Научная статья на тему 'Медиаобразовательные ресурсы и технологии библиотечно-информационной практике'

Медиаобразовательные ресурсы и технологии библиотечно-информационной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные ресурсы и технологии библиотечно-информационной практике»

И. С. Пилко

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ -БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ

20 октября 2009 г. в актовом зале Кемеровского государственного университета культуры и искусств в рамках межрегионального информационного форума «Молодежь и медиа» работала секция «Медиаобразовательные ресурсы и технологии - библиотечно-информационной практике» под руководством доктора педагогических наук, профессора И. С. Пилко.

В работе секции приняли участие преподаватели, аспиранты, выпускники, студенты кафедры ТДК и ТАОИ, а также гости из библиотечных, информационных и образовательных учреждений Сибирского региона (всего - 125 человек).

Секция открылось презентацией фильма о деятельности лаборатории инновационных образовательных технологий КемГУКИ, связанной с внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, активных методов формирования общенаучных и профессиональных компетенций студентов специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

А. Ш. Меркулова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТДК, представила на суд аудитории рубрикатор проблемы «Медиаобразование в информационном обществе».

Г. Б. Паршукова, доктор культурологии, профессор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), в докладе «Система электронного обучения в практике подготовки специалистов гуманитарного профиля (на примере НГТУ)» презентовала систему электронного обучения DiDesk, охарактеризовала практику использования электронных ресурсов в технологии e-leaning.

И. С. Пилко, доктор педагогических наук, профессор кафедры ТДК, в своем докладе охарактеризовала медиаобразовательный потенциал КемГУКИ и практику использования медиаобразовательных ресурсов и технологий в подготовке студентов квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов».

М. Г. Ли, преподаватель кафедры ТДК, затронула проблему формирования медиа-компетенций у студентов специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Докладчиком были представлены информационно-аналитические технологии (моделирование, диагностика, мониторинг, прогнозирование) и процессы (целеполагание, принятие решений, выявление тенденций, анализ причинно-следственных связей), формирующие медиакомпетенции студентов, приведены примеры их использования в студенческих информационно-аналитических исследованиях.

О. В. Усольцева, преподаватель кафедры ТДК, в сообщении «Формирование компетенций у студентов специальности «Библиотечно-информационная деятельность», охарактеризовала медиаумения, представила медиапродукты, создаваемые студентами специальности «Библиотечно-информационная деятельность», и показала технологию их формирования: курсы, способствующие появлению медиакомпетенций, средства обучения работе с медиаинформацией, методы обучения.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

И. Л. Скипор, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТАОИ, в докладе «Создание медиаресурсов в условиях вуза: организационные и технологические аспекты» обрисовала перспективы использования медиаресурсов для реализации функций вузов культуры. Ею были презентованы результаты разработки справочных и научных медиаресурсов кафедрой ТАОИ. И. Л. Скипор представила организационные и технологические аспекты создания и использования медиаресурсов, описала условия их эффективной эксплуатации.

Л. Г. Тараненко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТДК, в докладе «Образовательные ресурсы Интернет для специалистов библиотечно-информационной сферы» ввела понятие «электронный ресурс», рассмотрела проблему распространения в сети Интернет образовательных ресурсов для специалистов библиотечно-информацион-ной сферы. Л. Г. Тараненко отметила, что в настоящее время задача кумулирования всего спектра образовательных ресурсов по профилю не решена на локальном, региональном и национальном уровнях; существующие порталы, сайты эту задачу не решают. Сделан вывод: образовательные ресурсы библиотечно-информационной тематики рассеяны в сети Интернет и представлены преимущественно электронными аналогами печатных изданий.

Е. С. Ховятская, библиотекарь информационно-аналитического сектора Центра открытого доступа в Интернет Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, сделала сообщение «Медиаресурсы для учащихся образовательных учреждений». Проанализировав каталоги электронных образовательных ресурсов для учащихся образовательных учреждений, она пришла к выводу, что электронные учебные материалы представлены достаточно разнообразно: мультимедийные справочники, электронные периодические издания, электронные лекции и т. д. Это позволяет преподавателям средних учебных заведений на их основе проводить лабораторные, практические, лекционные занятия.

Т. С. Тараненко, студентка 5-го курса КемГУКИ, в докладе «Сайт как средство продвижения специальности на рынок труда» презентовала сайт квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов», подробно охарактеризовала его разделы: «Информация о РАИР», «Научно-исследовательская работа», «Фотогалерея», «Поступай к нам», «Гостевая книга» - представила рубрикатор квалификации.

С. В. Савкина, студентка 5-го курса КемГУКИ, в сообщении «Электронные книжные выставки как ресурс медиаобразования» выдвинула гипотезу о том, что использование электронных книжных выставок позволит библиотекам наиболее эффективно реализовать образовательную функцию. Докладчиком были представлены различные виды выставок как формы реализации информационной, образовательной и досуговой функций библиотек, охарактеризованы преимущества электронных книжных выставок.

Л. А. Зырянова, главный библиотекарь отдела музыкальной литературы и медиатеки Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества, представила медиаобразо-вательную среду библиотеки для детей и юношества, которая состоит из ядра, субъектов (дошкольники, школьники, учащиеся ПТУ, студенты вузов, работающая молодежь, руководители детского чтения) и объектов (диафильмы, видеофильмы, аудиозаписи, электронные ресурсы) медиаобразовательной среды.

Е. В. Мартынова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТДК, в докладе «Социокультурный мир "звездных" персон в журналах для молодежи» ввела понятие

«персональная информация» и охарактеризовала формы ее реализации в периодических изданиях для молодежи. Автор отметила, что культурное значение персональной информации формируется через ее содержание: оценочные суждения, отношение персоны к событиям и фактам действительности косвенным образом являются примером для подражания в молодежной среде.

Г. В. Зрелова, библиотекарь информационно-аналитического сектора Центра открытого доступа в Интернет Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, в сообщении «РЯ-тексты: классификация, модели, технологии подготовки» охарактеризовала процессы создания РЯ-текстов: сбор информации, переработка информации, оформление проекта текста, отправка текста адресату.

Секция являла собой яркий пример продуктивного сотрудничества ученых и начинающих исследователей: студентов, аспирантов, молодых специалистов - выпускников кафедры ТДК. Выступления вызвали живой интерес и получили высокую оценку аудитории.

М. В. Белозёрова

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ ФОРУМ «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПУТИ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

В 2009 г. в Кемеровском государственном университете культуры и искусств прошел Международный научно-творческий форум «Глобализация и пути сохранения традиционной культуры», целью которого стала координация деятельности научных центров Российской Федерации и КНР по сохранению культурного наследия в условиях глобализации. Этнокультурное наследие народов России является составной частью культурного наследия Российской Федерации и в целом культурного наследия всего мира. Поэтому вопросы его сохранения и охраны приобретают особое значение в ходе реализации государственной национальной и культурной политики РФ, направленной на укрепление единства народов России и сохранение их этнокультурного многообразия.

В рамках Форума прошли две научно-практические конференции «Глобализация и пути сохранения традиционной культуры» и «Диалог культур: глобализация, традиции, толерантность» (в режиме on-line), были представлены арт-проекты (выставки плаката «Информация для всех в зеркале дизайна» и творческих работ преподавателей и студентов кафедры декоративно-прикладного искусства КемГУКИ «Традиции и современность», фотовыставки «Диалог культур - формула творчества», «Все разные, все уникальные» и др.).

Международная научно-практическая конференция «Глобализация и пути сохранения традиционной культуры» проводилась в два этапа.

Первый этап (электронный) состоялся в мае 2009 г. На официальном сайте университета были размещены статьи преподавателей, сотрудников и аспирантов вузов г. Кемерово (РФ) и Чаньчунского педагогического университета (КНР), арт-проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.