ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НЕЗАКОННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВЕЩЕСТВ НА
ТРАНСПОРТЕ
FEATURES CRIMINAL CASES OF SMUGGLING BANNED SUBSTANCES IN TRANSPORT
УДК 343.13
О.Н. СКОМОРОХОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
O.N. SKOMOROKHOV,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
В.И. ЩУКИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
V.I. SCHUKIN,
candidate of law, associate рrofessor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности возбуждения уголовных дел о незаконной перевозке запрещенных веществ на транспорте.
Ключевые слова: незаконная перевозка, возбуждение уголовного дела, запрещенные вещества, транспорт, железнодорожный транспорт, поводы к возбуждению уголовного дела, основания, частные версии, исходная информация, оперативно-разыскные мероприятия.
Abstract: the article considers some features of criminal cases of smuggling banned sub-stances in transport.
Keywords: trafficking in and the prosecution, illegal substances, transport, railway transport, reasons for instituting criminal proceedings, the grounds, private version of the original in-formation, operative-search activities.
По делам о незаконной перевозке запрещенных веществ на транспорте важен этап получения и проверки сообщения о преступлении. От грамотности и последовательности действий на этом этапе зависит полнота сбора исходной информации о событии и его участниках, что, в свою очередь, сказывается на оперативности раскрытия преступления (установления лица, его совершившего) и успехе всего расследования в целом.
Задачи, стоящие перед правоохранительными органами в стадии возбуждения уголовного дела, состоят в фиксации первичных сведений, содержащихся в сообщении, в оперативной проверке полученных сведений, в определении наличия или отсутствия необходимых предпосылок для возбуждения уголовного дела и в принятии соответствующего официального решения. Это решение предполагает четкие ответы на вопросы: содержатся ли в деянии
признаки преступления; нет ли обстоятельств, которые по закону препятствуют возбуждению уголовного дела?
Как показывает следственная практика, в большинстве случаев сообщение о незаконной перевозке запрещенных веществ на транспорте характеризуется недостаточностью сведений для решения вопроса о наличии или отсутствии состава преступления. Дело же может быть возбуждено только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления [1, с. 4955]. Вопрос о достаточности данных решается в каждом конкретном случае по внутреннему убеждению лица, возбуждающего уголовное дело.
Само сообщение о незаконной перевозке вещества не может рассматриваться в большинстве случаев в качестве повода для возбуждения уголовного дела. Таким поводом будет информация о совершенном преступлении от органа дознания, принявшего и проверившего сообщение.
Однако помимо повода для возбуждения уголовного дела должно быть основание, т.е. наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Получить же достаточные данные можно лишь путем проверки поступившего сообщения. Поэтому для решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении проводится проверка сообщения.
Успешное раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконной перевозкой запрещенных веществ на транспорте, в значительной степени зависит от умения лица, производящего расследование, учитывать в своей работе их криминалистическую характеристику, а также от правильной оценки и разрешения сложившейся по делу ситуации. Подобный подход к расследованию преступлений вызван прежде всего потребностями практики и позволяет повысить эффективность предварительного расследования.
Расследование незаконной перевозки запрещенных веществ на транспорте имеет определенные особенности, которые объясняются своеобразием складывающихся ситуаций. Специфичность формирования таких ситуаций, их содержание обусловливаются индивидуальными чертами, т.е. их криминалистической характеристикой. Поэтому различные элементы криминалистической характеристики, и даже отдельные стороны одного и того же элемента оказывают влияние на характер складывающихся ситуаций, благоприятствуют расследованию либо отрицательно воздействуют на его ход [2, с. 253-255].
Раскрытие и расследование преступлений, как известно, представляет собой процесс обнаружения, фиксации, проверки и оценки доказательств. Установлено, что данному процессу присущи определенные закономерности, одной
из которых является ситуационная повторяемость возникновения и исчезновения доказательств. Этот процесс содержит в себе общие элементы, свойственные всем подобным процессам, происходящим в такой же ситуации. Поскольку возможно определение круга ситуационно типичных доказательств на базе закономерностей их возникновения, постольку возможно выявление типичных средств для их нахождения.
Процесс расследования преступления начинается с констатации того, что уже произошло, в чем уже проявилось поведение преступника. Для следователя или дознавателя познание события преступления - это собирание, систематизация и оценка следов преступления - материальных и нематериальных (идеальных, которые неизбежно появляются в результате поведения преступника). В исходных данных имеются признаки преступления, по которым иногда можно сделать предположительный, а иногда категорический вывод о том, что произошло такое-то преступление, совершенное таким-то способом.
Исходная информация является основанием для принятия решений о возбуждении уголовного дела, необходимых следственных действиях и оперативно-разыскных мероприятиях. Источниками информации при расследовании незаконной перевозки запрещенных веществ и предметов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте могут являться: показания свидетелей, в том числе очевидцев, сообщения работников транспорта (проводников, стюардов, ревизоров и т. п.), непосредственное обнаружение преступления либо его последствий работниками полиции.
При расследовании преступлений, связанных с незаконной перевозкой запрещенных веществ и предметов, в большинстве случаев лицо, проводящее расследование, сталкивается с исходными данными, которые свидетельствуют о перевозке запрещенных веществ и предметов. Однако в практике органов внутренних дел могут быть и такие ситуации, когда на транспорте вначале выявляются преступления типа убийств, грабежа, нанесения телесных повреждений и другие, которые совершены с применением огнестрельного, холодного оружия, сильнодействующих веществ и т.п. Уже в ходе расследования таких преступлений устанавливаются факты незаконной перевозки на железнодорожном, воздушном и водном транспорте перечисленных веществ и предметов.
Фрагментарный и проблематичный характер исходной информации о преступном событии, его субъекте, форме вины и других существенных обстоятельствах препятствует разработке подробного плана всего производства по делу. На данном этапе это не всегда реально и подчас не диктуется необходимостью.
В этот период большое значение имеет выбор направления расследования. Применительно к исследуемой группе преступлений на транспорте оперативное принятие решения о направлении расследования приобретает особое значение при обнаружении вредных последствий (крушения, пожара и т.п.), наступивших в результате незаконной перевозки на железнодорожном, воздушном и водном транспорте запрещенных веществ и предметов. В этой ситуации порой бывает неизвестно, по какой причине наступили эти последствия, что явилось источником повышенной опасности и т.п.
В большинстве же случаев первоначальный этап расследования исследуемой группы преступлений характеризуется тем, что перед следователем (дознавателем) возникает необходимость одновременно действовать в трех направлениях:
1) устанавливать и закреплять следы, свидетельствующие о незаконной перевозке виновным запрещенных веществ и предметов на транспорте, а также устанавливать цели перевозки;
2) устанавливать источник приобретения перевозимых виновным запрещенных веществ и предметов, а также конкретных лиц, занимающихся заготовкой, предварительным накоплением и сбытом указанных веществ и предметов;
3) устанавливать места сбыта перевозимых веществ и предметов, устанавливать конкретных лиц, занимающихся скупкой перевезенных веществ и предметов.
Перечисленные действия дают возможность уже на первоначальном этапе расследования получить значительную по объему информацию об основных звеньях преступной цепи (приобретение - перевозка - сбыт либо дальнейшее использование в преступных целях). Субъект расследования должен в полной мере учитывать складывающуюся исходную следственную ситуацию и в зависимости от этого планировать последовательность первоначальных следственных действий, которые, по его мнению, будут эффективными и дадут необходимую для раскрытия преступления информацию.
Расследованию преступлений, связанных с незаконной перевозкой запрещенных веществ и предметов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в большинстве случаев предшествует доследственная проверка.
В ходе доследственной проверки и первоначального этапа расследования устанавливаются фактические данные, которые служат основаниями к построению версий.
Процесс построения, развития, проверки версий в ходе расследования осуществляется непрерывно, вплоть до того момента, когда версии заменяются истинным знанием всех существенных обстоятельств дела. Поэтому план расследования
должен отражать процесс развития и построения версий, средства, пути и результаты их проверки от начала и вплоть до окончания дела.
Особенности планирования расследования преступлений, связанных с незаконной перевозкой запрещенных веществ и предметов на транспорте, в значительной степени предопределяются спецификой указанной группы преступлений.
Доследственная проверка, как и первоначальный этап расследования, проводится в условиях дефицита времени, а также отсутствия на момент обнаружения преступления достаточной ориентирующей и доказательственной информации.
Так, например, лицо, перевозящее запрещенное вещество, было обнаружено в вагоне пассажирского поезда, который имеет кратковременную стоянку на станции. В этих условиях у работников транспортной полиции, обнаруживших признаки преступления, нередко еще нет достаточных оснований признать данное лицо подозреваемым в процессуальном смысле этого термина, а перевозимое им вещество - запрещенным. На практике отсутствует также возможность путем применения специальных средств и методов проверить, относится ли обнаруженный перевозимый предмет или вещество к числу запрещенных; за короткий срок (время стоянки поезда на станции) сложно установить и невозможно допросить достаточное количество свидетелей совершенного преступления.
Следует отметить, что в этот период следователи (иные лица, производящие расследование), оценивая исходную информацию, чаще выдвигают не общие, а частные версии, которые объясняют происхождение и содержание отдельных сторон события, его обстоятельства, связи между ними.
Частные версии по этой группе преступлений могут дать объяснения:
- происхождению незаконно перевозимых веществ и предметов;
- их предназначению (по окончанию перевозки);
- о соучастниках преступления, от которых были получены для перевозки вещества и предметы и которым их планировалось передать;
- о возможной принадлежности лица, перевозящего запрещенные вещества и предметы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, к преступной группе;
- о преступной связи лица, перевозящего запрещенные вещества и предметы, с работниками транспорта.
Совокупность типичных частных версий дает возможность после проведения некоторых действий по их проверке и оценки полученной дополнительной информации выдвинуть общие версии, объясняющие сущность и содержание всего события.
По уголовным делам, связанным с незаконной перевозкой запрещенных веществ и предметов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, можно выделить типичные исходные следственные ситуации:
1) обнаружение лица, перевозящего запрещенные вещества и предметы на транспорте, при посадке в вагон, воздушное или морское судно, а также высадки из него по прибытии к месту назначения;
2) обнаружение лица в пассажирском поезде, воздушном или морском судне в пути его следования;
3) обнаружение лица на промежуточном месте назначения во время вынужденной остановки железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
4) обнаружение лица на вокзале, причале, в аэропорту, где оно осуществляло посадку в пассажирский или товарный поезд, воздушное или морское судно;
5) обнаружение последствий, наступивших в результате незаконной перевозки запрещенных веществ и предметов на транспорте, по ходу его движения или во время стоянки, - при необнаружении лица.
В зависимости от того, кто обнаружил преступление либо последствия, наступившие в результате его совершения, все перечисленные выше следственные ситуации можно разграничить и по субъекту обнаружения:
- работники ОВД на транспорте;
- должностные лица железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
- пассажиры;
- работники территориальных ОМВД (например, в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий, при расследовании дел о других преступлениях и т.п.).
Каждая следственная ситуация предполагает определенный комплекс действий следователя (дознавателя) и оперативного работника, обусловленный целесообразной последовательностью проведения первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В каждом случае следователь или дознаватель индивидуально определяет очередность этих действий, исходя из своего опыта, теоретической подготовки, а также учитывая специфику сложившейся ситуации.
На начальном этапе расследования преступлений, связанных с незаконной перевозкой запрещенных веществ и предметов на транспорте, наиболее распространена первая ситуация, когда лицо задержано при посадке в вагон, воздушное или морское судно, а также высадки из него по прибытии к месту назначения. Разрешение данной ситуации на практике происходит по-разному. В одном случае сразу после непосредственного обнаружения преступления работником транспортной полиции
решается вопрос о возбуждении уголовного дела, проводится задержание подозреваемого, затем его допрос, освидетельствование, допрос свидетелей. В другом случае предварительно исследуются изъятые у задержанного запрещенные вещества и предметы, затем допрашиваются подозреваемый, свидетели и т.п.
По видам связей с запрещенным веществом лиц, у которых они обнаруживаются, задержанных можно подразделить на следующие типы:
При обнаружении запрещенного вещества у задержанного:
а) задержанный приобрел, похитил, получил от третьих лиц запрещенное вещество для собственного потребления и (или) для продажи в розницу;
б) задержанный приобрел, похитил, изготовил, получил от третьих лиц запрещенное вещество для продажи в розницу или для оптовой продажи спекулянту;
в) задержанный (наркоман или ненаркоман) совершал преступные действия в одиночку;
г) задержанный - член преступной группы по систематическому сбыту похищенного, изготовленного или перекупленного у третьих лиц запрещенного вещества;
д) задержанный - не член преступной группы, хранил, перевозил запрещенное вещество по просьбе других лиц.
При обнаружении запрещенного вещества у задержанного при транспортировке:
а) задержанный самостоятельно изготовил, похитил, приобрел, запрещенное вещество и транспортирует его к месту жительства или месту временного пребывания;
б) задержанный - член преступной группы по систематическому изготовлению, хищению, перекупке и сбыту запрещенного вещества;
в) задержанный - лишь перевозчик запрещенного вещества, нанятый другими лицами;
г) задержанный - случайное лицо, которому поручили (попросили) перевезти груз, и ему не известно, что именно он перевозит.
В ходе задержания рекомендуется:
а) стремиться задержать лицо с поличным, отправителя в момент оформления почтовой или багажной документации, перевозчика - в момент сдачи багажа, получения его в камере хранения;
б) исключить возможность незаметного выбрасывания запрещенного вещества задерживаемым;
в) зафиксировать месторасположение запрещенного вещества у задерживаемого;
г) осмотреть окружающую территорию (канавы, мусорные урны, колодцы, люки и др.), где задерживаемый мог незаметно выбросить запрещенное вещество, документы, записки и другие предметы;
д) использовать фактор внезапности, время и место задержания выбирать с учетом имеющихся
данных о преступной группе, ее связях, распределении обязанностей между ее членами, месте нахождения запрещенного вещества;
е) факт задержания подозреваемого сохранить в тайне от его соучастников.
В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, наиболее рациональным будет проведение на первоначальном этапе расследования целого комплекса проверочных мероприятий и следственных действий. Учитывая, что задержание лица, перевозящего запрещенные вещества и предметы, происходит во время посадки в железнодорожный, водный, воздушный транспорт или высадки из него, то есть в момент наибольшей концентрации и движения людей, необходимо предпринять меры к установлению очевидцев и свидетелей совершенного преступления. В случаях, когда при задержании подозреваемый выбросил перевозимое запрещенное вещество либо пытался его уничтожить, производится осмотр того места, где это происходило. Если возникла необходимость провести осмотр в транспорте, то откладывание осмотра недопустимо, так как это может отрицательно сказаться на сохранности следов преступления.
В зависимости от характера исходной информации, полученной в ходе осмотра места происшествия, следует выделить следующие ситуации:
- полученные сведения убедительно свидетельствуют о совершении преступления;
- налицо вредные последствия события, причины которого неизвестны;
- обнаружены признаки преступления, однако лицо, производящее расследование, не уверено, что оно произошло.
Когда уголовное дело не возбуждено, а лицо, перевозящее запрещенные вещества и предметы, было задержано за административное нарушение, необходимо изъятое у него вещество или предмет в кратчайшие сроки направить на предварительное исследование (в данном случае на предварительное исследование направляются не только наркотические вещества, но и взрывчатые, сильнодействующие, а также ядовитые вещества). В зависимости от полученных в результате этого исследования данных решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Только после этого следователь или дознаватель вправе провести процессуальное задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, его допрос, допрос свидетелей, в первую очередь, очевидцев. В случае, когда преступление связано с перевозкой запрещенных веществ, проводится освидетельствование лица, их перевозившего.
Система дальнейших мероприятий будет зависеть от результатов проведения указанных выше следственных действий.
Необходимо отметить, что наряду со следственными действиями в указанный период проводятся оперативно-разыскные мероприятия, а именно:
- оперативные меры по отождествлению личности (включая проверку по учетам);
- опрос граждан;
- обследование помещений железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
- информирование подразделений транспортной полиции и территориальных ОВД;
- наведение справок;
- сбор информации о ранее совершенных задержанным преступлениях.
Вторую ситуацию на начальном этапе расследования преступления, когда преступник обнаружен в пассажирском поезде, воздушном или морском судне в пути его следования, можно классифицировать в зависимости от того, кто обнаружил преступление: сопровождающий работник полиции; работник транспорта; пассажиры.
Особенность данной ситуации заключается в том, что в пути следования пассажирского поезда, воздушного или морского судна ограничено передвижение граждан (в рамках транспорта), передача информации, а также отсутствует возможность прибытия в определенный срок следственно-оперативной группы, других сил и средств к месту происшествия для качественного и квалифицированного проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Однако в пути следования поезда, воздушного или морского судна имеется больше возможностей для собирания фактических данных о событии -будущих доказательств.
Сотрудник полиции, обнаруживший преступление в пути следования транспорта, должен выполнить все возможные в данной ситуации действия, направленные на сохранение, закрепление следов преступления, а также в кратчайшие сроки передать информацию в ближайшее подразделение транспортной полиции с целью организации выхода следственно-оперативной группы к прибытию поезда, воздушного или морского судна. Дальнейшее расследование преступления, после того как следственная оперативная группа встретит поезд, воздушное или морское судно, будет зависеть от той информации, которую получит следователь или иное лицо, правомочное производить расследование.
Третья ситуация - обнаружение лица на промежуточном месте назначения во время вынужденной остановки железнодорожного, воздушного или водного транспорта - встречается при патрулировании сотрудниками органов внутренних дел на транспорте и военизированной охраны по вокзалу, аэропорту, причалу. Организация патру-
лирования должна включать в себя обеспечение связи патрульной группы с дежурной частью подразделения ОВД на транспорте, с диспетчером. Патрульная группа должна быть обеспечена средствами передвижения, поддерживать связь с работниками транспорта и других служб с целью получения от них информации о преступниках.
При задержании правонарушителя необходимо провести личный досмотр заподозренного и изъятие запрещенных веществ и предметов. После этого информация передается в ОВДТ с целью направления к месту задержания следственно-оперативной группы или следователя (дознавателя). Оценив информацию и собранные доказательства, следователь (дознаватель) принимает решение о проведении осмотра места происшествия, в необходимых случаях решает вопрос о проведении осмотра участков местности, не являющихся местом происшествия, где могут быть обнаружены хранящиеся запрещенные вещества и предметы или же следы их хранения. Информация о происшествии передается в близлежащие подразделения органов внутренних дел на транспорте по ходу движения транспорта.
По прибытии патрульной группы с задержанным к месту дислокации подразделения ОВДТ решается вопрос о возбуждении уголовного дела (если оно не было возбуждено), проведении предварительного исследования изъятого вещества либо предмета. После возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель задерживает доставленного в качестве подозреваемого, производит допрос подозреваемого, членов патрульной группы, задержавших виновного, проводит обыск по месту жительства подозреваемого.
Оперативные сотрудники в этой ситуации могут осуществить весь спектр оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
В дальнейшем выполняются иные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, неотложность которых зависит от результатов предшествующего расследования.
Действия, направленные на разрешение четвертой ситуации, когда лицо обнаружено на вокзале, причале, в аэропорту, где оно осуществляло посадку в пассажирский или товарный поезд, воздушное или морское судно, в основном аналогичны действиям, проводимым в первой ситуации. Однако некоторые особенности и различия в проводимых действиях существуют. В отличие от пассажирского перрона железнодорожного вокзала на территории товарной станции отсутствует свободный доступ к вагонам грузового поезда. В некоторых случаях территория товарной
станции находится в удалении от жилых массивов и появление на ней посторонних всегда вызывает подозрение.
Наибольшую сложность представляет пятая ситуация, когда лицо не обнаружено и не задержано, однако обнаружены последствия, наступившие в результате незаконной перевозки запрещенных веществ и предметов на транспорте. Разнообразие последствий: пожар, взрыв, отравление пассажиров сильнодействующими или ядовитыми веществами, телесные повреждения, связанные с применением огнестрельного, холодного оружия, и т.п. - предполагает определенную сложность в разрешении этой ситуации. Указанные ситуации, как свидетельствует статистика, встречаются относительно редко, но причиненный в результате незаконной перевозки вред может быть очень большим. К примеру, незаконная перевозка взрывчатых веществ либо легковоспламеняющихся предметов может повлечь взрыв либо пожар в поезде, воздушном или морском судне, что в свою очередь может привести не только к повреждению подвижного состава, но и к гибели пассажиров. В связи с этим, даже принимая во внимание малое количество данных ситуаций, на наш взгляд, следует уделить внимание тем вопросам, которые возникают при их разрешении.
Независимо от того, где указанные действия происходят (в пути следования поезда, воздушного или морского судна, на его стоянке), и кто обнаружил последствия (сотрудник полиции, работник транспорта, пассажир), необходимо в первую очередь:
максимально сократить время до прибытия следственно-оперативной группы к месту совершения преступления;
как можно скорее передать информацию о совершенном преступлении в подразделение транспортной полиции и территориальные органы внутренних дел;
обеспечить охрану места происшествия; устранить по возможности вредные его последствия;
приостановить движение железнодорожного, воздушного или водного транспорта (при необходимости).
При рассмотрении вышеуказанных типичных исходных следственных ситуаций мы ограничились обозначением основных направлений деятельности следователя (дознавателя), сотрудника оперативного аппарата, представителей других служб, принимающих участие в расследовании преступлений, связанных с незаконной перевозкой запрещенных веществ и предметов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Литература
1. Цурлуй О.И. Проблемы судебного обжалования постановления о возбуждении уголовного дела // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. Выпуск 4. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2007. С. 49-55.
2. Цурлуй О.И. Использование криминалистических познаний отдельными субъектами доказывания в уголовном судопроизводстве России / Криминалистические чтения на Байкале-2015: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Вост.-Сиб. фил ФГБОУ-ВО «РГУП»; отв. ред. Д. А. Степаненко. - Иркутск, 2015. С. 253-257.
References
1. Tcurlui O.I. Problems of judicial review of the decision to Institute criminal proceedings // Problems of law enforcement and education: collection of scientific works of doctoral students, adjuncts, graduate students, job seekers. Issue 4. - Belgorod: ASSI and REID Belyi of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2007. P. 49-55.
2. Tcurlui O.I. The forensic Use of knowledge of individual subjects of proof in criminal procedure of Russia / Forensic reading on lake Baikal-2015: materials Intern. scientific.-practical. conf. / East.-Sib. Phil GBOWO «rhup»; resp. edited by D.A. Stepanenko. -Irkutsk, 2015. P. 253-257.
(статья сдана в редакцию 16.12.2015)