Научная статья на тему 'К вопросу о субъектах специального предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье'

К вопросу о субъектах специального предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / СУБЪЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / MINOR / WARNING OF VIOLENCE / VIOLENCE IN FAMILY / SUBJECTS OF THE SPECIAL WARNING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штефан А. В.

В статье раскрыта деятельность субъектов специально-предупредительной деятельности по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также деятельность субъектов социальной политики и гражданского общества: службы социальной помощи, органы здравоохранения и образования, общественные структуры, средства массовой информации, государственные структуры, ответственные за социальную защиту семьи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article activity of subjects of specially-preventive activity is exposed on warning of violence in regard to minor in family, and also activity of subjects of social politics and civil society : services of social help, health and education authorities, public structures, mass medias, state structures accountable for social defence of family.

Текст научной работы на тему «К вопросу о субъектах специального предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье»

Виктимология 4(10) / 2016, с. 58-65

Штефан А. В.

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ

В статье раскрыта деятельность субъектов специально-предупредительной деятельности по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также деятельность субъектов социальной политики и гражданского общества: службы социальной помощи, органы здравоохранения и образования, общественные структуры, средства массовой информации, государственные структуры, ответственные за социальную защиту семьи.

Ключевые слова: несовершеннолетние, предупреждение насилия, насилие в семье, субъекты специального предупреждения.

Вопросам предупреждения насилия в для выполнения возложенных на него

семье и снижения виктимизации несовершеннолетних в последнее время уделено не мало внимания в научной литературе [См., напр.: 20, 21, 22]. Однако по-прежнему остается актуальным вопрос специального предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье.

Специальные криминологические меры предупреждения насильственных преступлений против несовершеннолетних в семье осуществляются специальными субъектами предупредительной деятельности на профессиональном уровне.

Основными субъектами специально-предупредительной деятельности в данном случае являются государственные органы, которые должны оказывать необходимое воздействие на повышенно-криминогенные группы и поддержку по-вышенно-виктимной группе.

В частности, Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»[1] введена должность федеральной государственной гражданской службы РФ — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, которому

обязанностей представлено право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации для проведения проверки деятельности данных органов самостоятельно или с уполномоченными органами и должностными лицами, а также получать соответствующие разъяснения от должностных лиц; направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлекать в

установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка показал, что проблема нарушения прав детей в нашей стране стоит достаточно остро, при этом Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов назначен на должность национального координатора от Российской Федерации по защите прав детей и ликвидации всех форм насилия в отношении детей, что позволит полноценно участвовать в деятельности Совета Европы в этом направлении [2].

Специальное криминологическое предупреждение насилия в отношении детей в семье осуществляют, наряду с Уполномоченным по правам ребенка РФ, и аналогичные уполномоченные в субъектах РФ.

Например, в Тюменской области Уполномоченный по правам ребенка осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: 1) формирование банка данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации (он актуализирован и активно используется); 2) профилактика суицидов и повышение уровня исполнения алиментных обязательств в отношении детей, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей; 3) проведение информационной и профилактической работы по оказанию методической и психологической помощи всем членам семьи, а также родительского сообщества о поведении в кризисной ситуации, которая проводится в рамках общенациональной кампании противодействия жестокому обращению с детьми «Россия — без жестокости к детям», в рамках реализации мероприятий областной программы «Воспитание заботой» [3].

Уполномоченный по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляет следующие основные направления деятельности: снижение доли многодетных семей с результирующим доходом на члена семьи ниже прожиточного минимума; рост числа семей с детьми, которые воспользовались различны-

ми кредитными программами; повышение объема субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан; увеличение числа молодых семей, проживающих в отдельных квартирах; снижение количества разводов, сокращение количества воспитанников специализированных учреждений для детей-сирот; увеличение числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в альтернативные семьи, в том числе под опеку и попечительство в приемные семьи; рост доли детей, возвратившихся в биологические семьи в результате предоставления эффективных реабилитационных услуг [4].

Основными направлениями деятельности Уполномоченных по правам ребенка Курганской области и Ханты-Мансийского автономного округа являются: обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, содействие их беспрепятственной реализации и восстановлению в случае нарушения, правовое просвещение населения по вопросам реализации и восстановлению нарушенных прав, а также по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка.

В целях обеспечения прав несовершеннолетних, защиты детей от преступности и насилия, духовного нравственного, патриотического воспитании подрастающего поколения в ноябре 2010 года в Свердловской области был назначен Уполномоченный по правам ребенка [5], а в Челябинской области Уполномоченный по правам ребенка был назначен в декабре 2010 года [6].

Помимо института Уполномоченного по правам ребенка в РФ и отдельных субъектах РФ, работа по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних в семье осуществляется и учреждениями социальной направленности, такими как кризисные центры, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, осуществляющими комплексное социальное обслуживание населения.

Указанными субъектами работа ведется по двум основным направлениям. Первое предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического,

поведенческого, общемедицинского характера. Пострадавшему от насилия в семье ребенку требуется медицинская помощь, психологическая, а также материальная поддержка, социально-педагогическое сопровождение. Второе направление — решение комплекса социальных проблем ребенка и восстановление нарушенного по причине совершенного насилия баланса. Защита детей от насилия в семье может осуществляться в любой из указанных организационных структур системы социального обслуживания.

Мировая практика свидетельствует, что создание приютов-убежищ для жертв семейного насилия выступает важным звеном в системе мер обеспечения социально-правовой помощи несовершеннолетним, подвергшихся насилию в семье. Деятельность такого рода организаций помощи особо актуальна для профилактики насилия в отношении несовершеннолетних, поскольку отсутствие своевременной реакции впоследствии может привести к настоящим криминальным драмам. Все учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в помощи по причине насильственных посягательств в семье, осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (вместе с «Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», «Примерным положением о социальном приюте для детей», «Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей») [7]; федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8]; Постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилита-ции»[9]; Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» [10]; Письмом Миноб-рнауки РФ от 10.03.2009 № 06-224 «Об

организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (вместе с «Рекомендациями об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми») [11]; Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» [12]; Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» [13]; Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы [14]. Немалое значение принадлежит и актам регионального характера. В частности, в Челябинской области разработаны и действуют: областная целевая программа «Дети Южного Урала»; городские целевые программы «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей города Челябинска в каникулярное время»; «Семьи и дети группы риска» и др.

В нашей стране социальные приюты являются специализированными муниципальными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются в системе органов социальной защиты населения и имеют основную задачу деятельности — обеспечение временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства. Для выполнения этой задачи осуществляются следующие функции: выявление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомление родителей несовершеннолетних или их законных представителей, органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приютах; решение вопроса о возвращении детей родителям или их законным представителям, осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; решение вопроса о возвращении несовершеннолетних, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, представителям указанных учреждений; взаимодействие с социальными органами по поводу временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период каникул и в свободное от учебы время; организация оздоровительной деятельности в лагерях с дневным пребыванием, созданными на базе учреждения; осуществление мероприятий по повышению качества обслуживания, внедрение в практику прогрессивных форм и методов социальной реабилитации детей и подростков; а также другие функции в соответствии с нормативными правовыми актами.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних имеет следующие задачи: а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации; д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на вы-

ход из трудной жизненной ситуации; е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; л) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

Одной из наиболее успешных форм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия в семье, являются кризисные центры. Кризисные центры осуществляют работу по искоренению толерантного отношения общества к проблемам насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также взаимодействуют с законодательной властью по созданию механизма защиты от насильственных посягательств по отношению к несовершеннолетним. Основными задачами кризисного центра являются: а) предупреждение насилия в отношении несовершеннолетних путем изменения общественного сознания по проблеме насилия с помощью образовательной и информационной работы с несовершеннолетними, государственными структурами, разработки и внедрения образовательных программ по проблеме насилия в отношении несовершеннолетних; б) защита прав и интересов пострадавших от насилия в семье несовершеннолетних путем разработки механизма защиты; в) оказание помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия путем предоставления квалифицированной помощи.

Одним из основных специальных субъектов профилактической деятельности являются органы опеки и попечительства, которые в соответствии с Фе-

деральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [15] принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка; решают вопросы по восстановлению необходимых документов и защите имущественных прав ребенка (свидетельство о рождении, справки о жилье, о закрепление жилья за ребенком и т.д.); организуют сбор материалов на лишение родительских прав, составляют мотивированное заключение и направляют материалы по лишению родительских прав в прокуратуру или суд; при необходимости принимают участие в судебных разбирательствах на стороне несовершеннолетнего; готовят материалы для государственного устройства ребенка. Кроме того, специалисты органов опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов детей, родители, которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию; проводят обследование условий жизни и воспитания детей, в том числе, детей, находящихся в подобных семьях, ведут учет детей указанной категории и составляют планы мероприятий по защите их прав, с тем, чтобы по возможности не допустить их изъятия из семьи [16].

Вместе с тем, все названные функции не в полной мере способствуют реальной возможности органов опеки и попечительства устанавливать и осуществлять комплексные проверки в связи со случаями жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, деятельности международных организаций, занимающихся вопросами усыновления.

Немаловажное значение в сфере профилактики семейного насилия в отношении несовершеннолетних имеет эффективная работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые функционируют в муниципальных органах власти, являясь структурными подразделениями районных, городских и областных (республиканских, краевых) администраций или правительств. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра-

вонарушений несовершеннолетних» [17], является органом, на который возложена охрана прав несовершеннолетних, организация работы по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, координация деятельности всех государственных органов и общественных организаций по данным вопросам, а также рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, совместно с другими органами и общественностью, выявляет, берет на учёт и принимает меры к устройству несовершеннолетних, которые остались без родителей или родители которых не обеспечивают их надлежащего воспитания, а также несовершеннолетних, оставивших обучение, не работающих и др.; осуществляет контроль за соблюдением на предприятиях условий труда несовершеннолетних, за постановкой производственного обучения и воспитательной работы с ними. Комиссия контролирует условия содержания и воспитания детей и подростков в производственно-технических училищах, школах-интернатах, детских домах и т.д.; организацию досуга по месту жительства. Исключение несовершеннолетнего из учебного заведения или переход подростка, не получившего общеобязательного образования, из школы в ПТУ или иное учебное заведение, допускается лишь с согласия комиссии.

В Челябинской области работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав преимущественно основывается на положениях федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с последними изменениями от 15.07.2016 года) [18]. Ежегодно, на протяжении 9 лет, межведомственная комиссия в Челябинской области проводит мероприятия, целью которых является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, такие как: 1) оказание социально-педагогической, медико-психологической, правовой помощи детям и семьям, находящимся в социально-опасном положении; 2) ежегодное проведение акций «Дети улиц», «Подросток»», направленных на оказание экстренной помощи безнадзорным детям; 3) проведение межведомственной

акции «За здоровый образ жизни», где основными задачами ее состояли в создании условий для формирования у детей здорового образа жизни, помощи тем детям, которые находятся на ранних стадиях употребления алкогольной и табачной продукции; 4) проведение областной акции «Образование всем детям», главной целью которой явилось обеспечение прав каждого ребёнка на получение общего образования, в результате проведения которой выявляются дети школьного возраста, не приступившие к занятиям по разным причинам. В некоторых случаях удалось ликвидировать эти причины и вернуть детей в учебные заведения. Одни родители были лишены родительски прав, другие понесли административную или уголовную ответственность. Семьям, которые не смогли обеспечить посещение школы из-за финансовых затруднений, была оказана материальная помощь[19].

Таким образом, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координирующим органом, основными задачами которого являются: повышение оперативности в получении информации о фактах насилия и жесткого обращения с детьми с целью своевременного принятия соответствующих мер; создание объективной системы учета детей, ставших жертвами насилия и жестокого обращения в семье с целью восстановления их нарушенных прав и дальнейшей реабилитационной работы с семьей и ребенком; распространение доступной информации для ребенка, подвергшегося насилию, о местах, куда можно обратиться за помощью, для граждан, ставших свидетелями жестокого обращения с ребенком, о местах, куда можно обратиться с сообщением; формирование через СМИ общественного мнения о роли и месте семьи в обществе, о здоровом образе жизни, о негативном отношении к насилию и жестокости в семье; привлечение общественности к решению этих проблем и их профилактике.

Исходя из вышесказанного, отметим, что изучение российского опыта в области защиты детства свидетельствует о том, что благополучие детей и их нормальное развитие возможно, как правило, только с участием родителей, в условиях благополучной семьи.

К проблеме предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних в семье причастны целый ряд субъектов социальной политики и гражданского общества: службы социальной помощи, органы здравоохранения и образования, общественные структуры, средства массовой информации, государственные структуры, ответственные за социальную защиту семьи, особенно — кризисной, многодетной и т. д. Для того, чтобы деятельность данных организаций была более согласованной и координированной, нужен комплексный подход к проблеме предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних в семье.

Для реализации указанной системы взаимодействия государственных и общественных структур, нужен ряд последовательных шагов, направлений деятельности. Можно выделить, в частности, следующие: 1) укрепление правовой регуляции внутрисемейных отношений; 2) координация действий социальных служб, органов здравоохранения; 3) усиление активности социальной науки, школы, СМИ, общественных, в особенности женских, организаций по поддержке женщины-матери и ребенка и их защите от семейного насилия; 4) утверждение правового менталитета в обществе и возрождение лучших семейных традиций; 5) защита семьи от внешнего вмешательства органов государства, 6) организация эффективных информационно-просветительских кампаний и принятие мер для предоставления информации, ориентации и консультирования родителей в целях предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье; 7) проведение систематических учебных и информационно-просветительских кампаний для всех специалистов, работающих с детьми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 // Российская газета. № 166. 04.09.2009.

2. Павел Астахов стал национальным координатором от РФ по защите прав детей. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://komi.kp.ru/online/news/752065/

3. Защита прав и интересов ребенка — прежде всего [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/news/subj/more.htm?id=10558137@egNews

4. Уполномоченный по правам ребенка в ямало-Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.yamalchild.ru/.

5. В Свердловской области был назначен Уполномоченный по правам ребенка — Игорь Морковин [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.justmedia.ru/news/ politics/2011/02/15/80539.

6. В Челябинской области был утвержден Уполномоченный по правам ребенка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://chelnovosti.ru/news/main-news/7073-11. html.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 04.12.2000. № 49. Ст. 4822 (в редакции от 10.03.2009).

8. Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802. (с последними изменениями от 28.11.2015).

9. Бюллетень Минтруда Российской Федерации. № 5. 2002. (с последними изменениями от 23.01.2004) // КонсультантПлюс.

10. Собрание законодательства РФ. 10.08.1998. № 32. Ст. 3911. (с последними изменениями от 10.03.2009) // КонсультантПлюс.

11. Вестник образования. № 12. Июнь. 2009.

12. Российская газета. № 110. 10.06.1998. (с последними изменениями от 06.02.2007) // КонсультантПлюс.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 02.04.2007. № 14. Ст. 1688. (с последними изменениями от 12.02.2011) // Консультант плюс.

14. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2012, «Собрание законодательства РФ», 04.06.2012, N 23, ст. 2994

15. Российская газета. № 94. 30.04.2008. (с последними изменениями от 09.12.2015) // Консультант плюс.

16. О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 06 — 364 // Документ опубликован не был. // КонсультантПлюс.

17. Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177. (с последними изменениями от 03.07.2016) // КонсультантПлюс.

18. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ ( с последними изменениями от 15.07.2016 г.)// КонсультантПлюс.

19. Работа комиссии по делам несовершеннолетних [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.losev-zs74.ru/workinzso/19.

20. Таневае З.Р. Семейное неблагополучие как фактор виктимизации несовершеннолетних // Виктимология. — 2015. — № 2. — С. 30-35.

21. Майоров А.В. Виктимологическая профилактика в отношении несовершеннолетних // Правопорядок: история, теория, практика. — 2013. — №1. — С. 20—23.

22. Муллахметова Н.Е. Новеллы законодательства о защите жертв семейно-бытово-го насилия // Виктимология. — 2016. — № 2. — С. 51—55.

ШТЕФАН Алёна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Института права ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» E-mail: al.schtefan2011@yandex.ru

Schtefan A. V.

TO THE QUESTION ABOUT THE SUBJECTS OF THE SPECIAL WARNING OF VIOLENCE IN REGARD TO MINOR IN FAMILY

In the article activity of subjects of specially-preventive activity is exposed on warning of violence in regard to minor in family, and also activity of subjects of social politics and civil society : services of social help, health and education authorities, public structures, mass medias, state structures accountable for social defence of family.

Keywords: minor, warning of violence, violence in family, subjects of the special warning.

SCHTEFAN Alena V., candidate of legal sciences, associate professor of department of criminal law and criminology of Institute of right "Chelyabinsk state university" E-mail: al.schtefan2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.