LEGAL SCIENCES
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PROCEDURES FOR A TEMPORARY STORAGE WAREHOUSE AND A CUSTOMS WAREHOUSE IN THE TRANSNISTRIA Rajljan E.Yu. (Republic of Moldova) Email: [email protected]
Rajljan Egor Yuur'evich - Master's Student of the correspondence Department, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL, ADMINISTRATIVE AND MUNICIPAL LA W, INSTITUTE OF PUBLIC ADMINISTRATION, LAW AND SOCIAL SCIENCES-HUMANITIES TRANSNISTRLANSTATE UNIVERSITY NAMED AFTER T.G. SHEVCHENKO, TIRASPOL, REPUBLIC OF MOLDOVA
Abstract: the article analyzes the problems and prospects for the development of procedures for a temporary storage warehouse and a customs warehouse in the Transnistria. The significance and prerequisites for the creation of customs procedures for a temporary storage warehouse and a customs warehouse. Disadvantages associated with the functioning of a temporary storage warehouse, requirements for a customs warehouse. On the decision of the leadership of the State Customs Committee of the Transnistria, which became a new impetus for the development of favorable conditions for doing business and the development offoreign economic activity. Keywords: customs warehouse, temporary storage warehouse, shortcomings of temporary storage warehouse, procedure for applying the customs procedure.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕДУР СКЛАДА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО СКЛАДА В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Райлян Е.Ю. (Республика Молдова)
Райлян Егор Юрьевич - магистрант заочного отделения, кафедра конституционного, административного и муниципального права, Институт государственного управления, права и социально-гуманитарных наук Приднестровский государственный университет им Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова
Аннотация: в статье анализируются проблемы и перспективы развития процедур склада временного хранения и таможенного склада в Приднестровской Молдавской Республике. Значение и предпосылки создания таможенных процедур склада временного хранения и таможенного склада. Недостатки, связанные с функционированием склада временного хранения, требования, предъявляемые к таможенному складу. О решении руководства Государственного Таможенного Комитета Приднестровской Молдавской Республики, которое стало новым импульсом для развития благоприятных условий для ведения бизнеса и развития внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: таможенный склад, склад временного хранения, недостатки СВХ, порядок применения таможенной процедуры.
Возникнув в глубокой древности, международная торговля является исторически первой и одной из основных форм международных экономических отношений, представляя собой совокупность внешней торговли товарами, сырьем, услугами, продуктами интеллектуального труда всех стран мира. Сегодня, как и раньше, она является важным стимулом роста всей мировой экономики.
В процессе своего эволюционного пути международная торговля претерпела колоссальные изменения. Великие географические открытия, научно-технический процесс, промышленные революции, возникающие время от времени кризисные проявления и периоды нестабильности существенно влияют на развитие мировой торговли, радикальным образом трансформируя ее географическую и товарную структуру, что, в свою очередь, приобретает новый смысл и требует дальнейшего изучения.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Так, известный американский экономист Дж. Сакс отмечает, что «... экономический успех любой страны мира напрямую зависит от уровня развития ее внешней торговли. Еще ни одному государству не удавалось создать здоровую, конкурентоспособную экономику и развитое общество, изолировавшись от мировой экономической системы» [1].
На фоне роста международных товарных потоков каждое без исключения государство задумалось о необходимости создания органов государственной власти наделенных полномочиями в области защиты экономического суверенитета и экономической безопасности. Так на территории Приднестровской Молдавской Республики функционируют таможенные органы, выполняющие целый спектр функции в данной области.
Однако активное развитие международной торговли создало предпосылки для ускорения процессов предоставления государственных и негосударственных таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности. В нынешних условиях в технологическую цепь внешнеэкономической деятеьности субъектов ПМР тесно вплетены такие таможенные и околотаможенные услуги как склад временного хранения и таможенный склад.
Складом временного хранения является специально выделенное и обустроенное надлежащим образом помещение, в котором осуществляется временное хранение товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
При постоянном изменении внешней среды, техническом прогрессе и введении новых информационных технологий появляется необходимость в усовершенствовании системы складирования товаров.
Существует ряд недостатков, которые связаны с функционированием складов временного хранения. Многие СВХ обустроены ненадлежащим образом. Например, в отдельных случаях возникает проблема погрузки - разгрузки товаров без подъемников, поскольку отсутствуют рампы и пандусы необходимой высоты, а также погрузочно-разгрузочная техника необходимой грузоподъемности. Кроме этого, многие СВХ недостаточно оснащены весовым оборудованием необходимой погрешности, что влияет на время и качество проведения досмотровых операций.
Одной из причин возбуждения большого количества дел по административным правонарушениям заключается в недобросовестном отношении со стороны должностных лиц СВХ к исполнению функций учета и предоставления отчетности приходно-расходных документов таможенному органу. Возбуждение дела об административном правонарушении может быть следствием банальных ошибок в заполнении форм отчетности.
Владельцы складов временного хранения и лица, осуществляющие временное хранение товаров в иных местах временного хранения, должны предоставлять отчеты в таможенный орган исключительно в электронном виде.
В соответствии с изменениями в таможенном кодексе ПМР у участников ВЭД появилась возможность временного хранения товаров на складе самого получателя. И по сравнению с затратами, необходимыми для осуществления деятельности в качестве владельца СВХ, получение разрешения на временное хранение на складе получателя товаров лицом, которое имеет полномочия в отношении товаров и во владение которого находятся помещения или открытые площадки, где предполагается хранить товары, требует предоставление минимального пакета документов а также финансовых вложений. Из этого следует, что в данных условиях осуществление деятельности в качестве владельца склада временного хранения становится экономически невыгодным.
Таким образом, основными проблемами функционирования складов временного хранения, является:
- Необходимость модернизировать системы складирования (наличие современного оборудования);
- Не эффективное использование установленной техники
- Предоставление недостоверной отчетности таможенным органам, и как следствие привлечение к административной ответственности;
- Невыполнение требований таможенного органа по обустройству склада временного хранения.
Предпочтение клиентов как правило зачастую сводятся к использованию складов находящихся на территории таможенных органов т.е. базовых, в связи с сокращением времени решения возникающих вопросов и проблем непосредственно в таможенном органе.
Таможенная процедура таможенного склада - таможенная процедура, при которой ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенной процедурой экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных таможенным кодексом.
Порядок применения таможенной процедуры таможенного склада, условия помещения под таможенную процедуру таможенного склада, типы таможенных складов, требования, предъявляемые к таможенным складам и их владельцам, а также иные положения, касающиеся таможенной процедуры таможенного склада, устанавливаются правительством ПМР.
Постановление Правительства ПМР № 360 от 07.10.2019 года «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по учреждению таможенного склада» определяет требования и условия при осуществлении деятельности по учреждению таможенного склада. Так же положения предусматривают непосредственно требования и условия, предъявляемые для лицензиата.
Так таможенный склад должен быть оборудован постоянно находящимся в исправном состоянии и достаточными для его нормального функционирования: Погрузочно-разгрузочными и транспортными средствами; складским оборудованием; измерительными приборами, средствами для взвешивания товаров, точность и пределы измерения которых соответствуют характеру товаров, предполагаемых к хранению на таможенном складе; автоматизированной системой учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования; системой беспрерывного видеонаблюдения, позволяющей осуществлять полное слежение за всей территорией, непосредственно прилегающей к таможенному складу, помещениями, открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве таможенного склада, а также хранение данных видеонаблюдения в течение не менее трех месяцев; досмотровым столом; аптечкой; термометром (для помещений, предназначенных для хранения лекарственных средств); средствами связи (в том числе телефон, сеть передачи данных Интернет); оргтехникой; мебелью.
На данном этапе совершенствования торгово-экономических отношений развитие околотаможенной инфраструктуры необходимо для эффективного функционирования в современных рыночных условиях.
Таким образом, проанализировав требования нормативно-правовых актов касательно материально-технического оснащения складов временного хранения и таможенных складов складывается картинка, дающее представление, что из себя должны представлять данные склады. Однако ввиду различных факторов далеко не всегда на практике данные склады оборудованы надлежащим образом, что зачастую приводит с усложнению процессов таможенного контроля.
В целях дальнейшего совершенствования таможенных операций и оказания содействия добросовестному бизнесу, ГТК ПМР внесены изменения, связанные с порядком прибытия, доставки и временного хранения товаров и транспортных средств. Они закреплены в Приказе ГТК ПМР от 3 августа 2018 г. №403.
В соответствии с введёнными изменениями, уполномоченным операторам разрешается пользование товарами, размещёнными на временное хранение на складе предприятия, без подачи предварительной таможенной декларации. Ранее данный документ был обязательным для получения возможности пользования товарами до подачи таможенной декларации.
В настоящий момент экономическим агентам, являющимся уполномоченными операторами и пользующимся доверием со стороны таможенных органов, достаточно подтвердить факт принятия товаров на временное хранение на складе предприятия, предъявив лишь бухгалтерские документы и приложения к ним, составленные в соответствии с установленными требованиями. После получения их таможенным органом уполномоченные операторы могут пользоваться товарами до подачи таможенной декларации в течение срока, предусмотренного Таможенным кодексом ПМР для временного хранения товаров (не более одного месяца)
В ГТК отмечают, что в рамках реализации задач по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и развития внешнеэкономической деятельности, одним из важных направлений является содействие добросовестному предпринимательству. И хотя соответствующий механизм - институт добросовестных участников ВЭД - был создан таможенными органами в 2012 г., на практике в силу различных причин (включая кризисную экономическую ситуацию в республике) он был реализован не в полной мере.
Новым импульсом для его развития стало решение руководства ГТК о пересмотре действующей системы упрощений для добросовестных предпринимателей и установлении реальных преимуществ при взаимодействии с таможенными органами, на основе взаимного доверия и партнерства.
В соответствии с Приказом ГТК ПМР №157, добросовестные участники ВЭД могут воспользоваться следующими упрощенными процедурами при перемещении товаров:
• возможность доставки товаров, помещаемых под процедуру внутреннего таможенного транзита, непосредственно на склад предприятия, в отношении которого разрешена процедура ответственного хранения в соответствии с распоряжением ГТК ПМР (т.е. исключена необходимость фактической доставки ввозимых товаров в таможенный орган назначения; осуществляется лишь доставка документов на товары). Передача товаров на ответхранение производится без его фактического представления на основании документов, также не требуется наложение средств идентификации на товары и транспортные средства, размещенные на ответхранение;
• возможность использования особых порядков декларирования товаров без получения соответствующего распоряжения ГТК;
• освобождение от процедуры таможенного досмотра за исключением случаев наличия у таможенных органов достоверной информации, позволяющей предполагать о перемещении товаров с нарушениями законодательства, либо если необходимость проведения таможенного досмотра определена на основании системы управления рисками;
• отсутствие необходимости фактического представления товаров при их декларировании (за исключением ряда случаев, определенных Приказом ГКТ ПМР №157;
• отсутствие необходимости предоставления долгосрочных контрактов на бумажном носителе при декларировании товаров (при условии, что экономический агент пользуется информационными системами ГТК и данный контракт содержится в данных информационных системах в электронном виде).
В ГТК ПМР отмечают, что такой механизм взаимодействия таможни и бизнеса, основанный на международных стандартах и передовой таможенной практике, будет развиваться и далее с целью стимулирования внешнеэкономической деятельности и создания благоприятных условий для добросовестных предпринимателей. Это в полной мере отвечает приоритетам, определенными президентом ПМР Вадимом Красносельским, по изменению философии таможенных органов и развитию партнерских взаимоотношений с деловыми кругами.
Список литературы /References
1. Типанов В.В. Эволюция международной торговли: различные временные горизонты, аспекты и тенденции. Вестник финансового университета. № 6, 2013. С. 98-110.