Научная статья на тему 'Структура заработной платы осужденных к лишению свободы'

Структура заработной платы осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1468
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / SALARY / ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ / GUARANTEES AND COMPENSATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мошненко Олеся Валерьевна

В статье анализируется структура заработной платы осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду, так как до сих пор в нормативно-правовом регулировании оплаты труда осужденных есть пробелы, приводящие в различным практикам ее начисления. Обращено внимание на отсутствие единого подхода в деятельности территориальных органов ФСИН России и специализированных прокуратур по вопросу правомерности невыплаты осужденным, привлекаемым к оплачиваемому труду, районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обращено внимание и на довольно сложную структуру удержаний из заработной платы, что приводит к существенному расхождению между «начисленной» заработной платой и заработной платой, поступившей на лицевой счет осужденного. Свои выводы автор строит на экспертных оценках, анализе нормативно-правовой базы, судебной практики, статистической информации, материалах надзорного производства органов прокуратуры, анализе жалоб осужденных по вопросам оплаты труда, поступающих в различные инстанции. Проведенный анализ структуры заработной платы осужденных позволяет понять причины низкой оплаты труда осужденных, возможные пути ее повышения, сократить количество нарушений в области оплаты труда осужденных, выявляемых органами прокуратуры и в ходе ведомственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the salary of convicts to imprisonment

In article the structure of the salary of the convicts attracted to a remunerative work as still in standard and legal regulation of compensation of convicts there are gaps bringing in various practicians of her charge is analyzed. The attention to lack of uniform approach in activity of territorial authorities of the FPS of Russia and specialized prosecutor's offices concerning legitimacy of nonpayment by the convict attracted to a remunerative work of regional coefficient for work in the region of the Far North and areas equated to them is paid. The attention and to quite complex structure of deduction from the salary is paid that leads to an essential divergence between the “charged” wage and the salary which has arrived on personal account of the convict. The author builds the conclusions on expert estimates, the analysis of standard and legal base, jurisprudence, statistical information, materials of supervising production of bodies of prosecutor's office, the analysis of complaints of the convicts concerning compensation coming to various instances. he convicts who are carried out the analysis of structure of the salary allows to understand the reasons of low compensation of convicts, possible ways of her increase, to reduce the number of violations in the field of compensation of the convicts revealed by bodies of prosecutor's office and during departmental control.

Текст научной работы на тему «Структура заработной платы осужденных к лишению свободы»

ЭКОНОМИКА

Е conomics

УДК 331.2

© Мошненко О. В., 2018

СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В статье анализируется структура заработной платы осужденных привлекаемых к оплачиваемому труду, так как до сих пор в нормативно-правовом регулировании оплаты труда осужденных есть пробелы, приводящие в различным практикам ее начисления. Обращено внимание на отсутствие единого подхода в деятельности территориальных органов ФСИН России и специализированных прокуратур по вопросу правомерности невыплаты осужденным, привлекаемым к оплачиваемому труду районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Обращено внимание и на довольно сложную структуру удержаний из заработной платы, что приводит к существенному расхождению между «начисленной» заработной платой и заработной платой, поступившей на лицевой счет осужденного. Свои выводы автор строит на экспертных оценках, анализе нормативно-правовой базы, судебной практики, статистической информации, материалах надзорного производства органов прокуратуры, анализе жалоб осужденных по вопросам оплаты труда, поступающих в различные инстанции.

Проведенный анализ структуры заработной платы осужденных позволяет понять причины низкой оплаты труда осужденных, возможные пути ее повышения, сократить количество нарушений в области оплаты труда осужденных, выявляемых органами прокуратуры и в ходе ведомственного контроля.

Ключевые слова: осужденный, заработная плата, гарантии и компенсации.

© Moshnenko O. V., 2018 STRUCTURE OF THE SALARY OF CONVICTS TO IMPRISONMENT

In article the structure of the salary of the convicts attracted to a remunerative work as still in standard and legal regulation of compensation of convicts there are gaps bringing in various practicians of her charge is analyzed. The attention to lack of uniform approach in activity of territorial authorities of the FPS of Russia and specialized prosecutor's offices concerning legitimacy of nonpayment by the convict attracted to a remunerative work of regional coefficient for work in the region of the Far North and areas equated to them is paid.

The attention and to quite complex structure of deduction from the salary is paid that leads to an essential divergence between the "charged" wage and the salary which has arrived on personal account of the convict. The author builds the conclusions on expert estimates, the analysis of standard and legal base, jurisprudence, statistical information, materi-

als of supervising production of bodies ofprosecutor's office, the analysis of complaints of the convicts concerning compensation coming to various instances.

he convicts who are carried out the analysis of structure of the salary allows to understand the reasons of low compensation of convicts, possible ways of her increase, to reduce the number of violations in the field of compensation of the convicts revealed by bodies of prosecutor's office and during departmental control.

Keywords: convict, salary, guarantees and compensations.

Вопросы оплаты труда осужденных ной платой и заработной платой, нахо-

не прекращают привлекать внимание специалистов различного профиля: социологов, психологов, юристов, экономистов, так как достойная оплата труда может стать стимулом к эффективному построению трудового процесса в производственном секторе УИС. Данные вопросы стали актуальными и для самих осужденных, о чем свидетельствуют жалобы осужденных, поступающих в органы прокуратуры, территориальные органы ФСИН России и иные органы, уполномоченные получать и разрешать данные жалобы.

Анализ жалоб осужденных свидетельствует, что их в первую очередь не устраивает: низкая оплата труда осужденных, отсутствие компенсации за работу сверх нормальной продолжительности, оплата труда в период временной нетрудоспособности, привлечение к сверхурочным работам, без соответствующей оплаты, несвоевременные выплаты при освобождении от оплачиваемого труда, отсутствие учета отработанного времени, неправильно начисленная заработная плата [2].

Большинство таких жалоб, конечно, являются необоснованными, так как, во-первых, осужденные не всегда понимают разницу между «начисленной» заработ-

дящейся на лицевом счете осужденного после всех законных удержаний, во-вторых, не могут разобраться во всех нюансах специфики правового регулирования оплаты труда осужденного [3].

В соответствии с частью 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Заработная плата осужденных, привлекаемых на работы со сдельной оплатой труда производится на основании выполненных объемов работ и расценки, рассчитанной от должностного оклада и доплаты до минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ). Оплата труда осужденных привлекаемых на работы с повременной оплатой труда не может быть ниже установленного МРОТ. При неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки. Размеры окладов осужденных, привлеченных к труду, устанавливаются в соответствии с приказом ФСИН России № 624 от 13.11.2008 г. «Об утверждении новой системы оплаты труда граждан-

ского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы», а минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в размере 11163 руб. [7].

Таким образом, размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Анализ статистических данных ФСИН России свидетельствует о том, что большая часть осужденных не выполняет нормы выработки. Поэтому начисленная заработная плата может быть значительно ниже МРОТ. По данным ФСИН в 2017 году среднесписочная численность сдельщиков, не выполняющих нормы выработки составила 68 %, среднемесячный заработок осужденных (без начислений) составил 3845,19 руб., среднедневной заработок за один отработанный человеко-день (с начислениями) — 116,73 руб. В целом, число осужденных, заработная плата которых составила до 10 % МРОТ в 2017 году составило 275 чел., от 10 до 50 % — 1472 чел., от 50 до 100 % — 4552 чел., свыше 100% -2901 [6, с. 69-70].

В структуре заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, могут присутствовать также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты.

Так, например, статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная норма конкретизирована статьями 316 и 317 ТК РФ, законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», предусматривающими выплату районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работающим в особых климатических условиях.

Размер вышеобозначенных выплат не может быть ниже размеров, установленных ТК РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. Однако до настоящего времени документ, регулирующий эти вопросы, Правительством РФ не принят и применяются принятые ранее документы, изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР (статья 423 ТК РФ) [10]. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах от 1,15 до 2,0 (для зимовочного и сезонного составов Российской антарктической экспедиции — 3,0) в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы и его размер не зависит от стажа работы человека.

Долгое время спорным был вопрос о том, включается ли районный коэффициент в МРОТ или начисляется сверх него. Наконец, в 2017 году Конституционный суд РФ поставил точку в данном вопросе, постановив, что зарплату за работу в

особых климатических условиях необходимо устанавливать в размере не менее МРОТ. То есть, зарплата трудящихся в особых климатических условиях должна быть выше МРОТ до применения к ней районного коэффициента и процентной надбавки [8].

Спорным на сегодняшний момент является и в целом вопрос о выплате осужденным районного коэффициента за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Так, например, в 2016 году во многих исправительных учреждениях осужденным перестали начислять вышеуказанный районный коэффициент, ссылаясь на судебную практику по вопросу выплаты осужденным компенсации за стаж работы в особых климатических условиях, считая, что данные две выплаты аналогичны по своей сущности. В свою очередь, ряд специализированных прокуратур в Кемеровской области подняли вопрос о том, что выплаты за стаж и районный коэффициент за работу в особых климатических условиях являются разными по сущности компенсационными выплатами. Районный коэффициент начисляется для того, чтобы компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Данная надбавка обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях. Именно из-за дискомфорта в совокупности с рядом факторов устанавливается возможность (в некоторых районах почти в два раза) увеличения оплата труда. И если по вопросу выплаты осужденным компенсации за стаж работы в

условия Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позиция Верховного суда определена. Данная позиция заключается в том, что у осужденных нет права на получение компенсационной выплаты за стаж работы в выше обозначенных условиях, поскольку их труд осуществляется не в рамках трудового договора, а действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространяет свое действие на лиц, работающих именно на основании трудового контракта (договора). То в отношении выплаты районного коэффициента осужденным, привлекаемым к оплачиваемому труду в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям позиция Верховного суда РФ не определена.

Наряду с вышеуказанными доплатами могут быть и иные доплаты.

Например, осужденному, выполняющему наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника наряду со своей работой, производиться доплата за совмещение профессий или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере 50 % должностного оклада (тарифной ставки). Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в двойном размере или предоставляется другой день отдыха.

При отсутствии убыточности участков, выполнении или перевыполнении норм выработки, осужденным может

производиться премирование на основании приказа руководителя учреждения.

Если привлечение осужденных к оплачиваемому труду осуществляется в организациях, не относящихся к в уголовно-исполнительной системе, но расположенных на территориях ИУ, или вне их, то, в соответствии со ст.21 Закона РФ «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» заключается договор, сторонами которого являются исправительное учреждение и соответствующая организация. В договоре обязательно фиксируется: количество осужденных, выводимых на эти объекты; заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий; обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и др. Заработная плата является существенным условием такого договора.

Так, например, на объектах сторонних организаций среднедневная заработная плата осужденных в 2017 году составила 455,52 руб., в то время, как на объектах ЦТАО, УПМ, ЛПМ среднедневная заработная плата составила 86,83 руб. [6].

Уголовно-исполнительное законодательство не освобождает осужденных, отбывающих лишение свободы, от возмещения затрат, связанных с исполнением наказания. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, должны возмещать сто-

имость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды.

Например, в 2017 году из общей суммы удержаний, расходы связанные с возмещением содержания в общей структуре удержаний составили 56,9% . В учреждении вправе также удерживать из заработной платы осужденного и иные суммы на основании исполнительных листов (возмещение ущерба, причиненного преступлением, выплата алиментов и др.). По данным ФСИН России в 2017 году, размер удержаний по исполнительным листам составил 22,6 % от общего размера удержаний [6]. Ряд осужденных могут погашать задолженность перед учреждением за брак, за порчу имущества учреждения. Кроме этого, из заработной платы осужденного производится удержание сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных учреждением как налоговым агентом.

Объективно размер всех удержаний может превышать размер доходов осужденного. Но в то же время осужденный должен обладать определенной суммой, которую он мог бы расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. В этих целях законом установлен гарантированный минимум, который должен находиться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пен-

сии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Таким образом, после всех удержаний заработная плата, поступающая на лицевой счет осужденного может быть действительно невысокой.

Но все познается в сравнении. Например, в Китае осужденным не начисляется заработная плата. Считается, что они всем необходимым обеспечиваются и обязаны возместить потраченные на их содержание государством средства. Основная часть прибыли идет на учебный процесс, организованный для осужденных, на развитие колонии, на погашение закупок. В большинстве европейских государств, труд осужденных оплачивается, но оплата труда также невысока. [1, с. 21]. В ряде стран, в качестве низовой границы оплаты труда используется определенный размер от минимального размера оплаты труда (США). Может быть предусмотрен разный размер «гарантированного минимума». Например, в республике Беларусь для осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, независимо от всех удержаний выплачивается не менее 50 процентов начисленной им заработной платы (ст. 102 УИК Республики Беларусь) [9].

О размерах и основаниях произведенных удержаний работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника при выплате ему заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ). Бухгалтер по расчетам с осужденными ежемесячно информирует работающих осужденных о суммах начисленной заработной платы и всех осуществленных удержаниях из заработной платы осужденных. В части регионов Российской Федерации (Красноярский Край, Республика Коми и другие) в учреждениях установлены терминалы для информирования осужденных о состоянии их лицевого счета. Информирование осужденных играет важную роль и позволяет снять многие вопросы осужденных по вопросам оплаты труда.

Следует заметить, что в структуре мотивов осужденных заработная плата занимает далеко не последнее место. Поэтому ее размер может стать как стимулирующим, так и деструктивным фактором. За счет заработанных средств осужденные имеют возможность приобретать дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости, оказывать финансовую помощь семьям, погашать материальные обязательства по приговору суда [5]. Средства, заработанные осужденными в период отбывания уголовных наказаний, часто являются единственным источником их сосуществования, позволяющим решать возникающие материальные и бытовые проблемы в первое время после освобождения из мест лишения свободы. Отсутствие финансовых средств, зачастую, становится одним из основных мотивов совершения преступления [4, с. 34]. Все

это еще раз подтверждает необходимость привлечения осужденных к оплачиваемому труду и создания условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, повышении ее оплаты.

Есть ли пути повышения оплаты труда осужденных?

Да, они имеются, наиболее важные нашли отражение в Концепции развития УИС до 2020 года: возможность повышения заработной платы осужденных с учетом выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний бюджетных ассигнований, в том числе в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; необходимость приведения норм труда в уголовно-исполнительной системе в соответствие с типовыми отраслевыми нормами труда; привлечение организаций независимо от форм собственности к созданию производственных участков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также к созданию рабочих мест за пределами учре-

стемы. В конечном счете, пути повышения уровня заработной платы осужденных определяются каждым ИУ индивидуально, исходя из размера собственного производства и объемов его доходов. Законы экономической теории также неизбежны для любого субъекта хозяйствования. Важным моментом повышения эффективности предприятия и благосостояния его работников служит количественная выработка, расширение товарного выпуска, экономия издержек. Немаловажную роль играет повышение квалификации осужденного, так как в соответствии с частью 1 статьи 132 ТК РФ указано, что «заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда». Важным фактором повышения оплаты труда является обновление основных фондов предприятий, на которых трудятся осужденные, что позволит повысить процент выполнения осужденным нормы выработки, а значит и оплату труда осужденных.

ждений уголовно-исполнительной си-

Литература

1. Антонян, Е. А. Привлечение осужденных к труду за рубежом // Человек: преступление и наказание. — 2016. — № 4. — С. 21-24.

2. Архив ГУФСИН России по Кемеровской области за 2013 — 1 квартал 2015 гг.

3. Архив Кузбасской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ 2016 -март 2018 гг.

4. Заборовская, Ю. М. Оценка личности осужденного инвалида и осужденного пожилого возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы ( криминологический аспект) // Вестник Кузбасского института. — 2018. — № 1 (34). — С. 31-37.

5. Кустов, М. Н. Актуальные проблемы нарушения требований законов, регулирующих труд осужденных // Человек: преступление и наказание. — 2017. — Т. 25 (1-4). — № 4. — С. 505-686.

6. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России, январь-декабрь 2017 г. : информационно-аналитический сборник / ФКУ НИИИТ ФСИН России. — Тверь, 2018. — 393 с.

7. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» : Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 11. — Ст. 1576.

8. По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В. С. Григорьевой, О. Л. Дейдей, Н. А. Капуриной и И. Я. Кураш : Постановление Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 51. — Ст. 7913.

9. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 No 365-3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kodeksy.by/ugolovno-ispolnitelnyy-kodeksь (дата обращения: 26.06.2018).

10. Фомичева, Л. П. Работа в особых климатических условиях: районные коэффициенты и процентные надбавки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dis.ru/library/564/30571/ (дата обращения: 16.06.2018).

Сведения об авторе

Мошненко Олеся Валерьевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат экономических наук. E-mail: lapizkaya@mail.ru

Information about authors

Moshnenko Olesya Valerevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of State and Legal disciplines, candidate of economic sciences. E-mail: lapizkaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.