2016'2
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ КРАЖ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ
FEATURES OF THE DISCLOSURE OF THEFT OF PERSONAL PROPERTY IN PASSENGER TRAINS
УДК 343.7
Н.Г. НОВОСЕЛОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 55-71-34
Н.А. МОИСЕЕВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 55-71-34
N.G. NOVOSELOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
N.A. MOISEEV,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
A.B. SVISTILNIKOV,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье авторы рассматривают особенности раскрытия правоохранительными органами краж имущества граждан на железнодорожном транспорте, организацию и проведение оперативно-следственных мероприятий.
Ключевые слова: раскрытие преступлений, кража личного имущества, железнодорожный транспорт, место происшествия, версия.
Abstract: in this paper, the authors reveal the features of the disclosure of theft of property of citizens by law enforcement agencies in rail transport, the organization and conduct of investigative activities.
Keywords: disclosure of crime, theft of personal property, railway, scene version.
Одна из главных задач уголовного судопроизводства - быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений. Установление виновных лиц, совершивших преступления, - процесс многогранный и трудоемкий, требующий прежде всего высокого профессионализма, высокой организованности, взаимодействия и оперативности лиц, на которых такая задача возложена законом. Важность раскрытия преступления очевидна.
В ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» законодатель указал, что одной из задач оперативно-разыскной деятельности является раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Раскрытие преступления - это деятельность правоохранительных органов, направленная на получение значимой информации о лице или лицах, которые подготавливают, совершают или совершили преступление.
По нашему мнению, существует ряд специфических особенностей функционирования железнодорожного транспорта, которые следует учитывать при организации оперативного обслуживания:
а) нахождение пассажирского поезда в постоянном движении от начальной станции «А» до конечной станции «Б», с кратковременными остановками на промежуточных станциях. При этом, учитывая специфику территории Российской Федерации, расстояние между станциями «А» и «Б» может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч километров;
б) высадка и посадка пассажиров в пути следования на промежуточных станциях;
в) временное нахождение большого количества людей, не взаимосвязанных между собой, постоянно проживающих в различных регионах нашей страны, странах ближнего зарубежья, представителей различных социальных слоев и культур, в сравнительно небольшом помещении (вагоне);
ПРАКТИКА
г) ряд иных особенностей, которые будут рассмотрены в процессе изучения данного вопроса.
При проведении первоначальных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий на месте происшествия, в вагоне пассажирского поезда дальнего следования или пригородного сообщения в состав следственно-оперативной группы обязательно должны входить сотрудники следственного подразделения либо дознания, сотрудники уголовного розыска, специалисты-криминалисты. Использование на месте происшествия кинолога и служебно-розыскной собаки нецелесообразно ввиду скопления большого количества людей в замкнутом пространстве.
Непосредственное место события ограничивается определенной территорией, которая может включать в себя место подготовки к совершению преступления, место непосредственного его совершения, пути подхода и отхода преступников, место сокрытия следов преступления, например, вагон поезда или участок местности: железная дорога - железнодорожный транспорт; вагон - железнодорожная насыпь - прилегающая местность и т.д. Местом происшествия могут быть несколько участков местности, где обнаруживаются последствия одного преступления, например, участок, где спрятан труп лица, которому была причинена смерть в вагоне.
Ключевое значение при раскрытии рассматриваемой категории преступлений имеет осмотр места происшествия, который производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Независимо от конкретных обстоятельств и вида кражи на железнодорожном транспорте основными задачами осмотра места происшествия являются:
1) выявление обстановки места происшествия;
2) обнаружение и исследование следов и других вещественных доказательств;
3) фиксация всех имеющих значение для дела обстоятельств, обнаруженных при осмотре;
4) выдвижение и проверка версий о фактических обстоятельствах дела и его участниках;
5) установление данных для выявления новых источников получения доказательств, а также для производства розыскных действий.
В.П. Колмаков указывает в качестве целей непосредственное изучение обстановки места происшествия для выяснения обстоятельств события; обнаружение, собирание, закрепление, предварительное исследование и оценку следов и других вещественных доказательств; получение информации для выдвижения и проверки версий; получение данных для организации опе-
ративно-разыскных мероприятий и выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления или, наоборот, облегчивших его [1, с. 62]. Достижению этих целей способствует восстановление механизма совершения преступления.
Особое внимание уделяется следам преступления. В широком значении - это любые изменения в окружающей среде, причинно связанные с событием преступления. Поэтому следами являются материальные предметы либо их части - труп, окурок, пятно крови, порция зерна, жидкости, частицы какого-либо вещества и др. и материальные копии - след пальца, обуви, разреза и т.п. Следы в узком значении - это материальные образования, отражающие внешнее строение взаимодействующих объектов, то есть следы-копии. Они могут быть объемными или плоскостными.
Все следы преступления имеют три аспекта исследования:
1) криминалистический;
2) следоведческий;
3) трасологический.
Криминалистический аспект ориентирует исследователя на использование всех следов преступления, как материальных, так и идеальных, нанесенных любыми объектами живой и неживой природы.
Следоведческий аспект предполагает использование всех материальных следов. Это следы физических тел, находящихся в любом агрегатном состоянии, то есть следы-предметы, следы-отображения, следы-вещества.
Трасологический аспект исследования включает только те материальные следы, которые отображают признаки внешнего строения сле-дообразующего объекта. Поэтому объектами трасологического исследования не могут быть жидкие и газообразные вещества. Вещество, не обладающее устойчивой внешней формой, может служить лишь материалом для копирования формы твердого тела, образования окрашенных следов, например, обуви, орудия взлома, протектора шины и т.п.
Всякий материальный след обладает свойствами информативности, индивидуальности и устойчивости. Информативность означает, что след может содержать три вида информации:
1) отображать внешнее строение следообразую-щего объекта и отвечать на вопрос: «Каков отображаемый объект или контактирующая его часть?»;
2) свидетельствовать о механизме следо-образования, то есть отвечать на вопрос: «Как возник след?»;
3) информировать о навыках субъекта взаимодействия, использующего предмет в качестве
2016'2
НАУКА.ТЕОРИЯ.
средства, и отвечать на вопрос: «Кто действовал и какими приемами?».
Устойчивость следов - это свойство объектов определенное время сохранять свое внешнее строение и внутреннюю организацию. Период, в течение которого объект сохраняет свои признаки и свойства, позволяющие отождествлять его, называется идентификационным периодом. Поскольку все объекты материального мира изменяются, устойчивость следует понимать как относительное свойство, когда наступившие изменения являются такими, при которых вещь остается еще сама собой.
Особенностью работы в вагоне пассажирского поезда является наличие огромного количества всех видов следов, что вызывает проблемы их идентификации и последующего использования в процессе доказывания.
Под механизмом совершения преступления понимается временной и динамический порядок связи отдельных этапов, обстоятельств, факторов подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, позволяющих воссоздать картину процесса его совершения. Уяснение последовательности преступных действий при совершении преступления в числе другой информации о механизме преступления позволяет правильнее разобраться в деталях расследуемого события и определить оптимальные способы выявления звеньев причинной цепи.
А.Н. Васильев под механизмом преступления предложил понимать «процесс совершения преступления, в том числе его способ и все действия преступника, сопровождающиеся образованием следов материальных и нематериальных, могущих быть использованными для раскрытия и расследования преступления» [2, с. 8].
В несколько более абстрактной форме определение механизма преступления дает В.А. Образцов: «реализуемая в определенных условиях, выражении, направленности и последовательности динамическая система противоправных поведенческих актов и обусловленных ими явлений, имеющих криминалистическое значение» [3, с. 20].
С точки зрения Р.С. Белкина, элементами этой системы выступают:
1) субъект преступления;
2) отношение субъекта преступления к своим действиям, их последствиям, к соучастникам;
3) предмет посягательства;
4) способ преступления как система детерминированных действий;
5) преступный результат;
6) место, время и другие обстоятельства, относящиеся к обстановке преступления;
7) обстоятельства, способствующие или препятствующие совершению преступления;
= ПРАКТИКА
8) поведение и действия лиц, оказавшихся случайными участниками (активными и пассивными) события;
9) связи и отношения между действиями (способом преступления) и преступным результатом, между участниками события, между действиями и обстановкой, субъектом преступления и предметом посягательства [3, с. 118-119].
Механизм преступления в целом как самостоятельная юридическая категория не имеет уголовно-правовой и уголовно-процессуальной оценки в действующем законодательстве и не разрабатывается в теории уголовного и уголовно-процессуального права.
Установление механизма совершения преступления может указывать на квалификацию лица, его совершившего, наличие у него криминального опыта, его принадлежность к категории «поездной вор» либо к работнику поездной бригады, его осведомленность о потерпевшем.
С нашей точки зрения, основными направлениями деятельности сотрудников оперативных подразделений на месте происшествия является:
1) опрос потерпевшего и установление обстоятельств его следования в поезде, места хранения похищенного имущества, меры, принимаемые потерпевшим для обеспечения безопасности своего имущества, обстоятельства кражи и обнаружения пропажи имущества;
2) установление описания похищенного имущества, индивидуализирующих признаков, серийных номеров;
3) установление очевидцев происшествия, их детальный опрос;
4) установление лиц, причастных к совершению данного преступления, получение их описания, примет;
5) ориентирование органов внутренних дел на транспорте по маршруту следования поезда на поиск похищенного и приметы подозреваемых лиц.
Материалы доследственной проверки, собранные при работе на месте происшествия, играют важную роль в дальнейшей работе по раскрытию и расследованию преступлений и являются основой для проведения в последующем следственных действий. Основную проблему в данном случае составляет ранее указанная особенность железнодорожного транспорта - постоянная динамика и изменение, это означает, что невозможно провести повторный осмотр места происшествия либо провести на месте происшествия какие-либо дополнительные следственные действия в последующем. С юридической точки зрения, место происшествия перестает существовать после проведения осмотра. То есть поезд, вагон, место, на котором следовал потерпевший, физически остаются в своем прежнем
ПРАКТИКА
виде, однако перестают представлять интерес для правоприменителя в силу произошедших там изменений.
Версия кражи - это объяснение кражи в целом или её отдельных элементов.
Основными версиями о личности преступника при организации раскрытия краж личного имущества пассажиров в поездах дальнего следования, по нашему мнению, являются:
а) совершение кражи членами поездной бригады;
б) совершение кражи пассажирами (совершение кражи «случайным» лицом);
в) совершение кражи лицами, относящимися к категории «поездной вор».
При организации раскрытия преступлений необходимо комплексное использование различных информационных баз данных, находящихся в распоряжении МВД России (ПТК «Розыск-Магистраль», ИБД «Регион», «Портрет», «Сова» и т.п.). Их использование позволяет выделить круг подозреваемых, установить возможных свидетелей (очевидцев) преступления.
Так, использование системы ПТК «Розыск-Магистраль» совместно с ИБД «Регион» позволяет не только получить сведения о пассажирах поезда и приобретении ими проездных документов, но и установить несоответствия в предоставленных при приобретении проездных документов данных, что может указывать на использование подложных сведений «ворами-гастролерами», а также ряд иных обстоятельств, способствующих раскрытию преступления.
Более половины раскрытых краж личного имущества пассажиров в поездах дальнего следования в 2015 году были раскрыты по «горячим»
следам, то есть по материалам, собранным в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, первоначальных следственных действий и отработки первоначальных версий. Этот факт свидетельствует о важности данного этапа при раскрытии краж личного имущества пассажиров в поездах дальнего следования.
На этапе сбора первоначального материала проверки устанавливается наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, наличие либо отсутствие квалифицирующих признаков, что в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является основанием для возбуждения уголовного дела.
При организации раскрытия краж личного имущества пассажиров в поездах дальнего следования следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством, требованиями ряда ведомственных нормативных правовых актов проведение полного перечня оперативно-разыскных мероприятий по данным преступлениям возможно только по поручению следователя и только по возбужденному уголовному делу. Поэтому в целях обеспечения своевременной и полной проверки, установления обстоятельств совершения противоправного действия, закрепления доказательственной базы, розыска похищенного возбуждение уголовного дела является первостепенной задачей в том случае, когда преступление не было раскрыто по «горячим» следам, так как только в данном случае возможно полное и своевременное проведение необходимого комплекса следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
— Литература -
1. Колмаков В.П. Следственный осмотр. - М., 2009. С. 62.
2. Криминалистика. - М.: МГУ, 2003. С. 8.
3. Образцов В.А. О некоторых перспективах интеграции и дифференциации знаний в криминалистике. - М., 2009. С. 20.
4. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х томах. Том 1. - М., 1996. С. 118-119.
_ References —
1. Kolmakov V.P. Of the Investigative inspection. - M., 2009. P. 62.
2. Forensics. - M., 2003. P. 8.
3. Obraszov V.A. Some prospects of integration and differentiation of knowledge in criminalistics. - M., 2009. P. 20.
4. Belkin R.S. Course of criminalistics. In 3 volumes. Volume 1. - M., 1996. P. 118-119.
(статья сдана в редакцию 12.09.2016)