Научная статья на тему 'К вопросу об ужесточении ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом'

К вопросу об ужесточении ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортное средство / административная ответственность / непредоставление преимущества в движении / специальный сигнал / административное законодательство / vehicle / administrative responsibility / failure to provide advantage in movement / a signal / an administrative law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Викторович Кардашевский

Рассматривается проблема ужесточения ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству скорой помощи, следующему по вызову

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Викторович Кардашевский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of toughening of the responsibility for failure to provide the advantage in the movement of a vehicle having special color schemes on the external surfaces, inscriptions and notations, with a simultaneously flashing beacon of blue color and a special sound signal

The article is devoted to the problem of enforcing for failure to provide the benefits of moving the vehicle ambulance, the next call

Текст научной работы на тему «К вопросу об ужесточении ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951 ББК 67.301

К ВОПРОСУ ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА В ДВИЖЕНИИ ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ, ИМЕЮЩЕМУ НАНЕСЕННЫЕ

НА НАРУЖНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦВЕТОГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, НАДПИСИ И ОБОЗНАЧЕНИЯ, С ОДНОВРЕМЕННО ВКЛЮЧЕННЫМИ ПРОБЛЕСКОВЫМ МАЯЧКОМ СИНЕГО ЦВЕТА И СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗВУКОВЫМ СИГНАЛОМ

ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ КАРДАШЕВСКИЙ,

начальник кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

E-m ail: wilga 13@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема ужесточения ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству скорой помощи, следующему по вызову.

Ключевые слова: транспортное средство, административная ответственность, непредоставление преимущества в движении, специальный сигнал, административное законодательство.

Annotation. The article is devoted to the problem of enforcing for failure to provide the benefits of moving the vehicle ambulance, the next call.

Keywords: vehicle, administrative responsibility, failure to provide advantage in movement, a signal, an administrative law.

В последнее время участились случаи непредоставления преимущества в движении автомобилям скорой помощи. В ряде таких случаев последствия опоздания скорой помощи на вызов негативно сказываются на состоянии здоровья пациентов, вплоть до летального исхода. Широкий общественный резонанс вызвал громкий инцендент, произошедший 10 января 2017 г. на Камчатке. Водитель малолитражки не пропустил автомобиль скорой помощи, который спешил на вызов, в заставленном припаркованными автомобилями дворе. Водитель скорой помощи более 10 минут пытался проехать к больному, однако ему удалось это сделать только после прибытия наряда полиции, вызванного фельдшером. Когда врачи добрались до пациента, им оставалось только констатировать смерть.

Согласно ст. 12.17.2 КоАП России непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включен-

ными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечет наложение административного штрафа в размере 500 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. На несоразмерность наказания за данное правонарушение и возможных последствий от его совершения указали авторы петиции на сайте Change.org, под которой на данный момент подписалось около 50 тыс. человек1.

Случай на Камчатке получил широкий общественный резонанс, но, к сожалению, подобные ситуации происходят достаточно часто. 26 января 2017 г. в г. Санкт-Петербург дорогая иномарка заблокировала санитарный автомобиль во дворе жилого дома, когда карета возвращалась с вызова и везла пожилую женщину на экстренную госпитализацию. События развивались по стандартному сценарию: просьба медиков пропустить машину и агрессивная реакция со сто-

1 Петиция: Президент: Дорогу скорой помощи! // URL: https://-www.Change.org

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

роны автохама. Он требовал прекратить съемку, при этом дорогу освободить отказывался. Водитель пропустил скорую, только когда начали вызывать полицию.

Необходимо отметить, что только в г. Москве сотрудниками Госавтоинспекции за пять месяцев 2017 г. возбуждено 111 дел по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ (АППГ — 106), по результатам рассмотрения которых принято решений о назначении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами по восьми делам (АППГ — 2), о назначении штрафа по 63 делам (АППГ — 68). По данным судебного департамента Верховного суда, в прошлом году 3,3 тыс. водителей были наказаны за отказ уступить дорогу спецтранспорту (ст. 12.17 КоАП РФ). При этом прав были лишены всего несколько сотен нарушителей, остальным были назначены штрафы.

Если обратиться к зарубежному опыту решения подобной проблемы, то в сети Интернет можно увидеть множество примеров того, как в других странах автомобили дисциплинированно разъезжаются по разные стороны дороги, как только они услышат звук сирены. Чаще всего в пример приводят Германию. Однако, самые суровые штрафы не в этой европейской стране, а в Сингапуре: там за непропуск машины оперативных служб водителю грозит штраф в 5 тыс. местных долл. (208 500 руб.) и тюремное заключение на шесть месяцев.

В Канаде и США автомобилисты должны прижаться вправо и обязательно остановить автомобиль, а на широких дорогах организовать «коридор» между крайней левой и следующей за ней полосой. Кроме того, в Канаде, а также в Израиле, водители спецмашин вправе таранить гражданский транспорт, если это необходимо.

Отметим, что, кроме денежного штрафа, в некоторых странах водителя ожидает лишение прав или получение штрафных баллов2.

В сложившейся ситуации возникает объективная необходимость ужесточения ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Именно этому посвящен законопроект, который рассматривался в июне 2017 г. на заседании комитета Госдумы по госстроительству (авторы законопроекта — депутаты Ирина Яровая и

Дмитрий Морозов). Данным законопроектом предусмотрено сразу нескольких новелл, направленных на решение сложившейся проблемы.

Во-первых, ужесточаются санкции ст. 12.17 КоАП РФ.

Во-вторых, авторы поправок предлагают новый состав: если водитель заблокировал проезд кареты скорой помощи, в результате чего медицинская помощь пациенту была оказана «с нарушением сроков» (к примеру, время выезда превысило 20 минут), то автовладелец может быть оштрафован на 30 тыс. руб. с лишением прав на срок до двух лет.

В-третьих, в КоАП РФ также предполагается введение новой статьи — «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи», которая влечет наложение штрафа в размере 4-5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Законопроект внесен в Госдуму в начале апреля 2017 г. и вызвал широкое обсуждение в различных ведомствах. В частности, в Мосгордуме заявляли о необходимости ввести штраф 40 тыс. руб. для подобных нарушителей, в Минздраве выступали за введение штрафа 30 тыс. руб. с лишением прав. На заседании Экспертного совета ГУ МВД России по г. Москве по нормотворческой деятельности 19 июня 2017 г. также был рассмотрен вопрос ужесточения ответственности за создание препятствий транспорту, оборудованному проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложных служебных заданий, и одобрен проект федерального закона № 139437-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь»3.

Необходимо отметить, что принятие данного законопроекта преследует также цель реализации единых подходов к установлению мер административной ответственности за аналогичные правонарушения. В частности, непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 1500 руб. (ст. 12.18 Кодекса). В со-

2 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в ст. 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Гарант.

3 Протокол заседания Экспертного совета ГУ МВД России по г. Москве по нормотворческой деятельности от 19 июня 2017 г. № 1 // официальный сайт ГУ МВД России по г. Москве.

216

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2017

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ответствии с ч. 1.1 ст. 12.17 Кодекса движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения (что может повлечь менее общественно опасные последствия, нежели препятствование проезду машинам специальных служб) влечет наложение административного штрафа в размере 1000 руб., а, совершенное в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — 1500 руб.

В целом можно предположить, что ужесточение санкций ст. 12.17. КоАП даст определенный позитивный результат и, как следствие, автомобили скорой помощи будут своевременно прибывать к пациентам. Однако, у каждой медали — две стороны. К сожалению, известны случаи, когда кареты включают специальные сигналы и без особой необходимости. Более того, были случаи использования автомобилей скорой помощи с включенными специальными сигналами для работы в режиме «такси», для перевозки пассажиров за плату и обслуживания различных мероприятий. И, несмотря на то, что подобные случаи не носят массового характера, они вызывают негативное отношение со стороны водительского сообщества. Сегодня через Интернет можно заказать спецтранспорт с красными крестами на бортах, чтобы беспрепятственно и оперативно доехать до одного из московских аэропортов по цене от 6 до 11 тыс. руб. Услуга официальная, как и сама «Скорая помощь», имеющая всю регламентированную законом документацию, разрешающую заниматься медицинской деятельностью — с фиксацией вызова дежурной службой, предоставлением счетов и медицинских справок, а также заведением карточки больного.

Еще в 2015 г. председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов с бывшим главой ГАИ России Владимиром Федоровым направили Начальнику ДОБДД МВД России Виктору Нилову письмо с просьбой проверить целевое использование карет «Скорой помощи»4; по мнению авторов, в круп-

ных городах страны все чаще фиксируются случаи эксплуатации реанимобилей не по назначению. По факту ответа главы ведомства, инициаторы намерены внести на рассмотрение в Госдуму соответствующий законопроект.

Однако, существенных изменений в законодательстве до настоящего времени не произошло. Отдельные целевые проверки в таком случае малоэффективны, да и проверка посредством обычной остановки неотложки сомнительна при наличии в ней тяжелобольного, когда счет идет на минуты. По нашему мнению, необходимо создать электронную базу скорых, следующих на вызов, обеспечив возможность сотруднику ДПС в режиме онлайн проверять по номеру автомобиля без его остановки законность использования специальных сигналов. Одновременно необходимо установить ответственность как водителей скорой помощи, так и должностных лиц медицинских учреждений за незаконное использование специальных сигналов. При этом ответственность водителей скорой помощи должна быть адекватна ответственности водителей, препятствующих проезду скорой помощи. Такие меры при их введении будут способствовать решению проблемы своевременного прибытия карет скорой помощи на вызов.

Наша позиция о недопустимости использования преимуществ транспортных средств скорой помощи в целях, не связанных с оказанием медицинской помощи, была обсуждена на заседании Экспертного совета ГУ МВД России по г. Москве по нормотворческой деятельности 19 июня 2017 г., и УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве было поручено проработать вопрос о целесообразности принятия дополнительных мер по исключению фактов использования специального медицинского автотранспорта не по прямому назначению5.

4 Скляр Т. Скорую помощь проверят на целевое использование // URL: http://www.motornews.su

5 Протокол заседания Экспертного совета ГУ МВД России по г. Москве по нормотворческой деятельности № 1 от 19 июня 2017 г. // официальный сайт ГУ МВД России по г. Москве (дата обращения 1 июля 2017 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.