БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 3, с. 3-7
Библиотековедение
УДК [004 + 02] : 378 ББК 74.58 + 78.30
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
© И. С. Пилко, 2010
Кемеровский государственный университет культуры и искусств 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17
Введено понятие, сформулированы задачи медиаобразования. Охарактеризованы основные направления формирования медиакомпетенций у выпускников Института информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Подчеркнута значимость научного осмысления проблем медиаобразования в современном социуме.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетенции, медиаобразовательные ресурсы, медиаобразо-вательные технологии, высшее образование, специалисты библиотечно-информационной сферы.
The author formulates the notion and tasks of media education and characterizes main directions of forming media competences at graduates of Institute of information and library technologies of the Kemerovo state university of culture and arts. The importance of scientific understanding of problems of media education in modern society is underlined.
Key words: media formation, media competences, media educational resources, media educational technologies, higher education, experts of library and information sphere.
Долгое время понятие «медиаобразование» и его производные связывались главным образом со сферой подготовки специалистов в области масс-медиа, РЯ-технологий, либо с использованием каналов массовой коммуникации (печатных средств массовой информации, радио, телевидения, Интернета) в образовательной и самообразовательной деятельности. Однако даже классическое толкование этого понятия позволяет экстраполировать его и на другие сферы профессиональной деятельности (в частности, библиотеч-но-информационную), и на практику подготовки специалистов для различных отраслей производства и социальной сферы.
Медиаобразование - это процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), направленный на освоение культуры общения с медиа; развитие творческих, коммуникативных способностей; формирование критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиа-текста; обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники [1].
Медиаобразование сегодня есть непрерывный процесс социализации и самообразования человека под воздействием средств массовой коммуникации
И. Власенко
Освоение медиапространства в образовательных, самообразовательных и профессиональных целях, владение знаниями и практическими умениями по созданию медиатекстов, развитые аналитические способности интерпретации и оценки их содержания являются важной составляющей информационной компетентности личности - медиа-грамотности (media literacy) [2]. Для специалистов библиотечно-информационной сферы (библиотекарей-библиографов, референтов-аналитиков, менеджеров информационных ресурсов, технологов автоматизированных информационных ресурсов) данные характеристики являются не только общекультурными, но и профессиональными компетенциями. К медиакомпетенциям относят способность анализировать, адаптировать, запрашивать, искать, обобщать, обрабатывать, обсуждать, осмысливать, проверять, синтезировать, систематизировать, структурировать, уточнять медиасо-общения и медиатексты. На формирование подобных умений работы с любой документированной информацией (включая медийную) ориентирована система подготовки, переподготовки и повы-
шения квалификации библиотечно-информацион-ных кадров.
В документах ЮНЕСКО четко определены задачи медиаобразования:
• анализ, критическое осмысление и создание медиатекстов;
• определение источников медиатекстов, их контекст, политические, социальные, коммерческие и / или культурные интересы;
• интерпретирование медиатекстов и ценностей, распространяемых медиа;
• отбор соответствующих медиа для создания и распространения своих собственных медиа-текстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
• получение возможности свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции [4].
Проследим, как реализуются эти задачи в практике подготовки специалистов по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы» в Институте информационных и библиотечных технологий (ИИБТ) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ). Охарактеризуем основные направления использования медиаобразовательных ресурсов и технологий в учебном процессе.
1. Обучение на материалах медиа. Публикации в печатных и электронных СМИ являются важным источником учебной, научной, профессиональной, правовой, общекультурной информации. Сегодня объектом изучения становятся общедоступные базы данных (правовые, статистические, учебные, персональные), электронные библиотеки, электронные публикации, блоги, сайты и порталы различного назначения. Они активно используются в аудиторной и самостоятельной работе студентов.
При изучении будущими референтами и библиотечными технологами информационно-аналитических технологий особое внимание уделяется созданию пресс-релизов, новостных и рекламных сообщений, материалов массовой аналитики, дайджестов, пресс-клипингов, аналитических обзоров, информационных писем и других медиатекстов.
Каналы СМИ становятся объектами групповых и индивидуальных исследовательских проектов: изучается аудитория печатных и электронных СМИ; целевое назначение, тематика, жанровая структура, особенности восприятия; модели текстов, аудио- и визуальных сообщений; формируемые ценности, поведенческие стереотипы; место в структуре досуга и т. п.
Традиционными для выпускающих кафедр библиотечно-информационного профиля являются мониторинговые исследования документных потоков для выявления профильных информационных ресурсов; отслеживания их динамики по формаль-
ным и содержательным параметрам; определения лакун в информационном обеспечении конкретных областей деятельности, решаемых управленческих, научных, производственных задач, актуальных проблем и процессов; оценки качества материалов СМИ; изучения отношения пользователей к публикациям в СМИ.
Приложение методов библиометрического анализа к изучению потоков медиаинформации (их тематической, типо-видовой, географической, хронологической, языковой и т. п. структур) актуально для решения практических задач, связанных с оценкой ресурсной базы информационного обслуживания, информационного обеспечения отдельных проблемно-тематических зон, разработкой рубрикаторов информационных потребностей, планированием перспективного ассортимента информационных продуктов и услуг и др.
В связи с активным освоением электронного медиапространства актуальными направлениями студенческих научных исследований становятся:
• электронные информационные ресурсы и сервисы;
• сферы применения интернет-технологий;
• электронный портрет территории;
• новостная информация на сайтах предприятий и организаций;
• Интернет как источник статистической информации;
• мониторинговые информационные исследования;
• аналитические информационные продукты и услуги в сети Интернет;
• читательские предпочтения компьютерных пользователей.
Презентация результатов исследований на научных конференциях, защитах учебных проектов, заданий производственной практики, в ходе государственной аттестации вызывают неизменный интерес аудитории (студентов, преподавателей, работодателей) и оживленные дискуссии, стимулируя студенческое научное творчество.
Косвенным результатом подобных обсуждений стало убеждение в необходимости расширения методического инструментария информационно-аналитических исследований. Преподаватели вместе со студентами взялись за освоение актуальных методов изучения документных потоков (вебомет-рии, квалиметрии, частотного анализа, пробельного анализа и др.), структурно-семантического анализа текстовой и статистической информации (морфологического, декомпозиции, ранжирования и др.), экспертизы и диагностики (экспертных оценок, Делфи, «мозгового штурма» и др.), синтезирования информации (агрегирования, аналогий, экстраполяции, синтезирования проблемных ситуаций и др.).
2. Обучение с помощью медиа. Применение аудиовизуальных, мультимедийных, телекоммуникационных технологий является уже не инновационной практикой, а неотъемлемой составляющей процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов библиотечно-инфор-мационного профиля в КемГУКИ. Мультимедийными по форме стали лекционные и семинарские занятия в значительной части общепрофессиональных и специальных дисциплин. Без использования медиаобразовательных ресурсов и технологий трудно представить проведение практических и лабораторных работ, разработку и защиту учебных проектов, результатов курсовых и дипломных исследований. Электронные учебные ресурсы, научные и методические публикации, размещенные в сети Интернет, позволяют восполнять дефицит актуальной профессиональной информации, преодолевать временные, пространственные (а иногда и ценовые) барьеры доступа к значимым в контексте изучаемой темы источникам.
Высшей формой медиаобразования справедливо считается дистанционное обучение. К сожалению, вузы культуры и искусств не являются активными производителями и потребителями данного сектора образовательных услуг. В то же время учебные и научные подразделения КемГУКИ давно и серьезно занимаются научным обоснованием возможностей приложения технологий дистанционного обучения к образовательной практике творческого вуза. Выполнен ряд прикладных исследований «Проектирование учебно-информационной среды в системе дистанционного образования» (2001-2003); «Проектирование учебно-информационной среды в системе дистанционного образования в сфере культуры и искусств региона» (2003); проведен эксперимент по внедрению мо-дульно-рейтинговой системы в учебный процесс КемГУКИ» (2008-2009); разработана концепция «Информатизация учебной, научно-исследовательской, творческо-исполнительской и административно-управленческой деятельности КемГУКИ» (2009); апробируются рамочные требования к проектированию и разработке электронных образовательных ресурсов [5]. Активно ведется дистанционное консультирование, рассылка информационных сообщений, обмен учебными материалами, практикуется экспериментальное чтение лекций в режиме телеконференций.
Коллектив ИИБТ приступил к размещению собственных научных публикаций и разработанных преподавателями учебных материалов (гипертекстовых словарей, учебных баз данных, электронных учебников, учебно-методических комплексов и др.) в Интернете. Пока не решен вопрос создания электронной библиотеки университета и формирования управляемой образовательной
среды электронные аналоги печатных материалов и оригинальные электронные продукты размещаются на вузовском и кафедральных сайтах (http:// taoi.kemguki.ru/resources/index.php; http://old.kemguki. ru/structure/inst/in_info/tdk/tdk_publications.html).
3. Создание медиапродуктов. Технологиями создания медиапродукции различного назначения студенты овладевают в лекционных курсах и на практических занятиях, в ходе производственных практик, при выполнении учебных проектов, курсовых и дипломных работ. Подобными заданиями изобилуют курсы «Мультимедийные технологии», «Сетевые технологии», «Библиотечное обслуживание», «Информационное обеспечение региональных потребностей», «Аналитика текста», «Информационно-аналитические технологии», «Информационно-аналитические продукты и услуги» и др.
Все без исключения студенты выполняют учебные задания по разработке мультимедийных презентаций, электронных выставок, дайджестов печатной и электронной прессы, рекламных и PR-текстов. Наиболее пытливые берутся за создание путеводителей по ресурсам Интернета, публичных отчетов библиотек и информационных учреждений, руководств пользователям электронными СМИ, сетевых версий рекомендательных библиографических пособий и т. п. Поощряется увлечение студентов сайтостроением. Приобретя опыт анализа «чужих» сайтов, студенты берутся за проектирование и разработку собственных, ориентированных на досуговые интересы (http://www. lifekemguki.clan.su) или будущую профессию (http://rair-info.do.am). Так, на сайте, разработанном студенткой 5-го курса Татьяной Тараненко (рис. 1) представлена исчерпывающая информация о квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов», включая рубрикатор информационно-аналитической деятельности, рефераты дипломных работ, образцы создаваемых студентами аналитических продуктов, сведения, актуальные для работодателей и абитуриентов.
4. Выполнение медиапроектов по заказу партнеров ИИБТ. Заложенная С. А. Сбитневым традиция выполнять заявки библиотек на проведение прикладных исследований и проектных разработок имеет продолжение и сегодня. Так, по заявкам библиотек разрабатываются электронные выставки, проекты сайтов, электронные библиографические продукты, путеводители по печатным и электронным журналам и др.
Появляются новые партнеры и базы практики в лице FM-радиостанций, музеев, информационно-аналитических и PR-подразделений коммерческих структур и органов управления.
Так, в течение двух лет мы выполняли социальный заказ радиостанции «Кузбасс-FM» по изучению аудитории, интересов и предпочтений
Рис. 1. Главная страница сайта квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов»
радиослушателей. Масштабный проект вызвал большой интерес у студентов и имел серьезный общественный резонанс (рис. 2).
Основным направлением сотрудничества вуза с Кузбасской торгово-промышленной палатой является разработка информационно-аналитических продуктов, размещаемых на сайте организации.
Наш новый партнер - городской Музей-заповедник «Красная горка» - является заказчиком ряда мультимедийных проектов, связанных с историей города Кемерово, презентацией музейных экспозиций и привлечением в музей заинтересованных посетителей.
5. Научное осмысление проблем медиаобра-зования. Статус университета требует от профессорско-преподавательского состава КемГУКИ сочетания учебно-педагогической деятельности с научно-исследовательской. Научным осмыслением феномена «медиаобразование» занимаются не только специальные кафедры ИИБТ, но и философы, культурологи, педагоги, филологи, преподаватели иностранных языков, сотрудники Лаборатории инновационных образовательных технологий.
Об этом, в частности, свидетельствуют масштабные научные форумы, проводимые на базе КемГУКИ. Так, представительный межрегиональный научный форум «Молодежь и медиа» (октябрь 2009 г.) работал по направлениям: «Медиа-пространство современного общества как фактор культурных трансформаций», «Медиакультура студенческой молодежи: социально-гуманитарные аспекты изучения», «Медиаобразовательные ресурсы и технологии - библиотечно-информационной практике», «Информационная грамотность и информационная культу-культура личности». Он включал работу секций,
Рис. 2. Защита проекта «Социологический портрет слушателей FM-радиостанций»
круглых столов, мастер-классов, презентации электронных учебных ресурсов и арт-проектов.
В рамках международной научно-практической конференции «Глобализация и пути сохранения традиционной культуры» (ноябрь 2009 г.) проведен круглый стол «Культурное разнообразие в сети Интернет: что дает глобализация и чего лишает», на котором медиаобразовательная проблематика находилась в центре внимания.
Наконец, в рамках проводимой ежегодно межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей работает постоянно действующая секция «Информационно-образовательные ресурсы и технологии: от информационного общества к обществу знаний».
Постоянное внимание к научным и прикладным аспектам медиаобразования дает несомненный дидактический эффект и способствует повышению медиакомпетентности выпускаемых в КемГУКИ специалистов библиотечно-информационного профиля.
Список литературы
1. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмот-ность : учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Таганрог : Кучма, 2004. - С. 7. - URL: http://www.vipstudent. ru/mdex.php? q=lib&r=26&id= 1174302663&p=6
2. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Vol. 14 / ed. N. J. Smelser, P. B. Baltes. -Oxford, 2001. - P. 9494.
3. Голубева Е. Н. Роль библиотеки в реализации целей медиаобразования // Медиакультура новой России : методогия, технологии, практики : материалы меж-дунар. конф. - Екатеринбург; М., 2007. - Т. 2. -С. 490-496.
4. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO // Education for the Media and the Digital Age. - Vienna, 1999. - P. 273-274.
5. Гура В. В. Теория педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных медиаоб-разовательных ресурсов // Научная мысль Кавказа. -2006. - № 1. - С. 53-56.
Материал поступил в редакцию 01.04.2010 г.
Сведения об авторе: Пилко Ирина Семеновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций, тел.: (3842) 35-83-68, e-mail: [email protected]