Научная статья на тему 'Особенности организации профессиональной подготовки по месту службы в органах полиции зарубежных стран'

Особенности организации профессиональной подготовки по месту службы в органах полиции зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1685
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / POLICE / SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / FEDERAL AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурсин О.А.

Рассматриваются формы организации профессиональной подготовки полиции зарубежных стран. Проводится сравнительный анализ положительного опыта и недостатков системы подготовки кадров полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of professional in-service training in the police of foreign countries

This article explores the forms of organization of the training of police in foreign countries. The author is a comparative analysis of positive experiences and shortcomings in the system of training of police.

Текст научной работы на тему «Особенности организации профессиональной подготовки по месту службы в органах полиции зарубежных стран»

УДК 342.924 ББК 67.301

особенности организации профессиональной подготовки по месту службы в органах полиции зарубежных стран

ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУРСИН,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России им В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс. E-mail:olchursin73@mail.ru. Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент А.Е. Маслов Рецензент: кандидат юридических наук Е.с. кученин

Citation-индекс в электронной библиотеке ниион

Аннотация. Рассматриваются формы организации профессиональной подготовки полиции зарубежных стран. Проводится сравнительный анализ положительного опыта и недостатков системы подготовки кадров полиции.

Ключевые слова: полиция, система профессиональной подготовки, правоохранительные органы, федеральные органы.

Annotation. This article explores the forms of organization of the training of police in foreign countries. The author is a comparative analysis of positive experiences and shortcomings in the system of training of police. Keywords: police, system of professional training, law enforcement agencies, federal agencies.

Развитие общественных отношений под влиянием различных институтов гражданского общества, а также нарастающей угрозы со стороны террористических организаций, увеличение объемов криминальной торговли оружием, наркотиками и легализации преступных доходов, которые в последнее время приобрели транснациональный характер, вынуждают государственные органы со всей ответственностью отнестись к переработке вопросов обеспечения общественной и государственной безопасности через повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов.

Автор считает, что эту проблему более эффективно возможно решить, основываясь не только на национальном опыте, но и на зарубежном опыте профессиональной подготовки полицейских.

Национальные системы профессиональной подготовки полицейских органов зарубежных государств по месту службы различны по своей структуре и формам. В полиции государств Западной Европы и Северной Америки профессиональная подготовка сотрудников полиции рассматривается в качестве одного из существенных резервов повышения эффективности поли-

цейской деятельности1.

Одним из направлений в сфере подготовки кадров полиции за рубежом является профессиональная подготовка по месту службы, хотя она, в отличие от подготовки кадров по месту службы российских сотрудников органов внутренних дел, представлена в несколько видоизмененной и усеченной форме. Данное направление профессиональной подготовки преследует ту же цель, что и в России, то есть поддержание и повышение мастерства и интеллектуального уровня сотрудников.

Система профессиональной подготовки полицейских органов Соединенных штатов Америки (США) имеет децентрализованную трехуровневую структурно-организационную форму: первый -федеральный уровень, второй — уровень штатов, третий — графства2, округа3 и города. Отметим, что к федеральным правоохранительным органам отнесены такие структуры как: Федеральное бюро расследований, управление по борьбе с наркотиками и федеральная служба маршалов Минюста США и бюро по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США, иммиграционная и таможенная полиция Министерства внутрен-

ней безопасности США. К уровню субъектов страны отнесены органы полиции штата, низовой уровень составляют правоохранительные органы графств, округов и муниципальные полиции городов4.

Далее видится целесообразным кратко изложить перечень правоохранительных структур США.

Федеральные полицейские органы:

1. Управление по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США (DEA) — (англ. Drug Enforcement Administration, DEA)5.

2. Служба федеральных маршалов (англ. United States Marshals Service)6.

3. Иммиграционная и таможенная полиция США (ICE) - (англ. — U.S. Immigration and Customs Enforcement)7.

К правоохранительным органам субъектов Соединенных Штатов Америки отнесены полицейские органы штатов и муниципальных органов. Полицейские органы каждого штата США не имеют единого федерального органа управления, они независимы от центра и друг от друга8.

К функциям полиции штатов отнесено: борьба с преступностью, поддержание общественного порядка и безопасности на всей территории штата в рамках своей юрисдикции9.

К полномочиям местных (служба шерифов) и муниципальных органов полиции (графств, округов и городов) отнесено: охрана общественного порядка, расследование нарушений законов штата и местных правил.

В разных полицейских органах система профессиональной подготовки регулируется как нормативными актами федеральных органов, так и ведомственными правилами полицейских органов штатов и муниципальных органов. Однако в целом в стране система подготовки имеет общие черты и мало чем отличается одна от другой.

Наибольший интерес представляет подготовка кадров полиции штатов. В основном в систему профессиональной подготовки полицейских штатов включены периоды обучения в специализированных учебных заведениях по программам первоначальной подготовки (Полицейские академии), повышения квалификации, профессиональной переподготовки (гражданские университеты) и подготовки сотрудников полиции в процессе службы (In-service Training)10. Последний вид подготовки, в отличие от российской системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы, имеет более упрощенную форму и носит факультативный характер.

Организация подготовки полицейских в процессе службы построена на добровольной основе, по обучающим программам, предлагаемым полицейскими академиями11.

В конце каждого отчетного периода, ежегодно, как правило, это бывает в летний период, с целью поддержания и контроля профессионального качества личного состава во многих полицейских подразделениях Соединенных штатов проводятся семинарские занятия, продолжительностью от трех до пяти дней. Как правило, на этих занятиях до личного состава доводятся новшества в законодательствах всех уровней и принимаются зачеты по физической подготовке12.

Общую картину состояния профессиональной подготовленности личного состава подразделений США можно построить, сравнивая статистические данные раскрываемости преступлений за каждый отчетный период. Например, уровень раскрываемости преступлений в США в 2014 году составлял 34,7%13, что более чем в два раза меньше, чем в России за тот же период, то есть общая раскрываемость составила 77,5 %14.

Подытоживая анализ состояния профессиональной подготовки сотрудников полиции в США можно утверждать, что ее организация не носит непрерывного характера, что по мнению автора, отрицательно влияет на общий уровень профессиональной подготовки.

Подготовка кадров по месту службы занимает центральное место в общей структуре профессиональной подготовки сотрудников Британской полиции, так как, по мнению МВД Соединенного Королевства, именно от качества практического обучения зависит становление и развитие профессиональных качеств сотрудника полиции.

Организация и контроль всей системы профессиональной подготовки возложены на Национальное агентство совершенствования полицейской деятельности (НАСПД), которая подотчетна Министерству внутренних дел. Именно это агентство занимается разработкой программ всех направлений профессиональной подготовки15. В территориальных подразделениях за это отвечают отделы профессиональной подготовки16.

Обучение британских полицейских по месту службы начинается с самого начала их служебной деятельности, а именно, первоначальная подготовка вновь принятых полицейских организуется как в практикующем подразделении, так и в учебных центрах с определенным чередованием прохождения определенных фаз подготовки.

Первая фаза профессиональной подготовки (адаптационный период) проходит в период от двух до пяти недель. Основной целью обучения на этой фазе является введение в полицейскую деятельность. В этот период времени новобранцы изучают основы организации полицейской службы, стратегии, общественной безопасности, соблюдения прав человека, оказание первой доврачебной помощи, основы личной безопасности, использования информационных технологий и

средств связи в полицейской деятельности17. Молодые сотрудники проходят обучение в расположении своего подразделения в период от одного дня до двух недель, оставшееся время они обучаются в учебном центре.

Вторая фаза подготовки сотрудников проходит в течение 12 недель. Время обучения делится на теоретические занятия в учебном центре и практику в подразделении, в штате которого сотрудники состоят18. На этом этапе полицейские изучают основы взаимодействия с населением, различными социальными группами, в том числе со склонными к нарушению закона, основы профилактики правонарушений, определенные навыки оперативной деятельности подразделений полиции.

Третья фаза продолжительностью до 28 недель, является основным этапом первоначальной подготовки и лишь около 7 недель этого периода сотрудники обучаются по месту службы. В это время новобранцы изучают материальное и процессуальное законодательство, основы тактики полиции, основы работы по предупреждению и расследованию преступлений, правила этического поведения полицейского и другие основы деятельности полиции19.

Четвертая фаза продолжается примерно полтора года. Цель этого периода — совершенствование полученных навыков на практике, заключающаяся в самостоятельном несении полицейской службы. В течение всего периода практики их контролируют и им оказывают помощь сослуживцы-наставники.

Ежегодно, независимо от стажа и должности все действующие сотрудники полиции проверяются на профессиональную пригодность, и если они со второго раза показывают низкий результат, то им предлагается пройти курсы переподготовки на другую должность. В противном случае их лишают лицензии офицера полиции20. Проверка профессиональной пригодности осуществляется по тестовой форме. Например, для подтверждения физической подготовки полицейским необходимо сдать нормативы, которые включают в себя разнообразные задания: взобраться за определенное время на стену, определенное количество раз поднять штангу, а также показать способность балансировать определенное время на тонком шесте21.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что первоначальная подготовка сотрудников британской полиции интегрирована с профессиональной подготовкой по месту службы. Однако, учитывая то, что профессиональная подготовка органов полиции не носит непрерывный характер, ряд полицейских утрачивают как профессиональные, так и физические качества. Например, согласно исследованию, проведенному по заказу МВД Великобритании в начале 2012 года, 64 % служащих полиции Лондона страдают лишним весом

или ожирением, в том числе связанным с различными заболеваниями. Из них у 44 % имеют просто лишний вес, а у остальных — та или иная степень ожирения22.

В отличие от Соединенных штатов Америки полиция Германии имеет свою собственную ведомственную систему профессиональной подготовки. Принято считать, что среди стран-членов Европейского Союза немецкая модель подготовки кадров полиции является самой эффективной, её главными отличительными чертами являются:

• обстоятельность базовой подготовки, после которой требуется всего лишь специализированное обучение для работы по более узким специальностям;

• в систему первоначальной подготовки изначально закладываются общие компоненты полицейской службы, что в случае необходимости дает возможность быстро переквалифицировать сотрудника;

• обязательное дополнительное обучение перед назначением на вышестоящую должность, что является аналогией российской системы подготовки кадров на выдвижение на руководящие должности;

• обязательность прохождения всеми полицейскими всех ступеней системы подготовки;

• по сравнению с другими странами более широкий объем изучаемого материала в процессе обучения23.

Собственно полицейская служба Германии состоит из федеральных органов (bundespolizei), а также независящих друг от друга и от федеральных властей подразделения полиции 16-ти субъектов федерации (земель). В целом, независимо от подразделения система подготовки кадров во всей стране единообразна.

Кроме вышесказанного в последние годы в Германии повысились квалификационные требования к кандидату при поступлении на службу. Одним из условий для вновь поступающего на службу, теперь является наличие среднего общего образования. Для кандидата с высшим образованием для поступления в учебное заведение по подготовке среднего начальствующего состава теперь не требуется предварительной первоначальной подготовки.

Сама система полицейской профессиональной подготовки Германии построена в соответствии со строгим субординационным принципом, состоящая из трех уровней и регулируется федеральным и региональным законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами24.

Первый уровень — первоначальная подготовка вновь принятых на службу сотрудников. Общий срок подготовки составляет около двух с половиной лет. Об-

учение проходит в учебных учреждениях земель (Полицейской академии земли Нижняя Саксония, Высшей школы полиции земли Баден-Вюртемберг, Высшего колледжа государственного управления и правосудия земли Бавария, пр.) и Академии Федеральной полиции ФРГ (г. Любек).

Второй уровень — профессиональная подготовка среднего начальствующего состава по программе высшего профессионального бакалаврского образования сроком три года.

Третий уровень — профессиональная подготовка высшего начальствующего состава по магистерской программе обучения сроком на два года.

Хотелось бы подчеркнуть, что вся система профессиональной подготовки полиции Германии ориентирована на профессиональные стандарты, которые имеются в штате правоохранительного ведомства.

Например, первоначальная подготовка вновь принятых сотрудников в основном делится на два этапа: базовая подготовка, включающая в себя общепрофессиональную подготовку по основным направлениям полицейской деятельности; и специализированной практической подготовки, ориентированной на формирование профессиональных качеств по отдельным видам полицейской деятельности (специальностям, должностям).

Сама подготовка в процессе оперативно-служебной деятельности начинается на заключительных этапах первоначальной подготовки, главной целью которой является закрепление полученных теоретических знаний и приобретение практических навыков молодыми полицейскими. Ту же цель преследует практическая подготовка среднего начальствующего состава, которая проходит в практическом подразделении под руководством опытных инструкторов-полицейских.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что профессиональной подготовки сотрудников полиции Германии по месту службы как таковой в конструктивно обособленном виде не существует. Тем не менее, нельзя сказать, что ее вообще нет. Подготовка кадров в процессе оперативно-служебной деятельности имеет место быть, но в виде некоторых элементов, интегрированных в каждый из трех уровней. Кроме того, все уровни подготовки кадров полиции строго привязаны к имеющимся профессиональным стандартам полицейских специальностей, что положительно влияет на более качественную готовность обучаемых к самостоятельному выполнению своих трудовых функций.

Структура системы профессиональной подготовки полиции Польской республики имеет общие черты в сравнении с системами подготовки других стран Европейского Союза, но, тем не менее, она имеет и свои

особенности.

Благодаря своему профессионализму польский полицейский заслужил высокую степень доверия среди населения: по данным исследования Министерства внутренних дел и Администрации Польской Республики от 22 января 2015 года около 72% поляков доверяют полиции, из них 68% считают работу полиции хорошей, а 67% населения чувствуют себя в безопасности в присутствии полицейского патруля25.

Как и во многих полицейских структурах Европы, в польской нет как таковой конструктивно обособленной профессиональной подготовки полицейских по месту службы. Тем не менее, обязанность каждого полицейского поддерживать свой уровень физической подготовленности законодательно закреплена в статье 61 Закона Республики Польша от 6 апреля 1990 года №2 30 «О полиции»26, в соответствии с которой, полицейские должны ежегодно сдавать соответствующие нормативы. При этом централизованные занятия по физической подготовке для сотрудников не организуются, полицейские должны самостоятельно поддерживать спортивную форму. Однако для более грамотной организации подготовки к ежегодному тестированию сотрудникам предлагается примерная программа (расписание) самостоятельных занятий. Например, для подготовки к сдаче норматива на выносливость для мужчин кросс — 1000 метров, для женщин кросс — 800 метров, также предлагается восьминедельный курс, где рекомендуется пробегать марш-бросок27.

По мнению автора и исходя из изложенного, следует отметить, что в польской полиции серьезное значение придается только физической подготовке, а огневая и правовая подготовки считаются не столь значимыми, а также вся система профессиональной подготовки не имеет непрерывного характера, как это организовано в России. Кроме того, сама профессиональная подготовка не ориентирована на конкретную полицейскую должность, либо специальность, что не дает возможности поддерживать свой профессиональный уровень специалистам более узкого профиля.

В заключение рассматриваемой проблематики следует особо отметить, что по мнению автора многие полицейские системы подготовки кадров зарубежных стран не являются непрерывными и отрицательно влияют на уровень профессиональных качеств полицейских в силу невозможности поддержания их на должном уровне системно и регулярно.

Также является важным отметить, что в организации профессиональной подготовки полиции Германии соблюдается строгое соответствие обучения кадров с профессиональными стандартами их направлений деятельности и должностей, что дает возможность более качественно обучать будущего специалиста.

1 См.: Свон Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России / Р. Д. Свон; под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб., 2000, С. 179.

2 Графство — (англ. county) крупная административно-территориальная единица в Великобритании, США, Ирландии / Советский энциклопедический словарь/ Под ред. А.М. Прохорова, «Советская энциклопедия» — М., 1988, С. 337.

3 Округ - (англ. parish) —административно-территориальная единица США, меньше, чем штат, и больше, чем город, за исключением пяти округов (боро) в составе города Нью-Йорка / Википедия. Свободная энциклопедия-http://www.ru.m.wikipedia. org/wiki/Статус (дата обращения: 04.02.2016 г.).

4 См., напр.: Асямов С.В., Миразов Д.М., Таджиев А.А., Якубов А.С. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: Учебное пособие. Т.: Издательство «Fun va texnologiya», 2010, С. 271.

5 См.: Управление по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США (DEA) - Drug Enforcement Administration, DEA — http://www.dea.gov/index.shtml

6 См.: Служба федеральных маршалов — U.S. Marshals Service — http://www.usmarshals.gov/

7 См.: Иммиграционная и таможенная полиция США - US Immigration and Customs Enforcement (ICE) — https://www.ice.gov/

8 См., напр.: Асямов С.В., Миразов Д.М., Таджиев А.А., Якубов А.С. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: Учебное пособие. Т.: Издательство «Fun va texnologiya», 2010, С. 251.

9 Там же.

10 См.: Статья: Сравнительное исследование полицейской подготовки в Соединенных штатах, Великобритании и Турции. С.14 — A Comparative Study of the Police Training in the United States, United Kingdom and Turkey / Turkish Journal of Police Studies Vol: 9 (1-4). P.14 — http://www.academia.edu/12541123/ A_Comparative_Study_of_the Police_Training_in_the United_ States_United_Kingdom_and_Turkey/

11 Там же, С.15.

12 Там же.

13 См.: Уровень преступности в США за 2014 год — Crime in the U.S. — https://www.fbi.gov/about-us/cjis/ucr/crime-in-the-u.s/2014/crime-in-the-u.s.-2014/offenses-known-to-law-enforcement/clearances/main

14 См.: Статистика и аналитика МВД России — https:// mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf

15 См., напр.: Асямов С.В., Миразов Д.М., Таджиев А.А., Якубов А.С. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: Учебное пособие. Т.: Издательство «Fun va texnologiya», 2010, С. 186.

16 Там же, С. 189.

17 См.: Национальное агентство совершенствования полицейской деятельности Великобритании — http://www.npia. police.uk.

18 Там же.

19 Там же.

20 См.: Национальное агентство совершенствования полицейской деятельности Великобритании — http://www.npia. police.uk.

21 Там же.

22 См., напр.: Police face the sack for being fat — http:// www.standard.co.uk/news/london/police-face-the-sack-for-being-fat-7573651.html

23 См., напр.: Асямов С.В., Миразов Д.М., Таджиев А.А., Якубов А.С. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: Учебное пособие. Т.: Издательство «Fun va texnologiya», 2010, С. 330.

24 См.: Федеральное министерство внутренних дел ФРГ — http://www.bmi.bund.de/

25 См.: Министерство внутренних дел и Администрации Польской Республики — Ministerstwo Spraw Wewn^trznych i Administracji — https://www.msw.gov.pl/pl/ actualnosci/12834,Polakow-ma-zaufanie-do-Policji.html

26 См.: Ustawa «o Policji» z dnia 6 kwietnia 1990 r. Nr 30 poz. 179 — http://isap.sajm.gov.pl/

27 См.: Департамент основ безопасности — Zaklad Podstaw Bezpieczenstwa — http://www.wspol.edu.pl/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.