Научная статья на тему 'НОРМАТИВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

НОРМАТИВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И НОРМАТИВЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Григорьев Анатолий Николаевич

Аннотация: Введение. Комплексом мероприятий по совершенствованию системы подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации поставлена задача реализовывать профессиональные образовательные программы с малой продолжительностью обучения: увеличить набор на обучение по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» и начать набор на обучение по направлению подготовки высшего образования (бакалавриат) 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка». Программы среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата, имеющие практико-ориентированное содержание, должны быть наполнены комплексами профессиональных компетенций, которые можно измерить и оценить. В качестве измеряемых профессиональных компетенций предлагается использовать контрольные задания (нормативы) специальной профессиональной подготовки. Нормативов по специальной профессиональной подготовке (кроме нормативов по физической и огневой подготовке) для сотрудников полиции нет, что определяет актуальность исследования. Методы исследования: диалектический метод научного познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы. Результаты. Показана необходимость учёта опыта реализации профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата и среднего профессионального образования Федерального проекта «Профессионалитет». Теоретическим результатом исследования является формулирование определения норматива специальной профессиональной подготовки сотрудников полиции и критерии классификации этих нормативов. Предложена методология обоснования и разработки нормативов. Приведён пример практического использования теоретических и методологических результатов исследования - представлена группа нормативов служебно-боевой подготовки сотрудников полиции и их примерный перечень. Выводы. Использование в образовательном процессе нормативов специальной профессиональной подготовки и разработанных на их основе контрольных заданий позволит обеспечить практико-ориентированное содержание профессиональных образовательных программ. Контрольные задания и нормативы следует разрабатывать на основе изучения наиболее эффективных приёмов и способов действий сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Одним из перспективных направлений, обеспечивающих сокращение продолжительности адаптационного периода выпускников образовательных организаций МВД России к служебной деятельности, является реализация профессиональных образовательных программ в сетевой форме при организации образовательно-производственных центров (кластеров) МВД России. Средства оценивания профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России и средства проверки специальной профессиональной подготовленности сотрудников полиции соответствующих категорий должны быть идентичными. Перспективами дальнейших исследований является разработка контрольных заданий (нормативов) по учебным дисциплинам (модулям), предназначенных для оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России, учитывающих направления подготовки, осваиваемых обучающимися профессиональных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Григорьев Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMS OF SPECIAL PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS IN ENSURING PRACTICE-ORIENTED CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMMES

Abstract: Introduction. The system of personnel training for internal affairs bodies of the Russian Federation has a task to implement professional educational programmes with a short period of training: to increase the recruitment for training in the specialty of secondary professional education 40.02.02 «Law enforcement» and to start the recruitment for training in the direction of higher education (bachelor’s degree) 40.03.02 «Ensuring law and order». Secondary professional education and practical oriented bachelor’s degree programmes should be filled with sets of professional competencies that can be measured and assessed. The authors propose to use control tasks (norms) of special professional training as measurable professional competences. There are no norms on special professional training (except for norms on physical and firearms training) for police officers. This fact determines the relevance of the research. Research methods: dialectical method of scientific cognition and closely related to it private-scientific and special methods. Results. The necessity of taking into account the experience of implementation of professional educational programmes of practical oriented bachelor’s degree and secondary professional education of the Federal project «Professionalism» is shown. The theoretical result of the research is the formulation of the definition of the normative of special professional training of police officers and the criteria of classification of these normatives. The methodology of validation and development of norms is proposed. An example of practical use of theoretical and methodological results of the research is given - a group of norms of service and combat training of police officers and their approximate list are presented. Conclusions. The use of standards of special professional training and control tasks developed on their basis in the educational process will ensure the practice-oriented content of professional educational programmes. Control tasks and standards should be developed on the basis of studying the most effective techniques and methods of actions of police officers in carrying out operational-service and service-combat tasks. One of the promising directions to reduce the adaptation period of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to duty activities is the implementation of professional educational programmes in a network form with the organisation of educational and practical centres (clusters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The means of assessing the professional competencies of graduates of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the means of testing the special professional preparedness of police officers of the corresponding categories should be identical. Prospects for further research include the development of control tasks (standards) for academic disciplines (modules), designed to assess the formation of professional competencies of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, based on the areas of training, mastered by students of professional educational programmes.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Методология и технология профессионального образования

Научная статья

УДК 377, 378

doi: 10.35750/2071-8284-2023-3-156-167

Иикодай Вениаминович Астафьев

доктор педагогических наук, профессор https://orcid.org/0000-0002-5059-8018, astnic@mail.ru

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России Российская Федерация, 625049, Тюмень, Амурская ул., д. 75

Анатолий Николаевич Григорьев

доктор педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-2339-1502, a.n.grigoriev@live.ru

Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России Российская Федерация, 236006, Калининград, ул. Генерала Галицкого, д. 30

Нормативы специальной профессиональной подготовки сотрудников полиции в обеспечении

практико-ориентированного содержания профессиональных образовательных программ

Аннотация: Введение. Комплексом мероприятий по совершенствованию системы подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации поставлена задача реализовывать профессиональные образовательные программы с малой продолжительностью обучения: увеличить набор на обучение по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» и начать набор на обучение по направлению подготовки высшего образования (бакалавриат) 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка». Программы среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата, имеющие практико-ориентированное содержание, должны быть наполнены комплексами профессиональных компетенций, которые можно измерить и оценить. В качестве измеряемых профессиональных компетенций предлагается использовать контрольные задания (нормативы) специальной профессиональной подготовки. Нормативов по специальной профессиональной подготовке (кроме нормативов по физической и огневой подготовке) для сотрудников полиции нет, что определяет актуальность исследования.

Методы исследования: диалектический метод научного познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы.

Результаты. Показана необходимость учёта опыта реализации профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата и среднего профессионального образования Федерального проекта «Профессионалитет». Теоретическим результатом исследования является

© Астафьев Н. В., Григорьев А. Н., 2023

формулирование определения норматива специальной профессиональной подготовки сотрудников полиции и критерии классификации этих нормативов. Предложена методология обоснования и разработки нормативов. Приведён пример практического использования теоретических и методологических результатов исследования - представлена группа нормативов служебно-боевой подготовки сотрудников полиции и их примерный перечень.

Выводы. Использование в образовательном процессе нормативов специальной профессиональной подготовки и разработанных на их основе контрольных заданий позволит обеспечить прак-тико-ориентированное содержание профессиональных образовательных программ. Контрольные задания и нормативы следует разрабатывать на основе изучения наиболее эффективных приёмов и способов действий сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Одним из перспективных направлений, обеспечивающих сокращение продолжительности адаптационного периода выпускников образовательных организаций МВД России к служебной деятельности, является реализация профессиональных образовательных программ в сетевой форме при организации образовательно-производственных центров (кластеров) МВД России. Средства оценивания профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России и средства проверки специальной профессиональной подготовленности сотрудников полиции соответствующих категорий должны быть идентичными. Перспективами дальнейших исследований является разработка контрольных заданий (нормативов) по учебным дисциплинам (модулям), предназначенных для оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России, учитывающих направления подготовки, осваиваемых обучающимися профессиональных образовательных программ.

Ключевые слова: сотрудники полиции, профессиональные образовательные программы, профили подготовки, профессиональные компетенции, контрольные задания и нормативы, классификация

Для цитирования: Астафьев Н. В., Григорьев А. Н. Нормативы специальной профессиональной подготовки сотрудников полиции в обеспечении практико-ориентированного содержания профессиональных образовательных программ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 3 (99). - С. 156-167; doi: 10.35750/2071-8284-2023-3-156-167.

Nikolai V. Astafiev

Dr. Sci. (Ped.), Professor https://orcid.org/0000-0002-5059-8018, astnic@mail.ru

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the MIA of Russia 75, Amurskaya str., Tyumen, 625049, Russian Federation

Anatoliy N. Grigoryev

Dr. Sci. (Ped.), Professor https://orcid.org/0000-0003-2339-1502, a.n.grigoriev@live.ru

Kaliningrad Branch of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 30, Generala Galitskogo str., Kaliningrad, 236006, Russian Federation

Norms of special professional training of police officers in ensuring practice-oriented content of professional educational programmes

Abstract: Introduction. The system of personnel training for internal affairs bodies of the Russian Federation has a task to implement professional educational programmes with a short period of training: to increase the recruitment for training in the specialty of secondary professional education 40.02.02 «Law enforcement» and to start the recruitment for training in the direction of higher education (bachelor's degree) 40.03.02 «Ensuring law and order». Secondary professional education and practical oriented bachelor's degree programmes should be filled with sets of professional competencies that can be measured and assessed. The authors propose to use control tasks (norms) of special professional training as measurable professional competences. There are no norms on special professional training (except for norms on physical and firearms training) for police officers. This fact determines the relevance of the research.

Research methods: dialectical method of scientific cognition and closely related to it private-scientific and special methods.

Results. The necessity of taking into account the experience of implementation of professional educational programmes of practical oriented bachelor's degree and secondary professional education of the Federal project «Professionalism» is shown. The theoretical result of the research is the formulation of the

definition of the normative of special professional training of police officers and the criteria of classification of these normatives. The methodology of validation and development of norms is proposed. An example of practical use of theoretical and methodological results of the research is given - a group of norms of service and combat training of police officers and their approximate list are presented.

Conclusions. The use of standards of special professional training and control tasks developed on their basis in the educational process will ensure the practice-oriented content of professional educational programmes. Control tasks and standards should be developed on the basis of studying the most effective techniques and methods of actions of police officers in carrying out operational-service and service-combat tasks. One of the promising directions to reduce the adaptation period of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to duty activities is the implementation of professional educational programmes in a network form with the organisation of educational and practical centres (clusters) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The means of assessing the professional competencies of graduates of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the means of testing the special professional preparedness of police officers of the corresponding categories should be identical. Prospects for further research include the development of control tasks (standards) for academic disciplines (modules), designed to assess the formation of professional competencies of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, based on the areas of training, mastered by students of professional educational programmes.

Keywords: police officers, professional educational programmes, training profiles, professional competencies, control tasks and standards, classification

For citation: Astafiev N. V., Grigoriev A. H. Norms of special professional training of police officers in ensuring practice-oriented content of professional educational programmes // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 3 (99). - P. 156-167; doi: 10.35750/20718284-2023-3-156-167.

Введение. Современные реалии настоятельно требуют не только консолидации всего общества в преодолении вызовов, обусловленных масштабными геополитическими и экономическими изменениями в стране и мире, но и изыскания новых подходов к совершенствованию деятельности органов внутренних дел, поскольку от их эффективной и слаженной работы во многом зависят стабильность и порядок в России. В значительной степени успешность решения данной задачи определяется качеством кадрового состава МВД России, уровнем его профессиональной подготовки, умением действовать в условиях динамично меняющейся оперативной обстановки. На данное обстоятельство в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД указал Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Сегодня важно последовательно двигаться дальше, ещё более решительно и жёстко противодействовать преступности. Безусловно, это требует от сотрудников органов внутренних дел постоянной готовности, умения быстро и чётко ориентироваться в нештатных ситуациях»1 .

Вполне закономерно, что данному вопросу руководством Министерства внутренних дел уделяется особое внимание. Реализуется целый комплекс мер «по повышению качества подготовки сотрудников полиции к профессионально

1 Расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. -URL: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/70744 (дата обращения: 10.04.2023).

грамотным действиям в условиях любой оперативной обстановки»2. Однако ситуация в данной сфере остаётся крайне сложной.

Одним из ключевых факторов, оказывающих негативное влияние на качество кадрового состава МВД России, является большая текучесть кадров, некомплект личного состава. Речь идёт главным образом о сотрудниках тех подразделений органов внутренних дел, которые играют ключевую роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности: патрульно-постовой службе, оперативных подразделениях, следствии, службе участковых уполномоченных полиции.

Отмеченное ставит перед образовательными организациями системы МВД России сложную задачу воспроизводства кадрового состава органов внутренних дел, обеспечивая при этом качество профессиональной подготовки, соответствующее требованиям, предъявляемым к специалисту органов внутренних дел профилем и современными требованиями к его профессиональной деятельности. В условиях существующего кадрового голода крайне важно сократить период адаптации выпускников ведомственных образовательных организаций на практике. По сути, речь идёт о необ-

2 Выступление Владимира Колокольцева на рас-

ширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: // Mvdmedia : сайт. - URL: https://mvdmedia.ru/ news/ official/vystuplenie-vladimira-kolokoltseva-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-ministerstva-vnutrennikh-del-r/ (дата обращения: 10.04.2023).

ходимости обеспечения нулевого времени их перехода из среды подготовки в среду профессиональной деятельности.

Основополагающим условием успешного решения данной задачи является качество специальной профессиональной подготовки выпускников - будущих специалистов органов внутренних дел, поскольку именно она в значительной степени определяет успешность исполнения ими своих обязанностей по замещаемой должности с учётом специфики профессиональной деятельности, поэтому насущной задачей педагогической науки представляется разработка таких средств оценки качества образовательного процесса, которые позволят получить объективный «профессиональный портрет» выпускника, оценить его готовность к будущей профессиональной деятельности в соответствии с реальными условиями её осуществления, а также обеспечить коррекцию образовательного процесса, его адаптацию к потребностям практики. Необходимым условием реализации отмеченного представляется разработка нормативов специальной профессиональной подготовки сотрудников МВД России, отражающих набор тех знаний, умений и навыков, которые необходимы специалисту органов внутренних дел для успешного решения типовых профессиональных задач в соответствии с профилем служебной деятельности, и выступающих основой для разработки комплексов контрольно-оценочных средств в системе профессионального образования для оценки сфор-мированности профессиональных компетенций обучающихся - будущих специалистов ОВД.

Целью исследования является определение понятия, разработка классификации нормативов специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Задачи исследования: проанализировать существующие подходы к организации специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях системы МВД России; определить понятие нормативов специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, разработать и обосновать их классификацию.

Методы исследования: диалектический метод научного познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы.

Результаты. В настоящее время в МВД России наблюдается некомплект кадров: «...на начало текущего года без учёта новых территорий вакантными оставались 105 тысяч должностей, из них 86 тысяч - аттестованных»3. В связи с этим разработан Комплекс мероприятий по совершенствованию системы подготовки ка-

3 Выступление Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: // Mvdmedia : сайт. - URL: https://mvdmedia.ru/ news/official/ vystuplenie-vladimira-kolokoltseva-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-ministerstva-vnutrennikh-del-r/ (дата обращения: 10.04.2023).

дров для органов внутренних дел Российской Федерации (на 2022-2023 годы)4. Одним из инструментов решения проблемы некомплекта является уменьшение продолжительности обучения по профессиональным образовательным программам высшего образования («.переход на новое направление подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка (бакалавриат) в целях оптимизации с пяти до четырёх лет срока подготовки специалистов с высшим образованием в области административной и оперативно-розыскной деятельности» (п. 4.2 Комплекса мероприятий)), а также увеличение набора «.на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, в том числе по очной форме обучения, в целях комплектования должностей для замещения которых высшее образование не требуется» (п. 4.1 Комплекса мероприятий). Уменьшение продолжительности обучения по профессиональным образовательным программам высшего образования МВД России определяет увеличение объёма учебных дисциплин (модулей), обеспечивающих специальную профессиональную подготовку.

В комплектовании личного состава органов внутренних дел важен не только количественный, но и качественный потенциал кадрового состава, поскольку именно он является одним из важнейших ресурсов «интенсификации служебной деятельности, приведения её в соответствие с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации»5.

Главная роль в решении данной задачи принадлежит образовательным организациям системы МВД России, поскольку именно они являются ключевым звеном системы непрерывной подготовки кадров органов внутренних дел, основной целью которой является формирование профессионально подготовленных, высоконравственных защитников правопорядка, способных в любой ситуации эффективно противодействовать как традиционной, так и новой высокотехнологичной преступности. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» образовательные организации высшего образования

4 Комплекс мероприятий по совершенствованию системы подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации (на 2022-2023 годы): письмо МВД России от 20 дек. 2021 г. № 1/14566/.

5 Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел по Республике Тыва : сайт. - URL : https://17.xn--b1aew.xn--p1ai/slujba/ Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Koncepcija_ kadrovoj_politiki_Ministerstv (дата обращения: 10.04.2023).

МВД России являются основной кузницей кадров руководящего состава органов внутренних дел, осуществляя подготовку кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

Отмеченное осуществляется путём обучения по основным профессиональным образовательным программам: среднего профессионального образования - по программам подготовки специалистов среднего звена; высшего образования - по программам бакалавриата и программам специалитета.

Целью реализации основных профессиональных образовательных программ в МВД России является подготовка выпускника образовательной организации к выполнению служебных обязанностей в соответствии с профилем осваиваемой им образовательной программы. При этом одним из основополагающих требований к подготовке является её практическая направленность, поскольку «никакие теоретические мысли и суждения не в состоянии обеспечить достижение успеха, если они не проверены и не освоены на практике. Малейшая возможность проверить те или иные теоретические рекомендации должна в полной мере использоваться в процессе подготовки специалиста МВД России» [1, с. 287]. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос соответствия качества подготовки будущих специалистов органов внутренних дел потребностям практической деятельности, её специфике и особенностям в соответствии со специализацией и профилем профессиональной образовательной программы.

Нормативным требованием к подготовке специалистов органов внутренних дел в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России является сформированность у них различных компетенций. По направлениям подготовки высшего образования федеральными государственными образовательными стандартами определён перечень компетенций, включающий как универсальные, так и общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В то же время если универсальные и общепрофессиональные компетенции императивно определены ФГОС по направлению подготовки, то перечень профессиональных компетенций, формируемых в рамках специализаций программ подготовки, определяется на основе квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых МВД России. При этом приказом МВД России от 19 сентября 2022 г. № 6896 определено, что квалификационные тре-

6 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 19 сентября 2022 № 689 [Электронный ресурс] // Доступ из СТРАС «Юрист» (дата обращения: 10.04.2023).

бования к специальной профессиональной подготовке выпускников устанавливаются для каждой специальности (направления подготовки), направленности образовательной программы, реализуемой образовательными организациями МВД России, и включают в себя компетенции, характеризующие готовность выпускника образовательной организации МВД России к решению задач профессиональной служебной деятельности.

Очевидно, что в рамках реализации профессиональных образовательных программ особое внимание должно быть уделено именно формированию профессиональных компетенций обучающихся - будущих специалистов органов внутренних дел. Необходима разработка соответствующего подхода к оценке качества специальной профессиональной подготовки обучающихся, её соответствия современным потребностям практики. Крайне важно добиться того, чтобы выпускник был готов к решению не только «хрестоматийных» профессиональных задач, но и тех, которые наиболее значимы в конкретной ситуации, поскольку преступная деятельность весьма динамична и быстро реагирует на новейшие достижения науки и техники. Важно, чтобы сотрудник органов внутренних дел был своевременно осведомлен о новейших достижениях теории и практики правоохранительной деятельности, был готов к успешному решению профессиональных и служебных задач в реальных условиях.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов оценка уровня сформированности компетенций осуществляется через соответствующие индикаторы, которые образовательная организация устанавливает самостоятельно.

До недавнего времени в различных образовательных организациях МВД России формулировки индикаторов сформированности компетенций отличались, несмотря на то что подготовка осуществлялась по одним и тем же специальностям (направлениям подготовки). Своевременным и оправданным представляется подход к решению данного вопроса ГУРЛС МВД России, направленный на унификацию индикаторов.

Вместе с тем внимательное изучение результатов проделанной работы позволяет сделать вывод, что формулировки отдельных индикаторов сформированности компетенций носят абстрактный и нечёткий характер (например, иметь опыт разработки процессуальных и служебных документов в сфере своей профессионально-служебной деятельности). И дело здесь не столько в стилистике формулировок, сколько в самой сути индикаторов как таковых.

Как справедливо отмечают некоторые авторы, индикаторы сформированности компетенций представляю собой «основные структурные элементы компетенции, раскрывающие её смысловое содержание» [2, с. 4]. По сути, речь идёт о формулировании системы знаний, умений и навыков, которые активируются в прак-

тической деятельности и отражают способность выполнять определённые трудовые функции (действия). Сами по себе индикаторы лишь отражают содержание конкретной компетенции, в связи с чем для оценки качественных и / или количественных показателей уровня её сформи-рованности необходима разработка оценочных материалов, являющихся составной частью образовательной программы7. В свою очередь, для того чтобы придать оценочным средствам объективность (с точки зрения достижения конечного результата обучения), необходимо разрабатывать такие средства оценки, которые будут определять способность выпускника выполнять служебные обязанности в рамках осваиваемого профиля подготовки и как минимум в типовых условиях профессиональной деятельности. Необходимым условием успешного решения данной задачи нам представляется разработка нормативов специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

В общем виде требования к профессиональной служебной деятельности сотрудника полиции изложены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»8. Однако отсутствие профес-сиограмм сотрудников полиции по должностям (и тут мы согласимся с мнением И. Г. Бавсун и В.А. Гусева, 2019) затрудняет формирование у курсантов образовательных организаций МВД России необходимых профессиональных компетенций [3, с.153].

Профессиограмма - система признаков, описывающих профессию, включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых профессией к работнику. Отличие профессиограмм от должностных инструкций состоит в отсутствии описания в них трудовых условий и требований, предъявляемых к подготовленности.

В научной литературе профессиограмма используется для описания личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога9; личности офицера подразделения сил специального назначения войск национальной гвардии России [4, с.175]; личности сотрудников подразделений пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России [5, с. 139]. Про-

7 Там же.

8 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 [Электронный ресурс] // Доступ из Pravo.gov.ru : сайт. - URL: https:// http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102152616 (дата обращения: 10.04.2023); Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 01 февраля 2018 № 50 [Электронный ресурс] // Доступ из Pravo.gov.ru : сайт. -URL: https:// http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prev Doc= 102145133&backlink=1&nd= 102468658 (дата обращения: 10.04.2023).

9 Хальзов В. И. О профессиограмме личности офи-

цера подразделения внутренних войск как военного ор-

ганизатора и педагога // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3(35). - С. 174-184.

фессиограмма используется для конкретизации цели отдельных направлений профессиональной подготовки, в частности, профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих пограничных органов [6, с. 47]; сотрудников органов внутренних дел [7, с. 17], специалистов женского пола [8, с. 242], формирования «hard» и «soft» навыков при обучении иностранному языку курсантов вуза МВД России [9, с.73]. При подготовке сотрудников полиции к обеспечению безопасности XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи были разработаны квалификационные требования к основным категориям сотрудников территориальных органов МВД России10.

Считаем необходимым обратить внимание на систематическую работу научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, направленную развитие военной теории и практики физической подготовки военнослужащих, получение и эффективное использование новых знаний в интересах повышения боевой готовности Вооружённых Сил средствами физической подготовки. Особое внимание уделяется проведению научных исследований, направленных на актуализации нормативов по физической подготовке военнослужащих [10]. Так, при разработке нормативов по физической подготовке и военно-прикладным двигательным навыкам учитываются опыт локальных войн и требования современного боя [11, с. 11], техническое обеспечение войск, что позволяет выполнять боевые задачи в соответствии с предназначением военнослужащих [12, с. 61].

В военных образовательных организациях все учебные и учебно-боевые задачи по огневой подготовке, тактике, техническому обеспечению и эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники и вооружения отрабатываются и оцениваются при помощи соответствующих нормативов по боевой подготовке, которые представлены в сборниках нормативов, инструкциях и наставлениях [13, с. 16].

Нормативы разрабатываются на основе опыта профессиональной деятельности, с учётом технических характеристик используемого оборудования, тактико-технических характеристик вооружения (техники, оружия, средств индивидуальной защиты и т. д.) и средней натренированности сотрудников полиции11.

10 Типовые квалификационные требования (характеристики) к основным категориям сотрудников территориальных органов МВД России (сотрудников ГИБДД, ППС, УУП), привлекаемых к обеспечению безопасности XXII Олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи/МВД России, Федеральное гос. казенное образовательное учреждение доп. проф. образования «Всероссийский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России», Центр подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка и службы миграции; [Иванова Л. В. и др.]. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. - 29 с.

11 Сборник нормативов по боевой и профессиональной служебной подготовке войск национальной гвардии Российской Федерации. - Москва, 2018. - 256 с.

При выполнении норматива в усложнённых условиях (низкая температура, в условиях распутицы, пустынно-песчаной местности, глубокого снежного покрова, в средствах индивидуальной защиты и т. п.) или в составе группы время на выполнение нормативов увеличивается. Например, исследования В. А. Со-бина и В. И. Баранюка (2022) показали, что результаты выполнения курсантами военного вуза военно-прикладных упражнений (метание гранат, преодоление полосы препятствий, приемы рукопашного боя) в тактическом шлеме направленного имитационного воздействия снизились на 30-40 %, а после тренировки в течение 45 дней результаты выполнения упражнений в обычных условиях улучшились

на 20-25 % [14, с. 23].

Под нормативом специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел предлагается понимать временной, количественный и (или) качественный показатели выполнения сотрудниками определённых трудовых функций (действий) по профилю служебной деятельности с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством, ведомственными правовыми актами.

Наряду с определением понятия, важное значение для педагогической теории и практики имеет разработка классификации нормативов специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. В качестве оснований такой классификации могут выступать: категория сотрудников органов внутренних дел, условия несения службы, выполняемые служебные задачи (табл. 1).

Таблица 1

Классификация нормативов специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

_По категориям сотрудников органов внутренних дел_

- нормативы специальной профессиональной подготовки личного состава подразделений внутренней службы;

- нормативы специальной профессиональной подготовки личного состава подразделений юстиции;

- нормативы специальной профессиональной подготовки личного состава нестроевых подразделений полиции;

- нормативы специальной профессиональной подготовки личного состава строевых подразделений полиции (ППС, ОКС, ИВС, ДПС);

- нормативы специальной профессиональной подготовки личного состава подразделений полиции специального назначения («Гром», ОРЧ «ГЗ», специальные полки полиции)

По условиям несения службы

нормативы специальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД к несению службы в обычных условиях нормативы специальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД к несению службы в особых условиях

По выполняемым служебным задачам

нормативы специальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач нормативы специальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД к выполнению служебно-боевых задач

В зависимости от категорий сотрудников органов внутренних дел нормативы специальной профессиональной подготовки целесообразно дифференцировать на нормативы, предназначенные для подготовки личного состава: подразделений внутренней службы; подразделений юстиции; нестроевых подразделений полиции; строевых подразделений полиции (ППС, ОКС, ИВС, ДПС); подразделений полиции специального назначения («Гром», ОРЧ «ГЗ») (табл. 1).

Выделяя в качестве оснований классификации условия несения службы, нормативы специальной профессиональной подготовки следует дифференцировать на нормативы, предназначенные для подготовки к несению службы в обычных условиях (в пунктах постоянной дис-

локации), и нормативы для подготовки к несению службы в особых условиях.

В зависимости от характера выполняемых сотрудником органов внутренних дел служебных задач нормативы специальной профессиональной подготовки нужно дифференцировать на нормативы, предназначенные для подготовки к выполнению оперативно-служебных задач, и нормативы для подготовки к выполнению слу-жебно-боевых задач.

Последние занимают особое место в деятельности полиции, поскольку именно она выступает одним из центральных элементов системы правоохранительных органов, деятельность которых направлена на обеспечение законности. В этих целях сотрудники полиции имеют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Таким образом, под нормативом служеб-но-боевой подготовки полагаем оправданным понимать временной, количественный и (или) качественный показатели выполнения отдельными сотрудниками, служебными нарядами, подразделениями органов внутренних дел определённых задач, приёмов и действий с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством, ведомственными правовыми актами, по использованию

специальных средств, огнестрельного оружия, средств первой (доврачебной) помощи; средств технической подготовки; средств топографической подготовки; средств инженерной подготовки; средств радиационной химической и биологической защиты и иных средств, обеспечивающих служебно-боевую подготовку полиции.

Рассмотрим пример матрицы для формирования нормативов по служебно-боевой подготовке различных категорий сотрудников органов внутренних дел (табл. 2).

Таблица 2

Матрица для формирования нормативов по служебно-боевой подготовке сотрудников органов внутренних дел различных категорий

Группы нормативов и нормативы Категории coi рудников органов внутренних дел

внутренняя полиция полиция полиция • юстиция служба нестроевые строевые спецназ

1 Группа нормативов доя развития и проверки психических познавательных процессов

1.1 Развитие и проверка 4 ^ словесно-логической памяти

1.2 Развитие и проверка ,, -Г -Г + зрительной памяти

1.3 Развитие и проверка навыков опознания лица по + + + + + установочным данным

т.д.

2 Группа нормативов доя развития и проверки навыков огневой подготовки

2.1 Развитие И проверка навыков обращения с оружием Обычные условия + + + + + Особые условия + + + + +

2.2 Развитие и проверка навыков стрельбы из огнестрельного оружия по условиям контрольных упражнений наставления по огневой подготовке Обычные условия + + + + + Особые условия + + + + +

2.3 Развитие и проверка навыков обращения с оружием и применения его в специфических условиях несения службы Обычные условия + + + + + Особые условия + + +

ад. 1 1 1 1 1

3 Группа нормативов дня развития и проверки физической подготовки и применения специальных средств

4 Группа нормативов дня развития и проверки навыков к действиям по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

5 Группа нормативов доя развития и проверки навыков первой помощи

6 Г руппа нормативов дня развития и проверки навыков тактической подготовки

7 Груши нормативов дня развития и проверки навыков топографической подготовки

8 Группа нормативов дня развития и проверки навыков инженерной подготовки:

9 Группа нормативов дня развития и проверки навыков радиационной химической и биологической защиты

В качестве примера раскроем возможное содержание нормативов для развития и проверки навыков огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Нормативы по общей огневой подготовке регламентированы действующим Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации и предусматривают развитие и проверку навыков обращения с оружием; развитие и проверку навыков стрельбы из огнестрельного оружия по условиям контрольных упражнений наставления по огневой подготовке.

Нормативы по тактической огневой подготовке предусматривают развитие и проверку навыков обращения с оружием и применения его в специфических условиях несения службы. Разрабатываются такие нормативы на основе изучения практики применения того или иного вида огнестрельного оружия конкретной категорией сотрудников полиции и условий несения службы (в обычных или особых условиях) и могут включать в себя следующие приемы и способы действий: снаряжение магазина различными способами (при помощи обоймы, посторонних предметов и т. п.); досылание патрона в патронник различными способами; изготовка к стрельбе из различных положений при различной экипировке; перемещение с оружием в пешем порядке и производство выстрела в движении (в одиночном порядке и в составе группы); перемещения (уход) с линии встречного огня; смена положений (уровня) для стрельбы; «вынужденная» и «тактическая» смена магазина (на месте и в движении); разряжание оружия без утраты патронов и т. п.

Сотрудники строевых подразделений полиции на тренаже перед заступлением на службу или при подготовке к участию в проведении специальной операции отрабатывают с имитационным или учебным оружием на полигонах (зданиях и сооружениях) те нормативы тактической огневой подготовки (приёмы и способы индивидуальных и групповых действий), которые вероятнее всего могут быть использованы при выполнении служебно-боевой задачи в конкретных условиях.

Для оценки выполнения нормативов устанавливаются предельные показатели: время выполнения норматива, количество допущенных ошибок либо то и другое.

В процессе обучения при отработке нормативов педагогические работники должны устанавливать промежуточные по времени показатели в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся с таким расчётом, чтобы к окончанию обучения обеспечить выполнение нормативов по установленным требованиям. При отработке нормативов сотрудниками, прибывшими в образовательную организацию МВД России на обучение, в зависимости от срока обучения в нормативы вносится коэффициент увеличения времени. Например, от 0 до 2 месяцев - 1,5; от 2 до 3 месяцев - 1,4; от 3 до 4 месяцев - 1,3; от 4 до 5 месяцев - 1,2; от 5 до 6 месяцев - 1,1; свыше 6 месяцев - 1,0.

Практическая отработка нормативов (от простого к сложному, от индивидуальных действий к групповым) должна завершаться учениями, что позволит сформировать у личного состава и у командного звена специальные профессиональные качества, руководство действиями и боевое слаживание, обеспечит эффективное выполнение служебно-боевых задач. Боевое слаживание - это проведение заблаговременно спланированных мероприятий по подготовке вновь сформированного подразделения, его структурных элементов к выполнению задач согласно штатному предназначению12.

Отработку нормативов в составе служебного наряда и подразделения целесообразно осуществлять на полигонах территориальных органов МВД России на региональном уровне, при совместном проведении занятий педагогическими работниками образовательной организации МВД России и специалистами территориальных органов, что обусловливает необходимость реализации профессиональных образовательных программ в сетевой форме13 [15, с. 36].

Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучающихся, которую целесообразно определять следующим образом: «отлично», если не менее 90 % обучающихся получили положительные оценки, при этом 50 % и более обучающихся получили оценку «отлично»; «хорошо», если не менее 80 % обучающихся получили положительные оценки, при этом 50 % и более обучающихся получили оценку не ниже «хорошо»; «удовлетворительно», если не менее 70 % обучающихся получили положительные оценки; «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

При выполнении нормативов в средствах индивидуальной бронезащиты время увеличивается на 25 %, в противогазе на 10 %, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.

При выполнении нормативов, когда температура воздуха минус 10° С и ниже, плюс 30° С и выше, при сильном дожде, снегопаде и высоте свыше 1500 м над уровнем моря, время на выполнение нормативов увеличивается на 20 процентов, а при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, время увеличивается на 25 процентов.

Критерием выполнения норматива является отсутствие нарушения мер личной и коллективной безопасности, а при условии выполнения частных задач норматива, например, может быть обнаружение определённого количества запрещённых предметов и веществ при досмотре автотранспорта [16].

12 Система вооруженной борьбы в тактическом звене (военнослужащий, боевая группа, отделение, взвод, рота, батальон): метод. пособие. - Москва, 2004. - 199 с.

13 Астафьев Н. В. Перспективы сетевой формы реализации основных профессиональных образовательных программ в МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 4 (96). - С. 173-181.

Заключение

Использование в образовательном процессе нормативов специальной профессиональной подготовки и разработанных на их основе контрольных заданий позволит обеспечить прак-тико-ориентированное содержание профессиональных образовательных программ.

Контрольные задания и нормативы следует разрабатывать на основе изучения наиболее эффективных приёмов и способов действий сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Одним из перспективных направлений, обеспечивающих сокращение продолжительности адаптационного периода выпускников образовательных организаций МВД России к служебной деятельности, является реализация профессиональных образовательных программ

в сетевой форме при организации образовательно-производственных центров (кластеров) МВД России.

Средства оценивания профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России и средства проверки специальной профессиональной подготовленности сотрудников полиции соответствующих категорий должны быть идентичными.

Перспективой дальнейших исследований по данной проблематике является разработка контрольных заданий (нормативов) по учебным дисциплинам (модулям), предназначенных для оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России, учитывающих направления подготовки, осваиваемых обучающимися профессиональных образовательных программ.

Список литературы

1. Григорьев А. Н. Использование методологии ситуационного подхода в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов / Ситуационный подход в юридической науке и правоприменительной деятельности : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию научной школы криминалистической ситуалогии БФУ имени И. Канта / под ред. Т. С. Волчецкой. - Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2017. - С. 286-289.

2. Мануйлова Н. Б., Мессинева Е. М., Фетисов А. Г. Разработка проверочной схемы для индикаторов освоения универсальных компетенций // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. -С. 1-9.

3. Бавсун И. Г., Гусев В. А. Проблемы стандартизации высшего образования в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 3 (51). - С. 153-159.

4. Черноиванов А. В., Орлов А. В. Профессиограмма офицера подразделения сил специального назначения войск национальной гвардии России / Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. - Новосибирск: Издательство: Новосибирский государственный аграрный университет, Инженерный институт, 2019. - Ч. 1. - С. 175-178.

5. Борисова С. Е. Анализ профессионально важных качеств личности сотрудников госавтоинспекции // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 6 (41). - С. 138-140.

6. Коновалов И. Е., Елисеев С. А., Болтиков Ю. В., Соломахин О. Б. Профессиограмма профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов как основа построения их профессионально-прикладной физической подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 6. - С. 47-49.

7. Баркалов С. Н. К вопросу о применении профессиограмм в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел / Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - Орёл: Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016.- С. 17-20.

8. Москаленко И. С., Венедиктов И. Н., Шаронова А. В. [и др.] Методика совершенствования профессионально важных двигательных качеств будущих специалистов женского пола на основе про-фессиограммы // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 242-246.

9. Пестова Е. В., Калашникова С. В. Актуальность формирования «hard» и «soft» навыков у обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузах МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). - С. 73-75.

10. Кадыров Р. М. [и др.] Модели нормативной системы физической подготовки : монография. -Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 2018. - 196 с.

11. Кадыров Р. М. Теоретические основы разработки нормативных требований для оценки физической подготовленности военнослужащих // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 3. - С. 11-15.

12. Кадыров Р. М., Солнцев Д. А., Федотов М. С., Пушков Е. А. Проблемные вопросы современной системы проверки и оценки физической подготовки военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019.- № 3. - С. 61-63.

13. Астафьев Н. В., Егошин И. В. Разработка нормативов по служебной подготовке для сотрудников органов внутренних дел ll Научные труды Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России : сборник статей. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. - С. 16-22.

14. Собина В. А., Баранюк В. И. Тактический шлем направленного имитационного воздействия как средство формирования физической готовности курсантов военных вузов к ведению современных боевых действий ll Военный академический журнал. - 2022. - № 4(36). - С. 23-27.

15. Астафьев Н. В. Перспективы реализации основных профессиональных образовательных программ в сетевой форме в МВД России l Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя) : сборник научных трудов VI Международной конференции, Москва, 9-10 июня 2022 года. - Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2022. - С. 36-45.

16. Астафьев Н. В. Нормирование способов действий сотрудников органов внутренних дел с применением средств физического принуждения : монография. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2020. - 176 с.

References

1. Grigor'yev A. N. Ispol'zovaniye metodologii situatsionnogo podkhoda v professional'noy podgotovke sotrudnikov pravo okhranitel'nykh organov l Situatsionnyy podkhod v yuridicheskoy nauke i pravoprimenitel'noy deyatel'nosti : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy 15-letiyu nauchnoy shkoly kriminalisticheskoy situalogii BFU imeni I. Kanta l pod red. T. S. Volchetskoy. - Kaliningrad: Izdatel'stvo BFU im. I. Kanta, 2017. - S. 286-289.

2. Manuylova N. B., Messineva Ye. M., Fetisov A. G. Razrabotka proverochnoy skhemy dlya indikatorov osvoyeniya universal'nykh kompetentsiy ll Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. - 2020. - № 2. - S. 1-9.

3. Bavsun I. G., Gusev V A. Problemy standartizatsii vysshego obrazovaniya v sisteme podgotovki kadrov dlya organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ll Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. -2019. - № 3 (51). - S. 153-159.

4. Chernoivanov A. V., Orlov A. V. Professiogramma ofitsera podrazdeleniya sil spetsial'nogo naznacheniya voysk natsional'noy gvardii Rossii l Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty sovershenstvovaniya podgotovki studentov vuza : materialy mezhvuzovskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem: v 2-kh chastyakh. - Novosibirsk: Izdatel'stvo: Novosibirskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, Inzhenernyy institut, 2019. - Ch. 1. - S. 175-178.

5. Borisova S. Ye. Analiz professional'no vazhnykh kachestv lichnosti sotrudnikov gosavtoinspektsii ll Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novyye gumanitarnyye issledovaniya. - 2014. -№ 6 (41). - S. 138-140.

6. Konovalov I. Ye., Yeliseyev S. A., Boltikov Yu. V., Solomakhin O. B. Professiogramma professional'noy deyatel'nosti voyennosluzhashchikh pogranichnykh organov kak osnova postroyeniya ikh professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki ll Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2020. - № 6. - S. 47-49.

7. BarkalovS. N. K voprosu o primenenii professiogramm v fizicheskoy podgotovke sotrudnikov organov vnutrennikh del l Aktual'nyye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov. - Orol: Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova, 2016. -S. 17-20.

8. Moskalenko I. S., VenediktovI. N., Sharonova A. V. [i dr.] Metodika sovershenstvovaniya professional'no vazhnykh dvigatel'nykh kachestv budushchikh spetsialistov zhenskogo pola na osnove professiogrammy ll Uchonyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 2021. - № 12 (202). - S. 242-246.

9. Pestova Ye. V., Kalashnikova S. V. Aktual'nost' formirovaniya «hard» i «soft» navykov u obuchayushchikhsya na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v vuzakh mVd Rossii ll Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2021. - № 4 (89). - S. 73-75.

10. Kadyrov R. M. [i dr.]. Modeli normativnoy sistemy fizicheskoy podgotovki : monografiya. - Sankt-Peterburg: Voyennyy institut fizicheskoy kul'tury, 2018. - 196 s.

11. Kadyrov R. M. Teoreticheskiye osnovy razrabotki normativnykh trebovaniy dlya otsenki fizicheskoy podgotovlennosti voyennosluzhashchikh ll Aktual'nyye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur. - 2013. - № 3. - S. 11-15.

12. Kadyrov R. M., Solntsev D. A., Fedotov M. S., Pushkov Ye. A. Problemnyye voprosy sovremennoy sistemy proverki i otsenki fizicheskoy podgotovki voyennosluzhashchikh Vooruzhonnykh Sil Rossiyskoy Federatsii ll Aktual'nyye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur. - 2019. - № 3. -S.61-63.

13. Astafyev N. V., Yegoshin I. V. Razrabotka normativov po sluzhebnoy podgotovke dlya sotrudnikov organov vnutrennikh del ll Nauchnyye trudy Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii : sbornik statey. - Tyumen': Tyumenskiy institut povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii, 2019. - S. 16-22.

14. Sobina V. A., Baranyuk V. I. Takticheskiy shlem napravlennogo imitatsionnogo vozdeystviya kak sredstvo formirovaniya fizicheskoy gotovnosti kursantov voyennykh vuzov k vedeniyu sovremennykh boyevykh deystviy ll Voyennyy akademicheskiy zhurnal. - 2022. - № 4(36). - S. 23-27.

15. Astaf'yev N. V. Perspektivy realizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm v setevoy forme v MVD Rossii / Professional'noye obrazovaniye sotrudnikov organov vnutrennikh del. Pedagogika i psikhologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: sostoyaniye i perspektivy (k 20-letiyu obrazovaniya Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya) : sbornik nauchnykh trudov VI Mezhdunarodnoy konferentsii, Moskva, 9-10 iyunya 2022 goda. - Moskva: Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2022. - S. 36-45.

16. Astaf'yev N. V. Normirovaniye sposobov deystviy sotrudnikov organov vnutrennikh del s primeneniyem sredstv fizicheskogo prinuzhdeniya : monografiya. - Tyumen': Tyumenskiy institut povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov mVd Rossii, 2020. - 176 s.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 06.07.2023.

The article was submitted April 12, 2023; approved after reviewing Juny 20, 2023; accepted for publication July 06, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.