Научная статья на тему 'Problems of media education and media safety'

Problems of media education and media safety Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / MEDIA EDUCATION / MEDIA SAFETY / PEDAGOGICS / SYSTEM OF EDUCATION / COMMUNICATION / CRITICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Alad’ina G. V.

The problems of media education and dangers related to him come into question in the article. Given it a shot to educe reasons of negative displays and factors their originative. General recommendations are given on media safety, along with the positive estimation of measures of prohibitive character and passing a federal act of Russian Federation from December, 29, 2010 № 436-ФЗ “About protecting of children from information, causing harm to their health and development”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Problems of media education and media safety»

ной школы // Медиаобразование. 2005. № 2. С.23-28.

3. Коханая, О. Е. Аксиологическая функция детских и юношеских СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М., 2012. С. 358.

4. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М., 1990. 456 с.

5. Селевко, Г. К. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко // Школьн. технологии. 2002. № 3 С. 109-110.

6. Стерхова, С. А. Молодежь. Государство. СМИ. Конфликт интересов? // Молодежь и медиа. Цели и ценности : сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. «Молодежь и медиа. Цели и ценности» (Москва, 28-29 апреля 2011 г.). М., 2011.С. 113-119.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 13-16.

Г. В. Аладьина

ПРОБЛЕМЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ

Обсуждаются проблемы медиаобразования и медиабезопасности. Делается попытка выявить причины отрицательных проявлений воздействия медиасредств и факторы, их порождающие. Даются общие рекомендации по медиабезопасности, наряду с положительной оценкой мер запретительного характера и принятия Закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ключевые слова: медиаобразование, медиабезопасность, педагогика, система образования, коммуникация, критическое мышление.

Педагогическая наука облекает процесс воспитания и образования в наиболее доступную для усваивания форму, поэтому педагогика не может не использовать в своей работе такой мощный, проникший во все формы жизни современного общества, инструмент, как медиасредства. С их помощью наметилась возможность перевода образовательного процесса на более качественный уровень, как инструмента, обладающего необозримыми пока возможностями.

Однако все нарастающий, трудно контролируемый информационный медиапоток порой превращается в источник серьезных личностных проблем. Существует еще и опасность вредного физического воздействия технических медиасредств, сильных электромагнитных полей и других вредных факторов на человека. Но этот аспект в настоящее время сводится только к ограничению времени пользования техническими медиасредствами. Все это представляется серьезной темой для отдельного рассмотрения и изучения.

Возможность использования медиасредств в педагогике проявляется в систематизирован-

ном ознакомлении учащихся с азами медиакультуры, конструктивной ее критикой, активным поиском смысла образования, созданием наилучших условий для обучения, разработкой методик по усвоению изучаемого материала: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, для противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, позитивного саморазвития личности» [3].

Образование на базе информационного общества начинает эффективно использовать новейшие средства информации и информационной технологии. В частности, в нашем колледже создан свой сайт stroycoleg@mail.ru. Желающие могут виртуально прогуляться по колледжу, заглянуть в кабинеты, ознакомиться с информацией для студентов и абитуриентов, узнать расписание, успеваемость, последние новости и методическую литературу для самостоятельных занятий студентов, работу

кружков и секций. Мы считаем необходимым рассматривать медиа- и образовательное пространство как взаимодополняющие друг друга.

В нашем колледже для ограничения доступа студентов к негативным, нежелательным и опасным интернет ресурсам используется программа Netpolice. Удобные настройки программы позволяют установить фильтр для негативной и опасной информации, количество которой растет с каждым днем. В комплексе мер по медиабезопасности в нашем учебном заведении предусмотрено ограничение доступа к медиаресурсам путем предоставления медиаинформации студентам. Необходимо отметить, что самым действенным методом в вопросах медиабезопасности является поддержка правительственных структур, в том числе государственная программа, выраженная в законе РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот документ дает возможность принятия эффективных мер борьбы с действием ищущих сиюминутной выгоды безответственных создателей и пользователей интернет-ресурсов.

Однако медиасредства представляют личности широкие возможности коммуникации, чем они, по сути, и являются, а также открывают доступ к самообразованию, к неисчерпаемым ресурсам проведения досуга. Тот контролируемый поток информации, который представляли полиграфия, грамзапись, киноискусство, радио, а позднее и телевидение, кажется очень ограниченным в сравнении с океаном возможностей, принесенных с собой Интернетом и мобильной связью. Попытки дискредитации этих достаточно новых технических средств сравниванием их с «помойкой» и «мусорной кучей» представляются малоэффективным способом борьбы с их вредными факторами. В этих условиях совершенно понятна тревога передовых исследователей проблем медиаобразования. Так, А. В. Федоров, отмечая неотвратимость воздействия медиаинформации, считает одним из способов решения проблемы использование методик, помогающих развитию критического отношения к поступающей информации: «В современных условиях произведения медиакультуры во многом способствуют, хочет человек этого или нет, формированию его ценностных ориентаций, интеллектуальной и эмоциональной сферы, а в конечном итоге - и жизненной позиции настоящих и будущих поколений. Теория развития критического мышления имеет цель научить

школьников и молодежь ориентироваться в информационном потоке, а также нейтрализовать возможность манипуляции сознанием аудитории со стороны медиаисточников. Нужно отметить, что положения данной теории имеют все больше сторонников» [4].

Наряду с запретительными и ограничительными мерами существуют косвенные формы медиабезопасности, например, вовлечение молодежи в различные объединения и структуры, в частности, кружки и секции, активно использующие все доступные медиасредства, при достаточном контроле со стороны руководителей этих структур. В нашем колледже работают два клуба, создан музыкальный коллектив и восемнадцать кружков, в том числе клуб «Эколог». Работа кружков представлена на сайте колледжа для широкого доступа.

Одной из форм привлечения студентов к широкому обсуждению интересующих вопросов являются интернет-конференции и форумы. Примером стал проведенный V Международный студенческий научный форум 2013 г., прошедший с 15 февраля по 1 апреля 2013 г. На форум по 22 научным направлениям было представлено 5 904 доклада. В 2013 г. в обсуждении приняли участие более 7 000 человек. Опубликовано на сайте более 95 тысяч комментариев и вопросов. В связи с этим можно с уверенностью заявить, что форум явился наиболее масштабной и представительной студенческой научной конференцией в России.

Основной проблемой медиабезопасности представляется именно развлекательная составляющая медиазоны. Хотя следует отметить, что заинтересованность учащихся самообразованием в свободное время является активной и действенной борьбой с опасностью, которую представляет часть медиаинформации. Очевидно, что проблема медиабезопасности тесно связана с проблемой свободного времени, причем не только молодежи. На это обращал внимание общественности П. Л. Капица еще в 1972 г.: «Есть высказывания, что неумение людей использовать свой достаток и досуг может стать для человечества не менее опасным, чем гибель от всеобщей атомной войны. <...> Задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира. <.> Поэтому

сейчас задача ставится иная: как придать досугу рядового человека творческий характер, с тем чтобы он мог его любить и осмысленно использовать. Жизнь показывает, что такая деятельность в период досуга для большинства людей вполне осуществима. Она может лежать либо в области гуманитарных интересов, либо в области научно-технических, либо в области социальных проблем. Многие люди уже стали этой деятельности отдавать свой досуг. Но жизнь также показывает, что только тот человек может с интересом проводить свой досуг, который достаточно образован и, главное, приучен вносить в свою деятельность творческий элемент» [2. С. 16-18].

Не ставя под сомнение слова выдающегося ученого, все же хочется отметить некоторую утопичность таких ожиданий. Современные медиасредства позволяют человеку предаваться своим слабостям в несравнимо больших масштабах, чем любые известные до сих пор формы праздности, лени и пороков, предоставляя людям (вероятно, наиболее сильным и более ловким) невиданную ранее возможность пользоваться человеческими слабостями, спекулировать на них. Неслучайно индустрия медиаигр - одна из самых прибыльных. Стремительный рост доходов в данном секторе рынка - слишком большой соблазн для бизнеса.

Являясь, бесспорно, одним из средств образования и едва ли не единственной формой обучения ребенка грудного возраста, игровая форма обучения постепенно уступает другим имитационным, а затем и активным формам обучения. Однако, по данным маркетинговых исследований, опубликованным на сайте MCZone.ru, виртуальные игры вошли в нашу жизнь одновременно с появлением в ней компьютеров. У всех владельцев ПК есть паратройка любимых игр, в которые они играют в свободное время. Сегодня же многие предпочитают играть в Интернете, ведь здесь можно играть без всяких ограничений.

Индустрия игр очень развита, и каждый имеет возможность выбрать игру в соответствии со своими предпочтениями. Основную массу увлеченных геймеров составляют подростки, но это вовсе не означает, что люди постарше равнодушны к виртуальным играм. Просто предпочтения у представителей разных возрастных групп различаются.

Существуют игры, в которые увлеченно играют как подростки, так и довольно зрелые мужчины. Это всевозможные гонки, стрелялки

и тому подобное. Зачастую отец семейства с азартом гоняет на автомобиле «по сети». И для некоторых категорий населения это явление носит угрожающий характер, сравнимый по степени наносимого вреда с наркоманией и алкоголизмом.

Сегодня медиаобразование носит несколько хаотичный, малопрограммируемый и малопрогнозируемый характер действий и результатов. В основном, как нам представляется, это происходит из-за преобладания медиаинформации, относящейся к имитационным формам обучения, на которых, собственно, и построен весь развлекательный сегмент медиапространства, включая нелюбимую всеми рекламу: «В XXI веке предельна роль зрителя или слушателя, его установки на творческое соучастие на энергию распада, или на ностальгическое бегство к иной классической, уже исходно заданной гармонии, или, наконец, на сомнамбулическое сладострастие, “стояние” в точке этого балансирования, когда соучастие подменяется со-кричанием, совместным внушением, экстазом» [1]. А отсутствие образования, у индивидуума ведет отнюдь к не желанию «образовываться», ограничиваясь стремлением к развлечениям. Роль педагога в данном контексте, вероятно, должна сводиться к приобщению молодежи к активным формам образования.

Понятно, что в данный период процесс развития индивидуума при посредстве медиаобразования интенсивно изучается. Появляются мотивации его развития и использования. Для более качественного процесса обучения возникают новые методы использования медиаобразования. В последние годы ХХ в. российскими учеными была проведена четкая классификация его теоретической структуры:

- практико-утилитарные модели;

- эстетические модели (ориентированные на ознакомление с лучшими произведениями медиакультуры), развитие художественного вкуса);

- воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, психологических, идеологических, религиозных, философских проблем на материале медиа);

- социокультурные, культурологические модели (социокультурное, культурологическое развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров);

- образовательно-информационные модели (изучение теории и истории медиа и медиаобразования, языка медиакультуры).

Вопросы медиаобразования исследуются в научных трудах отечественных и зарубежных авторов. В частности, Ю. Н. Усов разработал методику внедрения медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся. Главной целью медиаобразования он выдвигал «эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально-интеллектуальное образование аудитории» [1. С. 238]. Привлечь к поиску мотивации и цели приобретения таких знаний, овладев которыми личность повысит качество своей жизни и принесет пользу обществу в целом, вот конечная цель педагогов. Ведь известно, что увлеченные своей работой люди счастливы в своем творчестве и вносят неоценимый вклад в развитие своей Родины: «Новые информационные технологии не вытесняют традиционные -количество информации продолжает нарастать. Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе. Появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное “информационное поле”, представляет собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений). Проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией исследует такое направление в современной педагогике как визуальная грамотность (англ. visual literacy)» [3].

Кроме этих серьезных, но во многом частных целей, представляется, что развитие ме-

диаобразования подтверждает правильность сторонников так называемой теории информационного общества, согласно которой основным средством развития общества выступает не производство сельскохозяйственной продукции, а затем индустриальных средств, но получение, накопление, передача и, наконец, продажа информации, технологий и научных знаний. Вероятно, для решения возникающих при этом проблем медиабезопасности, кроме обсуждения морального аспекта проблемы, необходимы и запретительные меры. Вот почему принятие Закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» приветствуется всеми, кто неравнодушен к проблеме воспитания детей.

Список литературы

1. Библер, В. С. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. М., 1997. 440 с.

2. Капица, П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи: доклад на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы // Вопр. философии. 1972. № 7. С. 16-19.

3. Столбникова, Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог, 2006. 160 с.

4. Федоров, А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А. В. Федоров, И. В. Челышева. Таганрог, 2010. 148 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 16-23.

С. В. Аникиенко

К ПРОБЛЕМЕ ДОСТОВЕРНОСТИ МЕДИАИНФОРМАЦИИ (на примере фактологического материала о М. Ф. Гнесине)

Ставится проблема достоверности медиаинформации на примере фактологического материала о работе выдающегося советского педагога и композитора Михаила Гнесина в Екатерино-дарском музыкальном училище в 1911-1913 гг. Обращение к теме обусловлено выявленными многочисленными фактологическими ошибками в источниках медиаинформации.

Ключевые слова: М. Ф. Гнесин, Екатеринодар, 1911-1913 гг., фактологический материал, медиаинформация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.