Научная статья на тему '"скорая спешит на помощь": проблемы юридической ответственности за препятствование автотранспорту медицинских служб'

"скорая спешит на помощь": проблемы юридической ответственности за препятствование автотранспорту медицинских служб Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"СКОРАЯ ПОМОЩЬ" / НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ШТРАФ / ТАРАН / MOVE OVER LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даньшов Вадим Эдуардович, Ляшко Глеб Станиславович

В данной статье анализируется проблема юридической ответственности за препятствование проезду на дорогах специальных транспортных средств, в частности автомобилей медицинских служб, предлагаются определенные пути решения, а также анализируется иностранный опыт в установлении ответственности за данные правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Даньшов Вадим Эдуардович, Ляшко Глеб Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"скорая спешит на помощь": проблемы юридической ответственности за препятствование автотранспорту медицинских служб»

«СКОРАЯ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ»: ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕПЯТСТВОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТУ

МЕДИЦИНСКИХ СЛУЖБ 1 2 Даньшов В.Э. , Ляшко Г.С.

1Даньшов Вадим Эдуардович - студент;

2Ляшко Глеб Станиславович - студент, кафедра конституционного и административного права, Юридическая школа, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в данной статье анализируется проблема юридической ответственности за препятствование проезду на дорогах специальных транспортных средств, в частности автомобилей медицинских служб, предлагаются определенные пути решения, а также анализируется иностранный опыт в установлении ответственности за данные правонарушения. Ключевые слова: «скорая помощь», непредоставление преимущества, штраф, таран, move over law.

Скорая помощь - механизм быстрого реагирования для оказания незамедлительной медицинской помощи, который всегда должен пользоваться приоритетом на дорогах. Однако, в современной России сложилась печальная ситуация с движением «карет неотложки». Многие водители, руководствуясь непонятными мотивами, учиняют препятствия медикам, тем самым, создавая потенциальную угрозу жизни пациента, нуждающегося в оказании медицинской помощи. Наиболее ярким случаем стал инцидент в Камчатской области, когда водитель автомобиля отказался пропустить скорую помощь в жилой зоне, что стало косвенной причиной смерти пациента, которого еще можно было бы спасти, если бы врачи прибыли вовремя [1].

Причем данный случай не является единственным [2]. Возросло количество ДТП с участием транспортных средств медицинской службы, новости о преграждении пути скорой помощи появляются чуть ли не каждый день. Кроме того, несущественность мер административного принуждения в отношении «автохамов» породила в обществе дискуссию о предоставлении специальных средств машинам экстренных служб на дорогах и усилении ответственности за учинение препятствий данным транспортным средствам. В связи с этим появилась необходимость проанализировать данные предложения и дать им правовую оценку, а также проанализировать методы борьбы с нарушителями в других странах.

Одной из первых инициатив, касающихся предоставления дополнительных прав медицинским бригадам на дороге, явилось предложение о наделении карет скорой помощи (а также и транспортных средств МЧС) правом таранить автомобили, которые «стоят на пути» экстренных служб [3]. Однако данная инициатива выглядит достаточно сомнительной в условиях российской действительности. С одной стороны, таран может не только освободить путь, но и вывести из строя сам автомобиль экстренной службы, учитывая современное состояние автопарка скорой помощи. С другой стороны, в чрезвычайных условиях при необходимости принятия быстрых решений водитель кареты может неправильно оценить обстановку и причинить вред транспортным средствам, не создающим препятствий. Кроме того, многие специалисты опасаются, что данная инициатива приведет к злоупотреблению страховых компаний, которые станут

задирать цены на страховые полисы до небес. Отрицательно воспринимают данную инициативу и сами водители карет скорой помощи.

Наиболее верной выглядит инициатива ужесточения ответственности за создание препятствий транспортным средствам экстренных служб. Так, на данный момент, существует норма, устанавливающая ответственность за данные нарушения - это статья 12.17. Кодекса об административных правонарушениях РФ «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами», а именно часть вторая данной статьи, которая определяет ситуацию, когда преимущество не было предоставлено транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Наказание за данное деяние незначительно - административный штраф в размере 500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев [4].

Стоит признать, что данные меры административного принуждения не являются достаточными, особенно, когда считанные минуты разделяют пациента между жизнью и смертью. На наш взгляд, данное наказание стоило бы в разы увеличить. Некоторые эксперты, считают, что возможно увеличение штрафа до уровня наказания за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения - 30-50 тысяч рублей. Наказание в виде лишения права управления транспортным средством также необходимо ужесточить. Кроме того, возможно ужесточение ответственности за повторное нарушение.

Сходные механизмы решения данных проблем предусмотрены и в законодательстве иностранных государств. Так, на территории многих штатов США и провинций Канады существует специальное правило, называемое move over law. Данное правило предусматривает, что при наличии на дороге спецтранспорта (там это могут быть как автомобили полиции, пожарной службы, скорой помощи, так и дорожной службы, и иных служб), водителям необходимо переместиться на правую полосу проезжей части, а если это невозможно, замедлить движение до разумной скорости. Некоторые штаты предусматривают необходимость перемещения на правый край проезжей части и полной остановки транспортного средства при приближении, к примеру, автомобиля скорой помощи. К примеру, в штате Флорида, если сзади вы видите полицию, либо скорую помощь, закон требует от вас передвижения на правую полосу либо снижения скорости на 20 миль/ч ниже предельной скорости [5].

Ответственность за нарушение данных законов в зависимости от штата будет разной. Так, нарушение правила move over law может быть, как административным правонарушением, так и уголовным проступком (мисдиминор), в зависимости от штата. В зависимости от штата различается и размер наказания. Так, в штате Айова за нарушение рассматриваемого нами правила грозит только штраф 50 долларов, в том время как в штате Арканзас наказанием альтернативное - это либо штраф в размере 500 долларов, либо 90 дней заключения, либо 7 дней общественных работ. Вдобавок к данным наказаниям, лицо лишается водительской лицензии на 90 дней [6].

Кроме того, как в США и Канаде, так и в некоторых европейских странах предусмотрена система штрафных баллов. Так, к примеру, в Германии за непредоставление преимущества скорой помощи наряду со штрафом в 50 евро, начисляется 3 штрафных балла в копилку водителя [7].

На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод, что на данный момент возможность внедрения иных мер борьбы с такими «автохамами» отсутствует. В данном случае, ужесточение административной ответственности, а также определенные изменения в вопросе уголовной ответственности являются единственными реальными мерами, которые должны быть использованы. Еще одним,

60

неправовым механизмом борьбы с такими действиями является широкое общественное порицание, поскольку данные поступки, прежде всего, нарушают моральные правила поведения, а одни лишь правовые механизмы борьбы с такими лицами, как показывает практика, неспособны предотвратить наглые выходки водителей. Как говорится - дуракам закон не писан.

Список литературы

1. На Камчатке конфликт водителей «скорой» и легкового автомобиля помешал врачам оказать помощь пациенту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. 1tv.ru/news/20170115/317849na_kamchatke_konflikt_voditeley_skoroy_i_l egkovogo_avtomobilya_pomeshal_vracham_okazat_pomosch_patsientu/ (дата обращения: 11.05.2017).

2. «Скорая» идет на таран. Специальный репортаж. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FNLhUA9CD-k/ (дата обращения: 11.05.2017).

3. Экстренный таран: россияне рассуждают о борьбе с водителями, которые не уступают дорогу МЧС и скорой помощи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topspb.tv/news/2017/01/17/ekstrennyj -taran-rossiyane-rassuzhdayut-o-borbe-s-voditelyami-kotorye-ne-ustupayut-dorogu-mchs-i-skoroj-pomoshi/ (дата обращения: 11.05.2017).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Florida Move Over Law. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dmvflorida.org/move-over-law.shtml/ (дата обращения: 25.04.2017).

6. Move over, America. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moveoveramerica.com/ (дата обращения: 25.04.2017).

7. Каталог штрафов за нарушения правил дорожного движения Германии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://auto.germany.ru/pravo/buskatalog.html #OTHERS/ (дата обращения: 25.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.