Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ИМПОРТ ТОВАРОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РИСК-КАТЕГОРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Наталья Васильевна, Борисова Елена Михайловна, Цушка Никита Николаевич

В статье исследованы особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Авторами рассматриваются некоторые проблемные вопросы, связанные с параллельным импортом, проведением форматно-логического контроля электронной таможенной декларации, проведением фактического контроля на постах фактического контроля, риск-категорированием, а также проведением таможенной экспертизы в отношении товаров, содержащих ОИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеева Наталья Васильевна, Борисова Елена Михайловна, Цушка Никита Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF CUSTOMS OPERATIONS AND CUSTOMS CONTROL IN RESPECT OF GOODS CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS

The article provides information on the specifics of customs operations and customs control in relation to goods containing intellectual property objects, and also discusses some problematic issues related to parallel import, carrying out format-logical control of the electronic customs declaration, carrying out actual control at the PFK, risk categorization, customs expertise in relation to goods containing IPOs, etc

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

УДК 338

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Матвеева Наталья Васильевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, канд. экон. наук, e-mail: nataliamatv05@mail.ru

Борисова Елена Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, канд. экон. наук, e-mail: skorodumshik@mail.ru

Цушка Никита Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, выпускник факультета таможенного дела, e-mail: tsushka99@ mail.ru

В статье исследованы особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Авторами рассматриваются некоторые проблемные вопросы, связанные с параллельным импортом, проведением форматно-логического контроля элек-троннойтаможеннойдекларации,проведениемфак-тического контроля на постах фактического контроля, риск-категорированием, а также проведением таможенной экспертизы в отношении товаров, содержащих ОИС

Ключевые слова: таможенный контроль; таможенное регулирование; таможенное администрирование; импорт товаров; интеллектуальная собственность; риск-категорирование; таможенная экспертиза

PROBLEMATIC ISSUES OF CUSTOMS OPERATIONS AND CUSTOMS CONTROL IN RESPECT OF GOODS CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS

Matveeva Natalia V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Economic Sciences, e-mail: natmatv1107@mail.ru

Borisova Elena M.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Economic Sciences, e-mail: skorodumshik@mail.ru

Tsushka Nikita N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Graduate of the Faculty of Customs, e-mail: tsushka99@mail.ru

The article provides information on the specifics of customs operations and customs control in relation to goods containing intellectual property objects, and also discusses some problematic issues related to parallel import, carrying out format-logical control of the electronic customs declaration, carrying out actual control at the PFK, risk categorization, customs expertise in relation to goods containing IPOs, etc

Keywords: customs control; customs regulation; customs administration; import of goods; intellectual property; risk categorization; customs expertise

Для цитирования: Борисова Е.М., Матвеева Н.В. Проблемные вопросы совершения таможенных

операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 31-36.

Через границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) перемещаются товары, значительная часть которых содержит объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС). Обеспечение защиты прав на ОИС при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС

входит в задачи таможенных органов. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день существуют проблемные вопросы в части совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, которые, по мнению авторов, являются актуальными в современных экономических и политических

условиях.

Цель и задачи настоящего исследования включают рассмотрение особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также авторами выделены некоторые проблемные вопросы, связанные с параллельным импортом, проведением форматно-логического контроля электронной таможенной декларации, проведением фактического контроля на постах фактического контроля (далее - ПФК), риск-категорированием, проведением таможенной экспертизы в отношении товаров, содержащих ОИС.

К категориям товаров, содержащих ОИС, в мировой практике относятся следующие товары:

- произведения искусства (картины, гравюры, скульптуры и т.д.);

- товары, относящиеся к эстрадной деятельности (постановки, спектакли, эстрадные костюмы, тексты кинофильмов и песен и т.д.);

- новые промышленные и информационные технологии (программные продукты, инновационные товары и т.д.);

- промышленные образцы (категории товаров, которые находятся в разработке);

- торговые марки, торговые наименования, эмблемы, логотипы и т.д. [1].

В ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) также определяются ОИС, которые представляют собой результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий [2]:

- произведения науки, литературы и искусства;

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

- базы данных;

- исполнения;

- фонограммы;

- сообщения в эфир или по кабелю радио-или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау);

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- географические указания;

- наименования мест происхождения товаров;

- коммерческие обозначения и т.д.

Перечисленные ОИС в соответствии со

ст. 1225 ГК РФ охраняются законом на территории Российской Федерации, следовательно, и при перемещении через государственную границу Российской Федерации.

Недобросовестные участники внешнеэкономи-

ческой деятельности (ВЭД), имея целью увеличение своей прибыли, нарушают международное и российское законодательство и перемещают через таможенную границу ЕАЭС товары с признаками контрафакта.

Только в 2021 г. государственными контролирующими органами Российской Федерации было выявлено 32 млн единиц контрафактной продукции, которая реализовывалась на российском рынке с нарушением прав на использование ОИС. Более половины контрафактных товаров, содержащих ОИС, были импортированы на территорию нашей страны из иностранных государств. Преимущественно география импортных контрафактных товаров, содержащих ОИС, включала в себя такие страны, как: Китай - 35 % контрафактных товаров, содержащих ОИС; страны ЕАЭС - 18 %; Турция - 12 %; Италия - 10 %; Таиланд - 5 % контрафактных товаров, содержащих ОИС [3].

При перемещении товаров, содержащих ОИС, через таможенную границу ЕАЭС совершаются различные таможенные операции, основной из которых является таможенное декларирование. На сегодняшний день таможенное декларирование товаров, содержащих ОИС, осуществляется декларантами в уполномоченных центрах электронного декларирования (ЦЭД):

- если через таможенную границу перемещаются подакцизные товары, содержащие ОИС, то их декларирование будет осуществляться в центре электронного декларирования Центральной акцизной таможни (ЦЭД ЦАТ);

- если через таможенную границу перемещаются товары, содержащие ОИС, не имеющие статус подакцизных, то их декларирование будет осуществляться в иных ЦЭД с применением принципа диспетчеризации (распределения электронных деклараций на товары (ЭДТ) между ЦЭД на основании места фактической регистрации декларанта как российского налогового резидента).

При подготовке ЭДТ на товары, содержащие ОИС, для отправки в ЦЭД декларант может использовать следующие программные средства (см. табл. 1).

После того как ЭДТ на товар, содержащий ОИС подготовлена декларантом, она направляется в уполномоченный ЦЭД. В свою очередь, все направленные ЭДТ в ЦЭД подпадают под таможенный контроль, который состоит из нескольких этапов [4]:

Этап 1. Проведение форматно-логического контроля (далее - ФЛК) ЭДТ.

Этап 2. Проведение документального контроля товара, содержащего ОИС, в ЦЭД.

Этап 3. Проведение фактического контроля на ПФК.

Этап 4. Проведение таможенной экспертизы в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ).

Проведение ФЛК ЭДТ предполагает исполь-

Таблица 1

Программные средства, используемые при декларировании товаров, содержащие ОИС

Программное средство (ПС) Преимущества использования ПС Недостатки использования ПС

Сервис «Декларирование» АПС «Личный кабинет участника ВЭД» - безвозмездная основа использования ПС - низкий уровень технической поддержки со стороны центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ)

Коммерческие ПО («Аль-та-ГТД», «Декларант-ТКС», «Сигма-софт» и др.) - высокий уровень технической поддержки со стороны разработчиков, что позволяет сократить сроки декларирования товаров, содержащих ОИС - предполагают уплату абонентской платы

Источник: составлено авторами

зование системы правления рисками (СУР) без участия должностных лиц (ДЛ) ЦЭД в автоматизированном порядке, где на основании регламентированных целевых профилей риска СУР присваивается подконтрольному товару категория риска (низкий, средний и высокий).

Стоит отметить, что помимо целевых профилей риска на риск-категорирование товаров, содержащих ОИС, влияет риск-категория самого декларанта. Так, например, если декларирование товаров осуществляется декларантом впервые или в случае, если декларант ранее привлекался к ответственности за незаконное использование ОИС, то товар от такого декларанта автоматически будет иметь высокий уровень риска, то есть в отношении такого товара будет проводиться как документальный, так и фактический контроль.

В задачи ДЛ ЦЭД при проведении документального контроля товаров, содержащих ОИС, входит контроль правильности заполнения ЭДТ и достоверности сведений, заявленных в ЭДТ. В частности, ДЛ ЦЭД проверяют правильность и достоверность заполнения следующих граф ЭДТ (см. табл. 2).

Важно отметить, что при проведении документального контроля товаров, содержащих ОИС, ДЛ ЦЭД проверяют также регистрационный номер ОИС в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) России, наименование правообладателя ОИС (производителя товара), артикул, марку и т.д.

Также в ходе документального контроля ЭДТ ДЛ ЦЭД проверяют наличие в графе 33 ЭДТ буквы «И», которая указывает на то, что подконтрольный товар является ОИС. Если в 33 графе ЭДТ отсутствует буква «И», но при том товар имеет все признаки товара, содержащего ОИС, то ДЛ ЦЭД направят декларанту решение о внесении изменений в ЭДТ, т.е. ЭДТ необходимо будет скорректировать.

Важной особенностью является то, что если товар, содержащий ОИС, декларируется не прямым правообладателем, то ДЛ ЦЭД проверяют наличие у декларанта договора на использование ОИС, который заключается между декларантом и правообладателем. Если же товар, содержащий ОИС, декларируется прямым правообладателем, то ДЛ ЦЭД проверяют уставные документы декларанта и наличие у него свидетельства о включении

ОИС в тот или иной государственный реестр, которые ведет Роспатент [5].

При проведении фактического контроля товаров на ПФК анализируется техническая и транспортная документация на товар, содержащий ОИС, а также происходит сопоставление фактических данных о товаре тем, что содержатся в ЭДТ и сопроводительных документах на товар. По результатам проведения фактического контроля ДЛ ПФК составляется соответствующий акт, который передается в уполномоченный ЦЭД для принятия решения по товару, то есть решение о выпуске подконтрольного товара, содержащего ОИС, в соответствии с той или иной таможенной процедурой осуществляется ДЛ ЦЭД по результатам работы ДЛ ПФК.

Стоит отметить, что чаще всего в отношении товаров, содержащих ОИС, фактический контроль проводится в форме таможенного досмотра, поскольку с его помощью ДЛ ПФК могут изучить фактические идентификационные признаки подконтрольного товара, которые указывают на то, что через таможенную границу ЕАЭС перемещается контрафактная продукция. Например, при проведении таможенного досмотра товаров, содержащих ОИС, ДЛ ПФК изучают:

- внешний вид логотипа товара (размер, цвет, место нанесения на товар);

- внешний вид товара (качество сборки, размер швов, высоту изделия и т.д.);

- внешний вид упаковки (цвет и размер упаковки, внешний вид логотипа, нанесенного на упаковку и т.д.).

При проведении фактического контроля товаров, содержащих ОИС, должностные лица ПФК не во всех случаях имеют возможность достоверно идентифицировать подконтрольный товар и установить факт его контрафакта. В таких случаях в отношении товара назначается проведение таможенной экспертизы в ЦЭКТУ, а в задачи ДЛ ПФК входит отбор проб и образцов подконтрольного товара, которые передаются экспертам ЦЭКТУ.

При проведении таможенной экспертизы товаров, содержащих ОИС, эксперты ЦЭКТУ отвечают на следующие вопросы:

- чем являются представленные на исследование товары;

- являются ли обозначения, воспроизведенные

Таблица 2

Проверка сведений граф ЭДТ, подлежащих заполнению при проведении документального

контроля товара, содержащего ОИС

Графа ЭДТ Сведения, подлежащие проверке

2 Отправитель товара, содержащего ОИС. Указывается наименование российского или иностранного лица на основании уставных документов или внешнеторгового контракта

8 Получатель товара, содержащего ОИ. Указывается наименование российского или иностранного лица на основании уставных документов или внешнеторгового контракта

14 Декларант товара, содержащего ОИС. Чаще всего в качестве декларанта товаров, содержащих ОИС, в российских таможенных органах выступает российское лицо

15 Страна отправления товара, содержащего ОИС. При импорте указывается иностранное государство, при экспорте - Российская Федерация

16 Страна происхождения товара, содержащего ОИС. При импорте указывается иностранное государство, при экспорте - Российская Федерация

17 Страна назначения товара, содержащего ОИС. При импорте указывается иностранное государство, при экспорте - Российская Федерация

31 Описание товара, содержащего ОИС. Указываются все идентификационные признаки товара, на основании которых он классифицируется по ТН ВЭД ЕАЭС

33 Код товара, содержащего ОИС, по ТН ВЭД ЕАЭС. Указывается десятизначный цифровой код товара с целью достоверного применения к нему инструментов таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, а также наличие буквы «И», указывающей на принадлежность подконтрольного товара к ОИС

35 Вес брутто товара, содержащего ОИС. Указывается на основании товаротранспортных накладных по каждой партии товара

38 Вес нетто товара, содержащего ОИС. Указывается на основании товаротранспортных накладных по каждой партии товара без учета веса упаковки

44 Документы, на основании которых заполнена ЭДТ. Указываются все коммерческие, транспортные, разрешительные, технические, правовые документы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 Цена товара по внешнеторговому контракту. Указывается цена одной товарной партии, если по условиям внешнеторгового контракта товар поставляется в адрес получателя партиями

45 Таможенная стоимость товара. Указывается на основании коммерческих документов с учетом базисных условий поставки

46 Статистическая стоимость товара Указывается как таможенная стоимость товара в пересчете на доллары США по курсу на день подачи ЭДТ в ЦЭД

47 Исчисление таможенных платежей, которые уплачиваются при помещении товара, содержащего ОИС, под таможенную процедуру

Источник: составлено авторами на основе [5]

на товаре, на индивидуальной упаковке, представленном на исследование тождественными или сходными до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированном на территории РФ в качестве ОИС;

- является ли подконтрольный товар, оригинальным товаром, для индивидуализации которого зарегистрирован в Роспатенте товарный знак и т.д.

По результатам проведения таможенной экспертизы в ЦЭКТУ составляется экспертное заключение, которое выступает в качестве доказательств при привлечении недобросовестного декларанта товаров, содержащих ОИС, к ответственности за незаконное использование ОИС. Если по результатам проведения таможенной экспертизы таможенными органами не выявлен факт незаконного использования ОИС, то такой товар будет выпущен в соответствии с таможенной процедурой. В противном случае декларант будет привлекаться

к административной и уголовной ответственности.

Таким образом, описанный анализ порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих ОИС, показал, что данные действия осуществляются участниками ВЭД и таможенными органами с целью обеспечения законности использования товаров, содержащих ОИС.

В настоящее время в области совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, по мнению авторов, можно выделить ряд проблемных вопросов.

Первая проблема имеет отношение к политической ситуации между Россией и Украиной, в результате которой иностранные бренды «ушли» с российского рынка, что, в свою очередь, сказалось на ассортименте и количестве товаров, реализуемых на российском рынке.

С целью недопущения дефицита потреби-

тельских товаров (одежды, обуви, некоторых категорий производственных товаров) начал применяться параллельный импорт товаров тех брендов, которые перестали реализовываться на территории России. Суть параллельного импорта заключается в том, что иностранные бренды (товарные знаки, торговые наименования и т.д.) исключаются из ОИС, а это свидетельствует о том, что такой иностранный бренд не защищен на территории нашей страны как правообладатель. И даже в случае если иностранный бренд не захочет реализовывать на территории страны свой товар, российские импортеры смогут сделать это беспрепятственно, поскольку при прохождении таможенного контроля, российские таможенные органы не будут проверять законность ввоза в государство товара под тем брендом, которого нет в ТРОИС России.

Иными словами, товары тех иностранных производителей, которые «ушли» с российского рынка и были исключены из ТРОИС России, будут ввозиться по следующему алгоритму:

- ввоз иностранного товара, содержащего ОИС, на территорию дружественного для России иностранного государства;

- ввоз иностранного товара, содержащего ОИС, с территории дружественного иностранного государства на территорию России без применения мер по защите авторского права производителя.

С одной стороны, параллельный импорт может минимизировать риск наступления дефицита того или иного товара на российском рынке, но с другой - необоснованное исключение брендов из ТРОИС России, импорт товаров против воли правообладателя является нарушением международного права в области защиты интеллектуальной собственности, а также нарушением принципа защиты прав и законных интересов участников ВЭД, которые перемещают товары через государственную границу Российской Федерации. При этом есть опасение, что исключение некоторых иностранных брендов из ТРОИС России увеличит объемы импорта контрафакта и, по сути, из-за отсутствия иностранного бренда в ТРОИС России, таможенные органы не смогут привлечь недобросовестных участников ВЭД к ответственности за импорт в Россию товаров с нарушением прав правообладателя.

Это связано с тем, что параллельный импорт стер грань между оригинальным товаром и его кон-трафактом, поскольку для получения статуса оригинального товара именно с позиции таможенного контроля, торговый знак (торговая марка или торговое наименование) должен быть зарегистрирован в ТРОИС России. Важно понимать, что реализация контрафактных товаров на российском рынке опасна для конечного потребителя, поскольку контрафакт имеет существенно низкое качество и уровень безопасности по сравнению с оригинальным товаром.

Анализируя различные источники информа-

ции в вопросах применения параллельного импорта, нами был сделан вывод, что исключение бренда из ТРОИС России не исключает его из реестра, который ведется Роспатентом, и Правительство РФ по-прежнему принимает меры по борьбе с реализацией на территории нашей страны контрафактных товаров. Из этого следует, что при исключении бренда из ТРОИС России, на Роспатент увеличивается нагрузка по борьбе с реализацией на территории нашей страны контрафактных товаров, которая не только нарушает права правообладателей, но и угрожает национальной безопасности страны.

Нужно отметить ещё один аспект, что применение параллельного импорта может привести к исключению российских производителей из иностранных реестров по защите прав на ОИС. При этом, например, практика стран ЕС показывает, что для защиты российского бренда на территории ЕС российской компании (правообладателю) необходимо получить европейский патент и зарегистрироваться в Европейском патентном ведомстве, что связано с существенными материальными затратами российских правообладателей. Иными словами, параллельный импорт может спровоцировать незаконное использование российских ОИС на территории иностранных государств, как ответную меру.

Вторая проблема связана с риск-категориро-ванием товаров, содержащих ОИС. В силу своей специфики такие товары не выпускаются российскими таможенными органами в автоматическом режиме, даже если имеют статус товаров низкого уровня риска. Это происходит из-за того, что риск-категорирование товаров, содержащих ОИС, происходит по общероссийским профилям риска, а не по целевым (риск-категорирование по одному приоритетному профилю риска) [1].

Данная ситуация приводит к увеличению сроков выпуска безрисковых товаров, содержащих ОИС, в соответствии с таможенной процедурой экспорта и выпуска для внутреннего потребления. При этом практика таможенного декларирования безрисковых товаров в российских таможенных органах показала, что при применении автоматического выпуска, товар выпускается в ТО за 5 минут с момента подачи ЭДТ, а без применения автоматического выпуска - в среднем за 4 часа с момента подачи ЭДТ. Данный факт свидетельствует о том, что применение автоматического выпуска к безрисковым товарам, содержащим ОИС, позволит увеличить пропускную способность российских таможенных органов и сократить материальные таможенные издержки декларантов изучаемой категории товаров.

Более того, увеличение количества товаров, в отношении которых применяется технология автоматического выпуска, является приоритетным направлением развития таможенных органов России, согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, в том

числе и для товаров, содержащих ОИС.

Третья проблема, на наш взгляд, заключается в том, что в некоторых случаях ДЛТО не могут на этапе первичного таможенного контроля выявить среди декларируемых товаров, содержащих ОИС, товары с признаками контрафакта. Это может быть связано:

- с выборочностью проведения таможенного досмотра товаров и только после срабатывания определенных профилей риска, которые указывают на то, что в отношении товара необходимо проводить таможенный досмотр;

- недобросовестностью участников ВЭД, которые применяют пересортицу;

- с отсутствием достаточно развитой Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) между таможенными органами и другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и т.д.[4].

При этом проникновение на российский рынок контрафактных товаров связано с недостаточным уровнем информационного обеспечения СУР, который проводится ФЛК ЭДТ на товары, содержащие ОИС. На сегодняшний день при проведении ФЛК ЭДТ СУР анализирует только ту информацию о товарах, содержащих ОИС, которая находится в ЦБД ЕАИС ТО и в ЕАИС ФНС России. Сведения о товарах и их декларантах, которые находятся в ведении иных уполномоченных государственных контролирующих органов (ГКО) СУР при проведении ФЛК ЭДТ не анализирует.

Иными словами, при принятии решения об уровне риска подконтрольного товара, содержащего ОИС, СУР не учитывает полный массив информации о товаре, что снижает эффективность проведения в отношении них документального и фактического контроля.

Четвертая проблема совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, содержащих ОИС, связана с защитой ОИС на всем пространстве ЕАЭС. Суть проблемы заключается в том, что страны - участницы ЕАЭС длительное время вели работу по созданию Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) ЕАЭС и на сегодняшний день он действует на всей территории ЕАЭС, но при этом включение ОИС в национальные ТРО-ИС стран - участниц ЕАЭС не предполагает их автоматическое включение в ЕТРОИС ЕАЭС. Это может приводить к тому, что из-за отсутствия таможенных границ внутри ЕАЭС на российскую территорию могут ввозиться товары с нарушением авторского права с территории других стран - участниц ЕАЭС и российские таможенные органы не могут проконтролировать данный факт.

Следовательно, если ОИС зарегистрирован в ТРОИС России, но не зарегистрирован в ЕТРОИС

ЕАЭС и не зарегистрирован, например, в ТРОИС Республики Беларусь, то РФ не может проконтролировать соблюдение прав правообладателя, если на территорию ЕАЭС такой ОИС будет ввезен с территории Республики Беларусь, что снижает эффективность таможенного контроля изучаемой категории товаров именно в нашей стране.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно заключить, что для совершенствования совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих ОИС, необходимо пересмотреть порядок применения параллельного импорта и закрывать дефицит тех или иных иностранных товаров путем развития программы импортозамещения, а также пересматривать условия исключения ОИС из ТРОИС России, применять целевой профиль риска (а именно - категорию риска декларанта) при риск-категорировании в отношении товаров, содержащих ОИС, развивать информационное взаимодействие таможенных органов и иных уполномоченных ГКО через СМЭВ, что позволит эффективно проводить ФЛК ЭДТ и на уровне ЕЭК регламентировать тот факт, что если ОИС зарегистрирован в ТРОИС России, но не зарегистрирован в ТРОИС иной страны - участницы ЕАЭС, то ввоз такого товара без таможенного декларирования в российских таможенных органах не допускается.

Библиографический список:

1. Хватов А.В. Таможенный контроль товаров, содержащих ОИС, в условиях реформирования таможенной службы//Копирайт (вестник Академической интеллектуальной собственности). 2021. № 1. С. 79-85.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

3. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www. customs.ru

4. Таможня для всех - российский таможенный портал «ТКС» RU. URL: http://www.tks.ru

5. Решение КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «Консультант Плюс».

6. Договор «О Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «Консультант Плюс».

7. Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза // СПС «Консультант Плюс».

8. Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // СПС «Консультант Плюс».

9. Решение Коллегии ЕЭК от 12.11.2013 № 254 «О структурах и форматах электронных копий таможенных документов» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.