Научная статья на тему 'Problems of realization, in practical activity, of legally consolidated functions of subjects of the system of preventive measures in the process of re-socialization of convicted minors'

Problems of realization, in practical activity, of legally consolidated functions of subjects of the system of preventive measures in the process of re-socialization of convicted minors Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ / RE-SOCIALIZATION / UNDER AGE CONVICTED PERSON / CRIMINAL NATURE OF UNDER AGE PERSONS / THE SUBJECTS OF PREVENTIVE MAINTENANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Sadovnikova Marianna Nikolaevna

In the article are considered problems of the re-socialization of under age convicted persons without isolation from the society at the present stage; consequences of the absence of an efficiently organized system of the re-socialization; are given recommendations for effective system of the re-socialization of under age convicted persons without isolation from the society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Sadovnikova Marianna Nikolaevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Problems of realization, in practical activity, of legally consolidated functions of subjects of the system of preventive measures in the process of re-socialization of convicted minors»

УДК 343.140.02

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

© Садовникова М. Н., 2012

Рассматриваются проблемы ресоциализации несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, на современном этапе; последствия отсутствия эффективно организованной системы ресоциализации; даны рекомендации организации для действенной системы ресоциализации несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества.

Ключевые слова: ресоциализация; несовершеннолетний осужденный; преступность несовершен-

нолетних, субъекты системы профилактики.

Теоретическим вопросам ресоциализации несовершеннолетних осужденных в настоящее время уделяется достаточно внимания, однако большинство рассуждений связано с тем, что отсутствие институтов, занимающихся данной категорией несовершеннолетних, приводит к тому, что на практике их ресоциализация сводится к постановке на учет в уголовно-исполнительной инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделении по делам несовершеннолетних. Вместе с тем хотелось бы отметить, что законодательством регламентирован достаточно широкий круг возможных мероприятий, которые могут быть использованы в процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Несмотря на законодательную регламентацию обширного круга субъектов системы профилактики и их функциональных обязанностей, большинство этих структур несовершеннолетними, осужденными без изоляции от общества, и освобожденными из воспитательных колоний, не занимаются.

Причины этому разные, в том числе и незнание потенциала других структур сотрудниками комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительных инспекций, которые являются основными субъектами, к чьей компетенции относится работа с данной категорией несовершеннолетних.

Сотрудники других структур, отмечая специфичность работы с данным контингентом, не всегда готовы оказать им помощь. Так, сотрудники различных учреждений для несовершеннолетних, например, социально-реабилитационных центров (которые входят в систему профилактики), в ходе проведенного анкетирования отметили, что их учреждения не занимаются оказанием помощи несовершеннолетним осужденным и освободившимся из мест лишения свободы, что подтверждает и практика их работы. В соответствии со ст. 13 ФЗ № 120-ФЗ [1] «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся: социально-реабилитационные

центры, социальные приюты. При этом статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2] разъясняет, что к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся, в том числе, и дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в колонии; а несовершеннолетние, осужденные без изоляции от общества, могут относиться к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по иным основаниям [3].

Таким образом, исходя из законодательства (в том числе регламентации государственного стандарта реабилитационных услуг подзаконными актами регионального уровня [4]), в отношении несовершеннолетних,

осужденных без изоляции от общества, и освобожденных из ВК, являющихся детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, регламентирован весь комплекс социально-реабилитационных услуг (как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении их родителей), например:

1) социальное обслуживание в виде предоставления временного приюта, организации дневного пребывания и оказания реабилитационных услуг (здесь и далее выделено авт. — М. Н.) детям, их родителям (законным представителям) в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, отделениях социальной реабилитации для несовершеннолетних в комплексных центрах социального обслуживания населения посредством оказания:

а) социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности несовершеннолетних в быту (приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление транспорта при необходимости перевоза несовершеннолетних в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях и др.);

б) социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и улучшение здоровья несовершеннолетних (содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации несовершеннолетних; помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации; индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них; проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации и др.);

в) социально-психологических услуг, предусматривающих коррекцию психологического состояния несовершеннолетних с целью их адаптации в обществе (оказание психологической помощи, в том числе беседа, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса несовершеннолетних; социально-психологическое и психологическое консультирование; психологическая диагностика и обследование личности; психологическая коррекция; пси-

хологические тренинги; социально-психологический патронаж; экстренная психологическая помощь);

г) социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития несовершеннолетних (формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга (разработка индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации; социально-педагогическое консультирование; социально-педагогическая диагностика и обследование личности; педагогическая коррекция; анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники и другие культурные мероприятия), организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов несовершеннолетних; социально-педагогический патронаж; содействие в получении образования с учетом физических возможностей и умственных способностей несовершеннолетних; создание условий для дошкольного воспитания и получения образования по специальным программам; создание условий для получения предпрофессионального образования; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования трудовых возможностей, участия в социально-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным предпрофессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса; организация профессиональной ориентации; и др.);

д) социально-экономических услуг, направленных на поддержание и улучшение жизненного уровня несовершеннолетних (содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат);

е) социально-правовых услуг, направленных на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов несовершеннолетних (консультирование по вопросам, связанным с правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением; обеспечение представи-

тельствования в суде для защиты прав и интересов несовершеннолетних; оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат; содействие в получении страхового медицинского полиса; оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение; содействие в сохранении занимаемых ранее несовершеннолетними жилых помещений, а также содействие в обеспечении несовершеннолетних жилыми помещениями в случае невозможности возврата ранее занимаемого жилого помещения;

ж) социальное обслуживание родителей (законных представителей) несовершеннолетних в учреждениях (отделениях реабилитации) осуществляется с учетом специфики данных учреждений (отделений реабилитации) путем предоставления им следующих социальных услуг: социально-медицинский патронаж; проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации несовершеннолетних; оказание психологической помощи, в том числе беседа, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса; социально-психологическое консультирование; психологическая диагностика и обследование личности; психологические тренинги; социально-психологический патронаж; экстренная психологическая (в том числе по телефону) помощь; социально-педагогическое консультирование; социально-педагогический патронаж; содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат; консультирование по вопросам, связанным с правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

2) социальное обслуживание детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделениях дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения включает оказание услуг:

а) социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности клиентов в быту;

б) социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья клиентов;

в) социально-психологические услуги, направленные на коррекцию психологического состояния клиентов с целью их адаптации в среде обитания (обществе);

г) социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга:

д) социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня клиентов:

е) социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов клиентов.

Однако перечисленные социальные услуги, регламентированные с правовой точки зрения, на практике не реализуются в отношении несовершеннолетних осужденных из-за существующих правовых проблем.

Так, социально-реабилитационные центры отказываются принимать несовершеннолетних осужденных и освободившихся из мест лишения свободы на том основании, что в уставах этих учреждений содержится положение, согласно которому они не принимают детей, совершивших правонарушения. Действительно, в соответствии с п. 13 Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних [5] «не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации». Такая же норма содержится в Примерном положении о социальном приюте для детей [6] и в Примерном положении о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей [7], а также в отдельных региональных подзаконных актах [8]. Однако постановление Правительства по юридической силе уступает Федеральному закону. Считаем необходимым приведение вышеперечисленных положений в соответствие с ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и ФЗ № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Кроме того, считаем эти нормы дискриминационными по отношению к несовершеннолетним правонарушителям, нарушающими и международные стандарты, и российские. Тем более что само понятие «совершение правонарушения» может быть истолковано специалистами учреждений в любом удобном для них смысле (это и подросток, совершивший административные правонарушения, и подросток, совершающий хулиганские действия, и т. д.).

Возможности профилактики и ресоциализации «...определяются тем, в какой мере удастся изменить те составляющие механизма преступного поведения, которые образуют его начальные стадии.» [9], т. е. зависят от влияния на такие составляющие, как потребности, влечения, жизненные планы несовершеннолетнего, которые во взаимодействии с внешней средой (представленной проблемными ситуациями) определяют интересы, ценностные ориентации и возможности субъекта (объективные и субъективные) [10], что может быть достигнуто посредством включения в работу с несовершеннолетними осужденными психолого-ме-дико-социальных служб. Постановлением Правительства РФ утверждено Типовое положение [11] о создании центров диагностики и консультирования; психолого-меди-ко-социального сопровождения; психологопедагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др. Среди задач деятельности данных учреждений положение закрепляет оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи. К основным направлениям деятельности данных учреждений относятся: организация образовательной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностики уровня психического, физического развития и отклонении в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оз-

доровительных мероприятий; оказание помощи в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса. Таким образом, ресо-циализационный потенциал таких учреждений достаточно высок, законодательно регламентирован, однако не реализуется на практике. Так, в Москве число указанных видов учреждений составляет более 30 [12], а в Иркутской области — 1.

Важным направлением ресоциализации является организация досуга [13] несовершеннолетних осужденных методом замещающей альтернативы. Необходимо признать, что для разобщения групп отрицательной направленности данное направление при его эффективной организации, с учетом индивидуальных особенностей, интересов, представляется одним из наиболее перспективных [14]. Образовательное учреждение дополнительного образования [15] детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. К основным задачам учреждения относятся: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др.). Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Однако практическая деятельность по ресоциализации осужденных несовершеннолетних

позволяет говорить о нежелании сотрудников учреждений дополнительного образования работать с данной категорией несовершеннолетних, и, соответственно, отсутствии взаимного интереса со стороны ребенка. Многие учреждения дополнительного образования (особенно спортивной направленности) являются платными и недоступны большинству подростков.

Значительной проблемой ныне существующей системы является фактическое отсутствие структур, которые могли бы оказать помощь совершеннолетним, освобождающимся из воспитательных колоний [16]. Тем не менее, необходимо отметить, что Стратегия государственной молодежной политики РФ до 2016 г., определяющая приоритетные направления, включает и такое, как интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества [17].

В соответствии с российским законодательством молодежью считаются лица в возрасте от 14 до 30 лет [18]. Большая часть освобождающихся из ВК — это лица, достигшие 18 лет, для оказания помощи которым в нашем государстве не существует специализированных институтов.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 закона Иркутской области [19], на территории области могут создаваться [20] социальные службы для молодежи — это организации, независимо от организационно-правовых форм осуществляющие мероприятия по социальной поддержке и оказанию помощи, содействию социальной, психологической адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон [21] дает определение понятию «трудная жизненная ситуация» — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина [22], которую он не может преодолеть самостоятельно. Часть 2 ст. 24 закона [23] закрепляет основные принципы в организации деятельности социальных служб для молодежи, основными из которых являются адресность, приоритетность предоставления социальных услуг молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Порядок деятельности организаций социальных служб регулируется федеральным и областным законодательством [24].

К категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (далее — ИПР), вполне обосно-

ванно относятся родители или иные законные представители несовершеннолетних [25], если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Считаем необходимым подчеркнуть роль семьи в процессе ресоциализации осужденного. Использование так называемого семейноцентричного подхода ресоциализации вполне оправданно [26]. Однако недостаточно используются имеющиеся в настоящее время возможности воздействия на семью. В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ № 120 органы и учреждения системы профилактики проводят ИПР и в отношении родителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение. На практике ИПР в отношении родителей сводится к оформлению протоколов об административных правонарушениях и, чаще всего, сопутствующим профилактическим беседам. Считаем возможным, например, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП), прокурора, следователя, органа дознания [27] обязать родителей несовершеннолетнего осужденного пройти специально разработанную программу (групповую или индивидуальную), способствующую ресоциализации их детей.

Основной проблемой слабости ИПР в отношении несовершеннолетних осужденных, в том числе освобождающихся из мест лишения свободы, является фактическое отсутствие координирующего звена, объединяющего реализацию функций различных структур, определенных ФЗ № 120 (а также ВК, которая, в соответствии с данным Законом, не является субъектом системы профилактики). Такой структурой де-юре является КДН и ЗП. Однако сложившаяся ситуация такова, что по сути КДН и ЗП — это и есть представители разных субъектов системы профилактики, которые выполняют роль члена КДН и ЗП по назначению, и 2-3 сотрудника непосредственно КДН и ЗП, работающих на постоянной основе. В данной ситуации, при отсутствии четко прописанного механизма проведения ИПР и ресоциализации и при отсутствии инициативы, брать на себя выполнение дополнительной нагрузки субъекты системы профилактики не готовы.

Таким образом, ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики . », несмотря на свое название, как таковой системы не создает, так как не обеспечивает взаимодействие субъектов системы профилактики, не регламентирует совместно реализуемые формы организации деятельности, не отражает специфику содержания работы по отношению к такой категории, как несовершеннолетние осужденные. И

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : фе-дер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

3. Например, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка», будучи детьми, оставшимися без попечения родителей или имеющими недостатки в психическом и (или) физическом развитии; или оказавшимися в экстремальных условиях; являющимися жертвами насилия; или проживающими в малоимущих семьях; или детьми, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; при этом все несовершеннолетние осужденные является детьми с отклонениями в поведении и, соответственно, относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Приказ Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 8 июня 2009 г. № 576-мпр «Об утверждении Положения о порядке бесплатного социального обслуживания в виде предоставления временного приюта, организации дневного пребывания и оказания реабилитационных услуг несовершеннолетним государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области»; Приказ Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 15 декабря 2008 г. № 370-мпр «Об утверждении Положения о порядке осуществления социального обслуживания отдельных категорий граждан в виде организации дневного пребывания государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области» (в ред. приказа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 27.02.2009 г. № 162-мпр); Приказ Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 15 декабря 2008 г. № 371-мпр «Об утверждении государственного стандарта Иркутской области «Социальное обслуживание в виде организации дневного пребывания» (в ред. приказа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 27.02.2009 г. № 163-мпр); Приказ Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 5 августа 2009 г. № 928-мпр «Об утверждении государственного стандарта Иркутской области «Социальное обслуживание в виде предоставления временного приюта, организации дневного пребывания и оказания реабилитационных услуг несовершеннолетним».

5. Утв. постановлением Правительства РФ от 27 но-яб. 2000 г. № 896 // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

6. Там же.

7. Там же.

8. Например, данное положение содержалось в Приказе Главного управления социальной защиты населения Иркутской области от 25 октября 2005 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке и условиях осуществления социального обслуживания в виде предоставления временного приюта, организации дневного пребывания и оказания реабилитационных услуг областными государственными специализированными учреждениями социального обслуживания для несовершеннолетних», который в настоящее время утратил силу в связи с принятием Приказа Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 8 июня 2009 г. № 576-мпр, в котором данная коллизия устранена. Данное положение содержится в п. З6 Постановления Правительства Забайкальского края от 22 мая 2009 г. № 21З «О реализации закона Забайкальского края от 26 февраля 2009 г. № 1З8-ЗЗК «О социальном обслуживании населения в Забайкальском крае»; данное положение содержится в ст. 1З Закона Красноярского края № 12-2705 от 10 декабря 2004 г. «О социальном обслуживании населения» // Консультант регион [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

9. Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. С. 241.

10. Там же. С. 240.

11. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагоги-ческой и медико-социальной помощи : утв. постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

12. URL: http://mos.gosuslugi.ru/ru/ services/ citizen/into/ index. php?sub_id=42&doc_id129=560 4&noindex=1

13. См.: Качанова О. Организация досуга несовершеннолетних — важнейшее средство профилактики // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

14. Садовникова М. Н. Организация досуга несовершеннолетних осужденных: некоторые теоретические аспекты, проблемы на практике и зарубежный опыт // Сиб. юрид. вестн. 2010. № 3.

15. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей : постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

16. С учетом изменений, внесенных в УИК РФ Федеральным законом № 261-ФЗ от 22 декабря 2008 г., количество освобождающихся из ВК резко сократится, так как большинство будет переводиться в ИК и освобождаться, соответственно, из ИУ.

17. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства РФ от 18 дек. 2006 г. № 1760-р // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

18. Там же.

19. О государственной молодежной политике в Иркутской области : закон Иркут. обл. от 17 дек. 2008 г. № 109-ОЗ // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

20. Считаем необходимым внесение изменений в

ч. 1 ст. 24 закона Иркутской «О государственной мо-

лодежной политике в Иркутской области» в части замены словосочетания могут создаваться на словосочетание должны создаваться.

21. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации : федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 195-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

22. Инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.

23. О государственной молодежной политике в Иркутской области.

24. Финансирование государственных организаций социальной службы для молодежи, являющихся областной собственностью, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий молодежной политики. Финансирование муниципальных организаций социальной службы для молодежи, являющихся собственностью муниципальных образований, производится за счет средств бюджетов муниципальных образований. См.: О государственной молодежной политике в Иркутской области. Статья 19.

25. Часть 2 ст. 5 ФЗ № 120 «Об основах профилактики ...».

26. Гуров Д. В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений . С. 12.

27. Об основах профилактики . Статья 6.

Problems of Realization, in Practical Activity, of Legally Consolidated Functions of Subjects of the System of Preventive Measures in the Process of Re-socialization of Convicted Minors

© Sadovnikova M., 2012

In the article are considered problems of the resocialization of under age convicted persons without isolation from the society at the present stage; consequences of the absence of an efficiently organized system of the re-socialization; are given recommendations for effective system of the re-socialization of under age convicted persons without isolation from the society.

Key words: re-socialization; under age convicted person; criminal nature of under age persons, the subjects of preventive maintenance system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.