Научная статья на тему 'Преподаватели кафедры ТДК на ежегодной конференции РБА'

Преподаватели кафедры ТДК на ежегодной конференции РБА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватели кафедры ТДК на ежегодной конференции РБА»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

Г. И. Сбитнева

ПРЕПОДАВАТЕЛИ КАФЕДРЫ ТДК НА ЕЖЕГОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РБА

Российская библиотечная ассоциация (РБА) была образована в 1994 году как ответ на возникшую в библиотечном профессиональном сообществе потребность в объединении усилий для сохранности и развития библиотечного дела в стране. РБА - национальное некоммерческое общественно-профессиональное объединение, ориентированное на интеграцию профессиональной сферы. В РБА представлено большинство регионов и библиотечных сетей, она объединяет лидеров библиотечной профессии. Это наиболее квалифицированные, социально-активные профессионалы библиотек и профессорско-преподавательских кадров. Конференции РБА проходит ежегодно. В 2010 году в г. Том -ске был организован Всероссийский библиотечный конгресс: XV ежегодная и V отчетно-выборная сессия. Работало 31 секция и 7 круглых столов.

В конференции РБА принимали участие 11 представителей профессорско-преподавательского состава кафедры ТДК, которые выступили с докладами на 6 секциях.

На секции центральных библиотек субъектов Российской Федерации с докладом «Российская библиотечная школа: реакция на вызовы времени» выступила заведующая кафедрой ТДК, доктор педагогических наук, профессор И. С. Пилко. Она охарактеризовала основные положения Болонской декларации и проблемы их внедрения в практику отечественного библиотечного образования, раскрыла суть и определила ключевые понятия компетентно стного подхода. По мнению докладчика, в ГОС ВПО третьего поколения по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» компетентность^ подход лишь декларирован, а не последовательно реализован. Предложен возможный способ формирования научно-обоснованной компетентностной модели библиотечного специалиста посредством разработки под эгидой РБА отраслевого профессионального стандарта. Определены актуальные направления взаимодействия учебных заведений, территориальных органов управления, работодателей и профессиональной ассоциации по подготовке квалифицированных кадров библиотечно-информационного профиля. Яркий, содержательный доклад вызвал большой интерес у присутствующих, что является свидетельством заинтересованности библиотечного сообщества в наличии квалифицированных кадров.

Доцент кафедры ТДК О. Н. Морева в докладе «Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов: сотрудничество вузов и библиотек» рассмотрела различные пути обновления профессиональных знаний библиотечных специалистов в условиях современного вуза, представила опыт работы кафедры технологии документальных коммуникаций КемГУКИ в системе повышения квалификации библиотечных работников. Преимуществами высшей библиотечной школы на рынке дополнительного библиотечного образования являются:

S хорошо осмысленное и систематически изложенное теоретическое знание по различным вопросам, актуальным для современной библиотечной практики;

S педагогическое мастерство, которое заключается в умении адаптировать материал под каждую аудиторию слушателей, выбирать оптимальные методы и организационные формы обучения, которые приведут к желаемому результату.

Повышению эффективности сотрудничества кафедры и библиотек по модернизации знаний библиотечных работников может способствовать использование различных форм долгосрочного планирования, поскольку в этом случае и содержательная подготовка будет качественнее, и организационные вопросы могут быть разрешены оптимально, исходя из целей образовательной деятельности.

В докладе доцента кафедры ТДК Г. И. Сбитневой «Студенческие исследования биб-лиотечно-информационной практики» были рассмотрены дипломные исследования студентов заочной формы обучения. Отмечается актуальность тематики студенческих НИР. Особый акцент сделан на дипломные работы, посвященные информационно-телекоммуникационным технологиям. Отдельным готовым информационным продуктом можно считать приложения к дипломным работам.

Результаты НИРС публикуются в сборниках трудов кафедры ТДК («Вузовская наука - библиотечной практике»), ОНБ им. В. Д. Федорова г. Кемерово («Библиотечная жизнь Кузбасса»), в журналах («Библиотечное дело»).

В целях дальнейшего улучшения качества работ кафедрой был подготовлен сборник «Методы информационно-аналитической деятельности». Дипломные работы, подчеркнула Г. И. Сбитнева, несомненно, являются формой участия регионального вуза в решении актуальных проблем практики.

Базами исследования являются ряд библиотек г. Томска, Томской области, г. Красноярска и Красноярского края. Обследовано большинство библиотек г. Кемерово и Кемеровской области. Таким образом, идеология кафедры ТДК распространена не только в Кемеровской области, но и регионе в целом.

В докладе доцента Л. Г. Тараненко «Оценка состояния электронных краеведческих ресурсов региональных и муниципальных библиотек», представленном на секции «Краеведение в современных библиотеках», на примере муниципальных библиотек Кемеровской области, а также Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова была рассмотрена проблема учета электронных краеведческих ресурсов. В рамках пилотажного исследования на предмет библиографического отражения электронных краеведческих ресурсов проанализированы каталоги и базы данных НТЦ «Информрегистр»; НИЦ «Информкультура»; Российской национальной библиотеки; ГПНТБ СО РАН ; Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова; муниципальных библиотек Кемеровской области. Обнаружено, что при наличии значительного количества центров учета и регистрации полноценного библиографического отражения электронные краеведческие ресурсы не получают. Намечены проблемы в оценке и учете электронных краеведческих ресурсов и предложены пути их решения.

Доцент О. Н. Морева приняла участие в работе секции по формированию библиотечных фондов с докладом «Управление качеством библиотечного фонда». Проблемы обеспечения качества библиотечного фонда рассмотрены с позиций технологического и управленческого подходов. Использованы основные идеи концепции всеобщего менеджмента качества (TQM - Total Quality Management), которые адаптированы применительно к управлению библиотечным фондом. Сформулированы потребительские свойства

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

библиотечного фонда, которые и должны стать показателями его качества. Для их достижения необходимо обеспечить качество исполнения всех технологических процессов формирования фонда, его ресурсной базы, наладить контроль на всех этапах его формирования. Особое внимание следует уделить моделированию фонда, т. е. созданию проекта будущего фонда с качественными параметрами.

Качество фонда сегодня становится ключевой проблемой фондоведения, от решения которой зависит будущее библиотек. Интернет-ресурсы стали мощным и успешно развивающимся конкурентом фондам библиотек, поскольку потребитель предпочитает удобство получения информации. Библиотечным фондам нужно стать более комфортными для своих пользователей.

Доклад был воспринят участниками секции как очень актуальный и содержащий интересные прорывные идеи для современной практики.

На секции кадров библиотечной профессии и непрерывного образования выступили два преподавателя. В докладе «Профессиональные стандарты в библиотечно-ин-формационной деятельности: подходы к разработке» преподавателя О. В. Усольцевой выявлены недостатки квалификационных моделей профессиональной библиотечной деятельности. Для решения сложившихся проблем автор предлагает внедрение в биб-лиотечно-информационную сферу системы профессиональных стандартов. По мнению докладчика, профессиональные стандарты могут стать основой для разработки образовательных стандартов и должностных инструкций. О. В. Усольцева сделала вывод, что профессиональные стандарты являют собой компетентностную модель специалиста, предполагающую выделение квалификационных уровней и необходимых компетенций к ним. Представлен алгоритм формирования профессиональных стандартов и возможное участие членов РБА в его разработке. Приведен перечень трудовых функций и описан способ его разработки. В качестве примера представлен фрагмент профессионального стандарта для специалиста 5 квалификационного уровня библиотечно-информационной деятельности.

В докладе преподавателя кафедры М. Г. Ли «Формирование технологического менталитета библиотечных специалистов средствами компетентностного подхода» были охарактеризованы современные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы и методы их диагностики. Доклад вызвал оживленный интерес аудитории. Участники дискуссии позитивно оценили все подходы, практикуемые на кафедре ТДК.

В докладе студентки 5 курса БИД С. В. Савкиной «Методы оценки качества электронных книжных выставок», представленном на секции «Электронные ресурсы и информационно-библиотечное обслуживание», была рассмотрена проблема оценки качества электронных книжных выставок, охарактеризованы выделенные параметры их оценки и показатели качества. Отражен анализ существующих методов оценки информационных продуктов и услуг. Дана характеристика методов, применение которых возможно для оценки электронных книжных выставок. Приведены результаты апробации разработанной методики оценки качества, проект экспертной системы, позволяющей проводить оценку без участия экспертов.

Библиотекари-практики проявили большой интерес к выступлению С. В. Савкиной и обратились с предложением выступить с докладом по проблеме технологии подготовки электронных книжных выставок на совместном заседании секции «Краеведение в

современных библиотеках» и секции по чтению. В ее докладе «Технология подготовки электронных книжных выставок» был представлен электронный продукт, отражающий алгоритм создания электронных выставок, методические рекомендации по их подготовке и оформлению и нормы времени на технологический процесс. Уделено внимание вопросам оценки качества электронных выставок.

На этой же секции выступила доцент кафедры Л. М. Туева с докладом «Современные трансформации в руководстве чтением», в котором представила теорию и практику руководства чтением как основного вида деятельности библиотеки. Рассмотрен исторический контекст теоретического развития понятия «руководство чтением», связанный с идеологическим видением деятельности библиотек в советский период их развития. Выявлены и убедительно показаны трансформации в содержании руководства чтением на фоне социальных перемен в стране, доказана связь методов и форм руководства чтением с социальными условиями.

Современный период охарактеризован появлением новой идеологии, направленной, с одной стороны, на развлекательное чтение, а с другой - на привлечение внимания властей и общественности к деятельности библиотек с помощью крупных акций и кампаний. Показано использование всего накопленного арсенала форм и методов руководства чтением, а также активное внедрение зарубежного опыта библиотек по привлечению населения к чтению. Обращено внимание на необходимость подготовки самих библиотекарей, начитанных и готовых к ведению индивидуального руководства чтением. Подчеркнуто, что его суть в настоящий период заключается в ориентировании населения в книжной культуре, оказании помощи пользователям в выборе содержания чтения в соответствии с интересами и уровнем читательского развития. Предложено с этой целью составлять небольшие рекомендательные списки литературы от лидеров чтения, авторитетных людей в мире книжной культуры, активно использовать для этих целей компьютерные технологии и возможности сети Интернет.

В докладе А. Ш. Меркуловой и О. Я. Саковой «От библиографического свертывания к аналитическому: опыт подготовки каталогизаторов в вузе», представленном на секции «Автоматизация, форматы и каталогизация», были рассмотрены особенности вузовской подготовки специалистов в сфере аналитико-синтетической переработки информации, дан анализ содержательной подготовки каталогизаторов в средних профессиональных и высших учебных заведениях, выделены общепрофессиональные и специальные компетенции, свойственные специалистам в области аналитико-синтетической переработки информации. Особое внимание уделено системе непрерывного образования специалистов в области аналитико-синтетической переработки информации. В докладе декларируются недостаточные усилия по реализации принципа преемственности образовательного процесса и необходимость выстраивания единой цепочки по подготовке каталогизаторов в системе «ссуз - вуз». Авторами предложено совершенствовать развитие партнерских отношений между вузами, осуществляющими подготовку каталогизаторов, и региональными, а также национальными библиотечно-информационными корпорациями.

Выступления педагогов кафедры ТДК вызвали широкий резонанс среди участников конференции. Отмечался высокий уровень докладов, актуальность тематики, практическая направленность исследований, оригинальность предлагаемых решений. Доклады всех преподавателей были рекомендованы к публикации в ведущих профессиональных изданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.