Научная статья на тему 'Проблемные вопросы практической подготовки сотрудников полиции зарубежных стран и Российской Федерации на этапе учебной практики'

Проблемные вопросы практической подготовки сотрудников полиции зарубежных стран и Российской Федерации на этапе учебной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированный поход / профессиональная подготовка / стажировка / учебная практика / социальное партнерство / practice-oriented approach / professional training / externship / educational introductory practice / social partnership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Анна Юрьевна

Введение. В происходящих экономических и политических реалиях современная деятельность полицейского требует от него не только профессиональных теоретических знаний, но и практических умений, выдержки, стрессоустойчивости и определенных психологических навыков. Актуальность данной темы объясняется необходимостью решения проблем кадрового обеспечения ввиду растущих угроз и развития преступности, а также повышения уровня практической подготовки сотрудников полиции во внештатных ситуациях, которая начинается на этапе стажировки, названной термином «externship» в международной образовательной среде и учебной практике, являющейся базовой формой подготовки будущих специалистов ОВД. Теоретический анализ. Цель статьи – раскрыть отличительные особенности и организационные проблемы практической подготовки сотрудников полиции в ходе учебной и квазипрофессиональной деятельности. Эмпирический анализ позволил подтвердить теоретические положения, полученные в ходе анкетирования на базе Нидерландского института по изучению преступности и правоохранительной деятельности, а также Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Заключение. В результате проведенных исследований сформулирован вывод об актуальности проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции и необходимости поиска подходов к ее организации и, как следствие, разработки комплексной модели организации практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues of police offi cers' practical training in some foreign countries and the Russian Federation during training practices

Introduction. In the current economic and political realities, the modern activity of a policeman requires from him not only professional theoretical knowledge, but also practical skills, endurance, stress resistance and strong psychological skills. The relevance of this issue is explained by the need for solving staffi ng problems in view of growing threats and the rise in crime, as well as for increasing the level of practical training of police offi cers in emergency situations, which begins at the internship stage, and is the basic form of training future specialists of Internal Aff airs Bodies. Theoretical analysis. The purpose of the article is to reveal the distinctive features and organizational problems of practical training of police offi cers in the course of educational and quasi – professional activities. Empirical analysis allowed us to confi rm the theoretical positions obtained during the survey on the basis of the Netherlands Institute for the Study of Crime and Law Enforcement, and Moscow University of the Ministry of Internal Aff airs of Russia named after V. Ya. Kikot. Conclusion. As a result of the conducted research, a general conclusion is formulated about the relevance of the problem of police offi cers' professional training and the need for fi nding approaches to its organization and developing a comprehensive model of training practices.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы практической подготовки сотрудников полиции зарубежных стран и Российской Федерации на этапе учебной практики»

ПЕДАГОГИКА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 343-348

Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 3, pp. 343-348 https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-343-348

EDN: SWUSCK I

Научная статья УДК 37.012.3

Проблемные вопросы практической подготовки сотрудников полиции зарубежных стран и Российской Федерации на этапе учебной практики

А. Ю. Денисова

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Россия, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д.12

Денисова Анна Юрьевна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, katusya2003@yandex.ru

Аннотация. Введение. В происходящих экономических и политических реалиях современная деятельность полицейского требует от него не только профессиональных теоретических знаний, но и практических умений, выдержки, стрессоустойчивости и определенных психологических навыков. Актуальность данной темы объясняется необходимостью решения проблем кадрового обеспечения ввиду растущих угроз и развития преступности, а также повышения уровня практической подготовки сотрудников полиции во внештатных ситуациях, которая начинается на этапе стажировки, названной термином «externship» в международной образовательной среде и учебной практике, являющейся базовой формой подготовки будущих специалистов ОВД. Теоретический анализ. Цель статьи - раскрыть отличительные особенности и организационные проблемы практической подготовки сотрудников полиции в ходе учебной и квазипрофессиональной деятельности. Эмпирический анализ позволил подтвердить теоретические положения, полученные в ходе анкетирования на базе Нидерландского института по изучению преступности и правоохранительной деятельности, а также Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Заключение. В результате проведенных исследований сформулирован вывод об актуальности проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции и необходимости поиска подходов к ее организации и, как следствие, разработки комплексной модели организации практик.

Ключевые слова: практико-ориентированный поход, профессиональная подготовка, стажировка, учебная практика, социальное партнерство

Для цитирования: Денисова А. Ю. Проблемные вопросы практической подготовки сотрудников полиции зарубежных стран и Российской Федерации на этапе учебной практики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 343-348. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-343-348, EDN: SWUSCK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

Article

Problematic issues of police officers' practical training in some foreign countries and the Russian Federation during training practices

A. Yu. Denisova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, 12 Akademika Volgina St., Moscow 117437, Russia Anna Yu. Denisova, katusya2003@yandex.ru

Abstract. Introduction. In the current economic and political realities, the modern activity of a policeman requires from him not only professional theoretical knowledge, but also practical skills, endurance, stress resistance and strong psychological skills. The relevance of this issue is explained by the need for solving staffing problems in view of growing threats and the rise in crime, as well as for increasing the level of practical training of police officers in emergency situations, which begins at the internship stage, and is the basic form of training future specialists of Internal Affairs Bodies. Theoretical analysis. The purpose of the article is to reveal the distinctive features and organizational problems of practical training of police officers in the course of educational and quasi - professional activities. Empirical analysis allowed us to confirm the theoretical positions obtained during the survey on the basis of the Netherlands Institute for the Study of Crime and Law Enforcement, and Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. Conclusion. As a result of the conducted research, a general conclusion is formulated about the relevance of the problem of police officers' professional training and the need for finding approaches to its organization and developing a comprehensive model of training practices.

Keywords: practice-oriented approach, professional training, externship, educational introductory practice, social partnership For citation: Denisova A. Yu. Problematic issues of police officers' practical training in some foreign countries and the Russian Federation during training practices. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 3, pp. 343-348 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-343-348, EDN: SWUSCK

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Выступая в рамках расширенной коллегии Министерства внутренних дел 20 марта 2023 г., Президент России В. В. Путин отметил, что 2023 год объявлен годом педагога и наставника, что, в свою очередь, подчеркивает огромную роль образовательных организаций, прежде всего, в повышении эффективности деятельности полиции.

В данном исследовании в рамках практической подготовки курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации выделим учебную практику как один из ключевых моментов подготовки будущих сотрудников полиции и рассмотрим ее как «деятельность, направленную на создание или усовершенствование взаимосвязей между участниками практики на этапах ее подготовки и проведения с целью внесения упорядоченности в процесс профессиональной подготовки сотрудников полиции и повышения его результативности» [1]. При этом отметим ее важность ввиду развития квазипрофессиональной деятельности сотрудников полиции на практико-ориентированном этапе, позволяющем интегрировать полученные теоретические знания в рамках самостоятельной работы.

Теоретический анализ

Образование и профессиональное развитие сотрудников полиции претерпели эволюцию за прошедшее столетие. Учитывая меняющиеся

социальные условия и вызовы реальности, подготовка сотрудников полиции должна отражать общество, в котором они служат. Традиционные методы профессиональной подготовки, используемые, например, многими европейскими полицейскими службами ранее, показали свое несовершенство. Стало очевидным, что методы работы полиции изменились, характер полицейской работы значительно расширился ввиду происходящих политических событий, а к результативности работы органов внутренних дел предъявляются особые, повышенные требования. В ответ полицейские службы пытаются улучшить подготовку и просвещение своих сотрудников.

Соглашаясь с Е. А. Никитской и И. Г. Евсеевой в том, что «практика является ключевым компонентом профессиональной социализации будущих сотрудников полиции» [2, с. 28], и ставя в детерминанту принцип практической направленности образования, мы ведем речь о неразрывной связи теории и практики, служащей тем самым фундаментом, на котором строится профессионализм будущих сотрудников органов внутренних дел.

Анализ литературы свидетельствует о том, что эта тема не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. В своих исследованиях А. Н. Алимов, О. В. Васильева, Ю. В. Ветров и другие указывают на целый ряд сложностей организационного, качественного и даже финансового характера, связанных с подготовкой и проведением учебной практики

[цит. по: 1]. Позволим себе, однако, не согласиться с С. Геллером (S. Geller, 2000), который утверждал, что «при подготовке (обучении) достаточно указать шаги, необходимые для выполнения конкретной задачи, но не более» [3] и вспомним А. А. Вербицкого, который предлагает идею знаково-контекстного обучения: «Для достижения целей формирования личности специалиста в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональной) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей действий (поступков), средств, предметов и результатов» [4, с. 51].

Справедливость этих положений на примере курсантов образовательных организаций МВД России подтверждается в диссертационных работах И. И. Ивановой [5], Ч. М. Бурханова [6], Л. Т. Бородавко [7], И. В. Жулановой [8]. Однако, несмотря на то, что данные исследования внесли огромный вклад в повышение качества подготовки сотрудников полиции, современная литература вместе с тем еще не дает всеобъемлющего обзора подготовки сотрудников полиции во всех правоохранительных органах. Отсутствие анализа практик подготовки полицейских, в частности, может быть объяснено двумя причинами. Во-первых, почти каждое профильное учебное заведение организует частоту, продолжительность и содержание практической подготовки по-своему. Это связано со многими факторами:

наличие ресурсов, бюджета, а также конкретных потребностей региона. Во-вторых, социальные или ситуационные влияния, изменение политики (например, внедрение мер по борьбе с СОУШ-19) и технологические достижения (например, интеграция камеры наблюдения за телом, разработка обучения виртуальной реальности) могут потребовать конкретных корректировок в структуре и содержании практической подготовки. Таким образом, ландшафт необходимых факторов, влияющих на практику обучения и позволяющих сделать вывод о ее уникальности, разнообразен.

Эмпирический анализ

Остановимся на одном исследовании, проведенном на базе Нидерландского института по изучению преступности и правоохранительной деятельности и Нидерландского учебного центра криминалистики в г. Амстердаме для изучения текущего состояния подготовки полицейских в шести европейских правоохранительных органах [9]. Были проанализированы материалы, связанные с обучением, в частности рабочие программы по обучению и оценке, учебные планы занятий, протоколы. В общей сложности было проведено 21 интервью на учебных площадках в шести европейских правоохранительных организациях. Агентства были расположены в Нидерландах, Германии, Швеции, Румынии и Бельгии (таблица).

Профиль участников каждого учреждения Table. Profile of participants of each institution

Организация (шифр организации) Участники

LEA 1 Преподаватель-методист

LEA 2 Инструктор по рукопашному бою, стрельбе и тактической подготовке; Инструктор по обучению огнестрельному оружию; Инструктор по тактическим действиям, связанным с применением насилия и обучению обращения с огнестрельным оружием

LEA 3 Командир оружейного подразделения по работе с координационными учебными задачами; Инструктор по огнестрельному оружию и снаряжению

LEA 4 Инструктор и патрульный офицер; Инструкторы по повышению квалификации сотрудников

LEA 5 Инструктор персонала службы безопасности (с организационными задачами); Инструктор связи и военный инструктор; Инструктор по тактике, обучению обращению с огнестрельным оружием, оказанию первой помощи, а также офицер связи и пограничного патруля

LEA 6 Инструктор по самообороне; Руководитель группы квалификации инструкторов по оперативной подготовке

В целях соблюдения соглашений о конфиденциальности с правоохранительными органами участники и их соответствующие организации анонимизированы.

Согласно полученным данным обучение сотрудников полиции организовано в два отдельных этапа: формирование у курсантов базовых компетенций в полицейской академии и непрерывное профессиональное развитие офицеров. В вузах, в которых были проведены собеседования, базовое образование курсантов составляет от одного до трех с половиной лет в зависимости от требований служб и состоит из полу-

чения теоретических знаний, практических знаний и прохождения практики на службе.

В общей сложности неоднородность учебных программ, наличие ресурсов для обучения было центральной темой для преподавателей (инструкторов) и наставников: особенно (ограниченное) наличие самих высококвалифицированных специалистов, а также учебных помещений, мест проведения обучения и времени обучения. Для педагогического состава недостаток этих ресурсов напрямую влияет на качество обучения, а также на объем знаний и навыков, которым они могут научить курсантов и слушателей (рис. 1).

□ Неоднородность учебных программ

□ Недостаток высококвалифицированных специалистов

□ Методическоеобеспечение

□ Материально-техническое оснащение (локально)

Рис. 1. Данные проведенного зарубежного исследования (цвет онлайн) Fig. 1. Foreign research data (color online)

Для обеспечения необходимого профессионального опыта в безопасной практической обстановке преподаватели активно используют прием моделирования ситуаций в рамках практической деятельности и стажировке. Отметим важный, с нашей точки зрения, момент, связанный с регулярно проводимыми в опрошенных полицейских организациях тренингами во время стажировки, а также встречи с людьми для предоставления реалистичных ситуаций с целью обучения определенным навыкам и конкретным действиям. Например, многочисленные встречи полиции с людьми с психическими заболеваниями показали, что обучающиеся испытывали трудности с распознаванием людей с психическими заболеваниями, обращением к ним и взаимодействием с ними. Однако данный опыт необходим. В процесс стажировки вовлечены три участника - стажер, представитель учебного заведения, куратор-наставник в принимающем полицейском объединении. Последний участник крайне заинтересован в успешности прохождения стажером всех «испытаний». Проведя некую параллель

с российской системой, можно отметить, что методика ролевых игр и ситуационно имитационных упражнений во время практической деятельности также получила распространение. Однако во время учебной практики, которая по своему содержанию близка к стажировке, выявляется ряд недостатков и противоречий. Как показывает опрос, данный вид практики не дает никаких результатов, поскольку сотрудникам полиции необходимо овладеть практическими навыками их будущей деятельности, без которых большая часть работы носит непрофильный характер и сводится лишь к формальному заполнению документов, а возможность проявить личностные качества отсутствует. С целью подтверждения данной гипотезы было проведено анкетирование прошедших учебную ознакомительную практику курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, в котором приняли участие 52 чел. (рис. 2).

Можно предположить, что ни образовательная организация, ни заказчик кадров не имеют выраженной мотивации в поставленных

□ Соответствие заявляемых и действительных характеристик программы

□ Наличие «реальной» и значимой работы, соответствующей потребностям обучающихся

□ Несогласованность работы с наставником и руководителем практики

□ Формальный подход со стороны руководства

Рис. 2. Данные проведенного исследования курсантов после прохождения учебной ознакомительной

практики (цвет онлайн)

Fig. 2. The data of the conducted research of the cadets after the educational introductory practice

(color online)

условиях. Система кураторства на практике крайне несовершенна, в связи с чем курсанты оказываются «брошенными», а результатами «данной деятельности» становятся заполнение необходимых формуляров, карточек, работа в библиотеке и подготовка отчетов по практике. Таким образом, можно выделить следующие организационные недостатки, решение которых, на наш взгляд, является одной из приоритетных задач:

необходимость доработки методического обеспечения и программных документов всех категорий участников учебной ознакомительной практики;

отсутствие разработанной методики индивидуального сопровождения обучающихся на основе практико-ориентированного подхода, концепции морально-психологической поддержки, вследствие чего мотивация курсантов к профессиональному росту падает и начинается процесс стагнации;

формальный подход со стороны руководства принимающей стороны в части организации самого процесса практики, а также формальная оценка его результативности;

осуществление академического консультирования и индивидуальной супервизии будущих специалистов ОВД на всех этапах практик.

Очевидно, необходимо решать вопросы между субъектами данных отношений на более высоком качественном уровне, используя не только традиционные дидактические подходы, но и выстраивая эти отношения, учитывая потребности самих обучающихся - сотрудников полиции. Таким образом, мы говорим о построении стратегически нового социального партнерства.

Заключение

На основании проведенных исследований и изучения современного опыта выявлены ключевые проблемы практической подготовки и ее проведения как компонента профессиональной подготовки сотрудников полиции, предложен вариативный подход к организации практики.

В методологическом плане приведенные выводы могут использоваться для разработки комплексной модели организации практик, основанной на принципах интеграции, согласованности и единства руководства, индивидуализации и поэтапного рефлексивного анализа, в которой будут отражены содержание, формы и механизмы поэтапного установления и развития упорядоченного и согласованного взаимодействия субъектов процесса профессиональной подготовки будущих специалистов правоохранительных органов.

Список литературы

1. ПашоликовМ. С. Ключевые проблемы организации учебной практики в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN320.pdf (дата обращения: 18.02.2019).

2. Никитская Е. А., Евсеева И. Г. Практика как ключевой компонент профессиональной социализации будущих сотрудников полиции. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2022. 236 с.

3. Perspectives of police science in Europe: Final Report. Project Group on a European Approach to Police Science (PGEAPS). - European Police College (CEPOL), 2007. URL: https://www.academia.edu/85347275/

Perspectives_of_police_science_in_Europe_final_ report (дата обращения: 18.02.2019).

4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М. : Высшая школа, 1991. 207 c.

5. Иванова И. И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. 190 c.

6. Бурханова И. Ю. Формирование метапредметной компетентности магистрантов в условиях практики : дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 178 c.

7. Бородавко Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России : дис. . д-ра пед. наук. СПб., 2005. 300 с.

8. Жуланова И. В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе // Практика -путь к профессионализму: партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников : материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 29-30 ноября 2004 г.). Екатеринбург : Уральский государственный университет, 2005. С. 160-166.

9. Kleygrewe L., Oudejans R., Koedijk M., Hutter R. Police Training in Practice: Organization and Delivery According to European Law Enforcement Agencies // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12-2021. P. 72.

References

1. Pasholikov M. S. Key problems of the organization of educational practice in the process of professional training of future managers at the university. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya (World of Science. Pedagogy and Psychology), 2020, no. 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN320.pdf (accessed 18 February 2019) (in Russian).

2. Nikitskaya E. A., Evseeva I. G. Praktika kak klyuchevoj komponent professional'noj sotsializatsii budushchikh sotrudnikov politsii [Practice as a Key Component

of Professional Socialization of Future Police Officers]. Moscow, Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V. Y. Kikot Publ., 2022. 236 p. (in Russian).

3. Perspectives of police science in Europe: Final Report. Project Group on a European Approach to Police Science (PGEAPS). European Police College (CEPOL), 2007. Available at: https://www.academia.edu/85347275/Per-spectives_of_police_science_in_Europe_final_report (accessed 18 February 2019) (in Russian).

4. Verbitskiy A. A. Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active Learning in Higher Education: A Contextual Approach]. Moscow, Vysshaya shkola, 1991. 207 p. (in Russian).

5. Ivanova I. I. Formation of professional self-awareness of cadets in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Diss. Cand. Sci. (Ped.). St. Petersburg, 2001. 190 p. (in Russian).

6. Burkhanova I. Yu. Formation of meta-subject competence of undergraduates in practice conditions. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2018. 178 p. (in Russian).

7. Borodavko L. T. Professional education of law enforcement officers in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Diss. Dr. Sci. (Ped.). St. Petersburg, 2005. 300 p. (in Russian).

8. Zhulanova I. V. The problem of organizing practice-oriented education at the university. In: Praktika - put" k professionalizmu: partnerstvo universitetov i sotsial'nykh uchrezhdenij v prakticheskom obuchenii sotsial'nykh rabotnikov [Practice is the path to professionalism: partnership of universities and social institutions in practical training of social workers. Proceedings of the international scientific and practical conference (Ekaterinburg, November 29-30, 2004)]. Ekaterinburg, Ural'skiy gosudarstvennyi universitet Publ., 2005, pp. 160-166 (in Russian).

9. Kleygrewe L., Oudejans R., Koyedijk M., Hutter R. Police Training in Practice: Organization and Delivery According to European Law Enforcement Agencies. Frontiers in Psychology, 2022, vol. 12-2021, pp. 72 (in Russian).

Поступила в редакцию 29.01.2023; одобрена после рецензирования 22.04.2023; принята к публикации 09.06.2023 The article was submitted 29.01.2023; approved after reviewing 22.04.2023; accepted for publication 09.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.