Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

О ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУД- НИКОВ ОВД / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Виноградов Игорь Дмитриевич

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена значительным ростом рисков жизни и здоровью сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных задач, связанных с повышением террористической угрозы. Причиной этого являются действия вооружённых украинских формирований в зоне проведения специальной военной операции и террористические акты, совершаемые диверсионно-разведывательными группами противника на территории Российской Федерации. Этими фактами обусловлена необходимость поиска новых, более эффективных практических технологий обучения и подготовки, направленных на формирование в кратчайшие сроки практических умений и навыков, необходимых сотрудникам полиции для обеспечения личной безопасности при выполнении задач в повседневной деятельности и особых условиях. В настоящей работе рассматриваются вопросы подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России к действиям в особых условиях. Методы исследования: для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования: 1) теоретические (моделирования, анализа и синтеза); 2) эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент). Результаты исследования. На основании проведенного исследования определены пути решения проблем, возникающих при подготовке сотрудников полиции к действиям в особых условиях. В качестве технологии, используемой для моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности, предлагается использование оперативно-тактической игры, эффективность которой апробирована при проведении конкурса профессионального мастерства «Я полицейский». Наиболее подходящей для применения указанной выше технологии определена дисциплина «Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Виноградов Игорь Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR CARRYING OUT OPERATIONAL AND SERVICE TASKS IN SPECIAL CONDITIONS

Introduction: The relevance of the research subject is due to a significant increase of risks to life and health of police officers when performing operational and service tasks related to the rise of terrorist threat. The reason for that are the actions of armed Ukrainian formations in the zone of special military operation and terrorist acts committed by sabotage and espionage groups of the enemy on the territory of the Russian Federation. These facts make it necessary to find new, more effective practical technologies of education and training focused on forming as soon as possible the practical skills and abilities necessary for police officers to ensure personal safety when performing tasks in everyday activities and special conditions. This research deals with the issues of preparing students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for acting in special conditions. Research methods: to achieve the purpose, the following research methods were applied: 1) theoretical (modeling, analysis and synthesis); 2) empirical (observation, comparison, experiment). Results of the research: On the basis of the research, the ways of solving the problems arising in preparing police officers for acting in special conditions have been identified. As a technology used to simulate situations of operational-service activity, the authors propose the use of operational-tactical game, the effectiveness of which was tested during the competition of professional skills «I am a police officer». The discipline «Ensuring the personal safety of police officers» is considered to be the most adequate for applying the mentioned technology.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья

УДК 378

ао1: 10.35750/2071-8284-2023-2-176-186

Александр Александрович Горелов

доктор педагогических наук, профессор https://orcid.org/0000-0002-1067-1110, alexagorr@yandex.ru

Учебно-научный центр кинезиологических исследований и лечебно-реабилитационных технологий Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Российская Федерация, 677007, Якутск, ул. Белинского, д. 58

Мгорь Дмитриевич Виноградов

https://orcid.org/0000-0002-7363-3701, id-vinogradov@ya.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

О подготовке курсантов образовательных организаций высшего образования системы МВД России к выполнению оперативно-служебных задач

в особых условиях

Аннотация: Введение. Актуальность темы исследования обусловлена значительным ростом рисков жизни и здоровью сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных задач, связанных с повышением террористической угрозы. Причиной этого являются действия вооружённых украинских формирований в зоне проведения специальной военной операции и террористические акты, совершаемые диверсионно-разведывательными группами противника на территории Российской Федерации. Этими фактами обусловлена необходимость поиска новых, более эффективных практических технологий обучения и подготовки, направленных на формирование в кратчайшие сроки практических умений и навыков, необходимых сотрудникам полиции для обеспечения личной безопасности при выполнении задач в повседневной деятельности и особых условиях. В настоящей работе рассматриваются вопросы подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России к действиям в особых условиях.

Методы исследования: для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования:

1) теоретические (моделирования, анализа и синтеза);

2) эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент).

Результаты исследования. На основании проведенного исследования определены пути решения проблем, возникающих при подготовке сотрудников полиции к действиям в особых условиях. В качестве технологии, используемой для моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности, предлагается использование оперативно-тактической игры, эффективность которой апробирована при проведении конкурса профессионального мастерства «Я полицейский». Наиболее подходящей для применения указанной выше технологии определена дисциплина «Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД».

Ключевые слова: методология образования, технология образования, конкурс профессионального мастерства, оперативно-тактическая игра, личная безопасность сотрудников ОВД, особые условия

Для цитирования: Горелов А. А., Виноградов И. Д. О подготовке курсантов образовательных организаций высшего образования системы МВД России к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 2 (98). - С. 176-186; ёок 10.35750/2071-8284-2023-2-176-186.

© Горелов А. А., Виноградов И. Д., 2023

Aleksandr A. Gorelov

Dr. Sci. (Ped.), Professor https://orcid.org/0000-0002-1067-1110, alexagorr@yandex.ru

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Educational and Scientific Center for Kinesiology Research and Treatment and Rehabilitation Technologies

58, Belinsky str., Yakutsk, 677007, Russian Federation

Igor D. Vinogradov

https://orcid.org/0000-0002-7363-3701, id-vinogradov@ya.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Preparing cadets of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia for carrying out operational and service tasks in special conditions

Abstract: Introduction: The relevance of the research subject is due to a significant increase of risks to life and health of police officers when performing operational and service tasks related to the rise of terrorist threat. The reason for that are the actions of armed Ukrainian formations in the zone of special military operation and terrorist acts committed by sabotage and espionage groups of the enemy on the territory of the Russian Federation. These facts make it necessary to find new, more effective practical technologies of education and training focused on forming as soon as possible the practical skills and abilities necessary for police officers to ensure personal safety when performing tasks in everyday activities and special conditions. This research deals with the issues of preparing students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for acting in special conditions.

Research methods: to achieve the purpose, the following research methods were applied:

1) theoretical (modeling, analysis and synthesis);

2) empirical (observation, comparison, experiment).

Results of the research: On the basis of the research, the ways of solving the problems arising in preparing police officers for acting in special conditions have been identified. As a technology used to simulate situations of operational-service activity, the authors propose the use of operational-tactical game, the effectiveness of which was tested during the competition of professional skills «I am a police officer». The discipline «Ensuring the personal safety of police officers» is considered to be the most adequate for applying the mentioned technology.

Keywords: education methodology, education technology, professional skills competition, operational and tactical game, personal safety of police officers, special conditions

For citation: Gorelov A. A., Vinogradov I. D. Preparing cadets of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia for carrying out operational and service tasks in special conditions // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 2 (98). - P. 176-186; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-176-186.

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения социальной стабильности общества, обеспечения безопасности каждого человека, находящегося на территории Российской Федерации. Эта задача является одной из основных, стоящих перед государством. Особенно остро вопросы обеспечения безопасности стоят в настоящее время.

Сложная геополитическая обстановка, радикализация общества в некоторых сопредельных государствах, откровенно русофобские настроения ряда социальных групп, подпитываемых финансово и идеологически

извне, приводят к повышению угроз для населения. Одним из факторов риска являются и радикальные, экстремистские настроения среди некоторых иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, а также попытки создания антигосударственных настроений среди широких масс общественности. Внешнеполитические события заметно влияют и на внутреннюю стабильность. Ярким примером такого обострения являются несанкционированные митинги против специальной военной операции (далее СВО), попытка проведения которых состоялась в конце февраля - начале марта 2022 года. Высокая консолидация общества вокруг го-

сударства, поддержка целей СВО привели к срыву попыток организации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. О высокой степени поддержки обществом проводимой операции говорится и в средствах массовой информации со ссылкой на обращение президента1.

Однако наиболее опасным следствием ведения любых боевых действий являются попытки проникновения на территорию регионов, сопредельных с территориями, на которых проводится СВО, диверсионно-разведывательных групп, провоза оружия, обстрелы населенных пунктов и мест дислокации силовых структур (воинские части, места расположения добровольцев и мобилизованных, территориальные органы полиции), попытки совершения диверсионно-террори-стических актов. Если работа диверсионных групп, а также обстрелы характерны в основном для территорий, находящихся в непосредственной близости от боевых действий, то террористические акты и преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, а также преступления, связанные с его применением, могут совершаться и в других регионах нашей страны2.

Рассмотренные выше причины возможной дестабилизации общества и нарастания социальной напряжённости вкупе с увеличением количества угроз жизни и здоровью людей говорят о высокой степени актуальности исследуемой проблемы и важности поиска путей её решения.

Ввиду указанных выше обстоятельств необходимость эффективной подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России к действиям в особых условиях является, на наш взгляд, весьма актуальной.

В Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под

1 «Все задачи специальной военной операции, безусловно, будут решены, и залогом тому - мужество и героизм наших воинов, консолидация российского общества, чья поддержка даёт силы и уверенность армии и флоту России» (Путин В. В. Выступление на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). -2011. - 14 июня). - Цит. по: Путин назвал спецоперацию России на Украине решением суверенной страны [Электронный ресурс] // Сайт «ТАСС». - Режим доступа: https:// tass.ru/politika/14953199 (дата обращения: 15.04.2023).

2 Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности России. Речь шла о мерах борьбы с терроризмом — вопрос, который, как подчеркнул президент, «является чрезвычайно важным для обеспечения внутренней безопасности страны». - Цит. по: Владимир Путин провёл оперативное совещание с постоянными участниками Совета Безопасности РФ [Электронный ресурс] // Сайт «Первый канал». - 2023. - 24 апреля. - Режим доступа: https://1tv-ru.turbopages. org/ 1tv.ru/ s/ news/2023-04-14/451051-vladimir_putin_provel_ operativnoe_soveschanie_s_postoyannymi_uchastnikami_ soveta_bezopasnosti_rf (дата обращения: 15.04.2023).

особыми условиями понимаются периоды введения особых правовых режимов, период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, условия вооружённого конфликта3. Деятельность в таких условиях предполагает возложение на сотрудников полиции дополнительных обязанностей, а также изменение режима служебного времени сроком до шести месяцев. По нашему мнению, деятельность в таких условиях требует от сотрудников высокого уровня профессиональной подготовки, обеспечить который можно только при наличии практических умений и навыков действий в условиях осложнения оперативной обстановки. Формирование таких навыков достигается только при проведении практических занятий в условиях, приближённых к реальным, или их моделировании. Однако такие дисциплины, как огневая и физическая подготовка, не предполагают проведения подобных практических занятий. Приказ по огневой подготовке4, а также Наставление по организации физической подготовки5 определяют порядок выполнения учебных упражнений, позволяющий сформировать только навык обращения с оружием и применения боевых приёмов борьбы. Но жёсткие требования соблюдения мер безопасности не позволяют проводить практические занятия по данным дисциплинам в условиях, приближенных к реальным. В настоящее время только учебные программы дисциплин «Тактико-специальная подготовка» и «Личная безопасность сотрудников» предполагают практическое моделирование ситуаций служебной деятельности в особых условиях. В связи с определёнными выше обстоятельствами возникает необходимость изменения подхода к проведению практических занятий по специальным дисциплинам. В связи с этим мы полагаем, что научно-педагогическим работникам образовательных организаций МВД России следует сосредоточиться на части обучения, направленной на выработку у сотрудников полиции практических умений и навыков действий в особых условиях.

Новизна исследования заключается в подходе к рассмотрению значения конкурса профессионального мастерства в образовательном процессе. Ряд авторов рассматривают данные мероприятия как средство

3 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 05 декабря 2022 г.). -. П. 1 ст. 35.

4 Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 (в ред. от 25 января 2021 г.).

5 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 (в ред. от 27 июля 2020 г.).

повышения эффективности, считают их мотивирующими, влияющими на профессиональное становление обучающихся, формирование у них профессиональных компетенций (С. А. Лапковская, Ж. В. Галактионова, А. В. Кобченко, А. А. Топоркова, Н. Ю. За-гайнова, Е. Ю. Кузнецов, И. Г. Герасимова, С. В. Михайлова) [7; 9; 10; 13].

В частности, Н. Ю. Загайнова считает, что «подготовка к конкурсам профессионального мастерства и участие в них способствуют повышению уровня подготовки специалистов, расширяют их возможности, позволяют проверить профессиональную готовность будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности» [9, с. 32], По мнению С. А. Лапковской, «именно в конструктивно-развивающей среде профессионального общения, организованной в процессе подготовки к конкурсу, возможно интенсивное переосмысление и преобразование будущим конкурсантом своего опыта профессиональной деятельности, формирование позитивного коммуникативного опыта и навыков диалогового взаимодействия с коллегами-профессионалами» [13, с. 71]. Стоит отметить, что в работах указанных авторов речь идёт о предварительной подготовке к конкурсу. В случае же с конкурсом «Я полицейский» предварительная подготовка команд не осуществляется. Обучающиеся должны продемонстрировать те навыки, которые получили в процессе обучения.

Роль конкурсов рассматривается в плане профессиональной адаптации, интеграции образования, науки и практической деятельности (производства) (А. С. Кривоногова, Е. П. Гончарова, Ю. С. Кротикова-Приймако-ва, Я. В. Кирин, И. Е. Клюев) [5; 11; 12]. К примеру, А. С. Кривоногова пишет: «Конкурс профессионального мастерства рассматривается нами как форма трудового соревнования, демонстрации способностей, повышения интереса к профессии, а также как средство профессиональной социализации» [11, с. 181].

Ряд учёных считают, что роль таких мероприятий заключается в повышении качества образования, в том числе за счёт личностного роста научно-педагогических работников. Результаты, показанные участниками конкурса, дают возможность определить уровень подготовленности участников и стратегию дальнейшего развития преподавательской деятельности по дисциплинам практической направленности (Н. Ю. Завьялова, В. А. Глущенко) [6; 8]. Так, Н. Ю. Завьялова полагает, что «один из действенных способов побудить преподавателя к повышению своей квалификации - создание в вузе соревновательных условий, в том числе посредством организации конкурсов педагогического мастерства» [8, с. 59]. В. А. Глущен-ков замечает: «Стоит отметить, что конкурсы профессионального мастерства следует рас-

сматривать не как некое соревнование, а как возможность для коммуникации с коллегами из других учебных заведений, а также с членами жюри» [6, с. 73].

Немаловажную роль конкурсы профессионального мастерства играют и в профессиональном развитии профессорско-преподавательского состава, задействованного в подготовке команд и проведении конкурсов. «Нужно отметить, что при подготовке к конкурсу всё, что преподаватель имеет в своём профессиональном багаже, он пересматривает, сортирует, отбрасывает устаревшее и неэффективное», пишет И. Е. Бутене [2, с. 33, 34].

Конкурс «Я полицейский» проводится ежегодно, и участие в нём принимают наиболее подготовленные обучающиеся четвёртого года обучения. Профессиональное соревнование такого рода необходимо отнести к разряду констатирующих, поскольку его результаты позволяют оценить уровень сформированности профессиональной компетентности участников (А. К. Алексеевни-на, В. В. Морозов, А. А. Виноградов, Т. С. Ку-павцев, А. Д. Тяпков) [1; 15]. В частности, А. К. Алексеевнина определяет «цель конкурса профессионального мастерства - оценить уровень освоения профессиональных компетенций и способности к творческому решению профессиональных задач» [1, с. 2758].

Стоит отметить, что при изучении научных обоснований конкурсов профессионального мастерства в большинстве случаев речь идёт о мероприятиях, направленных на становление специалиста в гражданской сфере деятельности, в то время как в образовательной системе МВД таких работ по дисциплинам практической направленности почти не было. Проводимый в Санкт-Петербургском университете МВД России конкурс «Я полицейский» до недавнего времени не имел аналогов в образовательных организациях МВД России.

Безусловно, конкурсы профессионального мастерства в зависимости от их формата, направленности и периодизации их проведения позволяют решать все перечисленные выше задачи. В нашем исследовании мы определяем такие конкурсы как платформу для тестирования элементов новых образовательных технологий с дальнейшим внедрением в образовательный процесс после апробации и определения результата.

Целью нашего исследования является определение наиболее эффективного метода подготовки обучающихся к реальным действиям при выполнении оперативно-служебных задач, в условиях повседневной деятельности и в особых условиях.

Перед нами стояли следующие задачи:

1) определить умения, навыки необходимые сотруднику для эффективного выполнения оперативно-служебных задач;

2) определить дисциплины практической направленности;

3) выбрать эффективный метод обучения для закрепления практических навыков, необходимых сотрудникам полиции для выполнения оперативно-служебных задач;

4) провести эксперимент, внедрение и апробацию элементов выбранного метода;

5) описать результаты эксперимента;

6) сделать выводы и сформировать предложения по актуализации учебного процесса.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели были применены теоретические (моделирования, анализа и синтеза) и эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент) методы исследования.

Анализ условий служебной деятельности позволил определить необходимые для моделирования в учебном процессе ситуации. Наблюдение за действиями обучающихся экспериментальной группы и сравнение показанных ими результатов с результатами контрольных групп дали возможность сформировать условия эксперимента, результаты которого были проанализированы и подверглись статистической обработке.

Результаты эксперимента

Для определения умений, навыков необходимых сотрудникам полиции для успешного выполнения оперативно-служебных задач, нами были рассмотрены условия, в которых происходит деятельность полиции. Условно её можно разделить на две группы. К первой относятся обязанности, выполняемые в повседневной деятельности, ко второй - задачи, возникающие в особых условиях. Особые условия - это ситуация, сложившаяся в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, чрезвычайных обстоятельств, а также при введении особых правовых режимов [14].

К задачам полиции в особых условиях, кроме основных, необходимо отнести ситуативные, возникающие при осложнении оперативной обстановки или, конкретнее:

1) участие в пресечении деятельности незаконных вооружённых формирований;

2) участие в пресечении деятельности банд;

3) пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах, пунктах временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев;

4) розыск и задержание вооружённых особо опасных преступников (вооружённых дезертиров);

5) пресечение захвата собственных объектов органов внутренних дел, угрозы террористических актов;

6) пресечение блокирования транспортных коммуникаций;

7) участие в пресечении групповых нарушений общественного порядка;

8) участие в освобождении заложников;

9) оказание содействия Пограничной службе ФСБ России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;

10) оцепление, блокирование районов, местности;

11) организация пропускного режима на оцепленные (блокируемые) территории с проведением досмотровых мероприятий;

12) участие в обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

13) учёт и опознание погибших;

14) розыск пропавших без вести.

Определение круга выполняемых задач

обусловливает перечень умений и навыков, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач. Это:

1) умения и навыки обеспечения личной безопасности;

2) умения и навыки обеспечения коллективной безопасности;

3) умения и навыки работы в составе подразделения;

4) умения и навыки оказания первой помощи;

5) умения и навыки применения физической силы;

6) умения и навыки применения специальных средств;

7) умения и навыки применения оружия.

По нашему мнению, формирование

необходимых для выполнения оперативно-служебных задач профессиональных компетенций происходит при изучении таких дисциплин, как огневая, физическая, тактико-специальная подготовка и обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД. Заметную роль в этом процессе играют такие дисциплины, как тактико-специальная подготовка и личная безопасность сотрудников ОВД6. Именно на занятиях, проводимых в рамках изучения вопросов практической деятельности, появляется возможность моделировать служебные ситуации, приближённые к оперативно-служебной деятельности. Обучающиеся отрабатывают учебно-практические вопросы в условиях, приближённых к реальным, путём воссоздания обстановки.

Кроме того, данные дисциплины по многим вопросам являются «сквозными», то есть изучаемые темы логически взаимосвязаны и дополняют друг друга. В процессе изучения тактико-специальной подготовки основной упор делается на тактику и организацию взаимодействия, выработку умения действовать в различных ситуациях. На занятиях по личной безопасности сотрудников ОВД основной задачей является закрепление

6 Горелов А. А., Горелов С. А., Силкин Н. Н. Субъ-ектность как фактор личностного и профессионального совершенствования сотрудника полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 4 (88). - С. 190-197. - Э01 10.35750/2071-8284-2020-4190-197 (дата обращения: 09.02.2023).

навыков действий - как индивидуальных, так и в составе подразделения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учётом необходимости максимально эффективно развивать у обучающихся именно практические навыки и умения действий в особых условиях нами было предложено внедрить в процесс обучения по дисциплине основы личной безопасности сотрудников ОВД оперативно-тактическую игру, поскольку именно игровые технологии являются одним из наиболее эффективных интерактивных методов обучения [16], позволяющих моделировать условия оперативно-служебной деятельности. Отдельные её элементы ранее апробировались при изучении ряда тем тактико-специальной подготовки. Элементы оперативно-тактической игры использовались при изучении таких тем, как действия служебных и розыскных нарядов полиции, обеспечение взрывобезопасности, а также при изучении тактики задержания вооружённых преступников в различных условиях.

Занятия проводились в Санкт-Петербургском университете МВД России с использованием существующей полигонной базы. С целью имитации условий служебной деятельности обучающиеся по жребию получили роли «руководитель специальной операции», «штурмовая группа», «преступник» и иные по теме занятия. Задачей обучающихся, получивших роль «преступник», было оказание активного сопротивления после обнаружения курсантами, играющими роли участников специальной операции. При этом точный порядок действий участники игры были вправе выбирать сами в рамках общего сценария. Введение роли «руководитель специальной операции» способствовало реализации принципа единого управления по единому замыслу. На наш взгляд, такой подход способствует более эффективному приобретению и усвоению навыков принятия управленческих решений и организации взаимодействия в составе подразделений (функциональных групп), что, в свою очередь, является одним из важнейших факторов, влияющих на успешность выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях. Основной упор при проведении таких занятий делался именно на работу в составе функциональных групп, где старший каждой из них самостоятельно принимает решение в рамках общей стратегии и тактики действий в условиях динамично меняющейся ситуации, а обучающиеся для выполнения поставленной задачи должны эффективно взаимодействовать.

Кроме того, в качестве дополнительной платформы для отработки элементов оперативно-тактической игры используются занятия с общественным формированием «Бастион», еженедельно проводимые под руководством кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского

университета МВД России. Основная задача их - подготовка курсантов к действиям в составе функциональных групп. Для проверки результативности такого подхода из состава общественного формирования формируются команды, участвующие в военно-патриотических играх и соревнованиях, проводимых в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. К настоящему времени представители «Бастиона» трижды становились победителями межвузовской военно-патриотической игры «Пересвет», а также победителями региональных этапов Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница» в 2021-м и 2022-м годах.

Ради эксперимента одна из команд, участвовавших в межвузовской военно-спортивной игре «Пересвет», была сформирована из обучающихся, только вступивших в общественное формирование «Бастион» и пока не проходивших подготовку с использованием элементов оперативно-тактической игры. В результате они показали лишь девятый результат среди одиннадцати команд других вузов.

С учётом вышеизложенного нами был проведён педагогический эксперимент с целью определения эффективности элементов комплексной оперативно-тактической игры, используемых в качестве этапов проводимого в Санкт-Петербургском университете МВД России конкурса профессионального мастерства «Я полицейский».

Необходимо отметить важность проведения такого мероприятия для определения уровня подготовленности обучающихся к практическим действиям при осложнении оперативной обстановки. Фактически только конкурс профессионального мастерства даёт возможность оценить уровень практической подготовленности к действиям в составе подразделения (нарядов). В типологии деловых игр по конечной цели такие конкурсы отнесены к констатирующим. Их задачей является определение уровня подготовленности обучающихся по дисциплине (нескольким дисциплинам) после изучения ключевых тем.

В конкурс «Я полицейский» включены этапы, прохождение которых требует от участников высокого уровня подготовки по большинству тем, изученных по рассматриваемым дисциплинам, а также основных навыков, приобретаемых на занятиях по огневой и физической подготовке.

Конкурс включает в себя два этапа, проводимых в разные дни и на разных площадках. Первый этап направлен на определение уровня освоения теоретических и практических знаний в области топографической, огневой подготовки и общего уровня физической подготовки. В первый день теоретические и практические задачи чередуются и выполняются в специально подготовленных помещениях. Производится работа с картой

(определение плоских прямоугольных и географических координат, определение дирек-ционных углов), выполнение нормативов по радиационной, химической и биологической защите (норматив по надеванию общевойскового защитного костюма в виде комбинезона), выполняются нормативы по разборке и сборке огнестрельного оружия (пистолета Макарова, автомата Калашникова), демонстрируется техника выполнения боевых приёмов борьбы. Боевая стрельба, задержание преступника в условиях, приближенных к реальным, не производятся, как и передвижение по пересечённой местности в индивидуальных средствах бронезащиты. В связи с этим первый день проводится в статичном режиме.

При прохождении второго этапа команды должны преодолеть полосу препятствий, имитирующую городскую застройку, в условиях оказания на них психофизиологического воздействия, заключающегося в необходимости преодолевать задымлённые участки местности с недостаточной видимостью, замкнутые пространства (имитация завалов, шахты / канализации), реагировать на внезапно возникающие угрозы - светозвуковое воздействие. Кроме того, участникам команды необходимо произвести задержание преступников, находящихся в транспортном средстве, а также в здании. После выполнения указанных задач командой осуществляется ускоренное передвижение по пересечённой местности с дальнейшей боевой стрельбой в тире. Последней задачей перед финишем является эвакуация пострадавшего с использованием подручных средств или без таковых.

Второй этап конкурса направлен на определение уровня подготовки обучающихся к действиям в особых условиях. Судьями оценивается не только скорость преодоления полосы, но и организация взаимодействия в составе подразделения, обеспечение мер личной безопасности при выполнении задач. За каждую ошибку начисляются штрафные секунды, что приводит к достижению оптимального баланса между скоростью передвижения и качеством организации взаимодействия на участках полосы.

При организации конкурса «Я полицейский» учитывались условия подготовки и программы, по которым проходило обучение. Именно поэтому в 2020 году нами было внесено предложение по изменению составов команд. Предложение заключалось в том, чтобы привлекать к участию в конкурсе обучающихся только четвёртого курса. До 2021 года в конкурсе участвовали команды третьих и четвёртых курсов. Тщательное изучение статистики, которое проводилось с 2015 года, показало, что призовые места чаще занимают команды четвёртых курсов. По нашему мнению, это связано с тем, что курсанты четвёртого года обучения полно-

стью прошли программу подготовки по ТСП и ЛБ, в отличие от курсантов третьего курса. Кроме того, такой подход позволял участвовать в конкурсе два года подряд, и во второй раз обучающиеся уже знали характерные особенности полосы и имели значительное преимущество перед теми, кто преодолевал её в первый раз.

Переход на участие команд одного года обучения позволил изменить данную ситуацию и привёл к усилению конкуренции не только между факультетами, но и внутри них. Результаты конкурса 2022 года это продемонстрировали.

Состав команд изменений не претерпел. Как и раньше, он включает в себя двух юношей и одну девушку. Такой подход полностью отражает реалии современной служебной деятельности, когда задачи по охране общественного порядка выполняют сотрудники, отличающиеся по гендерному признаку.

С целью определения эффективности оперативно-тактической игры [3] как метода обучения, некоторые ее элементы были внедрены в процесс обучения 381-го учебного взвода факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений (далее факультет № 3). Изменения были внесены в изучение таких вопросов, как «действия сотрудников полиции при задержании вооруженных преступников» по тактико-специальной подготовке, а также в тему «обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при обращении с оружием и специальными средствами» соответствующей дисциплины. Результатом повышения практических навыков курсантов данного взвода стал рост успеваемости обучающихся по указанным дисциплинам, а также отбор четырёх из шести участников конкурса «Я полицейский» именно из состава экспериментального взвода. При этом отбор проводился не ведущими преподавателями, а руководством факультета.

Для определения эффективности метода (имитация условий служебной деятельности посредством использования игровых технологий) в рамках проводимого исследования к участию в конкурсе профессионального мастерства (КПМ) были подготовлены две команды факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка (факультета № 6). При этом команды остальных факультетов получили лишь общую консультацию и были ознакомлены с положением конкурса. Специальной подготовки с ними не проводилось. Всего участие в мероприятии приняли 16 команд восьми факультетов.

Единственным исключением стали команды института-факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (далее факультет № 5), поскольку второй этап конкурса проводится на специальной полосе препятствий,

имитирующей элементы городской застройки, где у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования проводились занятия в рамках изучения дисциплины «Тактико-специальная подготовка». Необходимо отметить, что представители команд данного факультета были знакомы с особенностями полосы и требованиями к организации взаимодействия при её прохождении.

Учитывая вышеизложенное, в качестве экспериментальной группы были определены команды факультета № 3, а в качестве контрольных - команды факультета № 6 и факультета № 5.

Эксперимент дал следующие результаты:

В первый день со значительным отрывом от остальных участников выиграли команды факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка: их команды заняли первое промежуточное место с общим результатом 66 минут 34 секунды. Второе место заняла команда факультета № 3 с результатом 89 минут 18 секунд, третье место занял факультет № 5 с общим временем 93 минуты

51 секунда.

Необходимо отметить значительный разрыв между результатами, показанными командами, находящимися на первом и втором месте. На наш взгляд, основную роль здесь сыграла подготовленность участников факультета № 6 к выполнению теоретических заданий. Так, при определении координат пять из шести участников команд - лидеров конкурса дали настолько точные ответы, что даже не допустили разрешённой условиями задания погрешности. Такой же результат был показан ими и при ориентировании на местности. Маршрутные карточки данного задания были составлены сотрудником кафедры, преподающим на данном факультете. Однако задания по огневой и физической подготовке, где дополнительная подготовка команд не проводилась, были выполнены со значительным количеством ошибок, что, однако, не повлияло на конечный результат первого дня конкурса.

Во второй день ситуация значительно поменялась. Общее время команд 6-го факультета составило 80 минут и 13 секунд, что стало четвёртым результатом. Третье место по итогам второго дня конкурса заняли команды факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом. Их суммарное время составило 78 минут 19 секунд, второе место по-прежнему осталось за командами факультета № 3 с результатом 73 минуты 05 секунд, первое место, ожидаемо занял факультет № 5 с результатом

52 минуты 33 секунды. Необходимо отметить, что чистое время прохождения дистанции от старта до финиша с выполнением всех задач не превышало 35 минут, однако за

допущенные тактические ошибки, а также за нарушение мер личной безопасности начислялись штрафные секунды по следующей схеме:

1) за ошибку - 30 секунд;

2) за грубую ошибку - 60 секунд.

Количество возможных ошибок на каждом препятствии могло варьироваться от 3 до 11. Худшим временем при прохождении второго этапа стал результат в 117 минут 04 секунды.

По результатам конкурса первое место занял факультет № 5, одна из команд которого была сформирована из действующих сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации. Именно результат их команды при прохождении полосы препятствий (26 минут 01 секунда) дал возможность сократить существующий после первого дня конкурса разрыв и вывести факультет на первое место в итоговом зачёте. Второе место занял факультет № 6, чьи команды за счёт значительного отрыва после первого дня смогли сохранить лидирующие позиции. Однако прохождение во второй день незнакомой полосы препятствий и осмотр здания, в котором команды ранее не тренировались, привели к значительному снижению результата в связи со значительным количеством допущенных ошибок. Если в первый день лидирующая команда имела существенный отрыв, то во второй день заняла лишь четвертое место (их лучший результат составил 36 минут 13 секунд).

Наиболее стабильный результат показали команды факультета № 3, в чей состав входили курсанты экспериментального взвода. Их лучший результат во второй день составил 35 минут 01 секунду. Результаты эксперимента показали, что курсанты, в чью программу обучения по тактико-специальной подготовке были включены элементы оперативно-тактической игры, были отобраны руководством факультета как наиболее подготовленные для участия в конкурсе профессионального мастерства, и по ходу соревнования показали наиболее стабильный результат, причём некоторые их оппоненты имели значительное стартовое преимущество. При этом команды других факультетов отстали от тройки лидеров со значительным отрывом. Наименьшее отставание от третьего места составило 13 минут 03 секунды, наибольшее - 54 минуты 43 секунды.

Заключение

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

1. Необходимо учитывать, что КПМ «Я полицейский» является мероприятием, проводимым между факультетами. Участники команд определяются факультетским звеном из наиболее подготовленных курсантов и слушателей. Фактически такой подход не даёт возможности полноценно определить

качество овладения практическими навыками всеми обучающимися.

2. Стабильности выступления на этапах конкурса и высокого результата при отсутствии дополнительной подготовки командам факультета № 3 удалось добиться за счёт того, что оперативно-тактическая игра позволяет моделировать ситуации оперативно-служебной деятельности в различных условиях, что позволяет обучать курсантов практическим действиям индивидуально и в составе подразделения, а также содержит соревновательный элемент, что значительно повышает мотивацию обучающихся на выполнение поставленных задач. Система начисления штрафных баллов за допущенные ошибки даёт возможность найти баланс между скоростью и качеством выполнения поставленных задач, что является необходимым условием для соблюдения мер личной безопасности и оперативного выполнения оперативно-служебных задач в дальнейшей практической деятельности.

На основании представленных выводов, нами сформированы следующие предложения.

1. С целью повышения эффективности освоения практических навыков необходимых для обеспечения личной и коллективной безопасности сотрудников ОВД при выполнении оперативно-служебных задач,

необходимо внедрить в процесс проведения практических занятий по «Личной безопасности» (ЛБ) элементы комплексной оперативно-тактической игры, соответствующие изучаемой теме.

2. С целью оптимизации контроля подготовленности курсантов в процессе обучения по дисциплине «Личная безопасность» необходимо внедрить комплексную оперативно-тактическую игру (ОТИ), которая будет проводиться в каждом учебном взводе.

3. Комплексная ОТИ должна проводиться перед зачётом сотрудником, проверяющим теоретические знания, после окончания изучения всех предусмотренных дисциплиной тем.

4. Для увеличения эффективности практических занятий следует проводить их на территории загородной учебной базы (ЗУБ) «Сосново», что связано с наличием там необходимой материально-технической и полигонной базы, а также местности со сложным рельефом, позволяющей имитировать действия служебных нарядов и функциональных групп при проведении розыскных мероприятий, специальных операций (мероприятий). Условия проживания в ЗУБ «Со-сново» позволяют имитировать нахождение сотрудников полиции в пунктах временной дислокации с отработкой организации их защиты и обороны.

Список литературы

1. Алексеевнина А. К. Конкурс профессионального мастерства как средство оценки сформированное™ профессиональной компетентности // Письма в Эмиссия.Оффлайн. - 2019. -№ 8. - С. 2758.

2. Бутене Е. И. Совершенствование профессионального развития педагога через подготовку студентов к конкурсам профессионального мастерства // Вестник научных конференций. - 2021. - № 11-2 (75). - С. 33-34.

3. Виноградов И. Д. Игрофикация учебного процесса в образовательных организациях МВД России на примере внедрения в дисциплину тактико-специальная подготовка «Оперативно-тактической игры» // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 2-1. - С. 834-841. -DOI 10.34670/AR.2022.22.42.005.

4. Губанов Э. В., ЛомовскаяА. В. Влияние физической подготовки на поведение сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях // Наука-2020. - 2021. - № 2 (47). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-podgotovki-na-povedenie-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-v-ekstremalnyh-situatsiyah (дата обращения: 11.04.2023).

5. Гончарова Е. П., Кротикова-Приймакова Ю. С. Некоторые методологические аспекты конкурсов профессионального мастерства / Теория и методика профессионального образования : сборник научных статей. - 2022. - № 9. - С. 27-32.

6. Глущенко В. А. Роль конкурсов профессионального мастерства в повышении качества профессионального образования / Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы VI Международной научной конференции, Донецк, 26-28 октября 2021 года. - Т. 6. - Ч. 2. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. - С. 72-74.

7. Галактионова Ж. В. Конкурсы профессионального мастерства как форма профессионального развития обучающихся СПО // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Тульское образовательное пространство. - 2021. - № 2. - С. 25-29.

8. Завьялова Н. Ю. Конкурс профессионального мастерства преподавателей как инструмент повышения качества образования в вузах силовых структур // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2022. - № 51 (70). - С. 52-60.

9. Загайнова Н. Ю., Кузнецов Е. Ю., Герасимова И. Г., Михайлова С. В. Влияние конкурсов профессионального мастерства на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста / Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : сборник

статей Международной научно-практической конференции, Самара, 27 марта 2021 года. -Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2021. - С. 31-36.

10. Кобченко А. В., Топоркова А. А. Формирование профессиональных компетенций обучающегося через участие в конкурсах профессионального мастерства / Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 24 августа 2019 года. Ч. 1. - Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2019. - С. 151-153.

11. Кривоногова А. С. Роль конкурса профессионального мастерства в профессиональной социализации студентов вуза / Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 23-27 ноября 2015 года. - Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр», 2016. - С. 179-184.

12. Кирин Я. В., Клюев И. Е. Конкурсы профессионального мастерства в подготовке бакалавров профессионального обучения / Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы II Международной научно-практической конференции, Воронеж, 23-24 октября 2014 года. - Том 3. - Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2014. - С. 112-115.

13. Лапковская С. А. Развитие мотивационно-личностной готовности к профессиональному общению в процессе подготовки к конкурсам профессионального мастерства // Сибирский учитель. - 2020. - № 6 (133). - С. 66-72.

14. Левин А. О. Правовые основы деятельности органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 4. - С. 77-81.

15. Морозов В. В., Виноградов А. А., Купавцев Т. С., Тяпков А. Д. Конкурс профессионального мастерства как средство оценки профессиональных достижений сотрудника // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 225-229. - DOI 10.34835/ issn.2308-1961.2021.7.

16. Нежкина Л. Ю., Новолодская Н. С. Деловая игра как средство формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2021. - № 2. - С. 190-202.

17. Репьев А. Г. Деловая игра как активная форма проведения занятий (опыт обучения деятельности участковых уполномоченных полиции) // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - № 1 (80). - С. 84-89.

References

1. Alekseyevnina A. K. Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo otsenki sformirovannosti professional'noy kompetentnosti // Pis'ma v Emissiya.Offlayn. - 2019. - № 8. - S. 2758.

2. Butene Ye. I. Sovershenstvovaniye professional'nogo razvitiya pedagoga cherez podgotovku studentov k konkursam professional'nogo masterstva // Vestnik nauchnykh konferentsiy. - 2021. -№ 11-2 (75). - S. 33-34.

3. Vinogradov I. D. Igrofikatsiya uchebnogo protsessa v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii na primere vnedreniya v distsiplinu taktiko-spetsial'naya podgotovka «Operativno-takticheskoy igry» // Pedagogicheskiy zhurnal. - 2022. - T. 12. - № 2-1. - S. 834-841. - DOI 10.34670/ AR.2022.22.42.005.

4. Gubanov E. V., Lomovskaya A. V. Vliyaniye fizicheskoy podgotovki na povedeniye sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov v ekstremal'nykh situatsiyakh // Nauka-2020. - 2021. - № 2 (47). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-podgotovki-na-povedenie-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-v-ekstremalnyh-situatsiyah (data obrashcheniya: 11.04.2023).

5. Goncharova Ye. P., Krotikova-Priymakova Yu. S. Nekotoryye metodologicheskiye aspekty konkursov professional'nogo masterstva / Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya : sbornik nauchnykh statey. - 2022. - № 9. - S. 27-32.

6. Glushchenko V. A. Rol' konkursov professional'nogo masterstva v povyshenii kachestva professional'nogo obrazovaniya / Donetskiye chteniya 2021: obrazovaniye, nauka, innovatsii, kul'tura i vyzovy sovremennosti : materialy VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Donetsk, 26-28 oktyabrya 2021 goda. - T. 6. - Chast' 2. - Donetsk: Donetskiy natsional'nyy universitet, 2021. - S. 72-74.

7. Galaktionova Zh. V. Konkursy professional'nogo masterstva kak forma professional'nogo razvitiya obuchayushchikhsya SPO // Vestnik GOU DPO TO «IPK i PPRO TO» Tul'skoye obrazovatel'noye prostranstvo. - 2021. - № 2. - S. 25-29.

8. Zav'yalova N. Yu. Konkurs professional'nogo masterstva prepodavateley kak instrument povysheniya kachestva obrazovaniya v vuzakh silovykh struktur // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'yevicha i Nikolaya Grigor'yevicha Stoletovykh. Seriya: Pedagogicheskiye i psikhologicheskiye nauki. - 2022. - № 51 (70). - S. 52-60.

9. Zagaynova N. Yu., Kuznetsov Ye. Yu., Gerasimova I. G., Mikhaylova S. V. Vliyaniye konkursov professional'nogo masterstva na formirovaniye professional'nykh kompetentsiy budushchego spetsialista / Mezhdistsiplinarnost' nauki kak faktor innovatsionnogo razvitiya : sbornik statey

Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Samara, 27 marta 2021 goda. - Ufa: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Omega Sayns», 2021. - S. 31-36.

10. Kobchenko A. V., Toporkova A. A. Formirovaniye professional'nykh kompetentsiy obuchayushchegosya cherez uchastiye v konkursakh professional'nogo masterstva / Informatsionnoye obespecheniye kak dvigatel' nauchnogo progressa : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Orenburg, 24 avgusta 2019 goda. Chast' 1. - Orenburg: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Omega Sayns», 2019. - S. 151-153.

11. Krivonogova A. S. Rol' konkursa professional'nogo masterstva v professional'noy sotsializatsii studentov vuza / Professional'noye samoopredeleniye molodozhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy : sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Krasnoyarsk, 23-27 noyabrya 2015 goda. - Krasnoyarsk: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-innovatsionnyy tsentr», 2016. - S. 179-184.

12. Kirin Ya. V., Klyuyev I. Ye. Konkursy professional'nogo masterstva v podgotovke bakalavrov professional'nogo obucheniya / Aktual'nyye problemy razvitiya vertikal'noy integratsii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: ekonomicheskiye, pravovyye i sotsial'nyye aspekty : materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Voronezh, 23-24 oktyabrya 2014 goda.

- Tom 3. - Voronezh: Voronezhskiy tsentr nauchno-tekhnicheskoy informatsii, 2014. - S. 112-115.

13. Lapkovskaya S. A. Razvitiye motivatsionno-lichnostnoy gotovnosti k professional'nomu obshcheniyu v protsesse podgotovki k konkursam professional'nogo masterstva // Sibirskiy uchitel'.

- 2020. - № 6 (133). - S. 66-72.

14. Levin A. O. Pravovyye osnovy deyatel'nosti organov MVD Rossii pri chrezvychaynykh obstoyatel'stvakh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2014. - № 4. - S. 77-81.

15. Morozov V. V., Vinogradov A. A., Kupavtsev T. S., Tyapkov A. D. Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo otsenki professional'nykh dostizheniy sotrudnika // Uchonyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 2021. - № 7 (197). - S. 225-229. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.

16. Nezhkina L. Yu., Novolodskaya N. S. Delovaya igra kak sredstvo formirovaniya professional'noy kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del // Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovaniye, yazyk. - 2021. - № 2. - S. 190-202.

17. Rep'yev A. G. Delovaya igra kak aktivnaya forma provedeniya zanyatiy (opyt obucheniya deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii) // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2020. - № 1 (80). - S. 84-89.

Статья поступила в редакцию 16.03.2023; одобрена после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 21.04.2023.

The article was submitted March 16, 2023; approved after reviewing April 10, 2023; accepted for publication April 21, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Вклад авторов:

Горелов А. А. - аннотация, вступление, структура работы. Виноградов И. Д. - эксперимент, его результаты, выводы. Определение методов работы - совместно.

Authors' contribution:

Gorelov A. A. - abstract, introduction, structure of the work. Vinogradov I. D. - experiment, its results, conclusions. Determination of methods of work - jointly.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.