Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗВУКОВОГО СИГНАЛА В ПОДКАПОТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЛУЖЕБНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОЛИЦИИ КАТЕГОРИИ "В"'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗВУКОВОГО СИГНАЛА В ПОДКАПОТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЛУЖЕБНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОЛИЦИИ КАТЕГОРИИ "В" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ВОДИТЕЛЬ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ОПЕРАТИВНАЯ СЛУЖБА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ / УРОВЕНЬ ДАВЛЕНИЯ ЗВУКА / СИГНАЛЬНАЯ ГРОМКОГОВОРЯЩАЯ УСТАНОВКА / ИЗЛУЧАТЕЛЬ ЗВУКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарчук Роман Евгеньевич

В результате эксперимента и опроса установлено, что при размещении в подкапотном пространстве новых транспортных средств ГИБДД МВД России категории «В» специального звукового сигнала возможно снижение уровня звукового давления. Это может привести к невыполнению неотложных служебных заданий полиции, а также спровоцировать дорожно-транспортные происшествия. Проанализированы причины возникновения такой ситуации и предложены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Токарчук Роман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INSTALLING A SPECIAL SOUND SIGNAL IN THE ENGINE COMPARTMENT OF POLICE SERVICE VEHICLES OF CATEGORY "B"

As a result of the experiment and the survey, it was found that when placing a special sound signal in the engine compartment of new vehicles of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia of category «B», a decrease in the sound pressure level is possible. This can lead to failure to perform urgent police tasks, as well as provoke traffic accidents. The causes of this situation are analyzed and solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗВУКОВОГО СИГНАЛА В ПОДКАПОТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЛУЖЕБНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОЛИЦИИ КАТЕГОРИИ "В"»

Токарчук Роман Евгеньевич

Проблемные вопросы размещения специального звукового сигнала в подкапотном пространстве служебных автомобилей полиции категории «В»

В результате эксперимента и опроса установлено, что при размещении в подкапотном пространстве новых транспортных средств ГИБДД МВД России категории «В» специального звукового сигнала возможно снижение уровня звукового давления. Это может привести к невыполнению неотложных служебных заданий полиции, а также спровоцировать дорожно-транспортные происшествия. Проанализированы причины возникновения такой ситуации и предложены пути решения.

Ключевые слова: полиция, водитель, транспортное средство, оперативная служба, специальный звуковой сигнал, уровень давления звука, сигнальная громкоговорящая установка, излучатель звука.

Issues of installing a special sound signal in the engine compartment of police service vehicles of category «B»

As a result of the experiment and the survey, it was found that when placing a special sound signal in the engine compartment of new vehicles of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia of category «B», a decrease in the sound pressure level is possible. This can lead to failure to perform urgent police tasks, as well as provoke traffic accidents. The causes of this situation are analyzed and solutions are proposed.

Key words: police, driver, vehicle, operational service, special sound signal, sound pressure level, signal loudspeaker installation, sound emitter.

Оборудование служебных автомобилей полиции должно обеспечивать возможность незамедлительного реагирования на правонарушения, успешного преследования правонарушителя, скрывающегося на транспортном средстве, своевременного прибытия к месту чрезвычайного происшествия и выполнения других служебных задач. Для этого автомобили полиции оснащаются устройствами подачи специальных световых и звуковых сигналов. В соответствии с разд. 3 «Применение специальных сигналов» Правил дорожного движения [1] (далее - ПДД) сотрудники полиции на оперативном автомобиле могут отступать от некоторых требований ПДД, а также получают преимущество перед другими участниками дорожного движения. К указанным специальным устройствам и их установке предъявляются особые требования.

От того, услышат водители транспортных средств (далее - ТС), находящихся в направлении следования автомобиля оперативной службы, специальный звуковой сигнал (да-

лее - СЗС) или нет, зависит время, за которое оперативный автомобиль достигнет места выполнения неотложной служебной задачи, и эффективность ее выполнения.

Для реализации предупреждающе-оповеща-ющей функции специальный световой сигнал должен быть хорошо виден, в том числе днем, а звуковой сигнал - хорошо слышен другим участникам дорожного движения. Последнее условие обеспечивается соответствием звукового излучателя СЗС требованиям, которые закреплены в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 50574-2019 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» (далее - ГОСТ) [2].

В соответствии с рассматриваемым ГОСТом установка излучателей звука СЗС допускается в подкапотном пространстве передней части ТС (п. 6.1.4), уровень звукового давления сигнального устройства сигнальной громкоговорящей установки (далее - СГУ) при подаче

78

сигнала не должен быть ниже 116 дБ на крыше транспортного средства и 122 дБ - в подкапотном пространстве (п. 6.3.3). В примечании к данному требованию разъяснено, что уровень звукового давления СГУ измеряют «на расстоянии 2 м» перед излучателем звука. При установке излучателя на ТС максимальный уровень звукового давления СЗС должен быть направлен вперед по центру автомобиля (п. 6.3.4).

Из рассмотренных положений ясно, что для выполнения функции предупреждения других участников дорожного движения о том, что приближается оперативный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу, уровень звукового давления за пределами ТС в направлении движения автомобиля должен быть не менее 116 дБ на расстоянии 2 м от излучателя звука. От уровня звукового давления СЗС вне ТС оперативной службы, от того, как скоро услышат сигнал и насколько качественным он будет, зависит время реагирования водителей и выполнения ими требований ПДД о предоставлении беспрепятственного проезда автомобилям оперативных служб.

Вместе с тем условия размещения СГУ в подкапотном пространстве не оговорены, что дает свободу производителям и установщикам в вопросе определения конкретного места ее крепления. Требование о необходимости направления максимального уровня звукового давления вперед по центру автомобиля предусмотрено п. 6.3.4 и привязано к автомобилю, т.е. это соответствие определяется при установке СГУ в подкапотном пространстве ТС. Но требование в отношении измерения уровня звукового давления СЗС не привязано к автомобилю, а предусматривает, что он определяется на расстоянии 2 м перед излучателем звука. Так как СГУ изготавливаются заводом отдельно от автомобиля, то и требования п. 6.3.3 рассматриваемого ГОСТа выполняются до установки СГУ на автомобиль. Последнее требование допускает определение уровня звукового давления до установки СЗС в подкапотном пространстве ТС. Получается, что буквальное толкование рассматриваемых норм ГОСТа допускает вероятность установки СГУ в таком месте подкапотного пространства, в котором уровень звука может быть недостаточен для выполнения СЗС своей функции.

По нашему мнению, утверждение, что уровень давления звука СГУ вне ТС оперативной службы не может быть менее 116 дБ на рас-

стоянии 2 м от излучателя звука в направлении движения автомобиля, является закономерным. Это следует из требований к порядку производства замера давления и общего требования к уровню звукового давления СГУ, расположенного на крыше ТС. Более того, следует признать, что при установке в подкапотном пространстве уровень звукового давления, направленного вперед по центру ТС вне его кузова, должен быть выше 116 дБ, так как звук в районе крыши автомобиля должен быть не менее 116 дБ, чтобы оповещать водителей, движущихся справа и слева от ТС оперативной службы, что особенно важно при проезде перекрестков. Следовательно, для оповещения водителей ТС справа и слева от автомобиля оперативной службы на выходе из подкапотного пространства желательно, чтобы звук был не менее 122 дБ в направлении движения ТС оперативной службы. Не исключено, что именно это подразумевалось в положениях п. 6.3.3. ГОСТа при его принятии. Чтобы установить, как рассмотренные положения реализуются на практике, нами было проведено исследование вопросов применения СГУ на служебных автомобилях категории «В».

В ходе опроса 37 сотрудников ГИБДД, проходящих обучение по направлению «Повышение квалификации водителей, управляющих транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, по профессии рабочего «Водитель автомобиля», были получены следующие результаты.

25 сотрудников, которые управляют ТС с СГУ, находящимися на крыше ТС вместе с проблесковым маячком, считают, что уровень звука СЗС достаточен для выполнения своих функций. Из 12 сотрудников, управляющих разными ТС, включая те, в которых СГУ расположены в подкапотном пространстве, 7 отметили, что в автомобиле категории «В» с СГУ в подкапотном пространстве звук сильно приглушен. Они опасаются, что окружающие водители могут их не услышать, поэтому проявляют нерешительность в действиях. Речь идет о поступивших в последнее время автомобилях Skoda Octavia, оборудованных СГУ «Смерч», которые размещены в подкапотном пространстве.

5 сотрудников ГИБДД, регулярно использующие разные ТС категории «В» с СГУ в подкапотном пространстве, отметили, что в автомобилях Toyota Prius и Hyundai Solaris, в которых

79

излучатель звука СГУ установлен в районе радиатора и виден через обрешетку автомобиля, мощность звука СГУ достаточная, опасений, что окружающие водители не услышат СЗС, нет. При этом, по мнению участников опроса, в автомобиле Skoda Octavia СЗС действительно звучит приглушенно. 7 из 12 опрошенных указали, что излучатель звука установлен в Skoda Octavia под правым крылом и снаружи незаметен, т.е. спрятан под элементами правого крыла автомобиля. Трое сотрудников ГИБДД пояснили, что в подкапотном пространстве автомобиля Skoda Octavia перед радиатором просто не нашлось места для излучателя звука СГУ.

Большинство опрошенных сотрудников ГИБДД также отметили, что еще одной причиной, по которой другие участники дорожного движения могут не услышать звук СГУ в своем автомобиле, является хорошая шумоизоляция современных ТС с отсутствием правовых ограничений на предельное давление звука звуковых устройств автомагнитол. Эта проблема является самостоятельной и данным исследованием не охватывается.

В целях выяснения практики применения СГУ в подкапотном пространстве служебных автомобилей оперативных служб категории «В», установления соответствия специальных технических устройств требованиям действующего законодательства и служебной необходимости был проведен эксперимент с несколькими служебными автомобилями ГИБДД категории «В», используемыми подразделениями ДПС ОГИБДД по г. Симферополю.

В рамках эксперимента с помощью специального шумомера Testo 816 был измерен уровень звукового давления СГУ в подкапотном пространстве таких специальных автомобилей категории «В» ГИБДД, как Skoda Oktavia, Toyota Prius и Hyundai Solaris. Указанные автомобили отличаются по конструкции, а также месту установки специального звукового сигнала. Для большей надежности замеры проводились не на расстоянии 2 м, как это предусмотрено примечанием к п. 6.3.3 ГОСТа, а в непосредственной близости от излучателя перед капотом по центру автомобиля. Замер звукового давления СГУ у Skoda Oktavia был сделан дополнительно перед капотом у правого крыла и при открытом капоте над правым крылом. Следует отметить, что на автомобилях Hyundai Solaris и Toyota Prius излучатель звука СГУ в районе радиатора просматривается за решет-

кой, в то время как у Skoda Oktavia он не виден даже при открытом капоте, так как спрятан под элементами подкапотного пространства.

В результате замеров были получены следующие данные:

В трех автомобилях Skoda Oktavia уровень звукового давления СЗС на расстоянии 10 см: от решетки радиатора перед автомобилем - 108-109,2 дБ, под правой фарой впереди - 110-112,5 дБ, над правым крылом в подкапотном пространстве с открытым капотом - 115-116,8 дБ. В двух автомобилях Toyota Prius уровень звукового давления СЗС на расстоянии 10 см от решетки радиатора перед автомобилем - 121-122,8 дБ. В двух автомобилях Hyundai Solaris уровень звукового давления СЗС на расстоянии 10 см от решетки радиатора перед автомобилем -122-123,6 дБ.

На крыше ТС оперативных служб категории «В», имеющих специальные цветографические схемы на наружной поверхности, звуковой излучатель в последнее время устанавливается в виде моделей СГУ в сочетании со светодиодной оптической системой «Ермак» [3], которые выдают, по нашим замерам, мощность звукового сигнала от 123,6 до 126 дБ. Для установки в подкапотном пространстве исследованных автомобилей используются СГУ «Смерч», приобретаемые отдельно от светодиодной оптической системы [4].

Согласно официальным данным предприятия Элина-МП СГУ со светодиодной оптической системой «Ермак» на расстоянии 2 м предусматривает максимальный уровень звука не менее 110 и не более 125 дБ [5], т.е. существует вероятность, что СГУ изначально не отвечает требованиям п. 6.3.3 рассмотренного ГОСТа, если фактический уровень звука будет от 110 до 116 дБ. В связи с этим предприятию Элина-МП было бы правильно рекомендовать в обязательном порядке усилить излучатели звука СГУ до минимального уровня в 116 дБ.

Звуковой излучатель СГУ «Смерч» имеет форму рупора и большой размер, поэтому его размещение в подкапотном пространстве может вызывать сложности. В соответствии с паспортными данными завода-изготовителя уровень звукового давления СГУ также составляет от 110 до 125 дБ на расстоянии 2 м. Эксперимент показал, что при установке в районе правого переднего крыла автомобиля Skoda Oktavia звук приглушается до 109 дБ. Таким образом, СГУ «Смерч» в еще большей степе-

80

ни, чем установка «Ермак», не удовлетворяет требованиям ГОСТа, которыми предусмотрен уровень сигнала от 122 до 125 дБ. Ее применение при таких условиях недопустимо. Установка излучателя звука СГУ «Смерч» под крыло и элементы подкапотного пространства существенно снижает уровень и без того слабого звукового давления вне автомобиля. Это приводит к тому, что окружающие водители могут не услышать СЗС, сделав невозможным своевременное выполнение неотложной служебной задачи или создав условия для дорожно-транспортного происшествия.

Как поясняли опрошенные сотрудники ГИБДД, СГУ «Смерч» на автомобили Skoda Oktavia устанавливаются на заводе-изготовителе. В связи с этим отсутствует возможность изменения места расположения СГУ во избежание нарушения конструктивных параметров автомобиля.

В то же время можно отметить, что СГУ, совмещенная со светодиодной оптической системой «Ермак», установленная на том же самом автомобиле Skoda Oktavia, соответствует требованиям ГОСТа, выдавая звуковое давление от 123,6 дБ перед звуковым устройством, что гарантирует достаточно эффективное распространение звука во все стороны от автомобиля. Как поясняют сами сотрудники ГИБДД, когда такие звуковые средства устанавливаются на крышу, уровень звука достаточно высок.

Недостатки, связанные с расположением СГУ в подкапотном пространстве служебных автомобилей полиции категории «В», которые мы обнаружили в процессе проведения эксперимента и при опросе сотрудников ГИБДД, могут привести к тяжким последствиям. Очевидно, что при расположении СГУ в подкапотном пространстве сила звукового сигнала на выходе из автомобиля в направлении его движения не должна составлять менее 116 дБ. Кроме того, уровень этого сигнала на выходе должен быть не менее 122 дБ, как это указано в пп. «в» п. 6.3.3 ГОСТа.

Следует выделить две причины падения звукового давления на выходе из автомобиля, когда СГУ «Смерч» размещена под правым крылом автомобиля Skoda Oktavia. Первая вызвана тем, что сама СГУ «Смерч» является недостаточно мощной (от 110 до 125 дБ) для установки в подкапотном пространстве ТС категории «В» полиции. Эту причину легко устранить, если устанавливать в подкапотное про-

странство более мощные СГУ или увеличить давление СГУ «Смерч». Вторая причина связана с особенностями установки, при которой не должно происходить ограничение исходящего звукового давления за пределами кузова автомобиля.

В свою очередь, причин, которые привели к установке звукового излучателя под правым крылом Skoda Oktavia, тоже можно выделить несколько (вероятные и закономерную).

С одной стороны, такой подход к установке СГУ может быть вызван техническими проблемами (вероятная причина), а именно невозможностью размещения СГУ за решеткой радиатора, как это было бы правильно, из-за конструктивных особенностей подкапотного пространства и размеров излучателя звука. С другой стороны, при размещении СГУ в подкапотном пространстве уменьшается длина проводов, необходимых для установки излучателя звука, из-за более низкой температуры могут использоваться менее жаростойкие материалы, что позволяет производителю сократить затраты (вероятная причина).

Существует также правовая (закономерная) причина - недостаточная определенность рассмотренных положений ГОСТа.

Первую вероятную причину установки звукового излучателя под правым крылом, связанную с техническими особенностями подкапотного пространства и излучателя звука СГУ «Смерч», можно исключить путем различных организационных решений. Для этого, например, можно в приказном порядке определить, что на модели автомобилей категории «В», которые не позволяют разместить излучатель звука СГУ посередине передней части ТС за решеткой радиатора, следует устанавливать исключительно СГУ со светодиодной оптической системой «Ермак». На наш взгляд, необходимо исключить случаи установки СГУ в подкапотном пространстве на всех ТС категории «В», имеющих специальные цветографические схемы на наружной поверхности. В установке СГУ в подкапотном пространстве есть смысл, только если это делается на ТС, у которых отсутствуют специальные цветографические схемы на наружной поверхности. Эти служебные автомобили не раскрывают своей служебной принадлежности без необходимости, а специальные световой и звуковой сигналы перевозятся скрытно до момента возникновения потребности в их применении.

81

С другой стороны, эту вероятную причину можно устранить, если для оперативных служб не будут приобретаться автомобили, в которых установка СГУ в подкапотном пространстве связана с указанными недостатками, либо СГУ со слабой мощностью и большим размером.

Устранение обязательной, или закономерной, причины возможно только путем изменения соответствующих положений ГОСТа. Данные изменения также устранят вероятные причины. Положения ГОСТа должны четко определять, что установленные п. 6.3.3 нормативы минимального уровня звукового давления специального звукового сигнала должны измеряться не просто на расстоянии 2 м от излучателя звука напротив его выходного отверстия, а на расстоянии 2 м от излучателя звука в направлении движения ТС вперед. То есть минимальный допустимый уровень звукового давления СГУ должен определяться не просто характеристиками СГУ, а характеристиками СГУ, установленной на транспортное средство категории «В».

С целью устранения неопределенности в положениях ГОСТ Р 50574-2019 предлагаем внести следующие изменения:

1. Изложить первое предложение п. 6.3.3 ГОСТ Р 50574-2019 в следующем виде: «Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала в направлении, совпадающем с продольной осью транспортного средства в направлении его движения вперед, не должен быть ниже...».

2. Изложить примечание к п. 6.3.3 ГОСТ Р 50574-2019 в следующем виде: «Уровень зву-

1. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090. Доступ из справ. правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru//1305770/

2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50574-2019 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

кового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от установленного на автомобиле излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия».

При этом на законодательном уровне должно быть закреплено, что на ТС полиции категории «В», имеющие специальные цветографические схемы на наружной поверхности, устанавливаются проблесковые маячки, конструктивно объединенные в одном корпусе с излучателем звука специального звукового сигнала. Специальный световой сигнал на этих ТС крепится на крышу вместе с СГУ, как это сделано в СГУ со светодиодной оптической системой «Ермак».

На ТС полиции категории «В», не имеющие специальные цветографические схемы на наружной поверхности, следует устанавливать звуковой излучатель СГУ с уровнем звукового давления по паспорту не менее 122 дБ за решеткой радиатора, не перекрывая его выходного отверстия

Таким образом, при размещении специального звукового сигнала в подкапотном пространстве транспортных средств категории «В» звук не должен терять мощность из-за замкнутости пространства.

Предложенные нами нормативные изменения и рекомендации организационного характера исключат снижающие звуковое давление случаи размещения специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве транспортных средств полиции категории «В». А это, в свою очередь, повысит качество и эффективность выполнения неотложных служебных заданий.

1. About the Rules of the Road (together with the «Basic terms for the admission of vehicles to operation and the obligations of officials to ensure road safety»): resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 No. 1090. Access from the legal reference system «Garant». URL: http:// base.garant.ru//1305770/

2. National standard of the Russian Federation GOST R 50574-2019 «Automobiles, buses and motorcycles of operational services. Color schemes, identification marks, inscriptions, special light and sound signals. General requirements» (approved and put into effect by the decree order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology d.d. Febr. 7, 2019 No. 25-st) (with

82

от 7 февр. 2019 г. № 25-ст) (с изм. и доп.). Доступ из справ. правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru//72260318/

3. СГУ ЕРМАК [Электронный ресурс]. URL: http://elinamp.ru/signalnyie-gromkogovoryaschie-ustanovki-sgu/sgu-ermak (дата обращения: 17.12.2021).

4. Спецсигнал СГУ «Смерч». Инструкция по эксплуатации [Электронный ресурс]. URL: https://autoflagman.ru/wp-content/ uploads/2018/09/Инструкция-СГУ-Смерч-Эли-на.pdf (дата обращения: 17.12.2021).

5. URL: http://elinamp.ru/price (дата обращения: 17.12.2021).

amendments and additions). Access from the legal reference system «Garant». URL: http:// base.garant.ru//72260318/

3. SLI ERMAK [Electronic resource]. URL: http://elinamp.ru/signalnyie-gromkogovoryaschie-ustanovki-sgu/sgu-ermak (date of access: 17.12.2021).

4. Special signal of SLI «Smerch». Operating instructions [Electronic resource].URL:https:// autoflagman.ru/wpcontent/uploads/2018/09/ MHcmpyKWH-CrY-CMepH^nuHa.pdf (date of access: 17.12.2021).

5. URL: http://elinamp.ru/price (date of access: 17.12.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Токарчук Роман Евгеньевич, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Крымского филиала Краснодарского университета МВД России; e-mail: snaiperkem@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

R.E. Tokarchuk, Candidate of Law, Deputy Chief of Department of Special Tactics and Fire Training of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Snaiperkem@yandex.ru

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.