Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинова Ирина Викторовна, Нуйкин Сергей Юрьевич

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки сотрудников полиции Королевства Бахрейн. В статье проведен анализ организации и общих тенденций развития базовой профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных структур, в частности полиции Королевства Бахрейн различных уровней - офицерского корпуса и младших рангов. Авторами проанализирована история полиции в условиях социально-экономической трансформации Королевства Бахрейн, приведены и охарактеризованы тенденции профессиональной подготовки кадров полиции Королевства Бахрейн за рубежом. Выделены и охарактеризованы принципы уровней структурной организации подготовки к будущей профессиональной деятельности в условиях постоянной изменяющейся государственной действительности Королевства Бахрейн. Выделены особенности и достоинства системы подготовки кадров для полиции Королевства Бахрейн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BASIC PROFESSIONAL TRAINING FOR THE POLICE OF THE KINGDOM OF BAHRAIN

The article is devoted to the problem of professional training of police officers of the Kingdom of Bahrain. The article analyzes the organization and general trends in the development of basic professional training of law enforcement officers, in particular, the police of the Kingdom of Bahrain at various levels - the officer corps and junior ranks. The authors analyze in detail the history of the police in the context of the socio-economic transformation of the Kingdom of Bahrain. The authors present and describe the trends of professional training of the police of the Kingdom of Bahrain abroad. The principles of the levels of structural organization of preparation for future professional activity in the conditions of the constantly changing state reality of the Kingdom of Bahrain are identified and characterized. The features and advantages of the training system for the police of the Kingdom of Bahrain are highlighted.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН»

История развития базовой профессиональной подготовки сотрудников полиции Королевства Бахрейн

Хайрутдинова Ирина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Академия управления МВД России E-mail: au-lingva@mail.ru

Нуйкин Сергей Юрьевич,

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: nuikinsergey1989@yandex.ru

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки сотрудников полиции Королевства Бахрейн. В статье проведен анализ организации и общих тенденций развития базовой профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных структур, в частности полиции Королевства Бахрейн различных уровней - офицерского корпуса и младших рангов. Авторами проанализирована история полиции в условиях социально-экономической трансформации Королевства Бахрейн, приведены и охарактеризованы тенденции профессиональной подготовки кадров полиции Королевства Бахрейн за рубежом. Выделены и охарактеризованы принципы уровней структурной организации подготовки к будущей профессиональной деятельности в условиях постоянной изменяющейся государственной действительности Королевства Бахрейн. Выделены особенности и достоинства системы подготовки кадров для полиции Королевства Бахрейн.

Ключевые слова: профессиональное образование; сотрудник полиции; профессиональная подготовка; обучение; учебные курсы; программы подготовки.

Бахрейн является самым большим из архипелагов, известных как Королевство Бахрейн (далее - Бахрейн; Королевство). Иными словами, Бахрейн состоит из тридцати трех островов, и сам материк получил одноименное название. Острова, расположенные в центре Персидского залива, имеют стратегическое значение для судоходства и обороны. С развитием мореплавания и судоходства Бахрейн все больше привлекал внимание многих иностранных государств и их правителей. Последними колониальными правителями Бахрейна были англичане. В 1971 году это островное государство обрело независимость и, будучи полноправным членом Организации Объединенных Наций, вошло в мировое сообщество.

Бахрейн имеет богатую, давнюю историю и в прошлом более известен как «Дильмун». Правящей династией в Бахрейне в настоящее время является семья Аль-Халифа. Король Бахрейна -шейх Хамад Бин Иса Аль-Халифа, вступивший в должность в 1999 году. В соответствии с конституцией королю гарантируется должность главы королевства [1].

Основой экономического развития Бахрейна является сфера услуг, но на его территории имеются природные ископаемые, такие как нефть. Вместе с тем добыча нефти на экспорт осуществляется в масштабах достаточно скромных, что не позволяет Бахрейну стать ключевым членом Организации Стран - Экспортеров Нефти, и в настоящее время Бахрейн не является членом вышеуказанной организации.

Согласно последним данным, запасы нефти в Королевстве будут исчерпаны в течение последующих десяти лет. В свою очередь, нефтепераба-тывающая отрасль экономики Бахрейна обладает достаточно высоким потенциалом, что позволит перерабатывать энергоносители, доставляемые из соседней Саудовской Аравии, расположенной примерно в 12,5 милях от восточного побережья этой страны. Бахрейн поддерживает прочные плодотворные связи с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива через организацию под названием Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, или, как ее иначе называют, Совет сотрудничества стран Персидского залива. Другими немаловажными отраслями экономики Бахрейна являются туризм и производство алюминия. Благодаря относительно либеральной политике Бахрейн открыт для туристов со всего мира, в том числе и из стран Персидского залива. В ближайшем будущем Королевство планирует уделять больше внимания туризму, это станет важным направлением развития экономики.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Ведущим звеном в обеспечении законности и правопорядка на территории Бахрейна выступает полиция. До 1925 года внутренние правила (законы) в Королевстве были сосредоточены на методах поощрения, основанными на приверженности к исламскому ритму жизни, унаследованному истинными древними арабскими традициями.

Охрана правопорядка была возложена на некоторых членов общины, которые не имели отличительной формы одежды, но носили огнестрельное оружие, известное как «Наватир». Обучение и непосредственный контроль за действиями сотрудников правопорядка Бахрейна в то время осуществлял мудрый и храбрый человек, занимавший высокое положение в обществе под именем эмир На-ватира, которого назначал правитель страны.

В соответствии с модернизацией и изменениями в общественной жизни Королевства были созданы регулярные вооруженные, обученные и должным образом оснащенные полицейские силы. Результатом проведенной реформы стало то, что полицейская организация стала успешно выполнять задачи по обеспечению безопасности, необходимые в повседневной жизни Бахрейна.

Обретение независимости этого островного государства ознаменовало собой новый виток активности в истории страны. Бахрейн был освобожден политически, социально развит, в результате чего превратился в страну с высокоэффективной политической структурой. С тех пор как к власти пришла династия Аль-Халифа, которая начала стряхивать с себя «пыль» прошлого и продвигать страну к будущему, в стране наметился всеобъемлющий прогресс.

Модернизация затронула научную конъюнктуру полиции Бахрейна. На сегодняшний день полиция использует научно доказанные программы, современные методы, а также самое современное оборудование в области предупреждения, контроля и расследования преступлений. Вышеуказанные меры по всестороннему развитию деятельности полиции позволили перевести полицию Королевства из ее местного ареала и ориентации в отношения сотрудничества с соседними братскими арабскими государствами.

Следует отметить, что процесс развития и совершенствования полицейского аппарата в Бахрейне, как и в других странах мира, является постоянным и непрерывным. Хотя есть немало примеров, свидетельствующих об успехе в этом направлении, не стоит забывать, что это все лишь один из этапов становления и развития полиции, а не конечный итог. После обретения независимости Бахрейном, когда полиция стала развиваться, выяснилось, что главное препятствие, с которым ей приходилось постоянно сталкиваться, - это недоверие населения к солдатам правопорядка. 5 Решение данной задача было непростым, по-§ скольку старые традиционные представления £ о полиции, укоренившиеся в сознании населения, ° никуда не делись. Прошло достаточно много вре-ав мени, прежде чем граждане стали замечать, что

полиция действует не так, как в прошлом. Стражи правопорядка, что называется, преображались на глазах - стали внимательнее к гражданам страны.

Согласно комплексному плану реорганизации деятельности полиции были созданы управления по связям с общественностью, государственной безопасности и уголовным расследованием, а по всему Бахрейну построены современные полицейские участки. Службы гражданской обороны и пожарные службы объединили под руководством муниципальных органов власти. Также произошли и другие позитивные изменения, например в отделе связи. Были созданы центры для несовершеннолетних, принят новый лозунг, что полиция выступает за «государственную службу». Кроме того, создано больше учреждений, возглавляемых полицией «Наджды» для оказания социальных и гуманитарных услуг гражданам. В то же время полиция Королевства стремится повысить профессиональные стандарты для офицеров и других чинов полиции, сосредоточившись на преподавании социальных и гуманитарных наук, а также повышения эффективности полицейских и общественных служб в гуманитарной сфере, чтобы добиться большего доверия, поддержки и сотрудничества со стороны граждан.

В настоящее время базовая, первоначальная полицейская подготовка для офицеров проводится в Бахрейне в течение шести месяцев. В данный период времени курсанты обучаются законам, правилам и приказам. По окончании базовой подготовки они получают звание помощника младшего лейтенанта, им гарантировано - разумеется, при строгом выполнении определенных предписаний - продвижение по карьерной лестнице согласно вакансиям. В 1969 году Министерство внутренних дел Бахрейна в соответствии с межправительственными соглашениями по охране общественного порядка направило несколько курсантов полиции, после завершения базовой подготовки, в различные страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива и Иорданию.

Управление по обучению полиции Королевства осуществляет руководство различными местными и зарубежными учебными тренингами и программами в соответствии с годовыми учебными планами. Организация физической подготовки на местном уровне проводится в Учебном Институте общественной безопасности, а теоретические программы осваиваются в сотрудничестве с Университетом Бахрейна, Бюро гражданской службы и различными управлениями Министерства внутренних дел.

В службе общественной безопасности организуется физическая и теоретическая подготовка. Учебный институт, где физическая подготовка преподается инструкторами под руководством преподавателей из Университета Бахрейна, Бюро гражданской службы, Национальной безопасности, Штаба Национальной гвардии, Управления гражданской обороны и Пожарной службы, Проку-

ратуры, Медицинского центра общественной безопасности, а также Штаба и Дирекции организации, проводятся лекции, причем каждая по своей специальности.

Сотрудники полиции, если их набирают в качестве курсантов, после базовой подготовки в территориальных органах направляются в учебные и образовательные центры, расположенные в странах Персидского залива и Иордании. Они обучаются в таких престижных образовательных учреждениях, как Колледж безопасности короля Фахда - Саудовская Аравия, Кувейтский полицейский колледж, Колледж полиции Дубая, Полицейский колледж Абу-Даби и Королевская полицейская академия в Иордании. Курсанты обязаны получить степень бакалавра в области безопасности и технических областях, если захотят продолжить свою трудовую деятельность. Сотрудники полиции должны пройти курсы повышения квалификации в Учебном Институте общественной безопасности и Университете Бахрейна, чтобы обеспечить себе продвижение по карьерной лестнице.

Стражи правопорядка также направляются за границу для прохождения полицейской подготовки в такие страны, как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Колледж полицейского персонала в Брамшилле, Военная академии Сандхерста, Университет Лестера, другие полицейские колледжи подготовки сотрудников для воздушных сил, охраны морского побережья, гражданской обороны и пожарной службы), США (ФБР), Франция, Тайвань, Египет, Иордания, США, Саудовская Аравия (Колледж безопасности Короля Фахада, Найефская Академия безопасности) и Кувейт. По окончании обучения офицерам присваивается степень бакалавра в области безопасности.

В соответствии с планом подготовки кадров на 2002 год Учебное управление полиции Бахрейна, в сотрудничестве с другими управлениями, проводило сорок различных курсов для офицеров и двадцать семь курсов для других рангов полиции. Офицерские курсы включали в себя занятия, которые классифицировались в соответствии с навыками работы (написание отчетов, владение оружием и приемам самозащиты), технические курсы (по классификации дактилоскопии, а также ареста и идентификации), курсы управления (базовый менеджмент, расширенный менеджмент и кризис-менеджмент), право (законы, связанные с арестом и обыском), расследование (методы расследования преступлений), места происшествий, фальшивомонетничество и подделка документов, а также личные дела курсов (вопросы кадрового обеспечения и развития человеческих ресурсов). Кроме того, предлагались курсы повышения квалификации.

Курсы для других рангов полиции Бахрейна включали специальные курсы, такие как повышение квалификации по личной безопасности, обучение английскому языку, работа с заключенными, борьба с беспорядками, основы пожаротуше-

ния, анатомия преступности и многие другие. Эти курсы были не обязательны для всех офицеров, их должны были проходить только те, кто по долгу службы выполнял специальные задачи, которые, в свою очередь, немыслимы без постоянного совершенствования.

Важным направлением подготовки сотрудников полиции Бахрейна на современном этапе является установление наиболее целесообразных предписаний к подготовке кадров. Данное положение является одной из главных проблем центров и учреждений подготовки полицейских кадров в арабских странах и требует больших усилий. При отсутствии современной обновленной информации и устоявшихся знаний некоторые учебные программы не соответствуют должному качеству подготовки. Процесс определения потребностей в обучении включает в себя подготовку отчетов о требуемом типе обучения, о том, кто должен присутствовать на обучении, а также установление требуемых стандартов работы для обеспечения определенных практических навыков, которые необходимо закрепить в повседневной и будущей работе сотрудников.

Процедура определения программных требований к обучению сотрудников полиции является важным и решающим этапом в силу следующих причин: во-первых, чтобы обучение шло в правильном направлении - было активным и эффективном, необходимо точно определить потребность в обучении; во-вторых, необходимо переформатировать учебный процесс в тренировочный формат, что в конечном итоге позволит повысить производительность. Уточнить, какие сотрудники должны пройти обучение, какой тип обучения они должны пройти, каков ожидаемый от них результат и т.д. Выполнение всего комплекса данных мероприятий, приведет к улучшению и повышению качества обучения.

Неточные, расплывчатые и незнакомые определения в тренинге приводят к ненужным программам обучения, и как итог - пустая трата времени, денег и усилий. Грамотное определение требований к обучению поможет учебным органам разработать эффективные, содержательные программы, которые обеспечат достижение поставленных целей.

С учетом вышеизложенного становится очевидно, что четко сформулированные требования к подготовке кадров способствуют разработке стратегии и долгосрочному планированию самой структуры подготовки кадров. Таким образом, подготовка сотрудников полиции в Бахрейне направлена на развитие способностей и стандартов работы, совершенствование навыков обучения, изменение установок и усиление рефлексивных процессов мышления о природе своих поступков. Достижение обучающимися навыков происходит на основе совершенствования базовых знаний.

Процесс, определяющий требования к обучению сотрудников полиции, концентрируется на истинной, объективной и в то же время оживленной

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

и простой информации, выполненной в соответствии с тщательно выверенными учебными планами. Для достижения цели используются наиболее подходящие способы и методы. В качестве конкретного примера назовем некоторые специализации, представленные Ахмедом Аль Хатиб [2] о доступных способах и методах сбора данных, о потребности в обучении:

1. Цель: Не полагаться на мнение одного человека.

2. Истина: Описать истинную и точную информацию.

3. Стабильность: Информация должна выражать требование к подготовке персонала.

4. Распределение результата: Результат собранных аналитических данных относительно требования к обучению обеспечивает и подтверждает это требование.

5. Процесс: Процедуры и управление, на которых основан сбор данных, должны быть простыми, управляемыми, реализуемыми и понятными. Подводя итог, необходимо отметить, что существует несколько основных проблем при разработке определений, связанных с отсутствием статистических данных о трудовых ресурсах. [3]. К ним можно отнести расплывчатость научных исследований относительно соответствующих требований к обучению. Это и неуместное описание должностных инструкций и типа знаний, которые необходимы для эффективной работы на административных должностях, отсутствие сведений о рабочих местах, количеству рабочих мест и квалификационным характеристикам. Что касается других проблем, то это ограниченность учебных заведений в определении административных задач полиции,

невостребованность опыта и возможностей у обучающих кадров в тех предметных областях, которые они освещают в своих лекциях, недостаточность анализа плюсов и минусов программ подготовки.

DEVELOPMENT OF BASIC PROFESSIONAL TRAINING FOR THE POLICE OF THE KINGDOM OF BAHRAIN

Khairutdinova I.V., Nuikin S.U.

Academy of the Ministry of the Interior of Russia; Moscow University of the Russian Interior Ministry named by V. Ya. Kikotya

The article is devoted to the problem of professional training of police officers of the Kingdom of Bahrain. The article analyzes the organization and general trends in the development of basic professional training of law enforcement officers, in particular, the police of the Kingdom of Bahrain at various levels - the officer corps and junior ranks. The authors analyze in detail the history of the police in the context of the socio-economic transformation of the Kingdom of Bahrain. The authors present and describe the trends of professional training of the police of the Kingdom of Bahrain abroad. The principles of the levels of structural organization of preparation for future professional activity in the conditions of the constantly changing state reality of the Kingdom of Bahrain are identified and characterized. The features and advantages of the training system for the police of the Kingdom of Bahrain are highlighted.

Keywords: professional education; police officer; professional training; training; training courses; training programs.

References

1. Al Ghanin, Abdulla Khalifa (2000), Portions of Police History in Bahrain, Bahrain: Government Press.

2. Al Ghanith, Ibrahim, Mohamed A.R.AL-Khayyat, Tkriq H. Al-Hassan, Police Training and Education in Bahrain, International Police Executive Symposium, May 21-24,20202.

3. Al Khatib, Ahmed. Methods of data collecting about the training requirements, Stockard James (1974) Managing Training and Development Systems, New York: AMACOM

4. Kratcoski and Dilip K Das, Police Education and Training in a Global Society Edited by Peter C. Kratcoski and Dilip K Das

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.