Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИРОВАННОСТЬ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / СПРАВЕДЛИВАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Елена Валерьевна

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы законодательного определения заработной платы с учетом необходимости соблюдения гарантированного государством справедливого размера оплаты труда трудящегося в условиях привязки месячной заработной платы к минимальному размеру оплаты труда, что приобретает актуальность в связи с заявленными целями устойчивого развития и борьбы с бедностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF THE LEGISLATIVE DEFINITION OF WAGES IN RUSSIA

This article deals with the problematic issues of the legislative definition of wages, taking into account the need to comply with the state-guaranteed fair wage for workers in terms of linking the monthly salary in relation to the minimum wage, which becomes relevant in connection with the stated goals of sustainable development and the fight against poverty.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ»

Трудовое право; право социального обеспечения

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ

СОКОЛОВА Елена Валерьевна,

старший преподаватель Муромского института

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». E-mail: elenavalerevna_sokolova76@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы законодательного определения заработной платы с учетом необходимости соблюдения гарантированного государством справедливого размера оплаты труда трудящегося в условиях привязки месячной заработной платы к минимальному размеру оплаты труда, что приобретает актуальность в связи с заявленными целями устойчивого развития и борьбы с бедностью.

Abstract: This article deals with the problematic issues of the legislative definition of wages, taking into account the need to comply with the state-guaranteed fair wage for workers in terms of linking the monthly salary in relation to the minimum wage, which becomes relevant in connection with the stated goals of sustainable development and the fight against poverty.

Ключевые слова: гарантированность, заработная плата, минимальный размер оплаты труда, справедливая заработная плата, цели устойчивого развития.

Keywords: guarantee, wages, minimum wage, fair wages, sustainable development goals.

Понятие заработной платы в Российской Федерации определено ст .129 Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливается как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника,сложности,количества,качества и условий выполняемой работы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Таким образом, составляющей и неотъемлемой частью заработка каждого работника в РФ является качественная характеристика труда, а также стимулирующие выплаты. Под стимулирующими выплатами законодатель определяет доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и поощрительные выплаты.

Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ заработная плата работника за месяц не должна быть меньше установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при выполнении работником за месяц нормы рабочего времени и нормы труда.

Требования к обязательному соблюдению минимальной оплаты труда обязательны к применению на всей территории страны. Между тем, субъекты РФ вправе устанавливать минимальный размер оплаты труда в повышенном размере в зависимости от своих экономических возможностей. Минимальный размер оплаты труда установлен в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. № 82-ФЗ и определяется с учетом установленного на законодательном уровне прожиточного миниума трудоспособного населения.

С 1 января 2020 года на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда в размер 12 130 рублей . Именно данная минимальная сумма размера оплаты труда гарантирована государством для каждого гражданина РФ. А вот более высокий по сравнению с МРОТ уровень заработной платы отдается законодателем на усмотрение работодате-ля,что порождает многочисленные возможности для экономии на работнике и увеличению , а так же сохранению собственной прибыли, в том числе ведет и к сокрытию реальных заработков с целью уклонения от уплаты налогов.

Так, в материале статьи, опубликованной в «Россий-

ской газете» под названием «Триллионы в конвертах:почему в России растет теневой сектор» представитель ФНС России заявляет о превышении расходов над доходами граждан и частых случаях установления заработной платы ниже прожиточного миниума,который определен в каждом субъекте РФ.

«По данным Росстата ,зарплату ниже минимального размера оплаты труда по итогам 2018года получало 775.5 тыс. человек. Из них 47% или 368 тысячи человек,работали на полставки и менее»[13]. Согласно сведениям Росстата по итогам 2018 г по «серой» схеме в стране выплачиваются 10 трилн 497 млрд. рублей.[6]

Фактическая заработная плата оказывается в разы меньше средней по России и не направлена на стимуляцию труда работника и увеличение его производительности труда, часто носит неофициальный характер или занижается так, что по факту количественные, качественные характеристики труда не учиты-ваютя, стимулирующие выплаты не имеют широкого распостра-нения. Определение уровня заработной платы как низкого связано с тем, что рост цен на услуги и питание не соответствует столь необъективному, оторванному от реалий жизни, определению заработной платы, установленному в федеральном кодифицированном законодательном акте, а действующее налоговое законодательство не стимулирует в имеющихся экономических условиях заинтересованности работодателя.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а так же частей первой-четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф.Жарова» предоставлен анализ нормы ст.129 и ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации в своей взаимосвязи по причине определения в составе заработной платы столь важных для работника качественных и количественных характеристик труда, в т.ч. компенсационных выплат в силу установленного указания в законе.[3]

Таким образом,по смыслу действующего законодательства, минимальный размер оплаты труда определен на фе-

Трудовое право; право социального обеспечения

деральном уровне,при этом учтены и квалификация работника, и сложность, количество, качество и условия выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

В своем Постановлении от 11 апреля 2019г. Конституционный суд РФ полагает, что « выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат..., не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы...»[3] При этом КС РФ указал, что регулярно получаемая месячная заработная плата «исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда»[3]

В п. 5 указанного Постановления КС РФ разъясняет, что минимальный размер оплаты труда гарантирует работнику вознаграждение, но с учетом минимального прожиточного ми-ниума, а потому обязательность выплаты заработной платы на территории РФ не ниже установленной на федеральном уровне МРОТ соответствует социальным и экономически обоснованным целям этого института

КС РФ в своем Постановлении устанавливает природу минимального размера оплаты труда, которая, по его мнению, «предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени».[3]

В результате Конституционным Судом страны в вышеуказанном Постановлении делается вывод о том, что государственная гарантия по выплате заработной платы не ниже МРОТ представляется институтом справедливой заработной платы для каждого работника с учетом квалификации, сложности работы, количества и качества труда. Поскольку КС РФ является высшим судебным органом страны, определяющим соответствие законов РФ основному закону РФ-Конституции РФ, то очевидна важность и значительность высказанных разъяснений действующих норм трудового права, которыми регламентируется вся нынешняя и будущая трудовая и, соответственно, жизненная судьба нашего многомиллионного государства и всего трудоспособного населения.

25 сентября 2015 г. на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке был утвержден документ, который имеет название «Преобразование нашего мира. Повеста дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В данном документе были определены цели и задачи для всего мира, в т.ч. одной из целей в области устойчивого развития является «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту,полной и производительной занятости и достойной работе для всех».[11] Именно это целевое направление связано с борьбой с бедностью, ликвидацией нищеты и необходимостью экономического роста. Указанный документ получил свое развитие «Добровольном Национальном Обзоре 2020 года», в котором сказано, что «Российская Федерация- многонациональное соци-

альное государство, политика которого сосредоточена на людях, их правах и свободах, благосостоянии и качестве жизни..»[11]

21 июля 2020 г. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определил в качестве первостепенной национальной цели на период до 2030года- «сохранение населения, здоровья и благополучия людей», а также «возможности для самореализации и развития талантов», «достойный,эффективный труд и успешное предпринимательство».^] При этом в указанном документе определены целевые показатели для реализации вышеуказанных целей, а именно:снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Во исполнение целей Правительство РФ утверждает единый план по достижению национальных целей на период до 2024 года с рядом мер таких как предоставление ежемесячных денежных выплат в связи с рождением де-тей,содействие занятости женщин,организация учета бедных семей и спецпрограмм,изменения потребительской корзины.Но, при этом, по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, около 20 миллионов россиян являются бедными.[8]

С учетом вышеперечисленных целей и задач устойчивого развития очевидно, что установленная на законодательном уровне и подтвержденная позицией КС РФ взаимосвязь государственной гарантии - минимального размера оплаты труда и количественных, качественных и прочих показателей-составляющих определение заработной платы в ст. 129 ТК РФ не способствуют достижению указанных целей и фактической реализации общеизвестного права на справедливую заработную плату трудящимся.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 14 октября 2005г по делу № 2-52831 оплата труда каждого работника завист от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.[1]

Однако нормирование труда на предприятиях связано с экономическими целями и необходимостью получения прибыли и отвечает интересам предприятий, но не учитывает вы-шеобозначенное стремление к справедливой заработной плате, о которой высказывался КС РФ. Но,позиция предприятия отражается в его локальных нормативных актах и не должна противоречить действующему законодательству страны.

Применение правовой нормы регулирующей понятие заработной платы при обязательности сохранения минимальной оплаты труда, понятие которой укладывается в понятие заработной платы установленной ст. 129 ТК РФ, фактически порождает не наказуемое злоупотребление работодателей, но в рамках действующего законодательства о труде. И в этом заложено противоречие с обозначенными глобальными целями борьбы с бедностью и невозможность в рамках действующих систем оплат труда и нормирования труда фактической реали-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 9(189)

зации справедливого понятия заработной платы .

В итоге, существующие подходы к оценке количества, качества , сложности, квалификации трудовой деятельности не соответсвуют реальной производительности и не учитывают полно и объективно всех характеристик трудовой деятельности ,порождая бедность работающих.

Так, в статье «Качество труда на российских предприятиях» Щеколдин В.А.,Богатырева И.В, Илюхина Л.А. делают следующий вывод: «В совеременных российских реалиях тарифные ставки не соответствуют рыночной цене рабочей силы и обеспечивают простое ее воспроизводство, так как ориентированы на минимальный размер оплаты труда, установленный государством»[2]

В настоящее время необходимо новое законодательное регулирование понятия минимальной заработной платы, являющейся пороговой мерой жизненного уровня каждого гражданина страны без учета качественных, количественных показателей труда, а также стимулирующих и компенсационных выплат, которое должно быть отделено от понятия заработной платы установленного в ст. 129 ТК РФ. При этом необходимо не смешивать номинальную минимальную заработную плату, ниже который нельзя устанавливать оплату труда при выполнении неквалифицированного и простого труда, с обязанностью по выплате реальной экономически обоснованной заработной платы.

Заработная плата должна выплачиваться работнику по факту заложенных характеристик с возможностями определения количества, качества, квалификации и сложности труда с учетом коменсационных и стимулирующих выплат, что укладывается в неоднократно озвученную и актуальную необходимость повышения общего экономического уровня, развития конкуренции, повышения производительности труда и уровня жизни, решения социальных проблем и проблем демографического характера.

Необходимо исключить толкование минимальной заработной платы как полноценного понятия заработной платы, оставив ее в качестве гарантии без учета квалификации, слож

ного и стимулирующего характера, а также осуществить пересмотр устаревших норм труда, которые тормозят производительность труда и противоречат целям устойчивого развития мира и станы в целом.[5] [10]

По данным Росстата РФ опубликованным на официальном сайте, в 45 субъектах РФ по результату проведенной оценки на 1 полугодие 2019г среднемесячный доход от трудовой деятельности не превышал 30 000 руб. и варьировался от 22 082 руб. (Карачаево-Черкесской республике) до 29 922 руб( в Омской области) Кроме того, согласно сведениям Росста-та,имеющимся на его официальном сайте, распределение занятого населения в возрасте 15-72 лет по месту основной работы в 2017г предусматривало 81,5 % занятых на предприятиях и в организациях со статусом юридического лица. [6] Таким образом, в связи с тем, что большая часть населения работает в условиях , когда начисляется и выплачивается заработная пла-та,вопрос ее законодательного регулирования имеет огромное значение для граждан и ,соответственно, экономики страны.

В данной связи Минтрудом России была опубликована методика нематериальной мотивации госслужащих в стране. Данный документ направлен на повышение мотивации сотрудников наравне с заработной платой. При этом Росстат обозначил необходимость уточнения методики расчета производительности труда в связи с необходимостью достижения ключевой цели, поставленной Президентом. Не секрет, что в зарубежных странах минимальная заработная плата часто связана с минимально законодательно установленной почасовой оплатой ,что создает возможности для обеспечения более высокого уровня жизни населения.

Таким образом, в условиях необходимости разрешения проблем социальной, демографической и экономической сферы, назрела потребность на законодательном уровне определить минимальную заработную плату как минимальный пороговый допустимый уровень зарплаты за неквалифицированный и простой труд , но без учета всех характеристик труда: количества, качества,квалификации,сложности,условий выполняемой работы, а так же компенсационных и стимулирующих выплат.

ности, качества ,условий труда, а так же выплат компенсацион-

Библиография:

1 .Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2005г по делу № 2-5283/01 .-URL:https//sudact.ru/vsrf/dok/(дата обращения 11.10.20)

2.Щеколдин В.А.Богатырева И.В,Илюхина Л.А.Качество норм труда на российских предприятиях:проблемы и пути их решения.//Экономика и управление народным хозяйством.-2017-№9(154)-с.21-22- URL:https//www.elibrary.ru(дата обращения 25.10.2020)

3.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2019г. № 40-П «По делу о проверке конституционности положений ст.129,частей первой и третьей статьи 133,а также частей первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П.Лукичова»- URL:https//rg.ru/2019/12/25/ksrf-dok.html(дата обращения 11.10.20)

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133,а также частей первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф.Жарова»- URL:https//www.garant.ru(дата обращения 06.11.2020)

4.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017г № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129,частей первой и третьей статьи 133,частей первой,второй,третьей,четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой,О.Л.Дейдей,Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш»- -URL:https//www.garant.ru(дата обращения 06.11.2020)

5.Валова С.Какие выплаты входят в МРОТ,а какие в него не включаются.//Бюджетные организации:акты и комментарии для бухгалтера.-2020-№ 2-с.1-3 -URL:https//www.audit-it.ru(дата обращения 25.10.2020)

6.Федеральная служба государственной статистики -URL:https//rosstat.gov.ru(дата обращения 11.10.20)

7. «Росстат признал трудности в оценке производительности труда»- URL:https//www.rbc.ru/economics/02/07/2019/5d (дата обращения 28.09.20)

8. Минтруд : 20 млн. россиян относятся к категории бедных//Финансовая газета. -URL:https//fingazeta.ru/news/novosti/(дата обращения 14.10.2020)

9.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020г. № 474 «о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 го-да».//Российская газета-Федеральный выпуск № 159 (8213) от 22 июля 2020г.- URL:https//rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html(дата обращения 14.10.20)

10.Компенсационные выплаты предлагается не включать в зарплату при ее сравнении с МРОТ -URL:https//www.advgazeta.ru/novosti/(дата обращения 19.09.20)

11.Добровольный Национальный Обзор 2020 года.Основные идеи для добровольного национального обзора Российской Федерации 2020года-с.1-2-URL:https//sustainabledevelopment.un.org(дата обращения 14.10.2020)

12. Иванова Н.В.Европейские системы оплаты труда.-с.4-6- URL:https//econ.wikireading.ru/47291 (дата обращения 18.09.20)

13.Триллионы в конвертах:почему в России растет теневой сектор. -URL:https//www.gazeta.ru/2019/10/08(дата обращения 25.10.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.