КРИМИНАЛИСТИКА,
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
к вопросу противодействия преступлениям, связанным с реализацией некоторых товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и
здоровья потребителей
the issue of counteraction to the crimes connected with realization of some products, does not meet the requirements of safety of life and health of
consumers
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые моменты, связанные с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, совершаемых при реализации продуктов питания, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. В качестве таких товаров рассматриваются продукты питания, игрушки и другая продукция для малолетних детей, лекарства, бытовая химия, алкогольные напитки, табачные изделия. Обращается внимание на увеличение количества товаров-фальсификатов, а именно не соответствующих ГОСТу, техническим условиям, иным требованиям и впоследствии попадающих в торговые сети. В целях пресечения преступлений и выявления таких товаров необходимо получение информации, ее проверка и проведение оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка. В статье рассматриваются различные источники получения информации, общие признаки, по которым можно отнести товары к продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Акцентируется внимание на правильном проведении оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка и документировании преступных действий лиц, имеющих отношение к реализации некоторых некачественных товаров. Автором приводится алгоритм действий при подготовке необходимых документов оперативно-розыскного и процессуального характера сотрудниками оперативных подразделений, уполномоченных проводить оперативно-розыскное мероприятие. Обращается внимание на тесное взаимодействие между экспертно-криминалис-тическими подразделениями, центрами стандартизации, метрологии и сертификации, находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: преступление, реализация, товары, безопасность, потребитель, оперативно-розыскные мероприятия, проверочная закупка.
Для цитирования: Глушков Е.Л. К вопросу противодействия преступлениям, связанным с реализацией некоторых товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 4. С. 43-49.
Abstract: the article discusses some aspects related to the detection, prevention, suppression and disclosure of crimes in the implementation of food products that do not meet the requirements of safety
УДК 343.98
Е.Л. ГЛУШКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
EVGENY L. GLUSHKOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
of life and health of consumers. Food, toys and other products for young children, medicines, household chemicals, alcoholic beverages, tobacco products are considered as such goods. Attention is drawn to the increase in the number of counterfeit goods, namely those that do not comply with GOST, technical conditions, other requirements and, subsequently, falling into retail chains. In order to deter and detect such items must, of course, getting information, checking and carrying out operatively-search actions «verifying purchase». The article deals with various sources of information, the General features of which include products that do not meet the requirements of safety of life and health of consumers.
Focuses on correct carrying out of operatively-search actions «verifying purchase» and documenting the criminal actions of individuals relevant to the implementation of some low-quality goods. Employees of operational units authorized to carry out operational-search activities, reveals the algorithm of actions of preparation of the necessary documents of operational-search and procedural nature. Attention is drawn to the close interaction between the forensic units, Federal state University « center of forensic medicine «(CCM), Federal state University «center of hygiene and epidemiology», Rospotrebnadzor, etc.
Keywords: crime, sales, products, safety, consumer, investigative activities, test purchase.
For citation: Glushkov E.L. The issue of counteraction to the crimes connected with realization of some products, does not meet the requirements of safety of life and health of consumers // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4. P. 43-49.
В настоящее время объемы продаж некачественной и небезопасной продукции достигли в России угрожающих масштабов. Потребителям продаются некачественные товары, как производимые внутри страны, так и ввозимые из-за рубежа. Чаще всего подделке подвергаются товары хорошо зарекомендовавших себя производителей, которые пользуются спросом у потребителей. Наиболее распространенными являются случаи выпуска и продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности и представляющих наибольшую угрозу жизни и здоровью потребителей, таких как продукты питания, игрушки и иная продукция для малолетних детей, лекарства, бытовая химия, алкоголь, табачная продукция1.
Некоторым проблемам, связанным с реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, посвящены труды Ш.М. Амарова, Н.Ю. Бессоновой, Х.Н. Факерова.
По данным ГИАЦ МВД России, всего в России в 2017 г. выявлено и зарегистрировано 31560 преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ. Подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции2, по сведениям ГИАЦ МВД России, по ст. 238 УК РФ выявлено 18358 (+23,6%) преступлений, в том числе связанных с продовольственными товарами - 229 (-95,7%),
1 Хачатрян А.С. Предупреждение преступлений против здоровья населения, связанных с реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности, на предприятиях общественного питания: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2010. 26 с.
2 Далее - ЭБ и ПК.
с алкогольной продукцией - 9979 (+135,7%). Количество преступлений, выявленных подразделениями по ст. 238 УК РФ, связанных с незаконным производством и оборотом фальсифицированных и контрафактных товаров, составило 8706. Из них: 7452 преступления связаны с производством и реализацией этилового спирта и алкогольной продукции; 162 -с реализацией продуктов питания; 14 - бытовой химии; 5 - лекарственных средств.
Кроме того, выявлено и зарегистрировано 341492 административных правонарушения, предусмотренных ст. 14.4 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил». Указанные данные, несомненно, свидетельствуют о том, что сегодняшний потребительский рынок заполнен некачественными товарами, опасными для жизни и здоровья граждан.
Появление на потребительском рынке большого объема не соответствующих установленным требованиям и создающих опасность для потребителей товаров и услуг предопределило необходимость пересмотра уголовной ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт товаров и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Для того, чтобы предупредить, выявить и раскрыть преступление, связанное с реализацией продуктов питания и других товаров, не отвечающих требованиям безопасности, конечно же, необходима определенная информация. Источниками информации об обнаружении товаров, не отвечающих требованиям безопасности, могут быть:
- граждане, которые приобрели такие товары либо визуально обнаружили в торговых учреждениях;
- сотрудники органов внутренних дел в ходе своей непосредственной деятельности;
- граждане, оказывающие содействие;
- органы, осуществляющие контрольные функции;
- представители организаций, осуществляющих оптовую или розничную реализацию продукции, желающие предоставлять такую информацию.
Общими признаками, которые могут свидетельствовать о продаже недоброкачественной продукции, являются:
- отказ в предъявлении сертификата соответствия и другой необходимой документации на реализуемый товар, отсутствие такой документации;
- низкая цена продукции по сравнению с легально изготовленной;
- нестандартная упаковка товара (например, шрифт названия более крупный или слишком мелкий, цвет упаковки подделки отличается от упаковки оригинала, потертости, порезы, некачественная запайка блистера, несоответствие товарного знака и фирменного наименования товара, отсутствие голографической наклейки, орфографические ошибки в названии);
- отсутствие обычного эффекта лекарственного средства, принимаемого потребителями, необычный вкус продукта питания и т.д.;
- реализация товаров вне магазинов, т.е. на рынках, в киосках, с рук и т.д.;
- несоответствие стандартам качества материалов и ингредиентов, из которых изготовлены товары;
- несоответствие заявленным на упаковке ингредиентам.
Поисковые признаки для выявления продукции, не отвечающей требованиям безопасности, имеют свои особенности для каждой товарной группы. Например, поисковым признаком для выявления фальсифицированной черной и красной икры, которая может не соответствовать требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, является ее негерметичная тара (жестяные банки объемом 0,5 кг и 1,8 кг) либо продажа икры в развес.
По нашему мнению, анализ деятельности подразделений ЭБ и ПК на местах показал, что в регионах, в которых имеются наиболее высокие показатели по борьбе с преступлениями, предусмотренными ст. 238 УК РФ, для выявления и документирования фактов совершения преступлений, связанных с изготовлением, хранением, перевозкой в целях сбы-
та либо сбытом товаров и продуктов питания, не отвечающих требованиям безопасности, наиболее апробированным и приемлемым является использование следующего алгоритма действий:
1. С поступлением информации о незаконном изготовлении, хранении, перевозке в целях сбыта либо сбыте продукции, не отвечающей требованиям безопасности, вынести постановление о производстве проверочной закупки, где указывается конкретное лицо, которое будет осуществлять проверочную закупку.
С этой целью сотрудник ЭБ и ПК - исполнитель (инициатор) проверки:
1.1. Пишет на имя руководителя органа внутренних дел3 мотивированный рапорт о необходимости проведения проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности на объекте, где, по оперативным данным (по заявлению гражданина и др.), имеются признаки, указывающие на административное правонарушение или преступление.
1.2. От имени руководителя ОВД готовит постановление о проведении проверки.
1.3. Выносит постановление о проведении проверочной закупки и распоряжение о проведении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств на объекте, намеченном для проверки, утверждает у руководителя ОВД.
1.4. Через финансово-экономическое подразделение оформляет финансовое обеспечение проверочной закупки.
1.5. Принимает от лица, которое выступает в роли покупателя, заявление (либо расписку) о добровольном участии в оперативно-розыскном мероприятии4 и неразглашении сведений, ставших ему известными в ходе его подготовки и проведения.
1.6. Составляет акт выдачи денежных средств лицу, задействованному в проверочной закупке, инструктирует его о порядке проведения закупки.
1.7. Определяет сотрудников и иных лиц для проведения проверочной закупки (два независимых гражданина (общественники)), которые должны присутствовать при закупке и подтвердить процесс ее проведения.
2. Выйти с указанными лицами на объект проверки, провести проверочную закупку, предъявить должностному лицу постановление о проведении проверки и провести ее в следующей
3 Далее - ОВД.
4 Далее - ОРМ.
последовательности и с составлением следующих документов:
2.1. Оформить результаты ОРМ составлением акта проверочной закупки. Законность этого действия регламентирована п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» и Инструкцией о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств5, в которых указано на возможность изъятия (отбора) образцов товаров и продуктов с целью проведения исследования (испытания)6. Копию акта необходимо вручить представителю проверяемого объекта.
2.2. От покупателя принять купленный им товар, оформив это протоколом добровольной выдачи покупки, приобретенной в процессе проверочной закупки. Товар упаковать в плотный пакет, опечатать и скрепить подписями понятых и других участников проверочной закупки.
2.3. Провести осмотр места происшествия, записав его на видеокамеру, либо снять на фотокамеру наиболее значимые моменты и места осматриваемого помещения, территории и т.п. Составить в соответствии с ч. 2 ст. 176 и ч. 1-4 и 6 ст. 177 УПК РФ протокол осмотра места происшествия, в котором, кроме прочего, необходимо перечислить изымаемые вещи, товар, предметы и документы, указать, где они находились. В некоторых регионах сотрудники подразделений ЭБ и ПК вместо протокола осмотра места происшествия составляют протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) помещений, территории и находящихся там вещей и документов, а также протокол изъятия предметов (товара) и документов.
5 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. 18 августа; приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 (ред. от 17.04.2017) «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6 Хачатрян А.С. Предупреждение преступлений против
здоровья населения, связанных с реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности, на предприятиях общественного питания: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2010. 26 с.
2.4. Оформить результаты проведенной проверки составлением акта проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности. Копию акта вручить представителю проверяемого объекта.
2.5. Взять у участников проверки, проверочной закупки, а также у продавца и его руководителя либо работодателя письменные объяснения.
3. Сотруднику ОВД - инициатору проверки подготовить от имени начальника отдела либо от имени вышестоящего руководителя письмо на проведение исследования изъятого (закупленного) товара. Образцы продукции, полученные в ходе проверочной закупки, в зависимости от вида товара, направить на исследование либо в экспертно-криминалистическое подразделение при органе внутренних дел, либо в центры стандартизации, метрологии и сертификации, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, либо, например, в центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, где перед специалистом ставится вопрос: отвечает ли данная продукция требованиям безопасности для жизни и здоровья человека.
Например, образцы алкогольной и спиртосодержащей продукции, полученные в ходе проверочной закупки, направляются на исследование в ЭКЦ либо в центры стандартизации, метрологии и сертификации, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, где перед специалистом ставятся следующие вопросы:
- Чем является данная жидкость, спиртосодержащая ли она,какова ее крепость?
- Какова массовая концентрация в жидкости альдегидов?
- Какова массовая концентрация в жидкости сивушного масла?
- Какова массовая доля метилового спирта в жидкости?
- Какова массовая концентрация в жидкости сложных эфиров?
- Отвечает или нет данная жидкость требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан при ее употреблении?
Например, исследование и экспертизу водных животных (в том числе рыбы и икры) и растений как в охлажденном, замороженном, так и в консервированном виде проводит испытательная лаборатория ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»7. В субъектах Российской Федерации такие исследования про-
7 Далее - ВНИРО.
водят в филиалах ВНИРО (Владивосток, Калининград), а также в арбитражных лабораториях территориальных управлений Федерального агентства рыбного хозяйства. По другим группам товаров исследования и экспертизы проводят специализированные либо аккредитованные территориальными управлениями (отделами) Роспотребнадзора и Ростехрегули-рования лаборатории8.
4. В том случае, если в акте проведенного исследования специалистом будет указано, что представленный товар признан некачественным, опасным для здоровья и не подлежит реализации, необходимо провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий по установлению каналов поступления, мест хранения и сбыта, организаторов и соучастников преступной деятельности, сбору другой оперативно значимой информации.
С получением результатов ОРД, которые могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, сотрудник ОВД -инициатор проверки готовит следующие документы [1]:
4.1. Пишет рапорт на имя начальника (заместителя начальника) органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления (на основании ст. 143 УПК РФ).
4.2. Выносит постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности (в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности)9.
4.3. Готовит от имени начальника (заместителя начальника) органа внутренних дел сопроводительное письмо в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ.
По аналогичной схеме может быть проведена работа по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с реализацией продуктов питания и бытовых товаров.
8 Хачатрян А.С. Предупреждение преступлений против здоровья населения, связанных с реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности, на предприятиях общественного питания: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2010. 26 с.
9 Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
При проведении проверочной закупки необходим следующий перечень документов для принятия решения о возбуждении уголовного дела:
- постановление о проведении проверочной закупки, согласованное с непосредственным начальником и утвержденное руководителем ОВД;
- протокол пометки предметов, выступающих в качестве оплаты (протокол пометки денежных купюр, протокол пометки видеотехники и т.п.);
- объяснения понятых, присутствовавших при пометке и личном досмотре;
- протокол личного досмотра лица, задержанного при проведении проверочной закупки (либо протокол осмотра места происшествия);
- протокол добровольной выдачи вещества, приобретенного в ходе проведения проверочной закупки;
- объяснения понятых, присутствовавших при проведении личного досмотра и добровольной выдачи;
- письмо в ЭКЦ;
- справка специалиста;
- рапорт сотрудника, проводившего проверочную закупку;
- рапорты сотрудников, принимавших участие в мероприятиях;
- объяснения лиц, задержанных в ходе проведения проверочной закупки;
- сопроводительное письмо к материалу для направления в следственные органы.
Вышеуказанный порядок документирования изложен в наиболее обобщенном виде. Несомненно, порядок выявления и документирования фактов преступной деятельности имеет свои особенности применительно к каждой товарной группе в составе продуктов питания. Так, выявление и документирование преступной деятельности по реализации фальсифицированной алкогольной продукции в дополнение к указанному алгоритму действий требует проведения предварительной проверки. Это связано с тем, что продавец может предъявить сертификат соответствия на этот товар и будет утверждать, что не знал, что водка фальсифицированная. Поэтому вначале следует закупить подозрительный товар и провести его исследование. Получив документ о том, что продаваемый товар является фальсификатом, ознакомить с ним продавца, инициировать вынесение работниками Роспотребнадзора письменного предписания о запрете продажи фальсифицированной продукции. После этого можно на следующие сутки задерживать продавца за реализацию уже проверенной фальсифицированной продукции. Результаты проведенного анализа практической деятель-
ности подразделений ЭБ и ПК УМВД России по Белгородской области свидетельствуют о том, что оперативные сотрудники применяют следующий тактический прием: подготавливают предписание о запрете продажи фальсификата и вручают продавцу в пятницу или субботу, а в воскресенье, когда, по мнению сотрудников торгующих организаций, полиция не работает, проводят проверочную закупку и задерживают продавца с поличным. Материалы первой проверочной закупки приобщают к делу.
Важную роль для успешного выявления и документирования преступлений, предусмотренных не только по ч. 1, но и ч. 2 ст. 238 УК РФ (по квалифицирующему признаку - с участием группы лиц), играет использование фактора неожиданности и оперативности (быстроты) при проведении проверочной закупки и опроса продавца и его работодателя. Опрос необходимо провести изолированно друг от друга на месте преступления, желательно с видеозаписью показаний. Дело в том, что фальсифицированный товар должностное лицо либо индивидуальный предприниматель приобретает сам, а его реализацию поручает своему продавцу, которого тщательно инструктирует, поэтому продавцы в случае задержания, как правило, дают объяснения, что сами купили такой товар у неизвестного субъекта. Однако бывает так, что работодатель не успевает заранее договориться со своим работником о происхождении товара. В таких случаях после проведения проверочной закупки работодатель начинает объяснять проверяющим, что продавец самостоятельно где-то приобрел товар, а лично работодатель не располагает никакой информацией о нем, поэтому продавца сразу необходимо изолировать от работодателя.
Еще одним проявлением фактора неожиданности является безотлагательный осмотр холодильников, других подсобных помещений и находящейся в них мебели, в которых могут храниться фальсифицированные товары, в то время как на прилавок выставляется товар в количестве одной единицы.
Одной из проблем при выявлении и раскрытии преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является установление умысла лица либо группы лиц, что очень негативно сказывается на решении о возбуждении уголовного дела и направлении его в суд.
Поэтому мы предлагаем при выявлении или раскрытии преступлений, связанных с реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, помимо проведения оперативно-розыскных мероприятий проверочная закупка, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, проводить прослушивание телефонных переговоров работодателей и продавцов некачественной продукции в целях фиксации умысла на сбыт данных товаров.
Как уже было отмечено, вышеуказанный алгоритм действий по документированию фактов совершения преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ, распространен во многих подразделениях ОВД субъектов Российской Федерации и зарекомендовал себя как положительный опыт. В то же время имеются примеры результативного использования несколько другой последовательности действий, которая позволила выявить каналы поступления недоброкачественной продукции, привлечь в качестве обвиняемых группу лиц и довести уголовное дело до суда.
Литература
1. Вагин О.А. Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2018. 762 с.
2. Спасенников Б.А. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Комментарий к статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 22-25.
3. Суханов А.В. Субъект преступления (статья 238 Уголовного кодекса Российской Федерации): сущностный аспект // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 4 (65). С. 74-78.
4. Кобец П.Н. Предупреждение оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 18-3. С. 20-21.
5. Неговора Д. Дела о преступлениях, предусмотренных ст. 238 УК РФ // Законность. 2007. № 12. С. 26-27.
6. Попов А.М. Значение института использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам / Актуальные проблемы развития государства и права России в XX - начале XXI века: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов, 2008. С. 285-290.
7. Ступницкий А.Е. Некоторые вопросы выявления преступлений, связанных с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 1 (76). С. 74-83.
8. ПавличенкоН.В. Правовые и теоретические проблемы обеспечения негласности в оперативно-розыскной деятельности: монография. - Москва, 2016. 186 с.
9. Шалагин А.Е. Проблемы квалификации и предупреждения преступлений, связанных с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности // Вопросы экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 184-187.
10. Суханов А.В. Становление современной конструкции состава преступления в области производства, хранения, перевозки либо сбыте товаров и продукции, выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности: историко-правовой анализ // Бизнес в законе. 2011. № 2. С. 43-45.
References
1. Vagin O.A. Teoriya operativno-rozysknoi deyatel'nosti / pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo. - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: INFRA-M, 2018. 762 s.
2. Spasennikov B.A. Proizvodstvo, khranenie, perevozka libo sbyt tovarov i produktsii, vypolnenie rabot ili okazanie uslug, ne otvechayushchikh trebovaniyam bezopasnosti. Kommentarii k stat'e 238 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 22-25.
3. SukhanovA.V. Sub»ekt prestupleniya (stat'ya 238 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii): sushchnostnyi aspekt // Yurist»-Pravoved». 2014. № 4 (65). S. 74-78.
4. Kobets P.N. Preduprezhdenie oborota fal'sifitsirovannykh i nedobrokachestvennykh lekarstvennykh sredstv // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 2017. № 18-3. S. 20-21.
5. Negovora D. Dela o prestupleniyakh, predusmotrennykh st. 238 UK RF // Zakonnost'. 2007. № 12. S. 26-27.
6. Popov A.M. Znachenie instituta ispol'zovaniya rezul'tatov ORD v dokazyvanii po ugolovnym delam / Aktual'nye problemy razvitiya gosudarstva i prava Rossii v XX - nachale XXI veka: sbornik materialov vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Tambov, 2008. S. 285-290.
7. StupnitskiiA.E. Nekotorye voprosy vyyavleniya prestuplenii, svyazannykh s oborotom kontrafaktnoi i fal'sifitsirovannoi produktsii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 1 (76). S. 74-83.
8. Pavlichenko N.V. Pravovye i teoreticheskie problemy obespecheniya neglasnosti v operativno-rozysknoi deyatel'nosti: monografiya. - Moskva, 2016. 186 s.
9. Shalagin A.E. Problemy kvalifikatsii i preduprezhdeniya prestuplenii, svyazannykh s realizatsiei tovarov, vypolneniem rabot i okazaniem uslug, ne otvechayushchikh trebovaniyam bezopasnosti // Voprosy ekonomiki, prava i sotsiologii. 2012. № 2. S. 184-187.
10. Sukhanov A.V. Stanovlenie sovremennoi konstruktsii sostava prestupleniya v oblasti proizvodstva, khraneniya, perevozki libo sbyte tovarov i produktsii, vypolnenii rabot ili okazanii uslug, ne otvechayushchikh trebovaniyam bezopasnosti: istoriko-pravovoi analiz // Biznes v zakone. 2011. № 2. S. 43-45.
(статья сдана в редакцию 15.10.2018)