ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАСКРЫТИЮ СЕРИЙНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. Ч. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОВЕРКЕ ПОСТУПАЮЩЕЙ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
PROBLEMS IN THE ORGANIZATION OF WORK THE DISCLOSURE OF SERIAL CRIMES. PART 2. ORGANIZATION OF WORK O VERIFICATION OF INCOMING OPERATIONAL INFORMATION TO OPERATIONAL
UNITS
УДК 343.132
О.С. БАЛАНДИН
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
O.S. BALANDIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.С. НЕРУБЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
A.S. NERUBENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Р.О. БАЛАНДЮК
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
R.O. BALANDYUK
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Д.В. ОЛЕЙНИК
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
D.V. OLEJNIK
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы, с которыми придется столкнуться сотрудникам оперативно-разыскных подразделений по проверке поступающей оперативной информации.
Ключевые слова: проведение первоначальных следственных действий, оперативно-разыскные мероприятия, оперативное сопровождение, раскрытие многоэпизодных и серийных преступлений.
Abstract: problems with that will be to clash to the employees of operative investigative subdivisions on verification of acting operative information are examined in this article.
Keywords: realization of primary inquisitional actions, operatively-search events, operative accompaniment, opening many-incident and serial crimes.
Основные направления работы по выявлению всех возможных эпизодов преступной деятельности должны включать изучение способов совершения преступлений, оставшихся нераскрытыми, и сравнение их с теми способами совершения групповых преступлений, которые уже установлены следствием и совершены конкретной преступной группой. Особое внимание стоить уделить всестороннему изучению личности, образа жизни, преступных и других связей, рода занятий, возможных поездок в другие местности участников преступной группы; использование данных, содержащихся в различных криминалистических учетах в отношении участников преступной группы, похищенных вещей, следов, обнаруженных на месте происшествия, и т.д.; объективная,глубокая и всесторонняя проверка показаний признавшихся участников преступных групп о совершении этими группами преступлений, в том числе оставшихся нераскрытыми; выявление происхождения вещей и предметов, изымаемых у участников преступных групп в ходе проведения следственных действий; изучение приостановленных и прекращенных уголовных дел, возбужденных по тождественным или однородным преступлениям в районе обслуживания органа внутренних дел (далее ОВД), а в необходимых случаях и за его пределами; постоянный обмен информацией о совершенных преступлениях между сотрудниками органа дознания и следственных подразделений, изучение ориентировок о совершении аналогичных преступлений в других районах, субъектах РФ.
Для установления того факта, что преступление совершено группой лиц, и что эта группа ранее совершала аналогичные преступные деяния, большое значение имеет такое первоначальное следственное действие, как осмотр места происшествия.
В процессе осмотра места происшествия необходимо проводить глубокое, тщательное исследование материальных следов преступления. В этих целях при осмотре места происшествия необходимо максимально использовать научно-технические средства с обязательным привлечением специалистов-криминалистов. Полученная в ходе
осмотра происшествия информация в последующем позволит составить представление о самых различных сторонах личности преступников, об их психофизиологических, социальных особенностях (гендерные признаки, возраст, привычки, профессия и т.д.).
Помимо вышеуказанного, речь также может идти как об информации, полученной негласным путем, так и из открытых источников. Проблема заключается в том, что у оперативных сотрудников именно территориальных подразделений отсутствует целеустановка на получение информации о лицах, причастных к серийным преступлениям. Основная масса доставленных и задержанных лиц - потенциальных источников информации -проходит через комнату содержания задержанных лиц (далее - КСЗЛ) территориального органа [1]. При этом потенциальному источнику информации не всегда дается должная оценка и информация зачастую может быть не воспринята на должном уровне, так как оперативный сотрудник изначально ориентирован при работе с задержанными на другие цели. Другой проблемой является отсутствие информации о лицах, задержанных или же установленных на территории обслуживания другого территориального органа внутренних дел, которые могут представлять интерес в силу занимаемого положения в конкретной преступной группе и обладать информацией.
Кроме того, большой оперативный интерес представляет информация, которая может быть получена из учреждений Федеральной службы исполнения наказания РФ (далее - ФСИН), поступающая из экспертно-криминалистических подразделений, которая надлежащим образом не учитывается, не обобщается и зачастую должным образом не проверяется.
Учитывая все вышеуказанные причины, необходимо обеспечить максимальный охват возможных источников информации. Так, рабочий день профильного сотрудника отдела полиции территориального ОВД должен начинаться с ознакомления с контингентом лиц, содержащихся в комнате содержания задержанных лиц [1], определения возможных носителей информации и проведения опроса как в отношении самого лица, так и в отно-
шении его связей, представляющих оперативный интерес. В случае если имеются доставленные лица, которые могут являться в перспективе носителями такой информации, в обязательном порядке докладывать в телефонном режиме заинтересованным оперативным сотрудникам и руководству подразделений уголовного розыска.
Сотрудникам районного звена необходимо в ежедневном режиме осуществлять сбор сведений в отношении лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и специальных приемниках с аналогичной целью. Взаимообмен информацией между ОВД субъекта РФ должен носить ежедневный характер с обобщением результатов полученной информации.
В ходе работы с заинтересованными лицами необходимо осуществлять анализ связей как путем опроса, так и фиксирования информации, содержащейся в телефонных книгах телефона, а также осуществлять сбор образцов для сравнительного исследования и последующего направления их в экспертно-криминалистические подразделения. По информации, получаемой из учреждений ФСИН, необходимо осуществлять оперативное сопровождение упреждающего характера в отношении лиц, осужденных за совершение квалифицированных преступлений из числа лиц, еще отбывающих наказание. Информация, поступающая из ЭКЦ, должна учитываться не только в территориальных подразделениях, но обобщение и анализ её необходимо осуществлять в группе по борьбе с серийными преступлениями. Целесообразно рассмотреть вопрос о наделении одного из сотрудников подразделения уголовного розыска ОВД субъекта РФ функциями обобщения и систематизации информации с использованием автоматизированных баз данных (АДИС «Папилон», трассологических и биологических исследований). При этом в последующем принятие решения и выработка конкретных методов проверки информации должна оставаться прерогативой руководителя подразделения уголовного розыска территориального ОВД.
Основной проблемой отсутствия объективной информации о лицах, как ранее осужденных за совершение квалифицированных преступлений, так и о тех, кто способен негативно влиять на складывающуюся оперативную обстановку по линии борьбы с данными видами преступлений, в настоящий момент является отсутствие систематизированных учетов лиц, осужденных за совершение квалифицированных преступлений, задержанных, но не привлеченных к уголовной ответственности, однако входивших в состав преступных групп. Также присутствует и формальный подход при формировании списков лиц, освободившихся из мест лишения свободы, для
последующего целевого проведения мероприятий. Формальным критерием определения ранее судимого, к примеру, в качестве «квартирного вора» является наличие у него судимости по п. «а» (с незаконным проникновением в жилище) ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража) при этом совершенно не принимаются в расчет следующие критерии [2]:
- наличие судимостей по п. «б» (с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище) ч. 2 ст.158 УК РФ (кража), либо имелись ли судимости, а равно привлекалось ли лицо ранее к уголовной ответственности по такому квалифицирующему признаку, как «незаконное проникновение в жилище» [2];
- носило ли преступление, за которое профи-лактируемое лицо осуждено, ситуативный или хорошо спланированный характер;
- преступника ничто не обязывает совершать преступления только в тех административных границах, где имеется регистрация и, соответственно, упускается из вида возможность отбытия последним наказания на территории других субъектов РФ, чьи органы ФСИН не направляют уведомлений о предстоящем освобождении.
Помимо вышеуказанного, практически не устанавливаются и не изучаются материалы нераскрытых преступлений, аналогичных или однородных по способу их совершения, по количеству и приметам участников преступления. Хотя это позволяет в определенной степени увеличить информацию об участниках преступной группы и количестве совершенных ими преступлений. В связи с этим необходимо централизованное накопление информации о лицах, представляющих оперативный интерес. С учетом того, что преступники при совершении противоправных деяний зачастую пренебрегают признаком территориальности, обобщение информации необходимо осуществлять в подразделениях областного аппарата органа внутренних дел субъекта РФ. Организовать пересмотр информации (на первоначальном этапе) о лицах, задержанных за совершение квалифицированных преступлений, и, с другой стороны, информации о лицах, освободившихся за определенный период из мест лишения свободы. Полученную информацию следует наложить на сведения о лицах, состоящих в настоящее время на оперативном учете в подразделениях уголовного розыска, с одновременным определением качества проведенных мероприятий и перспективой реализации оперативных материалов. Необходимо уделять большое внимание организации превентивной работы с подучетными категориями граждан, прежде всего с ранее судимыми за совершение серийных преступлений. В рамках проведения индивиду-
альной профилактической работы участковыми уполномоченными полиции лица такой категории необходимо еженедельно проверять по месту жительства с целью изучения образа жизни, получения информации об их трудоустройстве и социальной реабилитации. С целью профилактического воздействия и контроля за лицами, ранее судимыми за совершение серийных преступлений, службой участковых уполномоченных полиции использовать в полной мере возможности Федерального закона РФ от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [3]. В определенных случаях сотрудникам оперативных служб совместно с сотрудниками следственных подразделений
необходимо изучить материалы уголовных дел, завершенных как прекращенные, так и те, по которым приговоры судов вступили в законную силу, и изучить личностные характеристики ранее судимых за аналогичные преступления и их связи. При этом в зависимости от конкретных обстоятельств расследуемого уголовного дела необходимо выдвигать типичные версии, указывающие на сформированность преступной группы на основе общего места работы или учебы, общих интересов и времяпровождения, проживания участников группы в одном районе, прошлых преступных связей (ранее вместе отбывали уголовное наказание, совершали ли преступления в группе), родственных связей, объединения преступников-гастролеров.
Литература
1. Приказ МВД России от 30.04.2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 ( с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 6.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
References
1. The order of the interior Ministry of Russia dated 30.04.2012 № 389 «About approval of the Instruction about the procedure for fulfillment of obligations and realization of rights of the police in the duty of the territorial body of the MIA of Russia after delivering citizens».
2. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (with changes and additions).
3. Federal law of the Russian Federation dated 6.04.2011 № 64-FZ «On administrative supervision over persons released from places of imprisonment».
(статья сдана в редакцию 18.01.2016)