Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ДОПУСКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ НАЛИЧИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЖИМ РАБОТЫ ВНЕШНИХ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ; ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

К ВОПРОСУ ДОПУСКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ НАЛИЧИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЖИМ РАБОТЫ ВНЕШНИХ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ; ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГАЮЩИЙ СТОП-СИГНАЛ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Петр Геннадьевич

Рассмотрена правомерность установки на транспортное средство дополнительного технического оборудования в виде мигающих стоп-сигналов. Проведен всесторонний анализ законодательной базы, регулирующей данный вопрос. Выявлена схожесть использования внешних световых приборов, не предусмотренных заводской конструкцией автомобиля, обладающих определенной частотой мигания и продолжительностью свечения, и проблескового маячка. На основе проведенного исследования предлагается ужесточение наказания за данное противоправное деяние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ALLOWING VEHICLES TO OPERATE IN THE PRESENCE OF A TECHNICAL MALFUNCTION RELATED TO CHANGES IN THE OPERATING MODE OF EXTERNAL LIGHTING DEVICES, TECHNICAL SUPERVISION AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Considered the legality of installing additional technical equipment on a vehicle in the form of flashing stop lights. A comprehensive analysis of the legal framework governing this issue has been conducted. The similarity between the use of external lighting devices that are not provided by the factory design of the car, which have a certain frequency of flashing and duration of illumination, and a flashing beacon is revealed. On the basis of the conducted research, it is proposed to toughen the punishment for this illegal act.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ДОПУСКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ НАЛИЧИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЖИМ РАБОТЫ ВНЕШНИХ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ; ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК 351.81:34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10482

ББК 67 © П.Г. Андреев, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

К ВОПРОСУ ДОПУСКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ НАЛИЧИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЖИМ РАБОТЫ ВНЕШНИХ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ; ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ

Петр Геннадьевич Андреев, преподаватель кафедры ОД ГИБДД

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (302027, г. Орел, ул. Игнатова, 2) E-mail: petya.and@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрена правомерность установки на транспортное средство дополнительного технического оборудования в виде мигающих стоп-сигналов. Проведен всесторонний анализ законодательной базы, регулирующей данный вопрос. Выявлена схожесть использования внешних световых приборов, не предусмотренных заводской конструкцией автомобиля, обладающих определенной частотой мигания и продолжительностью свечения, и проблескового маячка. На основе проведенного исследования предлагается ужесточение наказания за данное противоправное деяние.

Ключевые слова: мигающий стоп-сигнал; безопасность дорожного движения; дорожно-транспортное происшествие; технический осмотр транспортных средств; административная ответственность.

ON THE ISSUE OF ALLOWING VEHICLES TO OPERATE IN THE PRESENCE OF A TECHNICAL MALFUNCTION RELATED TO CHANGES IN THE OPERATING MODE OF EXTERNAL LIGHTING DEVICES, TECHNICAL SUPERVISION AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Peter G. Andreev, Lecturer of Department of Organization of Work of the Traffic Police

Orel Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanov (302027, Orel, Ignatova str., 2) E-mail: petya.and@yandex.ru

Abstract. Considered the legality of installing additional technical equipment on a vehicle in the form of flashing stop lights. A comprehensive analysis of the legal framework governing this issue has been conducted. The similarity between the use of external lighting devices that are not provided by the factory design of the car, which have a certain frequency of flashing and duration of illumination, and a flashing beacon is revealed. On the basis of the conducted research, it is proposed to toughen the punishment for this illegal act.

Keywords: flashing stop light; traffic safety; traffic accident; technical inspection of vehicles; administrative responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Андреев П.Г. К вопросу допуска транспортных средств к эксплуатации при наличии технической неисправности, связанной с внесением изменений в режим работы внешних световых приборов, осуществление технического надзора и привлечение к административной ответственности. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):201-3.

Развитие социально-экономического статуса Российской Федерации влечет за собой глобальные изменения в автомобильном строении, а финансовое положение среднестатистической семьи дает возможность обладать как минимум одной транспортной единицей. При этом сохраняется техническое разнообразие механизмов и средств, позволяющих придать автомоби-

№ 8 / 2020

лю индивидуальные черты, чем многие автолюбители активно пользуются.

Дополнительные изменения в конструкции транспортного средства, безусловно, делают его эффектнее, ведь производители не могут сделать автомобиль, который устраивал бы своими характеристиками абсолютно всех потребителей. Повышенная мощность,

201

Вестник Московского университета МВД России

создание уникального салона, улучшение комплектации транспортного средства — те причины, которые побуждают автолюбителей на приобретение дополнительных технических устройств.

Различные модернизированные детали находятся в открытом доступе к продажам. Однако при проведении обновления автомобиля необходимо учитывать не только его возможности, но и нормативную базу государства, т.к. те или иные изменения могут быть противозаконными.

Зарубежные производители часто оснащают автомобили системой ESS, позволяющей предупреждать участников дорожного движения о применении водителем экстренного торможения. Ее использование обусловлено включением мигающих сигналов указателей поворота при нажатии на педаль тормоза. Следуя тенденциям иностранных технологий, российские автомобилисты стали устанавливать приспособления, которые вносят изменения в режим работы стоп-сигналов красного цвета, делая их мигающими. Однако правомерность их использования ставится под сомнение, т.к. не исключены случаи неоднозначного понимания ситуации, когда данное устройство приводится в действие.

Правила дорожного движения Российской Федерации, а в частности приложение к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, содержат перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства; среди них — установка «фонарей заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иных световых приборов с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающих приспособлений любого цвета, кроме красного» [3]. Фактически данное положение не запрещает использование мигающих стоп-сигналов, т.к. их цветовая раскраска не нарушает правовые нормы.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в свою очередь, указывает, что на автомобиле «никакой огонь не должен быть мигающим, за исключением огней указателей поворота и аварийного сигнала» [4]. Кроме того Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» поясняет, что «в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП

РФ» [6].

Соответственно, использование на транспортном средстве мигающего стоп-сигнала можно рассматривать как наличие неисправности, влекущее запрет к эксплуатации и наступление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, за управление транспортным средством при наличии условий, запрещающих их эксплуатацию. Непосредственным объектом этого вида правонарушений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасное использование на транспортных средствах световых приборов. Очевидно, что последние выступают в качестве предмета соответствующих противоправных деяний, а именно, когда они устанавливаются на задней части транспортного средства и обладают прерывистой периодичностью свечения. Санкция указанной статьи предусматривает минимальный размер наказания, а именно, вынесение предупреждения или наложения штрафа в размере 500 рублей.

Примечательно, что статья 12.5 КоАП РФ в части 4 содержит норму, предусматривающую ответственность за «управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации)», в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств [1]. При этом ГОСТ Р 50574-2019 регламентирует специальный световой сигнал (проблесковый маячок) как «устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно» [5]. Применительно к мигающим стоп-сигналам: не соответствуют режиму работы стоп-сигналов, выпущенных изготовителем транспортного средства, не являются штатными, что указывает на их соотнесение с проблесковыми маячками. Следовательно, ввиду совокупности технических характеристик, указанная выше санкция, предусмотренная частью 4 статьи 12.5 КоАП РФ, в полной мере может быть применена к данному виду переоборудования.

Применение мигающих стоп-сигналов получило свое распространение в последние годы, что может быть обусловлено передачей функций технического осмотра (ТО) транспортных средств Российскому союзу автостраховщиков. Своего рода послабление процесса проведения техосмотра, который лишился государственного статуса, выгодно для трех сторон

202

Вестник Московского университета МВД России

№ 8/2020

данных правоотношений: автовладельцы заинтересованы в получении диагностической карты; операторы ТО выполняют свои функции с предпринимательской точки зрения; страховые компании не заинтересованы в наличии полностью исправного транспортного средства застрахованного лица, т.к. страховой случай в результате дорожно-транспортного происшествия не наступает, если автомобиль имел неисправности, послужившие возникновению аварийной ситуации [2].

Проблема установки внешних световых приборов на транспортное средство, не предусмотренное его конструкцией, обусловлена снижением степени безопасности дорожного движения. Проводя аналогию с применением газоразрядных источников света в фарах на передней части транспортного средства, стоит отметить схожесть последствий в результате несоответствия режима работы данных приборов: технические характеристики и фар и стоп-сигналов по своему светораспределению и периоду свечения усложняют процесс передвижения автомобиля, зависят от дорожной ситуации и погодных условий.

Взаимодействие транспортных средств в потоке, среди которых присутствуют автомобили с мигающими стоп-сигналами, является затруднительным для всех участников дорожного движения, особенно для начинающих водителей, не обладающих достаточными навыками управления в критических ситуациях. Это приводит к дополнительному риску образования дорожно-транспортных происшествий. Приравнивание ответственности за использование мигающих стоп-сигналов на транспортном средстве, не предусмотренное конструктивными особенностями, к наказанию за управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых сигналов, является необходимой мерой повышения уровня безопасности дорожного движения.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru, свободный.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

4. ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

5. ГОСТ Р 50574-2019 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования (с Изменением N 1) [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

References

1. Code of the Russian Federation on administrative offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ [Electronic resource]: RLS "Consultant Plus". Access mode: http://www.consultant.ru, free.

2. Civil code of the Russian Federation No. 51-FZ of November 30, 1994 [Electronic resource]: RLS "Consultant Plus". Access mode: http://www. consultant.ru, free.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 23, 1993 No. 1090 "On traffic Rules" [Electronic resource]: RLS "Consultant Plus". Access mode: http://www.consultant.ru, free.

4. TR CU 018/2011 Technical regulations of the Customs Union "on the safety of wheeled vehicles" [Electronic resource]: RLS "Consultant Plus". Access mode: http://www.consultant.ru, free.

5. GOST R 50574-2019 cars, buses and motorcycles of operational services. Color schemes, identification signs, inscriptions, special light and sound signals. General requirements (with Change N 1) [Electronic resource]: RLS "Consultant Plus". Access mode: http://www.consultant.ru, free.

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 25, 2019 No. 20 "On certain issues arising in judicial practice when considering cases of administrative offenses provided for by Chapter 12 of the Code of administrative offenses of the Russian Federation" [Electronic resource]: RLS "Consultant Plus". Access mode: http://www.consultant.ru, free.

№ 8 / 2020

Вестник Московского университета МВД России

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.