Куканов Элюд Андреевич
заместитель прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия (тел.: 88122731583)
О некоторых аспектах использования результатов оперативно-розыскных мероприятий при выявлении и расследовании преступлений, связанных с перевозкой, хранением и сбытом спиртосодержащих жидкостей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей
Аннотация
Данная посвящена анализу проблем взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Автор предложил программу проведения проверочной закупки, проводимой в процессе выявления и расследования преступлений, связанных с перевозкой, хранением и сбытом спиртосодержащих жидкостей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, рассматриваются проблемы, возникающие в результате проведения данного оперативнорозыскного мероприятия, и предлагаются пути их разрешения.
Annotation
This article is devoted the analysis of problems of interaction of the inspector with the bodies which are carrying out operatively-search activity The author has offered the program of carrying out of the verifying purchase spent in the course of revealing and investigation of crimes, connected with transportation, storage and sale spirit liquids which are not meeting the requirements of safety of a life and health of consumers, the problems resulting carrying out of given operatively-search action are considered, and ways of their permission are offered.
Ключевые слова: следователь, оперативно-розыскная деятельность, здоровье потребителей, спиртосодержащие жидкости, хранение, сбыт.
Key words: coroner, remedial activity health of the consumers, alcohol liquids, keeping, marketing.
Щ овременное состояние Щ преступности,характеризуется стабильным ростом числа противоправных деяний, относящихся к категории латентных. Подавляющее большинство этих посягательств совершается устойчивыми преступными группами либо
"профессиональными" преступниками, тщательно планируется и отличается высокой степенью организованности и технической оснащенности. При подготовке к практической реализации преступного замысла виновные детально разрабатывают различные варианты
сокрытия следов противоправных посягательств, а в ходе следствия изыскивают возможности направления расследования по ложному пути и оказания организованного противодействия.
Изложенное дает основание для вывода, что весьма существенной предпосылкой эффективности предварительного расследования является надлежащим образом организованная совместная деятельность следователей и работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Результаты проведенного исследования дают основание полагать, что механизм взаимодействия следователя с оперативными
_______________________________________84
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2
работниками должен основываться на соблюдении системы принципов, обеспечивающих своевременное, и действенное разрешение стоящих перед ними задач. К числу основополагающих, на наш взгляд, относятся принципы: законности; уважения и соблюдения п р а в и с в о б о д ч е л о века и гра жд ан и н а ; гуманизма; относимости результатов взаимодействия к расследованию конкретного преступного деяния; сочетания единоличного и коллективного начал; четкой дифференциации компетенции каждой из взаимодействующих сторон; непрерывности взаимодействия на всем протяжении следствия; заинтересованности сторон в достижении поставленной цели; своевременного обмена информацией между субъектами взаимодействия о ставших известными обстоятельствах, которые могут иметь значение для расследования; неразглашения сторонами оперативно-розыскной и следственной информации, а также принятия мер, обеспечивающих ее сохранение.
Практика свидетельствует, что несоблюдение указанных принципов влечет ошибки, которые могут быть дифференцированы на ошибки процессуального характера, гносеологические ошибки (логические и фактические) и деятельные (операционные) ошибки [1]. Если процессуальные ошибки связаны с отступлением от требований действующего законодательства, то логические - с нарушением в содержательных мыслительных процессах законов и правил логики, некорректным применением логических приемов и операций, и зависят главным образом от образа мышления и действий следователя и оперативного сотрудника. В свою очередь фактические ошибки сопряжены с недостоверностью и неполнотой оперативнорозыскных данных, использованию которых должны предшествовать их тщательная проверка и сопоставление с уже имеющимися материалами. Что касается деятельностных (операционных) ошибок, то они, как правило, связаны с ненадлежащей организацией и планированием предполагаемых следственных и процессуальных действий, в основе которых в качестве информационной составляющей используются результаты оперативно-розыскной деятельности.
Достаточно широкая распространенность отмеченных недочетов и упущений позволяет прийти к выводу о необходимости более глубокого изучения проблем, возникающих в процессе указанного взаимодействия, разработки предложений и рекомендаций организационнотактического характера, нацеленных на
оптимизацию совместной деятельности следователей и оперативных сотрудников.
Анализируя различные аспекты
взаимодействия следователя с сотрудниками органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, нельзя не отметить ряд весьма существенных, на наш взгляд, обстоятельств. Во-первых, поисково-
разведывательный характер рассматриваемой деятельности предопределяет ее
направленность на проверку фактических данных, которыми располагает следствие и получение дополнительных сведений, выявление новых эпизодов преступной деятельности, установление круга лиц, причастных к преступлению и связей между ними, пресечение, нейтрализацию и устранение возможных попыток неправомерного вмешательства со стороны заинтересованных лиц, создание условий для проведения и обеспечения результативности процессуальных действий.
Во-вторых, ее взаимодополняющий характер в сочетании с координацией деятельности субъектов указанного взаимодействия позволяет избежать осуществления ненужной дублирующей работы. Такой подход обеспечивает оптимальные условия для определения направлений и наиболее рациональной организации расследования; установления путей собирания доказательств по делу и определения конкретных способов их получения; выдвижения следственных версий и их проверки; определения наиболее оптимальных тактических приемов производства процессуальных действий.
В-третьих, данные, полученные в результате производства оперативно-розыскных мероприятий, могут иметь как ориентирующий характер, так и содержать криминалистически значимую информацию.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, имеющие ориентирующее значение по своему содержанию весьма разнообразны. Это могут быть данные о способах подготовки, совершения и сокрытия преступления; составе преступной группы; предметах и документах, имеющих доказательственное значение; лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей; взаимоотношениях и связях проходящих по делу лиц; избранной подозреваемым (обвиняемым) линии поведения на следствии; попытках виновных воздействовать на свидетелей и соучастников с целью дачи ложных показаний.
Используя ориентирующую оперативную информацию, следователь может:
85
прогнозировать наиболее вероятные места сокрытия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела, возможные попытки их уничтожения либо изменения мест хранения, а также местонахождение денежных средств и другого имущества, полученных преступным путем;
прогнозировать поведение свидетелей, подозреваемого, обвиняемого. В частности, предположить их возможную реакцию, на сам факт возбуждения уголовного дела (например, на предмет оказания организованного противодействия расследованию), на производство того или иного следственного действия (например, обыска) либо на те или иные вопросы в процессе допроса.
Учитывая изложенное, можно выделить следующие основные направления использования оперативной информации в процессе предварительного расследования: для принятия решения о производстве конкретных следственных действий и их участниках; определения последовательности, месте и времени их проведения; информационного обеспечения и осуществления организационных мероприятий в ходе подготовки к их производству; определения наиболее оптимальных тактических приемов, которые могут быть использованы в процессе их проведения.
Что касается результатов оперативнорозыскной деятельности, содержащих криминалистически значимую информацию, то согласно ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" они могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу при соблюдении требований уголовно-процессуального законодательства в части процедуры собирания, проверки и оценки доказательств.
В этой связи нельзя не отметить, что какими бы всеобъемлющими не были результаты оперативно-розыскной деятельности, они не являются доказательствами в уголовнопроцессуальном плане и представляют собой лишь основу формирования последних. Из этого следует, что результаты оперативно-розыскной деятельности уже на этапе их формирования должны обладать качествами, которые в результате следственной проверки обеспечат их преобразование в доказательства по сущностному (относимость и достоверность) и формальному (допустимость) критериям [2].
Необходимыми условиями, обеспечивающими соблюдение требований ст. 89 УПК РФ являются:
надлежащие источники полученной оперативной информации, т.е. последняя должна
быть получена органом, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с перечнем, установленным ст.13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
надлежащая документальная фиксация результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий, т.е. документальное оформление этих результатов должно быть осуществлено в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
проверка достоверности полученных сведений процессуальными средствами, т.е. указанные результаты должны быть представлены в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Принимая во внимание значение оперативной информации можно констатировать, что слабое взаимодействие оперативных и следственных работников, формальный подход к оценке и проверке результатов оперативно-розыскной деятельности крайне негативно сказываются на ходе предварительного расследования. Полагаем совершенно очевидной необходимость комплексного подхода к разрешению проблем взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как путем их нормативного урегулирования, так и дальнейших разработок теоретико-прикладного характера.
Изложенное в полной мере относится к расследованию преступлений, связанных с перевозкой, хранением и сбытом спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Анализ судебно-следственной практики свидетельствует, что наиболее эффективным в целях выявления, пресечения и раскрытия указанных преступлений, отличающихся высокой степенью латентности, является такое оперативно-розыскное мероприятие как проверочная закупка. Так, в 98 % изученных нами материалов уголовных дел данные о фактах сбыта спиртосодержащих жидкостей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, были получены в ходе проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия.
Неоспоримая важность предварительной закупки заключается в том, что исключительно посредством ее проведения можно установить и доказать умысел лица на сбыт под видом алкогольной продукции спиртосодержащей
_______________________________________86
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2
денатурированной жидкости, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а также доказать осведомленность сбытчика об опасности спиртосодержащей жидкости для жизни и здоровья потребителей.
Указанные обстоятельства трудно, а порой невозможно установить следственным путем, поскольку показания свидетелей обвинения неизбежно вступают в противоречие с показаниями сбытчика, полностью отрицающего наличие умысла на сбыт спиртосодержащей денатурированной продукции под видом алкогольной. Сбытчик, занявший позицию отрицания вины, продолжает её придерживаться вплоть до стадии судебного разбирательства. При этом полагаться в таких ситуациях на то, что обвиняемый даст правдивые показания в ходе судебного следствия бесполезно и, что самое главное, непрофессионально. Именно поэтому проверочная закупка является исключительным средством получения фактических данных об обстоятельствах перевозки, хранения или сбыта денатурированной спиртосодержащей продукции. Наряду с этим эффективность проверочной закупки проявляется в возможности установления и доказывания цели сбыта указанных спиртосодержащих жидкостей.
На наш взгляд, проверочная закупка спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, должна состоять из трех последовательных и логически взаимосвязанных этапов. Такой подход позволит избежать, с одной стороны, обвинения в провокации данного оперативно-розыскного мероприятия, а с другой стороны, исключит возможные злоупотребления со стороны оперативных сотрудников.
Первый этап - подготовка к проведению проверочной закупки, предусматривающая:
составление оперативным сотрудником рапорта, в котором указываются основания проведения проверочной закупки, сведения о лице, перевозящем, хранящем или сбывающем спиртосодержащую денатурированную жидкость (места хранения и сбыта спиртосодержащей жидкости, время, наличие каких-либо особенностей хранения, перевозки и сбыта и т.д.).
проверка первичной информации о перевозке, хранении или сбыте спиртосодержащей жидкости;
вынесение постановления о проведении проверочной закупки спиртосодержащей жидкости, в котором должны содержаться данные о сбытчике и "покупателе" спиртосодержащей денатурированной жидкости.
Следует отметить, что проверочную закупку спиртосодержащей денатурированной жидкости необходимо проводить только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность. Вместе с тем нередко складывается ситуация, когда постановление о проверочной закупке спиртосодержащей жидкости, утверждается неуполномоченным лицом, например, начальником отделения участковых уполномоченных милиции или начальником милиции общественной безопасности. Кроме того, зачастую оперативные работники выносят постановление о проведении проверочной закупки с грифом "секретно" и, как следствие, не представляют его следователю;
в случае если в качестве "мнимого покупателя" выступает не оперативный сотрудник, а гражданин, оказывающий содействие оперативным сотрудникам на добровольной основе, необходимо получить заявление гражданина о согласии выступить в роли "покупателя" спиртосодержащей жидкости и об условиях проверочной закупки;
составление протокола личного досмотра "мнимого покупателя" в целях подтверждения отсутствия у него денежных средств, а также спиртосодержащей жидкости и емкостей для её хранения.
Необходимость в проведении личного досмотра "мнимого покупателя" в присутствии не менее двух граждан, оказывающих содействие, обуславливается тем, что нередко сбытчики спиртосодержащей жидкости утверждают, что денежные средства были ими получены в качестве уплаты долга, а спиртосодержащую жидкость "покупатель" имел при себе.
Наряду с этим полагаем важным отметить, что зачастую оперативные сотрудники вручают "мнимому покупателю" тару для спиртосодержащей жидкости. Очевидно, что подобный подход является неверным, поскольку в дальнейшем нивелирует такое важное доказательство как следы пальцев рук сбытчика спиртосодержащей жидкости на внешней стороне стенки тары и пробке и, как следствие, не позволяет сделать "привязку" сбытчика к таре, а, соответственно, к спиртосодержащей жидкости. Кроме того, вручение тары "мнимому покупателю" позволит сбытчику в дальнейшем утверждать, что денатурирующие спиртосодержащую жидкость вещества находились в этой таре до сбыта спиртосодержащей жидкости, а он сбывал спиртосодержащую жидкость, полностью отвечающую требованиям безопасности жизни
87
КРИМИНАЛИСТИКА,ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ и здоровья потребителей;
составление протокола (акта) осмотра денежных купюр, предназначенных для передачи сбытчику спиртосодержащей жидкости при покупке спиртосодержащей жидкости с указанием серии, номера и достоинства каждой денежной купюры и приобщение к протоколу ксерокопий указанных денежных купюр, а также указание на обработку денежных купюр специальным химическим веществом. Следует отметить несомненную пользу применения при подготовке к проверочной закупке специального химического вещества, образующего свечение зеленого цвета в ультрафиолетовых лучах после обработки специальным аэрозолем. Однако, как показывает анализ судебно-следственной практики, обработка денежных купюр специальным химическим веществом не использовалась ни в одном из свыше 100 изученных нами материалов уголовных дел;
составление протокола (акта) об оснащении "мнимого покупателя" техническими видео или аудиосредствами, фиксирующими разговор между "мнимым покупателем" и сбытчиком спиртосодержащей жидкости с указанием наименования и технических данных средств аудио или видеозаписи, информации о месте, времени и цели проверочной закупки.
Полагаем важным отметить, что использование средств аудио- видеозаписи необходимо для формирования, проверки и оценки результатов оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем в подавляющем большинстве случаев технические средства при проведении проверочной закупки спиртосодержащей денатурированной жидкости не применяются. Так, в ходе проведения изученных нами 50 материалов предварительной проверки было установлен только один случай применения технических средств. В свою очередь анализ 100 материалов уголовных дел об анализируемых преступлениях показал, что технические средства при проведении оперативно-розыскных мероприятий не применялись ни разу.
Второй этап - проведение предварительной закупки спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей и фиксация её хода с помощью средств видео или аудиозаписи. На данном этапе важным условием его успешности является неукоснительное соблюдение требований законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность.
На третьем этапе (заключительном) оперативными сотрудниками:
оформляется акт о проведении проверочной
закупки, в котором фиксируется ее ход и результаты.
К акту прилагаются приобретенная тара со спиртосодержащей жидкостью, и фиксируется факт выдачи диктофона с приложением аудиокассеты;
составляется стенограмма аудиозаписи разговора между сбытчиком и "мнимым покупателем" спиртосодержащей жидкости;
составляется рапорт оперативного сотрудника, руководившего проверочной закупкой;
составляется рапорт оперативного сотрудника, выступавшего в качестве "мнимого покупателя", или объяснение гражданина, выступавшего в этом качестве на добровольной основе о ходе и результатах проверочной закупки;
оформляются объяснения других лиц, участвовавших и наблюдавших за ходом проверочной закупки;
в случае если в проверочной закупке участвовал специалист, фиксировавший контакт сбытчика с "мнимым покупателем" на видео или аудиоаппаратуру, составляется рапорт (объяснение) этого специалиста;
составляется протокол добровольной выдачи "покупателем" спиртосодержащей жидкости, в котором отражаются результаты осмотра емкости со спиртосодержащей жидкостью с указанием объема, формы, материала емкости, её особых примет, способа, материала упаковки и опечатывания, а также факта обнаружения, фиксации и изъятия следов пальцев рук;
составляется протокол личного досмотра "мнимого покупателя", вызванный необходимостью фиксации отсутствия, выданных ему ранее денежных средств;
в случае проведения второй или третьей проверочной закупки, проводится личный досмотр сбытчика спиртосодержащей жидкости, в ходе которого изымаются денежные средства, а также фиксируется наличие специального химического вещества на денежных купюрах и руках сбытчика.
По результатам проверочной закупки выносится постановление о направлении спиртосодержащей жидкости для криминалистического исследования и лишь после получения справки о результатах криминалистического исследования
спиртосодержащей жидкости, результаты оперативно-розыскных мероприятий
направляются в следственный орган для принятия решения в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.
Проведенный нами анализ материалов предварительной проверки и уголовных дел позволил выявить ряд обстоятельств, весьма
88
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
2010 • №2
негативно влияющих на эффективность расследования анализируемого преступления. Во-первых, при проведении проверочной закупки основное внимание сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, концентрируется на фиксации факта сбыта спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. При этом достаточно важные, на наш взгляд, с криминалистической точки зрения сведения о возможных путях и средствах обнаружения материальных и идеальных следов перевозки, хранения или сбыта спиртосодержащих жидкостей не устанавливаются и, как следствие, не фиксируются в документах, составляемых в ходе или по результатам проверочной закупки.
Во-вторых, в большинстве случаев после возбуждения уголовного дела по факту сбыта спиртосодержащей жидкости оперативные сотрудники устраняются от процесса доказывания по собственной инициативе. Представляется, что такой подход сотрудников органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, в корне неверен. По нашему глубокому убеждению оперативное сопровождение уголовного дела должно происходить с момента его возбуждения до
вступления приговора в законную силу.
Предложенная в настоящей работе программа проведения проверочной закупки может быть использована не только оперативными работниками при подготовке к проведению указанного оперативно-розыскного мероприятия, но и следователем при изучении материалов предварительной проверки или содержащейся в уголовном деле криминалистической информации.
1. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М., 1988. С.83-86.
2. Ривман Д. В. Комментарий к Федеральному Закону "Об оперативно-розыскной деятельности. СПб., 2003. С.159; Ривман Д. В. Результаты оперативно-розыскной деятельности: уголовно-процессуальные проблемы и их реализации. Уголовнопроцессуальная реформа: УПК РФ - год спустя. Актуальные проблемы применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 24 октября 2003 г. СПб., 2003. С.399.
89