Научная статья на тему 'Организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершенных в пассажирских поездах'

Организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершенных в пассажирских поездах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
976
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА / TRAIN TRANSPORT / THE INVESTIGATION OF CRIMES / CRIME SCENE EXAMINATION / INVESTIGATION SITUATION / TECHNICAL-CRIMINALISTIC PROVISION OF INVESTIGATIVE EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукин В. И., Чинёнов Е. В., Скоморохов О. Н.

В статье рассматриваются организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершенных в пассажирских поездах, обусловленные типичными следственными ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TACTICAL ASPECTS OF THE INSPECTION OF THE SCENE DURING THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED IN TRAINS

The article examines the organizational and tactical aspects of the inspection of the scene during the investigation of crimes committed in the passenger train, due to the typical investigative situations.

Текст научной работы на тему «Организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершенных в пассажирских поездах»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ПАССАЖИРСКИХ

ПОЕЗДАХ

ORGANIZATIONAL AND TACTICAL ASPECTS OF THE INSPECTION OF THE SCENE DURING THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED IN TRAINS

УДК 343

В.И. ЩУКИН,

кандидат юридических наук,

доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина,

Россия, Белгород) [email protected]

VLADIMIR I. SCHUKIN,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Е.В. ЧИНЁНОВ,

кандидат экономических наук,

доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

О.Н. СКОМОРОХОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина,

Россия, Белгород) [email protected]

EUGENE V. CHINENOV,

candidate of economic sciences,

associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

OLEG N. SKOMOROKHOV,

candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: в статье рассматриваются организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершенных в пассажирских поездах, обусловленные типичными следственными ситуациями.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, расследование преступлений, осмотр места происшествия, следственная ситуация, технико-криминалистическое обеспечение следственного осмотра.

Abstract: the article examines the organizational and tactical aspects of the inspection of the scene during the investigation of crimes committed in the passenger train, due to the typical investigative situations.

Keywords: train transport, the investigation of crimes, crime scene examination, investigation situation, technical-criminalistic provision of investigative examination.

Входе расследования преступлений следователь решает вопросы, связанные с установлением обстоятельств, имеющих значение для дела; установлением лица, совершившего преступление. Их реализация осуществляется

посредством организации подготовки и проведения следственных действий, взаимодействия с отдельными подразделениями правоохранительных органов, оказывающими помощь в расследовании преступлений.

Следует отметить, что решение всего спектра вопросов при расследовании преступлений следователь осуществляет не только посредством следственных действий, организационных, технических и других мероприятий, а в большинстве случаев - определенного алгоритма, комплекса указанных действий, которые, как правило, предназначены для решения локальных задач расследования.

Основанием для выбора определенных организационно-тактических приемов для обеспечения раскрытия преступления, в первую очередь по горячим следам, являются исходные криминалистические ситуации.

Ситуационные особенности обусловливаются, во-первых, временным интервалом, прошедшим от момента совершения преступления до момента поступления в соответствующий орган сообщения о нем, во-вторых, содержанием первичной информации об обстоятельствах преступления.

В начальный момент раскрытия преступления решающую роль играют системный подход к оценке криминалистической ситуации, обоснованность принятия решения о порядке немедленного реагирования на сообщение о преступлении, обеспечение выезда на место происшествия следственно-оперативной группы. Актуальность данной оценки в условиях железнодорожного транспорта возрастает.

Преодолению информационной неопределенности на рассматриваемом этапе способствует предварительное программирование комплекса действий [1], которые включают систему следственных действий, оперативно-разыскных, организационно-подготовительных и иных мероприятий, направленных на достижение локальной задачи по разрешению следственной ситуации, сложившейся при расследовании конкретного преступления в условиях железнодорожного транспорта. Следует признать, что в настоящее время ведутся разработки частных методик расследования преступлений, совершаемых в пассажирских поездах железнодорожного транспорта, против собственности, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотических средств. Однако в современных условиях возникает необходимость в общих, научно обоснованных подходах при разработке алгоритма действий следователя, типизированных рекомендаций по проведению отдельных следственных действий, в целом по расследованию преступлений, совершенных в условиях пассажирского поезда на железнодорожном транспорте.

Наиболее важным, с информационной точки зрения, следственным действием, как правило, выполняемым в условиях пассажирского поезда на железнодорожном транспорте при обнару-

жении преступления, является осмотр места происшествия. Целью его являются изучение обстановки на месте происшествия для уяснения обстоятельств совершенного преступления; обнаружение и изъятие следов и предметов, связанных с преступным событием, способствующих установлению личности преступников; фиксация обстановки посягательства в целях придания выявленным фактическим данным статуса вещественных доказательств.

Осмотр места происшествия - это безотлагательное следственное действие, промедление с проведением которого может привести к утрате или видоизменению следов преступления. При совершении преступления в условиях железнодорожного транспорта, а точнее в сфере пассажирских перевозок, когда место преступления находится на определенном расстоянии от следственного подразделения ЛО МВД России на транспорте, немедленное осуществление осмотра в ряде случаев невозможно. Однако в этой ситуации остается угроза утраты и видоизменения следов на месте совершения преступления.

Следователь, принимая решение о производстве осмотра места происшествия в пассажирском поезде, должен решить ряд вопросов, связанных не только с подготовкой и выбором тактических приемов следственного действия, но и организацией взаимодействия с оперативными подразделениями территориальных органов внутренних дел, а также с работниками поездной бригады.

В этой связи представляют интерес организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия, осуществляемого при расследовании преступлений, совершенных в пассажирских поездах.

На организацию и проведение осмотра места происшествия в пассажирском вагоне железнодорожного поезда оказывает влияние специфика этого вида транспорта. Она выражается в ограниченном пространстве подвижного состава, ограничении во времени, остановкой в пути следования и изменением обстановки; отсутствием возможности приостановить технологические процессы, связанные с движением поезда, а также другими процессами, обусловленными техническим регламентом функционирования железнодорожного транспорта.

В этом плане неотложность следует рассматривать не только как характеристику конкретного следственного действия, в данном случае осмотра места происшествия, но и как характеристику ситуаций, возникающих в условиях функционирования подвижного состава железнодорожного транспорта. В принципе, любое следственное действие в данной ситуации может стать неотложным.

Следователь, планируя расследование, должен исходить из того, что если в конкретный момент в кратчайшие сроки не провести определенное следственное действие, то в дальнейшем его производство не даст необходимых результатов либо будет неактуально. Промедление, ведущее к необратимым изменениям либо утрате места происшествия, по некоторым категориям преступлений обусловливает нецелесообразность осмотра места происшествия по прошествию времени в связи со значительными изменениями обстановки.

Одним из важнейших условий успешного проведения осмотра места происшествия и повышения его качества является правильно организованное взаимодействие между всеми подразделениями, принимающими участие в данном процессе. От правильно построенного взаимодействия следователя с другими участникам следственно-оперативной группы зависит эффективность самого осмотра места происшествия. Инициатива организации взаимодействия, как правило, должна исходить от лица, производящего расследование, которое несет ответственность за результат. Именно на него возложены обязанности по установлению формы взаимодействия и контролю за ходом осмотра, определения его цели и объектов исследования.

Значимость подготовительных мероприятий к осмотру места происшествия на объектах железнодорожного транспорта, в частности пассажирского подвижного состава, предопределяет постоянную готовность следователя, следственно-оперативной группы к выезду. Это определяет максимально быструю подготовку к осмотру места происшествия после получения сообщения о происшествии и подготовительные действия, осуществляемые непосредственно на месте происшествия с учетом складывающейся обстановки.

Анализ следственной практики свидетельствует, что на момент поступления сообщения о совершении преступления в пассажирском поезде в пути его следования могут сложиться следующие типичные ситуации:

- лицо, совершившее преступление, задержано, имеются свидетели;

- лицо, совершившее преступление, скрылось.

При этом следует учитывать следующие обстоятельства:

- наличие или отсутствие информации о виновном лице, в случае когда лицо, совершившее преступление, скрылось;

- наличие или отсутствие в пассажирском поезде сопровождающего работника полиции.

Следователь (дознаватель) при организации действий в условиях пассажирского поезда по ходу его следования либо на станции при вре-

менной стоянке должен учитывать, что возникшие при этом ситуации характеризуются дефицитом времени и информационной неопределенностью. В этих условиях эффективная реализация задач доследственной проверки сообщений о преступлении и расследования в целом зависит от:

- количественного и качественного состава следственно-оперативной группы, формирование которой должно осуществляться с учетом функционирования её при движении пассажирского поезда, временной стоянки на станции;

- координации действий СОГ с другими линейными ОВД по пути следования;

- полученной исходной информации и грамотных действий членов поездной бригады.

При работе следственно-оперативной группы в этих условиях основными её задачами являются установление лиц, совершивших преступление, скорейшее закрепление доказательств, которые по своей природе неустойчивы и с течением времени могут быть утрачены. Следует отметить, что в условиях движения пассажирского поезда, в силу динамичности происходящих в нем процессов, задача закрепления доказательств приобретает особое значение.

В ходе осмотра места происшествия следователь изучает объект (комплекс объектов), получает объективную информацию, необходимую для выдвижения версий о произошедшем событии, его механизме, личности преступника, а также других обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, определяет направление расследования. Организует розыск преступника «по горячим следам», проведение других следственных действий в целях установления всех обстоятельств содеянного. На основе данных осмотра места происшествия, с учетом результатов проверочных действий, следователь делает вывод о наличии или отсутствии признаков состава преступления.

Объектами осмотра в пассажирском поезде могут быть служебное и пассажирское купе вагона, коридор, тамбуры, переходные площадки, туалеты, багажные отсеки в купе, отдельные предметы.

При проведении осмотра места происшествия следователь может привлечь к его проведению потерпевшего, особенно в тех случаях, когда он контактировал с лицом, совершившим преступление, и может описать его внешние данные, а также может указать места, где хранились похищенные вещи.

При обнаружении преступления в пассажирском поезде, при производстве осмотра места происшествия и других мероприятиях непосредственно в пути следования, как правило, на стадии доследственной проверки, потерпевший

участвует практически всегда. В случае обнаружения преступления после того, как потерпевший покинул поезд, он не участвует в данных мероприятиях и ограничивается описанием примет либо составлением композиционного портрета подозреваемого.

В связи с нестабильностью обстановки на месте преступления осмотр места происшествия целесообразно проводить с участием эксперта и использованием максимального количества средств фиксации. Значение имеет видеосъемка и фотографирование следственного действия. Часто следователями используется схема вагона, схема купе, на которой делаются отметки о местах обнаружения вещественных доказательств, местах, на которых находились похищенные предметы, местах следования пассажиров и другие необходимые отметки. Учитывая то, что производство повторного либо дополнительного осмотра места происшествия на объектах железнодорожного транспорта практически невозможно [2, с. 19], важно обнаружить и изъять максимальное количество следов преступления. Необходимо разработать и использовать в следственной практике типизированные бланки осмотра пассажирского купе, вагона.

Использование технических средств при осмотре места происшествия при движении пассажирского поезда ограничено. На территории возможно применение всего спектра технических средств, вплоть до передвижной криминалистической лаборатории, в условиях же подвижного состава в пути следования остаются только портативные, носимые наборы технико-криминалистических средств. Это обстоятельство ставит перед криминалистами задачу модернизации, развития и разработки новых образцов технико-криминалистических средств, используемых в условиях подвижного состава железнодорожного транспорта.

Осмотр места происшествия должен сочетаться с действиями, направленными на поиск и задержание преступника по горячим следам, на выявление свидетелей содеянного. Свидетелями преступлений в пассажирских поездах железнодорожного транспорта, как правило, являются пассажиры, члены поездной бригады, полицейские нарядов сопровождения.

Реализация полученной в ходе осмотра места происшествия в подвижном составе информации играет значительную роль. В связи с этим некоторую определенность следователь и оперуполномоченный полиции, входящий в следственно-оперативную группу, может получить из базы данных электронного учета проездных документов, содержащих фамилии и данные документов, удостоверяющих личность пассажиров поездов, которые часто проживают на значительном расстоянии от места совершения преступления [3, с. 51]. При выявлении информации о пассажирах, сошедших с поезда на промежуточных станциях, и, по мнению следователя, имеющей значение для расследуемого дела, следует активно использовать её при взаимодействии с территориальными органами.

Рассматривая организационные и тактические аспекты осмотра места происшествия, проводимого в пассажирском поезде, следует отметить, что они имеют особенности. Исходя из этого, на наш взгляд, требуется дальнейшая разработка тактических приемов проведения осмотра места происшествия в условиях пассажирского подвижного состава железнодорожного транспорта, разработка и совершенствование технико-криминалистического обеспечения этого вида осмотра, совершенствование типовых должностных инструкций членов поездных бригад с целью реализации задачи по сохранению обстановки места преступления.

Литература

1. Ким Д.В. Ситуационный подход как основа преодоления информационной неопределенности на первоначальном этапе расследования преступлений // Российский следователь. 2008. № 8.

2. Цуканова О.В. Особенности производства осмотра места происшествия по преступлениям, совершенным в пассажирском поезде // Эксперт-криминалист. 2016. № 1. С. 19-20.

3. Цуканова О.В. Наиболее распространенные и чаще всего проводимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия первоначального этапа расследования преступлений, совершенных в пассажирском поезде // Вестник криминалистики. 2015. № 3. С. 51-52.

= References =

1. Kim D.V. Situacionnyj podhod kak osnova preodolenija informacionnoj neopredelennosti na pervonachal'nom jetape rassledovanija prestuplenij // Rossijskij sledovatel'. 2008. № 8.

2. Cukanova O.V. Osobennosti proizvodstva osmotra mesta proisshestvija po prestuplenijam, sovershennym v passazhirskom poezde // Jekspert-kriminalist. 2016. № 1. S. 19-20.

3. Cukanova O.V. Naibolee rasprostranennye i chashhe vsego provodimye sledstvennye dejstvija i operativno-rozysknye meroprijatija pervonachal'nogo jetapa rassledovanija prestuplenij, sovershennyh v passazhirskom poezde // Vestnik kriminalistiki. 2015. № 3. S. 51-52.

(статья сдана в редакцию 03.11.2016)

Проблемы правоохранительной деятельности 2'17 -

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.