Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 10-13.
ФИЛОЛОГИЯ
Ю. А. Агафонова
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА - «ОСТРОВОК» МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Рассматривается такая актуальная проблема современного общества, как медиабезопасность детей и подростков. Для эффективного решения этой проблемы предлагается использовать в российской школе воспитательный потенциал школьных печатных изданий, которые в нынешних условиях кризиса институтов семьи и образования играют особую роль в жизни современных подростков и становятся для них своеобразным «островком» медиабезопасности.
Ключевые слова: медиабезопасность, медиаобразование, школьные печатные издания, воспитательный потенциал.
В последние годы современное российское общество столкнулось с целым комплексом серьезнейших проблем, связанных с усиливающимся влиянием средств массовой информации и коммуникации на современных детей и подростков.
По мнению Л. В. Брик, именно СМИ в условиях кризиса института семьи и образования становятся «наиболее доступным и наиболее влиятельным механизмом формирования личности подрастающего поколения, мировосприятие которого часто оказывается неспособным приобрести верные ориентиры в потоке сильно искаженной информации, передаваемой по разным каналам СМИ» [1]. А. В. Мудрик также обращает внимание на то, что «еще до недавнего времени система социального воспитания не ставила перед собой цели подготовки подрастающего поколения к взаимодействию со СМИ, к использованию информационных технологий в воспитательных целях, влиянию через средства массовой коммуникации на формирование личности человека» [4]. Однако в нынешних условиях, когда современные массмедиа все агрессивнее присваивают себе просветительские и образовательные функции, ситуация кардинально меняется. Возникает острая необходимость в такой подготовке. Это обусловлено еще и тем фактом, что влияние СМИ на формирование личности современного подрастающего поколения, по большей части, негативное, что вызывает серьезную озабоченность у педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей и представителей широкой общественности.
В связи с усиливающейся необходимостью обеспечения информационной безопасности
детей и подростков Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астаховым было высказано предложение регулярно проводить в российских школах уроки по медиабезопасности и рассказывать школьникам о правилах безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты в интернет-сетях и мобильной связи.
Безусловно, телевидение и Интернет являются у сегодняшних школьников приоритетными источниками информации и коммуникации. И это не удивительно, поскольку современное подрастающее поколение, имеющее «клиповое мышление», все сильнее ориентируется на визуальную, а не на вербальную информацию. Поэтому, соглашаясь с мнением П. Астахова, российских детей и подростков необходимо учить безопасному взаимодействию, в первую очередь, с этими средствами массовой коммуникации. Однако не меньшую медиаопасность для подрастающего поколения несут и печатные СМИ.
А. Г. Селевко пишет о том, что воспитательные функции СМИ заключаются «в передаче образцов жизни, примеров поведения, в пропаганде ценностей, отношения к миру, людям, самому себе, в приобщении к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества» [5]. Воспитательный потенциал СМИ широко использовался, например, в советский период. На таких изданиях, как «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», журналах «Костер» и «Юность», замечательных телевизионных передачах об истории и культуре выросло не одно поколение советских детей.
К сожалению, в современных социальноэкономических условиях огромный воспитательный потенциал федеральных, региональных и городских печатных СМИ используется не так, как хотелось бы. Большинство молодежных изданий проблему просвещения и воспитания (в том числе и патриотического) своих читателей понимают очень однобоко. Их глянцевые страницы пестрят публикациями, из которых подросток может узнать все гламурные новости и сплетни из жизни звезд шоу-бизнеса, но не более того.
В 2002 г. на коллегии Большого жюри Союза журналистов был поднят вопрос о молодежном журнале «Молоток», который систематически публиковал материалы, развращающие подростков. Такие же обвинения были предъявлены и молодежным журналам «Cool» и «Coolgirl», которые еженедельно выходили тиражами 300 000 экземпляров. В 2006 г. прокуратурой Москвы этим изданиям было предъявлено обвинение в нарушении законодательства в области распространения информации, наносящей вред здоровью детей, их нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию и антиобщественное поведение. Вместе с исполнителями законодательной власти тексты молодежных журналов были тщательно проанализированы экспертами в области педагогики и психологии. В отношении журналов было даже возбуждено уголовное дело, но вскоре его закрыли под предлогом отсутствия цензуры на территории Российской Федерации. Эти молодежные журналы до сих пор каждую неделю выходят в свет и проводят свою «воспитательную работу» с российскими детьми и подростками.
Еще три десятка лет назад советские печатные СМИ считались эталоном грамотной русской речи. Сегодня ситуация изменилась, а большинство медиатекстов, по мнению А. А. Журина, «вызывает интенсивную деформацию национального самосознания, в основе которого лежит разрушение русского языка» [2]. Оказывает свое разрушительное влияние и все возрастающий объем иностранных слов, которые вытесняют или почти полностью заменяют в медиатекстах исконно русские значения.
Серьезное беспокойство вызывает и факт активного использования в печатных СМИ, в том числе и молодежных, инвективной лексики. Вульгарный низкий стиль, используемый
во многих, особенно «желтых», газетах и журналах, не может быть инструментом приобщения подрастающего поколения к основам духовной культуры.
В своей статье «Молодежь. Государство. СМИ. Конфликт интересов?» С. А. Стерхова замечает, что «рыночный характер современных СМИ не оставляет иллюзий по поводу направленности воздействия формируемых образов на молодежную аудиторию» [6]. Сегодня многие отечественные ученые и педагоги солидарны во мнении, что большинство современных печатных СМИ являются явной медиа-угрозой для российских детей и подростков, ведь они формируют пассивное состояние сознания и искаженное представление о реальности, тем самым прививая чуждую нашему народу культуру и духовные ценности.
Конечно, самым простым способом борьбы за медиабезопасность наших детей и подростков могло бы стать закрытие «желтых» печатных изданий и введение жесткой цензуры в глянцевых молодежных журналах, но это может только усугубить ситуацию: ведь, как известно, «запретный плод - всегда сладок». Да и в условиях коммерциализации журналистики такой подход вряд ли возможен. Печатные СМИ необходимо сделать не противниками, а союзниками в благородном деле воспитания подрастающего поколения. У современных детей и подростков, перегруженных негативной информацией, должны быть «островки стабильности», «некие амортизаторы, позволяющие ребенку восстановить свои душевные силы, сохранить целостность индивидуальности», как пишет О. Е. Коханая [3].
Таким своеобразным «островком медиабезопасности» для детей и подростков могут стать, например, школьные печатные издания. Являясь важным элементом социализации детей и подростков, школьные газеты, журналы и альманахи играют особую роль в приобщении подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, так как радикально отличаются от тех красочных изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Миссия школьных изданий, в первую очередь, просветительская и воспитательная, и только в последнюю - развлекающая. Самый важный результат работы школьных редакций - не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а те качественные нравственные изменения, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает.
Сегодня в России выходит около трех миллионов экземпляров школьных газет, журналов и альманахов. Круг читателей одного школьного издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек - самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, молодежь из близлежащих районов. Такая популярность школьных изданий объясняется, в первую очередь, тем, что статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом молодежном издании, ведь они написаны «своими о своем».
Самостоятельно работая над материалами о школьных мероприятиях, рассказывая об учителях и одноклассниках, о работе кружков, старшеклассники, с одной стороны, учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, письменно формулировать свои мысли, а с другой - эта работа приносит богатые плоды социального воспитания.
Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.
Процесс создания любого школьного СМИ невозможен в одиночку, это всегда процесс коллективный, однако коллектив коллективу рознь. Дружеская компания, например, отличается от коллектива одноклассников, в котором самые разные ребята собрались не по своему желанию, а вынужденно. Школьная редакция - это всегда коллектив единомышленников, которых объединяет общая цель. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. А. В. Мудрик писал о той важнейшей роли, которую «общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности» [5].
В феврале 2013 г. среди учеников московского лицея № 1548 был проведен опрос, в котором участвовало 187 школьников с 8 по
11 класс. Ребятам было предложено ответить на вопрос, как они относятся к употреблению ненормативной лексики в средствах массовой информации? 56 % респондентов ответили на этот вопрос положительно; 32 % заявили, что к
инвективной лексике относятся отрицательно, но иногда ее употребление в СМИ оправданно;
12 % школьников высказали крайне отрицательное отношение к использованию ненормативных слов в СМИ.
Затем лицеистам предложили ответить на вопрос: допускается ли, по их мнению, использование бранных слов и ненормативной лексики в школьных печатных изданиях? И здесь ситуация кардинальным образом изменилась. 87 % лицеистов посчитали использование такой лексики в школьных изданиях неприемлемым! Среди этих ребят были и те, кто активно участвует в создании лицейской газеты.
Во многих классах письменный опрос постепенно перерос в активную дискуссию, во время которой лицеисты аргументировали свое отрицательное отношение к использованию ненормативной лексики в школьных изданиях тем, что «эти газеты читают еще учителя и родители», что «хоть где-то хочется отдохнуть от мата», что «школьная газета должна воспитывать, а не опускаться до уровня жаргонной речи» и т. д. А сами корреспонденты лицейской газеты признались, что у них рука не поднимется вставить «такие словечки» в свою статью.
Вывод в данной ситуации напрашивается сам собой: большинство современных детей и подростков нуждаются в таких «островках медиабезопасности», как школьные газеты. И особенно это проявляется в нынешней противоречивой ситуации, связанной с усилением негативного влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение. Наши дети устали от негатива, который, подобно девятому валу, обрушивается на них со страниц взрослых СМИ, от пошлости, жестокости и агрессии окружающего мира. В сложившихся обстоятельствах школьные издания способны инициировать в современных детях и подростках значительные нравственные изменения и заложить прочную основу для дальнейшего формирования личности успешного современного человека.
Список литературы
1. Брик, Л. В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социальнопозитивных ориентаций молодежи // Вестн. Моск. гос. техн. ун-та им Н. Э. Баумана. Т. 11. № 1. 2008. С.175-178.
2. Журин, А. А. Интеграция медиаобразования с курсом средней общеобразователь-
ной школы // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 23-28.
3. Коханая, О. Е. Аксиологическая функция детских и юношеских СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М., 2012. С. 358.
4. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М., 1990. 456 с.
5. Селевко, Г. К. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко // Школьн. технологии. 2002. № 3 С. 109-110.
6. Стерхова, С. А. Молодежь. Государство. СМИ. Конфликт интересов? // Молодежь и медиа. Цели и ценности : сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. «Молодежь и медиа. Цели и ценности» (Москва, 28-29 апреля 2011 г.). М., 2011.С. 113-119.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 13-16.
Г. В. Аладьина
ПРОБЛЕМЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ
Обсуждаются проблемы медиаобразования и медиабезопасности. Делается попытка выявить причины отрицательных проявлений воздействия медиасредств и факторы, их порождающие. Даются общие рекомендации по медиабезопасности, наряду с положительной оценкой мер запретительного характера и принятия Закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Ключевые слова: медиаобразование, медиабезопасность, педагогика, система образования, коммуникация, критическое мышление.
Педагогическая наука облекает процесс воспитания и образования в наиболее доступную для усваивания форму, поэтому педагогика не может не использовать в своей работе такой мощный, проникший во все формы жизни современного общества, инструмент, как медиасредства. С их помощью наметилась возможность перевода образовательного процесса на более качественный уровень, как инструмента, обладающего необозримыми пока возможностями.
Однако все нарастающий, трудно контролируемый информационный медиапоток порой превращается в источник серьезных личностных проблем. Существует еще и опасность вредного физического воздействия технических медиасредств, сильных электромагнитных полей и других вредных факторов на человека. Но этот аспект в настоящее время сводится только к ограничению времени пользования техническими медиасредствами. Все это представляется серьезной темой для отдельного рассмотрения и изучения.
Возможность использования медиасредств в педагогике проявляется в систематизирован-
ном ознакомлении учащихся с азами медиакультуры, конструктивной ее критикой, активным поиском смысла образования, созданием наилучших условий для обучения, разработкой методик по усвоению изучаемого материала: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, для противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, позитивного саморазвития личности» [3].
Образование на базе информационного общества начинает эффективно использовать новейшие средства информации и информационной технологии. В частности, в нашем колледже создан свой сайт stroycoleg@mail.ru. Желающие могут виртуально прогуляться по колледжу, заглянуть в кабинеты, ознакомиться с информацией для студентов и абитуриентов, узнать расписание, успеваемость, последние новости и методическую литературу для самостоятельных занятий студентов, работу