение времени на самостоятельную работу студентов. Студенты должны научиться самостоятельно овладевать знаниями. Какой объем материала отвести на самостоятельную работу? Какую форму отчетности требовать? Что сделать, чтобы заинтересовать студента этой работой? Какой уровень сложности

должны иметь задания для самостоятельной работы? Это лишь некоторые из большого круга непростых вопросов, ответы на которые предстоит найти. Для решения этих задач, прежде всего, необходимо организовать самостоятельную работу студента по форме и по содержанию. Сделать это отчасти можно с помощью пособия, содержащего задания для самостоятельной работы, примеры их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.